Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Избранные новости социально-церковных реалий.


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 74/2009-10-01

Дорогие друзья!

Вчера и сегодня мне встретились интересные и достаточно актуальные публикации на тему современных реалий религиозной (в большей степени именно церковной) жизни, которые, разместив в своём ЖЖ-блоге, я спешу предложить и вашему внимаению.

Конфликт вокруг детского приюта при Боголюбовском монастыре Владимирской области

Прошло уже порядка 10 лет с тех пор, как в прессу выплеснулись сообщения о монастырских беспределах такие как Сектантство в православии: Пришла беда, откуда не ждали и
Монастырский беспредел. Или История о том, как Нина Девяткина так и не стала монахиней

Эти сообщения были мной найдены во время подборки материалов в раздел Страничка антисектоведения одного из моих небольших старых сайтов. Сейчас, когда я решила сделать сайт "Каруна" своим основным персональным сайтом, часть материалов других сайтов, в том числе и из этого раздела, переехала туда. Однако, материалы о монастырских беспределах, как уже устаревшие, я на "Каруну" размещать не стала, хотя и открыла аналогичный раздел Мифы сектоведения. Хотелось надеяться на лучшее: что прошлое осталось в прошлом. Оказывается, ничего подобного.

16 сентября "Ежедневный журнал" опубликовал открытое письмо 16-летней воспитанницы детского приюта Боголюбовского женского монастыря Владимирской епархии Валентины Перовой. В монастырь ее вместе с двумя сестрами отвезла мать в 2001 году. В 2003 мать умерла, девочки продолжали оставаться в монастыре. В сентябре 2009 года Валентина вместе с подругой сбежала из монастыря и рассказала о существующих там порядках: использовании детского труда, физических наказаниях, психологическом давлении, отсутствии возможности учиться и др. Девушка обратилась к президенту РФ, патриарху Кириллу и уполномоченному по правам ребенка с просьбой защитить ее интересы и позволить проживать не в монастыре и получить светское образование.

Я не хочу быть прописанной в монастыре 

16 сентября 2009 г. Ежедневный журнал

В редакцию "Ежедневного журнала" поступило письмо из приюта при Фонде НАН ("Нет алкоголизму и наркомании") "Дорога к дому". Автор — 16-летняя девушка, прожившая в Боголюбовском женском монастыре под Владимиром восемь лет. Духовником обители является «старец» — архимандрит Петр (Кучер). Он известен своим почитанием царя Николая II и Сталина, непримиримой борьбой с ИНН. Это его имел в виду патриарх Алексий II, когда в 2007 году осудил "мытищинский чин" всенародного покаяния перед статуей Николая II и призвал лишать сана священнослужителей, пускающихся в такие, сеющие раздор и смуту, эксперименты. О нравах монастыря, окормляемого отцом Петром, рассказывает его воспитанница, чудом бежавшая из него под покровом ночи.

Президенту Российской Федерации
Д.А. Медведеву
копии:
Его Святейшеству Кириллу,
Патриарху Московскому и всея Руси;
Генеральному прокурору РФ;
Уполномоченному по правам
ребёнка при президенте РФ

От несовершеннолетней
Перовой Валентины Евгеньевны,
зарегистрированной по адресу:
Владимирская обл., Суздальский р-н,
пос. Боголюбово, ул. Ленина, д. 51 в,
Свято-Боголюбский монастырь.
Фактически проживаю по адресу:
г. Москва, ул. Профсоюзная, д.27, корп.4. 

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Я, Перова Валентина Евгеньевна, родилась 26 сентября 1992 г. До 6 лет жила в Ростовской области в п. Голубинка. Мои родители, Перова Татьяна Анатольевна (нигде не работала) и Перов Евгений Михайлович (сначала работал в милиции, потом электриком), развелись из-за того, что папа стал часто выпивать. После этого мы, три сестры Женя, Маша и я, с мамой уехали в г. Козельск, ул. Победы. Там мы прожили 3 года. Потом мама отвезла в 2001 г. меня и старшую сестру Женю во Владимирскую область, Суздальский район, п. Боголюбово, в Боголюбовский женский монастырь. Я в монастыре оставаться не хотела, но мама сказала, что мы с Женей поживем две недели и потом она нас заберет, а сама с младшей сестрой Машей уехала.

Приехала через год и тоже осталась в этом монастыре. Там нас определили в разные группы, меня и Машу в младшую (в разные комнаты), а Женю в старшую. Мама в монастыре работала на сенокосе (летом), зимой на кухне. Виделись очень редко (не разрешали). Мама запрещала писать письма родным, звонить, забрала все адреса. Жила мама недолго, заболела раком и в 2003 г. умерла. Когда мама болела, нас к ней не пускали, два месяца до смерти мы ее не видели вообще.

