Деяния 24: Ап. Павел пред судом прокуратора Феликса / 25.VI.18 пн
Реклама внизу
и вверху письма не имеет отношения к содержанию рассылки (она вставляется
службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
24
Через пять дней прибыл первосвященник Анания и с ним несколько
старейшин, а также адвокат – некий Терту́лл. Они выдвинули
перед прокуратором обвинения против Павла. (2) Затем
был вызван сам Павел, и Тертулл начал обвинительную речь:
–
Сиятельный Феликс! Тебе и твоему мудрому правлению мы обязаны
прочным миром. Мы благодарны тебе и за ряд важных преобразований
для нашего народа, которые мы всюду и всегда с готовностью
принимаем.
4 Я не хочу
отнимать у тебя много времени, поэтому прошу благосклонно выслушать
наш краткий рассказ*. (5) Мы находим,
что этот человек хуже чумы: он во всём мире сеет смуту среди евреев*,
будучи одним из предводителей назарянской*
секты. (6) Он даже
попытался осквернить Храм, и мы его задержали. (7)
(8) Если ты допросишь его, ты сам
убедишься в обоснованности всех наших обвинений.
9
Евреи* поддержали его, утверждая, что дело
обстоит именно так. (10) Прокуратор
подал Павлу знак, и тот заговорил:
–
Я знаю, что в течение многих лет ты осуществляешь правосудие
в нашей стране, и поэтому с готовностью приступаю к своей
защите. (11) Ты сам сможешь
удостовериться, что я прибыл в Иерусалим в качестве паломника*
не далее как двенадцать дней тому назад. (12) Они
не застигли меня ни когда я спорил*
с кем-либо в Храме, ни когда подстрекал*
народ в синагогах или в другом месте города. (13) Они
не могут доказать обвинений, которые выдвигают против меня. (14) Я заявляю
тебе: именно потому, что я придерживаюсь Пути, который они называют
сектой, я почитаю Бога наших отцов. Я верю во всё то,
что написано в Законе Моисея и у Пророков. (15) У меня
то же упование на Бога, что и у них самих, а именно:
что будет воскресение как праведных, так и неправедных.
(16) Как и они, я всегда
стараюсь, чтобы совесть моя была чиста перед Богом и людьми.
17
После многих лет отсутствия я пришел в Иерусалим, чтобы доставить
моему народу денежную помощь и совершить жертву. (18) Они застали
меня в Храме после того, как я совершил обряд очищения.
Не было вокруг меня ни сборищ, ни каких-либо беспорядков.
(19) Но несколько азийских
евреев... Вот они и должны были*
предстать перед тобой и обвинить меня, если у них есть для этого
основания... (20) Или пусть
вот эти скажут: в каком преступлении они меня признали
виновным, когда я стоял перед Советом? (21) Разве только
в том, что я, стоя там, выкрикнул: "Вы су́дите
меня сегодня за воскресение мертвых!"
22
На этом Феликс, лучше многих знающий*,
что такое Путь Господень, закрыл судебное заседание, сказав:
–
Я решу ваше дело, когда прибудет трибун Лисий.
23
Он приказал центуриону держать Павла под стражей, впрочем,
без излишней строгости, и не запрещать его друзьям
заботиться о его нуждах.
24 Спустя
несколько дней Феликс пришел со своей женой Друзи́ллой (она была
еврейка), позвал к себе Павла и выслушал то, что он рассказывал
о вере в Христа Иисуса. (25) Но когда
тот стал говорить о праведном образе жизни, о воздержании
и о грядущем суде, Феликс испугался.
–
На сегодня хватит, ступай, – сказал он. –
Когда у меня будет время, я позову тебя.
26 Но вместе
с тем он надеялся, что Павел даст ему денег, и поэтому
довольно часто посылал за ним и вел с ним беседы.
27 Прошло
два года, и Феликса сменил в должности прокуратора По́ркий*
Фест. Но Феликс, желая угодить евреям*,
оставил Павла под стражей.
9.2
Путь — в Деяниях апостолов христианство называется
"Путь" ("Путь Господа" в 18.25-26
и "Путь спасения" в 16.17).
Это Путь Жизни, которым должны следовать люди, если хотят быть спасенными
Богом.
21.29 и его
привел в Храм — в иерусалимском Храме
язычникам позволялось находиться только во Дворе язычников. Входить
в другие дворы им было запрещено под страхом смертной казни,
которую санкционировали римляне. Если язычники входили туда,
это рассматривалось как осквернение Храма. Трофим же был
христианином из язычников.
24.2-4
На самом деле во время правления Феликса были постоянные
волнения и отношения между евреями и Римом постоянно ухудшались.
О его жестокости говорят и Тацит, и Иосиф Флавий.
24.5-6сеет смуту — первое обвинение политическое:
Павел обвиняется в разжигании антиримских настроений, что должно
было вызвать гнев Феликса, известного своей жестокостью к мятежникам.
Непонятно, почему Павла обвиняют перед римлянином в принадлежности
к назорейской секте. Может быть, предполагалось, что Феликс,
женатый на еврейке, и сам в какой-то мере является
сторонником еврейской ортодоксии. Это единственное место в Новом
Завете, где христиане названы назореями. Секта —
греческое слово "х`айресис" еще не имело отрицательного
оттенка, это — "направление, движение, партия";
так в 5.17
названы саддукеи, а в 15.5
и 26.5 —
фарисеи. Христианство еще понималось как одна из еврейских
сект. Попытался осквернить Храм — см. прим.
к 21.29. Обвинители уже не настаивают на факте
осквернения Храма, а инкриминируют Павлу попытку осквернения,
что опровергнуть гораздо труднее.
24.6и мы его задержали — некоторые
рукописи добавляют: "и хотели судить по нашему закону.
(7) Но пришел трибун Лисий и, применив насилие,
вырвал его из наших рук и увел, приказав его обвинителям
прийти к тебе".
24.10в течение многих лет — риторическое преувеличение,
так как на самом деле Феликс к этому времени пробыл
в Иудее не более двух или трех лет.
24.14Путь — см. прим. к 9.2.
Закон Моисея и Пророки — так часто называли
всё Священное Писание Ветхого Завета.
24.24Друзилла — дочь Ирода Агриппы, которую Феликс,
с помощью некоего кипрского мага, уговорил развестись с мужем
и выйти замуж за него.
24.26
Хотя взятки и были запрещены римским законом, но взяточничество
процветало.
24.27два года — это срок, который провел
Павел в тюрьме, до того как Феликса сменил Фест, или, по мнению
некоторых ученых, столько времени Феликс занимал свой пост. Поркий
Фест был прокуратором, вероятно, с 58 или 60 г.
до своей смерти в 62 г.
24.17-18 Деян 21.17-28 24.21
Деян 23.6
*Заглавие В СРП:
"Деяния святых апостолов" (это и нижеследующие примечания
сделаны редактором рассылки). *24:4
В СРП: "прошу выслушать наш краткий
рассказ с присущей тебе кротостью". *24:5,9,27b
В СРП: "иудеев", "Иудеи",
"иудеям". *24:5b
В СРП: "назоре́йской". *24:11
В СРП: вместо "в качестве паломника" –
"как паломник". *24:12
В СРП вм. "ни когда я спорил",
"ни когда подстрекал" –
"ни спорящим", "ни подстрекающим". *24:19
В СРП: "были бы". *24:22
В СРП: "знавший". *24:27a
В СРП: "По́рций".
Проект "Христианское просвещение"
нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.