Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Избранные новости по теме "религия и общество".


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 80/2009-10-29

Дорогие друзья! Сегодня я предложу вам пять публикаций по теме "религия и общество" и два объявления.

23 октября на открытии V Ежегодной международной научной конференции "Религия в современной системе международных отношений: возможности религии в созидании мира и урегулирования конфликтов" в Санкт-Петербургском государственном университете прошла антиклерикальная акция. В зал зашли студенты в костюмах "антиклерикальных персонажей" – "гопника", "девиц легкого поведения", гомосексуалистов, "шахидки", сатанистки и чертей. Вошедшие выкрикивали лозунги: "Долой попов из универа!", "Попы - вон!"

В зале были разбросаны листовки, в которых говорилось, что проведение этой конференции "оскорбляет науку в целом и наш университет в частности": "Постоянное падение качества и уровня образования, практическое отсутствие ведущейся научной работы усугубляется на нашем факультете с недавних пор еще и клерикализацией дисциплин. Когда господствующая державная идеология беззастенчиво позиционирует откровенно протофашистские молодежные формирования как борющиеся с ксенофобией, в университете, на территории которого даже до революции студенчество противилось постройке церквей, религия рассматривается как источник миротворческой деятельности, тогда как она является всегда и прежде всего источником деятельности мифотворческой".

Организаторы конференции удалили "антиклерикалов" из зала. Ответственность за организацию акции взял на себя "Комитет 68", состоящий из студентов СПбГУ разных факультетов, выступающих против "клерикализации образования и религиозной пропаганды в стенах Университета, а также против фактического запрета свободы совести для учащихся".

Священник Яков Кротов о студентах-антиклерикалах

Ведущий программы "С христианской точки зрения" на Радио "Свобода" священник ЯКОВ КРОТОВ: "Студенты-антиклерикалы мне чрезвычайно симпатичны, потому что это люди христианского духа, из разряда тех, кто бросал всё и шел за Христом"

"Портал-Credo.Ru": С одной стороны, очевидна активизация православного крыла прокремлевского движения "Наши". С другой стороны, в среде молодёжи усиливаются настроения против клерикализации образования и общества в целом, которые тоже выливаются в различные акции, вроде той, что произошла 23 октября в Санкт-Петербургском государственном университете во время конференции "Религия в современной системе международных отношений: возможности религии в созидании мира и урегулирования конфликтов". Что Вы думаете по этому поводу?

Священник Яков Кротов: Мне кажется, что молодёжь, как и во все эпохи, разная. Большинство, наверное, - это "болото", в любую эпоху. Ну, в этом возрасте это нормально. А те, о ком вы спрашиваете, – это меньшинство, причём противоположное. Одно активное – как в Петербурге, другое – это гиперболото, которое пытается проломить себе путь. Те, кто в Петербурге, рискуют карьерой, пребыванием в университете и делают это исключительно за счёт своей жизни. И кстати, с юмором. А те, кого вы назвали православным крылом, делают это ради карьеры, за чужой счёт и не по своей воле. Да и с чувством юмора у них чрезвычайно плохо.

Всё это показатель того, что жизнь продолжается, никакой чугунный пресс, никакая вертикаль власти прекратить её пока не могут. А что из этого выйдет – посмотрим.

– Какова, по Вашему мнению, главная тенденция, более сильная?


– Видите ли, мне кажется, что тут, с точки зрения социологической, сложность в чём? На поверхности, сильнее, конечно, движение "Наши", но это потому, что у них мощная государственная подпитка. Если завтра эту подпитку уберут, то с "Нашими" произойдёт то же, что и комсомолом в 1990 году. Аки дым от огня исчезнут - и никакого помина. Что касается этих немногочисленных студентов – их, конечно, немного, но зато они показывают, что действительно жизнь продолжается и что-то под этим деспотическим асфальтом зреет.

Мне кажется, что основная проблема не в том, кто сильнее – сильнее то, что прочнее связано с предыдущим поколением, потому что общество – это общение. В этом смысле православные "нашисты" – это, конечно, маргиналы, потому что их покровители в Кремле – тоже маргиналы. Это тень, которая заняла место социума. А вот эти студенты-антиклерикалы мне чрезвычайно симпатичны, потому что это люди христианского духа, из разряда тех, кто бросал всё и шел за Христом, потому что сердце звало, а не потому, что начальство распорядилось организовать.