В монастыре жить было трудно, наказывали очень строго, почти ни за что. Посмотришь не так, воспитателю не понравится, может дать очень много поклонов земных, 1000 без отдыха делать, поставить на неустойчивый стул на всю ночь молиться. Спокойно могут лишить еды на день или на три дня. Бьют ремнем пряжкой до синяков. А если в комнату зайдешь без Иисусовой молитвы, то 1000 раз заставят открывать и закрывать дверь и при этом читать молитву. Ходим на службу каждый день, хочешь ты или не хочешь, все равно заставят идти. Стоять было очень тяжело, службы длинные, по 4 часа, а стоять надо не шелохнувшись. Из-за этого у многих девочек больные ноги и у меня тоже. Врач запретила стоять больше 30 минут, но мы все равно стояли.

Летом мы работали на поле, а поле большое, 4 гектара (это детское поле). Работало нас немного, 20 человек девочек. Работали с 6-ти до 8-ми вечера. А перерыв был маленький, один час и 30 мин. Или 2 часа. Уставали очень сильно, нас постоянно подгоняли, а ночью поднимали в 12 часов, и мы полтора часа вместе всей группой молились, а кто стоя засыпал, тех выгоняли в коридор на всю ночь молиться. Мне и еще одной девочке Веронике Сариной все надоело, и мы решили сбежать с монастыря.

Это было в 2007 году утром, в 7 часов утра. Мы с этой девочкой, пока никто не видел, перелезли через ограду за храмом и убежали в г. Владимир к Ксении (эта Ксения тоже раньше была в этом монастыре, и бабушка у нее работала юристом, поэтому мы и решили убежать к ней). Побыли мы там недолго, всего до 12-ти дня, потому что бабушки в этот момент не было дома и за нами приехали из монастыря на машине, они нам заломали руки за спину и затащили в машину. Приехали за нами наша воспитательница Малькевич Анастасия Сергеевна (м. Рафаила), водитель монастырский и Вероникина мама. Когда нас привезли в монастырь, то стали обзываться, очень сильно ругать, надсмеиваться над нами. И в этот же день посадили нас в затвор (т.е. три дня не есть и не спать, а молиться. Эти затворы в монастыре были часто. Взрослые каждый месяц были в затворе, а дети от 12 лет каждый пост).

А в 2008 году нам меняют воспитателя — Малькевич Анастасию Сергеевну (м. Рафаилу) ставят помощником благочинной (это ответственные за порядок в монастыре), а нам ставят воспитателем Ефремову Наталью Ивановну (она в 2007 году пришла в монастырь и имеет юридическое образование). Сначала она к нам относилась нормально. Потом ее начала учить наша бывшая воспитательница, как к нам нужно относиться, перечислила все бывшие наказания и за что наказывать тоже. Наталья Ефремова переусердствовала, молились мы с ней больше, наказания были почти каждый день. Потом она заказала в швейной черные, толстые ночнушки и заставляла спать только в них, а если постираешь и она за день не высохнет, то заставляла спать в сырой. Монахинь она заставляла носить под низом верхней одежды такие ночнушки, а кто не носил, тех очень сильно наказывали ремнем. Воспитательница наша попросила у начальства монастыря древний устав (правила, по которым живут монахи) 1803 года и заставляла нас по этому уставу жить, а там строгие правила. Когда утром наш детский хор пел службу, а потом сразу два акафиста, я и одна девочка Света Кузнецова присели во время акафиста, когда не пели, регенту это не понравилось, и поэтому она про нас хотела рассказать воспитательнице. Мы просили у нее прощения, а она все равно рассказала.

Наталья Ефремова нас не стала наказывать, она пошла и рассказала про нас начальству, и они решили нам за это отрезать волосы. Мы ничего про это не знали. Вечером воспитательница зовет меня и Свету Кузнецову и ведет в главный корпус в архиерейскую (там, где владыку принимают), заходим, за нами сразу закрывают двери и облокачивается на них благочинная Валентина Сумина (м. Людмила). В этой комнате были архимандрит Петр, настоятельница монастыря монахиня Георгия, казначей монахиня Арсения (тетя бывшей воспитательницы) и наша бывшая воспитательница м. Рафаила. Настоятельница молча достает из кармана ножницы и дает их архимандриту Петру (Кучер Петр Петрович). Он сначала подзывает Свету, обрезает ей волосы, а потом мне. Мне было очень обидно, потому что за нас некому было заступиться. Старшую сестру после этого перевели жить в главный корпус, чтобы я ей не жаловалась и не общалась с ней.

