Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия No 122.


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 122/2013-12-29

Уважаемые подписчики, этот выпуск содержит дальнейшее продолжение статьи об аргументах в пользу женского священства, которые приводит Ассоциация рукоположения женщин, продвигающая эту идею в католической церкви.

Женское священство в ранней церкви 

Те, кто возражают против рукоположения женщин в священники, отрицают любые подобные исторические прецеденты. Присутствие женщин, несущих священническое служение в ранней церкви, игнорировалось или отвергалось. Джорджио Отранто, директор Института антиковедения и исследования христианства, университета Бари в Италии, считает очевидным, что упоминание о женском священстве обнаруживается в послании папы Геласия I (конец V в. н.э).  Его послание было отправлено епископам трёх областей Южной Италии. Один из декретов этого послания утверждает:

"Однако мы к нашему огорчению услышали, что божественные дела пришли в такой упадок, что женщины поощряются совершать богослужения у священных алтарей, и принимают участие во всех вопросах, предписанных служению мужского пола, к которому они не принадлежат."

Этот папа очень резко осуждает поведение епископов, которые в противоречии некоторым церковным канонам даровали посвящение в священство нескольким женщинам. По всей вероятности, подразумеваются каноны четырех соборов, которые проходили за сто лет перед этим, начиная со второй половины IV в., в Никее, Лаодикее, Ниме и первый собор в Оранже (441 г.). Эти церковные соборы запретили женщинам участвовать в служении литургии любым образом или быть членом клира.

Профессор Отранто считает, что данные запреты доказывают обратное [чем утверждают противники женского священства]: "Если церковные соборы запретили рукополагать женщин в священники и диаконы, то это обязательно подразумевает, что они действительно рукополагались".  Иначе зачем было запрещать? Как говорит Отранто, "Закон, запрещающий практику, создавался только в том случае, если эта практика действительно имела место, хотя бы в немногих общинах".

Он указывает на присутствие женщин-священников (presbyterae - пресвитересс) в области Тропея, в Калабрии, где была найдена надпись в усыпальнице, упоминающая пресвитерессу (presbytera - пресвитер женского рода) Лету. Надпись датирована сорока годами ранее послания Геласия, дата и место указывают на то, что Лета, вероятно, была одной из женщин, на которых ссылается Геласий. Онтарио полагает, что под термином  “пресвитересса”  (presbytera) следует понимать “настоящую и в буквальном смысле этого слова женщину-священника, а не жену мужчины-священника, как считают другие богословы, придерживающиеся католической историографической традиции, что женское священство никогда не допускалось."

Упоминание ещё одной пресвитерессы найдено на саркофаге в Далмации и отнесено к 425 году. На надписи можно прочитать, что участок земли на кладбище в Салоне был куплен у пресвитерессы (presbytera - пресвитер женского рода) Флавии Виталии. Здесь пресвитересса (женщина - священник) была наделена официальными служебными обязанностями, которые с определенного периода времени соответствовали пресвитерским (presbyter - пресвитер мужского рода)

В дальнейшем было найдено пятнадцать археологических надписей, указывающих на рукоположенных женщинах. Рим утверждает, что эти женщины были рукоположены еретическим группами.

Однако известно, что все географические регионы этих находок были местами, в которых находились только ортодоксальные христианские общины. Ни одной еретической группы на этих территориях не существовало.

Дороти Ирвин, профессор теологии со степенью доктора по Ветхому Завету и археологии древнего Ближнего Востока,  считает, что она также нашла свидетельства о женщинах, бывших  священниками и епископами в раннем христианстве.

Одним местом, на которое она ссылается, является мозайка в древней церкви святой Пракседы, где изображены четыре женщины: две святые, дева Мария и четвертая женщина с надписью Феодора Епископесса (Theodora Episcopa - Епископ [слово женского рода] Феодора).

Священник этой церкви объясняет, что церковь была построена папой Пасхалием I в знак почтения к своей матери, которую звали Феодора, и она названа "Епископессой", потому что была матерью папы. Однако, профессор Ирвин обращает внимание, что на ней надета камилавка [головной убор], указывающая на то, что она не замужем. 

Изображение Феодоры Епископессы приведено справа.

Одна удобно забытая традиция

Рим утверждает, что с самого основания христианства женщины никогда не посвящались в священство. Однако, женщин принимали в диаконат, который является компонентом священного чина. Послания Павла говорят снова и снова о том, как христианские общины имели лидерами женщин, которые упомянуты под названием "диаконос" или диакон.

∙ "Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.. Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому" (к Римлянам 16, 1-2)
∙ "Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе" . . . "Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.." Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.."( Римлянам 16:1-16)
∙ "Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе.." (Филиппийцам 4,2)

В V веке церковь обозначила особую роль “диаконис”. Соборы установили условия для их таинства посвящения, например, Вселенский Халкидонский Собор и Трулльский говорят, что  минимальный возраст для посвящения женщин в диакониссы составляет 40 лет.

"Правило святых и богоносных отец наших да соблюдается и в сем: дабы во пресвитера прежде тридесяти лет не рукополагати, если бы человек и весьма достоин был, но отлагати до уреченных лет. Ибо Господь Иисус Христос в тридесятое лето крестился, и начал учить. Подобно и диакон прежде двадцатипяти лет, и диаконисса прежде сорока лет да не поставляется" (Трулльский собор).

Существование церемоний посвящения в духовный сан подтверждает, что женщины рукополагались в диаконы. Более двадцати женщин-диаконов являются святыми церкви. Священный чин состоит из трёх степеней: сан епископа, сан священника и сан диакона. [Все три степени, согласно церковной традиции, являются разновидностями священнического служения]. Следовательно, если женщины могли законно посвящаться в диаконов, они могут аналогично посвящаться во священников.

Женский диаконат существовал вплоть до IX столетия. Когда сократилось число крещений взрослых, тогда снизилась потребность в диаконах. Важная роль женского диаконата в ранней церкви была постепенно забыта.

Окончание в следующем выпуске.

Оригинал статьи.

Напоминаю подписчикам с Mail.Ru о том, что они получают сейчас последние выпуски нашей рассылки. Если у вас есть желание получать её в будущем, подпишитесь на сервисе  Subscribe.ru по ссылке: http://subscribe.ru/catalog/religion.celovekireligia

Ведущая рассылки Елена Преображенская

Основные ресурсы автора рассылки:

Сайт "Каруна: Путь сострадания и любви"

Блог в Живом Журнале "Западник"

Наше сообщество в Живом Журнале о религиозном обновлении и реформаторстве:

[info]Либеральная религия (liberal_faith)

В избранное