20 Затем Иисус стал укорять города,
где было совершено большинство Его чудес, за то, что они не отвратились
от грехов*:
21 Го́ре тебе, Хорази́н!
Го́ре тебе, Вифсаи́да! Если бы в Тире и в Сидо́не свершились те чудеса, какие
свершились у вас, они давно бы, в рубище и пепле,
отвратились от грехов*. 22 И потому, говорю вам, Тиру
и Сидону будет легче в День Суда, чем вам! 23И ты, Капернаум, думаешь,
до небес тебя превознесут? Нет, до недр земных низвергнут!
Если бы в Содоме свершились те чудеса, какие
свершились у вас, он бы стоял и поныне. 24 И потому, говорю вам,
земле содомской будет легче в День Суда, чем тебе!
Отец, Владыка неба и земли́!
Благодарю Тебя за то, что Ты открыл простым
и малым сокрытое от мудрых
и разумных! 26 Да, Отец, такова была Твоя
благая воля! 27 Мой Отец всё вверил Мне. Никто не знает
Сына, кроме Отца, и Отца никто не знает, кроме
Сына и того, кому Сын пожелает открыть. 28Придите все ко Мне, измученные тяжкою
ношей! Я дам вам отдых! 29Наденьте на себя ярмо Моих заповедей
и у Меня учи́тесь: потому что Я мягок
и кроток сердцем, и вы наконец отдохнете, 30 ведь заповеди Мои просты и ноша
Моя легка!
12
1Однажды Иисус шел в субботу через
поле. Его ученики проголодались и стали срывать колосья и есть.
(2)Фарисеи, увидев это, сказали Ему:
Смотри, Твои ученики делают
то, чего нельзя делать в субботу!
3 А разве вы не читали,
что сделал Давид, когда сам он и люди его голодали? спросил
их Иисус. (4)Что он вошел в дом Божий и ел жертвенный
хлеб, который нельзя было есть ни ему, ни его людям, а одним только
священникам? (5)Или вы не читали в Законе Моисея, что
по субботам священники в Храме нарушают субботу, но это не считается
виной? (6)Говорю вам: здесь нечто большее,
чем Храм! (7) А если бы вы знали, что значат
слова: "Милосердия хочу Я, а не жертвоприношений", вы бы
не стали осуждать неповинных. (8) Ведь
Сын человеческий господин над субботой.
10.15Содом
и Гоморра во времена Авраама Бог разрушил
эти города за отвратительные грехи их жителей, наслав на них
дождь с огнем и серой.
11.21Хоразин и Вифсаида города неподалеку от Капернаума.
Тир и Сидон ветхозаветные пророки гневно обличали жителей
этих городов за то, что они отвергали Бога и Его волю. В рубище
и пепле в знак раскаяния и сокрушения о своих
грехах люди надевали темную одежду из грубой шерсти или мешковины и посыпали
голову пеплом.
11.23И ты, Капернаум... жителям этого города не надо рассчитывать
на то, что они взойдут на небо благодаря тому, что Иисус избрал
их город Своим местопребыванием и совершил здесь много чудес. Суд Божий
беспристрастен, он судит людей по делам. Если Капернаум не раскается,
его ждет судьба Вавилона (см. Ис 14.12-15). Содом
см. прим. к 10.15. Если для Содома нет надежды,
еще меньше ее для тех, кто из гордости и упрямства отвергает Весть
Бога о прощении грешников.
11.25простым и малым буквально: "детям", т.е. тем,
кто приняли весть Иисуса о прощении (грешникам, сборщикам податей и т.д.),
и стали Его учениками. Мудрые и разумные это фарисеи
и религиозная верхушка, отказавшиеся принять волю Бога (ср. Ис 29.14
и 1Кор 1.19).
11.28Я дам вам отдых субботний отдых, предписанный Законом
Моисея, понимался как предварение вечного отдохновения в мессианском
Царстве (см. Евр 3.11;
4.1-11; Откр
14.13).
11.29
Ярмо надевалось на шею рабочему скоту; в переносном же значении оно является
символом покорности и тяжелого труда. Но у евреев также широко
употреблялись выражения: "надеть на себя ярмо заповедей, ярмо Закона,
ярмо Царства, ярмо мудрости". В отличие от Закона Моисея ярмо
"нового закона" Христа легко (Рим 13.9).
12.1
Закон Моисея разрешал проголодавшимся путникам срывать в поле колосья и есть
зерна (см. Втор 23.25).
12.2
Фарисеи сочли действия учеников жатвой и молотьбой, что было запрещено в субботу.
12.4жертвенный
хлеб согласно Лев 24.5-7, каждую субботу первосвященник клал
на алтарь двенадцать хлебов в знак благодарности Богу за Его милость
к Израилю, а старые хлебы снимал. Во времена Давида их можно
было есть всякому, кто не был ритуально осквернен, но позже их разрешалось
есть только священникам.
12.5нарушают субботу так как они совершали жертвоприношения,
но Храм считался важнее субботы, а законы, касающиеся храмового богослужения,
важнее законов о субботнем покое.
12.6нечто большее, чем Храм т.е. приход Сына человеческого.
В некоторых рукописях: "Тот, кто больше Храма".