Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Обзор избранных новостей социально-нравственной проблематики.


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 75/2009-10-04

Дорогие друзья!

Сегодняшний выпуск будет немного более объёмный, чем обычно, поскольку у меня есть желание предложить вам четыре статьи на разные темы, и ни одну из них мне не хочется откладывать на другой раз. Первые два сообщения будут касаться истории 16-летней девушки Валентины Перовой, сбежавшей из монастыря, о чём уже рассказавалось в прошлый раз. Третье сообщение будет касаться темы борьбы за права ЛГБТ и против гомофобии. Четвёртое сообщение рассказывает об истории движения в защиту прав животных, о чём тема так же была начата ранее.

Конфликт вокруг детского приюта при Боголюбовском монастыре Владимирской области (продолжение)

(Начало, если кто не читал, см. на моём сайте: Конфликт вокруг детского приюта при Боголюбовском монастыре Владимирской области).

В прошлый раз у меня не было времени вникнуть в детали побега, как это происходило, как девочка оказалась в Москве. Сейчас я нашла информацию. Оказалось, что содействие ей оказывали вначале вовсе не "злостые либералы" - "враги России и Православия", а самые что ни на есть церковные духовные лица. Примечательно, что факт этот отмечают и православные фундаменталисты с "Русской линии". Разумеется, ругая "врагов" в стане своей церкви...

Из публикации Новой газеты от 23 сентября 2009 

Спасатель

Первым взрослым человеком «с воли», который помог девочкам, оказался отец Максим (Максим Хижий), протоирей Свято-Троицкого храма Гусь-Хрустального. Это он позвонил в Москву Олегу Зыкову, члену Общественной палаты, главному детскому и подростковому наркологу Москвы. Позвонил, чтобы попросить о помощи. Зыков сказал: «Вези детей». Так девочки оказались в Москве. За Кристиной вскоре приехала мама. Валя — сирота, и ее временно оставили в приюте.

Все взрослые, принимавшие участие в Валиной судьбе, скажут, что, даже если удастся максимально смягчить травму и реабилитировать девочку, жизнь в монастыре оставит на ее судьбе неизгладимый след.

Максиму Хижию, протоирею Свято-Троицкого храма Гусь-Хрустального — 45 лет, у него коротко стриженная борода, одет в джинсовую куртку. Речь, категории и принципы — либерального интеллигента. Недавно защитил диссертацию. Короче, не совсем типичный представитель православного духовенства. Еще он завуч духовного училища.

Мы сидим в библиотеке училища, пьем чай, и отец Максим рассказывает о том, как встретился с Валей: «Я узнал о побеге девочек из монастыря 4 августа. Они проехали на попутках ночью до города, а это 100 километров, и пришли к своей знакомой Наташе — девушке, бежавшей оттуда 2 года назад. Наташа окончила наше духовное училище. Она и привела девочек ко мне в храм. Дети были в крайне возбужденном состоянии: очень боялись, что монахини их будут искать, схватят и вернут назад. Они постоянно говорили об этом. Монахини действительно приезжали в Гусь-Хрустальный, беседовали с таксистами на стоянках, ездили по городу, но при этом не обратились ни к нам — священникам, ни в милицию. Это очень насторожило. Пока я с друзьями искал тех, кто может помочь детям в Москве, настоятель московского прихода игумен Сергий (Рыбко) поселил их в своем приюте… Я и отец Сергий был в шоке от этой истории…»

Как раз в день моего приезда отец Максим вместе с прихожанкой своего прихода Еленой планировал ехать в Суздальскую опеку. Елена решила оформить опеку на Валю до ее совершеннолетия. Если получится, то этот год Валя будет жить у Елены, а потом сможет учиться в духовном училище. «Если, конечно, Валя захочет», — уточняет отец Максим.

Позже, когда мы будем уходить из училища, отец Максим неожиданно спросит: «А хотите посмотреть на наших детей?» Мы зайдем в трапезную, и я увижу смеющуюся компанию молодых людей, которые пьют чай, шумно что-то обсуждая. Вопрос о потенциальной возможности счастливого детства в стенах православного учреждения тут же покажется неуместным.

Мы час трясемся по дороге в Суздаль, и сюжеты из Валиного рассказа, которые пересказывает отец Максим, на фоне сияющих куполов в прозрачном небе кажутся мороком, дурным кошмаром.

Дети Свято-Боголюбовского

То, что «счастливое детство» в Свято-Боголюбовском монастыре явно тянет на некоторые статьи Уголовного кодекса, архиепископу Владимирскому и Суздальскому Евлогию стало известно еще два года назад, когда оттуда бежала Наташа Титова, девушка, приютившая беглянок. Характерно, что за несколько месяцев до побега самой Наташи, в 2006 году, ее отец обращался в прокуратуру Владимирской области с просьбой вернуть ребенка ему. Прокуратура провела проверку и отписалась: «Согласно объяснениям Титовой Натальи …уезжать из монастыря она никуда не хочет. При таких обстоятельствах принятие мер по возврату девочки родственникам может нанести ей психологическую травму».

Под каким прессингом оказалась Наташа, давшая органам опеки эти «показания», можно себе представить. Почему столь лояльной оказалась прокуратура Владимирской области к инквизиторскому стилю окормления несовершеннолетней паствы отцом Петром (Кучерой) — духовником монастыря, уже после побега Наташи, тоже догадаться несложно. С отцом Петром тесно общается на духовной ниве губернатор области Николай Виноградов и ряд высокопоставленных чиновников из местного УФСБ.

