Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Обзор избранных новостей социально-нравственной проблематики.


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 76/2009-10-11

Дорогие друзья!

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию целых семь сообщений на различные темы, и три из них будут посвящены публикациям по поводу скандала вокруг Боголюбского монастыря Владимирской области, о чём уже тема была начата предшествующими выпусками.

В Москве прошел пикет ‘Amnesty International’ с участием квакеров против смертной казни в Беларуси

Ведущие члены Российского общества Друзей (квакеров) приняли участие в пикете ‘Amnesty International’ против смертной казни, прошедшем 8 октября напротив посольства Республики Беларусь в Москве.

«Мы, квакеры, традиционно выступаем против смертной казни, и приветствуем инициативы всех религиозных общин, направленные на ее отмену», - сказал главный редактор российского квакерского портала Quakers.ru Сергей Грушко. В пикете, символически изображавшем жертв повешения с черными повязками на глазах, приняли участие и другие представители этой традиционной религии, которые верят, что «внутри каждого человека есть искра Божественного света, а между людьми должен царить дух любви и взаимопонимания».

Влиятельная правозащитная организация в преддверии Европейского дня за отмену смертной казни провела акции напротив зданий дипломатических представительств Республики Беларусь в Москве, Киеве и Кишиневе. Беларусь остается единственной среди европейских стран, а также среди государств, образовавшихся после распада Советского Союза, где сохраняется смертная казнь.

Высшая мера наказания в Беларуси окружена завесой секретности. Смертную казнь приводят в исполнение выстрелом в затылок, и порой, на исполнение приговора требуется больше одной пули. Тело не передают родственникам, которых зачастую ставят в известность постфактум, при этом место захоронения сохраняют в тайне, что причиняет семье ещё большее горе”, говорится в пресс-релизе, распространенном Российским ресурсным центром ‘Amnesty International’ в Москве.

«Смертная казнь — предельная форма лишения человека его прав. Она представляет собой преднамеренное и хладнокровное лишение жизни человека государством. Это жестокое, бесчеловечное и унижающее достоинство наказание применяется во имя справедливости»,
- сказал руководитель центра Сергей Никитин.

Представители ‘Amnesty International’ передали властям Беларуси петицию, в которой призвали немедленно ввести мораторий на вынесение смертных приговоров и исполнение смертных казней, а также заменить уже вынесенные смертные приговоры длительным тюремным заключением. По оценкам ‘Amnesty International’, с момента обретения Беларусью независимости в 1991 году в стране были казнены не менее 400 человек.

Между тем в Японии, где с приходом к власти нового кабинета министров призывы к отмене смертной казни приобрели государственную поддержку, вспоминают о периодах в современной истории страны, когда смертные приговоры не исполнялись благодаря приходу во власть лиц, неукоснительно следующих религиозным принципам. В соответствии с уголовным законодательством страны смертный приговор должен утверждаться министром юстиции в течение шести месяцев после завершения судебного процесса. Однако с ноября 1989 года в течение трех лет и четырех месяцев в стране не было смертных казней, так как занимавший пост министра юстиции с 1990 по 1991 год буддийский монах Мегуму Сато (Megumu Sato) отказался подписывать ордера на казнь, ссылаясь на требования веры.

В октябре 2005 года вступивший на пост министра юстиции Сэйкен Сигиура (Seiken Sugiura) открыто заявил, что не станет подписывать ордера на казнь, так как это противоречит его религиозным и философским убеждениям. Хотя через час он отозвал это заявление, поскольку оно противоречило исполнению предписанных законом обязанностей министра, Сэйкен Сигиура в течение почти годового пребывания в должности не подписал ни одного постановления об исполнении смертного приговора.

Назначенная в новом правительстве министром юстиции Кейко Чиба (Keiko Chiba), являясь последовательным противником такой высшей меры наказания, входила в состав внепартийной Парламентской лиги за отмену смертной казни. В своей инаугурационной речи на заседании кабинета министров 23 сентября Кейко Чиба подчеркнула, что по ее "личным ощущениям было бы правильно" предпринять шаги к мораторию на смертные приговоры или полной отмене смертной казни. По сведениям Kyodo News, в поддержку этих мер в новом правительстве Японии выступят лидер Новой народной партии Шидзука Камэй (Shizuka Kamei), глава лиги против смертной казни, и лидер Социал-демократической партии Мидзухо Фукушима (Mizuho Fukushima).

