—
/.../ 47 Чему еще подобно Царство Небес?
Вот представьте себе: забросили рыбаки в море
сеть и поймали рыб самых разных. 48
Когда сеть наполнилась рыбой, вытащив на берег сеть
и усевшись, стали они рыб разбирать: хороших
клали в корзины, а несъедобных отбрасывали.
49
Так будет и в конце мира: выйдут ангелы, они отделят от хороших
людей дурных (50) и бросят их в горящую
печь, где будет плач и зубовный скрежет. (51) Всё
ли вы поняли?
—
Да, — отвечают они.
52
— Вот поэтому, — сказал им Иисус, —
всякого учи́теля Закона, ставшего учеником Царства Небес, можно сравнить
с хозяином дома, который выносит из своей кладовой и новые вещи,
и старые.
53
После того как Иисус рассказал эти притчи, Он пошел дальше.
54
Придя в Свой родной город, Он стал учить в синагоге. Все слушатели
поражались.
—
Откуда у Него такая мудрость и такая сила? — говорили они. —
(55)Разве Он не сын
плотника? Разве Его мать зовут не Мариа́м, а братьев —
не Иаков, Иосиф, Симон и Иуда? (56) И разве
не все Его сестры живут здесь, у нас?
И потому
они Его отвергли.
57
— Всюду пророк в почете, только не у себя на родине
и не до́ма*, —
сказал им Иисус.
58
И многих чудес Он там не совершил из-за их неверия.
14
1 В это время до тетрарха
Ирода дошли слухи об Иисусе. (2) Он сказал
своим придворным: "Это Иоанн Креститель. Он встал*
из мертвых, вот откуда у него сила творить чудеса". (3)Этот
самый Ирод схватил Иоанна, заковал в цепи и бросил в тюрьму из-за
Иродиа́ды, бывшей жены своего брата Филиппа, (4)потому
что Иоанн говорил ему: "Нельзя тебе жить с нею". (5) Ирод
бы его убил, но боялся народа, который считал Иоанна пророком.
6
В день рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед гостями и так понравилась
Ироду, (7) что он клятвенно обещал ей дать
всё, что она попросит. (8) Она, наученная
матерью, говорит: "Дай мне сейчас же на блюде голову Иоанна Крестителя".
9 Царь
опечалился, но из-за клятвы, данной перед гостями, приказал исполнить ее просьбу
(10) и послал палача, который обезглавил
Иоанна в тюрьме. (11) Принесли на блюде
голову и отдали девочке, а та отнесла матери. (12) Ученики
Иоанна пришли, забрали тело и похоронили, а потом пошли и сообщили
об этом Иисусу.
13
Иисус, узнав это, отправился оттуда один на лодке в пустынное место.
Но люди об этом узнали, вышли из своих городов и двинулись
за Ним пешком. (14) Иисус, выйдя на берег,
увидел большую толпу. Ему стало жалко их, и Он исцелил тех, кто
был болен.
15
Когда наступил вечер, подошли к Нему ученики.
—
Место здесь пустынное, — сказали они, — а время уже
по́зднее. Отпусти народ, пусть сходят в окрестные селения и купят
себе поесть.
16
— Им незачем уходить, — ответил Иисус. —
Накорми́те их вы.
17
— У нас ничего здесь нет, только пять хлебов и две рыбы, —
говорят они Ему.
18
— Принесите Мне их сюда, — сказал Он.
19 Иисус
велел людям рассесться на траве, взял пять хлебов и две рыбы и, подняв
глаза к небесам, произнес молитву благодарения, разломил
и дал хлеб ученикам, а ученики — народу.
20
Все ели, насытились и еще набрали двенадцать полных корзин оставшихся
кусков. (21) А едоков было пять тысяч
человек, не считая женщин и детей.
22
Сразу после этого Он велел ученикам сесть в лодку и плыть на другой
берег, не дожидаясь, пока Он отпустит народ.
2.4
Учителя Закона (буквально: "писцы", евр. "софери́м")
люди, занимавшиеся углубленным изучением и истолкованием Писания, прежде
всего Закона Моисея; как правило, они принадлежали к фарисеям.
13.52учитель Закона — см. прим. к 2.4. Вероятно,
евангелист имеет в виду христианских учителей, появившихся в Церкви.
13.54в Свой родной город — имеется в виду в Назарет.
13.55 Слово
плотник в Палестине было общим обозначением ряда профессий, вероятнее
всего, это строитель. В Евангелииях используются две формы имени:
Мария и Мариам. Братьев — по мнению Епифания,
основывавшегося на древних преданиях и апокрифах, это были сводные
братья, сыновья Иосифа от первого брака; по мнению Иеронима —
двоюродные, сыновья сестры Девы Марии, возможно матери Иакова и Иоанна;
по мнению Тертуллиана и Гельвидия — родные братья Иисуса.
Иосиф — в некоторых рукописях: "Иосет" или "Иоанн".
14.1Тетрарх Ирод — Ирод Антипа, сын Ирода Великого, правитель
"четвертой части", т.е. небольшой территории, зависимой от Рима.
Он правил Галилеей и Переей с 4 по 39 гг. I в.
14.3Иродиада — дочь Аристобула, сына Ирода Великого и Мариамны
I, племянница Ирода Антипы. Согласно Иосифу Флавию, тетрарх Филипп, сын Ирода
и Клеопатры Иерусалимской, был женат на Саломее, а не на ее матери
Иродиаде. Возможно, имеется в виду еще один сын Ирода Великого
(от Мариамны II), тоже Ирод — у него могло быть второе имя
Филипп. Известно, что Иродиада покинула мужа сама, в то время как
по еврейскому закону право на развод имел только муж. Иосиф Флавий сообщает,
что аравийский царь Арета, отец первой жены Ирода Антипы, с которой
он развелся, чтобы жениться на Иродиаде, разгневавшись, начал против
него войну и разгромил его армию, и в этом поражении люди
видели Божье наказание за убийство Иоанна.
14.4
Закон Моисея запрещал жениться на жене брата и рассматривал такой брак
как кровосмешение (Лев 18.16; 20.21).
14.19подняв глаза к небесам, произнес молитву благодарения (буквально:
"благословил") — перед началом еды евреи всегда произносили
благодарственную молитву Богу, которая начиналась словами: "Благословен Ты,
Господь, Царь вселенной", а затем хозяин разламывал хлеб и раздавал
его остальным. Иисус поступает так же, но, если обычно читали молитву,
глядя на хлеб, Иисус поднимает глаза к небу. Возможно, в Эммаусе
ученики узнали Иисуса по этой характерной черте (Лк 24.30-31).