14 1 Женская
мудрость возводит дом,
а женская глупость сама его рушит. 2 Кто боится ГОСПОДА,
ступает прямо,
а кто Его презирает петляет. 3 Болтовня гордеца это плеть для него,
а речи мудрецов это стража для них. 4 Нет волов и пусты закрома,
а при могучих быках урожай обилен. 5 Верный свидетель не обманет,
а нечестный свидетель дышит ложью.+ 6 Ищет наглец мудрости, да не сыщет,
а сметливому легко дается знание. 7 Держись подальше от глупца,
умных слов от него не дождешься. 8 Мудрость прозорливого в понимании своего
пути,
а неразумие глупцов в их коварстве. 9 Глупцы смеются над искупительными жертвами,+
но благоволение ГОСПОДНЕ с честными. 10 Только сердце человека знает его печали,
и радости его другим не разделить. 11 Дому нечестивых разрушение,
шатру честных процветание. 12+ Иной путь
и кажется прямым,
но в конце концов приводит к смерти. 13 Бывает, среди веселья опечалится сердце,
и за радостью настает печаль. 14 К чему шел порочный то он и получит,
а хорошему человеку воздастся за труды. 15 Легковерный всякому слову доверится,
осмотрительный перед каждым шагом подумает. 16 Мудрый страшится и чурается зла,
зато глупец буянит, ничего не боится. 17 Кто скор на гнев натворит глупостей,
кто коварен того возненавидят. 18 Удел простаков глупость,
венец проницательных знание. 19 Злодеи склонятся перед добрыми людьми,
и нечестивцы перед воротами праведника. 20 Бедняком даже сосед гнушается,
зато богача любят многие. 21 Кто презирает соседа грешит,
но блажен, кто заботится о несчастных. 22 Кто зло замышляет собьется с пути;
вера и правда с тем, кто творит добро. 23 От тяжких трудов всегда прибыток,
от пустословия лишь нужда. 24 Венец мудрецов их богатство,
украшение глупцов их дурь.+ 25 Верный свидетель спасает жизни,
а коварный дышит ложью. 26 Страх ГОСПОДЕНЬ
надежная защита,
прибежище тебе и твоим детям.+ 27 Страх ГОСПОДЕНЬ
источник жизни,
он сберегает от сетей смерти. 28 Царь велик, когда подданных много,
а редеет народ погибает владыка. 29 Кто не скор на гнев, тот разумен,
а кто вспыльчив выказывает дурь. 30 Сердце спокойно тело здорово,
а зависть и ревность что гниль для костей. 31 Кто притесняет бедняков, оскорбляет их Творца,
но кто заботится о нищих, прославляет Его. 32 Зло нечестивцев на них же и падет,
а праведника защитит его непорочность.+ 33 Премудрость живет в разумном сердце,
и среди глупцов она заметна.+ 34 Праведностью велик народ,
а грех подтачивает его.+ 35 Царь благоволит разумному слуге
и гневается на того, чьи дела постыдны.
15 1 Кроткий
ответ отвращает гнев,
резкое слово вызывает ярость. 2 Язык мудрецов оттачивает знания,
а от уст глупцов лишь дурость исходит. 3 Очи ГОСПОДНИ всё видят,
взирают и на злых, и на добрых. 4 Умиротворяющая речь древо жизни,
а речь обманчивая сокрушает дух. 5 Глумится глупец над отцовским внушением,
но кто внимает упрекам поумнеет. 6 В доме праведника много сокровищ,
а нечестивцу прибыток не на пользу. 7 Уста мудрецов распространяют знание,
но не так поступают глупцы. 8 Мерзки ГОСПОДУ жертвы
нечестивых,
а молитвы честных Ему угодны. 9 Мерзок ГОСПОДУ путь
нечестивца,
а того, кто ищет праведность, Он любит. 10 Кто сбился с пути, будет сурово наказан;
кто ненавидит упреки погибнет. 11 Шео́л и Аваддо́н+
открыты ГОСПОДУ
тем паче сердца человеческие! 12 Не любит наглец укоров
и не задержится среди мудрецов. 13 Сердце радостно светлеет лицо,
а скорбное сердце сокрушает дух. 14 Разумное сердце ищет знания,
а глупцы питаются дуростью. 15 У бедняка что ни день, то невзгоды,
а у счастливого нескончаемый пир. 16+ Лучше иметь
немногое и бояться ГОСПОДА,
чем стяжать сокровище и жить в страхе. 17 Лучше обед из овощей, да с любовью,
чем из упитанного тельца, да с ненавистью. 18 Вспыльчивый человек сеет раздоры,
а терпеливый кладет конец вражде. 19 Путь лентяя зарос колючками,
а честные идут по широкой дороге. 20+ Мудрый
сын радует отца,
а глупец позорит мать. 21 Тешится дурью скудоумный,
а разумный ступает прямо. 22 Нет совета не будет успеха в деле,
а если советников достаточно всё выйдет. 23 Радостно, если можешь ответить,
и как хорошо уместное слово! 24 Разумный поднимается по дороге жизни,
прочь от глубин Шеола. 25 Дома гордецов ГОСПОДЬ
сметет,
но надел вдовы Он защитит. 26 Мерзки ГОСПОДУ злые
замыслы,
а добрые слова пред Ним чисты. 27 Стяжатель на свой дом навлекает беду,
а кто взяток не терпит будет жить. 28 Праведное сердце подскажет ответ,
а уста нечестивые изрыгают зло. 29 Далек ГОСПОДЬ от нечестивцев,