В России смертные приговоры не приводятся в исполнение уже 13 лет – с сентября 1996 года, но документа, который бы окончательно запрещал казни, пока не существует. Многие законодатели придерживаются популистских убеждений, в соответствии с которыми смертная казнь является “традиционной” мерой, эффективно применявшейся во времена господствующего атеизма. Однако их активность, нацеленная на возрождение смертной казни в 2010 году, требует ясного ответа на вопрос о том, из какой категории лиц следует набирать новые «расстрельные команды». В наши дни невозможно ссылаться на требования классовой борьбы или необходимость казнить за взятки и растрату казенных средств, как это происходит в современном Китае.

Можно надеяться, кстати, что дискуссии, возникшие в Японии и России, окажут должное воздействие на позиции властей материкового Китая, который занимает лидирующее положение в мире по числу смертных приговоров и казней.

http://wangpa.livejournal.com/

4 октября прошёл Всемирный день животных

Решение отмечать Всемирный день животных (World Animal Day) было принято на Международном конгрессе сторонников движения в защиту природы, проходившем в итальянской Флоренции в 1931 году.

Дата 4 октября была выбрана по той причине, что этот день известен как день памяти о католическом святом Франциске Ассизском (Feast Day of St Francis of Assisi, 1181/1182 — 4 октября 1226), который считается покровителем животных и экологов. Церкви многих стран проводят службы, посвященные Всемирному дню животных, либо 4 октября, либо в день, близкий к этой дате.

Общества защиты животных многих стран мира заявили о своей готовности ежегодно организовывать разнообразные массовые мероприятия. В России эта дата отмечается с 2000 года по инициативе Международного фонда защиты животных. День животных установлен с целью повышения осознания общественностью необходимости защиты окружающей среды, повышения активности в защите животных, передает Calend.ru

Во многих западноевропейских странах считается, что домашние животные — это часть семьи, и они имеют такие же права, как и другие ее члены. Россия прочно удерживает второе после США место в мире по численности домашних животных. В каждой третьей российской семье живут «братья меньшие».

В 2008 году мероприятия, посвященные Всемирному дню животных, прошли в 66 странах мира.

Экологи против коммерциализации религиозных обрядов выпускания животных на волю

Священное место Бодхгая (Индия). Продавец несет к ступе Просветления пойманных им птиц и рыб в надежде продать их паломникам, которые во множестве съезжаются сюда в зимние месяцы для совершения простираний и выполнения других практик. В Индии ловля животных для продажи паломникам вряд ли носит массовый характер, однако для бедного населения штата Бихар это, без сомнения, один из способов заработать на жизнь. Тибетские монахи, как правило, отговаривают покупать у них рыб и птиц, чтобы не поощрять этот промысел.

Широко практикующийся в среде буддистов и даосов обряд выпускания на волю обитателей дикой природы, известный как «милостивое освобождение», в силу коммерциализации приносит живым существам большой ущерб и должен быть пересмотрен, заявила на пресс-конференции 2 октября экологическая организация «Тайванское общество защиты окружающей среды и животных» (Environment and Animal Society Taiwan).

Эта религиозная практика не занимает много времени: птиц и животных в клетках приносят в определенное место и выпускают на волю, полагая, что это способствует созданию хорошей кармы и приносит удачу. Но на самом деле, отметил директор EAST Чэнь Юй-минь, такая практика, как показало проведенное его организацией исследование, приносит не меньше вреда, чем пользы.

«Так называемое «милостивое освобождение» стало более походить на коммерцию, поскольку религиозные группы закупают обитателей дикой природы ― это обычно птицы, рыбы и черепахи ― в зоомагазинах. Чтобы быть уверенными, что всегда смогут удовлетворить спрос, зоомагазины нередко производят отлов обитателей дикой природы для продажи этим группам», ― пояснил он. «В чем же тогда цель «милостивого освобождения», если оно означает, что сначала кто-то должен произвести отлов этих обитателей природы, чтобы затем их снова освободили?», ― поставил вопрос Чэнь.