Мне только жалко несчастного докладчика-иеромонаха, который невольно оказался в центре скандала. Я не знаю, кто это был, но подумал, что вот отец Александр Мень, если был бы жив, мог бы оказаться в такой ситуации? На конференции говорят что-то о Библии, и вдруг начинается такой эпатаж! Ему вряд ли было ловко это пережить. В этом смысле хочу антиклерикалам как-то сказать, что Церковь не исчерпывается попкомовщиной. С другой стороны, я подумал, что если бы в такой ситуации действительно оказался о. Александр Мень или человек ему адекватный, он нашёл бы повод просто посмеяться и не стал бы злиться на антиклерикалов.

– По Вашему мнению, насколько сильно среди молодёжи антиклерикальное направление в ответ на искусственное навязывание сверху веры?


– Оно довольно сильное, причём оно нарастает, и это отчётливо видно. Это антиклерикалы, прошедшие воскресные школы, которые были практикующими православными до 13–19 лет и вынесли из этого самые печальные воспоминания, не потому, что там их учили антисемитизму и поклонению блаженной Матронушке, а потому, что они жили в ситуации лукавства – родительского, церковного. И тут уже не зависит, какая это Церковь – господствующая или нет. Я думаю, что и среди протестантов такие антиклерикалы появляются. Это неизбежно, это часть секулярной культуры, это есть на Западе, это будет нарастать и в России. Это нормально. А Церковь должна "мотать себе на ус", что надо переставать быть господствующей – не обязательно формально – и становиться человечной.

Беседовал Владимир Ойвин, Портал-Credo.Ru

Станислав Минин. Святой отец и внемлющие проститутки

В России зарождается новый антиклерикализм
Об авторе:Станислав Минин - обозреватель НГ-Интернет

В Санкт-Петербургском государственном университете прошла конференция «Религия в современной системе международных отношений». Это было яркое, громкое и духоподъемное событие.

Ярким оно стало потому, что на доклад иеромонаха Филиппа (Рябых) о миротворческом потенциале религии пришли студенты из антиклерикального Комитета 68-ми. Они пришли в костюмах. Иеромонаху внимали: юноша с пивом и семечками (в просторечии именуемый гопником), две проститутки, пара беременных геев, шахидка, сатанистка и черти.

Студентов вывели. Фото попали в блогосферу. Блогосфера забурлила.

Все это напомнило события в римском университете La Sapienza в январе 2008 года. Тогда профессура и студенты не пустили в вуз самого Папу Римского Бенедикта XVI.

Не хочу оценивать акцию Комитета 68-ми. Вне зависимости от оценок, она симптоматична. Более того, она социально значима. Достаточно просто понять, что случилось.

В России никогда не было настоящей, «европейской» секуляризации с постепенным формированием социальной ниши для Церкви. Была ситуация церковного гетто. А затем было постсоветское общество, которое до сих пор не может понять, как Церковь (и шире – религия) должна в него встраиваться, какой у нее потенциал, что она должна делать, а что – ни в коем случае.

Именно здесь рождаются причудливые гибриды вроде священника, освящающего дрожжевой конвейер, или Патриарха на подлодке.

Одновременно постсоветское общество маргинализировало антиклерикальную критику. Антиклерикализм отождествлялся с атеизмом. Атеизм – с «совком». «Совок» был преодоленным злом. Церкви сочувствовала гуманитарная интеллигенция. Как итог, символом свободомыслия в современной России является физик Виталий Гинзбург, регулярно выступающий с антиклерикальных позиций.

У Церкви были две декады покоя. Она наслаждалась признанием, вниманием и уважением. Она была свободна. Как она воспользовалась этой свободой? Именно на этот вопрос и дает ответ акция питерских студентов.

Число «68» не должно вводить в заблуждение. Это мог быть Комитет восемнадцати. Или Комитет восьми. Авангард не должен быть многочисленным, а Комитет 68-ми – это именно авангард, за которым сотни недовольных, критически настроенных студентов.

Студенчество – своего рода социальный барометр. Подчас резко, радикально, но в то же время предельно точно оно диагностирует актуальное состояние культуры. Студент – это «человек моратория». Он не обречен на конформизм. У него развязаны руки и язык. Он несет в себе пусть расплывчатый, нечеткий, но все же проект будущего социума.

Этот проект может так и остаться проектом. А может реализоваться. Точного прогноза никто не даст.
Факт, что в рамках этого проекта отношение к Церкви становится вполне определенным. Это и есть итог 20-летки свободы.

