Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире


НАШИ ПРОЕКТЫ:

"Каруна: путь сострадания и любви"

"Записки еретика": либеральный блог о религии и обществе

"Свободомыслие": либерально-религиозный блог

"Тайны мироздания": научно-популярный проект

"Микрокосм": духовно-образовательный проект

"Внутри": творческий сайт Александра Грайцера

"Наука и религия": антифундаменталистский проект

"Мудрость": священные книги религий, этническая музыка

"Тебе принадлежит свобода": книга и музыкальный альбом Александра Грайцера с комментариями Елены Преображенской

Рассылка Елены Преображенской и Александра Грайцера

ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 55/2009-04-29

Дорогие друзья!

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию несколько статей из числа последних новостей СМИ на тему религии и общества.

Николай Митрохин. Следить будут строго

На днях в Рунете началась акция "Инквизиторам - нет!". Она является продолжением развернувшегося в последние недели скандала вокруг скучной бюрократической процедуры - переформирования состава Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции. Этот совет много лет давал заключения о том, стоит ли государству регистрировать очередную религиозную организацию на федеральном уровне, и контролировал ситуацию с регистрацией на местах.

Сидели в этом совете старые советские религиоведы из научных организаций и университетов, хорошо знающие (поскольку участвовали в ее создании) российскую законодательную базу, да представители государственных органов.

В мае 2008 года новым министром юстиции стал очередной питерский юрист - Александр Коновалов, а к декабрю появились первые сообщения о том, что в Экспертный совет переформируется и в него может войти скандально известный персонаж российской религиозной жизни - "сектовед" Александр Дворкин.

Сам по себе "сектовед" - личность примечательная. Окончив два курса пединститута, столичный житель Саша Дворкин в 1976 году объявился в Нью-Йорке (выехав, как и полагается, из СССР по еврейской визе) и пытался изображать из себя представителя "московских хиппи". Потерпев неудачу на этом поприще (в Москве в активной диссидентской деятельности он замечен не был), Дворкин примкнул к американским православным общинам. Здесь несколько лет все у него складывалось благополучно. В 1983 году он закончил Свято-Владимирскую духовную семинарию, год спустя получил американское гражданство (оно сохранялось у него как минимум до 2003 года, и нет никаких сведений о том, что с тех пор он от него отказался), защитил кандидатскую диссертацию по русской истории в малоизвестном нью-йоркском университете (1988 год). И хотя академическая карьера не удалась, он вполне успешно начал продвигаться на ниве русскоязычной радиожурналистики - сначала на "Голосе Америки", затем в мюнхенском бюро Радио "Свобода".

Причины возвращения Дворкина на родину в конце 1991 года туманны. Сам он выдвигает патриотическую версию, а его бывшие знакомые говорят, что склочный характер и пустозвонство не позволили ему рассчитывать на реальный успех в западном обществе, особенно когда число рабочих мест, рассчитанных на советских эмигрантов, начало резко сокращаться. Большинство его былых покровителей из числа православных американцев по разным причинам также в нем разочаровались.

Дальнейшая карьера Дворкина у нас перед глазами. Используя свои давние отношения с американскими и европейскими "антикультистами", он стал представлять себя в России в качестве главного "борца с сектами". Ему, в частности, принадлежит заслуга активного продвижения термина "тоталитарные секты", признаки которых при политической необходимости обнаруживались у любых религиозных образований, включая группы ревностных верующих внутри самой РПЦ. С 1992 года он последовательно занимал ряд должностей в официальных православных структурах, став, в частности, профессором одного из крупных образовательных учреждений РПЦ - Свято-Тихоновского богословского института (сейчас - гуманитарного университета).

Одним из студентов Свято-Тихоновского был и будущий министр Коновалов. Активный православный неофит, он параллельно со своей основной - прокурорской - деятельностью учился в богословском институте и даже, как уверены его нынешние противники, тайно принял монашество (сорокалетний министр до сих пор не женат).

Прокурорский тон Дворкина по отношению к религиозным конкурентам РПЦ вызывал многочисленные скандалы и конфликты на межконфессиональном поприще и порядком поднадоел самим церковным чиновникам, которые к середине 2000-х годов стали дистанцироваться от самого "сектоведа" и его деятельности. Однако, обличительное "сектоведение" (как научная дисциплина оно не существует), по всей видимости, со студенческой скамьи запало в душу будущего министра.