В фильме, подготовленном EAST, владелец одного из зоомагазинов отмечает, что из-за организованного отлова птиц для продажи на Тайване распространяются привозные виды. «Некоторые коренные виды оказались под угрозой исчезновения», ― констатировал Чэнь.

Помимо нанесения ущерба экосистеме острова, как показали результаты исследования, из числа выпущенных птиц от 0,75% до 5% не в состоянии взлететь, так как слишком напуганы, и многие просто гибнут. Среди 1800 птиц, одновременно выпущенных на волю в ходе обряда «освобождения», сотрудники EAST зафиксировали более ста оставшихся на земле, причем многие из них оказались ранеными или больными. Доставившие этих птиц работники зоомагазинов подобрали их и «переработали» как мусор.

В последней части видеофильма, пишет Taipei Times, члены буддийской общины отпускают в начале 2009 года тысячи рыб разных видов в водохранилище Лиютан (Liyutan) в уезде Мяоли (Miaoli). Среди выпущенных рыб попадались зимородки и мертвые особи. Выпуск рыбы в водохранилище запрещен ― может загрязнить питьевую воду, пояснил Чэнь, добавив, что зимородки, которых называют «убийца рыб», так как они питаются живой рыбой, представляют угрозу водной экосистеме.

Ежегодно, по данным EAST, религиозные общины Тайваня проводят в среднем 750 таких «милостивых освобождений», превратившихся в прибыльный бизнес, который приносит около 200 млн новых тайваньских долларов (6 млн. долларов США).

Среди прочих религиозных групп особо выделяется организация «Фонд жизни» (Life Foundation), возглавляемая буддийским наставником Ши хай-тао, которая в 2008 году провела 89 обрядов выпускания на волю на Тайване и еще 35 в Китае, США, Канаде, Индонезии, Сингапуре, Непале и Индии. В начале 2009 года эта буддийская организация выпустила с рыболовного причала в Синьчжу (Hsinchu) 500 тысяч мальков, закупленных на рыборазводных фермах в южной части Тайваня.

«Такое массовое выпускание рыбы без предварительной оценки последствий может вылиться только в необратимое экологическое бедствие», ― отмечает профессор департамента аквакультуры Государственного университета исследований океана (National Taiwan Ocean University) Гуо Цзин-чживань. По его словам, генные пулы даже у одного и того же вида рыб могут различаться в силу отличий в окружающей среде и генеалогии. «Когда с рыбами природных вод смешиваются рыбы, выросшие на фермах, это может привести к обеднению генного пула природных рыб», ― отметил он.

Поскольку «милостивые освобождения» нельзя запретить законом, председатель EAST У Хун призвал правительство наказывать те зоомагазины, которые занимаются отловом обитателей дикой природы или продажей привозных видов для выпускания на волю, применяя существующие законы по защите животного мира.

Валерий Никольский Сохраним Тибет!

Филипп Киркоров заинтересовался буддизмом

Филипп Киркоров сыграет тибетского монаха Далай-ламы

Звезда российской поп-сцены Филипп Киркоров сыграет тибетского монаха, послушника Далай-ламы, во второй части картины «Любовь в большом городе», признался певец в интервью украинской газете «Сегодня».

По словам артиста, персонаж, которого ему предстоит воплотить во второй части картины, тоже будет обладать способностью «творить чудеса». Напомним, что в первой части фильма «Любовь в большом городе» Филипп Киркоров сыграл чудотворца Святого Валентина.

По-видимому, идея представить себя в образе тибетского буддийского монаха принадлежит самому певцу, который до сих пор находится под большим впечатлением от своей встречи с духовным лидеров буддистом Его Святейшеством Далай-ламой.

«В 2004 году, когда у меня начались проблемы в жизни, был переломный момент, мне очень нужен был совет гуру, ― вспоминает Киркоров, ― и никто мне его дать не мог, даже друзья».

По признанию певца, он упомянул о своем желании встретиться с Далай-ламой в разговоре с президентом Калмыкии Кирсаном Илюмжиновым, который является его давним поклонником. Аудиенции ему пришлось «ждать три года». Она состоялась в ноябре 2007 года, когда, по инициативе Верховного ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, российские буддисты проводили молебен (пуджу) о долгой жизни Его Святейшества Далай-ламы в его индийской резиденции в Дхарамсале.