За 20 лет Церковь убедила критически настроенных представителей поколения next в том, что ее миротворческий потенциал сомнителен. Если не сказать больше: это мнимый потенциал. Понятия «православие» и «нетерпимость» сблизились, а священник стал символом кричащей, проклинающей, грозящей кулаком ненависти к Другому.

За 20 лет Церковь убедила критически настроенных представителей поколения next в том, что религия противоречит интеллектуальной деятельности, если не разуму как таковому.

Поколение next, которое сегодня надевает костюмы проституток на доклад священника, считает, что Церковь и свобода личности несовместимы. Напротив, это поколение уверено в том, что религия удачно встраивается в любую машину подавления.

Две декады свободы Церковь потратила на то, чтобы нарисовать на себя карикатуру, написать на себя разгромную рецензию. Эту карикатуру увидели, эту рецензию прочитали.

В православных кругах уверены: инцидент в СПбГУ свидетельствует о силе Церкви. Мол, до сих пор атеисты не заявляли о себе так громко. Растущая мощь Церкви дразнит их бессильную злобу.

В православных кругах забывают, что ЭТО – не те атеисты, которых Церковь победила в конце 80-х. Это новый антиклерикализм. Вскормленный и взлелеянный самой Церковью.

Независимая газета

Анастасия Кириленко, Любовь Чижова. Внутрицерковное дело?

Синодальная комиссия РПЦ продолжает расследование происходящего в Свято-Боголюбовском монастыре. 20 октября в результате доследственной проверки Следственный комитет Прокуратуры РФ по Владимирской области отказал в возбуждении уголовного дела по жалобам воспитанниц приюта при Свято-Боголюбовском женском монастыре "за отсутствием события преступления".

Одна из девушек, 16 -летняя Валентина Перова, сбежавшая из монастыря, недавно написала письмо президенту России и Патриарху Московскому и Всея Руси, в котором рассказала о жестоком обращении со стороны монахинь.

"Нас лишали еды и били до синяков", "Мы били по 1000 поклонов", "Когда утром наш хор пел службу, а потом сразу два акафиста, я и одна девочка, Света Кузнецова, присели… они решили нам отрезать волосы" - это отрывки изписьма 16-летней воспитанницы приюта при Боголюбовском женском монастыре Вали Перовой. В августе этого года она не выдержала издевательств монахинь и сбежала из приюта вместе с другой воспитанницей Кристиной Федоровой. Девочки жили в одном из московских приютов, которым руководит врач, член Общественной палаты Олег Зыков. В приюте Валю застало 17-летие. Кристину недавно забрала мама, а над сиротой Валей оформила опекунство жительница Владимирской области. Валя согласилась на переезд.

О том, как происходило возвращение Вали Перовой к нормальной жизни, корреспонденту Радио Свобода рассказал заместитель руководителя наркологического диспансера Москвы №12, при котором создано отделение медико-социальной помощи детям и подросткам (приют), Сергей Полятыкин:

- В каком состоянии к вам поступила Валя Перова?

- Восемь лет она провела в особых условиях, где не дают представления о современном окружающем мире, где у человека формируют подчиненное состояние специфической среде, которая там создана. Это так называемая духовная семья, где основное - это подчинение. Нельзя открыто смотреть в лицо другому человеку, нельзя проявлять свои чувства, надо научиться смирять свои страсти, нельзя общаться с лицами противоположного пола, даже стакан из рук в руки нельзя передать. Валю как раз наказали за то, что она дала одному мальчику стакан компота из рук в руки, а не на стол ему поставила.

Человек не имеет представления о деньгах, о роли денег, о семье, о взаимоотношении полов. Восемь лет ее содержали в такой атмосфере, где задача - смирять страсти, беспрекословно подчиняться, демонстрировать послушание. Человек не умеет играть - в детские игры нельзя было играть, смотреть телевизор нельзя, человек не знает, что такое мультфильмы. Как государство устроено, человек не знает.

