Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Деяния, 2:1-47: Сошествие Святого Духа / 07.III.09 сб


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

В течение 3 дней рассылка не выходила из-за поломки компьютера, на котором создаются ее выпуски.

 

Суббота, 07 марта (22 февраля) 2009 года.

 

Продолжаем серию фрагментов Нового Завета в переводе игумена Иннокентия (Павлова). Тексты опубликованы как приложение в книге о. Иннокентия "Что такое христианство?" Они отобраны автором книги в качестве "первоочередные источников христианства". Фрагменты здесь дополнены вводными заметками, примечаниями и статьями-пояснениями, которые взяты из того же издания.
Серия приурочена к православному Великому Посту (который, впрочем, начинается только со следующей недели), ведь Пост – благоприятное время в том числе и для возвращения к основам веры или для первоначального изучения их.

 

[Упомянутую книгу можно приобрести, например, в интернет-магазине my-shop.ru
Игумен Иннокентий (Павлов). Что такое христианство?]

Сегодня — текст 4: Деяния 2:1-47.

Этот же текст в других переводах: Комментарии к книге:
На церковнославянском;
перевод В.Н.Кузнецовой
Комментарии
к гл. 2
из 'Брюссельской' Библии + "Толковой Библии"
+ блж. Феофилакта
из "Женевской Библии"
"Пояснения" Ф. Грюнцвайга

 

Текст 4

Представленный ниже текст повествует о событии сошествия на апостолов* посланного им Сыном Божьим* от Отца* Святого Духа*, движимые Которым они стали возвещать о спасении* принёсённым искупительной смертью Христа, и о Его воскресении1.

Центральное место здесь занимает речь апостола Петра, где в качестве богодухновенных пророчеств приводятся библейские цитаты, касающиеся как имеющего место события сошествия Святого Духа на апостолов (Пётр цитирует пророчество Иоиля (2:28-32 — МТ, 3:1-5 — LXX) об излитии Духа Божьего на «всякую плоть»), так и о воскресения Иисуса как обещанного евреям Мессии*. При этом Пс 16(15):8-11 становится отныне тем самым пророчеством, котороезатем позволит говорить, что Иисус был воскрешён «согласно Писаниям» (см. 1Кор 15:4). Далеецитируется Пс 110(109):1, что позволяет отныне говорить об Иисуса как о Христе и Господе, чем полагается основание всей дальнейшей новозаветной христологии (учении о Христе как о Сыне Божьем)2. Эта речь завершается массовым обращением слушателей и их крещением, что и считается началом исторического бытия церкви* Христа (Деян 2:14-42).

 

Деян 2:1-47

Сошествие Святого Духа

2 При наступлении дня Пятидесятницы3 все они вместе были там же. 2 Тут с неба внезапно раздался шум словно несущегося урагана, и весь дом, где они сидели, наполнился им. 3 И им стали видны разделяющиеся языки, будто огня, и онопустился на каждого из них по отдельности. 4 Тогда все, будучи наполненными Святым Духом, стали говорить на иных языках так, как Дух давал им вещать.

5 А в Иерусалиме находились иудеи* — благоговейные люди из всякого народа под небом. 6 И когда раздался этот звук собралось множество людей, придя при этом в смятение, поскольку каждый из них на своём собственном наречии слышал тех, кто им возвещал. 7 Они были вне себя от удивления и говорили: Смотрите, разве все говорящие не галилеяне? 8 Но как же каждый из нас слышит своё собственное наречие, в котором мы рождены? 9 Парфяне и мидяне, эламиты и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, 10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, что рядом с Киреной, а также пришельцы из Рима, 11 иудеи и прозелиты*, критяне и арабы — мы слышим как они на наших языках говорят о великих делах Божьих4. 12 Так что все они изумлялись и недоумевали, говоря друг другу: Что это может значить? 13 При этом другие говорили с издёвкой: Они упились сладким вином5.

 

Речь Петра

14 Тогда Пётр встал с одиннадцатью и, возвысив свой голос, возвестил им: Мужи иудеи и все живущие в Иерусалиме, да будет вам это известно, выслушайте мои слова. 15 Они не пьяны, как вы думаете, ведь теперь только третий час дня6. 16 А это есть то, о чём сказал пророк Иоиль:

17 И будет в последние дни, говорит Бог, —
изолью Мой Дух на каждую плоть*,
тогда ваши сыновья и ваши дочери станут пророчествовать,
и ваши юноши увидят видения,
а вашим старцам будут сниться вещие сны.
18 Воистину на Моих рабов и на Моих рабынь Я в те дни
изолью Мой Дух,
так что они будут пророчествовать.
19 И покажу чудеса наверху в небе
и знамения внизу на земле:
кровь, огонь и куренье дыма.
20 Солнце будет превращено в тьму,
а луна в кровь,
прежде чем придёт день Господень — великий и славный.
21 И будет: каждый, кто призовёт имя Господа, будет спасён7.

22 Мужи израильтяне, выслушайте эти слова: Иисуса Назорея8, Мужа указанного вам Богом великими чудесами и знамениями*, которые через Него Бог сотворил среди вас, как вы сами знаете. 23 Так вот, Его, выданного вам вследствие определенного Божьего решения и предведения, вы убили, пригвоздив руками беззаконных9. 24 Но Бог Его воскресил, разрушив муки смерти, поскольку ей было невозможно Его удержать. 25 Ведь Давид* о Нём говорит:

Всегда я пред собою видел Господа,
потому что Он справа от меня,
дабы я не был поколеблен.
26Поэтому моё сердце возрадовалось,
а мой язык возликовал,
и, более того, моя плоть найдёт пристанище в надежде,
27 потому что Ты не оставишь мою душу в аду*
и не дашь Твоему святому увидеть тление10.
28 Ты мне дал познать путь жизни,
Ты меня наполнишь весельем пред Своим лицом11.