После этого воспитательница стала на меня злиться еще больше. Она стала про меня сочинять всякие разные сплетни. То, что я в храме ворую деньги, хожу в магазин, покупаю косметику и раздаю ее девочкам. Она насчет этого ходила к начальству, и они мне придумывали всякие наказания. Хотя все прекрасно знали, что я никаких денег не ворую, а за пределы монастыря не разрешают выходить даже взрослым. Еще она придумала то, что я целуюсь с мальчиками в монастыре (там даже не разрешают на них смотреть, за это ремнем наказывают). Этому начальство тоже поверило. Меня и еще одну девочку, Ксению Головченко, наказали очень сильно. Нас посадили в разные комнаты без удобств и практически без мебели на 12 суток без еды (на одних сухарях и воде). Эти комнаты были холодные, а общались мы через форточку, т.к. окна выходили на одну сторону. В это время мы ходили пешком за 3 км сдавать экзамены в новосельскую школу. Учителя в это время заниматься к нам не ходили. Из-за всего этого я сбежала второй раз с Кристиной Фёдоровой (девочка из нашей группы). Я туда возвращаться не хочу и видеть этих людей тоже не хочу, кроме родных сестер. Я хочу учиться в школе и получить образование. Хочу жить нормальной жизнью. Прошу защитить мои права и интересы, я не хочу быть прописанной в монастыре.

С 19.08.2009 г. я проживаю в Москве по адресу: Ул. Профсоюзная, д.27, корп.4, телефон: 8-499-128-66-20, приют «Дорога к дому».

31.08.2009 г. органы опеки Суздальского района приезжали ко мне и хотели меня забрать. Я отказалась ехать, т.к. очень боюсь, что они меня вернут в монастырь. Мои сестры Маша и Женя продолжают жить в монастыре. Очень надеюсь на Вашу помощь и защиту.

11.09.2009 Перова В.Е. /Конец публикации/

Вскоре после публикации Владимирская епархия направила в монастырь комиссию для проверки ситуации. Руководитель пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский в эфире Русской службы новостей пообещал, что "если даже одна десятая фактов подтвердится, то <…> ответ будет жестким со стороны церковного началия, епархиального и Москвы".

Однако епархиальная проверка не усмотрела нарушений в деятельности монастырского приюта. Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ по Владимирской области начало свою проверку.

Ситуация вызвала широкий общественный резонанс. Правозащитники, врачи, юристы считают, что пребывание детей в монастырском приюте нарушает права детей и противоречит законодательству.

В случае с сестрами Перовыми были нарушены все законы

25 сентября 2009 г. Ежедневный журнал

"Ежедневный журнал", как и обещал, продолжает следить за делом Вали Перовой, 16-летней воспитанницы Боголюбского монастыря. Церковное руководство уже откликнулось на происходящее: глава пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский сказал, что даже если одна десятая фактов подтвердится, ответ со стороны священноначалия будет жестким. Пока Валя продолжает жить в московском приюте "Дорога к дому" и мы обратились за дополнительными разъяснениями к руководителю медицинских программ Фонда "Нет алкоголизму и наркомании" (НАН) психиатру Сергею Полятыкину, который наблюдает за девочкой.

"ЕЖ": Когда мы только опубликовали Валино письмо, у многих возникло подозрение, что оно подделано или написано под диктовку журналистов: мол, слишком гладко, девочка без образования не может так писать. Но ведь Валя писала письмо, уже будучи у вас в приюте, так что все происходило на ваших глазах. Что скажете?

С.П.: Валино образование действительно не соответствует возрасту, поскольку монастырь не отправлял детей в школу и всем оформили экстернат, но она, знаете, в каком-то смысле образец резильентности, есть такой термин, который обозначает жизнестойкость и жизнеспособность. Даже в условиях ограниченной информации, и не только — дети были ограничены и в еде, и в сне плюс тяжелый физический труд, бессмысленное повторение ритуалов, ни от души ни от сердца, — она сохранила высокий уровень интеллекта. Она много читала русской классики, Толстого, Лескова, и у нее очень развитой язык и развитой понятийный аппарат, она хорошо рассказывает, ее приятно слушать. Так что письмо писала она сама, у нас сохранились ее черновики, первый вариант, второй вариант. Помощь единственно заключалась в том, что мы обсуждали с ней, как устроен мир — кто у нас в стране главный, кто детей защищает и так далее.

— А как Валя контактирует с другими детьми?

— Ей это, конечно, трудновато, поскольку ребята взрослели в очень разных условиях. Но за счет своей резильентности она правильно воспринимает эти трудности. Если ребенок с менее развитыми способностями к пониманию происходящего будет реагировать на трудности в отношениях агрессией или пониженным настроением, то она, в общем-то, неплохо справляется.

— А вы не пробовали как-то сноситься с обителью, поговорить с настоятельницей?

