2 1 Однако так же, как в народе Израиля
бывали лжепророки, и среди вас будут лженаставники. Им удастся внедрить
свои ложные учения, ведущие к погибели. Они откажутся от Владыки,
выкупившего их на свободу, и навлекут на себя скорую погибель.
(2)Многие будут подражать их мерзости и этим
дадут повод хулить Путь Истины. (3) Это ненасытные люди, они с помощью
хитроумных басен на вас хорошо наживутся. Но приговор им вынесен давно,
он не замедлит, и не дремлет их погибель!
4Ведь Бог не пощадил даже ангелов, когда те согрешили:
Он заточил их в ад и предал цепям вечного мрака до Дня Суда.
(5)Не пощадил Он и древнего мира,
за исключением Но́я, вестника праведности, и с ним еще семерых,
когда наслал потоп на мир нечестивцев. (6)И города Содо́м и Гомо́рру
осудил на разрушение, обратив их в пепел в назидание
будущим нечестивцам. (7) Но Он спас праведного Ло́та, изнемогавшего
от беспутства развратных людей (8) ведь для этого праведника, для его
праведной души́ было каждодневной пыткой видеть и слышать, что они творят.
(9) Господь умеет благочестивых спасать от испытаний,
а неправедных сберегать для наказания в День Суда.
(10)Особенно тех, кто идет на поводу
у грязных желаний своей плотской природы и ни во что
не ставит власть Господа.
Дерзкие и наглые, эти люди не трепещут, оскорбляя
небесные силы, (11)в то время как даже ангелы, которые
несравненно сильнее и могущественнее, не говорят о них оскорбительно,
обвиняя их перед Господом. (12)Они же словно неразумные животные, которые
знают лишь инстинкты* и рождаются для одного
чтобы их отловили и убили; они хулят всё то, что недоступно
их уму; и, подобно этим животным, они тоже погибнут, (13)и им отплатится вредом за вред,
который они причинили.
Им сладок кутеж при свете
дня; они сама мерзость и позор; они наслаждаются тем, что плетут
для вас се́ти обмана, сидя с вами за одним столом. (14)В глазах у них только проститутки и непрестанный
грех; они заманивают в ловушку слабые ду́ши; сердца́ их
натасканы на алчность; их удел погибель. (15)Они сошли с прямого пути и заблудились,
они пошли путем Валаа́ма, сына Босо́ра, которого прельстила
награда за греховное дело. (16) Но он был уличен в преступлении: бессловесная
ослица заговорила человеческим голосом и остановила безумие пророка.
17 Это иссохшие источники, это тучи,
гонимые бурей! Их дожидается непроглядный мрак ада. (18) Ведь они своими напыщенными и пустыми
речами завлекают и ловят на приманку необузданных желаний плоти тех,
кто только-только стал удаляться от людей, живущих во лжи. (19)Они обещают им свободу, будучи сами
рабами у погибели. Ведь кто чему покоряется, тот тому и раб. (20)Потому что если они, благодаря познанию Господа
нашего и Спасителя Иисуса Христа, бежали от мерзостей этого мира, но,
снова запутавшись в них, опять ими покорены, то это последнее
для них хуже того первого. (21)Лучше бы им вообще ничего не знать о Пути
праведности, чем, узнав его, отвернуться от святой заповеди, что им вверена!
(22) То, что с ним случилось, подтверждает
верность пословицы:
"Пес вернулся на свою блевотину"
и
"Вымой
свинью она снова валяется в грязи".
3 1 Любимые мои, письмо, которое я пишу вам,
уже второе. В этих письмах я стараюсь своими напоминаниями
пробудить в вас чистый строй мыслей, (2) чтобы вы помнили слова́, сказанные
некогда святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, что передана
вашими апостолами.
3Прежде всего вы должны знать, что в последние
дни появятся насмешники+, идущие
на поводу у собственных желаний. (4)Они будут, насмехаясь, говорить:
"Где же Его обещанное пришествие? Вот уже и отцы наши
упокоились, а всё как было от сотворения мира, так и осталось".
