Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире Квакерский ответ христианскому фундаментализму (продолжение)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 117/2013-12-23

Уважаемые подписчики, в связи с тем, что рассылки Mail.Ru закрываются, я планирую разослать публикацию Салли Б. Кинг "Квакерский ответ христианскому фундаментализму" до нового года. Это данный выпуск и ещё два. Возможно, в январе и феврале подписчики Mail.Ru ещё что-то и получат. Но я настоятельно рекомендую подписчиками с Mail.Ru: если вы хотите продолжать читать нашу рассылку, не откладывая подписаться на неё на сервисе Subscribe.ru, где выпуски будут продолжены.

Салли Б. Кинг. Квакерский ответ христианскому фундаментализму (продолжение)

Дух в Библии

У фундаменталистов нет монополии на Библию! Квакеры также в немалой степени вдохновляются и руководствуются ею! В каких частях Библии получает поддержку квакерская идея Внутреннего Света? То, что квакеры называют Внутренним Светом, в Библии часто именуется Святым Духом или Духом. В Библии есть множество пассажей, где говорится о Святом Духе. Давайте исследуем некоторые из них с квакерской точки зрения. Далее предлагается лишь несколько мест, которые мы могли бы рассмотреть в этом отношении.
по Марку, 1:8:

В этом отрывке Иоанн Креститель говорит, имея в виду Иисуса, “я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым“. Когда Друзья говорят о том, чтобы быть крещенными Святым Духом, это означает получить опыт Внутреннего Света. Это может произойти во время или за пределами молитвенного собрания, но в особенности мы открываемся для такого опыта во время молитвы.

по Марку, 1:9-11:
И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Согласно этому языку Дух приходит извне. Квакеры часто говорят о переживании присутствия Духа. То, что мы обнаруживаем в этом пассаже, могло быть чем-то подобным, хотя обычный для квакеров язык указывает на что-то, что приходит изнутри; тем не менее, когда кто-то испытывает такую вещь впервые, это может казаться настолько несходным с тем, что ты знал прежде, что может возникнуть впечатление, будто это нечто отличное от тебя, то есть, приходит извне. И в самом деле: не все ли мы дети Божьи?

по Марку, 1:12-13:
Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.
Что делал Дух в таком месте? Квакеры сообщали о том, что чувство внутреннего духовного импульса иногда выбивало их из колеи обыденной жизни, и влекло на борьбу с духовными проблемами, которые тяготили их.

по Марку, 13:11
Иисус предупреждает своих учеников о гонениях, которые предстоят им в будущем. Он советует им как вести себя и затем говорит:
Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый.

Как следует из сказанного Иисусом, Святой Дух теперь внутри. Он – источник изустного свидетельства. Это очень напоминает квакерскую практику изустного служения на молитвенном собрании, так же как и квакерские свидетельства Джорджа Фокса, Лукреции Мотт, Джона Вулмана и Друзей сегодняшних дней.

Первоисточник идеи изустного служения, когда кто-то подвигается к тому, чтобы говорить, исходя из божественного источника, может быть найден в книгах пророков еврейской Библии. Еврейские пророки – те, кто произносили слова Бога от лица Бога, поскольку Бог вкладывал в их уста эти слова. Таким образом, еврейские пророки Библии – предшественники Иисуса, как о том заявляется в Марк, 13:11, и предтечи квакерского понимания слова, рожденного движением Духа. Типичен в этом отношении пророк Иеремия (Иеремия, 2:1-2). Иеремия, говорит:

И было слово Господне ко мне: иди и возгласи в уши дщери Иерусалима: так говорит Господь: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную.

Начиная с “Я вспоминаю о дружестве юности твоей…” – это слова Бога, обращенные к народу Израиля, и произнесенные в перспективе Бога; действительно, они похожи на очень личное и интимное размышление об участии в Боге. Иеремия только изрекает эти слова, словно они приходят к нему от Бога. Библейские книги еврейских пророков полны примеров такого рода речений словами Бога от лица Бога.

по Луке, 11:9-13 (говорит Иисус):
И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,
ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?
Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?
Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.

Квакеры считают себя искателями религиозной Истины. Эти слова дают очень ясное обещание руководства от Внутреннего Света. Таким образом, внутреннее руководство от Святого Духа или Внутреннего Света является великим божьим даром.

