Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия No 119.


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 119/2013-12-25

Уважаемые подписчики, поздравляю с Рождеством всех тех, кто отмечает этот праздник по западному календарю!

Напоминаю подписчикам с Mail.Ru о том, что рассылки Mail.Ru закрываются. Возможно, в январе и феврале подписчики Mail.Ru ещё что-то и получат. Но я настоятельно рекомендую подписчиками с Mail.Ru: если вы хотите продолжать читать нашу рассылку, не откладывая подписаться на неё на сервисе Subscribe.ru, где выпуски будут продолжены. 

Спасение

Спасение – это сильная сторона учения фундаменталистов. Это ключ к их религии. В основе лежит идея заместительного искупления. Эта доктрина возвращает к идеям грехопадения и “первородного греха”, обусловленного грехопадением. Так как у всех людей есть первородный грех, мы несем вину неповиновения Богу, нашему творцу. Бог предстает как судья, как тот, кто вершит безупречное правосудие. Так как все мы грешники, и все, что мы делаем, испорчено нашей греховностью, для Бога справедливо судить нас. Мы заслуживаем расплаты за наши грехи; мы заслуживаем проклятия, которое мы снискали. Однако, как незаслуженный дар, Бог отдал нам своего единственного Сына, Иисуса. Иисус безгрешен и прекрасен. Иисус не заслуживает смерти. Однако, Иисус умирает незаслуженной смертью на кресте. Незаслуженная смерть Иисуса выступает вместо нашей смерти, смерти, которой мы заслуживаем по нашим грехам. Этот свободный дар иисусовой смерти для нас есть своего рода жертва. Это – искупление: возмещение, принесенное Богу Иисусом за наши грехи, грехи человечества. Иисус умирает жертвенной смертью, замещающей нашу смерть так, чтобы мы могли продолжать жить. Это искупление, или возмещение Богу за наши грехи. Это выплаченный за нас штраф. Таким образом, Господне правосудие остается в силе.

Эта идея рисует Бога как судью и уподобляет человеческую жизнь уголовному делу, расследуемому судом по закону. В реальной жизни, когда человек совершил преступление, он должен уплатить цену, некоторый штраф. Судьи должны решить, что предпринять в таком случае. Возможно, будет вынесено решение об уплате преступником большого штрафа за совершенное им преступление. Если у преступника нет денег, то иногда другу или родственнику, у которых деньги есть, позволяется уплатить штраф вместо него. Это напоминает идею заместительного искупления. Фундаменталисты считают, что все люди совершили преступление прегрешения против Бога (через первородный грех). Мы до сих пор отягощены грехом и потому для нас нет никакого способа расплатиться с Богом, чтобы покрыть причиненный нашим преступлением ущерб. Однако, Иисус добровольно, из любви, уплатил наш штраф – своей смертью, своей кровью.

В отличие от идеи первородного греха, которая не является библейской, идея замещающего искупления имеет библейское происхождение. Однако, ее нет в словах самого Иисуса – она встречается в тех местах, которые написаны некоторыми из его влиятельных последователей, в письмах которых дается истолкование смысла жизни Иисуса. Давайте взглянем на два библейских фрагмента, приводимых в поддержку этого представления. Во-первых, в Рим 3:23-25 Павел пишет: “потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде”.

Во-вторых, в Послании к евреям говорится, что, если прежде евреи делали приношения Богу через их Первосвященника один раз в год, чтобы искупить свои грехи и оправдатьсят перед Богом, то теперь Иисус предложил себя как жертву, которая служит искуплению перед Богом людских грехов раз и навсегда. (Евр 7:20-28 и 10:1-10).