 

29 Мужи братья, да будем мне позволено вам прямо сказать о праотце Давиде, что он умер и был погребён, а его гробница сохраняется у нас до сего дня. 30 Однако, будучи пророком и зная, что Бог клятвою ему поклялся посадить на его трон его потомка12, 31 он, провидя, сказал о воскресении Христа, что

Он не оставлен в аду13
и Его плоть не увидела тления14.

32 Этого Иисуса Бог воскресил, чему мы все свидетели. 33 Так что Он, будучи вознесённым правой рукой Бога и получив от Отца обещание Святого Духа, излил то, что вы видите и слышите. 34 Ведь Давид не поднялся на небеса, тем не менее, он говорит:

Сказал Господь моему Господину:
Сиди справа от Меня
35 до тех пор, пока Я не положу Твоих врагов
к Твоему подножью15.

36 Итак, да твёрдо знает весь дом Израиля: этого Иисуса, Которого вы распяли, Бог сделал Господом и Христом.

37 Услышав это они, будучи поражёнными в самое сердце, сказали Петру и остальным апостолам: Так что же нам делать, мужи братья? 38 Раскайтесь, — говорит им на это Пётр,- и да будет каждый из вас крещён во имя Иисуса Христа ради прощения ваших грехов, и вы получите дар Святого Духа. 39 Ведь это обещание дано вам и вашим детям, а также всем дальним, кого бы ни призвал Господь Бог наш. 40 И многими другими словами Он свидетельствовал и увещевал их, говоря: Спасайтесь от этого развратного поколения. 41 Тогда те, кто принял его слово, были крещены, и в тот день прибавилось порядка трёх тысяч душ. 42 И они прилежно внимали учению апостолов и были усердны в общении, преломлении хлеба16 и молитвах.

 

Жизнь первоначальной церкви

43 Было же в каждой душе благоговение, и через апостоловтворилось много чудес и знамений17. 44 А все верящие находились вместе, и всё у них было общим. 45 Они продавали принадлежавшие им земли и имущество, а вырученные средства разделяли между всеми по нужде каждого. 46 Ониежедневно вместе усердно молились в храме и, разламывая по домам хлеб, принимали пищу в радости и простоте сердца, 47 хваля Бога и пользуясь расположением у всего народа. И Господь каждый день прибавлял к ним спасаемых18.

 


1Этим исполняется обещание Господа Иисуса, данное Им Своим ученикам, о том, что они «облекутся силой свыше» (Лк 24:49), когда Он им пошлёт от Отца другого Утешителя — Святого Духа (Ин 14:15-17; 15:26-27; 16:13-15), так что они станут свидетелями воскресшего Иисуса в Иерусалиме и «до самого края земли» (Деян 1:1-5).

2О новозаветном понимании этих мессианских пророчеств ВЗ см., соответственно, в примеч. 14 и 15.

3Пятидесятница — евр. Шавуóт = день Седмиц, первоначально был праздником сбора первого урожая (см. Исх 23:16), который затем стал приурочиваться к пятидесятому дню после Пасхи. Много позднее (к II в. до н.э.) его стали праздновать в память обновления завета* на горе Синай (Исх 33:1-34:35). Требование закона три раза в году всему мужскому полу Израиля «являться перед лицом Владыки Господа» (Исх 23:17) дало повод евреям совершать на него паломничество в Иерусалим для поклонения в храме* также как в Пасху* и на связанный со сбором осеннего урожая праздник Шалашей (Кущей), посвящённый воспоминанию Исхода евреев из Египта и их 40-летнего странствования в землю Ханаан.

4В стт. 9-11 указывается кем и откуда были находившиеся в Иерусалиме паломники. Первыми названы евреи, бывшие жителями Парфии, Мидии, Элама и Месопотамии, входившими тогда в Парфянскоецарство (Персидская империя), граничившее на востоке с Римской империей. Затем упоминаются жители римских областей в Малой Азии с греческим населением — Каппадокии (на востоке), Понта (на севере), Асии (на западе), Фригии (в центральной части полуострова, восточнее Асии) и Памфилии (на юге). Потом указывается Египет и находящаяся к западу от него область Киренаика, где имелась многочисленная еврейская община, в которой тогда господствовал греческий язык. Наконец, названа имперская столица Рим, где в то время также имелась значительная еврейская колония. Особо отмечается, что среди присутствующих были не только природные евреи, но и прозелиты — язычники (главным образом греки), поверившие в единственного Бога и через обряд обрезания* сопричтённые к народу Божьему. В заключении представленного перечня упоминаются евреи, живущие на острове Крит и арабы, под которыми здесь имеются в виду те же евреи, но живущие во входившем в Римскую империю Набатийском царстве, занимавшем север Аравийского полуострова.

5сладкое вино — этим термином здесь обозначатся молодое дешёвое вино, которое обычно употребляли пьяницы.

6третий час дня — девять часов утра по современному исчислению времени.

7Иоил 2:28-32 (3:1-5 — LXX).