Можно рассмотреть, что из этого отрывка мог бы вычитать фундаменталист. Слова о поиске и обретении могли бы означать для фундаменталиста, что мы должны просить о том, чтобы Иисус вошел в нашу жизнь. Именно Иисус, которого мы ищем, и решит все наши проблемы. Имея в виду различные точки зрения на этот пассаж, можно было бы обсудить, что есть сходного в этих двух позициях и чем они отличаются. Это могло бы дать полезный предмет для дружелюбного обсуждения между квакером и консервативным христианином (фундаменталистом, евангелистом или кем-то еще).
<…>

Гал, 5:16-26
В этом письме Павел дает советы молодой церкви в Галатии:

Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти …
Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное.
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.


Здесь Павел обсуждает оппозицию или конфликт плоти и Духа. Что, однако, обозначается здесь термином “плоть”? Использование Павлом слова “плоть” не соответствует нашему современному пониманию слова “плоть”; этот отрывок – не выступление против тела. “Плоть” подразумевает эгоцентричность, себялюбие и аморальное поведение, которое из них вытекает. Это становится особенно ясным, когда перечень дел, связанных с плотью, противопоставляется перечню дел Духа. Дела, которые Павел связывает с присутствием Духа, более-менее совпадают с теми положительными качествами, которым квакеры придают особое значение и которых ожидают от того, кто исполнен Духом.

по Иоанну, 14:15-17, 26 (говорит Иисус):
Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.
И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,
Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.

Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.

Здесь Иисус говорит, что Утешитель, Дух Святой, остается с нами после того, как Иисус покинет мир. Иисус говорит нам, что Утешитель или Святой Дух пребывает в нас и мы знаем его. Этот Утешитель – Дух истины, он наставляет нас во всем, держа в нашей памяти Иисуса и его учение. Данный отрывок, столь ясно сообщающий о Внутреннем Свете, являет хороший пример того, почему Евангелие по Иоанну часто называют “квакерским евангелием”.

Каков итог нашего прочтения библейских текстов о Духе? Во-первых, Библия не принадлежит никому, ни фундаменталистам, ни квакерам. Ни у кого нет ни исключительных прав, ни исключительных притязаний на нее. Библия может интерпретироваться различными способами. Во-вторых, квакеры могут найти в Библии такое же серьезное оправдание своих верований, как и любая другая группа. Учение о том, что Дух существует, что он присутствует в нас и ведет нас, является в высшей степени библейским. Представление, согласно которому только фундаменталистское понимание христианства является истинно христианским, не может быть обосновано.

Религиозное образование

Каково значение квакерской веры во Внутренний Свет и фундаменталистской веры в человеческую греховность для религиозного образования? Имеют ли вера во Внутренний Свет и вера в человеческую греховность различные последствия для религиозного образования детей? Какое это имеет значение для нашего собственного духовного роста?

Фундаменталистское религиозное образование вытекает из веры в человеческую греховность, в то, что индивидуальные потребности в значительной мере должны получать внешнее руководство со стороны церкви, к которой человек принадлежит, от Библии, как она интерпретируется этой церковью или ее священнослужителем. На богослужении вам дают слова, которыми можно молиться и петь; вы слушаете то, что прочитывается вам из Библии, а также проповедь священника. Все сфокусировано на Иисусе и Библии.

В квакерском религиозном образовании предлагается исследовать все, включая, конечно же, Библию и Иисуса, но также и природу, науку, учение наших квакерских предшественников и других великих религиозных деятелей, а также наших собственных мыслей и чувств. Вы можете доверять Внутреннему Свету, но вы должны так или иначе обнаружить этот Свет. Указанием для этого становится молитвенное собрание как процесс, в ходе которого Внутренний Свет наставляет и ведет нас.

Что говорится в квакерстве об авторитете? Мы говорим, что у фундаменталистов есть несколько источников внешнего авторитета (Библия, священник, и т.д.), а у квакеров нет ни одного? Что является религиозным авторитетом для Друзей? Что-нибудь годится на эту роль?

Авторитет для Друзей – Дух внутри нас и между нами. Он в нас самих, но также и в других. Таким образом, на молитвенном собрании, но так же и за его пределами, Дух обучает и ведет нас внутренним образом. Джордж Фокс пишет в своем дневнике, “и был ниспослан людям сам Дух, который дал затем Писание, чтобы привести их к полноте Истины”. Таким образом, Библия произведена Духом и, следовательно, вторична по отношению к Духу, но мы можем быть ведомы непосредственно Духом, направляющим нас изнутри. Мы также получаем руководство извне, когда другие Друзья встают на молитвенном собрании и говорят, выражая то водительство, которое они получили от Духа.

