Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

из книги пророка Захарии— главы 10 - 14.


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Вторник, 23 (10) декабря 2008 года

В этом выпуске —

* из книги пророка Захарии — главы 10 - 14.

Синодальный перевод.
Форматирование, комментарии и заголовки разделов — из "Брюссельской" Библии.

 

 Комментарий (введение) к книге в "Брюссельской" Библии;
 Введение к книге в "Толковой Библии".

10 1 Просите у Господа дождя
во время благопотребное;
Господь блеснет молниею
и даст вам обильный дождь,
каждому злак на поле.
2 Ибо терафимы говорят пустое,
и вещуны видят ложное
и рассказывают сны лживые;
они утешают пустотою;
поэтому они бродят как овцы,
бедствуют, потому что нет пастыря.
3  На пастырей воспылал гнев Мой,
и козлов Я накажу;
ибо посетит Господь Саваоф стадо Свое, дом Иудин,
и поставит их, как славного коня Своего на брани.
4 Из него будет краеугольный камень,
из него - гвоздь,
из него - лук для брани,
из него произойдут все народоправители.
5 И они будут, как герои,
попирающие врагов на войне,
как уличную грязь,
и сражаться, потому что Господь с ними,
и посрамят всадников на конях.

6 И укреплю дом Иудин,
и спасу дом Иосифов,
и возвращу их,
потому что Я умилосердился над ними,
и они будут, как бы Я не оставлял их:
ибо Я Господь Бог их, и услышу их.
7 Как герой будет Ефрем;
возвеселится сердце их, как от вина;
и увидят это сыны их в возрадуются;
в восторге будет сердце их о Господе.

8 Я дам им знак и соберу их,
потому что Я искупил их;
они будут так же многочисленны, как прежде;
9 и расселю их между народами,
и в отдаленных странах они будут воспоминать обо Мне
и будут жить с детьми своими, и возвратятся;
10 и возвращу их из земли Египетской,
и из Ассирии соберу их,
и приведу их в землю Галаадскую и на Ливан,
и недостанет места для них.
11 И пройдет бедствие по морю,
и поразит волны морские,
и иссякнут все глубины реки,
и смирится гордость Ассура,
и скипетр отнимется у Египта.
12 Укреплю их в Господе,
и они будут ходить во имя Его,
говорит Господь.

Комментарий к гл. 10:
из "Толковой Библии"

в. Полное избавление и торжество народа Божия

1-2 Имеется в виду новое распространение язычества, которое шло уже не с Востока, а из греч. мира. Терафимы: домашние идолы, служившие для гадания (Иез 21:21). В послепленную эпоху вновь говорится о чародеях (Мал 3:5).

3-11 В этом трудном для истолкования тексте пророчества об освобождении и возвращении Израиля в Иерусалим возвещаются иногда в первом лице от имени Ягве (3,6,8-11), в других же стт. о Нём говорится в третьем лице (3-5,7,12: 11:1-3).

3 "На пастырей" - в данном контексте на иноземных монархов, угнетающих избранный народ (ср. Иер 25:34 сл; Наум 3:18); в аналогичном смысле "козлов Я накажу" (ср. Дан 8:5 сл). Второе же посещение будет благотворным.

4 "Краеугольный камень... гвоздь... лук" - вожди, которые наконец выйдут из дома Иудина.

11 1 Отворяй, Ливан, ворота твои,
и да пожрет огонь кедры твои.
2 Рыдай, кипарис, ибо упал кедр,
ибо и величавые опустошены;
рыдайте, дубы Васанские,
ибо повалился непроходимый лес.
3 Слышен голос рыдания пастухов,
потому что опустошено приволье их;
слышно рыкание молодых львов,
потому что опустошена краса Иордана.

Комментарий к гл. 11:
из "Толковой Библии"

3. Отвержение Царя-Мессии
а. Унижение гордости Израиля

1 "Кедры" - символ великих держав (ср. Ис 10:33 сл; Иез 31) или их властелинов.

4 Так говорит Господь Бог мой: паси овец, обреченных на заклание, 5 которых купившие убивают ненаказанно, а продавшие говорят: "благословен Господь; я разбогател!" и пастухи их не жалеют о них. 6 Ибо Я не буду более миловать жителей земли сей, говорит Господь; и вот, Я предам людей, каждого в руки ближнего его и в руки царя его, и они будут поражать землю, и Я не избавлю от рук их.

7 И буду пасти овец, обреченных на заклание, овец поистине бедных. И возьму Себе два жезла, и назову один - благоволением, другой - узами, и ими буду пасти овец. 8 И истреблю трех из пастырей в один месяц; и отвратится душа Моя от них, как и их душа отвращается от Меня. 9 Тогда скажу: не буду пасти вас: умирающая - пусть умирает, и гибнущая - пусть гибнет, а остающиеся пусть едят плоть одна другой. 10 И возьму жезл Мой - благоволения и переломлю его, чтобы уничтожить завет, который заключил Я со всеми народами. 11 И он уничтожен будет в тот день, и тогда узнают бедные из овец, ожидающие Меня, что это слово Господа. 12 И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, - не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. 13 И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, - высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для  горшечника. 14 И переломил Я другой жезл Мой - "узы", чтобы расторгнуть братство между Иудою и Израилем.