Как рассказал автору один из изгнанных из Экспертного совета религиоведов, "к нам пришел помощник Коновалова и дал список из пяти фамилий, сказав, что вот эти должны быть включены без обсуждений и чтоб ни одного атеиста в совете больше не было". Приказ был исполнен - полдюжины профессионалов в новый совет не попали (от прежних религиоведов остался только тихий завкафедрой МГУ), а их места заняла та самая пятерка. Помимо Дворкина в этом списке оказался его ближайший соратник - православный священник Лев Семенов, а также три провинциальных сектоборца без ученых степеней.

Один из них - ярославский "специалист по истории Третьего рейха", другой - саратовский автор антисектанской листовки "Молодой гвардии", которую на днях суд признал экстремистской. Заместителем председателя совета стал еще один скандальный персонаж - бывший исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России Роман Силантьев, который был вынужден уволиться с этого поста после публикации своей книги о современном российском исламе, признанной большинством духовных руководителей мусульман клеветнической и тенденциозной. Руководитель такого "творческого коллектива" Александр Дворкин в качестве нового председателя совета и будет теперь от лица государства осуществлять контроль над религиозной жизнью страны.

Осуществлять контроль - это отнюдь не только регистрировать новые религиозные объединения, что входило в полномочия старого состава Экспертного совета. Министерство юстиции 13 марта издало ведомственный акт "О государственной религиоведческой экспертизе", по которому совет может теперь запрашивать данные у уже существующих религиозных организаций и фактически проводить их оценку на предмет дальнейшего существования.

Первая жертва уже намечена - ею стала "Российское библейское общество". Эта организация - редкий в России пример удачного межконфессионального сотрудничества - существует почти двадцать лет и занимается тиражированием Библии, а также переводом ее на новые языки. В ее совет входят представители разных христианских конфессий, выкупающие затем у общества Библию (сообща ее печатать дешевле, чем порознь) для нужд своих организаций. Организация не бедная, да и, вероятно, намозолила Дворкину глаза - поскольку располагается в том же московском переулке, где и административный центр Свято-Тихоновского университета.

Появление проблем у Библейского общества несомненно вызовет международный скандал такого масштаба, которого на религиозном поприще современная Россия еще не знала. Система библейских обществ существует по всему миру, они действуют даже в репрессивных мусульманских государствах, и "наехать" на одно из них значит надолго обеспечить себе головную боль - протесты не только религиозных и общественных организаций, но и посольств.

Но для самой России еще важнее, что в президентство Дмитрия Медведева контроль от лица государства за религиозной жизнью в стране явственно переходит в руки православных радикалов. Если учесть, что в администрации президента за религию теперь отвечает бывший журналист, а ныне православно-политический активист Иван Демидов, то появление Дворкина в качестве главного регистратора и контролера религиозных общин не удивительно. И если эту тенденцию не остановить, дело действительно может дойти до принудительной клерикализации государственной и общественной жизни. Николай Митрохин grani.ru

Статья по теме: По-архиерейски: Постановление о правах человека, принятое Архиерейским собором РПЦ МП, можно было бы смело квалифицировать как документ кошмарный, смертельно опасный для общества и позорный для церкви, если бы не одна маленькая деталь: цена ему полкопейки в базарный день. Священник Яков Кротов

Российское Библейское общество и целый ряд христианских сайтов и организаций поддержали общероссийскую бессрочную акцию «Инквизиторам – нет!», направленную против сектоведов и за сохранение светского государства в России, сообщает пресс-служба Славянского правового центра.