Сколько в приюте монастыря детей, точно не знает никто. Даже суздальская опека. «Что-то около тридцати», — ответит мне Елена Васильевна Федулова, начальник отдела опеки Суздальского района. И уточнит: «Да с ними же нельзя работать. Монастырь — это же государство в государстве…»

То, что отдел опеки фактически беспомощен, косвенно подтвердила Елена Васильевна еще одним эпизодом. В прошлом году детям-сиротам, находящимся в монастыре, попытались назначить еще одного опекуна — государственный детский дом, чтобы можно было сделать паспорта, свидетельства о рождении и назначить пенсии. Семейный кодекс позволяет двойное опекунство. Но вышеупомянутая прокуратура признала такое решение противозаконным (!). И самое интересное: опекунство на всех монастырских детей сейчас оформлено на единственного человека в монастыре, имеющего паспорт, — монахиню по фамилии Курчевская. При этом паспорт у нее советского образца. Как этот юридически недействительный документ, по которому в железнодорожной кассе билет на поезд не продадут, стал инструментом по сделке на детские души — загадка.

Тем не менее «документы» на детей все же оформлены, если возможно считать таковыми свидетельства, выданные нотариусом (!). В редакции есть образец этого документа, выданного недрогнувшей рукой нотариусом нотариального округа города Реутова Толмачевой Ольгой Васильевной, которая от имени Российской Федерации за 100 рублей удостоверила, что детское лицо на фотографии в черном платке до бровей «тождественно с представившей ее». Какие грехи отмаливала Ольга Васильевна такой ценой?

Минимальный норматив по контролю за монастырскими детьми органы опеки все же осуществляли. То, что это были формальные проверки, Елена Федулова сама же и подтвердила: «Да, мы приезжали два раза в год контролировать бытовые условия. Но что нам показывали? Чисто застеленные постели и нормальную еду. Как жили дети, когда мы уходили, контролировать невозможно. Конечно, если во время наших посещений кто-либо из детей сказал бы, что хочет уйти из монастыря, мы стали бы заниматься этой проблемой. Но разговаривали мы с ними только в присутствии настоятельницы…» И общественный инспектор по охране прав детей, и сотрудник комиссии по делам несовершеннолетних монастырь регулярно навещали. Неужели не замечали психологическую задавленность детей? Или себе дороже было замечать?

Сейчас, как сказали мне в опеке, по адресам родителей детей, находящихся в монастыре, ездит участковый милиционер и пытается убедить их забрать детей. Однако рассчитывать, что очарованные отцом Петром религиозные родители услышат доводы участкового, опрометчиво.

Олег Зыков историю с Валей рассматривает как неизбежное следствие отсутствия в стране ювенальной юстиции: «Пока есть закрытые пространства — кадетский ли это корпус, монастырь, или элитная школа и отсутствует отработанный правовой механизм, позволяющий контролировать жизнь детей в них, насилие не искоренить». От своего имени он отправил заявление в Генеральную прокуратуру. Ответа пока нет.

Епархия, в свою очередь, среагировала так — отправила в монастырь свою комиссию. Результаты были оглашены на владимирском канале ТВ-6: «Созданная владыкой Евлогием комиссия проверила, как обращаются с детьми в монастыре, — серьезных нарушений не нашли». Архимандрит Иннокентий (Яковлев), пресс-секретарь Владимиро-Суздальской епархии, заявил, что «собрали детей и спросили у них, есть ли какие-то жалобы, но ничего не услышали от них, никаких жалоб». На днях на сайте профессора Московской духовной академии протодиакона Андрея Кураева появилось заявление попечительского совета монастыря, в котором Олег Зыков назван «проповедником антихристианских идей», а история Вали — «клеветой». Что характерно, в состав попечительского совета входит начальник ОВД Суздальского района.

Я приехала в Свято-Боголюбовский 14 сентября, на исходе дня. У ворот стоял автобус с паломниками. Богатейший монастырь поражал великолепием ровно до той поры, пока я не увидела, как телегу, груженную мешками с картошкой, толкают несколько подростков. На мешках сидели два замызганных пацаненка лет семи-восьми. Телега остановилась, и дети стали таскать на себе мешки в церковный подвал.

В это время

Накануне выхода номера мне позвонил Александр Теленков и сказал, что его дочь, 22-летняя Алевтина Теленкова удерживается в Свято-Боголюбовском монастыре. Родители не видели ее с 25 февраля. У девушки серьезное заболевание — микроаденома гипофиза, и она нуждается в постоянном лечении и наблюдении в стационаре. Возможно, отчасти и поэтому в психике девушки начались явные изменения, которые родители заметили на единственном свидании с дочерью, которое проходило в присутствии десятка монахинь. Родители, так как девушка стоит на учете в психоневрологическом диспансере, обратились в суд с просьбой назначить ей принудительное лечение. Люблинский суд удовлетворил иск, но забрать девушку из монастыря пока не удалось.

