Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Обзор проделанной нами работы за последние годы.


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 78/2009-10-19

Дорогие друзья!

Этот выпуск является внеочередным. В нём я хочу дать краткий обзор нашей деятельности, написанный мною для сайта "Каруна", и приглашение к сотрудничеству. Это приглашение в равной мере относится как ко всем посетителям сайта, так и ко всем нашим подписчикам.

Деятельность названа "нашей", а не моей личной, поскольку, хотя основная работа и совершалась мной лично, но её поддерживали и в той или иной мере участвовали некоторые единомышленники и сочувствующие, и в первую очередь - мой друг Александр Грайцер.

Обзор нашей деятельности

Мой персональный сайт «Каруна: путь сострадания и любви»  был создан в октябре 2007 года и носил название «Путь в бесконечность». По первоначальному замыслу сайт был посвящён духовно-философским поискам и проблемам религии. Здесь были размещены различные материалы о религиях мира и священных книгах, духовных подвижниках и мыслителях, духовных практиках, о психологии, о проблемах религии в современном мире. Сейчас большая часть этих материалов находится в "старом архиве".

Первоначальная концепция сайта была составлена следующим образом:

«Каждый человек, живущий на земле, как и каждый народ, в той или иной степени сталкивается с проблемой поиска своего Пути: в личной жизни, в профессии, в творчестве.

Все древние религии и философии – в Индии, на Тибете, в Китае, в Греции, в Израиле и других местах мира – содержат в текстах своих мыслителей и пророков метафору Пути.

Есть Путь личности, или Путь души, есть Путь народа, есть Путь человечества в целом, есть Путь бытия всей Вселенной.

Пути разных людей или народов часто совершенно непохожи друг на друга, и каждый из них является по-своему уникальным. А для каждого человека важно найти именно свой Путь в этой жизни, а не идти чужим Путём.

Я хочу показать многообразие религий и культур мира. Вы не найдёте на этом сайте каких-либо жёстких доктрин или догматов. Но я хочу постараться показать в этом многообразии единство людей в поисках высших экзистенциальных и нравственных ценностей.

Экзистенциальные проблемы – проблемы смысла бытия, смысла жизни и смерти, смысла существования всего мироздания, а так же общечеловеческие нравственные ценности – вот главное, что объединяет все культуры и религии мира.

В постсовестком пространстве многие из нас по инерции всё ещё хотят видеть мир единообразным, и немало таких людей, в том числе и в религиозных сообществах, которые нетерпимы к инакомыслию и инаковерию.

Как преодолеть разобщённость и вражду?

Я предлагаю пойти по пути понимания инаковости, – то есть того, что делает нас разными, – увидеть духовное богатство каждого человека, его индивидуальность и уникальность различных народов, культур и религий мира. И так станет возможным научиться принимать самого себя таким, каков ты есть, и других – такими, каковы они есть. И тогда мы сможем познать свой Путь и Путь другого».

После того, как был создан сайт «Путь в бесконечность», я решила испробовать сервис «Народа» и открыла там небольшой сайт «Наука и религия: здравомыслие против фундаментализма». Как видно из названия, этот сайт посвящён противодействию религиозному фундаментализму, его эпиграфом служит афоризм современного автора: «Разум фанатика подобен зрачку глаза — чем ярче свет, изливаемый на него, тем больше он суживается».

Примерно в это же время мы с моим другом Александром Грайцером, который так же содействовал мне и в создании сайта «Путь в бесконечность», открыли две наши рассылки – «Человек в поисках истины», посвящённую научно-популярной тематике, и «Человек и религия в современном мире», посвящённую нравственно-социальным вопросам. Третья рассылка – «Свободомыслие», посвящённая неортодоксальным духовным поискам, была открыта позднее. (Материалы этих рассылок см. в Блоге наших рассылок).

Затем был открыт научно-популярный проект «Тайны мироздания», который, по сути, так же направлен против фундаментализма через науку, но не на популярном, а на более профессиональном уровне. Концепция этого сайта звучит следующим образом:

«Одно из самых прекрасных состояний человека – это чувство удивления и восторга. Оно лежит в основе любого научного творчества: прежде, чем учёный приступает к науке, он испытывает интерес к её предмету и удивление от его содержания.