(5)Они забывают, что некогда Божьим
Словом были созданы небеса и земля из воды и посредством
воды, (6)и ими же тогдашний мир, затопленный
водой, был уничтожен. (7)А нынешние небеса и земля, волей того
же Слова, сохраняются для огня, и их сберегают для Дня Суда
и гибели безбожных людей.
8 Любимые мои, вот чего вы не должны
забывать: для Господа один день что тысяча лет и тысяча
лет что один день. (9)Господь не медлит с обещанным, даже если
некоторые считают это промедлением. Наоборот, Он очень терпелив к вам, Он
не хочет, чтобы кто-либо погиб, но хочет, чтобы все раскаялись.
(10)А День Господа придет внезапно,
словно вор. В тот день исчезнут с громовым раскатом небеса, разрушатся
и сгорят небесные тела и земля с ее делами будет признана
виновной. (11) И если всё будет так разрушено,
какими же должны быть вы, какой святой и преданной Богу должна быть ваша
жизнь, раз вы с нетерпением и жаждой дожидаетесь Дня пришествия
Бога, когда небеса, охваченные пламенем, разрушатся и небесные тела расплавятся
в огне!
13 Мы ждем, как Он нам обещал, новых
небес и новой земли́, где будет обитать праведность.
14 Вот почему, любимые мои, в ожидании
этого старайтесь быть чистыми и безупречными, чтобы оказаться в мире
с Богом. (15) А еще считайте, что безграничное
терпение Господа это ваш шанс на спасение*,
как об этом вам писал с мудростью, данной ему Богом, и наш любимый
брат Павел, (16)он говорит*
об этом во всех своих письмах. В них есть вещи трудные для понимания,
и люди невежественные и нестойкие извращают их, как и остальные
Писания, себе на погибель. (17) А так как вы, любимые мои, знаете
это заранее, то берегитесь, чтобы ложь безнравственных*
людей не увлекла вас за собой и не лишила твердой опоры. (18) Так возрастайте, всё больше узнавая
Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа и Его доброту*.
Ему слава как ныне, так и в День вечности+.
Аминь.
2.2Путь истины первые христиане называли
себя "Путь", также Путь истины, Путь Господа (Деян 18.25-26), Путь спасения
(Деян 16.17), Путь праведности (2.21).
2.4 Рассказы о падении ангелов, в еврейской традиции
носивших имя небесных Стражей, были в древности очень популярны. В 1 Книге
Еноха 619 (начало II в. до н.э.) рассказывается, как в дни
Иареда (Быт 5.18) двести ангелов Шемихаза и Азаэля, плененные красотой
земных женщин, спустились на гору Гермон и взяли их себе в жены.
Они научили женщин колдовству и употреблению косметики. Их дети,
Исполины, разоряли землю. Падение ангелов и явилось, по мнению многих
древних еврейских толкователей, первопричиной греха. Заточил их в ад
хотя в Книге Бытия ничего не говорится об их дальнейшей судьбе,
в 1 Еноха рассказывается о заточении в Тартар. Здесь тоже употреблен
глагол "тартар`ео", что наводит на мысль, что евреи,
жившие в эллинистическом окружении, видели некоторое сходство между падением
Стражей и восстанием Титанов, позже заточенных в Тартар олимпийскими
богами. Ад, или Тартар, не являются местом окончательного наказания,
каковым является в еврейской традиции геенна. Это лишь место предварительного
наказания, за которым последует Суд.
2.5Потоп был следствием падения Стражей и Исполинов.
Вестника праведности в еврейской традиции Ной призывал
своих порочных современников к раскаянию и праведной жизни.
2.6обратив в пепел
см. также Прем 10.7. Греческий географ Страбон сообщает, что земли вокруг
Мертвого моря называются "страной пепла".
2.10власть Господа буквально:
"власть, господство"; возможно понимание этого слова в смысле ангельского
чина Господств (ср. Иуд 8). Небесные силы буквально:
"славы". Вероятно, имеются в виду ангельские существа, как в Иуд 8.
2.11обвиняя их если под прославленными
существами ст. 10 имеются в виду злые ангелы,
то Божьи ангелы обвиняют их (ср. Иуд 9); в противном случае
это лжеучителя.