Прямая речь

Священник, не пожелавший назвать своего имени:

— Нет ничего тайного, что не стало бы явным, — вот очевидный вывод из «боголюбовской истории». Наконец-то жертвам удалось добежать до Москвы, где им оказали необходимую помощь. Остальных либо отлавливали монахини, либо в лучшем случае они возвращались к родственникам, которые не в силах найти управу на тамошнего «старца» — архимандрита Петра (Кучера).

Часть церковного народа отнеслась к этой истории как к попытке злых сил «наехать» на Церковь, отказывалась верить в саму возможность подобного отношения к детям в православном монастыре. В первую очередь неофиты, плохо знакомые с внутрицерковной ситуацией, не доверяли СМИ. Боголюбовская история, так же как пензенский затвор и «диомидовщина», — часть айсберга, имя которому «нетерпимость и фанатизм». Православная интеллигенция (и не только она) понимает, что мы имеем дело с типичной «тоталитарной сектой» (по классификации А.Л. Дворкина), которая действовала под видом монастыря.

Кстати, сама эта история получила огласку благодаря духовенству, которое вынесло сор из избы — переправило детей в московский приют. Стоит ли после этого спрашивать, почему Валя написала письмо патриарху?

Разумеется, высшей церковной власти нужно время, чтобы разобраться в деталях. Года два назад протодиакон Андрей Кураев уже высказывался по поводу боголюбовских порядков, новостью они не являются.

Организаторы «монастыря особого назначения» любят поговорить, что все, кто рассказывает об их «подвигах», соблазняют народ, отталкивают людей от Церкви. Но соблазном являются сами последователи о. П. Кучера, чья деятельность ставит под вопрос важные начинания Церкви. Ситуация в обители, превращенной в секту, вызревала 10 лет. Фанатизм (ересь царебожия, отказ от документов нового образца, ИНН, прививок и т.д.) не получал должного отпора. Как известно, одна ложная мысль низводит на дно ада. Абсолютная безнаказанность последователей о. Петра развращала абсолютно. Теперь нужны «доктора» из прокуратуры.

Очень важно, чтобы в Церкви заработал механизм самоочищения от носителей нетерпимости и мракобесия. В этом случае репутация православия не пострадает.

Комментарий

Иосиф Цимбал, кандидат медицинских наук, психолог Центра для детей, подвергшихся жестокому обращению и насилию «Озон»:

— Психологическая экспертиза, которую мы проводили Вале в нашем центре, подтвердила, что ее уход из монастыря — это взвешенное и ответственное решение. Она не приемлет условия жизни там и свое неприятие активно выражает. Условия воспитания и жизни в монастыре, по моему мнению, возможно, допустимы для взрослых женщин, которые осознанно отошли от мира, но не для детей. Эмоциональное насилие, которое долгое время переносила Валя, привело к тому, что у девочки очень низкая самооценка. Она не доверяет взрослым, не знает людей, не представляет, какими могут быть отношения между близкими людьми и в семье. У нее не сформировался интерес к противоположному полу, хотя ей 17. Вале невероятно сложно будет входить в большой мир.

P.S. Из разговора с Валей:

— Как ты думаешь, твой побег что-нибудь изменил?

— Да. Я на свободе, и девочкам теперь воспитателя поменяют.

— А в Бога ты веришь?

— Ну, человеку же нужна поддержка. Я иногда молюсь. Не каждый день и своими словами.

P.P.S. Редакция обратилась в пресс-службу и Управление делами Патриархии с просьбой прокомментировать ситуацию. На время подписания номера ответ получен не был. Мы готовы опубликовать его сразу после получения.

Новая газета от 23 сентября
Наталья Чернова

Интервью священника Сергия (Рыбко) Интерфакс-Религии 2 октября 2009

Ранее из приюта при Боголюбовском женском монастыре во Владимирской области сбежали две воспитанницы, одна из которых, 17-летняя Валентина Перова, написала письмо федеральным властям и патриарху. В нем она жаловалась на жестокое обращение со стороны монахинь. Ситуацией занимается специальная комиссия, назначенная патриархом Московским и всея Руси Кириллом, инцидентом заинтересовались и в Общественной палате.

После побега девочки на некоторое время нашли пристанище в общине отца Сергия (Рыбко), настоятеля московских храмов Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище и Собора Московских святых в Бибиреве. Своими впечатлениями от общения с бывшими воспитанницами приюта и от самого монастыря отец Сергий поделился в интервью корреспонденту "Интерфакс-Религия" Ольге Куровой.

- Отец Сергий, какое впечатление в целом осталось у Вас от общения с девочками из Боголюбова?

- Плохо - не то слово. Там секта. У меня девочки нашли некоторое пристанище. Прожили несколько дней, пока их не перевезли в другое место.

- То, что было сказано в письме Валентины Перовой, это правда?

- Допускаю, что она может немного преувеличивать. Однако то, что она мне рассказывала, соответствует тому, что она говорит в письме. Кое-где сроки не совпадают: мне она говорила, что ее 14 дней продержали в темной комнате, в письме - что 12 дней. Но в целом все так и есть.

Там идея, как у Пол Пота. Мол, современные монахи слабы, надо из детей воспитать таких железных людей, которые будут жить по монастырскому уставу 1807 года.

