(5) Вот этих
двенадцать послал Иисус, дав им такое наставление:
—
/.../ 34 Не думайте,
что Я пришел установить мир на земле. Не мир Я принес,
но меч рассекающий. 35
Я пришел разделить! "Разделить сына*
с отцом, с матерью дочь, со свекровью
невестку. 36 И человеку врагами
будут его домочадцы*". 37
Кто любит отца или мать больше Меня, тот не для Меня!
Кто любит сына или дочь больше Меня, тот не для Меня! 38 И кто свой крест не берет
и не идет* за Мною, тот
не для Меня! 39 Кто хочет жизнь
свою обрести, тот погубит ее. А кто погубит свою
жизнь ради Меня, тот ее обретет. 40
Тот, кто вас принимает, принимает Меня, а кто
Меня принимает, принимает Того, кто послал Меня. 41
Кто принимает пророка из-за того, что
он пророк, получит награду пророка. И кто
принимает праведника из-за того, что он праведник,
получит награду праведника. 42
И кто хоть кружкой холодной воды напоит одного из этих
простых и малых, из-за того, что он Мой ученик,
поверьте Мне, не лишится награды.
11 Когда Иисус закончил наставление
двенадцати Своих учеников*, Он продолжил
Свой путь, чтобы учить и проповедовать в других городах.
2
Когда Иоанн в тюрьме узнал о делах, которые совершал Помазанник, он послал
своих учеников (3) спросить
у Него: "Ты — Тот, кто должен прийти, или ждать
нам другого?"
4
Иисус ответил им:
—
Ступайте и сообщите Иоанну то, что вы видите и слышите:
7
Когда они ушли, Иисус стал говорить народу об Иоанне:
—
Зачем вы ходили в пустыню? Посмотреть на тростник,
как он под ветром колышется? 8
Так зачем вы ходили в пустыню? Думали увидеть
человека в пышной одежде? Но люди
в пышных одеждах живут во дворцах. 9
Кого же вы думали увидеть? Пророка?*
Да, вы видели пророка, и,
говорю вам, он больше, чем пророк, 10
Он тот, о ком сказано в Писании:
"Вот, Я посылаю вестника Моего перед Тобою, который
впереди Тебя проложит Тебе путь".
11
Говорю вам: не было никого во всем роде человеческом, кто был бы выше
Иоанна. Но даже тот, кто всех меньше в Царстве Небес, больше, чем он.
(12) Со дней Иоанна
Крестителя и поныне против Царства Небес ведется борьба, и его разоряют
насильники. (13) Все пророки
и Закон до Иоанна говорили о Царстве Небес. (14) Он,
если знать хотите, и есть сам Илья́*,
который должен вернуться. (15) У кого
есть уши, пусть услышит!
16
С кем сравнить Мне людей нашего времени? Они похожи
на детей, которые сидят на площади и одни
кричат другим: 17"Мы хотели
играть с вами в свадьбу*, а вы
не плясали". — "А мы хотели
играть в похороны*, а вы
не плакали".
18Пришел Иоанн, не ест и не пьет вина. И они говорят: "В нём
бес!" (19) Пришел
Сын человеческий, ест и пьет. И они говорят: "Смотри́те,
вот обжора и пьяница, приятель сборщиков податей и прочих грешников!"
Но Божья мудрость своими делами оправдана.
5.3Бедные это прежде всего те, кто слаб, угнетен, лишен средств
к существованию и поэтому особенно нуждается в помощи Божьей. В отличие
от большинства богачей, они кротки, не заносчивы, понимают свою
слабость и незначительность, поэтому возлагают все свои надежды только
на Бога (см. Ис 61.1). Слово "духом" может быть понято
также, как "добровольно". В междузаветный период "бедняками
Божьими" называли себя люди, сознательно отказывавшиеся от богатства
ради Бога. Вероятно, все, названные счастливыми в ст. 4-9,
входят в категорию "бедных".
5.17Закон и Пророки т.е. всё Священное Писание ВЗ. Закон
Моисея также считался пророческой книгой. Согласно евангелисту, всё Священное
Писание пророчествует о приходе Мессии, и Иисус исполняет эти пророчества
Своей жизнью и смертью.
5.46Сборщики податей были, как правило, из евреев; они собирали
подати для римских властей, и их ненавидели, считая предателями
своего народа, людьми, нарушающими правила ритуальной чистоты, и грешниками,
потому что они по долгу своей профессии общались с разными людьми,
в том числе и с нечистыми.