На сайте Российского Библейского общества была опубликована информация об акции.
Помимо этого, исполнительный директор Российского Библейского Общества Анатолий Руденко выступил со своим кратким заявлением в адрес министра юстиции РФ А.В. Коновалова:

«Настоящим выражаю благодарность министру А.В. Коновалову за то, что уже на первом организационном заседании созданного его приказом якобы экспертного совета при Минюсте, находящийся под его покровительством Дворкин, согласно сообщениям СМИ и другим источникам, в качестве первой мишени назвал Российское Библейское Общество. Расцениваю это как самую высокую оценку нашей работы. Она тем более почетна еще и потому, что полностью совпадает с оценкой трудов Российского Библейского Общества по распространению Слова Божия в России и в мире, выраженной недавно от имени его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (см.приложение). То обстоятельство, что суждение о якобы нерелигиозном характере РБО было озвучено Дворкиным еще до проведения какой-либо экспертизы (или хотя бы ее видимости), как нельзя лучше показывает уровень правосознания Дворкина, а также совета, председателем которого он был единогласно избран. Доказывать и обьяснять такому совету что-либо совершенно бесполезно, тем более, что Минюст еще 20 ноября 2008 года после проведенной проверки признавал РБО религиозной организацией (см.приложение). Лучший способ общения с подобными персонажами, согласно Писанию, - молитва и пост, к чему в сложившейся обстановке всех и призываю».

Информацию об акции также опубликовали официальный сайт Российского Союза евангельских христиан-баптистов, официальный сайт Российского объединенного союза христиан веры евангельской, официальный сайт Христианского служения «Живая Вера» (Пенза), на веб-сайте портала «Новости христианского мира» и многих других. Акцию также поддерживает служение pomazanie.org и группа «Молитва за Россию» на Одноклассниках.

В адрес акции «Инквизиторам – нет!» стали поступать списки членов организаций и церквей, которые поддерживают обращение к министру юстиции РФ А.В. Коновалову и выступают за сохранение светского государства в России. В частности, были присланы подписи 15 баптистов из города Балашова Саратовской области, 40 адвентистов из г. Шахунья и п. Вахтан Нижегородской области, несколько десятков членов Общества Сознания Кришны из города Тольятти и другие. Была получена поддержка от целого ряда христианских служителей – руководителей региональных объединений. Это Кубата Сергей Викторович, епископ Объединения Церквей Евангельских христиан-баптистов Тюменской области и ХМАО, Качан Константин Иванович, старший пресвитер, Объединение Церквей ХВЕ Иркутской области и многие другие.

Ввиду многочисленных обращений со стороны служителей различных религиозных организаций, мы еще раз публикуем правила поддержки акции. Если это возможно, присылайте списки тех, кто поддерживает обращение, указывая ФИО, город, область, населенный пункт, принадлежность к какой-либо вере, конфессии или организации, учебному заведению (научные степени и звания, если есть.

Славянский правовой центр сообщает:
Как присылать подписи и комментарии?
Просьба присылать подписи под обращение, в поддержку акции и своим комментарии и отзывы, указывая фамилию, имя, отчество, принадлежность к какой-либо вере, конфессии или организации, учебному заведению (научные степени и звания, если есть), город, область, населенный пункт. Если Вы можете собрать подписи от Вашей церкви, любой организации, вуза, предприятия, то можно прислать подписи на каком-либо бланке и оформить также: указать фамилию, имя, отчество, принадлежность к какой-либо вере, конфессии или организации, учебному заведению (научные степени и звания, если есть), город, область, населенный пункт.

Наш адрес:
inkvisitoramnet@mail.ru, тел.: 495-645-10-44, ICQ 341831954Для нас важно мнение каждого гражданина России. Данное Обращение является открытым для подписания всеми людьми доброй воли, учеными, экспертами, религиозными лидерами и простыми верующими.

Огромное спасибо за Вашу поддержку, за Ваш голос и за Ваш отзыв!

Открытое обращение к министру юстиции РФ А.В. Коновалову нужно и можно посылать напрямую, как от религиозных организаций и научных центров, так и от рядовых граждан России, не согласных с тем, что их деятельность будут оценивать «инквизиторы» - Дворкин и его помощники. Акция «Инквизиторам - нет!» является возможностью открыто и во всеуслышание заявить свой протест против дискредитации светской науки, самой религиоведческой экспертизы, а также заявить протест против клерикализации общества и разрушения основ светского и правового государства в России.