Место само по себе нездоровое, архимандрит Петр (Кучер), духовник Боголюбовского монастыря, не признает паспортов, ИНН. У него антипатриархийная позиция, все, что касается патриарха, иерархии, подвергается критике. Туда "покаянные автобусы" с паломниками приезжают (для проведения ранее осужденного священноначалием "чина всенародного покаяния", в рамках которого верующие, в частности, каются в убийстве Николая II - "ИФ"), всякую чушь несут. Как они могут детей воспитать? Пусть они себя сначала воспитают в нормальном православном духе любви, милосердия и сострадания!

Девочки к нам приехали, мы им предложили мультфильмы поставить, а младшая девочка спрашивает: "А что такое мультфильмы?" Уже по этому можно судить - секта самая настоящая. Почему священноначалие Владимирской епархии это допустило, я не понимаю.

- Что Вы ожидаете от патриаршей комиссии по расследованию ситуации вокруг приюта?

- Пресс-служба патриархии заявила, что некоторые факты письма уже подтвердились.

Церковь в очень короткий срок развилась, и, естественно, она имеет множество проблем. Чтобы их решить, нужно время. Теперь, после количественного делания, надо порядок наводить, в том числе обратить внимание и на внутрицерковную дисциплину - на все эти расколы типа "диомидовщины" и того, что происходит сейчас в Боголюбове. Это один из разделов "диомидовщины", ответвлений, у них есть свои "прибамбасы", но идея та же. Думаю, постепенно все это будет налажено. И среди апостолов был Иуда - что ж Вы хотите! Земная Церковь - Церковь воинствующая, и зло в нее проникает.

- Не может ли этот случай скомпрометировать идею православных приютов в целом?

- Я знаю десятки приютов при храмах и монастырях, где все нормально, где детей возят за границу, дают блестящее образование, кормят, поят, на руках носят, летом вывозят на море. Сама идея никак не дискредитируется тем, что в семье не без урода. Лучше приют при храме с какими-то недостатками, чем дети, живущие на улице.

А то, что происходит в Боголюбово, это ни в какие ворота, это уму непостижимо. Как такое может быть, тем более в Церкви Православной!

Интерфакс-Религия

The New Times: Право на «инакость». Геи судятся с мэром Лужковым

“По законам цивилизованного мира Юрий Лужков давно бы сидел в тюрьме за ярко выраженную гомофобию”

Право на особость. В Тверском суде Москвы начинается рассмотрение по существу иска поборников равноправия сексуальных меньшинств к мэру Москвы Юрию Лужкову о защите чести и достоинства. Обстоятельства дела выяснял The New Times.

Лидер истцов — организатор московского гей-парада Николай Алексеев, редактор сайта GayRussia.ru. Основание для иска — фраза из телеинтервью мэра: «наше общество обладает здоровой моралью и не принимает всех этих гомиков». Заявители требуют от Юрия Лужкова символической компенсации морального вреда в размере одной копейки.

Дело, однако, имеет вовсе не символическое значение. Начать с того, что оскорбительную тираду мэр не ляпнул мимоходом на закрытом заседании московского правительства, а выдал 2 июня 2009 года в прямом эфире передачи «Лицом к городу» на канале ТВ Центр. И не похоже, что слова эти вырвались у мэра вдруг. Расчет понятный — как показывают опросы, гомофобские высказывания только добавляют российским политикам популярности.

Народное единство

Противостояние организаторам гей-парада стало для мэрии вопросом престижа. «Столичное правительство не допустит проведения гей-парада ни в какой форме: ни в открытой, ни в завуалированной, а все попытки организовать несанкционированную акцию будут жестко пресекаться», — заявил пресс-секретарь мэрии Сергей Цой.

Лужкова понять можно. Допустить гей-парад — значит перекрыть улицу в центре города, выставить несколько тысяч милиционеров и отогнать несколько тысяч скинхедов, чтобы пропустить по улице шествие из нескольких десятков геев и лесбиянок с плакатами. Новых поклонников столичные власти в результате не приобретут, народ в массе своей будет недоволен. И власти находят предлог для формального отказа — «невозможность обеспечить безопасность мероприятия». Но если подумать, то предлог не такой уж формальный. Даже со всей многотысячной московской милицией защитить демонстрантов от гомофобов непросто, потому что милиционеры в большинстве своем сами гомофобы. Между тем для российских сексуальных меньшинств вынесение своих проблем в публичное пространство — единственный действенный способ борьбы против дискриминации.

Процесс впустую

Московский суд геи, скорее всего, тоже проиграют. На первое заседание 9 сентября градоначальник вовсе не явился. А секс-меньшинства всегда суды проигрывают. Хотя бы дело шло о прямо погромных высказываниях. К примеру, 16 мая 2008 года губернатор Тамбовской области Олег Бетин в интервью «Комсомольской правде» заявил: «Толерантность?! К черту! Гомиков надо рвать. И по ветру бросать их куски!» Так в газете и напечатали. Активисты GayRussia.ru написали заявление в прокуратуру, но в возбуждении уголовного дела было отказано. Они попытались искать свои права в суде, но приглашенные эксперты не нашли в словах Бетина ничего оскорбительного и указали, что «гомосексуалисты не являются социальной группой».

В случае неудачи в Москве гомосексуалисты планируют обратиться в Европейский суд по правам человека, который их, вероятно, поддержит. Вопрос в том, чего в результате добьются секс-меньшинства. Международного порицания для московского градоначальника? Юрия Лужкова мэры европейских столиц и так уже не раз осуждали за запрет гей-парада, а ему как с гуся вода.