8Назорей — прозвище, закрепившееся за Иисусом в евр. среде со времени Его служения. Принято считать, что оно наряду с прозвищем Назарянин (см. Мк 1:24; Лк 4:34) связано с названием галилейского города Назарет, где Иисус провёл детство и юность (см. Мф 2:23; Лк18:37 и Ин 18:5). Однако назореями (назиреи, насареями) также называли евреев — мужчин и женщин, которые посвящали себя Господу (Числ 6:1-21),или евр. первенцев, посвящаемых Богу, таких как Самсон (Суд 13:5) и Иоанн Креститель* (Лк 1:15). Кроме того, это наименование Иисуса дало повод Его противникам также называть тех, кто признал Его в качестве Мессии (см. Деян 24:5).

9беззаконные — т. е. не имеющие закона, данного Богом евреям. Это обычное в евр. среде обозначение язычников в данном случае относится к римской власти, без согласия которой в то время в Иудее легально не мог быть вынесен и приведёнисполнение смертный приговор, если того требовало евр. законодательство.

10увидеть тление — характерное библ. выражение, означающее умереть или истлеть в могиле, когда сама смерть и последующее тление представлены как некое опытное познание.

11Пс 16 (15):8-11.

12Пс 132 (131):11; 2Цар 7:12-13.Выражение потомок в оригинале передано со свойственным семит. (в данном случае евр.) речи натурализмом: плод твоих чресел. Последним термином эвфеместично (иносказательно) обозначается место расположения детородного члена. Согласно более поздним рукописям: Бог клятвою ему поклялся, что сделает его потомка по плоти Христом и посадит на его троне.

13Согласно более поздним рукописям: Не оставлена Его душа в аду.

14Пс 16(15):10. Слова Давида, которые он сам явно относил лишь к тому обстоятельству, что Господь Бог не оставит его в момент военной опасности или в случае заговора против него, в речи Петра (особенно в стт. 29-32)явлены уже в своём абсолютном (т. е. исполняемом со всей точностью) пророческом смысле, а именно что Мессия будет воскрешён из мёртвых.

15Пс 110(109):1. Эти слова мессианского псалма приводит и Сам Господь Иисус, указывая на Своё божественное происхождение (Мф 22:41-46; Мк 12:35-37; Лк 20:41-44).Здесь Он исходит из двух положений, чётко зафиксированных в евр. религиозном сознании: (1) Мессия должен быть прямым потомком (сыном) Давида;(2) отцу (предку) невозможно назвать своего сына (потомка) господином по отношению к себе, поскольку закон устанавливает выражение почтения только детей к родителям, а не наоборот (Исх 20:12; Втор 5:16). Таким образом, приводя это пророчество Иисус указывает на Своё непосредственное происхождение от Бога, Которого Он именует Своим Отцом.

16Термин общение имеет важное значение для понимания жизни первоначальной церкви. Им обозначается не только общность веры, мыслей и чувств, но и проявление этого в общности имущества, о чём говорится ниже (ст. 44 и 4:32). Кроме того, здесь он, очевидно, указывает и на общую трапезу членов церкви, за которой они преломляли хлеб, что в данном случае, очевидно, обозначает совершение евхаристии (благодарения), иначе называемой ужином Господним (слав. вечеря Господня) согласно сказанному Иисусом Своим ученикам делать это в память о Нём (см. Лк 22:14-20; 1Кор 11:23-26).

17В ряде древних и поздних рукописях к этому добавлено: в Иерусалиме.

18Согласно другим рукописям: А Господь каждый день прибавлял спасаемых к церкви.

 


АПОСТОЛ - букв. посланец (от греч. глагола апостэлло — посылаю с поручением) — первоначально этот термин применяется по отношению к Двенадцати (Мф 10:2; Лк 6:13), которых Иисус посылал возвещать приближение Царства Небесного (Мф 10:7; Мк 6:7; Лк 9:1-2). Они же по преимуществу именуются так и  в книге Деяний (1:2 дал.). Однако в дальнейшем этим наименованием стали называть уже всех тех, кто по велению Святого Духа* отправлялся на проповедь о Христе (Деян 13:2-4; 14:4,14) или же выступал как свидетель Его служения и воскресения (1Кор 15:4-8). Апостолы Христа также выступают в НЗ как основатели местных церквей и их первые предводители (1Кор 9:1-2; Еф 4:11-12).

СЫН БОЖИЙ — в ВЗ это выражение понимается фигурально. Так, сыновьями Божьими именуются, как принято думать, ангелы (Быт 6:2; Иов 1:6; Дан 3:25(92)), а сыновьями Всевышнего названы начальствующие в народе (Пс 82 (81):6), тогда как сыном Моим Бог называет народ Израиля (Исх 4:22-23; Ос 11:1 (в Мф 2:15 этот пассаж представлен как мессианское пророчество)) и его царь (2Цар 7:14; Пс 2:7; 89 (88):26-27). В последнем случае выражение «Сын Божий» становится уже титулом Мессии*, которым указывается на сына (потомка) Давида. В НЗ это выражение используется двояко. В синоптической традиции, хотя и говорится действительном сыновстве Иисуса Богу (Мф 11:27; 22:41-46; 28:19; Мк 12:35-37; Лк 10:22; 20:41-44), оно, судя по всему, служит лишь Его мессианским титулом, например, в исповедании Петра в Мф 16:16. Также, судя по всему в Деян 8:37 и 9:20. Зато в у Павла оно уже имеет в виду именно то, что Господь Иисус Христос есть Сын Бога в собственном смысле (особенно в Рим 1:4). В Евр 1:1-4 Сын Бога предстает как Его совершенное откровение и космический принцип (замысел и движущая сила творения всего). Поэтому у Иоанна, Он в связи с этим уже назван Словом (Ин 1:1-18; 1 Ин 1:1-2; Откр 19:13), и представлен как единственный у Отца* (Ин 1:14,18; 3:16,18; 1 Ин 4:9). Выражения Сын Божий или просто Сын, здесь большей частью служат указанием на непосредственное божественное происхождение Иисуса, хотя в Ин 1:49; 11:27 и 19:7 первое из них выступает, очевидно, как мессианский титул. <.....>