На вопрос, помогла ли ему встреча с Далай-ламой, певец ответил, что «получил философское подтверждение тому, что в жизни хорошо, а что ― плохо, и как надо держать себя в руках, чтобы не сбиться с пути, когда являешься трубадуром каких-то чувств, например, любви, и как важно продолжать нести добро».

Певец говорит, что не рискнул бы исполнять роль монаха, не познакомившись с буддизмом, и допускает, что однажды может стать буддистом. Вероятно, его можно вновь ожидать в Дхарамсале в ноябре, когда Его Святейшество Далай-лама будет давать специальные учения для российских буддистов.

В ноябре 2007 года в дни Фестиваля буддийской культуры России и Монголии в Дхарамсале и молебна о долголетии Его Святейшества Далай-ламы от имени российских и монгольских буддистов в резиденции духовного лидера тибетского буддизма побывал и Филипп Киркоров. "Я даже не знаю, как все мои мысли и ощущения описать словами, – отметил певец по возвращению из Индии. – Далай-лама – великий человек, и я счастлив, что у меня была возможность познакомиться с ним".

Сохраним Тиббет!

К публикации прилагаются два видеоролика. На них певец рассказал, что думает о смысле жизни и интересуется буддийской философией. Он подчеркнул при этом, что не собирается менять религию, сославшись на то, что Далай-лама не призывает последователей других религий переходить в буддизм. Филипп выразил своё восхищение личностью Далай-ламы и его харизмой. Он поведал, что беседа с Далай-ламой сильно помогла ему в критический период. Кроме того, он рассказал, что Далай-лама посоветовал ему отказаться от питания пищей "Макдональдса" и пепси-колы для сохранения здоровья, и что он решил последовать этому совету, невзирая на силу старых привычек. В конце интервью Филип трогательно рассказал о любви к своему отцу.

Ролики я разместила в своём ЖЖ. Так же они доступны по ссылкам:

http://www.youtube.com/watch?v=HrfXz_1UO9E&feature=player_embedded

http://www.youtube.com/watch?v=VoltdatPxBE&feature=player_embedded

Эксперты: обращение с детьми в некоторых монастырях — повод для уголовного расследования

История Вали Перовой, девочки, сбежавшей из Свято-Боголюбовского монастыря (Владимирская область) и рассказавшей в письме патриарху о методах воспитания в нем, после публикации в «Новой» (см. № 105 от 23.09.2009) стала поводом для следственной проверки прокуратуры.

Собственно, именно этого добивались те взрослые, которые встали на защиту интересов ребенка. Лично меня крайне заинтересовало в этой истории не то, насколько она типична для РПЦ, а то, насколько защищены государством от произвола дети, живущие в монастырях. Если дети — граждане России, то законы государства действуют на всей его территории, монастыри — не исключение. Следовательно, в сухом остатке дело Вали Перовой, очевидно, приобретает уголовный характер.


Адвокат, руководитель общественного центра «Антипроизвол» Сергей Замошкин считает, что оценка действий взрослых, отвечавших за судьбу Вали, попадает под статью 156 УК РФ: «Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается, в частности, штрафом, исправительными работами, ограничением свободы».

Если не сами «воспитатели» из монастыря, то отдавшие им ребенка работники органов опеки и попечительства явно подпадают под состав этого преступления. Но это уголовное наказание тем, кто «недоглядел». А вот к тем, кто непосредственно «воспитывал» ремнем, лишением пищи и прочими ужасами гулаговской системы или соучаствовал в этом, должны применить статью 116 УК РФ: нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль. За это полагается арест на срок до трех месяцев. Если же причинение физических или психических страданий было систематическим и в отношении несовершеннолетнего, то это уже часть 2 статьи 117 УК РФ (истязание), что наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет! — уверен Сергей Замошкин.

Пойдет ли правосудие по этому пути? Подозреваю, что нет. И не потому, что с доказательной базой будут проблемы: следов истязаний на Вале не было, а отрезанные волосы и варикозное расширение вен, полученное из-за многочасовых молитвенных бдений, к делу не пришьешь, а потому, что скандал вовлекает значительно большее число действующих лиц, чем может показаться вначале.