Что уж говорить о параде, когда министр московского правительства, префект Северного административного округа Олег Митволь прямо требует повсеместного закрытия безобидных гей-клубов. «Думаю, такого рода клубы, по аналогии с игорными заведениями, способствующие моральному разложению граждан и являющиеся источниками беспорядков, должны быть закрыты», — заявил новоназначенный префект. И от слов перешел к делу: буквально на днях он добился расторжения договора аренды с клубом «Душа и тело».

Господин Митволь отнюдь не фанатик, а опытный популист, отлично чувствующий настроение большинства и умело ему потакающий. Снятие вывески с «Антисоветской» шашлычной и разосланные во все аптеки округа письма с указанием снизить цены на лекарства на 15% — лишь несколько из многих примеров.

Непарадная проблема

Некоторые гей-активисты, например, врач-невролог, руководитель благотворительного фонда «Радуга» Руслан Зуев, считают, что достаточно заниматься воспитанием толерантности. Но одним воспитанием явно не обойтись, «нетолерантность» оборачивается нарушением гражданских прав представителей сексуальных меньшинств. Летом 2009 года Московская Хельсинкская группа опубликовала доклад «О положении лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров в Российской Федерации». Получилась довольно пухлая брошюра под сотню страниц, где многочисленные случаи дискриминации российских граждан нетрадиционной сексуальной ориентации сгруппированы в семь разрядов: от «посягательства на жизнь, насилие и другое унижающее человеческое достоинство обращение» до «диффамации и стигматизации в СМИ». «В малых российских городах разглашение сексуальной ориентации человека чаще всего заканчивается увольнением с работы», — констатируется в докладе. В больших, добавим, нередко тоже.

Гомофобия — один из видов ксенофобии, ненависти к чужаку. Широкое распространение подобных предрассудков — симптом неразвитости общества, неспособного вместить «инаковость». В средневековой Европе «содомия» каралась сожжением на костре. И только в наши дни толерантность достигла такой степени, что нескрываемая гомосексуальность совершенно не мешает человеку занимать высокие должности. Примеры тому — мэр Берлина Клаус Воверайт и Парижа — Бертран Деланоэ.

Законодательство цивилизованных стран, как подчеркивает профессор-криминолог Яков Гилинский, выделяет как особо опасную группу преступления на почве ненависти (hate crimes) религиозной, расовой, социальной... и сексуальной. В российском законодательстве также есть такое понятие, но в отличие от европейских кодексов отечественный список не включает гомофобию. «А по законам цивилизованного мира, — уверен Гилинский, — Юрий Лужков давно бы сидел в тюрьме за явно выраженную гомофобию».

Антон Никитин, The New Times

История и эволюция движения за Права Животных

Доктор философии Вилл Таттл (Dr. Will Tuttle), одна из ключевых фигур современного движения за права животных, автор книги The World Peace Diet, поделился с участниками Конференции за Права Животных "Animal Rights 2009" своими исследованиями в области истории и эволюции мирового движения за Права Животных.

Ниже следует изложение его речи:

«Добрый вечер дорогие друзья активисты. Для меня большая честь иметь возможность поделиться с Вами моим пониманием истории и эволюции движения за Права Животных на конференции, призванной чествовать и пропагандировать эти Права.

Нас всех в этом зале объединяет нечто общее.  Нас всех беспокоят страдания животных, причиняемые им человеком, и мы все работаем в направлении устранения этих страданий. Но кроме этого мы все подвергаем глубокому сомнению официальную концепцию культуры, внутри которой каждый из нас был рожден.   Это глубокое сомнение и является коренным моментом нашего движения.  Согласно официальной концепции животные помещены на Землю для того, чтобы люди могли их использовать в своих интересах, и что жестокость, как часть процесса их использования, является вполне приемлемой.

Когда мы бросаем вызов этой официальной точке зрения, мы также подвергаем сомнению структуру власти и мировоззрение этой культуры, а также общепринятую интерпретацию нашей культурой своей собственной истории.  Нам всем известны многочисленные примеры ложных официальных концепций, которые имеют место в настоящее время или имели в прошлом.  Как например: «Если не употреблять мяса, молока и яиц,  человек умрет от белкового дефицита». «Если вода не обогащается фтором, то зубы будут повреждены кариесом», «У животных нет души». «Внешняя политика США нацелена на установление свободы и демократии по всему миру».  »Чтобы быть здоровым надо принимать лекарства и подвергаться прививкам».  И так далее… Корнем движения за права животных является подвержение сомнению официальной концепции на самом ее глубоком уровне.  Поэтому  движение за права животных является серьезной угрозой существующей структуре власти.  По сути, движение за права животных сводится к веганскому образу жизни, сокращающему нашу жестокость по отношению к животным до минимума.  И  мы можем отследить корни нашего движения,  уходящие далеко в историю нашего общества.

Согласно антропологам, около 8-10 тысяч лет назад в районе, где сейчас расположено государство Ирак, люди начали практиковать скотоводство – владение и заточение животных для употребления в пищу – сперва это были козы и овцы, а где-то 2-мя тысячами лет позже к ним добавились коровы и другие животные.

Я считаю, что это быа последняя важнейшая революция в истории нашей культуры, коренным образом изменившая наше общество и нас, людей, рожденных в этой культуре.

