Деяния 19: Апостол Павел в Эфесе (2) / 18.VI.18 пн
Реклама внизу
и вверху письма не имеет отношения к содержанию рассылки (она вставляется
службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
4 –
Иоанн омывал в знак возвращения к Богу*, –
сказал Павел. – Но он говорил народу, что они должны
поверить в Того, кто придет после него, то есть в Иисуса.
5
Узнав* об этом, они приняли
крещение во имя Господа Иисуса. (6) Когда
Павел возложил на них руки, на них сошел Святой Дух и они
стали говорить на неведомых языках и пророчествовать. (7) А было
их человек двенадцать.
8
Потом Павел пошел в синагогу и бесстрашно проповедовал там
в течение трех месяцев; он говорил о Царстве Бога и убеждал
своих слушателей. (9) Когда
же некоторые, упорствуя в неверии, стали поносить перед всеми
Путь Господень, Павел покинул их, забрав с собой учеников.
Теперь он каждый день проводил
беседы в школе Тира́нна. (10) Это продолжалось
два года, так что все жители провинция Азия, и евреи*
и язычники, смогли услышать Весть о Господе.
11
Бог творил руками Павла удивительные чудеса. (12) Достаточно
было принести больным платки или фартуки, в которых он работал,
как болезни оставляли их и злые духи выходили. (13) И тут
даже* некоторые евреи*,
бродячие заклинатели, изгоняя из одержимых злых духов, стали произносить
имя Господа Иисуса. "Заклинаю вас Иисусом, которого проповедует
Павел!" – говорили они.
14
Сделали это и семь сыновей некоего Скевы́, еврейского*
первосвященника. (15) Но злой
дух сказал им в ответ: "Иисуса я знаю. Павел мне тоже
известен. А вот вы кто такие?" (16) И человек,
в котором был злой дух, набросился на них с такой яростью,
что одолел их всех, одного за другим, и они выскочили
из того до́ма голые и израненные.
17
Это стало известно всем евреям* и язычникам,
жившим в Эфесе. На всех напал страх, и они стали относиться
к имени Господа Иисуса с бо́льшим благоговением. (18) Многие
из поверивших пришли к Павлу и открыто сознались в том,
что пользовались заклинаниями. (19) И немало
тех, кто занимался чародейством, принесли свои книги и при всём
народе сожгли их. Когда подсчитали стоимость книг, оказалось, что стоили
они пятьдесят тысяч драхм.
20
Вот так мощно, широко и успешно распространялось Слово Господа.
21
Когда всё было здесь завершено, Павел решил отправиться через Македонию
и Ахайю в Иерусалим. "А после того, как я там
побываю, мне надо повидать Рим", – говорил он.
(22) Он послал в Македонию
двух своих помощников, Тимофея и Эра́ста, а сам
еще на время задержался в провинции Азия.
23
А тем временем случилась немалая смута из-за Пути. (24) Был некто,
серебряных дел мастер, по имени Деме́трий, изготовлявший
серебряные изображения храма Артеми́ды. Он обеспечивал работой
многих мастеров. (25) Собрав
их и других собратьев по ремеслу, Деметрий сказал:
–
Друзья, вы знаете, что от этого ремесла зависит наше благосостояние.
(26) Но вы сами видите
и слышите, что творит этот Павел. Он говорит, что боги,
сделанные человеческими руками, вовсе не боги. И он сумел
убедить в этом немало народа в Эфесе и почти по всей
Азии. (27) А это грозит не только
тем, что наше ремесло приобретет дурную славу, но и тем, что
само святилище великой богини Артемиды придет в упадок, и в конце
концов умалится* величие богини, которую
чтит вся Азия и весь мир!
28
Услышав это, все пришли в ярость и закричали:
–
Да славится великая Артемида Эфесская!
29
Волнение охватило весь город, все дружно устремились в театр,
потащив туда спутников Павла, македонян Га́йя*
и Ариста́рха. (30) Павел
хотел выйти к народу сам, но его не пустили ученики.
(31) Кроме того,
кое-кто из влиятельных в этой провинции граждан, друзей Павла,
передал ему просьбу не появляться в театре.
32
В собрании тем временем царила полная неразбериха: одни кричали
одно, другие другое, большинство даже не знало, зачем они здесь
собрались. (33) Кто-то из толпы
потребовал от Александра – его вытолкнули вперед
евреи* – объяснить народу,
что здесь происходит. Александр, сделав знак рукой, хотел начать
оправдываться, (34) но, узнав, что
он еврей*, все в один голос
закричали: "Да славится великая Артемида Эфесская!" –
и целых два часа не умолкали. (35) В конце
концов городской секретарь утихомирил толпу.