Оказывается, признаки уголовной стилистики в монастыре были очевидны еще четыре года назад. В 2005 году прокуратура Владимирской области, проверив детские приюты при монастырях области, вынесла «Представление об устранении нарушения закона о защите прав сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Из него следовало, что организация жизни в приютах происходит с нарушениями Семейного и Гражданского кодексов и Федерального закона о свободе совести и религиозных объединениях. Больше всего нарушений выявили в Свято-Боголюбовском. У детей не было медицинских полисов, им не делали прививки, не оформляли пенсии и пособия. Тогда же всплыла и история с 11-летним мальчиком по фамилии Телегин, который жил в монастыре. Он попал по «скорой» в больницу с признаками тяжелого перитонита. Была сложная операция, ребенка удалось спасти. Однако при осмотре ребенка врачами были обнаружены следы побоев. Проводилось, предварительное следствие. Было ли возбуждено уголовное дело — неизвестно. Похоже, что нет. Вот если бы ребенок умер от побоев, да вдобавок на глазах прихожан, вот тогда…

Уже после побега Вали на телеканале «ТВ-6 Владимир» прошел сюжет, где было сообщено, что «на областном координационном совете по вопросам семьи и демографии была озвучена информация о том, что дети из приюта Боголюбовского монастыря не получают паспорта и медицинские полисы, а также лишены пенсий по потере кормильца и других государственных пособий… «Ничего страшного, — говорит архимандрит монастыря отец Петр, — мы дарим эти деньги государству».

Какие аргументы приводил отец Петр суздальской опеке и комиссии по делам несовершеннолетних, чтобы снизить их должностное рвение до преступно халатного, мне неизвестно. Вероятно, это были весомые аргументы, если опекунство на всех детей монастыря было оформлено уже после проверки на одну монахиню, причем по паспорту советского образца. А эта линия в деле беглянки — о должностных нарушениях — следствием рассматриваться будет?

Доследственная проверка прокуратурой Владимирской области проводится только по статье 127 УК «Незаконное лишение свободы». Следователь Гущин, который ведет проверку, сообщил, что факты «частично подтверждаются».

Факты насилия и истязаний проверяются суздальской милицией. Олег Зыков, член Общественной палаты, сообщил, что «к психологической экспертизе, которую проводили Вале специалисты центра, занимающегося помощью детям, пережившим насилие, милиционеры интереса не проявили. Я настоял, чтобы с ней ознакомились, но не уверен, что ее приобщат к делу».

Комментарий патриархии редакция пока не получила. Зато проверка, проведенная комиссией Владимирской епархии, пришла к выводу, что «девочка бежала в связи с особенностями характера и развития».

Наталья Чернова, репортаж "Новой газеты" от 5 октября "Когда же придет спаситель?"

Дети молились за Россию… в наказание

Что же происходит за монастырскими стенами и почему оттуда бегут дети?

Александр ОРЛОВ, Элина КАЧКАЕВА ("КП"-Москва") — 07.10.2009

Мы уже не раз писали об этом скандале... В августе из Свято-Боголюбовского женского монастыря во Владимирской области сбежали две девочки, воспитанницы местного православного приюта для несовершеннолетних. А в середине сентября одна из беглянок,16-летняя Валентина Перова, направила в прокуратуру, СМИ и Президенту РФ. В нем описаны перенесенные в монастыре обиды и унижения.

Сегодня во Владимирской области пройдет заседание комиссии, которую возглавляет член Общественной палаты Анатолий Кучерена. По его словам, "комиссия не будет подменять собой ни правоохранительные органы, ни церковные власти". "Главная наша цель - объективно разобраться в том, что произошло в приюте при Боголюбовском женском монастыре, и оградить Церковь от необоснованных нападок", - сказал в интервью Интерфаксу Анатолий Кучерена.

НАД ДЕТЬМИ НЕ ИЗДЕВАЛИСЬ?

В прошлую пятницу в Боголюбово прошла официальная пресс-конференция. Настоятель владимирского храма Кирилла и Мефодия отец Сергий Минин зачитал прессе письмо "О тучах над обителью", составленное Епархиальным советом: "У монастыря есть недостаток, но он гражданского происхождения - не брать новые паспорта, ИНН... Однако в каноническом и богослужебном отношении епархия не видит в обители никаких отклонений... " Журналистам сказали твердо: об издевательствах над детьми речь идти не может.