— Я до сих пор никогда не сталкивался с церковными проблемами, но когда Валя к нам попала, волей-неволей посмотрел информацию в прессе об этом монастыре и пришел к выводу, что обсуждать с ними нечего — психология этих людей понятна, я же все-таки психиатр.

— Вообще это первый случай в вашем детском доме, когда к вам попадает ребенок из церковного приюта?

— Да, первый.

— Как, по-вашему, можно было бы законно разрешить эту ситуацию?

— Во-первых, она возникла в нарушение всех законов. Когда детей передают под опеку или попечительство другому человеку, то всегда указывают в постановлении причину и сроки. Причины могут быть разные: одно дело, когда ребенок сирота и у него нет никакой другой возможности устроиться, а в этом случае мама Вали написала некое завещание об устройстве девочек в монастырь. Но, извините, ребенок — не вещь, чтобы его по завещанию передавать. Органы опеки обязаны были исследовать другие возможности устройства детей — искать родственников, например, у них есть родственники в Ростовской области. Далее, когда ребенок передается под опеку или попечительство, выясняются материальные возможности опекуна или попечителя содержать детей. А в Боголюбском монастыре все дети оформлены на одну его жительницу — я не хочу называть этих женщин монахинями, потому что человек, который посвящает свою жизнь Богу, таким образом себя не ведет. Должны быть выяснены условия проживания детей, а эта женщина прописана по адресу монастыря. Значит, у нее своего жилья нет. Получается, что у детей вообще нет никакой гарантии устройства жизни: они по формальному признаку закреплены за людьми, у которых нет никакого источника дохода и нет своего жилья. Им не оформляются паспорта, не оформляются полисы медицинского страхования.

— Так насельницы Боголюбского монастыря и сами не имеют паспортов — они же ярые противницы новых российских паспортов и отказались их получать. В 2002-2003 годах у архимандрита Петра был серьезный конфликт по этому поводу с правящим архиереем, его даже запрещали в служении, но потом простили. Думаю, все дети и оформлены на одну женщину именно потому, что у других нет паспортов.

— У каждого может быть свой бзик в голове — это его личное дело, но ты к другим людям-то не лезь со своими бзиками. Зачем нарушать права других граждан? Вот когда человек вырастет и сможет сделать самостоятельный выбор, пусть он его сделает. А этих детей фактически лишили возможности выбора, лишили возможности выстроить самостоятельно свою жизнь. Их растят в условиях, когда они лишены информации об окружающей действительности, им навязывается примитивная точка зрения на мир, которая изложена в проповедях и книжках гражданина Кучера, который якобы является духовником этих женщин. Естественно, когда в течение многих лет формируется ограниченное представление об окружающем мире, то дети дизориентированы. Это дополняется лишением документов, по закону полагающихся каждому гражданину, и ко всему они не могут получить жилье в соответствии с законом — то есть дети бесправны по всем статьям. Еще одна бывшая воспитанница монастыря, из Ростовской области — монахини сами отдали ее родителям, потому что не могли справиться, — до сих пор не может адаптироваться к жизни: у нее страхи, она боится окружающего мира, боится получать паспорт. Страхи все иррациональные, они ничем не обоснованы. Фактически это воспитание в кавычках приводит к тому, что дети социально дезадаптированы, они не могут быть полноценными членами общества, а могут существовать только в каких-то специфически созданных условиях — они духовные рабы.

— Как вам кажется, почему в монастыре так цепляются за Валю, она же уже во второй раз бежит, в первый раз ее вернули, почему они не хотят ее отпустить?

— Представьте себе, что есть группа людей с какими-то своими личностными проблемами, которые сбились в некую стаю и для решения своих личностных проблем организовали такую систему — это необходимо для их самоутверждения. Да, у нас много людей, как мама Вали, они социально не устроены, у них проблемы в отношениях с родственниками, у них проблемы с трудоустройством, с воспитанием детей. Но вместо того чтобы оказать реальную помощь этим людям — психологическую, социальную, трудоустроить их, попытаться адаптировать в этом мире, — некоторые используют их психологическую слабость в своих корыстных целях, привязывая их к себе. Тем самым они самоутверждаются, повышают свою самооценку за счет снижения самооценки других: Валя рассказывает, что в монастыре им постоянно объясняли, какие они плохие. Но это ситуация характерна не только для монастыря, мы можем видеть это сплошь и рядом, начиная с любого закрытого коллектива, будь то кадетский корпус, армия, часто даже трудовой коллектив. Это нередкая ситуация в человеческих взаимоотношениях, осложненных социальным неустройством.

— Известно, что руководитель вашего фонда, Олег Зыков, большой сторонник ювенальной юстиции. Могла бы ювенальная юстиция в этом случае помочь успешнее разрулить ситуацию?