–
Граждане Эфеса! – сказал он. – Есть ли хоть один
человек, которому было бы неизвестно*,
что город Эфес является хранителем храма великой богини Артемиды
и ее священного изображения, упавшего с неба? (36) Никто
этого не оспаривает. Итак, вам надо успокоиться и не допускать
опрометчивых поступков. (37) Вы привели
сюда этих людей, но ведь они не грабили храма и не хулили
нашу богиню. (38) Итак,
если Деметрий с мастерами кого-то в чём-то обвиняют,
для этого есть власти и суды*,
пусть обратятся с иском туда. (39) А если
вы требуете чего-то большего, тогда дело будет решено на законно
созванном собрании граждан. (40) Иначе
мы рискуем, что за сегодняшние события нас обвинят в мятеже,
потому что для этого сборища нет никаких оснований и мы
ничего не сможем привести в свое оправдание.
И с этими словами
он распустил собрание.
2.38 Возвратитесь
к Богу — дословно: "Раскайтесь".
Греческий глагол "метано`эо", которым переводится еврейский
глагол "шув", означает полную перемену мыслей, но "шув"
("повернуться, возвратиться") гораздо глубже: всякий грех
есть удаление от Бога, а раскаяние — это возвращение
к Богу и изменение всей жизни.
19.1-2Ученики — большинство ученых склоняется к мысли,
что это были не ученики Иоанна Крестителя, а христиане,
которые, как и Аполлос (18.25),
имели недостаточное представление о христианстве, что было
сразу замечено Павлом. Они не слышали о Святом Духе не в том
смысле, что не имели никакого представления о нём, но они
не знали, что омовение Святым Духом, предсказанное Иоанном,
есть уже свершившийся факт.
19.6на неведомых языках — вероятно, некая
форма экстатической речи. Дар говорения на неведомых языках
был известен во многих общинах древней Церкви (см. 1Кор
14).
19.9в школе Тиранна — вероятно, это был
лекционный зал или здание школы, владельцем которой или учителем
был Тиранн. Некоторые рукописи добавляют, что Павел беседовал
там с 11 часов утра до 4 часов дня.
19.13
Сохранился магический манускрипт, в котором есть слова: "Заклинаю
тебя Богом евреев — Иисусом".
19.14Скева — среди еврейских первосвященников
не было ни одного с таким именем. Вероятно, заклинатели
присвоили себе этот титул, чтобы выглядеть более авторитетными в глазах
толпы.
19.19Драхма — греческая серебряная монета. Одна
драхма была средней дневной платой наемного рабочего.
19.24Храм Артемиды — в Эфесе находился знаменитый
храм малоазийской богини плодородия Артемиды (не путать с греческой
богиней-девой, покровительницей охоты). Храм был в четыре раза
больше афинского Парфенона и считался одним из семи чудес
света, в нём находился камень", священное изображение богини,
упавшее с неба, вероятно, метеорит, по форме напоминавший
человеческую фигуру. До наших дней дошли серебряные статуэтки
богини и терракотовые изображения храма.
19.29Театр — театры были местом общественных
собраний. Театр Эфеса вмещал около 25 тысяч человек.
19.31Влиятельные граждане — дословно: "азиархи",
вероятно, наиболее богатые и влиятельные люди, избранные в совет
городов Азии.
19.35городской секретарь в Эфесе и в некоторых
других городах Малой Азии был главой городской администрации.
19.38власти — дословно: "проконсулы".
Проконсулом был один человек, но известно, что в 54 г.
провинцией управляли два представителя императора. Суды
проходили под председательством проконсула.
19.39чего-то большего — другое чтение: "чего-то
иного". По свидетельству Иоанна Златоуста, собрания созывались
трижды в месяц.
19.4 Мф 3.11; Мк 1.4, 7-8; Лк 3.4,16; Ин
1.26-27
*Заглавие В СРП:
"Деяния святых апостолов" (это и нижеследующие примечания
сделаны редактором рассылки). *19:3
В СРП: "крестил". *19:4
В СРП: "Иоанн
крестил в знак покаяния". *19:5
В СРП: "Услышав". *19:10,13b,17,33,34
В СРП: "иудеи",
"иудеям", "иудей". *19:13
В СРП: "И даже". *19:14
В СРП: "иудейского". *19:27
В СРП: "само святилище
великой богини Артемиды ничего не будет значить, и в конце
концов будет обращено в ничто". *19:29
В СРП: "Га́я". *19:35
В СРП: "которому
не было бы известно". *19:38 В СРП:
"есть суды и власти".
Проект "Христианское просвещение"
нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.