б. Отвержение доброго Пастыря народом Его

4-17 О дурном и добром пастыре. Та же тема развивается в гл. 12 и 13. В них описываются бедствия, которые обрушатся на народ за грехи дурных пастырей.

12-13 Пророк говорит о ничтожной цене (цена раба: Исх 21:32), в которую оценили неблагодарные люди своего небесного Пастыря. "Землей горшечника" называли бесплодные глинистые земли, которые стоили очень дешево. Здесь дан прообраз поступка Иуды, который получил за свое предательство цену раба (Мф 27:5,9-10).

14 Это, очевидно, самое древнее свидетельство о самарянском расколе. Согласно Иосифу Флавию, около 328 г. самаряне построили на горе Гаризим святилище, соперничающее с Иерусалимским Храмом. Перелом двух жезлов символизирует новое угнетение со стороны внешних врагов (10) или внутренний раскол.

15 И Господь сказал мне: еще возьми себе снаряд одного из глупых пастухов. 16 Ибо вот, Я поставлю на этой земле пастуха, который о погибающих не позаботится, потерявшихся не будет искать и больных не будет лечить, здоровых не будет кормить, а мясо тучных будет есть и копыта их оторвет.

17 Горе негодному пастуху,
оставляющему стадо!
меч на руку его
и на правый глаз его!
рука его совершенно иссохнет,
и правый глаз его совершенно потускнет.

в. Описание лжепастыря

12 1 Пророческое слово Господа об Израиле. Господь, распростерший небо, основавший землю и образовавший дух человека внутри него, говорит: 2 вот, Я сделаю Иерусалим чашею исступления для всех окрестных народов, и также для Иуды во время осады Иерусалима. 3 И будет в тот день, сделаю Иерусалим тяжелым камнем для всех племен; все, которые будут поднимать его, надорвут себя, а соберутся против него все народы земли. 4 В тот день, говорит Господь, Я поражу всякого коня бешенством и всадника его безумием, а на дом Иудин отверзу очи Мои; всякого же коня у народов поражу слепотою. 5 И скажут князья Иудины в сердцах своих: сила моя - жители Иерусалима в Господе Саваофе, Боге их.

Комментарий к гл. 12:
из "Толковой Библии"

Б. Воцарение отверженного Царя-Мессии

1. Обновление и очищение Иерусалима
а. Поражение окрестных народов

6 В тот день Я сделаю князей Иудиных, как жаровню с огнем между дровами и как горящий светильник среди снопов, и они истребят все окрестные народы, справа и слева, и снова населен будет Иерусалим на своем месте, в Иерусалиме. 7 И спасет Господь сначала шатры Иуды, чтобы величие дома Давидова и величие жителей Иерусалима не возносилось над Иудою. 8 В тот день защищать будет Господь жителей Иерусалима, и самый слабый между ними в тот день будет как Давид, а дом Давида будет как Бог, как Ангел Господень перед ними. 9 И будет в тот день, Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим.

б. Победа Израиля над всеми врагами

в. Излияние духа благодати и умиления

10 Существует два толкования этого ст: а) раскаявшийся народ Божий будет плакать о том, что он пронзил Господа своими грехами (букв. перевод: "воззрят на Меня, Которого пронзили"); б) указание на страждущего Мессию (Ис 53), Который принесет Своими страданиями спасение миру. И в этом и в другом случае пророчество имеет мессианский смысл (ср. Ин 19:37).

Мессия будет пронзен в эсхатологические времена: Господь спасет осажденный Иерусалим (2-9), поднимется всенародный плач (10-14) и появится омывающий грех источник (13:1; ср. Ис 12:3; Иез 17:1).

10 А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нём, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце. 11 В тот день поднимется большой плач в Иерусалиме, как плач Гададриммона в долине Мегиддонской. 12 И будет рыдать земля, каждое племя особо: племя дома Давидова особо, и жёны их особо; племя дома Нафанова особо, и жёны их особо; 13 племя дома Левиина особо, и жёны их особо; племя Симеоново особо, и жёны их особо. 14 Все остальные племена - каждое племя особо, и жёны их особо.

13 1 В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты.

2 И будет в тот день, говорит Господь Саваоф, Я истреблю имена идолов с этой земли, и они не будут более упоминаемы, равно как лжепророков и нечистого духа удалю с земли. 3 Тогда, если кто будет прорицать, то отец его и мать его, родившие его, скажут ему: тебе не должно жить, потому что ты ложь говоришь во имя Господа; и поразят его отец его и мать его, родившие его, когда он будет прорицать. 4 И будет в тот день, устыдятся такие прорицатели, каждый видения своего, когда будут прорицать, и не будут надевать на себя власяницы, чтобы обманывать. 5 И каждый скажет: я не пророк, я земледелец, потому что некто сделал меня рабом от детства моего. 6 Ему скажут: отчего же на руках у тебя рубцы? И он ответит: оттого, что меня били в доме любящих меня.