ОТЕЦ — <...> хотя в ВЗ Бог иногда и называется Отцом (Своего народа или, скажем, сирот) (Втор 32:6; Пс 68 (67):6), а в молитвах к Нему евреи обращаются: «Отец наш» (Пс 64(63):16; Пс 65(64):8), наконец, сыну (потомку) Давида Бог обещает, что будет ему Отцом (1Пар 28:6), эти высказывания воспринимались евр. религиозным сознанием лишь как фигуры речи. Отцом в собственном смысле Бога называет Иисус, и уже в НЗ это название становится именем Бога, а в Евангелии и в Посланиях Иоанна даже основным, как Отца единственного Сына Божьего*. <.....> Бог как Отец усыновляет всех поверивших в воскресшего Иисуса как в Христа — Сына Божьего. <.....>

ДУХ СВЯТОЙ — слав. слово дух связано с греч. пнéвма, означающим как дыхание, так и дуновение и ветер, тогда как евр. рýах, переводом которого оно является в LXX, выступает, прежде всего, в последнем значении (Быт 8:1; Исх 14:21; 2Цар 22:11; 3Цар 19:11; Пс 18(17):11; Пс 104(103):3-4). В НЗ отголосок этого виден в Ин 3:8. Тем не менее, слово руах служит в МТ и обозначению жизненной энергии, имея в виду дыхание, как признак жизни (Быт 6:17; 7:15,22), и способность мыслить и действовать (Исх 28:3; 35:21). Очевидно, с таким словоупотреблением, когда руах-дух  выступает как  непременный признак жизни, связано библ. представление  о живом Боге, когда от Него исходит Его Дух, именуемый в ВЗ Духом Божьим, Духом Господним, наконец, Духом Святым (последнее наименование встречается здесь трижды в Пс 51(50):13 и Ис 63:10-11). Он предстаёт как Божья творческая сила, подающая жизнь (Иов 33:4; Пс 104 (103):30) и источник ниспосылаемой Богом мудрости (Неем 9:20; Иов 32), проявляемой в стремлении человека к жизни, угодной Богу (Пс 51 (50):12-13; Притч 1:7; 3:21-26; 8:12-21). Именно Дух, посылаемый Богом позволяет людям пророчествовать, т. е. говорить Его слово (1Цар 19:20). Наконец, ожидается, что Дух Господень будет покоиться на Мессии* (Ис 11:2). Поэтому в НЗ особо отмечается, что Святой Дух подобно голубю спускается на Иисуса, тем самым указывая, что Сам Бог Его Им помазал (Мф 3:16-17; Мк 1:10-11; Лк 3:21-22; Ин 1:32-34; Деян 10:37-38), при этом Иисус есть «крестящий Святым Духом» (Мф 3:11; Ин 1:26-27,33), Которого Он посылает от Отца* Своим ученикам (Ин 15:26-27), так что они облекаются «силою свыше» и становятся Его свидетелями (Лк 24:49; Деян 1:8; 2:1 дал.). Сам Иисус называет Святой Дух — Духом Божьим (Мф 12:28). В связи с этим Павел и другие также говорят о Святом Духе как о Духе Божьем (Рим 8:9,14; 1 Кор 2:12-14; 3:16; 7:40; 12:3; Мф 3:16; 1Петр 4:14; 1Ин 4:2), а также и как о Духе Христа (Рим 8:9; Флп 1:19; 1Петр 1:11). Именно Духом раздаются различные дарования для служения церкви Христа, имеющие источник в Боге (1Кор 12:4-11). Уже в ВЗ обнаруживаются личные свойства Святого Духа (например, Ис 63:10), в НЗ об этом заявляется со всей определённостью, особенно в Ин 14:15-26; 15:26; 16:7-15, где Он назван Иисусом наряду с Собой другим Утешителем. Другое Его обозначение Иисусом — Дух истины (Ин 14:16-17; 15:26). Согласно 1Ин 5:6 Он Сам есть истина, как свидетельствующий о Христе. Именно Он наставит учеников Иисуса «во всей истине» (Ин 16:13), взяв у Сына всё, что Тот имеет у Отца (Ин 16:14-15). Именно в Духе истины (=в Духе и истине) с приходом Христа устанавливается новое богопочитание для всех верящих в Него, приходящее на смену культу, связанному с Иерусалимом и храмом* (Ин 4:19-24). И именно в Духе верящий в Сына Божьего* имеет доступ к Отцу (Еф 2:18, ср. Ин 14:22-26; 1Ин 4:12-16) и получает у Него усыновление (Рим 8:14-16; Гал 4:4-7). Евангелист Иоанн говорит, указывая, что если закон был дан через Моисея, то благодать и истина (то же, что и Дух истины) пришли через Иисуса Христа (Ин 1:17), тем самым указывая, что Святой Дух подаётся верящим в Христа как дар, и что именно Святым Духом был полон пришедший в мир единственный Сын Божий (Ин 1:14,16, ср. Ис 61:1-2; Лк 4:16-22; Мф 12:24-32; Мк 3:20-30; Лк 11:14-20). Иисус говорит о Святом Духе как о потоке живой воды (Ин 4:4:10; 7:37-39, ср. Притч 18:4; Ис 58:11; Зах 14:8), указывая, что именно Он подаёт жизнь (букв. животворит), почему в словах (букв. глаголах) произносимых Иисусом Дух жизни (букв. Дух и жизнь) (Ин 6:63). В связи с этим в Откр 22:1 в картине завершающей историю обновлённого мироздания Святой Дух предстаёт в символическом образе реки воды жизни, блистающей как хрусталь, которая исходит от трона Бога и Ягнёнка. <...>