Если бы либеральным квакерам был задан вопрос о спасании о спасении, они, вероятно, были бы в затруднении. Фактически, либеральные квакеры редко говорят о спасении. Для этого есть серьезное основание. Многие либеральные Друзъя не чувствуют необходимости искать спасения в фундаменталистском смысле этого слова. Таким образом, они не признают, что мы по сути своей и неизбежно грешны, что греховность относится к основополагающим условиям человеческого существования, что этот грех отделяет нас от Бога, и мы должны быть спасены от него. Поскольку у нас есть Внутренний Свет, полагают либеральные квакеры, мы не отлучены от Бога. Поэтому нет никакой потребности в чем-то или ком-то вне нас, чтобы вмешаться в сиутацию от нашего имени и рассудить нас с Богом.

Кроме того, квакерский опыт Внутреннего Света обнаруживает спасение здесь-и-теперь. Когда мы воспринимаем внутренний Свет и позволяем ему вести нас, мы “спасены” (если пользоваться этим языком). Таким образом, в той мере в какой мы живем из Внутреннего Света, мы живем в правильных отношениях с Богом и в исполнении нашего собственного человеческого потенциала, как существа созданные “по образу Божьему”. Джордж Фокс обрисовывает этот путь в своем письме, где говорится, что дух Христов просвещал его и он воспринял Христа в свой ум, что и явилось властью креста Христова; и не нужно креста из дерева или камня, чтобы соделать ум Христов, который воплощает власть Божью. Другими словами, это внутренний опыт Христа, который является властью Христа и креста; то есть, это опыт Христа или света Христова, который спасителен.

Фундаменталистское учение о спасении, тем не менее, предполагает не только искупление греха; в нем также немало говорится о человеческом страхе перед смертью и многие находят в нем для себя утешение. Что квакеры должны сказать об этом? Еще раз повторю, что либеральные Друзъя мало говорят о том, что происходит после смерти и каждый может найти среди Друзей большое разнообразие таких представлений, зачастую несформулированных отчетливо. Некоторые либеральные Друзья придерживаются научного или материалистического представления о смерти. Другие пользуются представлением, которое можно найти в преобладающем христианстве. Для многих либеральных Друзей смерть не является поводом для беспокойства, поскольку опыт Внутреннего Света дает им опыт присутствия Бога. Это опыт, который дает многим людям уверенность, что Бог с нами, что мы не отделены от Бога. Многие чувствуют уверенность в этом Боге, Которым мы “живем и движемся и существуем” (Деян 17:28). В свете этого присутствия и этой уверенности, мы можем чувствовать: что бы ни случилось после смерти, все будет хорошо, Бог продолжит быть с нами.

Для лучшего понимания двух контрастирующих представлений о Боге, относящихся к проблеме спасения, давайте рассмотрим две притчи, озвученные Иисусом.

В Мф 18:23-35 мы находим притчу о недостойном прощения рабе. В этой притче раб неспособен отдать денежный долг своему государю. Государь поначалу желал продать раба, всю его семью и имущество в уплату долга, но раб просил своего государя потерпеть и дать ему возможность уплатить долг. Государь сжалился над рабом и простил ему долг. Однако, когда раб был освобожден, он встретил кого-то, кто был должен ему денег и, хотя его должник просил о милосердии, раб бросил его в тюрьму до уплаты долга. Когда его товарищи увидели это, они сообщили об этом своему государю, который очень рассердился и отдал раба на истязание, пока он не выплатит долг. Иисус комментирует эту притчу следующим образом: “Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его”.

Эта притча может быть понята как выражающая такое представление о Боге, к которому фундаменталист отнесется с сочувствием. Здесь государь может быть истолкован как Бог и раб – как человечество. В фундаменталистской интерпретации эта притча изображает Богу как судью и людей как грешников, которые не могут уплатить свой долг. Бог вершит над нами правосудие, которого мы заслуживаем по нашим грехам.

Совсем иначе выглядит притча о работниках в винограднике (Мф 20:1-16). В этой притче землевладелец выходит рано поутру и нанимает работников, чтобы трудиться в его винограднике; он договаривается с ними о плате за эту работу. Тоже самое он делает снова около третьего часа, шестого и девятого, и около одиннадцатого часа. Вечером он выплатил всем работникам одну и ту же заработную плату. Когда нанятые ранее – те, кто работал дольше – начали жаловаться на то, что их уравняли, землевладелец ответил одному из них: “Друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу?”