Комментарий к гл. 13:
из "Толковой Библии"

г. Очищение Израиля от греха и нечистоты

1 Об источнике, который будет орошать Иерусалим в мессианскую эру см. Ис 12:3; Иез 47:1; здесь, в отличие от 14:8, он служит для очищения народа (ср. Иез 36:25).

6 "Рубцы на руках": букв "между рук" - может означать: на груди. Древние пророки "кололи себя ножами и копьями" (3Цар 18:28). Поэтому шрамы наводят на мысль, что этот человек - пророк. Он отрицает это, говоря, что его били в доме друзей.

7 О, меч! поднимись на пастыря Моего
и на ближнего Моего,
говорит Господь Саваоф:
порази пастыря, и рассеются овцы!
И Я обращу руку Мою на малых.
8 И будет на всей земле, говорит Господь,
две части на ней будут истреблены, вымрут,
а третья останется на ней.
9 И введу эту третью часть в огонь,
и расплавлю их, как плавят серебро,
и очищу их, как очищают золото:
они будут призывать имя Мое,
и Я услышу их и скажу: "это Мой народ",
и они скажут: "Господь - Бог мой!"

2. Новый народ
а. Наказание Израиля за отвержение Царя-Мессии

7-9 Прозопопея меча. Мессианский текст. Речь идет о Пастыре народа, Представителе Господнем. Меч поразит Пастыря, и народ будет предан последнему очистительному испытанию (ср. Мф 26:31; Мк 14:27), предваряющему спасение (ср. Иер 34:5; 6:29-30; Ис 4:3; Иез 5:1-4). Так народ будет подготовлен к заключению Нового Завета (Иер 31:31).

141 Вот наступает день Господень, и разделят награбленное у тебя среди тебя. 2 И соберу все народы на войну против Иерусалима, и взят будет город, и разграблены будут домы, и обесчещены будут жены, и половина города пойдет в плен; но остальной народ не будет истреблен из города. 3 Тогда выступит Господь и ополчится против этих народов, как ополчился в день брани. 4 И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и половина горы отойдет к северу, а половина ее - к югу. 5 И вы побежите в долину гор Моих, ибо долина гор будет простираться до Асила; и вы побежите, как бежали от землетрясения во дни Озии, царя Иудейского; и придет Господь Бог мой и все святые с Ним.

6 И будет в тот день: не станет света, светила удалятся. 7 День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет.

8 И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так будет.

Комментарий к гл. 14:
из "Толковой Библии"

б. Избавление Иерусалима Господом
8-9 Пророчество о грядущем в мир Царстве Божием, которое станет источником воды живой; Владыкой в нём будет только Господь.

9 И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его едино.

10 Вся эта земля будет, как равнина, от Гаваона до Реммона, на юг от Иерусалима, который высоко будет стоять на своем месте и населится от ворот Вениаминовых до места первых ворот, до угловых ворот, и от башни Анамеила до царских точил. 11 И будут жить в нём, и проклятия не будет более, но будет стоять Иерусалим безопасно.

12 И вот какое будет поражение, которым поразит Господь все народы, которые воевали против Иерусалима: у каждого исчахнет тело его, когда он еще стоит на своих ногах, и глаза у него истают в яминах своих, и язык его иссохнет во рту у него. 13 И будет в тот день: произойдет между ними великое смятение от Господа, так что один схватит руку другого, и поднимется рука его на руку ближнего его. 14 Но и сам Иуда будет воевать против Иерусалима, и собрано будет богатство всех окрестных народов: золото, серебро и одежды в великом множестве. 15 Будет такое же поражение и коней, и лошаков, и верблюдов, и ослов, и всякого скота, какой будет в станах у них.

в. Воцарение Господа над всею землёю

16 Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей. 17 И будет: если какое из племен земных не пойдет в Иерусалим для поклонения Царю, Господу Саваофу, то не будет дождя у них. 18 И если племя Египетское не поднимется в путь и не придет (сюда), то и у него не будет дождя и постигнет его поражение, каким поразит Господь народы, не приходящие праздновать праздника кущей. 19 Вот что будет за грех Египта и за грех всех народов, которые не придут праздновать праздника кущей!

20 В то время даже на конских уборах будет начертано: "Святыня Господу", и котлы в доме Господнем будут, как жертвенные чаши перед алтарем. 21 И все котлы в Иерусалиме и Иудее будут святынею Господа Саваофа, и будут приходить все приносящие жертву и брать их и варить в них, и не будет более ни одного Хананея в доме Господа Саваофа в тот день.

г. Новое служение Богу

Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают более 6000 человек.
Буду благодарен за МАТЕРИАЛУЮ ПОДДЕРЖКУ проекта.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

В следующем выпуске: Малахия, глл. 3-4.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  —
со мной можно связаться по имейлу или в icq, или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

В избранное