40
/.../ и Павел, стоя на верхних ступенях
лестницы, сделал народу знак рукой, прося тишины. Все затихли,
и Павел заговорил по-еврейски:
22 –
Братья и отцы! Выслушайте, что я вам скажу в свое оправдание!
/.../
6
Но в пути, когда я был уже недалеко от Дамаска,
около полудня, вокруг меня вдруг вспыхнул ослепительный свет с неба.
(7) Я упал на землю и услышал
голос, говоривший мне: "Саул, Саул! Почему ты Меня гонишь? –
(8) "Кто Ты, Господь?" –
спросил я. – "Я Иисус Назарянин, которого ты гонишь", –
ответил Он. (9) Мои спутники
видели свет, но го́лоса, говорившего со мной, не слышали.
(10) "Что мне делать,
Господь?" – спросил я. – "Встань и иди
в Дамаск, – сказал мне Господь. – Там тебе
скажут*, что делать". (11) Свет
был такой силы, что я перестал видеть, и мои спутники
взяли меня под руки и отвели в Дамаск. (12) Там
ко мне пришел некий Анания, человек, строго соблюдающий Закон;
его очень уважают все дамасские евреи. (13) Он пришел
ко мне и, став рядом, сказал: "Брат Саул*,
прозри!" И в тот же миг я прозрел и увидел
его. (14) "Бог наших отцов, –
продолжал Анания, – избрал тебя, чтобы ты узнал Его волю,
увидел Праведника и услышал голос из Его уст, (15) потому
что ты должен стать Его свидетелем перед всеми людьми и рассказать
о том, что видел и слышал. (16) Так зачем
медлить?* Встань, крестись и омой
грехи, призвав Его имя!"
17
А когда я вернулся в Иерусалим и молился в Храме,
мне было видение, (18) и я увидел
Его. Он сказал мне: "Поспеши и покинь Иерусалим немедленно,
потому что здесь не примут твоего свидетельства обо Мне". –
(19) "Господь! –
ответил я. – Они знают, что я бросал в тю́рьмы
и избивал в синагогах верующих в Тебя. (20) И когда
пролилась кровь Твоего свидетеля Стефана, я стоял рядом, я был
на стороне убийц и стерег их одежду". (21) И тогда
Он сказал мне: "Ступай, Я пошлю тебя далеко, к язычникам".
22
До этих слов толпа его слушала, но тут все подняли
крик:
–
Стереть его с лица земли! Он не должен жить!
23
И так как они кричали, и размахивали плащами, и взметали
пыль, (24) то трибун
велел отвести его в крепость и там бичевать, чтобы дознаться,
чем вызван такой крик против него. (25) Когда*
Павла привязали ремнями к столбу, он сказал дежурному
центуриону:
–
Разве вам позволено бичевать римского гражданина, причем без суда
и следствия?
26
Услышав это, центурион подошел к трибуну и сказал:
–
Что ты делаешь?! Этот человек – римский гражданин!
27 –
Скажи, ты правда римский гражданин? – спросил трибун,
подойдя к Павлу.
–
Да, – ответил Павел.
28 –
Мне это гражданство стоило кучи денег*, –
сказал трибун.
–
А я родился римским гражданином.
29
Воины, которые должны были бичевать Павла, поспешно отошли от него.
А трибун, узнав, что он надел цепи на римского гражданина,
испугался.
30
На следующий день трибун, желая выяснить, в чём евреи*
обвиняют Павла, снял с него цепи и велел собраться старшим
священникам и всему Совету. Он доставил Павла в Совет
и поставил его перед ними.
23
Павел, устремив глаза на членов Совета, заговорил:
–
Братья! Всю свою жизнь вплоть до сегодняшнего дня я служил
Богу честно и добросовестно.
2
Первосвященник Анания приказал служителям ударить Павла по лицу.
3 –
А тебя ударит Бог, ты, побеленная стена! – сказал ему Павел. –
Ты сидишь здесь, чтобы судить меня по Закону, а сам нарушил
Закон, приказав меня бить!
4 –
Ты оскорбляешь первосвященника Божьего?! – возмутились
служители.
5 –
Братья, я не знал, что он первосвященник, –
ответил Павел. – В Писании сказано: "Не говори
дурно о правителе народа".
6
Увидев, что часть Совета состоит из саддукеев, а часть –
из фарисеев, Павел громко воскликнул:
–
Братья, я фарисей и сын фарисеев! Меня судят за то, что
мы уповаем на воскресение мертвых!
7
После этих слов между фарисеями и саддукеями начался ожесточенный
спор, и собрание раскололось. (8) Дело
в том, что саддукеи утверждают, что нет ни воскресения,
ни ангелов, ни духов, а фарисеи всё это признаю́т.