СПАСЕНИЕ - в древности это понятие включало в себя широкий спектр смыслов, связанных с избавлением от какой-либо опасности. Отсюда спасением называлось выздоровление от болезни. А титул Римского императора — спаситель мира, в свою очередь связывался с лежащей на его администрации и войсках функции поддержания общественного порядка на всей обширной территории империи. В библ. традиции этот термин также имеет отношение к Богу, спасающему Свой народ или отдельных людей, надеющихся на Него, от выпавших на их долю бед и опасностей. Кроме того, он  приобретает эсхатологический характер. Возвещающее наступление мессианской эры пророчество в «Книге утешения» Второ-Исайи говорит о Мессии* как о «свете народов», который принесёт спасение «до конца земли» (Ис 49:6). Таким образом, с этим термином  связывается наступление Царства Божьего, а уже традиция фарисеев свяжет с ним и наследование вечной жизни (этим, например, обусловлены вопросы обращённые к Иисусу в Мф 19:16,25; Мк 10:17,25; Лк 18:18,26). В НЗ спасение, преимущественно предстаёт как избавление от вечного осуждения и гибели,  даруемое Богом через веру в единственного Сына Божьего* — Иисуса Христа (Ин 3:16-17), Который становится Спасителем в собственном смысле.

МЕССИЯ – греч. передача арам. мешúха или же евр. машúах – помазанник, чемусоответствует греч. христóс. Данный титул связан с ритуалом помазания головы оливковым маслом при поставлении священников (Исх 40:13-15) и царей (1Цар 10:1), когда помазуемому сообщался Дух Господень (1Цар  16:13). Давид*, помазанный ещё прежде вступления его на царство над Израилем (1Цар 16:6-13) оказался помазанником в особом смысле, поскольку ему через пророка Нафана (Натана) Богом было дано обещание, что из его рода произойдёт царь, чьё царство будет утверждено «на веки» (2Цар 7:12-16). Это пророчество истало основанием всех дальнейших ожиданий евреями Мессúи (по LXX – Христа), т. е. Царя Израиля из рода Давида, чьё царство будет вечным.

ЦЕРКОВЬ – встречающееся в НЗ греч. слово экклесúя (от глагола калéо – звать, приглашать) переводимое на слав. и русск. как церковь, в Древней Греции обозначало собрание полноправных граждан, соответствующее ему евр. слово кахáл (=собрание) служит в ВЗ обозначению Израиля как народа Божьего. Соответственно, в НЗ церковь – это собрание народа, избранного Богом из евреев и язычников и, по учению Павла, составляющего, прежде всего, при совершении вечери Господней единое тело, главой которого является Христос (см. 1Кор 11:20-34; 12:12-27; Еф 4:11-16).

ИУДЕИ - в ВЗ так первоначально названы те, кто принадлежал к колену Иуды (2Цар 19:14-16), затем, после разделения Израильского царства это название стало относится к жителям южного Иудейского царства с центром в Иерусалиме, постепенно отождествляясь с понятием евреи, язык которых стал именоваться иудейским (4Цар 18:26). В время Вавилонского плена  (587-538 до н.э.) и позднее евр. йехудú — в LXX в греч. передаче Иудэос (Иудáйос) — уже прочно утвердилось в качестве обозначения всего еврейского. В НЗ по устоявшемуся ко времени написания входящих в него книг так именуются евреи. При этом титул Царь иудеев применительно к Иисусу употребляют исключительно иностранцы — волхвы (в Мф 2:2), Понтий Пилат и римские солдаты, тогда как евреи, включая противников Иисуса, используют титул Царь Израиля, который собственно, и является мессианским. В Евангелии Иоанна это название, помимо обозначения, вообще, евреев, служит также для указания на евр. религиозных авторитетов, имея в виду членов синедриона* (1:19; 2:18,20; 5:10,15,16; 7:1,13; 8:48, 52,57; 9:18,22; 10:24,31,33; 13:33; 18:14,31,36,38; 19:7,12,14,31,38; 20:19).

ПРОЗЕЛИТЫ — слово, производное от греч. причастия просéлтон — присоединившийся, появилось в грекоязычной евр. среде для обозначения язычников (греков), поверивших в единственного Бога* и через обрезание* и ритуальное омовение принятых в общину Израиля. Однако в Мф 23:15 Иисус называет прозелитом уже еврея, которого фарисеи завлекли в свою секту.

ПЛОТЬ – библ. термин, которым обозначаются животные и люди, имея в виду их телесность, но преимущественно, всё же именно человек и его природа. Сказанное в Ин 1:14 — «Слово стало плотью», как раз и означает восприятие божественным Логосом (Словом), о Котором говорится, что Он — единственный Сын Божий, полноты человеческой природы, явленной в лице Иисуса Христа. В НЗ, особенно у Павла, идиомы плоть или плоть и кровь служат указанием не только на людей, но и, вообще, на человеческие усилия или представления.