Впервые животные стали рассматриваться относительно их товарной пригодности, вместо того, чтобы восприниматься как независимые, полные тайн, наделенные собственным достоинством соседи по Планете.

Эта революция изменила ориентацию ценностей в культуре, выделилась богатая элита, владеющая скотом, как признаком ее состояния.   Произошли первые крупные войны.  И само слово «война», на старом Санскрите “gavyaa», буквально означало:»желание закватить больше скота». Слово капитализм в свою очередь произошло от латинского “capita”- «голова», применительно «голова скота»,  и с развитием общества, вовлеченного в военную деятельность,  измеряло богатство элиты, владеющей головами: животными и людьми, захваченными на войне.  Статус женщины систематически снижался,  и в исторический период, имевший место около 3 тысяч лет назад, их стали покупать и продавать как товар. Статус диких животных был снижен до статуса вредителей, так как они могли представлять угрозу «капиталу» скотовладельцев. Наука начала развиваться в направлении поиска методов покорения и подавления животных и природы.  В то же самое время получил развитие престиж мужского пола, как «мачо»: укротителя и владельца скота, сильного, не задумывающегося о своих поступках, и способного на крайнюю жестокость по отношению к животным и к соперникам-скотовладельцам.  Эта агрессивная культура воинственно распространилась к востоку от Среднедиземноморья, а затем в Европу и в Америку. Она до сих пор распространяется.  Мы рождены именно в этой культуре, которая основана на тех же принципах и практикует их каждый день.

Исторический период, начавшийся где-то 2500 лет назад, оставил для нас свидетельства первых выступлений заметных общественных деятелей в пользу сострадания к животным и в пользу того, что в наши дни мы бы называли веганизмом.  В Индии два современника: Махавир, признанный учитель традиций Джейн (Jain), и Шакямуни Будда (Shakyamuni Buddha), кого мы знаем из истории как Будда, оба проповедовали в пользу вегетарианской диеты и требовали от своих учеников отказа от владения какими-либо животными, от нанесения вреда животным и от употребления их в пищу.  Обе традиции, традиция Джейн в частности,  заявляют, что они получили начало ранее чем 2500 лет назад, и что практикование образа жизни без насилия последователями религии уходит в историю далеко раньше чем 2500 лет назад.

Это были первые борцы за права животных, о которых мы можем с точностью узнать сегодня. Основой их активизма было учение и понимание АХИМСЫ.  Ахимса - это доктрина ненасилия и принятие идеи, что насилие над другими чувствующими существами является не только неэтичным и приносит им страдания, но также неизбежно приносит страдание и бремя тому, кто является источником насилия, а также и самому обществу.  Интересен факт, что обе эти традиции, являющиеся одними из главных духовных традиций, фокусируют свое внимание не столько на велфере животных, сколько на том, что мы бы назвали права животных «animal rights» и освобождение животных «animal liberation».  Ахимса является основой веганизма, стремления сводить жестокость по отношению к чувствующим существам к минимуму путем полного невмешательства в жизнь животных, или минимального вмешательства, и предоставление животным суверенитета и права на собственную жизнь в природе.

Очень важно понять, что владение животными для употребления их  в пищу, является завуалированным ядром, определяющим нашу культуру, и что каждый из нас был или до сих пор подвержен менталитету, диктуемому гастрономическими традициями нашего общества: менталитету доминирования, исключения более слабых из круга сочуствия, снижения значимости других существ, элитизма.  Духовные пророки Индии, с их проповедованием Ахимсы, отвергали и бойкотировали жестокое ядро нашей культуры уже 2500 лет назад, и были самыми первыми веганами, о которых до нас дошли знания. Они сознательно пытались сократить жестокость по отношению к животным, и передать этот подход другим.  Этот могущественный период нашей культурной эволюции, названный Карлом Яспером Осевое Время «Axial Age», свидетельствовал об одновременном или близком по времени появлении таких этических гигантов как Пифагор,  Гераклит и Сократ в Средиземноморье, Зороастра в Персии, Лао Цзы и Чанг Цзы в Китае, пророка Исайи и других пророков на Ближнем Востоке.  Все они подчеркивали важность сострадания к животным, отказа от принесения животных в жертву, и учили, что жестокость по отношению к животным возвращается бумерангом к самим людям.  Что посеешь, то и пожнешь.  Эти идеи распространялись духовными учителями и философами на протяжении столетий,  и к началу Христианской эры Буддистские монахи уже основали духовные центры на Западе дойдя до Англии, в Китае и в Африке, неся с собой принципы ахимсы и веганизма. Вилл Татл поясняет, что в ситуации с древними философами он использует слово «веганизм» а не «вегетарианство» в силу того, что мотивация тех учений соответствовала мотивации веганизма – сведения жестокости к чувствующим существам до минимума.

Со всеми пересекающими друг друга идеями древнего мира, не удивительно, что многие древние летописцы считали, что Иисус Христос и его ученики воздерживались от употребления животной плоти, и до нас дошли документы, что первые Христианские отцы были вегетарианцами и вполне возможно веганами.  Несколькими столетиями позже, когда Христианство стало официальной религией Римской Империи, во времена императора Константина, философия и практика сострадания к животным были жестоко подавлены, и тех, кого подозревали в отказе от мяса, римские воины жестоко пытали и убивали. Практика наказания за сострадание продолжалась несколько столетий и после падения Рима.  В средние века в Европе католики-вегетарианцы, такие как Катары и Богомилы подвергались подавлению и в конечном счете были полностью истреблены церковью.