— Смысл ювенальной юстиции в том, что для решения сложных жизненных проблем несовершеннолетних существуют специализированные судебные процедуры. Задача этих процедур — максимально учесть особенности личности ребенка и его окружения. Там не может быть такого примитивного способа принятия решений, как в данном случае: по сестрам Перовым было одно постановление главы администрации — как редиску на рынке, всех троих передать настоятельнице монастыря, и точка. Так не должно быть, такие решения должны приниматься только после тщательного изучения всех обстоятельств. Начиная с каких-то материальных вещей и кончая особенностями психики, поведения, здоровья детей и т.д. А когда это не учитывается, получаются вот такие неприятности. Валя Перова не единственный случай. Мы знаем, что в этом монастыре незаконно удерживается гражданка Украины, которая потеряла здоровье и стала инвалидом от тамошней тяжелой работы, удерживается совершеннолетняя дочь Теленковых, которая страдает тяжелым заболеванием, и фактически люди, которые представляются монахинями, препятствуют ей в получении медицинской помощи, что является преступлением не только перед Богом и своей совестью, но и перед гражданской властью.

— Известно, что существующее российское законодательство по части детских домов, в том числе церковных, крайне зыбко, там сплошные лакуны, которые в большой степени и делают возможными такие случаи. Ювенальная юстиция у нас пока находится на начальной стадии развития. Так, может, стоит для начала усовершенствовать это законодательство, четко прописать, что такое государственный детский дом, что такое церковный приют, чтобы таких случаев не было.

— Конечно, стоит. Весь мир идет по пути совершенствования процедур. Французы, например, в 45-м тяжелом послевоенном году нашли возможность создать такую специализированную отрасль судопроизводства, как ювенальная юстиция. У канадцев в акте ювенальной юстиции расписаны все процедуры, буквально по часам, там нет места произволу чиновника и никакому другому произволу, у них четко расписаны все мероприятия, которые позволяют учесть особенности личности ребенка и все обстоятельства дела. Недавно я общался с французами, и меня поразил такой факт: в 1997 году законодательно было принято положение, которое требует допросы ребенка, пострадавшего от насилия, фиксировать на видео. Цель — чтобы ребенок не получал дополнительную травму при повторяющихся допросах. Еще один важный нюанс: когда ребенка постоянно переспрашивают, он воспринимает это как недоверие к своим словам и начинает менять показания. Чувствуете, каков уровень заботы о ребенке? Но сейчас этот порядок, видеозапись допроса, распространен и на взрослых. То есть ювенальная юстиция влияет не только на положение детей, но и способствует защите прав взрослых. Мне нравится лозунг, который придумали ювенальщики Ростовской области: "Права ребенка — твои права". Раньше мне казался правильным лозунг "Права ребенка выше всех прав", а теперь я склонен согласиться с ростовчанами.

— Так что же будет с Валей?

— Сейчас нашелся человек, православная верующая женщина из Владимирской области, которая подала заявление в суздальскую опеку, чтобы оформить попечительство над Валей. Валя ее знает, они хорошо друг к другу относятся. Возможно, судьба ее устроится таким образом. Сейчас вокруг этого дела шумиха, почему-то часть экзальтированных граждан воспринимает его как нападки на православие. Хотелось бы сказать этим гражданам: не надо отождествлять себя с православием. /Конец публикации/

Православные фундаменталисты усматривают в этих публикациях начало "информационной войны" против монастыря. Они отмечают, что В.Перова, сбежав из монастыря, оказалась в приюте "Дорога к дому" при благотворительном фонде НАН ("Нет алкоголизму и наркомании"), созданном при поддержке Фонда Сороса. Из этого защитники монастыря делают вывод, что скандал был спровоцирован "либералами", сторонниками ювенальной юстиции, действующими на деньги противников России и Православной церкви.

30 сентября расследование ситуации взяла на контроль Общественная палата РФ.

Как уже было упомянуто, духовником монастыря является влиятельный священник – архимандрит Петр (Кучер), противник паспортов нового образца и ИНН, идейный вдохновитель не одобряемых официально религиозных практик ("всенародного покаяния" в убийстве Николая II, почитания Сталина).

Такие люди, как выясняется, составляют столь значимую категорию верующих в РПЦ, что даже Патриарх пытается угодить им, о чём сообщение с опазданием на месяц было размещено мною недавно: Андрей Мельников. Погановская альтернатива (см. ниже). Оказывается, средневековое мракобесие и связанные с ним беспределы продолжаются.

А мне в подобных случаях всё время вспоминается песня Владимира Высоцкого, где есть слова:
"... Нет и в церкви всё не так, всё не так, как надо...
... Нет, ребята, всё не так, всё не так, как надо..."

Далее - новость с опазданием, от 03.09.2009. С моей точки зрения, описанное событие свидетельствует о засилье консерваторов и махрового мракобесия в РПЦМП

Андрей Мельников. Погановская альтернатива

Находясь в доверительных отношениях с российской властью, РПЦ в то же время просит у омбудсмена защиты от государства.

Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин получил от Патриарха Московского и всея Руси Кирилла письмо, в котором глава РПЦ просит чиновника учесть мнение православных верующих, отказывающихся от ИНН и других технических средств идентификации.

Известно, что часть маргинально настроенных верующих РПЦ отказывается от ИНН, а иногда даже от бумажных российских документов, имеющих штрих-коды, обнаруживая в них «печать антихриста» и иные признаки контроля темных сил над христианами. Патриарх в своем письме, разумеется, не прибегает к подобным аргументам. Его доводы подчеркнуто рациональны, в них даже присутствуют либеральные оруэлловские мотивы противостояния всевидящему оку Большого Брата – тоталитарного общества. Ну или как минимум преступности.

Отказывающиеся от ИНН верующие, пишет Патриарх, «опасаются, что использование новых технологий может привести к тотальному идеологическому и иному контролю над личностью». «Такое развитие событий может быть вероятным, так как технические возможности позволяют уже сегодня отслеживать личные контакты, перемещение, покупки, совершаемые с помощью карточек для расчетов. Собранные в результате тотального отслеживания данные о человеке могут накапливаться в одной базе», – продолжает далее Предстоятель РПЦ, обнаруживая добротные знания современной техники, которая используется службами безопасности, как частных структур, так и государственных.

Отказываясь от соприкосновения с электроникой, «отказники» не имеют возможности получить пенсии и другие выплаты, устроиться на работу, сдавать ЕГЭ, оплачивать услуги ЖКХ, приобретать проездные документы и так далее. Патриарх, кажется, даже отчасти согласен с опасениями «отказников». По мнению Кирилла, технические средства идентификации наносят ущерб не только гражданам, но и государству в целом. Вдруг случится информационный сбой, и данные на миллионы граждан будут доступны каждому? Тоже Апокалипсис, только не в старозаветном понимании, а в современном, постиндустриальном...

Взамен ИНН Патриарх предлагает специально для той части граждан, которая исполнена эсхатологическими страхами, разработать «альтернативную систему сбора данных». Пока что непонятно, какую именно альтернативу предлагает автор письма. Возможно, части россиян стоит вернуться к картонным карточкам в жилконторах, бумажным талончикам на проезд и другими рудиментами старозаветной жизни?

В приложении к письму глава РПЦ приводит выдержки из документов Соборов и Синода 2000–2001 годов, а также обращений Патриарха Алексия II, где звучат подобные призывы к российской власти, тогда еще только начавшей вводить в наш обиход ИНН. В те годы вопросом ИНН занималась специальная синодальная комиссия во главе с митрополитом Филаретом (Вахромеевым) и пришла к выводу, что ничего «злокозненного» в этом новшестве нет. С экранов телевизоров успокаивал верующих и известный старец Иоанн (Крестьянкин). Эти противоречия выявили тот факт, что в Православной церкви есть те, кто готов примирить свою веру с современными реалиями, но также присутствует значительное число тех, кто хочет отказаться от прогресса и жить по старинке.

За минувшие восемь лет между той дискуссией в Церкви и нынешним письмом Патриарха произошло выступление сектантов в селе Погановка Пензенской области, когда с осени 2007 по весну 2008 года группа верующих заточила себя в выкопанной пещере. Они ожидали конца света, который, по их мнению, освободит их и от «безбожного» государства, и от его атрибутов, таких как паспорт и ИНН.

Письмо, отправленное на днях омбудсмену, говорит о том, что Патриарх Кирилл, демонстрируя рьяное желание тесно сотрудничать со светской властью и обществом, а также свое вполне современное видение многих проблем, не собирается забывать и о людях с «пещерным» мироощущением. Осуждая низложенного епископа Диомида и его единомышленников, церковное священноначалие осознает популярность диомидовских идей в среде православных верующих. Порицая «пензенских затворников» за их радикализм, Церковь боится их от себя оттолкнуть. Ведь все здание РПЦ держится за счет масс верующих, среди которых многие сочувствуют «пензенцам» и диомидовцам или людям, близким им по взглядам. Формируя и популяризируя респектабельный имидж Церкви своими миссионерскими начинаниями, рассчитанными на молодежь, Патриарх Кирилл вынужден считаться и с теми массами православной общественности, чьи взгляды смело можно назвать мракобесием.

Вот только выбор адресата письма несколько неожиданный. Скорее стоило обращаться к премьер-министру или в налоговую службу. Похоже, это намек омбудсмену, что, защищая права верующих, надо больше внимания уделять верующим РПЦ, а не членам новых религиозных движений и протестантам!

Опубликовано в Независимой Газете

Наконец, заключительная публикация на сегодня.