Ссылки по теме:

В России стартует общероссийская бессрочная акция за светское государство и против присутствия радикальных «сектоведов» в новом составе Совета при Минюсте РФ
Здесь Вы можете прочитать о самой акции, увидеть комментарии сторонников и противников акции, а также оставить свой отзыв. Наш адрес: inkvisitoramnet@mail.ru

Текст обращения к министру юстиции РФ Александру Коновалову по поводу ситуации вокруг нового состава Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ и все присланные подписи

Присоединяйтесь к акции против клерикализации общества и за светское и правовое государство в России. Поставьте свою подпись! Наш адрес: inkvisitoramnet@mail.ru

Далее - другая тема: Социологи объяснили религиозное непостоянство американцев

В США опубликован доклад о религиозном непостоянстве американцев, пишет Los Angeles Times. Исследование подготовлено одним из подразделений исследовательского центра Pew, которое в 2008 году установило, что более 40 процентов американцев успели сменить религиозную принадлежность хотя бы однажды.

Исследователи установили, в частности, что большинство людей, отказавшихся от религии, в которой их воспитывали, сделали это к 24-летнему возрасту. Установлено также, что многие меняют религиозную принадлежность более одного раза. Социологи опросили 2800 человек из трех групп: католиков, протестантов и тех, кто не ассоциирует себя с определенной церковью. Иудеи, мусульмане и другие религиозные группы не были включены в исследование из-за своей небольшой численности.

 

Значительный отток верующих выявлен среди католиков: от этого вероисповедания отказались около 10 процентов взрослых американцев, родившихся в католических семьях. В большинстве случаев католики отказываются от своей церкви из-за несогласия с консервативными доктринами по вопросам абортов, гомосексуализма, контроля рождаемости и отношения к женщинам. При этом отток прихожан из католической церкви во многом компенсируется иммиграцией из Латинской Америки.

 

Среди американцев, воспитанных в протестантизме, протестантами остались примерно 80 процентов. При этом из них более четверти сменили протестантскую деноминацию. Протестанты меняют религиозные предпочтения по ряду причин: например, находят более симпатичную им религиозную традицию, переезжают в другие районы, вступают в брак с людьми другого вероисповедания или остаются недовольны атмосферой на богослужениях.

 

Согласно докладу Pew, велика доля американцев, не ассоциирующих себя с какой-либо религией: она составляет 16 процентов. Многие из этих людей отказались от религии, потеряв веру в Бога или разочаровавшись в религиозных учениях. Также многие представители безрелигиозной группы заявили, что считают религиозных людей лицемерными, субъективными и неискренними. Тем не менее многие безрелигиозные респонденты не исключают, что в будущем обретут вероисповедание. Показательно, что большинство американцев, выросших в нерелигиозных семьях, сейчас принадлежат к какой-либо религиозной группе.

 

В марте в США был опубликован другой доклад о религиозных предпочтениях - Обзор религиозной идентификации американцев (ARIS), подготовленный исследователями Тринити-Колледжа в Хартфорде, штат Коннектикут. Авторы ARIS пришли к выводу, что основные христианские церкви в США теряют поддержку населения, а доля нерелигиозных граждан растет и достигла 15 процентов.

 

КОММЕНТАРИЙ: Нецерковная Америка

В понедельник был опубликован Американский обзор религиозной идентификации (American Religious Identification Survey, ARIS) - масштабное исследование религиозных предпочтений жителей США. В период с февраля по ноябрь 2008 года исследователи опросили примерно 54,5 тысячи человек, живущих в основной части страны - за исключением Аляски, Гавайев и островных территорий. В числе прочего выяснилось, что основные христианские церкви теряют поддержку общества, а число американцев, не связывающих себя с какой-либо религией, растет.

Это уже третий выпуск ARIS: предыдущие исследования проводились в 1990 и 2001 годах. Новые данные не слишком отличаются от данных семилетней давности, однако они подтверждают зафиксированный раньше сдвиг, произошедший с 1990 года. "Многие думали, что наши находки в 2001 году были какой-то аномалией. Теперь мы знаем, что это не так", - говорит Ариэла Кисар (Ariela Keysar), один из двух соавторов доклада. Главное заключение исследователей состоит в том, что "люди без религии" - единственная из охваченных исследованием групп, увеличившая свою численность во всех штатах. "Конкуренцию христианству представляют не другие мировые религии или новые религиозные течения, а скорее отказ от организованных религий вообще", - говорится в докладе.