Кроме вышеназванных, во времена древнего мира и средневековья существовали еще и другие течения и отдельные личности, пропагандирующие философию ненасилия по отношению к животным: в неоплатонических, герметических, суфистских, иудаистских и христианских религиозных школах.

Во времена Ренессанса и эпохи Возрождения могущество церкви снизилось, и как результат начала развиваться современная наука, но к сожалению это не принесло улучшения судьбе животных, а наоборот дало начало еще более жестокой их эксплуатации ради экспериментов, развлечений, производства предметов одежды  и конечно еды.  В то время как до этого существовал какой-то канон уважения к животным как творениям Бога, то во времена доминирующего материализма их существование рассматривалось только в качестве товаров и ресурсов в механизме развивающегося индустриализма и в условиях ускоренного роста всеядной популяции человека.  Это продолжается и по сей день и представляет угрозу для всех животных, а также для природы  и самого человечества в силу масштабных разрушений и истребления природы и животного мира.

Пересекающиеся философские течения из разных частей света всегда помогали подвергать сомнению официальную концепцию нашей культуры, и в  19 – 20 веках этому свидетельствовало бурное возрождение вегетарианства и идей защиты животных. Вдохновлением чему в большой степени послужили заново открытые учения, пришедшие с Востока в Европу и в Северную Америку.  Переводы древних Буддистских и Джейновских священных сутр, упанишад и вед, тао те чингов и других Индийских и Китайских текстов, а также обнаружение народностей, процветающих на растительной диете, побудили многих на Западе подвергнуть сомнению принятые в их обществе нормы, основанные на жестокости по отношению к животным.  Слово «вегетарианец» было сформировано в 1980 году вместо старого «Пифагорианец».  Экспериментирование и пропаганда вегетарианства увлекла многих влиятельных авторов, таких как: Шелли, Байрон, Бернард Шоу, Шиллер, Шопенгауэр, Эмерсон, Луиза Мэй Алкот, Уолтер Бесант, Елена Блаватская, Лев Толстой, Ганди и других.  Образовалось и христианское течение, в которое входили несколько глав церквей, таких как: Уильям Каухерд в Англии и его протеже в Америке Уильям Меткалф, который проповедовал сострадание к животным. Эллен Уайт, принадлежащая ветви Адвентисты Седьмого Дня и Чарльз и Мертл Филмор из Христианской Школы Единства (Unity School of Christianity) проповедовали веганство за 40 лет до того, как было сформировано слово «веган».  Им помогала новаторская работа предшествующих им распространителей вегетарианства как Сильвестр Грэм (Graham) – пресбетарианский священник создатель «graham crackers» хлебцев;  Чарлз Уильям Поуст (Post) – основатель фирмы Post, выпускающей зерновые мюсли-сериалы и Келлогг (Kellogg) – основатель зерновых мюсли-сериалов Kellogg.  Их усилиями была развита идея о полезности питания на растительной основе, а также было привлечено внимание к жестокости, вовлеченной в употребление животных продуктов.   Образовались первые общественные организации по защите животных таких как RSPCA, ASPCA, Humane Society.

В 1944 году в Англии Дональд Уатсон укрепил фундамент современного движения за права животных.  Он сформулировал термин «веган» и основал Веганское Общество в Лондоне,  бросив прямой вызов официальной версии нашей культуры и его ядру. Доналд Уатсон определил веганизм как «философию и способ жизни, исключающий на сколько это возможно с практической точки зрения все формы эксплуатации и проявления жестокости по отношению к животным ради употребления их в пищу, изготовления из них одежды и для любых других целей»..  Таким образом было рождено веганское движение как манифестация древней и вечной истины Ахимсы, и которое является сердцем движения за права животных.

После этого прошли десятилетия,  было выпущено много книг, опубликовано множество исследований, основаны многочисленные организации и периодические издания, был создан ряд документальных фильмов и сайтов – все в едином усилии человечества сократить жестокость по отношению к животным. В результате всех вышеназванный усилий веганизм и права живоных все больше выходят на центральный план, и движение набирает момент не смотря на гигантское сопротивление всех институтов нашего общества,  на враждебность со стороны наших культурных традиций и на многие другие сложности, вовлеченные в этот процесс. Становится все более очевидным, что наша жестокость по отношению к животным является прямой движущей силой  разрушения окружающей среды, наших физических и психологических болезней,  войн,  голода, неравенства и социальной жестокости,  не говоря уже о том, что эта жестокость не имеет никакого этического оправдания.  Группы и отдельные личности объединяются, чтобы распространять идеи защиты прав животных в различных комбинациях  сфер защиты, в зависимости от того, к чему они более склонны, образуя  таким образом ряд соревнующихся между собой направлений.