А как же проверки государственных структур? Ни милиция, которая проверяет, били детей или нет, ни прокуратура, которая разрабатывает тему хищения детей, ни органы опеки, занимающиеся наконец регистрацией детей - никто пока не огласил итогов своих проверок. "Дело беглянок" уже развалено на кусочки. И очень мало шансов, что реальную картину кто-то восстановит. Что же происходит за монастырскими стенами и почему оттуда бегут дети?

А ведь картину происходящего там восстановить очень легко. Достаточно опросить не тех воспитанников, кто сегодня там находится и кто, разумеется, не скажет ни слова из страха, а девочек, которые совсем недавно были воспитанницами монастырского приюта! Ведь побеги воспитанников оттуда, как выяснилось, далеко не редкость.

"НАМ ЗАПРЕЩАЛИ УЧИТЬСЯ"

- Мне родители помогли уехать из приюта, - говорит Наташа Титова. Она сбежала из Боголюбовского монастыря в 2007 году. - После побега монахини сначала уговаривали вернуться, говорили, что отцу Петру стало плохо из-за моего ухода… А потом отец Петр приехал к нам домой пообещал всяческих несчастий мне и моим близким и после этого меня близко к монастырю не подпускали - не разрешали видеться ни с кем из подруг.

Наташа долго перечисляла мне, кто и когда оттуда ушел. Только за прошлую осень четыре воспитанницы оставили обитель. С точки зрения монастырского руководства оказались "неблагодарными".

Про Наташу, например, в Интернете как по заказу появилась информация, что мол девочка и сектантка, и связалась с готами… Какая чушь!

Она действительно не совсем обычная. Непохожа на нынешних голопузых пирсингованных старшеклассниц. Негромкий голос, красивое спокойное лицо без следов косметики, неброская одежда и при этом такая сила внутри, такой стержень, что копье выковать можно...

Пока мы шли по коридору редакции, она со всеми светло здоровалась глядя в глаза - не выполняла привычный ритуал, а на самом деле желала здоровья! Наташа, после своего ухода из монастыря сначала окончила духовное училище, а теперь учится в колледже и поет в церковном хоре. 

- Я хотела учиться, а нам не разрешали получать дальше образование.

- А почему ты ушла из обители?

- Но ведь в приюте вы учились?

- Да, но не изучали некоторые предметы, например информатику. По литературе не проходили ряд романов: "Евгений Онегин", "Мертвые души". Не проходили общую биологию. А после окончания 9-летки наше образование считалось достаточным. Дальше учиться было запрещено.

"МЫ ЖГЛИ ЛЯГУШЕК"

- Как дети попадали в приют?

- По-разному. Одну девочку везли на экскурсию в Москву, а сдали в приют. Я и сама видела, как отец Петр подходил к паломникам и говорил: "Пожертвуйте для церкви женщину с ребенком!"

- А чем вы занимались в приюте?

- Молились. В этом монастыре часы не переводят. Утром молились до 4-х часов. Вечером тоже столько же. Но это если работы в поле не было. Иногда были ночные молебны.

- Работали много?

- Основные работы в поле были летом. Работали до завтрака два часа. Завтрак в девять. Потом до обеда. В обед час отдыхали и потом до вечера работали… Пололи, жгли лягушек…

- Лягушек?!

- Ну да. Там очень много суеверий. Монахини говорили, что лягушки от дьявола. Мы их собирали ведрами и жгли. Я шесть лет прожила в монастыре, за это время там сменилось несколько игумений. Как правило, прежнюю игуменью обвиняли в колдовстве и назначали новую.

"МЕНЯ ТОЖЕ БИЛИ"

- Ну а кормили как?

- Нормально, но мы совсем не ели мяса. Яйца и рыбу давали. В Великий Пост строго: первый день ничего не ели, второй просфора и вода, третий - сухари и чай…

- О чем вы мечтали?

- Если и мечтали, то особо не болтали. Среди нас были те, кто постоянно доносил воспитательницам. К тому же нам постоянно вдалбливали, что иного пути как в монастырь, у нас нет. В миру все блуд и грех. Но уйти из приюта хотели многие.