8.20Сын человеческий (арам. бар-наш(а), сын человека)
в ВЗ это словосочетание часто встречается в значении "человек,
смертный, смертное существо". Но в апокалиптической литературе
и особенно в Дан 7-9 Сын человеческий это возвышенная
и таинственная личность, представляющая народ Божий Израиль, в отличие
от зверей, которые олицетворяют мировые империи. Он шествует по облакам,
и Ему дана власть, слава и царство. Еще величественнее предстает
Он в 1 Книге Еноха (она не вошла в канон Священного Писания, но была
широко распространена и почитаема в I в. н.э.). Здесь Он
Мессия и Ему дана власть судить живых и мертвых. Правда, неизвестно
время, когда были созданы главы этой книги, повествующие о Сыне человеческом
(их нет на еврейском языке, они существуют только в переводах
так называемый Эфиопский Енох). Некоторые ученые полагают, что они написаны
после 70 г. н.э. Кроме того, в арамейском языке это словосочетание
означало "некто, некий человек" и употреблялось в тех случаях,
когда человек из скромности или из нежелания говорить о предстоящих
ему страданиях или смерти вместо "я" говорил о себе в третьем
лице как о "некоем человеке" (ср. 2Кор
12.2-5, где ап. Павел говорит, что знает "одного человека",
имея в виду себя). В Евангелиях Иисус всегда называет себя в третьем
лице Сыном человеческим. Можно выделить три группы речений о Нём:
1) о Его земной жизни (8.20;
9.6; 11.19;
12.8; 16.13);
2) о предстоящих Ему страданиях и смерти (17.12,22;
20.18; 26.2,24);
3) о Его грядущей славе (16.27,28;
17.9; 19.28;
24.27,30,44;
26.64). Таким образом,
этот титул не указывает на одну из природ Иисуса, но скорее
всего тесно связан с титулом Мессии, пришедшего не как победоносный
Царь народных чаяний, но как страдающий Служитель Яхве, исполнивший
пророчества Исайи (Ис 52.13-53.12).
10.34установить мир евреи верили, что Помазанник, победив язычников,
установит мир на земле. Меч это слово имело метафорический
смысл "война, смерть" (см. Иер 15.2), а также "разделение".
10.38
Осужденный сам нес перекладину креста на место казни. Так как казнь
через распятие со времен римского владычества часто применялась в Палестине,
то зрелище это было довольно привычным. Здесь в метафорическом смысле:
всякий, кто хочет быть учеником Христа, должен быть готов к страданиям
и даже смерти за свою веру.
11.2своих учеников в некоторых рукописях: "двух своих
учеников".
11.3Тот, кто должен прийти т.е. Помазанник, так как это один
из мессианских титулов. Вероятно, Иоанн, будучи пророком гнева, ожидал от Мессии
иных действий, чем те, что совершал Иисус.
11.5бедным возвещают хотя греческий глагол "эвангели́дзомай"
может быть понят как медиальный ("бедные возвещают"), в данном
контексте предпочтительнее понимать его как глагол пассивный (ср. Ис 61.1).
Бедные см. прим. к 5.3. Всё, что совершает
Иисус, является исполнением пророческих слов Исайи, говорившего о том, каким
будет мессианский век.
11.7тростник символ слабости и бессилия. Но Иоанн таким
не был.
11.9
В отличие от современного значения этого слова, в Библии пророк
это человек, говорящий от имени Бога как Его вестник и представитель.
Предсказание будущего может, хотя и необязательно, являться частью его вести,
которую Бог поручил ему нести людям.
11.11во всём роде человеческом дословно: "среди рожденных
женщинами"; это еврейское выражение, означающее: "среди смертных
людей" (ср. Гал 4.4).
Иоанн величайший из людей, потому что ему доверил
Бог весть о приходе Помазанника. Кто всех меньше вероятно,
любой, даже самый незначительный, удостоенный войти в Царство, больше Иоанна.
Но возможно также понимание, что Иисус говорит о себе самом: Он пришел
в мир как слуга (ср. 20.28;
Флп 2.7), но Он больше
Иоанна.
11.12
Один из самых трудных стихов в Евангелии, имеющий много толкований:
если глагол "биа́дзетай" стоит в пассивном залоге, он может
означать, что "с Царством ведется ожесточенная борьба", так как
против него выступают Сатана и бесы, или Ирод, или фарисеи и другие
враги Иисуса. В данном контексте вероятнее всего, что речь идет о смерти
Иоанна от рук Ирода. Если же понимать этот глагол как медиальный,
то смысл будет следующим: "Царство стремительно прокладывает себе путь"
или "Царства добиваются всеми силами". Насильники (греч.
биаста́й) перевод этого слова зависит от того, как был понят
глагол "биадзетай": а) Ирод и его приспешники; б) злые
духи; в) фарисеи и другие враги Иисуса; г) или зелоты, желавшие
силой установить Царство на земле; д) люди, устремляющиеся к Царству.
11.14
Люди верили, что, во исполнение пророчества Малахии, перед приходом Помазанника
Божьего на землю вернется пророк Илья, чтобы подготовить к этому
народ.
11.15уши в некоторых рукописях: "уши, чтобы слышать".
11.17играть...
в свадьбу дословно: "играть на свирели", т.е.
играть веселые свадебные напевы. Играть в похороны дословно:
"петь погребальные песнопения".
11.18-19
Люди легкомысленны и переменчивы, как дети, им ничем не угодить:
они отвергли Иоанна из-за его аскетизма, а Иисуса из-за
того, что Он не был аскетом.
*Заглавие
В СРП: "Евангелие от Матфея" (эти и нижеследующие
примечания сделано редактором рассылки). *10:35
В СРП открывающие кавычки не перед словом "разделить",
а перед словом "сына" (опечатка?). *10:36
В СРП: "И враги человеку его домочадцы". *10:38 В СРП:
"не берет, идя". *11:1 В СРП:
"двенадцати Своим ученикам". *11:9
Это слово отсутствует в издании "Радостной Вести" (авторской версии
пер. В.Н. Кузнецовой), но по всей видимости, это опечатка. *11:14 В СРП:
"Илия́". *11:17a
В СРП: "Мы играли вам на свирели". *11:17b
В СРП: "А мы пели вам печальные песни".
Проект
"Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.