Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия No 123.


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 123/2013-12-30

Уважаемые подписчики, поздравляю вас с наступающим новым годом!

Этот выпуск содержит окончание статьи об аргументах в пользу женского священства, которые приводит Ассоциация рукоположения женщин, продвигающая эту идею в католической церкви.

Женщины – священники и диаконы в коммунистический период

Захват коммунистами Чехословакии в 1948 году принес большие социальные изменения. Он также вызвал тяжёлые преследования католиков, которые составляли 16 миллионов, 66% населения. Тысячи людей подверглись тюремному заключению за исповедование религии. Несмотря на угрозу тюремного заключения, верующие сохраняли веру в подпольной церкви, которая существовала паралелльно приходским структурам, контролируемым властью.

Епископ Феликс Давидек (1921-1988) выдающийся богослов, лингвист и доктор медицины, был посвящен в сан с одобрения Ватикана для служения в подпольной церкви. В условиях преследования возникла потребность в женщинах-священниках, поскольку стало очевидно, что мужчин не достаточно. Давидек созвал тайный синод епископов, священников и мирян для обсуждения вопроса возможности рукоположения женщин. После жарких дебатов эта возможность была одобрена.

28 декабря 1970 Давидек рукоположил первую женщину-священника Людмилу Яворову, которая служила генеральным викарием подпольного диоцеза в течение 20 лет. В 1991 году кардинал Праги Милослав Влк подтвердил, что в священники было рукоположено пять или шесть женщин, но первой была Людмила.

После раскрытия информации Влком делегация Ассоциации рукоположения женщин (Women's Ordination Conference, движения, продвигающего женское священство в католичестве), отправилась в Чехословакию, чтобы найти Людмилу и встретиться с ней. Сначала представители делегации были встречены с осторожностью, но после нескольких часов глубокого общения тепло приняты ею и другими представителями подпольной церкви, которые страдали и жили в глубокой секретности в течение многих лет. Во время второй поездки в 1996 году делегация этого движения пригласила Людмилу посетить Соединенные Штаты, чтобы поделиться своей историей и услышать американских женщин, называющих себя священниками.

Под эгидой Ассоциации рукоположения женщин Людмила совершила частную двухнедельную поездку в США в 1997 году. Ее сопровождали три словацкие женщины, одна из которых, Магдалена Захорска, служила рукоположенным диаконом в подпольной церкви. Людмила смогла поделиться с американцами рассказом о подпольной церкви Чехословакии.

История Людмилы и ее общины есть жизнь верующих в условиях репрессий. Феликс Давидек, рукоположенный в священника в 1946 году, был человеком, осознавшим опасность поглощения коммунизмом духовной, интеллектуальной и физической жизни людей. Он действовал незамедлительно, организовав подпольные университет и семинарию. В 1950 году он был арестовал, когда это выяснилось, и провёл в заключении четырнадцать лет. Людмила сообщила, что как только он был освобождён, он занялся восстановлением системы, которую построил. Людмилу, которая была другом его семьи с детства, попросили помочь наладить необходимые контакты и содействовать возрождению гонимой церкви.

"Это было экстраординарное время," - вспоминает Людмила, - "Вам этого не понять. Для нас это был вопрос выживания. Мы боялись, что церковь не выживет".

Удивительно, что Давидек и подпольная церковь имели доступ к тайно привезённым документам Второго Ватиканского Собора. Они создавали "церковную общину для будущего", как выразилась Людмила. Поразительно, что церковь в условиях таких преследований, когда требовалась строгая секретность, была настолько решительна и способна претворить открытую и инклюзивную модель церкви. Широкий [незашоренный] взгляд обсуждений синода был определяющим в процессе принятия решений подвольной церкви.

Феликс Давидек возглавлял подпольную церковь с 1970 до 1988 года, когда он умер, со служившей в тот же период генеральным викарием Людмилой Яровой. Она была ответственна за передачу информации и сохранение документов для будущих поколений.

Давидек умер за год до падения коммунизма в Чехословакии. После его смерти должность главы диоцеза занял епископ Ян Блаха. В 1990 году подпольная церковь вышла из подполья. Людмила почувствовала ответственность сообщить Риму всё то, что происходило в течение этих лет подпольной жизни.  Однако, епископ Блаха поехал в Рим в одиночку, чтобы сообщить обо всем.

Людмила отправила письменное донесение, включающее информацию обо всех рукоположениях, но так и не получила ответа. В конце концов рукоположения мужчин и женщин были признаны недействительными Ватиканом, всем им было запрещено осуществлять служение, хотя холостым мужчинам было разрешено рукоположиться повторно, а женатым мужчинам позволено рукоположиться в восточном обряде, где признаётся женатое свящество. Женщинам возможности рукополагаться не было дано. Людмила признаёт, что она не может служить священником без официального церковного разрешения, но она безусловно утверждает законность своего посвящения в свящество.

Людмила считает, что должна писать мемуары. Она верит, что ее история и история подпольной церкви должны передаваться для блага всей церкви.

(На фото: Феликс Давидек и Людмила Яровая).

Оригинал статьи.

Перевод: Елена Преображенская.

Напоминаю подписчикам с Mail.Ru о том, что они получают сейчас последние выпуски нашей рассылки. Если у вас есть желание получать её в будущем, подпишитесь на сервисе  Subscribe.ru по ссылке: http://subscribe.ru/catalog/religion.celovekireligia

Ведущая рассылки Елена Преображенская

Основные ресурсы автора рассылки:

Сайт "Каруна: Путь сострадания и любви"

Блог в Живом Журнале "Западник"

Наше сообщество в Живом Журнале о религиозном обновлении и реформаторстве:

[info]Либеральная религия (liberal_faith)

В избранное