Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Деяния, 17:15-34: Павел в Афинах / 10.III.09 вт


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Вторник, 10 марта (25 февраля) 2009 года.

 

Продолжаем серию фрагментов Нового Завета в переводе игумена Иннокентия (Павлова). Тексты опубликованы как приложение в книге о. Иннокентия "Что такое христианство?" Они отобраны автором книги в качестве "первоочередные источников христианства". Фрагменты здесь дополнены вводными заметками, примечаниями и статьями-пояснениями, которые взяты из того же издания.
Серия приурочена к православному Великому Посту (который, впрочем, начинается только со следующей недели), ведь Пост – благоприятное время в том числе и для возвращения к основам веры или для первоначального изучения их.

 

[Упомянутую книгу можно приобрести, например, в интернет-магазине my-shop.ru
Игумен Иннокентий (Павлов). Что такое христианство?]

Сегодня — текст 5: Деяния 17:15-34.

Этот же текст в других переводах: Комментарии к книге:
На церковнославянском;
перевод В.Н.Кузнецовой
Комментарии
к гл. 17
из 'Брюссельской' Библии + "Толковой Библии"
+ блж. Феофилакта
из "Женевской Библии"
"Пояснения" Ф. Грюнцвайга
+ арх. Аверкия

 

Текст 5

В представленном ниже тексте повествуется о пребывании апостола Павла в Афинах – тогдашнем духовном и культурном центре греко-римского мира, где он перед лицом местной интеллектуальной элиты свидетельствует о единственном Боге – Творце, Промыслителе и Судье, и о Христе и Его воскресении из мёртвых. Однако лишь немногие откликаются на проповедь Павла. Для большинства его слушателей она оказывается неприемлемой ввиду их дуалистических воззрений (признания двух начал мира доброго – духовного и злого – материального), когда материя воспринимается ими как безусловное зло, а соответственно, воскрешение тела представляется им просто абсурдным.

 

Деян 17:15-34

 

15 Провожатые довели Павла до Афин и отправились назад, получив указание передать Силе и Тимофею, чтобы те как можно быстрее пришли к нему.

 

Павел в Афинах

16 Ожидая их в Афинах, Павел был возмущён духом при виде города полного идолов1. 17 В синагоге* он вёл беседы с иудеями* и чтущими Бога2, а, кроме того, каждый деньразговаривал с людьми, которых встречал на рыночной площади. 18 При этом некоторые из философов – эпикурейцев и стоиков вступали с ним в спор3. Одни из них говорили: Что же хочет сказать этот пустослов? Другие на это отвечали: Он, кажется, проповедует о чужеземных божествах. Тогда как Павел благовествовал об Иисусе и воскресении4. 19 Так что его взяли и привели в ареопаг5, говоря: Можем ли мы узнать, что это за новое учение тобой проповедуется? 20 Ведь ты произносишь нечто странное для нас. Вот мы и хотим знать, что всё это значит. 21 Дело в том, что все афиняне и живущие там иностранцы ни на что другое не тратили столько времени, как на то, чтобы что-то обсуждать или слушать что-нибудь совсем новое.

22 На это Павел, поставленный по средине ареопага, сказал: Мужи афиняне, по всему вижу, что вы весьма набожны. 23 Когда я проходил, осматривая ваши святыни, то нашёл алтарь, на котором было написано: «Неизвестному Богу»6. Так вот, как раз то, что вы, не зная, чтите7, я вам и возвещаю. 24 Бог, сотворивший мир и всё, что в нём, будучи Господом неба и земли, обитает не в рукотворных храмах 25 и не нуждается в услужении человеческих рук, Сам всему всё подавая – и жизнь, и дыхание. 26 Так, от одного единственного человека Он произвёл все народы8, обитающие по всему лицу земли, определив им назначенные сроки и границы их обитания, 27 чтобы они искали Бога, – может, нащупают Его и найдут, – тогда как Он недалеко от каждого из нас.

28 Именно в Нём мы живём, и движемся, и существуем9, – как сказали и некоторые из ваших поэтов:

Ведь мы же Его род10.

29 А раз мы род Божий, то нам не пристало считать, что Божество подобно золоту,серебру или камню, человеческим искусством и по человеческому замыслу ставшим изображением. 30 Итак, Бог, оставивший людей без наказания в те времена, когда Его не знали, теперь повелевает людям, чтобы все повсюду каялись, 31 потому что Он установил день, в который намерен судить вселенную по справедливости посредством Мужа, Которого Он определил и представил всем в удостоверение этого, воскресив Его из мёртвых.

32 Услышав о воскресении мёртвых, одни стали насмехаться, а другие сказали: Послушаем тебя об этом в другой раз11. 33 Так Павел покинул их среду. 34 Но всё же несколько человек присоединились к нему, поверив. Среди них были ареопагит12 Дионисий, женщина по имени Дамарь, и с ними другие.

 


1Очевидно, Павел проходил по торговой площади (агорé), служившей центром города, где в то время было особенно много статуй почитаемых греками богов.