- Описанное в письме Вали - правда? В приюте наказывали?

- Да. Меня тоже били ремнем. Обычно для наказания уводили в отдельную комнату и там хлестали без пощады.

-За что? Ну меня били за то что я заговорила с одноклассником. По 20-30 ударов давали. С 2007 года по совету отца Петра в качестве наказания к воспитанникам применялся затвор. Когда нас оставляли в комнате на три дня без еды и мы должны были молиться без сна.

- О чем молиться?

-За Россию!

ЭТО НЕ САМОДУРСТВО, А ИДЕЯ!

На прошлой неделе в интернете появилось заявление игумена Сергия (Рыбко). Он сравнил порядки в Боголюбовском монастыре с режимом Пол Пота. Заявление жесткое, но то, что в Боголюбовской обители происходят вещи мрачные - факт.

- Отец Петр агрессивно проводит в жизнь идею возрождения монашества, как ядра православия, сказал мне в неформальной беседе один из местных священников. - Ведь сегодня в России монахов всего около 10 тысяч. При монастырях в основном "трудники" - бывшие бомжи, алкоголики, наркоманы… А нужны "воины Христовы".

В меру образованные и фанатично преданные церкви. Вот он и кует из этих детей всеми правдами и неправдами совершенных христиан. Причем свита, как это обычно бывает, еще и переигрывает. Многим из детей здесь действительно лучше, чем если бы они остались в своих семьях или детских домах. Но дети есть дети, они к живому тянутся всеми силами. Поэтому и бегут. Если Валя в своем письме и преувеличила действительность, то ненамного.

ОТ РЕДАКЦИИ

А Богу это угодно?

Степень агрессивности, с которой проводится в жизнь идея отца Петра, хорошо видна в Интернете. Сунься в полемику вокруг письма Вали Перовой Федор Михайлович Достоевский, со своим "ни одна идея не стоит слезы ребенка", ему бы досталось по полной программе: "проводник псевдолиберальных ценностей", "пособник гнилого Запада", "растлитель малолетних", "проклятый ювенал", наконец "просто сумасшедший". Но за всем этим гомоном все чаще стоит вопрос: а почему не сказала своего слова Патриархия? Насколько угодны Богу детские молитвы во славу России из-под палки фанатичного старца?

А В ЭТО ВРЕМЯ

Валя Перова: "Я впервые была в кинотеатре!"

Приют, где скрывается беглянка - одноэтажное, чистое, светлое здание. Охранник без лишних слов пошел за Валей. Наконец появляется она сама. С накрашенными ресницами, в ярко-розовой кофте и черной юбке. Веселая и оживленная.

- Здесь мне хорошо, - рассказыват Валя, - Тихо, спокойно, никто не кричит, не ругается, не заставляет замолчать. До часу я учусь (Валя учится прямо в приюте. В школу девочка ходить не захотела - ей еще трудно привыкнуть к людям), а потом делаю что хочу. Нет каждодневной тяжелой работы, которая была в монастыре. Я же там плоскостопие себя заработала, таская тяжести и каждый день работая на огороде. А здесь максимум - подмету коридор и все. Недавно впервые джинсы одела, сходила в парикмахерскую. В монастыре же нам выстригали посреди головы широкую полоску и с таким ужасом на голове заставляли ходить. Представляете?

Еще и били за то, что мы якобы засматривались на мальчиков (в монастыре живут и воспитанники). А какие мальчики на нас таких посмотрят? Здесь такого вообще нет. Со мной советуются по-любому поводу: купить мне что-то, отвести куда-то, поговорить с кем-то - на все спрашивают моего разрешения. Мне это нравится.

Недавно воспитатели сводили меня на Красную площадь и в кинотеатр! Я впервые в жизни это увидела! После застенок монастыря - это просто рай!

- Кто-то из воспитателей приюта помогал тебе писать письмо?
- Никто. Они просто подсказали саму идею и рассказали, как это грамотно оформить. А писала я сама. Все говорят, что у них зуб против монастыря, но на самом деле это не так. До меня у них не было никого из того монастыря.