Для серьёзного учёного невозможно не удивляться гармонии мироздания и не приходить в восторг от её красоты: не только красоты эстетической, видимой зрительно, но и красоты рациональной, видимой для ума.

"...Самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека – это ощущение таинственности. Оно лежит в основе религии и всех наиболее глубоких тенденций в искусстве и науке. Тот, кто не испытал этого ощущения, кажется мне, если не мертвецом, то во всяком случае слепым.

Способность воспринимать то непостижимое для нашего разума, что скрыто под непосредственными переживаниями, чья красота и совершенство доходят до нас лишь в виде косвенного слабого отзвука, – это и есть религиозность. В этом смысле я религиозен. Я довольствуюсь тем, что с изумлением строю догадки об этих тайнах и смиренно пытаюсь мысленно создать далеко не полную картину совершенной структуры всего сущего"

Так писал о постижении тайн мироздания Альберт Эйнштейн. Приоткрытие этих тайн было для него подобно той тайне Непостижимого, которая для верующего сокрыта в религиозной жизни. Mysterium tremendum – «вызывающая трепет тайна» – та, которая у верующих ассоциируется с Богом, для глубокомысленного учёного была самой Вселенной в её беспредельности, бесконечности и непостижимости.

Когда я впервые задумалась над тем, о чём писать по поводу концепции этого сайта, я услышала известную эстрадную песенку про ребёнка, в которой есть вот такие слова:

"...А в голове всего сто тысяч "почему":
Объясните, мама с папой, что к чему.
А вокруг такое всё интересное,
А вокруг такое всё неизвестное..."

В тот момент, когда я услышала эти слова, в моём сознании произошёл инсайт, и я поняла, что главное в научном творчестве и познании – не столько конечный результат (ибо любое знание относительно, а процесс познания бесконечен), сколько сам творческий процесс познания и ощущение прикосновения к некоторой тайне.

Ребёнок задаёт «сто тысяч почему» и удивляется миру, в котором живёт. Эти вопросы и это удивление являются отражением процесса познания. Но когда мы вырастаем, мир начинает казаться нам обыденным, известным и понятным. Хотя на самом же деле это так лишь «на поверхности», в глубине же мы практически ничего не знаем. Как сказал об этом великий мудрец прошлого Сократ: «я знаю лишь то, что я ничего не знаю». Получается некоторая диалектика: с одной стороны, мы многое знаем в этом мире, с другой же – наши знания – лишь ничтожно малая вершина айсберга.

И действительно, прав был Эйнштейн, сравнив этот процесс познания с глубиной религиозного чувства: в нём есть и смирение от осознавания ограниченности нашего знания, и трепет с восторгом перед Тайной.

В одном стихотворении (автор - астрофизик Борис Комберг), посвящённом рождению Вселенной, есть слова, которые мне очень нравятся:

… Дыханье горячее Тайны Великой
Потоками квантов к тебе прикоснется,
И Космос огромный чужой многоликий
Сквозь мрак мирозданья тебе улыбнется.

И тот, кто увидел улыбки той отблеск,
Кто вздрогнул на миг и застыл ослепленный,
Тот будет всю жизнь, позабыв сон и отдых,
Искать ее снова в просторах Вселенной…».

Продолжаю далее рассказывать о созданных проектах. Совсем недавно (летом 2009 г.) были открыты ещё два небольших, так сказать, «дочерних», сайта – «Проблемы ЛГБТ и религия» и «Теория эволюции и религия» (на момент написания этого обзора (начало октября 2009) из-за нехватки времени сайт чуть-чуть не довершён до конца).

Целью проекта «Проблемы ЛГБТ и религия» является информирование о религиозных, научных и психологических, а так же социальных, правовых и исторических аспектах ЛГБТ-проблематики, освящение ЛГБТ-сообществ в либеральной религии (христианстве, иудаизме, исламе и др.), оказание моральной поддержки и духовной помощи представителям ЛГБТ, сопротивление религиозной (и любой другой) гомофобии. Аббревиатура "ЛГБТ" означает лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров.

Сайт создан по причине насущной необходимости сказать в русскоязычном Интернете хотя бы немного о том, что религия не всегда бывает гомо- и транс- фобной. Существуют и либеральные формы религии, которые идут в ногу со временем, принимая гомосексуальность не как противоестественное явление, а как явление природное, к чему уже пришла современная наука.