Однако, мы не можем всегда доверять всему, что, как нам думается, мы получаем благодаря Духу. Мы всегда можем ошибочно истолковать услышанное. Есть нечто эгоистичное, “плотское”, в нас, что мы могли принять за Дух, но что, в действительности, было нашими индивидуальными желаниями. Как же тогда мы различаем то, что действительно от Духа? Практически это достигается путем обретения баланса между вслушиванием во Внутреннее Водительство и вслушиванием в то, что исходит из нашего сообщества Друзей. В этом одна из функций молитвенного собрания как совместного действия. Этим объясняется также существование у нас Комитетов ясности. Комитет ясности как таковой и есть баланс между внутренним и внешним руководством. Члены Комитета ясности не дают указаний; они не говорят прямо человеку, потребности которого рассматриваются, что необходимо сделать. Вместо этого они поднимают вопросы, которые побуждают к поиску решения и помогают проникнуть в суть дела, высказывая соответствующие соображения. Все это позволяет человеку, который обратился в Комитет, принять решение самому, следуя водительству Духа, а также преодолевая препятствия и опираясь на озарения, достигнутые с участием Комитета.

Кроме утверждения нашей веры во Внутренний Свет, либеральные Друзья избегают доктринальных формулировок своих верований. Мы приветствуем многообразие способов сказать Истину. Фундаментализм и доминирующее христианство, в этом смысле, являют противоположность: у их приверженцев есть кредо, четкие доктрины, и они часто цитируют отрывки Священного Писания. У них, как представляется, есть единство, в котором мы испытываем недостаток. Разнообразие взглядов, которые способны обнаружиться во время молитвенного собрания (или на молитвенном собрании, где решаются деловые вопросы), по-видимому, могло бы поставить под сомнению веру в то, что наше изустное служение исходит от Духа. Разве у нас не должно было быть больше единства, если бы это было так? Это не должно беспокоить нас. Возможно, все эти разнообразные взгляды – различные аспекты Истины. Или, еще раз, учитывая, что всем нам открыта определенная “мера” Истины, возможно, все мы нуждаемся в том, чтобы продолжать развиваться в Свете.

Можно спорить, являются ли отсутствие доктрины и наша открытость идеям и водительствам, которые обнаруживаются на молитвенном собрании и где-либо еще, нашей слабостью или силой. Мы должны признать, что, как отмечено выше, наша открытость к другим взглядам и водительствам делает многих из нас довольно косноязычными, когда от нас требуют изложить наши верования. Иногда мы чувствуем, что наш путь более запутан и труден, поскольку он всегда подразумевает большую широту личного выбора, а не господство простых правил и доктрин, на которые можно положиться.

Вследствие того, что мы принимаем разнообразие взглядов, мы может выглядеть слабыми, но в конечном счете это своего рода сила. Эти силы многочисленны и глубоки, хотя они, возможно, и не заметны с первого взгляда; они включают следующее. Это сила учиться друг у друга и у многих людей, а не только у одного человека. Одна из самых замечательных вещей в квакерстве – то, что мы полагаем, что Дух может говорить через всякого человека, новичка в Собрании или опытного Друга, молодого или пожилого, и т.д. Никто и никогда не знает, когда и как Дух будет говорить с нами, и потому мы всегда должны быть готовы принять его водительство. Такой Друг будет безмерно благодарен Друзьям, которые поднимаются на молитвенном собрании, чтобы говорить о своих личных отношениях с Иисусом, в той форме свидетельства, которую он сам не способен дать, но которую он будет ценить тем больше, что это вне сферы его опыта. Есть масса преимуществ в том, чтобы учиться у множества других людей. В социальном отношении открытость ко многим идеям помогает нам принимать других и избегать отчуждения людей. Фактически, это помогает нам быть открытыми для нового водительства в постоянно меняющемся мире. В духовном плане признание, что вы не обладаете всей истиной, может породить соответствующую скромность в отношении истины о Боге и других великих тайн, которые превосходят любую из наших идей о них.