Кроме этого выявилась определенная тенденция, особенно среди крупных организаций, проводить кампании совместно с индустриями, эксплуатирующими животных, с целью попытки оказания влияния на эти индустрии и склонения их в сторону сокращения жестокости при производстве их продукции.  Эти кампании может быть и приносят финансовый успех этим зоозащитным организациям, увеличивая приток пожертвований в результате объявления одной «победы» за другой в пользу порабощенных животных, но по иронии, их проведение связано с огромным риском для движения за права животных и для веганизма. По многим причинам.  Одной из них является огромная власть, которой обладает индустрия, способная обернуть кажусиеся победы для животных в свои собственные победы.  Это выбивает почву из под ног движения за освобождение животных, когда мы начинаем обсуждать какой вид забоя является более гуманным.  Потребитель скорее всего будет употреблять больше животных продуктов, если его убеждают, что они являются гуманными.  В результате таких кампаний статус животных как чьей-то собственности еще больше укрепляется.  И как движение мы вместо того, чтобы направлять людей в сторону веганизма, направляем их голосовать на выборах и кошельком в магазинах за жестокость по отношению к животным, маркированную как гуманность.  Это привело к теперешнему состоянию нашего движения,  движения, во многом использованом и подорванном индустриями жестокости.  Это естественно, принимая во внимание ту власть, которой обладает индустрия, и нашу разобщенность в выборе путей, как скорее освободить животных от жестокости человечества.

Жестокости,  которой животные подвергаются в результате прикрепленного к ним статуса  собственности.

Мы живем в обществе, ядром которого является принцип полного доминирования над животными, и каждый из нас получил это внушение уже с рождения.  Когда мы подвергаем этот принцип сомнению, мы приобщаемся к древнему, пронесенному через столетия, усилию освободить животных, и это суть Ахимсы и веганизма.  Веганское движение (что является более активным синонимом движению за права животных) – это движение за полную трансформацию общества, и в этом его отличие от любого другого социально-освободительного движения.

Общепринятая, рутинная жестокость по отношению к животным ради использования их в пищу, коррумпирует и подрывает нашу исконную мудрость и чувство сострадания, создает условия, в которых открываются пути для других проявлений жестокости к животным, наряду с проявлением доминирующего поведения по отношению к другим людям.  Веганское движение является радикальным в смысле того, что оно направлено в сторону самих корней наших основных проблем, нашей жестокости.  Оно требует от нас, тех, кто выступает за веганизм и за права животных, чтобы мы очистили наше сознание от жестокости и от чувства эксклюзивновности, вложенных в нас нашим обществом.   На что обращали внимание древние учителя, первопрооходцы движения за права животных.  Мы можем эксплуатировать животных, если только мы исключим их из круга нашего сочувствия, и поэтому веганизм в корне противостоит эксклюзивности.  Более того, как веганы мы призваны практиковать включение в круг нашего сочувствия не только животных, но и людей. Веганское движение требует от нас самих стать теми переменами, которые мы хотим видеть вокруг, и относиться ко всем существам, включая наших оппонентов, с уважением.  Это является принципом веганизма и Ахимсы, как она понималась и передавалась из поколения в поколение на протяжении истории.

И в заключении.  Мы живем во время гигантского и углубляющегося кризиса, который дает нам небывалые до этого возможности.  Старое прикрытие все больше и больше cрывается в результате многостороннего кризиса нашего общества.  Все больше и больше людей осознают, что единственный реальный путь для выживания человечества – это переход на веганство.  Вместо того чтобы вести переговоры с индустриями, основанными на жестокости, мы можем обратиться к мудрости тех, кто проложил путь до нас.  Наша сила состоит в способности  сократить спрос на животные продукты путем образования людей и направления их в сторону исключения этих продуктов из употребления.  К счастью мы являемся свидетелями роста и умножения организаций и групп активистов как в своей стране так и по всему миру, пропагандирующих идею веганизма и веганского образа жизни, а также увеличивается колличество религиозных и духовных групп, проводящих ту же идею сострадания.

Это даст возможность продвижению вперед.  Идея Ахимсы и веганизма чрезвычайно могущественны в силу того, что они резонируют с нашей истинной сутью, составляющей желание любить,  творить, чувствовать и сострадать.  Дональд Уатсон и другие начинатели посеяли семена в самую глубь отживающей свое время официальной концепции, которая опутывает и сковывает наше общество и разрушает жизнь на Планете. Если каждый из нас будет поливать эти посеянные семена, а также сажать свои, то вырастет целый сад сострадания, который неизбежно разрушит цепи жестокости и рабства, заложенные в нас.  Люди поймут, что подобно тому как мы поработили животных, мы поработили нас самих.

Веганская революция – революция прав животных – зародилась много веков назад.  Мы вступаем в финальную стадию ее осуществления, это революция доброжелательства, радости, творческого торжества, и она нуждается в каждом из нас! Поэтому присоединяйтесь к этой благородной древней миссии, и вместе мы трансформируем наше общество.  Освободив животных, мы освободим нас самих, и дадим возможность Земле залечить свои раны ради наших детей и детей всех живущих на ней существ.

Тяга к будующему сильнее чем притяжение прошлого.  Будущее будет веганским! Да здравствует свобода всех существ. Спасибо.»

Речь была прочитана на конференции Animal Rights 2009 в Лос Анжелесе 21 июля 2009. Animal Rights Conference 2009. Speech by Dr. Will Tuttle

Новости либерально-религиозного блога ЖЖ Елены Преображенской

Блог наших рассылок на сайте "Каруна: путь сострадание и любви"

Ведущая рассылки Елена Преображенская

До следующих виртуальных встреч!

Будьте успешны и счастливы!


В избранное