В цивилизованных странах Европы не только существует юридическая практика заключения однополых браков или партнёрств, но и церковное благословение таких союзов в либеральных религиозных общинах, а так же рукоположение гомосексуалов в свящество. Недавно решения об этом были приняты и в США в двух крупных традиционных церквях – Англиканской и Лютеранской.

Верующие подобных либеральных сообществ признают, что беспорядочные сексуальные связи, без всякой ответственности и верности, являются греховными, чего с избытком хватает и среди гетеросексуалов. Но если люди живут в любви, сохраняя верность друг другу, такие отношения не должны осуждаться. И если гомосексуалы заключают друг с другом такие союзы, это достойно уважения и поддержки, как государственной, так и церковной.

В России мало об этом знают, народ полон предрассудков. Вот почему я решила создать сайт на эту тему. О том, как и почему я пришла к такому решению, написана небольшая статья История моих убеждений в поддержку ЛГБТ.

Целью создания другого сайта − «Теория эволюции и религия» − является популяризация на доступном широкому кругу уровне научной теории эволюции и допустимости её совмещения с религиозной верой, а так же критика фундаменталистского креационизма (в частности, так называемого "научного креационизма"), пропагандирующего устаревшую догму о сотворении мира за 6 земных дней и сразу в готовом и окончательном виде.

Для объяснение целей создания сайта написана небольшая заметка: «Почему и для чего создан этот сайт?», которую я привожу ниже.

«На постсоветском пространстве многие люди обращаются от атеизма к различным религиям. Однако, к сожалению, в религиозных кругах преобладает консервативное мышление. Данное обстоятельство создаёт множество противоречий между современной реальностью и фундаменталистскими стереотипами, которые касаются как социальных, психологических и нравственных, так и научных проблем. Среди этих проблем особое место занимает отношение к теории эволюции.

Эволюционизм подтверждён множеством научных фактов. Для исследователей несомненно, что эволюционное развитие имело место и длилось миллиарды лет. Существуют споры по поводу механизмов эволюционного процесса, но сам этот процесс является неопровержимым.

Однако религиозно-консервативные круги прилагают всевозможные усилия, продолжая пропаганду давно устаревшей фундаменталистской креационистской модели, согласно которой мир был сотворён за 6 земных дней и сразу в готовом виде, и создавая тем самым иллюзию вражды между научной теорией эволюции и религиозной верой. В числе инструментов этой пропаганды находится так называемый "научный креационизм". Его авторами изначально являлись протестантские фундаменталисты США, но со временем он был взят на вооружение православными, мусульманами и другими верующими в разных странах. Активно распространяются их идеи и в России.

В США влияние религиозного фундаментализма в 20-х годах вылилось в "обезьяньи процессы", когда преподавание эволюционизма было запрещено. И в настоящее время в мире между креационистами и эволюционистами продолжается непримиримая борьба. Одним из наиболее ярких показателей того, что наука несовместима с фундаменталистским креационизмом, явилось принятие в 2007 г. Резолюции Совета Европы об опасности креационизма для образования.

В России борьба фундаменталистов с эволюционизмом вылилась в 2006 г. в "дело Шрайбер" - судебный иск школьницы Марии и её отца Кирилла Шрайберов к министерству образования РФ и Комитету по образованию Санкт-Петербурга за, якобы, нарушение прав человека обязательным изучением теории эволюции в составе дисциплин школьной программы. Патриарх РПЦМП Алексий II поддержал этот иск, высказался против теории эволюции, противопоставив ей фундаменталистскую религиозную догму, и выступил за внедрение последней в процесс школьного обучения.

Противопоставление религиозной догмы научной теории вызвало сильную обеспокоенность научных кругов и нашло своё отражение в известном открытом письме десяти академиков Академии Наук президенту России в 2007 г. "Политика РПЦ МП: консолидация или развал страны?"

Позиция нынешнего патриарха Кирилла в отношении эволюционной теории официально заявлена не была. Однако даже если эта позиция окажется более прогрессивной, нежели у его предшественника (на что хочется надеяться, но в чём нет уверенности), в широких церковных кругах по-прежнему преобладает фундаментализм.