Женщина, которая выполняла функции воспитателя, призналась в интервью владимирской газете, что Вале состригли волосы с целью обуздать страсти, то есть, чтобы подчинить ребенка тем правилам, которые они установили. Она через год к нам попала, но она все время вспоминала - у нее были такие навязчивые движения - она все время проверяла, целы ли волосы на голове, и успокоилась только после того, как мы сводили ее в настоящую парикмахерскую. Впервые в жизни мы сделали ей хорошую женскую прическу. Потом нашелся благотворитель. Он пришел, говорит: вот у меня есть немножко денег, как мне их потратить на ваш приют? Мы говорим: вот у нас есть девочка, у нее нет своей одежды, помогите ей. Они пошли в магазин, Валя выбрала себе одежду, впервые в жизни сама купила, что хотела.И прическа, и новая одежда как раз стали подарком к ее 17-летию...

- Где сейчас девочка, работают ли с ней врачи?

- На прошлой неделе Валя уехала во Владимирскую область вместе с новым опекуном. Женщина, придерживающаяся православия, но не сектантского, а настоящего, оформила попечительство над ней, взяла ее, они вместе живут.

- Попечитель приехала и забрала ее?

- Нет, все-таки человеку уже 17 лет, это было волеизъявление и Вали, и попечителя.

- И теперь вы поддерживаете с ними контакт?

- Да, конечно. Мы осуществляем сопровождение. Наши психологи работали с ней и будут продолжать помогать ей адаптироваться. Сейчас она занята школой, то есть она какие-то планы строит на будущее, ей нравятся виды деятельности, связанные с оказанием услуг другим людям, типа врача или биолога. У нее хороший аналитический ум, она разумная девушка. Есть такое понятие резильентность (жизнеспособность) ребенка. Поэтому она там и не удержалась. Их гнули, ломали, подчиняли, а она, как зеленый росток сквозь асфальт, все равно пробилась.

- Проблем с поступлением в школу не возникло?

- В школу, где у школьников высокий уровень, она поступить не смогла. Им же запретили ходить в школу и при попустительстве органов опеки и администрации оформили якобы экстернат. А образованием занимались не пойми кто. У нее, конечно, есть очень серьезные изъяны в образовании, не соответствующие ее возрасту и интеллекту. Она могла бы достичь большего, если бы у нее была нормальная учеба.

- Теорию эволюции Дарвина, наверное, там не изучали?

- Да ну, какая там теория Дарвина. Вот биологию изучали, строение человека, а мочеполовую систему - нет. На звезды смотреть нельзя, потому что там Бог живет. Как мир устроен, вообще не знает.

- Если все это внушали с восьми лет, откуда у девочки взялось желание сбежать и узнать что-то новое?

- У нее пытливый, аналитический ум. Она же видела жизнь, все-таки были прихожане на территории монастыря. И книги - классика, хотя и с изъянами, была. "Мертвые души" - нельзя, "Вечера на хуторе близ Диканьки" - нельзя, потому что там черт, ну, и так далее. Но все равно книги, классику она читала, поэтому у нее язык хороший, она очень хорошо говорит, приятно послушать. От природы что-то заложено в человеке. Это природное, плюс ум и способности к аналитике - все это взбунтовалось от того, что там творится.

- У девочки хорошие шансы полностью оправиться от шока?

- Да. У нее вполне благоприятная новая семья, хорошее окружение. Все, что ей нужно сейчас - нормальное человеческое общение. Если ее, конечно, не будут терзать опять разные люди со своими мотивами. Это очень мужественная девушка, в отличие от всяких уродцев моральных, которые поливали ее грязью, а таких было много. Представители Свято-Боголюбовского монастыря, среди которых так называемая опекун девочки, которую впоследствии лишили права на опекунство, обратились в прокуратуру. В своей кляузе они написали, что в нашем приюте девочек обкалывают психотропными препаратами и тому подобное. К нам явились правоохранительные органы и провели проверку. И, конечно, нарушений не выявили.

Кроме Вали и Кристины, таких девочек несколько в поле нашего зрения. Они все пострадали от этой группы людей, от этой "духовной семьи". Кто-то сбежал, кому-то удалось вырваться со скандалом, у них у всех посттравматическое состояние психики, и им нужна наша поддержка и помощь, - сказал Сергей Полятыкин.

Как вообще ребенок оказался в Свято-Боголюбовской обители, если по закону необходимо достигнуть 18 лет, прежде чем уйти в монастырь? Дело в том, что при монастырях создаются формально светские приюты для детей школьного возраста (по сообщениям некоторых СМИ, приют при Свято-Боголюбовском монастыре даже не зарегистрирован официально). Здесь дети учатся, а экзамены должны сдавать в сельской школе. Сейчас в монастыре живут 25 девочек в возрасте от 6 до 17 лет и 17 мальчиков.