Владимир Можегов. ОБРЯД ПРОСТИРАНИЯ UNLIMITED.
Канонизация Путина, прославление Медведева как буддийской богини, поклонение патриаршему кирпичу и иконе св. Кирилла Московского… Россию захлестнула святость

Мне давно не дает покоя мысль о том, что время литературы как таковой кончилось, и единственный настоящий роман сегодня пишет само время. То есть сама российская действительность представляет собой такой захватывающий сюжет в стиле фантастического реализма, перед которым бледнеют любые потуги романистов. И единственное, что остается человеку с пером, - беспристрастно описывать происходящее.

Безусловно, таким сюрреалистическим актом стало недавнее отпевание Патриархом Кириллом "человека-эпохи", творца всей последовательности советских-постсоветских гимнов Сергея Михалкова в храме Христа Спасителя. Об этом много судачили в сети, но безусловным маленьким шедевром стал экспромт, сложенный блогером ivand и озаглавленный "на смерть Гимнософиста".

Искренне надеясь, что Господь будет более милостив к Своему созданию, чем глумливая ЖЖ-братия, не можем все же не отметить, что уважаемый ivand попал (как сказал бы Николай Гоголь) не в бровь, а в глаз.

По стране со скоростью свиного гриппа распространяется "эпидемия святости", охватывающая все новые слои и горизонты Святой Руси. О святости национального лидера Владимира Путина и необходимости его немедленной канонизации мы слышим уже давно (то от Александра Дугина, то от Егора Холмогорова, etc).

Иногда поступают и встречные предложения: "Как знать, не близится ли час, когда распахнутся золотые врата в беломраморном кремлевском зале, лица чиновников и депутатов обратятся на восклицающий голос церемониймейстера, который страстно и громогласно возвестит: "Президент Российской Федерации Патриарх Московский и всея Руси Кирилл!" И все склонят головы перед человеком в сияющей ризе, с патриаршим жезлом" (Александр Проханов, газета "Завтра", 22 апреля 2009):

В конце августа все прогрессивное человечество взволновало сообщение "Независимой газеты" о том, что буддисты Бурятии во время посещения республики президентом Медведевым, готовятся объявить его воплощением Белой Тары - почитаемого буддийского божества, проведя перед ним обряд простирания (в ходе которого лама полностью распластывается на земле перед воплощением бога). Нетривиальное чествование, сообщало издание, задумали ламы Иволгинского дацана, который российский президент пообещал посетить аккурат в день объявления начала религиозного всеобуча в России.

Интересная инициатива оказалась не ноу-хау местных лам, а давней традицией, идущей еще со времен Екатерины II. Русская императрица признала буддизм одной из государственных религий России, в благодарность за что ламы признали ее (и всех ее последователей на троне Российской империи) воплощением Белой Тары. Богиня обычно изображается восседающей в позе лотоса на лотосовом троне с распустившимся лотосом в руке. У нее семь глаз: пара обыкновенных, глаз мудрости во лбу, а также – по глазу на ладонях и ступнях. Настоятель дацана Дагба Очиров сообщал также журналистам, что трон Белой Тары, изготовленный лучшими мастерами Бурятии, уже готов и ждет главу государства.

Объектами религиозного поклонения становились тем временем не только сами представители действующей власти, но и артефакты, побывавшие в их руках. В то самое время, когда блогосфера с нетерпением ждала превращения президента Российской Федерации Дмитрия Медведева в семиглазую богиню, объектом народного поклонения внезапно стал именной кирпич Патриарха Кирилла.

Случилось это на строительстве кафедрального собора в Архангельске, который местная епархия решила возводить методом народной стройки. Кампания по сбору средств сопровождалась акциями под девизами "Купи свою сваю" и "Приобрети свой кирпич". В одной из них принял участие и Патриарх Кирилл. В репортаже с места событий, рассказывая об инициативе местной епархии, телеканал НТВ (эфир 23 августа в 19.00) показал кирпич, на котором расписался Патриарх, и женщину, благоговейно к кирпичу приложившуюся.

Впрочем, не все формы государственно-церковного строительства вызывали столь благочестивую реакцию. Некоторые несознательные граждане, то ли не до конца разобравшись в сути политического момента, то ли в тщетных поисках отдельных еще имеющихся у нас недостатков, не оставляли злобных попыток развязать хоть какую-нибудь кампанию очернительства. Доходя временами практически до галлюцинаций.