К сожалению, число сайтов, направленных на опровержение фундаменталистского креационизма, очень невелико, и среди них в русскоязычном интернете мне не приходилось встречать сайты, обращённые непосредственно к верующим, то есть показывающие возможность синтеза религии и эволюционизма. Это обстоятельство и побудило меня создать подобный проект.

Данный сайт касается лишь одной из сторон противоречий между консерватизмом фундаментализма и современным мышлением - проблем теории эволюции.

Главное, о чём я хочу этим сайтом сказать, - есть то, что, вопреки фундаментализму, теория эволюции научно обоснована, и что она может быть усвоена и принята не только атеистами, но и верующими. Среди авторов материалов, размещённых на сайте, есть как неверующие, так и верующие.

Однако сайт не преследует цель противопоставления идей эволюционного креационизма атеистической модели теории эволюции, и я ни в коей мере не утверждаю, что неверующие эволюционисты ущербнее верующих. Одновременно мне бы хотелось обратиться к неверующим с призывом не уничижать верующих, поскольку религия необязательно подразумевает реакционные формы фундаментализма».

Помимо перечисленных выше проектов, я веду регулярно обновляемый новостной ЖЖ-блог Религиозный гуманист (его название изменялось несколько раз и, возможно, что и это название не последнее). Этот журнал освящает проблемы прав человека, животных и природы с точки зрения общечеловеческих нравственных ценностей; в особенной мере - борьбу за права ЛГБТ, ЛГБТ-течения в религиях и либерализм в религии в целом, а так же критику религиозного фундаментализма и клерикализации общества.

И всё же, несмотря на существование всех этих проектов, сайт, на котором вы сейчас находитесь, остаётся главным и основным моим сайтом. Теперь он носит название – «Каруна: путь сострадания и любви».

Весной и летом 2009 года этот сайт пережил своё второе рождение: был изменён его дизайн, добавлено много новых материалов, и концепция сайта приобрела иные формы.

По новому замыслу, сайт развивает идею сострадания к человеку и всем живым существам. Сострадание подразумевает непричинение вреда и стремление принести благо. Это глобальная и очень широкая тематика, которая связана как с идеями гуманного отношения к человеку, так и с идеями гуманного отношения к животным и всей природе, проблемами экологии, а так же затрагивает тему борьбы против всех форм дискриминации, и, следовательно, имеет связь с вопросами либерализма, свободы и прав человека. Материалами по этим вопросам сайт пополняется более-менее регулярно. Кроме этого, на сайте открылись раздел видеофильмов и библиотека книг.

С лета 2009 г. приоритет религиозной тематики на сайте отдаётся буддизму, что, впрочем, нисколько не мешает размещению на нём немалой информации о других религиях, а так же статей, касающихся социальных и научных проблем.

Причины приоритетности буддизма связаны с моим личным интересом этой религией, которая имеет, с моей точки зрения, существенные преимущества перед другими.

Эти преимущества заключаются, во-первых, в особенном акценте на сострадании: буддийские учителя, из которых наиболее яркой и замечательной личностью является Далай-лама XIV, утверждают, что, является ли человек верующим или неверующим, и к какой религии он принадлежит, - вопрос несущественный, поскольку развивать сострадание способен каждый. В буддизме воздаяние осуществляется в соответствие с законом кармы. Этот закон одинаков для всех людей, независимо от их религии, веры или неверия. Этот закон предполагает получение блага или страдания не в зависимости от веры в религиозные догматы или от соблюдения ритуалов, а в зависимости от поступков человека, его мыслей и мотивации. Поэтому буддизм толерантен по отношению к другим религиям и к секулярному обществу.

Во-вторых, буддизм является очень гибкой религией. В ней может найти себе место как человек с мистическим складом, так и материалист. Буддизм не настаивает на подчинении какому-либо авторитету. Человек призывается не к слепому следованию за учителем, а к собственному анализу и личной духовной практике. И хотя существуют различные духовные традиции, человек имеет свободный выбор между ними, в зависимости от того, какой путь он будет расценивать как наиболее авторитетный на основании своего опыта. По этой причине в буддизме присутствует огромное множество различных направлений и школ, которые, хотя и ведут споры друг с другом, но в целом сосуществуют достаточно мирно, без особой агрессии и, тем более, без войн.