Получить комментарии в Свято-Боголюбовском монастыря не удалось - там заявили, что устали от журналистов: "можете продолжать повторять клевету".

На защиту Свято-Боголюбовского монастыря и его настоятеля архимандрита Петра встали представители наиболее ортодоксальной части православной общественности. Всем критикам порядков монастыря предрекают "смерть от рака" - эту информацию можно найти на различных религиозных сайтах. Корреспондент издания "Интерфакс-Религия" Ольга Гуманова уже несколько лет пишет о том, что в российском православии существует псевдоправославная секта. Ее возглавляет архимандрит Петр Кучера, взгляды которого отчасти совпадают с учением опального епископа Диомида. Эти люди называют ИНН сатанинским знаком, проводят "отчистки" бесноватых и используют весьма агрессивные методы воздействия на свою паству. Как только Ольга Гуманова начала писать об издевательствах над воспитанницами приюта Свято-Боголюбовского монастыря, который возглавляет отец Петр, ее избили. Вот что Ольга Гуманова думает об этом деле:

- Есть бывшие воспитанницы приюта, которые все-таки не остались в этом монастыре послушницами, ушли в мир, учатся, работают, страшно запуганы. С прессой общаться из них почти никто не хочет. Если и общаются, то просят не называть имя и фамилию. Я общалась с несколькими бывшими воспитанницами, с игуменом Сергием Рыбко, московским священником, который приютил сбежавших девочек, общалась с православной общественностью, с Кириллом Фроловым, который возглавляет московское отделение Союза православных граждан.

- Получилось ли у вас поговорить с представителями Свято-Боголюбовского монастыря?

- Они, к сожалению, ни с кем не хотят общаться, особенно с прессой. Меня интересовало даже не само происшествие, а та среда, которая его порождает. К сожалению, с этой средой я имею дело давно. Началось мое общение с ней еще в 2007 году, когда сформировалась группа поддержки тогда еще епископа Диомида. Существует псевдоправославное течение внутри церкви, которое можно даже назвать отдельной сектой. Люди, которых отличают специфические взгляды, злоба, агрессия, начали угрожать мне еще в 2007 году, после публикации в "Церковном вестнике". Там у меня вышла статья под названием "Опричная провокация". Угрозы начались после нее.

- После вашей публикации о происшествии в Свято-Боголюбовском монастыре на вас напали. Вы связываете эти события?

- Я могу сказать, что перед этим я получала угрозы. Тот, кто на меня напал, бил профессионально. У меня было такое впечатление, что он хотел меня напугать, хотел причинить мне боль, но не хотел, чтобы у меня были какие-то серьезные травмы.

Получить комментарий Русской православной церкви по ситуации в Свято-Боголюбовском монастыре корреспонденту РС не удалось. Ранее представители РПЦ заявляли в СМИ, что отказ СКП в возбуждении уголовного дела позволит церкви без помех проводить свое расследование. Для этого создана специальная синодальная комиссия.

"Члены комиссии уже побывали в монастыре и приюте, побеседовали как со взрослыми, так и с детьми. В настоящий момент работа еще продолжается и о финальных выводах говорить рано, хотя уже понятно, что есть факты, вызывающие озабоченность", – заявил в интервью изданию "Русская линия" глава информационного отдела Русской Православной Церкви Владимир Легойда.

- Синодальная комиссия работает, но вряд ли это приведет к наказанию архимандрита Петра, - сказал в интервью корреспонденту РС журналист портала Кредо.Ру Александр Храмов. - По стране таких монастырей, представляющих ортодоксальное течение в русской православной церкви, довольно много. Петра Кучеру ранее отстраняли от руководства монастырем, но у него оказалось много сторонников, которые со скандалом смогли добиться его восстановления.

Представители Владимирской епархии, в ведении которой находится монастырь, высказывали мнение, что духовным попечением воспитанников приюта должны заниматься монахи, но в качестве воспитателей должны выступать исключительно светские педагоги.

После нашумевшего дела об издевательствах над детьми в Свято-Боголюбовском монастыре в Министерстве образования и науки решили подготовить положение о монастырских приютах.

Радио "Свобода"

Борис Фаликов. Долгая дорога в Рим

Решение Ватикана принять под свое крыло консервативных англикан сулит практическую пользу обеим церквам – Римско-католической и отколовшейся от нее почти 500 лет назад англиканской.