Доклад ARIS подготовлен в рамках Программы исследования общественных ценностей в Тринити-Колледже (Хартфорд, штат Коннектикут), финансируют проект два некоммерческих фонда - Lilly Endowment и Posen Foundation. Наименее благоприятны результаты исследования для основных протестантских деноминаций, долгое время игравших в американском обществе ключевую роль: это методисты, лютеране, пресвитериане, англикане (епископальная церковь) и Объединенная церковь Христа. "Похоже, что двухпартийная система американского протестантизма - основные деноминации против евангельского христианства - рушится", - отметил руководитель Программы исследования общественных ценностей Марк Силк (Mark Silk).

Доля приверженцев основных деноминаций протестантизма с 1990 к 2008 году сократилась с 18,7 процента до 12,9. Общая доля христиан при этом с 86,2 процента в 1990 году сократилась до 76,7 процента в 2001 и 76 в 2008. Самой большой группой в классификации ARIS остаются католики: их доля составляет около 25 процентов (в 2001 - 24, в 1990 - 26). Главная причина, по которой католицизм сохранил свои позиции, - приток иммигрантов из Латинской Америки. "Упадок католицизма на Северо-Востоке можно смело назвать ошеломляющим. Благодаря иммиграции и естественному приросту латиноамериканского населения в Калифорнии теперь процент католиков больше, чем в Новой Англии", - заявил соавтор Кисар Барри Космин (Barry Kosmin). На втором месте в национальном масштабе - баптисты, доля которых с 1990 по 2008 год сократилась с 19,3 процента до 15,8 и которые остаются самой большой некатолической группой христиан.

Ни с какой религией себя не идентифицируют уже 15 процентов американцев. Это небольшой скачок в сравнении с 2001 годом, когда доля нерелигиозных людей оценивалась в 14,1 процента, но с 1990 года ситуация изменилась разительно: тогда этот показатель составлял всего 8,2 процента. Если раньше наименее религиозной частью страны было северо-западное побережье Тихого океана, то теперь на первое место вышел север Новой Англии. Вермонт, где доля нерелигиозных людей достигла 34 процентов, опережает по этому показателю остальные штаты. Особо стоит отметить, что сами себя называют атеистами или агностиками лишь 1,6 процента американцев, но исходя из их взглядов, под такие определения подходят 12 процентов. Если исходить из специфики личных взглядов, то еще 12 процентов людей можно назвать приверженцами деизма, верящими в высшие силы, но не персонифицирующими Бога.

После католиков, баптистов и нерелигиозных людей в рейтинге ARIS располагаются христиане в широком смысле (14,2 процента), протестанты основных деноминаций (12,9 процента), пятидесятники и харизматы (3,5 процента), другие протестантские деноминации (сюда включены различные церкви Христа, свидетели Иеговы и адвентисты седьмого дня - всего 3,1 процента) и мормоны (1,4 процента). Последующие места распределились между последователями нехристианских религий. Наиболее многочисленная группа включает различные новые течения, в частности неоязыческую религию викка: в общей сложности, на долю таких учений приходится 1,2 процента населения по сравнению с 0,8 в 1990 году. Доля верующих иудеев сократилась (с 1,8 процента в 1990 году до 1,2 процента), во многом, как заключают исследователи, из-за снижения роли религии в среде молодых евреев. Далее следуют восточные религии (в частности, имеется в виду буддизм), число последователей которых с 1990 года выросло 0,4 до 0,9 процента. При этом, как отмечают исследователи, американцы азиатского происхождения чаще других отказываются причислять себя к конкретной религии. Замыкают список мусульмане, доля которых в 1990 году составляла 0,3 процента, а к 2008 году удвоилась.

Религия в американском обществе изначально играла очень большую роль, расхожее мнение заключается в том, что "настоящий" американец может следовать какой-нибудь необычной вере, но вовсе без религии обходиться не способен. О том, что ситуация изменилась радикальным образом, пока говорить нельзя, но перемены налицо: без религии обходится все больше людей. К тому же многие находятся "в активном поиске": в прошлом году Исследовательский центр Пью (Pew Research Center) заключил, что 40 процентов американцев успели за время жизни поменять свои религиозные предпочтения. Важнейшая отмеченная в ARIS тенденция - рост численности христиан, находящихся вне деноминаций, что связывают с увеличением популярности так называемых "мегацерквей".