Наконец, в-третьих, буддийская философия наиболее близка к научному мышлению. Представления о взаимообусловленности или о несуществовании души как неизменной субстанции соответствуют научному подходу. К этому же логическому подходу относится и отрицание Бога или богов как надмирных существ. Буддизм не занимается отрицанием Бога или богов в атеистическом смысле. Он не отрицает существование высших сущностей, но он настаивает, что они не являются независимыми от мира, что они подчиняются тем же причинно-следственным законам, что и вся вселенная.

«Религия будущего будет космической религией. Она должна будет преодолеть представление о Боге как личности (антропоморфной, то есть подобной человеку, - моё примечание), а также избежать догм и теологии. Охватывая и природу и дух, она будет основываться на религиозном чувстве, возникающем из переживания осмысляемого единства всех вещей — и природных, и духовных. Такому описанию соответствует буддизм. Если и есть религия, которая сможет удовлетворять современным научным потребностям, — это буддизм». Так считал Альберт Эйнштейн.

Я не утверждаю, что так должны думать все люди. Вопрос религии всегда содержит в той или иной мере вопрос личной веры. Поэтому я, как и буддийские учителя, не хочу никому навязывать свой взгляд. Я просто делюсь своим видением, просто поясняю, по каким причинам в данное время более симпатизирую буддизму, нежели какой-либо другой религии. Однако вопрос религиозной принадлежности – это не главное. Главное – то, каким человек является внутри, что в его сердце, и каковы его дела. Поэтому я открыта как в отношении других религий и нерелигиозных путей, так и в отношении сотрудничества с людьми иных убеждений.

Мой сайт не имеет прямого отношения к какой-либо религиозной общине или светской организации. Он так же не является коммерческим, никаких заработков на нём не осуществляется и не планируется. С самого начала сайт был создан и сейчас продолжает своё развитие моими личными усилиями при содействии и поддержке друзей. Основной целью существования этого сайта, как и всех других наших проектов, является просвещение в широком смысле слова, как духовно-нравственное, так и научное, для блага людей и всех живых существ.

Но сейчас я ощущаю насущную потребность пригласить всех единомышленников, которым интересно какое-либо направление нашей деятельности (совершенно необязательно все сразу), присоединяться к нам. О том, как это можно сделать, читайте далее.

Приглашение к сотрудничеству

Дорогие посетители и подписчики!

Если вы разделяете принципы и убеждения, представленные на этом сайте, я приглашаю вас к сотрудничеству.

Об этих принципах и убеждениях вы можете узнать по размещённым на сайте материалам, но я вкратце здесь выделю самое главное.

1. Любовь и сострадание к человеку и всем живым существам. Именно эти нравственные ценности мы можем называть «общечеловеческими».

2. Культурный и религиозный плюрализм. В истории сформированы разнообразные культуры, каждая из которых имеет своё особенное своеобразие и ценность. Неотъемлемой составляющей частью культуры является религия. Религии мира отражают стремление человека к совершенству, поиск смысла жизни и высших ценностей. Но, как говорил Герман Гессе, «Одна религия ничуть не хуже другой. Нет ни одной, исповедуя которую, нельзя не стать мудрецом, и нет ни одной, которую нельзя бы было превратить в бездумное идолопоклонство.»

Отсюда:

3. Необходимость уважения к иным культурам и религиям, толерантность и веротерпимость.

4. Свобода совести как необъемлемое право каждого человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, а так же менять религию в соответствие с эволюцией личных убеждений.

Отсюда:

5. Актуальность противодействия религиозному фундаментализму, основанному на догматизме, крайнем консерватизме и нетерпимости.

6. Неприемлемость господства какой-либо одной религии в государстве.

Отсюда:

7. Необходимость борьбы с клерикализацией общества.

8. Важность соблюдения принципов прав человека, которые являются отражением общечеловеческих нравственных ценностей (см. пункт 1).

(В число прав человека, помимо общеизвестных, включаются так же не везде популярные права сексуальных и гендерных меньшинств, а так же экологическая проблематика - право на жизнь в экологически чистом пространстве).

Отсюда:

9) Неприемлемость любых форм ксенофобии и необходимость борьбы с ними.

А так же:

10) Необходимость борьбы против всех форм дискриминации.