ЗНАМЕНИЕ – слав. слово, вошедшее в русский литературный язык в качестве обозначения некоего особого знака. В библ. традиции оно обозначает знак, подаваемый Богом, в НЗ выступает преимущественно в качестве знака того, что Иисус есть Мессия*, посланный Богом.

ДАВИД - это евр. имя, вероятно, означает брат отца или любимец, псалмопевец и царь Израиля в период ок. 1010-970 гг. до н.э. Его история излагается в 1Цар 16:1 — 3Цар 2:12 и 1Пар 2:9-3:24; 10:13-29:30. Согласно евр. религиозной традиции Давид почитается пророком, а его псалмы признаются богодухновенными. Особое вниманием евреев в период Вавилонского плена (587-538 до н.э.) и позднее привлекал завет с Давидом Бога, обещавшего вечное царство его потомку (2Цар 7:12-14; Пс 89(88):4-5), в лице которого стали ожидать Мессию*, которому был усвоен титул Сын Давидов.

АД – греч. словом áдис (гáдэс), означающим преисподнюю или подземный мир,  в LXX передается евр. шеóл (букв. прикрытая пропасть), которым обозначается место, где  находятся мёртвые, почему в библ. традиции понятия ад (шеол) и смерть выступают как синонимы. Согласно ВЗ, ад — это пространство в глубоких недрах земли (Пс 63(62):10; Ис 14:15), отходящий туда не имеет надежды вернуться (Иов 7:9), там тьма (Иов 3:5; Пс 143 (142):3) и «нет ни дел, ни рассуждений, ни знания, ни мудрости» (Еккл 9:10), поэтому мёртвые не помнят и не славят Господа (Пс 6:6; 115(113):17(25); Ис 38:18). С другой стороны, оттуда может быть вызван (выведен) дух умершего (1Цар 28:3-19). Шеол открыт для Господа (Иов 26:6; Притч 15:11), Который присутствует и там (Пс 139 (138):8). Особую важность приобретает мысль, что Господь способен вернуть оттуда к жизни (1Цар 2:6), так что слова Давида*: «Ты (Господь) не оставишь мою душу в аду, не дашь Твоему святому истлеть (букв.: увидеть тление)» (Пс 16 (15):10) в НЗ стали пониматься как пророчество о воскресении Христа (Деян 2:22-32). Согласно Лк 16:19-31 загробная судьба людей различна: праведники попадают на лоно (в объятья) Авраама, а ослушники Божьих заповедей на место мучений в аду, так что между умершими пролегает «великая пропасть». Тем не менее, по смерти на кресте Христос, «будучи умерщвлён во плоти, но оживлён в духе», возвещает мёртвым о Своей победе над смертью (1Петр 3:18-20; 4:6), поскольку именно у Него данные Ему Богом «ключи от смерти и ада» (Откр 1:18), так что в последний день Он воскресит всех мёртвых, чтобы верящие в Него обрели вечную жизнь, а сделавшие зло предстали для суда (Ин 5:19-30). 

 

ЗАВЕТ — данное слав. слово соответствует евр. берúт, означающему договор, союз (на основе договора) и завещание. Соответственно, отношения Бога как с отдельными людьми (Адамом, Ноем, Авраамом), так и с избранным Им народом (в лице Авраама, Моисея и Давида*) строятся как завет, т. е. союз на основе договора. При этом завет Бога со Своим народом был скреплён кровью приносимых в жертву телят, названной «кровью завета» (Исх 24:3-8). В свою очередь новый завет, о котором возвещает пророк Иеремия (31:31-34), согласно НЗ, скрепляется уже кровью Сына Божьего*, очищающей верящего в Него «от всякого греха» (1Ин 1:7).