но молитву праведников слышит. 30 Светлый взор радует сердце,
добрая весть укрепляет кости. 31 Кто внемлет здравым упрекам,
неразлучен будет с мудрецами. 32 Кто отвергает наставления себе повредит,
а кто внемлет упрекам, обретает разум. 33 Страх ГОСПОДЕНЬ
научит мудрости,
славе предшествует смирение.+
16 1 Сердце
человека вынашивает замыслы,
но решение от уст ГОСПОДНИХ. 2 Каждый считает свой путь непорочным,
но ГОСПОДЬ испытывает души. 3 Вверяй ГОСПОДУ
свои дела
и замыслы твои свершатся. 4 Всё создано ГОСПОДОМ
для своей цели,
и нечестивец для дня беды. 5 Надменное сердце мерзко ГОСПОДУ,
ни за что не уйти ему от наказания. 6 Вера и правда искупают вину,
страх ГОСПОДЕНЬ отводит беду. 7 Если угодны ГОСПОДУ
пути человека,
Он примирит с ним даже врагов. 8 Лучше малость, да с праведностью,
чем богатая прибыль, да с беззаконием. 9 Человек избирает свой путь,
но твердость шагам придает ГОСПОДЬ. 10 На устах царя вещие слова,
не ошибется он в своем приговоре. 11 Верные чаши весов от ГОСПОДА,+
и гири в суме́+ творение
рук Его. 12 Мерзки царям нечестивые поступки,
праведностью утвердится престол. 13 Угодны царям праведные уста,
люб им тот, кто говорит честно. 14 Гнев царя что ангел смерти,
но мудрый человек и его успокоит. 15 В светлом взоре царя жизнь,
благоволение его как ливень весенний. 16 Лучше знание копить, чем червонное золото,
лучше разум стяжать, чем чистое серебро. 17 Дорога честных в стороне от зла,
кто с пути не собьется жизнь сбережет. 18 Несчастью предшествует гордыня,
а падению высокомерие. 19 Лучше жить в унижении с бедняками,
чем с гордецами делить награбленное. 20 Кто рассудителен, обретет благополучие,
а кто надеется на ГОСПОДА блаженство. 21 Кто мудр сердцем, прослывет разумным,
а сладость речей прибавит убедительности. 22 Рассудительность источник жизни,
а наказание глупцу его глупость. 23 Разум мудреца подскажет ему слова
и придаст убедительности его речам. 24 Ласковая речь что медовые соты:
душе услаждение, телу исцеление. 25+ Иной путь
и кажется прямым,
но в конце концов приводит к смерти. 26 Работник сам себе не даст передышки,
когда подгоняет его голод. 27 Негодяй изобретателен на зло,
на устах его словно пламя пышет. 28 Коварный сеет раздоры,
клеветник разлучает друзей. 29 Злодей соблазняет ближнего
и толкает его на путь недобрый. 30 Кто щурится, тот замышляет превратное;
кто губы кривит творит дела дурные. 31 Седина сияющий венец,
завершение праведного пути. 32 Негневливость лучше богатырской мощи,
кто владеет собой сильней покорителя городов. 33 Тянут из-за пазухи жребий,+
но всякое решение от ГОСПОДА.
14:5b Дословно
совпадает с 6:19b.
14:9 Первое
полустишие переведено по конъектуре; смысл евр. текста неясен.
Вариант Септуагинты: "Жилище беззаконников грех".
Искупительные жертвы приносились во искупление совершенного
греха и были знаком раскаяния (см. Лев 4).
14:12 Дословно
совпадает с 16:25.
14:24 ...украшение
глупцов их дурь. Точный смысл евр. текста не
вполне ясен, перевод сделан по конъектуре.
14:26 ...прибежище
тебе и твоим детям. Или: "ГОСПОДЬ прибежище
для Своих детей".
14:32 Перевод
второго полустишия сделан по конъектуре, которая поддерживается
Септуагинтой. Евр. текст: "...праведник и в смерти найдет
покой".
14:33 Второе
полустишие в Септуагинте и Пешитте выглядит так: "...но не
видать ее среди глупцов".
14:34 ...грех
подтачивает его. Смысл евр. текста неясен, перевод
сделан по Септуагинте.
15:11 Шео́л
и Аваддо́н ("Преисподняя и Погибель") Поэтическое
именование мира мертвых.
15:16 В этом
стихе противопоставляются два вида страха: страх Божий и страх
перед возможными бедами и неудачами, который сопутствует стяжательству.
15:20 Почти
дословно совпадает с 10:1b,c.
15:33b Дословно
совпадает с 18:12b.
16:11 ...от ГОСПОДА...
Или: "для ГОСПОДА".
...гири в суме́... Речь идет не о том, что
Господь сотворил гири, но о том, что Им предписана честная
торговля.
16:25 Дословно
совпадает с 14:12.
16:33 Тянут из-за
пазухи жребий... Не исключено, что здесь имеется в
виду обычай "вопрошать ГОСПОДА"
через ури́м и тумми́м, располагавшиеся на груди первосвященника
(Исх 28:30; Лев 8:8 и др.). Хотя библейские тексты и не говорят
нам о том, как выглядели урим и туммим, но, судя по
всему, это были специальные жребии для определения воли Божьей.
Проект "Христианское просвещение"
нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.
В следующем выпуске: Притчи, 17–20.
Буду
рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.
Постараюсь ответить на вопросы.