2чтущие Бога или боящиеся Бога – греки или римляне, поверивший в единственного Бога (Бога Израиля), но не вошедший, как прозелиты* в число народа Божьего (общества Израиля) посредством обрезания*. Из книги Деяний следует, что чтущие (боящиеся) Бога были первыми из числа не-евреев, кто вошёл в церковь Христа.

3В настоящем рассказе представлены два течения тогдашней греч. философии: эпикурейцы,являвшиеся последователями школы Эпикура (342/341-271/270 до н.э.), и стоики, называемые так в честь находившегося в Афинах пёстрого портика (по греч. стоá пойкúле),где собирались основоположники стоицизма во главе с Зеноном из Китиона (ок. 335-ок. 262 до н.э.). Для первых цель жизни человека виделась в удовольствии, понимаемом, однако, не только как чувственное наслаждение, но и как отсутствие боли, принуждения, беспокойства, страха перед богами и даже перед самой смертью. При этом Эпикур выше всего ставил духовное наслаждение, являющееся следствием добродетели, основанной на мудрости. Он полагал, что существует бесчисленное множество миров, появившихся в результате столкновения атомов, помимо которых также существует пустота. В пространствах между мирами – «межмириях», по воззрениям Эпикура, и обитают совершенно отстранённые от мира бесстрастные и бессмертные боги. В свою очередь стоики выше всего ставили невозмутимость, достигаемую путём освобождения от страстных влечений. Их космогония (учение о происхождении мироздания) строилась на признании повторяемой цикличности появления мира в творческом первоогне и его гибели в конечном мировом пожаре. Всем этим процессом, согласно стоикам, управляет деятельный разум (лóгос), называемый иначе мировой душой, который предопределяет все события, так что в мире исключается какая-либо случайность. Деятельному разуму – логосу, по воззрениям стоиков, противостоит разум бездеятельный, т. е. бескачественная материя, проникая в которую, логос сообщает ей то или иное качество, наблюдаемое в природе.

4По-видимому, слушатели Павла приняли за имена неких богинь греч. слова женского рода ясис (=выздоровление), созвучное имени Иисус, и анáстасис (=воскресение).

5ареопáг, букв. холм Άреса (греч. бог войны), возвышающийся над афинской торговой площадью (агорой) и расположенный рядом с Акрополем и его знаменитыми храмами. Со времени афинской демократии был местом заседаний верховного суда, который и стал носить его имя. При этом ареопаг не только разбирал уголовными и гражданскими дела афинян, но также ведал вопросами религии, морали и образования. С этим связан и привод в ареопаг Павла, дабы его члены составили своё авторитетное мнение о проповедуемом им религиозном учении.

6Согласно свидетельствам греч. авторов, в Афинах имелись жертвенники, посвящённые неизвестным богам. Их появление легенда связывает с охватившей город эпидемией, во время которой философ и жрец Эпименид (VI-V до н.э.) пригнал на холм Ареса стадо овец. Там, где они останавливались, он велел ставить жертвенники, посвящаемые «Неизвестному Богу». Согласно той же легенде, после принесения на них жертв эпидемия прекратилась.

7Согласно более поздним рукописям: Вот Его-то, Кого вы, не зная, чтите…

8Согласно другим рукописям: Так, из одной крови* Он произвёл все народы.

9Именно в Нём мы живём, и движемся, и существуем – данное высказывание имеет принципиальное значение в речи Павла, поскольку пантеизму стоиков (учению о мировой душе, которой проникнута вся природа) он противопоставляет библ. панэнтеизм – когда Бог есть источник всего существующего и в Нём всё обретает движущую силу и цель своего бытия. Ср. Рим 11:34-36; 1Кор 8:5-6.

10По-видимому, Павел здесь цитирует астрономическое стихотворение поэта-стоика Арата Киликийца (ок. 310-245 до н.э.) «Феномены» («Явления»). В свою очередь другой стоик – философ Клеанф (ок. 330-ок. 230 до н.э.), обращаясь в гимне к Зевсу (верховному богу греч. пантеона, ниспосылателю дождя и повелителю грома и молний) восклицает: «Мы – твой род». В обоих случаях речь идёт о причастности людей божественному космическому началу – логосу, с которым в данном случае отождествлялся Зевс.

11Реакция афинян, и, прежде всего, тех же стоиков, на речь Павла отражает дуализм их представлений, согласно которым благому духовному началу в человеке – его бессмертной душе противостоит злое материальное начало – его тело, служащее для неё тюрьмой (ср. оппозицию деятельного разума – логоса и бездеятельного разума – материи). Следовательно, смерть есть освобождение души от оков тела, а посему воскресение в теле, о котором говорит Павел,указывая на Иисуса, названного здесь Мужем, представляется им нелепым.

12ареопагит – член ареопага (см. примеч. 5).

 


СИНАГОГА – от греч. синагогú (сюнагогэ) - букв. сходка, этим словом обозначается собрание евр. общины (в количестве не менее 10 мужчин) в каком-либо селении или городском квартале для совместной молитвы, чтения Священного Писания и выслушивания поучений, а также для решения внутриобщинных дел, выносимых на суд старейшин. Из их среды избирается начальник синагоги, руководящий различными сторонами её деятельности и другие её должностные лица. Этим же словом обозначатся помещение, где проходят такие собрания.