Кроме того, этот Друг будет благодарен за воспитание в духе некритического Дружеского внимания, которое он приобрел в контексте квакерской духовности. Многие из нас воспитывались в школе, в условиях политической жизни, где царит атмосфера агрессивного внимания; нас учили слушать, чтобы нащупать слабое место в аргументах другого человека, а затем нападать, чтобы разбить его доводы. Чтобы исправить это положение требуется переориентация на вслушивание в то, чему мы можем научиться у другого, включая того другого, с кем мы можем быть поначалу не согласны.

В дополнение к доверию Внутреннему Свету на молитвенном собрании и Комитетам ясности, есть другая форма религиозного руководства, используемого Друзьями, это – вопрошание . Что такое вопрошание? Вот пример из книги “Веры и практики” Балтиморского Годового Собрания: проходят ли молитвенные собрания в ожидании Божественного руководства? Поощряются ли Друзья разделять духовные озарения? Признаются ли и приветствуются ли особые дары служения? Приходите ли вы на собрание с подготовленным сердцем и умом? Даже беглое рассмотрение тотчас обнаруживает, что это не нейтральные вопросы. Эти вопросы являются одновременно водительством и вопросом. Они поощряют нас искать, но в определенном направлении. Несомненно, дело обстоит не так, что для Друзей приемлемо все, что любые взгляды и духовные подходы одобряются в среде квакеров. Мы открыты, но есть пределы. Это определенная и особая духовность, но в пределах той структуры, где есть большая широта для поисков, открытий и выражений.

Какие еще есть ориентиры, какие установлены пределы, внутри которых Друзья могут быть творческими? Такие свидетельства как правдивость, простота, равенство и миролюбие дают нам определенное моральное руководство и призывают нас подниматься к более высокому стандарту. Но примите во внимание, что это – моральные идеалы и принципы, а не правила сами по себе. Всегда наше дело определять, как эти идеалы будут воплощаться в нашей собственной жизни, и во многом от нас требуется привлечение внутреннего руководства. Примеры известных Друзей, таких как Джордж Фокс, Лукреция Мотт и Джон Вулман свидетельствуют, что духовные и моральные идеалы, являющиеся для нас ориентирами, ведут нас полным испытаний путем с неизвестным исходом. Джордж Фокс, как рассказывают, некогда дал совет молодому Уильяму Пенну, “носи свой меч так долго, как сможешь”. Правдива эта история или недостоверна, Друзья долго использовали ее как демонстрацию чего-то важного в квакерстве. Оценивая эту историю, мы видим, что она не говорит, что Фокс в любом случае одобрял ношение оружия. В действительности, Фокс говорил Пенну, что его одобрение не было самым главным; важнее было то, что Пенн видел внутри и как он был направляем этим. В то же время Пенн очень хорошо знал, что Фокс и другие квакеры, в принципе, не носили меча!

Поэтому, квакеры, будучи вдохновленными примерами Фокса и других известных Друзей, не чувствуют, что кому-либо из них следует пытаться повторять в своих особых обстоятельствах то, что совершали эти Друзья. Так же, как Фокс бросил вызов тем, кто чрезмерно полагался на цитирование Библии – “Что можешь сказать ты?” – эти Друзья свей жизнью бросают вызов нам – “Чем можешь быть и что совершишь ты?”


Итак, религиозное образование среди Друзей предлагает баланс внутреннего и внешнего руководства. Однако, в пределах этого баланса, почетное место принадлежит Духу: нам никогда не следует переставать слушать нашего Внутреннего Проводника. Если бы мы совершили это, мы потеряли бы нечто самое существенное.

Продолжение следует.

Перевод: Vadim, сайт Общества Друзей (Квакеров) quakers.ru.

Общую информацию о квакерах можно посмотреть в статье Википедии: Квакеры.

Повторю информацию для подписчиков с Mail.Ru о том, что вы получаете сейчас последние выпуски нашей рассылки. Если у вас есть желание получать её в будущем, подпишитесь на сервисе  Subscribe.ru по ссылке: http://subscribe.ru/catalog/religion.celovekireligia

Ведущая рассылки Елена Преображенская

Основные ресурсы автора рассылки:

Сайт "Каруна: Путь сострадания и любви"

Блог в Живом Журнале "Западник"

Наше сообщество в Живом Журнале о религиозном обновлении и реформаторстве:

[info]Либеральная религия (liberal_faith)

В избранное