(9) Поднялся
громкий крик. Несколько учителей Закона из фарисеев встали и возмущенно
заявили:
–
Мы не находим ничего преступного в этом человеке! А вдруг
с ним действительно говорил дух или ангел!
10
Спор разгорелся до такой степени, что трибун, опасаясь, как
бы Павла не разорвали на части, приказал отряду воинов войти
в зал заседания, забрать у них Павла и отвести в крепость.
11
На следующую ночь Господь предстал перед Павлом. "Смелее! –
сказал Он Павлу. – Так же, как ты свидетельствовал
в Иерусалиме, ты должен будешь теперь свидетельствовать в Риме".
4.1Саддукеи —
члены крайне консервативной религиозно-политической группировки, состоявшей
из влиятельного священства и старейшин. Они признавали
авторитет только Писаний, но не принимали устной традиции
и, в отличие от фарисеев (см. прим.
к 5.34), отвергали веру в воскресение мертвых и в ангелов.
4.5 Совет —
это высший религиозно-политический орган, в функции которого
входило и судопроизводство. Он назывался Санхедр`ин, или Синедрион,
что значит по"гречески "совет". Совет собирался
в здании недалеко от Храма. В Совет входил 71 человек:
первосвященник, старшие священники, старейшины и учителя Закона.
5.34Фарисеи —
члены религиозного движения, ставившего своей целью неукоснительное
соблюдение не только Закона Моисея, но и устных отеческих
преданий, а также той степени ритуальной чистоты, которая
требовалась только от священников. В I в. их было
около 5–6 тысяч.
7.58сложили
свои плащи — по Закону (Втор 17.7), свидетели
обвинения должны были первыми бросить камни в приговоренного.
Они сняли с себя длинную верхнюю одежду, чтобы было удобнее
это делать.
16.37Римские граждане — только небольшое количество
людей, живших в Римской империи, обладали римским гражданством,
которое давало им целый ряд прав и привилегий. В частности,
их нельзя было подвергать телесным наказаниям.
21.31Трибун, или "военный трибун" —
римский офицер, командовавший когортой.
22.9не слышали — некоторые рукописи добавляют:
"и испугались".
22.23размахивали плащами и взметали пыль —
вероятно, так выражалась ярость или ужас, вызванный кощунственными,
по мнению толпы, словами Павла.
22.24бичевать — при допросах подозреваемых
и рабов римляне применяли пытки: они избивали их кожаными
бичами с вшитыми в них кусочками кости или металла.
22.25бичевать римского гражданина — такие методы
были запрещены при допросе римских граждан. См. также прим.
к 16.37.
22.28
Со времен императора Клавдия римское гражданство легко можно
было приобрести за крупную взятку государственным чиновникам.
Известно, что жена Клавдия Мессалина и ее фавориты
торговали римским гражданством, чтобы иметь деньги на оплату
своих огромных расходов. Вряд ли Павел, помятый в толпе,
имел представительный вид, так что в вопросе трибуна сквозят
насмешка и недоверие. Трибуна звали греческим именем Лисий (см. 23.26),
вероятно, он был богатым греком, сумевшим приобрести себе за деньги
не только римское гражданство, но и высокий пост в армии.
22.30снял цепи — на римского гражданина нельзя
было надевать цепи без серьезных на то оснований. Совет —
см. прим. к 4.5.
23.2Анания был первосвященником с 47 по 58/59
гг. В 66 г. убит еврейскими повстанцами за проримские
настроения. Ударить по лицу — дословно:
"по рту, по губам" — за то, что,
по мнению Анании, Павел говорил ложь. Иосиф Флавий и раввинистическая
традиция подтверждают, что Анания был грубым и вспыльчивым
человеком, недостойным своего сана.
23.3
Назвать человека побеленной стеной, вероятно, значило
обвинить его в лицемерии. Возможно и другое толкование:
стена, которая выглядит устойчиво, упадет от порыва ветра (ср.
Иез 13.10-16).
23.5я не знал, что он первосвященник —
одни считают, что Павел не узнал его из-за плохого зрения;
другие — потому, что для Павла Анания был новым человеком,
которого он не знал в лицо; но, вероятнее всего, в словах
Павла горькая ирония: "я не думал, что человек,
отдающий такие приказы, может быть первосвящеником".
*Заглавие В СРП:
"Деяния святых апостолов" (это и нижеследующие примечания
сделаны редактором рассылки). *22:10
В СРП: "Там тебе будет сказано". *22:13
В СРП: "Савл". *22:16
В СРП: "Чего же ты ждешь?" *22:25
В СРП: "Но когда". *22:28
В СРП вм. "стоило кучи денег" –
"обошлось в уйму денег". *22:30 В СРП:
"иудеи".
Проект "Христианское просвещение"
нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.
Буду
рад прочитать Ваши замечания и предложения по содержанию рассылки –
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.
Постараюсь ответить на вопросы.