Ватикан объявил о том, что готов принять в лоно католицизма традиционалистов англикан, недовольных тем, что происходит в их церквах. Ведь это не только члены Церкви Англии, но многих других, входящих в многомиллионное Англиканское содружество по всему миру. Поэтому число недовольных велико. Это и те, кто никак не смирятся с рукоположением женщин, и те, кто возмущаются посвящением в епископы открытых гомосексуалистов, и те, кто выступают против благословения однополых браков. Они и раньше переходили к католикам, но делали это поодиночке. Теперь положение дел изменится.

Вкратце план Ватикана таков.

Для бывших англикан будут созданы «персональные ординариаты», где они могли бы сохранять милые их сердцу обряды, более того иметь собственный клир из тоже бывших англиканских священников. Такие структуры будут учреждаться католическими епископскими конференциями разных стран по мере необходимости.

В одну из первых, видимо, вольется Традиционное англиканское сообщество, которое сложилось еще в 1991 году и насчитывает более полумиллиона человек. За ним наверняка потянется часть епископалов (так называют членов Англиканского содружества в США), а там и очень консервативные англикане из Африки, которые давно уже бунтуют против своих либеральных единоверцев.

Вскоре этот шаг получит и формальное обоснование – папа выпустит специальную «апостольскую конституцию», которая внесет дополнения в каноническое право. Такие вещи происходят крайне редко, поэтому католики и англикане по всему миру крайне оживленно откликнулись на событие. Но вовсе не так, как можно было бы ожидать.

Несколько лет назад Ватикан поднял статус своих временных структур в России до уровня епархий. Что тут началось! Русская православная церковь пришла в полное смятение, причитания о католической угрозе зазвучали пронзительнее прежнего. Обвинения католиков в прозелитизме, переманивании несчастных православных в свою веру, стали раздаваться со страниц изданий, которые никогда прежде не писали о религиозных проблемах. Привлечена была и тяжелая артиллерия в виде российского МИДа, после чего у одних католических священников-иностранцев начали отнимать визы, а других и вовсе отлавливать на границе, как международных преступников.

Англиканское содружество отнеслось к действиям Ватикана совершенно по-иному. Его лидер архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс выпустил совместное заявление с главой британских католиков архиепископом Винсентом Николзом: создание ординариатов стало «признанием того, как много объединяет католическую и англиканскую традицию в вопросах веры, доктрины и духовности».

Подобный шаг никогда не был бы сделан, если бы ему не предшествовали сорок лет интенсивного и плодотворного экуменического диалога. И его нужно лишь приветствовать, подчеркнули соавторы заявления.

Все это хорошая англиканская мина при плохой игре, а католики прикрывают свой хищный прозелитизм джентльменскими уловками, воскликнут наши проницательные соотечественники. Знаем мы этих джентльменов, отношения которых еще Уинстон Черчилль сравнил с грызней бульдогов под ковром.

Но на этот раз проницательные соотечественники ошибаются. Архиепископ Кентерберийский не оправдывается, а католический соавтор обращения не лукавит. Действия Ватикана могут действительно принести пользу обеим церквам.

Англиканское содружество уже долгое время находится на грани раскола. Совершенно очевидно, что в нем сформировались две непримиримых фракции. Одна все дальше движется по пути либеральных реформ, другая все активнее им противодействует. Все попытки уврачевать эти глубокие разногласия носят косметический характер.

Ну, согласились на последнем соборе англиканских церквей – Ламбертской конференции, куда, кстати, отказались приехать самые радикальные оппоненты слева и справа, не посвящать пока в епископы гомосексуалистов. Но это вовсе не выход из положения. Все остались при своем мнении, а это значит, что рано или поздно вопрос все равно придется решать. Аналогичным образом откладывается на неопределенное время и решение других принципиальных вопросов. Но время в данном случае не лечит, отложенные решения лишь обостряют противоречия. Неудивительно, что большинство экспертов уверены – раскол Англиканского содружества неминуем.

После решения Ватикана такой вывод уже неочевиден. Консервативным англиканам теперь вовсе не надо уходить в раскол и создавать собственные организации. Они мирно перейдут под крыло Рима, сохранив при этом и свою обрядность, и своих пастырей. А в Англиканском содружестве останутся те, кто сумеют найти необходимые компромиссы и прекратить бесконечные раздоры.