Мегацеркви - это храмы, рассчитанные на одновременное пребывание нескольких тысяч молящихся, а в своей религиозной практике придерживающиеся, как правило, максимально универсальных позиций. Если в 1990 году в США насчитывалось менее 200 тысяч прихожан мегацерквей, то теперь их число перевалило за 8 миллионов. Другой важный феномен - понятие "евангельского христианства" (evangelicalism). Это понятие оказалось шире церковных рамок: евангелистами и "заново рожденными христианами" себя называют 34 процента взрослых американцев и 45 процентов от общего числа христиан (среди католиков такие характеристики к себе применяют 18 процентов). По мнению Марка Силка, исследователям еще предстоит разобраться, что же представляет собой евангельское христианство по-американски, но уже понятно, что сдвиг в сторону наиболее универсальных и мягких его форм является в США главной тенденцией среди протестантов, а возможно - среди американских христиан вообще. Василий Чепелевский Lenta.ru

Хочу добавить несколько слов  по поводу ситуации в России. Как показывают разнообразные социологические опросы, большинство россиян относят себя к числу православных, но при этом их посещение храмов и доверие к институту церкви очень невелики. Я провожу небольшое личное исследование путём опроса на своём сайте "Каруна", задавая следующий вопрос "Как вы относитесь к вере в Бога, и что от Него хотите?" и предлагая выбрать различные варианты ответов.

Полную статистику ответов вы можете посмотреть на сайте. Я же приведу лишь наиболее выразительные показатели. 17% участвовавших в опросе (самое большое число) ответили, что в своей вере в Бога ожидают от Него очищения своей души, 15% хотят быть Его орудием, чтобы нести мир и любовь, 12% верят в Бога как Высший Разум или Абсолют, который управляет Вселенной, но не вмешивается в дела людей (нечто вроде философии деизма или научного пантеизма типа мировоззрения Эйнштейна), 9% заявили, что верят в Бога, но не посещают или редко посещают церковь и, наконец, самое интересное на фоне этого: поровну - по 3% назвали себя атеистами или регулярно посещающими церковь верующими.

Отсюда напрашивается простой вывод: люди верят в Бога в нравственном смысле, они хотят, чтобы Бог помог им стать лучше и чище, они хотят нести любовь и мир, но большинство их при этом вовсе не являются практикующими (то есть воцерковлёнными) верующими, и так же как в Америке высок процент тех, кто верит в Бога не по-церковному, а по-философски. Это ярко показывает разрыв между церковной традицией и современной реальностью.

Последняя на сегодня интересная статья: "Ромео и Джульетта": история лесбийской любви

Готовы биться об заклад: когда Уильям Шекспир писал свою бессмертную трагедию "Ромео и Джульетта", он и предположить не мог, что спустя много лет она появится на театральной сцене именно в такой постановке.

С другой стороны, во времена Шекспира все женские театральные роли исполнялись мужчинами, поэтому есть ли смысл удивляться, что в наши дни Ромео может стать женщиной? Именно так американский театр Guerilla решил интерпретировать великую пьесу, перекроив ее на современный лад. Да, мы помним фильм "Ромео + Джульетта" База Лурмана с участием тогда еще юного Лео Ди Каприо и Клер Дэйнс, в котором веронская история была изложена в современной трактовке, а Монтекки и Капулетти стали враждующими мафиозными кланами. Помним и
скандал, докатившийся до британского парламента, после того, как на сцене школьного театра герои Шекспира превратились в Ромео и Джулиана. И вот теперь перед нами - классическая любовная драма, в которой Ромео и Джульетта - женщины, Капулетти - семья республиканцев, а Монтекки - демократов. Режиссер постановки Ричард Дэвис утверждает, что эта идея была навеяна... ноябрьскими президентскими выборами, состоявшимися в США.

"Меня ужасно расстроил тот факт, что калифорнийские избиратели одобрили восьмое предложение о конституционной поправке, которая определяет брак как союз мужчины и женщины. Поэтому превращение любовной истории Ромео и Джульетты в лесбийский роман стало моим ответом и заявлением о том, что я поддерживаю однополые браки", - говорит режиссер.