ХРАМ — его история началась с желания Давида*, обезопасившего и обустроившего своё царство, построить в Иерусалиме Господу в качестве святилища роскошный дом, вместо скинии, представлявшейся ему слишком скромной (2Цар 7:1-2). Евр. слово хехáл, переводимое  греч. наóс и слав. храм, означает великолепное сооружение, дворец. Но Господу было угодно, чтобы храм Ему построил уже сын Давида (2Цар 7:12-13), что было понято как указание на Соломона, (царствовал после Давида в период ок. 970-930 до н.э.), который за 7 лет (967-961 до н.э.) и построил его (об этом см. 3Цар 5:1-6:37). Этот храм находился на горе Мориа в Иерусалиме. В своём плане он повторял прежнюю скинию. Храм окружал двор священников, где находился жертвенник всесожжения  и медное море (большой бронзовый умывальник), за ними перед входом в собственно храм стояло два бронзовых столпа, а сам храм состоял из притвора, святого, где стояло 10 светильников и 10 столов с хлебами предложения (по 5 с каждой стороны), а впереди по центру находился  жертвенник курения, и отделённого от него стеной и проёмом, закрываемого завесой, святого святых, куда был помещён ковчег завета, утраченный, вероятно, вследствие пожара, когда халдеи сожгли Иерусалим и храм в 587 г. до н.э. (4 Цар 25:9). При этом храм, построенный Соломоном, был лишь в два с лишним раза больше скинии, имея 60 локтей (ок. 27 м) в длину, 20 локтей (ок. 9 м) в ширину и  30 локтей (ок. 13,5 м) в высоту (3Цар 6:2). Сам храм с трёх сторон окружало трёхъярусное сооружение с комнатами-кладовыми, где хранились храмовая утварь, сокровища и другие запасы. Новый, второй храм был выстроен вернувшимися из Вавилонского плена евреями под водительством Зоровавеля в 520-515 гг. до н.э. (1Езд 3:1-6:22). Известно, что по своим размерам он был больше прежнего (1Езд 6:3). После разграбления и осквернения эллинистическим Сирийским царём Антиохом IV Епифаном он был «обновлён», т.е. восстановлен Иудой Маккавеем и в 165 г. до н.э. заново освящён (1Макк 4:36-61). Однако его грандиозная реконструкция, придавшая ему невиданное великолепие, была предпринята уже Иродом Великим, начавшись в 20/19 г. до н.э. И хотя основные работы были выполнены за 10 лет, его отделка продолжалось далее до 63 г. н.э. Именно этот храм и престаёт перед читателями НЗ. Согласно археологическим данным, стена, поддерживавшая комплекс храма и сложенная из гигантских каменных блоков достигавших размеров до 10 на 5 м и веса до 10 т, имела протяжённость порядка 484 м. на запад, 315 м на север, 466 м. на восток и 278 м. на юг, а сама храмовая площадка имела форму неправильного ромба. К храмовому комплексу вели лестницы, завершавшиеся воротами. С запада в храм можно было попасть через любые из четырех ворот, с юга — через двое ворот, с севера — через одни, с востока — через двое ворот. За ними начинался занимавший самую большую площадь двор язычников, куда мог войти каждый. Запрещался только вход с оружием, в том числе с палками, и в грязной обуви. Установленный порядок на территории храма поддерживала особая охрана (в Евангелии Иоанна она названа «стражниками»). Этот двор обрамляла колоннада. При этом особо выделялась галерея (портик), находившаяся на восточной стороне, названная именем Соломона, где обычно собирались учителя и желавшие их послушать, а также проводились дискуссии относительно толкования Закона. Очевидно, часть этого двора занимали ряды торговцев животными для жертвоприношений и менял, менявших «нечистые» римские монеты, на прежние еврейские (эпохи Маккавеев) или греческие (тирской чеканки), которые допускались к уплате храмовой подати. Над двором язычников, возвышался двор женщин, в который вела лестница в 15 ступеней, завершавшаяся  бронзовыми воротами, названными в Деян 3:2 «Прекрасными». Сюда язычникам под страхом смерти вход был запрещён, зато могли входить не только мужчины, но и женщины, принадлежавшие к народу Израиля. В этом дворе находилось 13 сосудов для пожертвований. Здесь молились женщины и происходили события, описанные в Мк 12:41-44 / Лк 21:1-4 и Ин 7:37-52; 8:12-20. На следующей террасе находился двор израильтян, открытый только для мужчин-иудеев, куда вела круговая лестница из 15-ти ступеней, а над ним на земляной насыпи возвышался двор священников, к которому вёл узкий проход в три ступени и где находился жертвенник и медное «море». Сюда мог также войти ритуально чистый мужчина-иудей.  Очевидно, это место имеется в виду, когда говорится, что Иисус с ученикам, «придя в храм, всё осмотрел» (Мк 11:11). Отсюда 12 ступеней вели уже к собственно храму (святилищу), войти в которой могли  только священники, имея в виду притвор и святое. Сверкающая на солнце золотая крыша сооружения венчала храм. Фасад здания, имевшего 31,3 м в длину, 10,7 м в ширину и 21 м в высоту, был украшен высокими колоннами и фронтоном. Так же золотом был покрыт потолок святилища и золотой была его утварь. В свою очередь святое святых, как обитель Яхве было лишено убранства, а на месте исчезнувшего ковчега завета, ещё со времени Зоровавеля в нём находился необтёсанный камень, служивший жертвенником в День очищения и почитавшийся краеугольным в мироздании. Именно этот храм был сожжён, а окружавшие его сооружения разрушены летом 70 г., когда римские войска, предводительствуемые Титом, после продолжительной осады прорвали оборону восставших евреев и взяли Иерусалим.

ПАСХА - греч. транслитерация евр. пэсах — перескочил или прошёл мимо, имеется в виду Господь (ангел Господень), поражавший первенцев египетских в ночь начала Исхода евреев из Египта. Этим словом стали называть: (1) однолетнего ягнёнка, кровью которого евреи мазали по повелению Господа косяки и перекладину дверей своих домов, так что видя эту кровь Господь проходит мимо них, тогда как евр. семьи должны были в это время есть мясо этого ягнёнка, запечённого в огне, причём так, чтобы не ломать его костей и не выносить из дома (Исх 12:1-28,43-49); (2) праздник, установленный в честь начала Исхода из Египта, непременным ритуалом которого был ужин в ночь 14 нисана (авива) (весенний месяц с середины марта до середины апреля), когда пасха (однолетний ягнёнок) поедается в кругу евр. семьи с пресным хлебом (евр. мацá — слав. опресноки), горькими травами (Исх 12:8), а впоследствии и с вином. Пасха также называется праздником Пресного хлеба (Опресноками) (Исх 23:15; 2Пар 8:13; Мк 14:1,12; Лк 22:1,7), хотя этот праздник непосредственно примыкал к Пасхе и праздновался 7 дней с 15 по 21 нисана (авива) как праздник начала жатвы (Лев 23:4-14). Среди евр. религиозных праздников Пасха является самым главным, а месяц, в который она празднуется становится первым месяцем года (Исх 12:1-2,14; Лев 23:4-5; Числ 28:16). Важной его особенностью было удаление перед началом празднования квасного хлеба и питание пресным хлебом в течение последующих семи дней (Исх 12:15). В НЗ пасха-ягнёнок рассматривается как прообраз Христа — Божьего Ягнёнка, приносящего Себя в жертву (1Кор 5:7), в свете чего становится понятным, почему именно на Пасху произошли Его искупительные страдания и смерть (Ис 53:7-9; Мф 26:1-2) в воспоминание о которой на пасхальном ужине Он установил для Своей церкви* вечерю Господню в память об этом (Мф 26:26-29; Мк 14:22-25; Лк 22:14-20; 1Кор 11:23-26).