Если приглядеться, не только и не столько умножение рядов сулит католической церкви и создание в ней новых ординариатов. Дело в том, что бывшим англиканским священникам будет разрешено сохранить семью (на епископов это не распространяется, но они смогут удержать свое лидерство и без епископского посвящения).

Не секрет, что вопрос обязательного безбрачия сейчас очень беспокоит католиков во многих странах. Найти священников, готовых принять целибат, становится все меньше. В Западную Европу их экспортируют из Восточной, а то и вовсе из Африки и Азии. К тому же многие считают, что именно безбрачие лежит в основе педофильских скандалов последних лет, и отказ от него поможет решить проблему. Это весьма спорное мнение, но оно широко распространено и с ним нельзя не считаться.

После массового принятия англикан внутри католического клира появятся те, кому будет необязательно сохранять обет безбрачия. А это не может не повлиять и на вопрос обязательности целибата в целом. Если бок о бок в одной церкви существуют женатые и неженатые священники, это открывает перед ними возможность выбора. И сама жизнь поможет церкви выйти из весьма сложного положения.

В своих заявлениях лидеры обеих церквей утверждают, что их новые отношения, прежде всего, основаны на уважении к религиозной свободе. Одним она дает основания принимать тех, кто хочет вернуться к традиционным устоям, другим – не удерживать этих людей против их воли. Но это тот случай религиозной свободы, который может принести очевидную практическую пользу и католикам и англиканам.

gazeta.ru

Борис Кагарлицкий. Реабилитация Маркса

Ватиканский Святой престол реабилитировал Карла Маркса. В официальном издании католической церкви "L'Osservatore Romano" 21 октября была опубликована статья, призывающая читать Маркса и искать в его трудах ответы на вопросы, поставленные кризисом.

Новость весьма поучительная, хотя и не сенсационная. Католическая церковь уже на протяжении некоторого времени исправляет свои прежние ошибки, признавая заслуги тех самых людей, которые ранее подвергала анафеме. От Галилео Галилея до Чарльза Дарвина и Оскара Уайлда. Должна же была дойти очередь и до основоположника марксизма!

Нынешний Папа Римский Бенедикт XVI является представителем консервативного крыла католической иерархии, и еще недавно публично осуждал учение Маркса. Потому решение о реабилитации немецкого философа, по всей видимости, далось Ватикану непросто. То, что оно принято было в разгар капиталистического кризиса, придает ему дополнительный символизм и убедительность.

Как известно, Карл Маркс католиком не был. И все же для Ватикана вопрос о Марксе отнюдь не сводится к признанию заслуг великого экономиста и социолога, с политическими взглядами которого правоверным католикам вовсе не обязательно соглашаться. Однако именно политические и революционные идеи автора "Капитала" широко распространены не только среди рядовых верующих, но и среди священников, особенно в Латинской Америке.

Под именем "теологии освобождения" католический марксизм давно уже стал фактором политической жизни многих стран от Бразилии до Гватемалы, а в Парагвае католический священник Фернандо Луго Мендес даже был избран президентом республики, возглавив коалицию левых сил.

Популярность "теологии освобождения" оказывается естественным следствием общего сдвига влево, переживаемого Латинской Америкой, где находится на сегодняшний день большая часть верующих католиков. И официальный Ватикан не может не считаться с этой реальностью.

В своей последней энциклике "Милосердие в Правде" папа Бенедикт XVI заявил, что в ходе нынешнего кризиса современный капитализм потерял свои ориентиры, а учение церкви способно помочь восстановить позитивное экономическое развитие, призывая учитывать интересы наиболее обездоленных слоев общества и более жестко регулировать рынок. По существу, предлагаемая Святым престолом альтернатива вполне традиционна, и лежит в русле умеренной социал-демократии. Для обоснования этих идей логичнее опираться было бы сослаться не на Маркса, а на Дж. М. Кейнса, который как раз и создал теорию регулирования и предложил механизмы социального перераспределения.

Однако Ватикан, аргументируя свой подход, ссылается все же на Маркса, тем самым демонстрируя не столько приверженность радикальным политическим и экономическим решениям, сколько признавая оправданность и необходимость радикальной теоретической критики капитала, которая в современной общественной науке однозначно связывается с традицией марксизма.

Именно поэтому интерес к Марксу растет далеко не только в Латинской Америке и не только среди правоверных католиков. Без критического анализа общества невозможно понимание его противоречий, а, следовательно, - причин разворачивающегося у нас на глазах кризиса. И к нашей реальности это относится ничуть не меньше, чем к Парагваю или Бразилии.