ИУДЕИ - в ВЗ так первоначально названы те, кто принадлежал к колену Иуды (2Цар 19:14-16), затем, после разделения Израильского царства это название стало относится к жителям южного Иудейского царства с центром в Иерусалиме, постепенно отождествляясь с понятием евреи, язык которых стал именоваться иудейским (4Цар 18:26). В время Вавилонского плена  (587-538 до н.э.) и позднее евр. йехудú — в LXX в греч. передаче Иудэос (Иудáйос) — уже прочно утвердилось в качестве обозначения всего еврейского. В НЗ по устоявшемуся ко времени написания входящих в него книг так именуются евреи. При этом титул Царь иудеев применительно к Иисусу употребляют исключительно иностранцы — волхвы (в Мф 2:2), Понтий Пилат и римские солдаты, тогда как евреи, включая противников Иисуса, используют титул Царь Израиля, который собственно, и является мессианским. В Евангелии Иоанна это название, помимо обозначения, вообще, евреев, служит также для указания на евр. религиозных авторитетов, имея в виду членов синедриона (1:19; 2:18,20; 5:10,15,16; 7:1,13; 8:48, 52,57; 9:18,22; 10:24,31,33; 13:33; 18:14,31,36,38; 19:7,12,14,31,38; 20:19).

 

ПРОЗЕЛИТЫ — слово, производное от греч. причастия просéлтон — присоединившийся, появилось в грекоязычной евр. среде для обозначения язычников (греков), поверивших в единственного Бога и через обрезание и ритуальное омовение принятых в общину Израиля. Однако в Мф 23:15 Иисус называет прозелитом уже еврея, которого фарисеи завлекли в свою секту.

ОБРЕЗАНИЕ - удаление кожи вокруг головки полового члена в качестве религиозно-гражданской инициации известно у ряда древних народов, например, у египтян, и у некоторых коренных племён Африки, Америки и Австралии. Согласно Быт 17:9-14 оно устанавливается как «знак завета»  Бога с Авраамом и его потомством, так что каждый евр. младенец мужского пола должен обрезываться на восьмой день от рождения, чтобы принадлежать к народу Божьему. Кроме того, через обряд обрезания должно проходить каждое лицо мужского пола, принимаемое в его число. Евр. религиозная традиция рассматривает обрезание как важнейшее из «дел Закона». Данное обстоятельство стало серьёзной проблемой для первоначальной церкви, когда в связи с событием Христа, Который ожидался как «свет для язычников» (Ис 42:6; 49:6; Лк 2:32; Деян 13:47-48), последние, или, иначе говоря, необрезанные, стали в неё приниматься через  получение дара Святого Духа и крещение, минуя обрезание (об этом см. Деян 10:44-48; 15:1-29). С этим связано учение Павла о том, что оправдание перед Богом любой человек получает только через веру в Христа Иисуса, тогда как «никакая плоть не может оправдаться делами Закона» (Рим 3:20). Таким образом, согласно христианской традиции, новый завет, заключённый Богом с верящими в Его Сына, уже не требует от них знаков прежнего завета, главным из которых выступало обрезание.

КРОВЬ - с ней в Библии связано понятие души, т. е. жизни в её биологическом значении (Лев 17:11; Втор 12:23). Отсюда словосочетание плоть и кровь означает живое существо и, прежде всего, человека (Быт 9:4; Мф 16:17; Гал 1:16). Именно кровь как синоним лишения жизни упоминается, когда речь идёт об исполнении смертного приговора (Лев 20:9 дал.; Мф 27:25). Но главное, кровь упоминается в связи жертвой, угодной Богу, будь то кровь пасхальных ягнят при Исходе из Египта (Исх 12:7 дал.; 23:18), кровь завета (кровь быков, которыми через Моисея был скреплён завет Бога с евр. народом) (Исх 24:4-8), и, наконец, искупительная кровь Божьего Ягнёнка – Христа (Откр 5:9).

 


ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

арам. – арамейский

библ. – библейский

букв. – буквальный, буквально

ВЗ – Ветхий Завет

греч. – греческий

евр. – еврейский

лат. – латинский

МТ- масоретский текст, имеется в виду нормированный текст еврейской Библии

НЗ – Новый Завет

пер. – перевод.

примеч. – примечание

русск. – русский

семит. – семитский

Син. – русский Синодальный перевод (1862 – НЗ, 1876 – ВЗ).

слав. – славянский

ст./стт. – стих/стихи, на которые в середине XVI в. парижский печатник Робер Этьен разбил библейский текст для удобства нахождения необходимого слова, фразы или отрывка

LXX – Септуагинта (Семидесяти), греческий перевод еврейской Библии, выполненный в III-II вв. до н.э. (закончен к 130 г. до н.э.), и собрание других книг, еврейские оригиналы которых неизвестны.

 

Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают более 6000 человек.
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

В следующем выпуске: Иезекииль, 13-16 .

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  —
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

В избранное