И отдельно от прав человека, но нераздельно с принципами любви и сострадания:

11) Права животных на независимое существование, на счастье и свободу от эксплуатации и мучений, нередко причиняемых человеком.

Наконец, основное:

Все граждане как свободные и разумные личности призваны активно участвовать в жизни государства и общества, что означает право и ответственность на проявление гражданского активизма.

Под гражданским активизмом я понимаю как различные формы политической деятельности, так и многообразные акции и действия по привлечению общественности к актуальным социальным, нравственным, духовным или экологическим проблемам, а так же индивидуальные поступки (пусть даже и самые незаметные и кажущиеся незначительными) во имя добра, милосердия и справедливости.

Я приглашаю к сотрудничеству всех тех, кто, разделяя перечисленные выше принципы и убеждения, хочет проявлять гражданскую активность и поддерживать в этом других.

Возможные формы сотрудничества:

1) Обмен ссылками или баннерами с единомышленниками (см. Обмен ссылками/баннеры)

2) Размещение ваших сообщений в раздел объявлений (Доска объявлений) по поводу будущих мероприятий. Темы объявлений могут быть следующими: гражданские акции (к примеру, митинги, пикеты), конференции, семинары, образование, духовные мероприятия, ретриты, культурные мероприятия, туризм, отдых, благотворительность, предложения сотрудничества, просьбы о помощи.

Для того, чтобы добавлять объявления,  вам нужно быть зарегистрированным на сайте. (Добавленные объявления будут проходить премодерацию, то есть появятся на сайте после одобрения администратора).

3) Размещение ваших статей, книг или иного творчества на этом сайте по тематике, близкой к его направлениям.

Для этого вы можете либо выслать мне ваш материал по обратной связи, либо зарегистрироваться и разместить ваш материал на сайте самостоятельно в раздел "Творчество друзей и партнёров", в категорию (подраздел) посетителей. (Добавленные материалы будут проходить премодерацию, то есть появятся на сайте после одобрения администратора).

4) Аналогичным образом: предоставление ваших материалов для наших рассылок (если материалы соответствуют тематикам рассылок, см. Блог наших рассылок).

5) Ваши рекомендации по размещению на сайте и/или в наших рассылках материалов других авторов (если эти авторы не против размещения их материалов, обычно так бывает при указании соответствующих ссылок).

6) Ваши рекомендации добавить какое-то сообщение о важном событии в раздел новостей (см. Новости).

В случае тесного сотрудничества возможно ваше личное добавление новостей на сайт (для этого мы должны с вами познакомиться хотя бы через переписку).

7) Переводы иностранных текстов, если вы владеете иностранными языками.

Данный вид сотрудничества особенно актуален, если вы хотите сделать доступными русскоязычному Интернету материалы, которых в нём нет или содержится очень немного (например, по теме либеральных течений в религии, по теме женского священства или ЛГБТ-движений в религии, по теме эволюционизма и его возможного совмещения с религией или по другим не очень распространённым в Рунете вопросам, которые вы считаете достаточно актуальными).

8) Ваше выступление на Форуме. Для этого вам нужно быть зарегистрированным пользователем. (Аналогично нужно зарегистрироваться для использования чата). Форум на сайте несколько раз добавлялся и удалялся, поскольку для его работы необходима активность посетителей, а администрация не намерена заниматься искусственной «раскруткой» форума. Иначе говоря, милости просим, если вы захотите что-то писать сами!

9) Любой другой вид сотрудничества (не обязательно в виртуальном пространстве Интернета), который вы пожелаете предложить.

Если вы небезразличны к нуждам и проблемам людей, если вам не всё равно, что происходит в окружающем мире (и в России в частности), если вы хотите постараться хотя бы немного сделать мир лучше, чище, добрее и справедливее, присоединяйтесь!

Вместе мы сможем сделать гораздо больше, чем водиночку!

Пишите мне по Обратной связи.

С уважением и любовью ко всем вам, Елена Преображенская.

Новости либерально-религиозного блога ЖЖ Елены Преображенской

Блог наших рассылок на сайте "Каруна: путь сострадание и любви"

Обзор нашей деятельности

Приглашение к сотрудничеству

Ведущая рассылки Елена Преображенская

До следующих виртуальных встреч!

Будьте успешны и счастливы!


В избранное