16
1 К Иисусу пришли фарисеи
и саддукеи. Желая испытать Его, они стали требовать, чтобы Он явил
им знак с небес. (2) Но Он ответил:
На закате вы говорите: "Будет хорошая погода небо красное".
(3) А рано утром:
"Сегодня будет буря небо багровое". Глядя на небо, вы умеете
предсказывать погоду, а знаков наступающих времен различить не умеете?
(4) Злое и безбожное поколение! Оно требует
знака, но не будет дано ему знака, кроме знака Ионы!
И,
покинув их, Иисус ушел.
5
Ученики приплыли к другому берегу. Оказалось, что они забыли взять с собой
хлеба.
6
— Смотри́те, берегитесь фарисейской и саддукейской закваски!
сказал им Иисус.
7
А они говорили между собой: "Мы не взяли хле́ба".
8
Иисус, узнав об этом, сказал им:
Почему вы говорите, что у вас нет хле́ба? Маловеры! (9) Ничего
вы не понимаете? Не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек?
Сколько корзин вы набрали? (10) А о семи
хлебах на четыре тысячи? Сколько корзин вы набрали тогда? (11) Неужели
вам не понятно, что не о хлебе Я говорил? Берегитесь фарисейской
и саддукейской закваски!
12
Тогда они поняли, что Он предостерегал их не от хлебной
закваски, а от учения фарисеев и саддукеев.
13Придя в земли Кесарии Филипповой, Иисус спросил Своих учеников:
Кем считают люди Сына человеческого?
14
— Одни говорят, что Ты Иоанн Креститель, другие
что Илья*, а некоторые
что Иеремия или один из пророков, ответили они.
15
— А вы кем считаете Меня? спрашивает их Он.
16
— Ты Помазанник, Сын Живого Бога, ответил Симон
Петр.
17
— Ты счастливый человек, Симон, сын Ионы, сказал Он,
потому что тебе открыли это не люди, а Мой Небесный Отец. (18) Поэтому
Я говорю тебе:
ты
Скала, и на этой скале Я возведу Мою Церковь,
и даже силам преисподней ее не одолеть. 19
Я дам тебе ключи от Царства Небес, и то,
что ты запретишь на земле, запретят
на небесах, а что разрешишь на земле,
разрешат на небесах.
20
А потом Он строго наказал ученикам никому не говорить о том,
что Он Помазанник Божий.
1.16Помазанник, или греч. Христос (евр. Маши́ах) –
долгожданный царь из рода Давида, который, по мнению народа, должен
был свергнуть иноземное иго и восстановить былое могущество Израиля. Постепенно
эта фигура земного могущественного царя и полководца всё чаще видится
в эсхатологическом свете: Он появится в конце времен, перед наступлением
Царства Бога, и принесет победу не только над земными врагами народа
Божьего, но и освобождение от грехов. С Его приходом установится
мессианское царство мира с Богом, счастья и изобилия.
3.7Фарисеи – члены религиозного движения, ставившего своей целью
неукоснительное соблюдение не только Закона Моисея, но и устных
отеческих преданий, а также той степени ритуальной чистоты, которая
требовалась только от священников. Несмотря на относительную малочисленность
(в I в. их было около 5-6 тысяч), они пользовались огромным авторитетом
в народе, и их вынуждены были терпеть и их враги –
саддукеи. Саддукеи – члены крайне консервативной религиозно-политической
группировки, состоявшей из влиятельного священства и старейшин. Они признавали
авторитет только Писаний, но не принимали устной традиции и, в отличие
от фарисеев, отвергали веру в воскресение мертвых и в ангелов.
4.18Симон — это еврейское имя (полное имя — "Симеон",
точнее: "Шимо́н"). Петр (арам. Кефа́) —
прозвище, данное Симону Иисусом, означае "камень, скала".
