15
Из Иудеи пришли несколько человек и стали учить братьев: "Если
не обрежетесь*, как заповедал
Моисей, не будет вам спасения". (2) У Павла
и Варнавы было с ними немало стычек и горячих споров
по этому поводу, и наконец было решено, что Павел, Варнава
и еще несколько человек из числа братьев отправятся в Иерусалим
к апостолам и старейшинам, чтобы обсудить этот вопрос.
3 Посланцы
антиохийской церкви отправились через Финикию и Самарию, рассказывая
о том, что язычники обращаются к Богу, и все братья
радовались.
4 Когда
они прибыли в Иерусалим, они были приняты церковью, апостолами
и старейшинами. Они рассказали им обо всём, что совершил
Бог вместе с ними. (5) И тогда
выступили несколько человек из поверивших фарисеев, которые сказали:
–
Язычники должны быть обрезаны, и их надо обязать исполнять
Закон Моисея.
6 Апостолы
и старейшины собрались все вместе, чтобы рассмотреть это дело.
(7) После долгого спора встал Петр.
–
Братья! – сказал он. – Как вы знаете, прошло уже немало
времени с тех пор, как Бог избрал меня среди вас для того,
чтобы и язычники услышали из моих уст слова Радостной Вести
и уверовали. (8) И Бог,
знающий сердца́ людей, показал Свою милость к язычникам,
даровав им Святой Дух*, как и нам.
(9) Он не видит никакой разницы
между нами и ими, потому что очистил верой их сердца́.
(10) Так зачем же вы теперь
испытываете Бога, раз хотите надеть на шею ученикам то ярмо,
которое было непосильным и для наших предков, и для нас?
(11) Ведь мы верим, что спасены
одной только любовью* Господа Иисуса.
И они спасены так же!
12 Тогда
всё собрание умолкло и стало слушать Варнаву и Павла,
которые рассказали, какие дивные знаки и чудеса через них совершил
Бог среди язычников. (13) Когда
они умолкли, заговорил Иаков:
–
Братья, выслушайте меня! (14) Симеон
поведал нам о том, как Бог впервые проявил Свою заботу о язычниках,
избрав из них народ, который будет носить Его имя. (15) С этим
созвучны и слова́ пророков, потому что в Писании сказано:
"И потом
Я вернусь
и отстрою рухнувший дом Давида,
Я воздвигну его из руин,
Я отстрою его. 17 И тогда остальные
все люди, и язычники все
Господа будут искать,
ибо Я их призвал стать народом,
носящим Имя Мое.
Так говорит Господь, 18 возвестивший
об этом издавна".
19 Поэтому
я считаю: нам не следует обременять язычников, которые обращаются
к Богу. (20) Мы должны
послать им письмо и предписать им воздерживаться от пищи,
принесенной в жертву языческим богам и ставшей нечистой, от разврата,
от мяса удавленных животных, а также от крови. (21) Ведь
Закон Моисея издавна возвещается в каждом городе и каждую
субботу читается вслух в синагогах.
22 Тогда
апостолы и старейшины вместе со всей церковью решили избрать
из своего числа несколько человек и вместе с Павлом и Варнавой
послать их в Антиохию. Они избрали Иуду, по прозванию
Баршабба*, и Си́лу, людей,
пользовавшихся у братьев авторитетом, (23) и написали
письмо, которое те должны были передать:
"Апостолы и старейшины
приветствуют всех своих братьев из язычников в Антиохии, Сирии
и Киликии. (24) Как
нам стало известно, кое-кто из наших смущает и расстраивает
вас своими предписаниями, на что мы им полномочий не давали.
(25) Поэтому мы все согласились
избрать несколько человек и послать к вам вместе с любимыми
нашими братьями Варнавой и Павлом, (26) людьми,
посвятившими жизнь служению имени нашего Господа Иисуса Христа*.
(27) Итак, мы послали к вам
Иуду и Силу, они то же самое изложат вам на словах. (28) Святой
Дух и мы решили не обременять вас ничем другим, кроме
следующих обязательных предписаний: (29) воздерживаться
от употребления в пищу того, что принесено в жертву
языческим богам, от крови и мяса удавленных животных, а также
от разврата. Поступайте так, и всё
будет хорошо. Будьте здоровы!"
30 Прибыв
в Антиохию, посланцы собрали всю общину и передали им
письмо. (31) Прочитав его, все очень
обрадовались словам ободрения. (32) Иуда
и Сила сами были пророками и своими речами очень поддержали
и укрепили братьев. (33) Они пробыли
некоторое время в Антиохии, а затем распрощались, пожелав
друг другу мира, и вернулись к тем, кто их послал. (34)
(35) А Павел и Варнава
остались в Антиохии; они и многие другие братья наставляли
народ и возвещали Радостную Весть от Господа.
36 Спустя
некоторое время Павел сказал Варнаве:
–
Давай вернемся и навестим братьев во всех тех городах,
где мы возвестили Слово Господа, узна́ем, как у них
идут дела.
37 Варнава
хотел взять с собой и Иоанна Марка. (38) Но Павел
не соглашался брать человека, бросившего*
их в Памфилии и отказавшегося участвовать в их трудах.
(39) Вспыхнула ссора, и они
расстались. Варнава взял с собой Марка, и они отплыли на Кипр,
(40) а Павел
избрал себе в спутники Силу. Братья поручили его милости Господа.
(41) И он отправился в путь
по городам Сирии и Киликии, укрепляя церкви.
5.34Фарисеи —
члены религиозного движения, ставившего своей целью неукоснительное
соблюдение не только Закона Моисея, но и устных отеческих
преданий, а также той степени ритуальной чистоты, которая
требовалась только от священников. В I в. их было около
5–6 тысяч.
15.14Симеон — другая форма имени Симон. Речь идет
об апостоле Петре, еврейское имя которого было Шим`он (в греческой
транскрипции "Симон"). Проявил Свою заботу —
возможен другой перевод: "посетил".
15.20Пища, принесенная в жертву языческим богам —
имеется в виду мясо, которое приносилось в жертву в храме;
затем часть его съедалась там же жертвователем и его гостями,
а часть продавалась на рынке. Под развратом
понимались различные сексуальные грехи, а также, возможно, запрещенные
браки, о которых говорится в Лев 18.6-18. Мясо
удавленных животных — если кровь убитого животного
не сцеживалась самым тщательным образом, такое мясо называлось
удавлениной и запрещалось к употреблению в пищу. Запрещалась
также и кровь, так как она считалась
носительницей жизни и принадлежала одному только Богу. Некоторые
рукописи добавляют в конце стиха: "и пусть не делают
другим того, чего не хотят себе".
15.23Апостолы и старейшины — некоторые рукописи добавляют:
"и братья".
15.24
Некоторые рукописи в конце стиха добавляют слова: "говоря, что
вы должны принять обрезание и соблюдать Закон".
15.26посвятившими жизнь служению — возможен иной
перевод: "рисковавшими своей жизнью ради служения".
Служению Господу нашему — дословно: "служению
имени нашего Господа".
15.29от разврата – некоторые рукописи добавляют:
"и пусть не делают другим того, чего не хотят
себе".
15.(34)
В некоторых рукописях имеется ст. 34: "Но Сила решил остаться
с ними, ушел один Иуда".
Проект "Христианское просвещение"
нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.
В следующем выпуске: Пророк
Михей, 1–3.
Буду
рад прочитать Ваши замечания и предложения по содержанию рассылки –
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.
Постараюсь ответить на вопросы.