ОБРЕЗАНИЕ - удаление кожи вокруг головки полового члена в качестве религиозно-гражданской инициации известно у ряда древних народов, например, у египтян, и у некоторых коренных племён Африки, Америки и Австралии. Согласно Быт 17:9-14 оно устанавливается как «знак завета»  Бога с Авраамом и его потомством, так что каждый евр. младенец мужского пола должен обрезываться на восьмой день от рождения, чтобы принадлежать к народу Божьему. Кроме того, через обряд обрезания должно проходить каждое лицо мужского пола, принимаемое в его число. Евр. религиозная традиция рассматривает обрезание как важнейшее из «дел Закона». Данное обстоятельство стало серьёзной проблемой для первоначальной церкви, когда в связи с событием Христа, Который ожидался как «свет для язычников» (Ис 42:6; 49:6; Лк 2:32; Деян 13:47-48), последние, или, иначе говоря, необрезанные, стали в неё приниматься через  получение дара Святого Духа* и крещение, минуя обрезание (об этом см. Деян 10:44-48; 15:1-29). С этим связано учение Павла о том, что оправдание перед Богом любой человек получает только через веру в Христа Иисуса, тогда как «никакая плоть* не может оправдаться делами Закона» (Рим 3:20). Таким образом, согласно христианской традиции, новый завет, заключённый Богом с верящими в Его Сына*, уже не требует от них знаков прежнего завета, главным из которых выступало обрезание.

ИОАНН (КРЕСТИТЕЛЬ) – греч. передача евр. Йоханáн, что означает Яхвé (Господь) милостив, об Иоанне, помимо Евангелий и Деяний Апостолов, сообщает евр. историк Иосиф Флавий, упоминая о нём как о «добром человеке», учившем евреев «быть справедливыми друг к другу», очищать душу от грехов и практиковать омовение для «освящения тела», при этом умерщвление его правителем Галилеи Иродом Антипой I (правил в 4-39 гг. н.э.) связывалось с его «огромным влиянием на людей» и боязнью «смуты» (Иудейские древности XVIII.5.2). В свою очередь евангелист Лука пишет о его происхождении, родственных отношениях с Иисусом и предназначенном ему от Бога служении быть пророком «в духе и силе Илии», т. е. возвещать приход Мессии* (Лк 1:5-25,39-80). Данное служение описано евангелистами в связи с приходом к нему Иисуса на Иордан (Мф 3:1-17; Мк 1:1-11; Лк 3:1-22; Ин 1:19-36) и последующими делами Иисуса (Мф 11:2-15; Лк 7:18-28; Ин 3:22-36). Евангелисты Марк и Матфей рисуют драматическую историю смерти Иоанна (Мф 14:1-14; Мк 6:14-29), тогда как Лука только кратко о ней упоминает (Лк 9:7-9). Четвёртый евангелист говорит лишь о взятии Иоанна под стражу (согласно его повествованию, это произошло после Пасхи 27 г. или в 28 г.) (Ин 3:24), очевидно, полагая, что его история и без того известна. Слова Иисуса: «все Пророки и Закон пророчествовали вплоть до Иоанна» (Мф 11:13) следует  понимать в том смысле, что с приходом Иоанна Крестителя завершилась эра Ветхого Завета, и началось исполнение мессианских пророчеств, записанных в Священном Писании (Законе и Пророках).

 

СИНЕДРИОН — по греч. букв. место заседания, явился преемником правящего совета старейшин (герусии), стоявшего во главе евреев после смерти последнего правителя из потомков Давида Зоровавеля (кон. VI в. до н.э.), а в период римского господства в Иудее высший орган местного самоуправления, исполнявший для евреев также функцию верховного суда. Его председателем был первосвященник Иерусалимского храма, а членами видные представителями храмового священства, а также авторитетные книжники и старейшины, всего 71 человек.

 


ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

арам. – арамейский

библ. – библейский

букв. – буквальный, буквально

ВЗ – Ветхий Завет

греч. – греческий

евр. – еврейский

лат. – латинский

МТ- масоретский текст, имеется в виду нормированный текст еврейской Библии

НЗ – Новый Завет

пер. – перевод.

примеч. – примечание

русск. – русский

семит. – семитский

Син. – русский Синодальный перевод (1862 – НЗ, 1876 – ВЗ).

слав. – славянский

ст./стт. – стих/стихи, на которые в середине XVI в. парижский печатник Робер Этьен разбил библейский текст для удобства нахождения необходимого слова, фразы или отрывка

LXX – Септуагинта (Семидесяти), греческий перевод еврейской Библии, выполненный в III-II вв. до н.э. (закончен к 130 г. до н.э.), и собрание других книг, еврейские оригиналы которых неизвестны.

 

Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают более 6000 человек.
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

В следующем выпуске: От Иоанна, 1:29-51.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  —
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

В избранное