Попытки изгнать марксизм из университетских программ в России, предпринимавшиеся на протяжении полутора десятилетий перешедшими на позиции либерализма партийными секретарями и бывшими преподавателями научного коммунизма, окончательно провалились, когда к нам начал проникать поток марксистских книг и статей, опубликованных профессорами западных университетов. Марксизм снова превратился для молодого поколения в "запретный плод", тайное знание, приходящее к нам, несмотря на все запреты, с передового Запада.

Идеология российской либеральной интеллигенции, построенная на жестком неприятии любой критики капитализма или социальной иерархии, обрекает своих носителей на изоляцию от современной культурной и интеллектуальной жизни остальной Европы. Разумеется, между активистским самопожертвованием сторонников "теологии освобождения" и респектабельной "левизной" западных академических интеллектуалов - настоящая пропасть. Но в России даже умеренные проявления критического сознания воспринимаются как нечто чрезвычайное, непривычное и опасно-подрывное.

Другое дело, что времена меняются, а вместе с ними и настроения. Ватикан проявляет элементарный здравый смысл, говоря, что марксистский анализ может и должен быть востребован для того, чтобы найти ответы на вопросы, поставленные современным кризисом. И только российские экономисты - как правительственные, так и оппозиционные - дружно пытаются игнорировать факты, делая вид, будто с капитализмом все в полном порядке.

Старшее поколение советских интеллектуалов столь старательно забывало все, чему его учили на занятиях по марксизму. Сможет ли этот провал памяти быть компенсировать усилиями более молодого поколения? Об этом мы сможем судить по событиям ближайших нескольких лет.

А пока приходится констатировать грустный, но закономерный факт.

Чиновники Ватикана, решившие занять примирительную позицию по отношению к Марксу, демонстрируют куда больше гибкости и способности реагировать на меняющуюся социальную и культурную обстановку, чем руководство российской системы образования, которые пытаются продолжать антикоммунистический крестовый поход, начатый в 90-е годы ушедшего века.

Свободный мир

Акция "Инквизиторам нет!"

Активист борьбы за свободу совести Роман Лункин несколько часов назад объявил о создании блога акции в защиту свободы совести "Инквизиторам нет!" по адресу: http://inkvisitoramnet.livejournal.com/

"Общероссийская бессрочная акция против клерикализации светского общества и присутствия радикальных сектоведов в Совете при Минюсте РФ «Инквизиторам-нет!» продолжается, - сообщается в этом блоге, - 

В результате давления извне материалы акции в начале октября 2009 года были убраны с сайта Славянского правового центра, где эта акция начиналась. В силу этих обстоятельств ход акции будет отражаться в этом блоге.


Мы открыты для сотрудничества и приветствуем поддержание инициативы любыми организациями России и всеми людьми доброй воли".

"Теперь акцию проводит сама общественность - можно сказать инициативная общественная группа". - пишет Роман Лункин в своём блоге ЖЖ mrkeyrby.livejournal.com/

Далее - два сообщения на тему социальных новостей.

Петиция против пыток президенту РФ

Межрегиональный комитет против пыток совместно со своим партнером - Международным советом поддержки жертв пыток (IRCT) в ближайшее время намерены направить Президенту Российской Федерации петицию, в которой предлагаются конкретные шаги для искоренения практики пыток на территории России. В этих целях Комитетом и Советом осуществляется сбор подписей под петицией.

Правозащитники просят присоединиться к этой акции и оставить Вашу подпись.
(Текст петиции доступен по указанной ссылке на английском и русском языках).

Протестная Россия (19-25 октября)

За прошедшую неделю c 19 по 25 октября зарегистрировано 57 протестных акций (что рекорд за текущий год, если не считать традиционное 1 мая и т.д.), количество протестующих также рекордно - около 11 000 человек. Большую роль на прошедшей неделе сыграл протест автомобилистов против фактического запрета на праворульные машины, а также огромное число акций оппозиции против нарушений на выборах 11 октября. читать на сайте "Свободный мир"

Новости либерально-религиозного блога ЖЖ Елены Преображенской

Блог наших рассылок на сайте "Каруна: путь сострадание и любви"

Обзор нашей деятельности

Приглашение к сотрудничеству

Ведущая рассылки Елена Преображенская

До следующих виртуальных встреч!

Будьте успешны и счастливы!


В избранное