Притча о работниках в винограднике своей тональностью совершенно отличается от притчи о непрощенном рабе и изображает Бога способом более соответствующим опыту Друзей. Если землевладелец в этой притче истолковывается как Бог, то Бог этот совершенно не похож на судью. Фактически, эта притча бросает вызов легалистским подходам к духовности. Здесь землевладелец (или Бог) дает и дает, и дает, не считая и не судя, отклоняя любое понятие о том, что одни люди заслуживают одного обращения, а другие – другого. Землевладелец/Бог только дает, дает даром. Это закрепляет идею любящего Бога, который дает нам нечто только потому, что такова Его природа, из одной спонтанно переполняющей Его любви. Многие либеральные Друзъя не воспринимают Бога как Бога гневливого, склонного осуждать и жаждущего наказывать. Бог великодушен со всеми. Это не Бог, которого нужно умиротворять. Это Бог, которому можно довериться.

Отношение к другим религиям

Как известно, фундаменталистское христианство является строго эксклюзивистским. Фундаменталистски настроенные христиане убеждены, что только их взгляды верны и что исключительно им и тем, кто согласен с ними, доступно спасение. Однако в христианстве Друзей есть сильное универсалисткое течение. Друзья полагают, что не только они одни, но все люди наделены Внутренним Светом и поэтому другие религиозные учения также, вероятно, содержат элементы религиозной истины.

Местом, наиболее часто цитируемым фундаменталистами в оправдание их эксклюзивизма, являются слова Иисуса в Евангелии по Иоанну, 14:6: “Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.” На первый взгляд может показаться, что здесь утверждается христианская исключительность. Есть ли, однако, какой-то другой способ понять это в неэксклюзивистском ключе? Вот как Друг Сэмюэль Колдуэлл решает эту проблему; это действительно довольно просто: Друзья всегда отождествляли Внутренний Свет с живым Христом. Христос, в квакерском богословии, есть Свет. Это означает, что Ин 14:6 может быть понято как высказывание: Свет есмь путь и истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Свет. Свет присутствует во всех людях, не только в христианах. Это не исключительная собственность какой-либо религии.

Есть также места в Библии, которые, как представляется, указывают в неэксклюзивистском направлении, когда правильная вера не играет особой роли для того, чтобы пребывать в хороших отношениях с Богом. Давайте посмотрим на некоторые из них. В Мф 7:21, Иисус говорит: “Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного”. Здесь говорится не о тех, кто выражает веру в Иисуса как спасителя, восходящего на небо, но о тех, кто поступает нравственно. В Мф 25:31-46 Иисус говорит о конце времен, когда люди будут разделены на две части. В одной из них будут те, кто не накормил голодного, не напоил измученного жаждой, не приняли незнакомца и не одели нагого. Тех ждет вечное наказание. Но те, кто действительно накормил голодного, напоил мучимого жаждой, принял незнакомца и одел обнаженного, унаследуют Царство, уготованное им от начала мира и войдут в вечную жизнь. Здесь снова говорится не о вере, которая приготовляет к вечной жизни, но о деяниях добра и милосердия. В Лк 10:25-37 человек спрашивает Иисуса, “что я должен сделать, чтобы унаследовать вечную жизнь?” – и получает ответ, что нужно любить Бога всем сердцем, душой и разумением своим, и любить ближнего, как самого себя. Когда же спрашивается “а кто мой ближний?”, Иисус отвечает притчей о добром Самаритянине, в которой Самаритянин – иноплеменник, религиозные и доктринальные идеи которого, как полагают евреи, ошибочны – показывает, кто ближний и как унаследовать вечную жизнь, заботясь о том, кто нуждается в твоей помощи.