2.12подобно этим животным, они тоже погибнут
возможны другие переводы: "погубят себя своими делами", "совершенно
точно погибнут", "погибнут вместе с ними". Подобно им
имеются в виду или животные, или злые ангелы.
2.13при свете дня устраивать
попойки или вечеринки днем считалось признаком полного нравственного разложения.
Но возможно и понимание: "каждый день". За одним столом
возможно, речь идет о христианских трапезах любви (ср. Иуд 12),
хотя неизвестно, проводились ли они в то время днем.
2.14В глазах у них
только проститутки дословно: "глаза их полны проститутки"
(ед. ч.); так как слово "к`ора" имеет два значения: "девушка"
и "зрачок", то греческие писатели часто в риторических
целях играли на этих двух значениях. Этот оборот значит, что такой
человек всегда выискивает женщину, с которой можно было бы согрешить. В некоторых
рукописях: "в глазах у них только разврат".
2.15Прямым путем в Библии называется путь послушания
Богу (3Цар 12.23; Пс 106.7; Ис 33.15). В еврейской традиции
Валаам предстает одним из главных врагов народа Божьего Израиля; он согласился
исполнить просьбу Валака из жадности, потому что тот обещал ему огромную
сумму денег, кроме того, он научил его, как вовлечь Израиль в грех
разврата и отступничества (Числ 25.1-3). В Числ 31.8 и Ис Нав 13.21-22
говорится о том, что он был убит вместе с мадиамскими царями, к которым
он якобы пришел за наградой. Сын Босора имя <отца
Валаама, согласно Числ 22.5>, было Беор.
2.19свободу вероятно, от смерти,
или от Божьего Суда, или от законов нравственности. Ведь кто кому
покоряется... вероятно, поговорка (ср. Рим 6.16; Ин 8.34).
2.20 Ср. Евр 10.26. Господа нашего и Спасителя
в некоторых рукописях: "Господа и Спасителя нашего".
3.3...насмешники... — Имеются в виду люди, отвергающие Бога
и Его заповеди. (Прим. в СРП.)
3.4отцы наши вероятно, первое христианское
поколение, особенно апостолы, в течение жизни которых должно было состояться
пришествие Христа, хотя есть также мнение, что имеются в виду патриархи.
3.5 из воды и посредством
воды согласно Быт 1.1 и другим ближневосточным сказаниям,
мир возник из "бездны", т.е. водного хаоса, или некоего
первобытного океана. Бог создал мир, отделив твердь от воды.
3.6ими же
т.е. Божьим словом и водой.
3.7для огня хотя о конечной гибели
мира от огня в НЗ говорится только здесь, это была распространенная
идея в ВЗ (Пс 97.3; Ис 30.30; 66.15-16; Иез 38.22; Ам 7.4;
Соф 1.18; Мал 3.19), а также в ряде языческих религий (например,
в зороастризме).
3.9 В еврейской традиции существовало два представления
о времени прихода Божьего для окончательного суда. Согласно одной, Бог назначил
дату Суда, а согласно другой, Он из милосердия откладывает Свой
приход, пока весь Израиль не раскается. К вам в некоторых
рукописях: "к нам".
3.10небесные тела
буквально: "стихии"; это слово может означать также первоэлементы
мира и ангельские силы, в ведении которых находится природа. Будет признана
виновной в рукописях много разночтений: "не будет
обнаружена", "окажется разрушенной", "сгорит", "исчезнет".
3.16трудные для понимания
не в том смысле, что они темны и непонятны, а потому
что могут быть ложно истолкованы, о чём говорил и сам апостол Павел
(Рим 3.8).
3.18...в День вечности... — то же, что "вовеки". (Прим. в СРП.)
*2:12 В СРП:
"которые следуют лишь инстинктам". (Это и следующие примечания
сделаны редактором рассылки.) *3:15
В СРП: "это ваше спасение". *3:16
В СРП: "говорил". *3:17
В СРП: "развращенных". *3:18
В СРП: "благодать".
Проект
"Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.