–
Израильтяне и те, кто чтит единого Бога, послушайте! (17) Бог
нашего народа Израиля избрал наших отцов и превратил их в многочисленный
народ на чужбине, в земле Египта. Затем Своей могучей
рукой Он вывел их оттуда (18) и в течение
сорока лет в пустыне был терпелив с ними. (19) Истребив
в земле Ханаа́на семь языческих народов, Он отдал им
во владение их зе́мли. (20) Так прошло
четыреста пятьдесят лет. Потом Он дал им судей, и судьи
были вплоть до времен пророка Самуила. (21) Потом
они попросили себе царя, и Бог дал им Саула, сына Ки́ша,
из племени Вениамина, который правил сорок лет. (22) Затем
Бог низложил его и поставил им в цари Давида, о котором
Он сказал так: "Я избрал Себе Давида, сына Иешая, Мне*
по сердцу этот человек, он исполнит все Мои повеления".
23
Как и было обещано, Бог послал Спасителем Израилю его потомка,
Иисуса, (24) приход которого предвозвестил
Иоанн, призвавший весь народ Израиля омыться в знак возвращения
к Богу*. (25) Иоанн
в конце своего пути сказал: "За кого вы меня принимаете?
Я не тот, кого вы ждете. Но вслед за мной идет
Тот, у кого я недостоин снять обувь с ног!"
26
Братья! Потомки Авраама и те из вас, кто чтит единого
Бога! Эта Весть о спасении послана нам! (27) Жители
Иерусалима и их начальники, не узнав в Нём Спасителя
и не поняв слов пророков, которые читаются каждую субботу,
тем не менее исполнили их, осудив Его. (28) Не найдя
никаких оснований для смертного приговора, они добились от Пилата
Его казни (29) и тем
исполнили всё сказанное о Нём в Писании. Он был
снят с креста и погребен, (30) но Бог
поднял* Его из мертвых. (31) Много
дней Он являлся тем, кто вместе с Ним совершал путь из Галилеи
в Иерусалим, и теперь свидетельствует*
о Нём перед народом. (32) А мы
сообщаем вам Радостную Весть о том, что исполнилось обещание,
данное предкам. (33) Бог исполнил
его для потомков, для нас, воскресив Иисуса, как об этом
написано во втором псалме:
36
Давид всю свою жизнь служил целям Божьим, а потом почил, был похоронен
с предками и истлел. (37) А Тот,
кого поднял* Бог, не истлел.
38
Так знайте же, братья, что это через Него Бог возвестил
о прощении грехов, всех грехов – даже тех, которые
не мог простить Закон Моисея*.
(39) И всякий, кто верит
в Него, свободен от грехов.*
40
Так берегитесь, чтобы с вами не случилось то, о чём
говорили пророки:
41
"Вот, посмотрите, насмешники!
Поразитесь и пропадите!
Ибо Я совершаю сейчас, в ваши дни,
нечто великое –
если бы вам рассказали об этом,
вы бы никогда не поверили".
42
Когда они покидали синагогу, их пригласили в следующую
субботу продолжить разговор на ту же тему. (43) А когда
собравшиеся стали расходиться, то многие, как евреи,
так и благочестивые люди из обращенных, пошли вместе с Павлом
и Варнавой, и те, беседуя с ними, убеждали их и дальше
жить, вверяя себя Божьей милости.
44
В следующую субботу чуть ли не весь город собрался послушать
Весть от Господа. (45) Когда
евреи* увидели эти толпы, они,
охваченные завистью, стали с бранью возражать Павлу. (46) Но Павел
и Варнава смело сказали:
–
Мы должны были принести Божью Весть вам первым. Но раз
вы отвергаете ее и не считаете себя достойными вечной
жизни, мы уходим к язычникам. (47) Так заповедал
нам Господь:
"Я сделал
Тебя светом для язычников*,
чтобы Ты стал спасением до края земли".
48
Слыша это, язычники ликовали и славили Слово Господа, и те,
кто был предназначен для вечной жизни, уверовали.
49
Слово Господа распространялось по всей стране. (50) Но евреи*
восстановили против них благочестивых женщин из знати и первых
людей города. Павла и Варнаву начали преследовать и выгнали
из тех краев. (51) И тогда
они, отряхнув пыль с ног, ушли в Ико́ний. (52) А ученики
в Антиохии были исполнены радости и Святого Духа.
2.9-11
Обращенные язычники — этим словосочетанием
переводится греческое слово "прозелиты", означающее язычников,
которые уверовали в единого Бога и стали соблюдать Закон
Моисея.
10.2 Почитающие
единого Бога — дословно: "боящиеся Бога".
Так назывались язычники, уже уверовавшие в Бога Израиля,
но еще не принявшие обрезания.
10.7-8 Благочестивый —
то же, что почитающий единого Бога (см. прим.
к 10.2).
13.18был терпелив с ними — в некоторых
рукописях другое чтение: "кормил их" или "заботился
о них".
13.20четыреста пятьдесят лет — 400 лет плена
+ 40 лет блуждания в пустыне + 10 лет на завоевание
Ханаана. Судьями назывались правители народа Израиля
до установления царской власти. Последним судьей был пророк
Самуил.
13.21сорок лет — эту цифру подтверждает Иосиф
Флавий, хотя текст 1Цар 13.1, очевидно испорченный, говорит всего
лишь о двух годах.
13.51отряхнув пыль с ног — когда евреи возвращались
из-за границы, они отряхивали пыль, приставшую к их одежде
и обуви, в знак очищения от скверны язычников. Когда
же так поступали евреи по отношению к другим евреям, это значило,
что они рассматривают последних как язычников. Иконий —
город в 145 км от Антиохии Писидийской.
*Заглавие В СРП:
"Деяния святых апостолов" (это и нижеследующие примечания
сделаны редактором рассылки).
*13:22СРП:
"сына Иессе́я. Мне". *13:24СРП: "весь народ
Израиля принять крещение в знак покаяния". *13:30,37СРП: "воскресил". *13:31СРП: "тем, которые вместе
с Ним совершали путь из Галилеи в Иерусалим и теперь
свидетельствуют". *13:33СРП: "Я сегодня
родил Тебя". *13:34СРП: "Я исполню
для вас святые / и нерушимые обещания, / которые Я дал
Давиду". *13:35СРП: "Святому Твоему
видеть мир тлена". *13:38СРП: "и тех, которые
не могли быть прощены по Закону Моисея". *13:39СРП: "И благодаря
Ему всякий, кто верит в Него, прощен". *13:45,50СРП: "иудеи". *13:47СРП: "для народов".
Проект "Христианское просвещение"
нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.
Буду
рад прочитать Ваши замечания и предложения по содержанию рассылки –
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.
Постараюсь ответить на вопросы.