Что Друзья могут сказать об этом? Друг Марго Теннисон опубликовала прекрасную подборку высказываний Друзей относительно других вер в своей книге “Друзья и другие веры”. Я приведу некоторые из них ниже. Мы закончим наше эссе словами этих Друзей.

Обретите покой в своем уме и духе от своих собственных мыслей, и тогда вы почувствуете принцип Бога (Джордж Фокс, 1658).

Церковь – не что иное, как сообщество, собор или компания людей, которых Бог призвал, чтобы идти в его свете, где бы они ни жили и на каком бы языке они не говорили, пусть внешне они выглядят чужаками и отдалены от тех, кто исповедует Христа и христианство на словах, и обладает преимуществом священных писаний; но где становятся послушными святому свету и свидетельству Бога в своих сердцах, там везде могут быть члены Вселенской церкви – и среди язычников, турок и среди евреев (Роберт Баркли).

Смиренные, кроткие, милосердные, благочестивые, набожные и преданные души повсюду принадлежат одной религии; и когда смерть снимет маску, они узнают друг друга, хотя различные одеяния, в которые они облачены здесь, делают их незнакомцами (Уильям Пенн, 1693).

Они (квакеры) рады найти то от Бога, что есть у людей различных каст и вероисповеданий; они искренне соглашаются с великим христианским мыслителем второго столетия Оригеном, что ни одно благородное дело среди людей не делелось когда-либо без Божественного слова, посещающего душу. Тот же самый присутствующий внутри Дух, который открыл их глаза, чтобы созерцать красоту Христа, позволяет им также созерцать духовную красоту везде, где она может быть найдена: в великих ли священных писаниях религий Востока, в мудрости ли их святых, или в честных умах и скромных, любящих сердцах тех, кто заявляет о том, что они вне религии вообще (Марджори Сайкес).

В каждой религии есть свои “квакеры” – те, кто обращается от внешнего, юридического и организованного к Божественному, которое является внутри. Есть узы братства между Друзьями и мистиками других религий. Если мусульманский или индуистский учитель-мистик приедет в нашу страну, мы поймем сразу же, сколько между нами общего. Мы полагаем, что у нас есть что-то, чтобы дать ему, но мы понимаем, что также и у него есть что-то, чтобы дать нам (Джеральд Хибберт, 1924).

Я обязана всем Богу в Иисусе Христе и говорю об этом всем людям; но если кто-то говорит, что находит то же самое у Рамы или Будды, какое право имею я отрицать это? “Где любовь, там и Бог”; где явлены плоды духа, там должен быть дух Вечного Христа, любящая забота Бога, представшего некогда и в человеческой форме, но не равного лишь плотнику из Назарета (Мэри Барр, квакер с 1934 г., сотрудничала с Ганди с 1932 г.).

Мы живем в мире, где велико напряжение между культурами и религиями, и вопрос диалога различных вероисповеданий, я сказал бы, самый важный религиозный вопрос, стоящий перед любым верующим человеком. Какую роль могут играть в этом Друзья? Мое чувство говорит о том, что концепция света Христова внутри нас, который также универсален и в каждом отдельном существе, обеспечивает теологический ресурс и теологический путь в строительство такого рода христианства, которое и верно своему собственному духу, и в то же время способно в полной мере признать правду и работу Бога в людях других вер (Джон Паншон, 1991).

Перевод: Vadim, сайт Общества Друзей (Квакеров) quakers.ru.

Повторю информацию для подписчиков с Mail.Ru о том, что вы получаете сейчас последние выпуски нашей рассылки. Если у вас есть желание получать её в будущем, подпишитесь на сервисе  Subscribe.ru по ссылке: http://subscribe.ru/catalog/religion.celovekireligia

Ведущая рассылки Елена Преображенская

Основные ресурсы автора рассылки:

Сайт "Каруна: Путь сострадания и любви"

Блог в Живом Журнале "Западник"

Наше сообщество в Живом Журнале о религиозном обновлении и реформаторстве:

[info]Либеральная религия (liberal_faith)

В избранное