8.20Сын человеческий (арам. бар-наш(а), сын человека) —
в ВЗ это словосочетание часто встречается в значении "человек,
смертный, смертное существо". Но в апокалиптической литературе
и особенно в Дан 7-9 Сын человеческий — это возвышенная
и таинственная личность, представляющая народ Божий Израиль, в отличие
от зверей, которые олицетворяют мировые империи. Он шествует по облакам,
и Ему дана власть, слава и царство. Еще величественнее предстает
Он в 1 Книге Еноха (она не вошла в канон Священного Писания,
но была широко распространена и почитаема в I в. н.э.). Здесь Он —
Мессия и Ему дана власть судить живых и мертвых. Правда, неизвестно
время, когда были созданы главы этой книги, повествующие о Сыне человеческом
(их нет на еврейском языке, они существуют только в переводах —
так называемый Эфиопский Енох). Некоторые ученые полагают, что они написаны
после 70 г. н.э. Кроме того, в арамейском языке это словосочетание
означало "некто, некий человек" и употреблялось в тех случаях,
когда человек из скромности или из нежелания говорить о предстоящих
ему страданиях или смерти вместо "я" говорил о себе в третьем
лице как о "некоем человеке" (ср. 2Кор
12.2-5, где ап. Павел говорит, что знает "одного человека",
имея в виду себя). В Евангелиях Иисус всегда называет себя в третьем
лице — Сыном человеческим. Можно выделить три группы речений о Нём:
1) о Его земной жизни (8.20; 9.6;
11.19; 12.8;
16.13); 2) о предстоящих Ему страданиях и смерти
(17.12,22;
20.18; 26.2,24);
3) о Его грядущей славе (16.27,28;
17.9; 19.28;
24.27,30,44;
26.64). Таким образом,
этот титул не указывает на одну из природ Иисуса, но скорее
всего тесно связан с титулом Мессии, пришедшего не как победоносный
Царь народных чаяний, но как страдающий Служитель Яхве, исполнивший
пророчества Исайи (Ис 52.13-53.12).
16.6
В НЗ и в раввинистической литературе закваска обозначает злое начало
в человеке (ср. 1Кор
5.6; Гал 5.9).
Лука определяет закваску фарисеев как лицемерие (12.1).
16.7 Возможно
иное понимание: "А они говорили между собой: "[Он говорит
это] потому, что у нас нет хлеба".
16.13Кесария называлась Филипповой, чтобы отличить ее от Кесарии
Приморской, расположенной на берегу Средиземного моря и ставшей резиденцией
римских наместников. Кесария же Филиппова была расположена у истока
Иордана, на склонах горы Гермон. Сына человеческого —
см. прим. к 8.20. В некоторых рукописях: "Меня,
Сына человеческого".
16.14
Люди верили, что во исполнение пророчества Малахии (Мал 4.5) перед приходом
Помазанника Божьего на землю вернется пророк Илья, чтобы подготовить
к этому народ. Другие же предполагали, что вернутся такие древние
пророки, как Иеремия, Исайя и др.
16.16Помазанник — см. прим. к 1.16.
Бог назван Живым, в отличие от языческих идолов, которые
были неживыми, так как были сделаны человеческими руками.
16.17люди — дословно: "плоть и кровь", так в Библии
часто называется человечество, люди (ср. Гал 1.16).
16.18Скала — см. прим. к 4.18. Словом
Церковь переводится греческое слово "экклеси́я", которое
значит "собрание". В НЗ всегда в значении как местной
общины верующих, так и всего собрания народа Божьего, но так никогда
не называется помещение, в котором собираются христиане. Силам преисподней —
дословно: "вратам ада".
16.19запретишь... разрешишь — существуют два основных понимания
слов "запрещать" и "разрешать": 1) отменять старые
и устанавливать новые правила; 2) осуждать и прощать.
16.20Он — Помазанник Божий — в некоторых рукописях:
"Он — Иисус Христос". См. прим. к 1.16.