- Правда, что к тебе приезжали монахини, хотели увезти.
- Да! Они приехали ночью и пытались пролезть через ограду. Мы их впустили. Они уверяли, что я плохая и что мне надо попросить прощения и вернуться в монастырь. Мол, они простят и примут. Чуть до слез не довели. Но я уже им не верю, знаю, что они это специально. Я не хочу туда возвращаться. И сестренку хочу оттуда забрать. Очень надеюсь, что мое письмо мне поможет это сделать.

Боголюбово. Новые жертвы

Когда я читаю сообщения в официальной прессе по поводу расследования злоупотреблений в Боголюбском монастыре Владимирской области, откуда сбежала девочка, у меня создаётся такое ощущение, словно я снова оказалась во временах Советского Союза: те же отштампованные речи, то же завуалирование реальной действительности и то же махровое лицемерие.

Вероятно, среди читателей присутствует несколько категорий:
- праздные люди, которым просто интересно читать скандальные новости,
- религиозные фундаменталисты, которые заранее знают, что "этого не может быть, потому что этого не может быть никогда в "святом православии"",
- воинствующие атеисты, которые рады всегда злорадствовать по поводу тёмных сторон церкви, потому что заранее убеждены, что религия есть зло,
- и, наконец, здравые и трезво мыслящие верующие, хорошо знающие "изнанку" церковной жизни, а потому верящие в злоупотребления не по злобе, а на основании личного опыта.

К этой самой последней категории и я имею честь себя относить.

Каким будет результат расследования, будет зависеть не от того, что на самом деле является правдой, а от того, какой окажется расстановка политических сил внутри церковной иерархии РПЦ. Как и во всякой крупной церкви, там есть разные группировки, представляющие разные категории верующих и разные интересы.

Официальный представитель Общественной палаты, по сообщениям СМИ, недвусмысленно выразился: "Мы получили благословение Патриарха на это расследрвание", что, само по себе звучит шокирующе от представителя светской власти, который должен блюсти интересы светского государства, а не брать "благословения" для выяснения правды.

Какие внутрицерковные силы "перевесят" в этом конфликте, время покажет. Одно понятно: представители государственной власти не пойдут попятную интересам церкви.

А тем временем, "Ежедневный журнал" продолжает предоставлять информацию о текущих событиях.

7 ОКТЯБРЯ 2009, 16:36

Взявшая под свой контроль расследование ситуации вокруг побега двух девочек из Боголюбского монастыря комиссия Общественной палаты (ОП) сегодня проводит выездное заседание на месте, в Боголюбово. Для разговора на заседание комиссии был приглашен и клирик Свято-Троицкого храма в г. Гусь-Хрустальный протоиерей Максим Хижий, к которому, собственно, и постучались в ночи девочки.

Буквально сразу же после встречи с членами ОП о. Максиму позвонили из епархии и грозно сообщили, что он запрещен в служении: дескать, клирик без разрешения архиерея не имеет права общаться не только с какой-то комиссией, но даже и с прокуратурой. Через час, впрочем, как рассказывает о. Максим, запрет был снят и последовал приказ явиться к архиепископу Евлогию, главе Владимирской и Суздальской епархии, в пятницу «для выяснения своей судьбы».

Меж тем, Попечительский совет Боголюбского монастыря уже выразил свое недоверие комиссии ОП.
«2 октября были обнародованы итоги работы… авторитетных структур гражданского общества, а также специальной комиссии Владимиро-Суздальской епархии, проводившей в обители собственное расследование по обвинениям, изложенным в письме. Общий вывод: ФАКТЫ, ИЗЛОЖЕННЫЕ В ПИСЬМЕ ВАЛИ ПЕРОВОЙ, НЕ СООТВЕТСТВУЮТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ», сказано в заявлении совета.

Однако ни авторитетные структуры, ни комиссия епархии, проводившая проверку, насколько известно «ЕЖ», даже не попытались встретиться с Валей Перовой, что заставляет сомневаться в тщательности их расследования.

Новости либерально-религиозного блога ЖЖ Елены Преображенской

Блог наших рассылок на сайте "Каруна: путь сострадание и любви"

Ведущая рассылки Елена Преображенская

До следующих виртуальных встреч!

Будьте успешны и счастливы!


В избранное