Так, в причудливом сознании Александра Проханова видение президента Кирилла в ризах даже оказалось вытесненном на мгновение видением Страшного суда: "Неужели наше православное сообщество снесёт награждение высшими церковными наградами семьи Абрамовича и "газовика" Миллера? Неужели на бриллиантовых часах патриарха не отмечен час "страшного суда", и он не читал "Великого инквизитора", не декламировал Тютчева: /Отягченный ношей крестной,/ всю тебя, земля родная,/ В рабском виде Царь Небесный/ Исходил, благословляя/?" – писал, не разобравшись до конца в церковно-государственных обрядах и необходимых бизнес-атрибутах, известный писатель, правдолюбец и гуманист (газета "Завтра", 2 сентября 2009).

Пока газеты с живым интересом обсуждали очередные меры партии и правительства по борьбе с религиозной безграмотностью, произошло событие, поразившее православную блогосферу (и не только ее) в самое сердце. 12 сентября официальный сайт РПЦ МП "Патриархия.Ру", сообщая о ходе визита Патриарха Кирилла в Нижегородскую епархию, разместил серию фотографий с великого освящения только что построенного храма Феодоровского монастыря в Городце. На одном из фото изумленным взглядам открылась фреска росписи алтаря с изображением Патриарха Кирилла с нимбом вокруг головы и бескомпромиссным надписанием: "Св. Кирилл, Патр. Моск.".

Фотография была вскоре удалена, однако, к тому времени ее растиражировали десятки восторженных свидетелей Явления. Профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев поспешил дать в своем блоге строго канонические объяснения удивительному феномену: "Нимб в иератической живописи – это не только знак личной святости, но и знак святости того служения, которое нес изображенный человек… Так и в Городце: изображение действующего патриарха с нимбом не есть предвосхищение Божия суда … но есть указание на святость патриаршего служения. Несколько двусмысленное надписание "св" может пониматься только как "святейший", то есть как часть официально-протокольного титулования Патриарха. Фото убрали правильно, поскольку его значение понятно лишь для людей церковно-образованных. Феодоровский монастырь по замыслу его наместника игумена Августина должен стать образовательно-миссионерским центром, так что для богословски образованной братии вся система алтарной росписи была бы понятна, а прихожане этой фрески не видели бы".

Свои богословские разъяснения отец Андрей заканчивал на мягкой, лиричной ноте, по-матерински нежно переводя внимание потрясенных зрителей в эстетическую плоскость: "Росписи в храме замечательные. Фарфоровый иконостас салатового цвета. Иконы на традиционно золотом фоне. Говорю об этом по той причине, что все духовенство было в золотых облачениях. Но на патриархе оно было золотое с салатовыми узорами. Я спрашивал его иподиаконов - специально ли под храмовую роспись подбиралось это облачение; они сказали, что так совпало случайно. Но получилось здорово. Маленькое чудо", - трогательно заключал отец протодиакон.

Тем временем, менее церковно образованные блоггеры допускали и менее каноничные толкования "маленького чуда". "Обряд простирания", - лаконично заключали одни. "Прогиб года", - соглашались другие. "Именно прогиб и ни что иное, писал в блоге отца-протодиакона юзер nicolin. - Весь город завешали плакатами с изображением Святейшего, три телеканала вели прямую трансляцию". "Все просто, – ответствовал ему блогер andber. - Как мне рассказывали нижегородские попы, архиеп. Георгий, не подумавши, в период междупатриаршества не в меру ретиво агитировал за митр. Климента, епархия даже распространяла некие видеокассеты, теперь ему надо реабилитироваться. Тут не только во святые патр. Кирилла запишешь, сам себя в адских муках изобразишь".

А блогер gm_dar, дуалистически допуская инвариантность толкований, переводил внимание читателей на личность самого известного богослова: "Всякий раз, когда Кураев всея Руси начинает выкручиваться, оправдывая то Брегет, то икону Патриарха Кирилла, ловлю себя на мысли - кто он: а) дурак, который хуже врага и который лучше бы помолчал, чем так бездарно выворачивать все наоборот, выставляя самого Патриарха в более глупом виде, чем его могут изобразить даже недоброжелатели; б) шизофреник, озадаченный маниакальной идеей всегда и все комментировать, чтобы постоянно находиться в форме; или в) верно служащая собака, которой дают возможность лаять, чтобы другие молчали. Собаки лают - караван идет".

Что тут добавишь? Разве что споешь вместе со всеми: "Мой караван, вперед лети!" Да вместе со всеми подумаешь: постмодерн шагает по планете. Являя на бескрайних русских просторах (как и всегда, впрочем) самые дерзновенные, самые причудливые свои формы. И куда-то он нас еще приведет? Ясно одно: эпоха великих строек на Святой Руси миновала, наступает эпоха великой святости…

Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru

Новости либерально-религиозного блога ЖЖ Елены Преображенской

Блог наших рассылок на сайте "Каруна: путь сострадание и любви"

Ведущая рассылки Елена Преображенская

До следующих виртуальных встреч!

Будьте успешны и счастливы!


В избранное