Почему Шекспир? Дэвис считает, что именно "Ромео и Джульетта" как никакая другая пьеса способна отразить его эмоции в театральном действе, поскольку речь в ней идет о запретной любви. Запретной не потому, что она не может существовать, а потому, что над влюбленными тяготеют догмы и установки.

"В дни Шекспира - так называемую "елизаветинскую эпоху" - это были два враждующих дома, и юноше из одной семьи запрещалось любить девушку из другой. Но какая любовь может быть запрещена в современном мире, спросил я себя, - продолжает режиссер. - Черно-белая? До этого больше никому нет дела. Любовь между представителями разных религий? То же самое. Богача и нищенки? Давно забыто.

Единственная любовь, которую сегодня пытаются запретить - это любовь мужчины к мужчине или женщины к женщине. Этим людям не позволяют вступать в брак и жить полноценной жизнью, и это - одна из худших вещей, которую только можно себе представить".

Театр Guerilla не первый раз "изменяет пол" шекспировских персонажей. Когда-то на его сцене Гамлета играла женщина, после чего и другие герои пьес великого драматурга стали воплощаться актрисами. Конечно, в данном случае речь идет о традиционно мужских ролях.

"Знаете, в какой-то степени превращение Ромео из мужчины в женщину было на удивление легким", - говорит Кэйти Скофил, исполняющая роль Ромео.

Авторы спектакля надеются, что на публику окажет влияние не только "лесбийская трактовка" знаменитой пьесы, и что в ходе спектакля она задумается над другими вещами. Например, когда Ромео избивает Тибальд - родственник Джульетты из семьи Капулетти, - это может восприниматься как то, что в английском языке получило название "gay-bashing", то есть "избиение гея", или, как говорят юристы, "совершение преступления из ненависти к гомосексуалам".

Актриса Куинн Кишпау, исполняющая роль Джульетты, считает, что воспринимать пьесу исключительно сквозь призму лесбийской любви не стоит. "Потому что это - не рассказ о любви двух женщин, а рассказ о любви двух людей, - говорит она. - Кругом все только и твердят что о "святости института брака, которую разрушают однополые браки". И это сегодня, когда 18-летние парень с девушкой, накачавшись алкоголем, могут пожениться на каждом углу в каком-нибудь Лас-Вегасе, чтобы на следующий день развестись. Это вы называете священным институтом? То есть, вы поддерживаете такие браки, а не права двух людей, которые по-настоящему любят друг друга?"

Режиссер Ричард Дэвис утверждает, что вовсе не собирался "щекотать нервы публики" тематикой лесбийской любви, и не однополую клубничку собирается ей преподносить. Его главная задача заключается в том, чтобы зритель понял: запрет на любовь антиконституционен в любом государстве, в любое время для любого человека. При этом и сам режиссер, и его актеры не собираются уходить от полемики: "Хотите поспорить с нами? Пожалуйста! - приглашает он. - Мы будем рады увидеть среди зрителей противников гей-браков - для того, чтобы их разозлить".

Lesbi.ru Александра Лопата
По материалам Starnewsonline.com

Новости блога "Свободомыслие:

В двух последних выпусках одноимённой рассылки размещены 2 и 3 части моей статьи о библейской критике (1 часть см. Библейская критика - 1)

"... Исследования показали, что библейские тексты являются синтезом нескольких древних источников, имеющих разное географическое и временное происхождение, и что этот синтез был сделан гораздо позднее, чем традиция приписывала написание этих книг легендарным авторам.

Это открытие нанесло существенный удар по примитивным церковным представлениям, рисовавшим создание книг Библии в виде внушения от Бога древним пророкам. Оказалось, что библейские тексты вместе с самой библейской верой прошли долгий путь эволюции.   «Да и вообще в Ветхом Завете нет единой религии, а в нём мы имеем динамическую картину становления монотеизма, проше дшего сложный путь от простых верований кочевников через смутное двоеверие эпохи Судей и первых царей к этическому единобожию пророков. Эта духовная эволюция совершается в рамках гражданской истории Израиля», – пишет священник Александр Мень.

Более того, оказалось, что библейская вера возникает не в вакууме, в котором действует один лишь Бог, дающий людям «истинную» религию, отличную от других, «ложных».  Но что её развитие связано с культурой древних народов. В Библии содержится немало заимствований из более древних обычаев и преданий, многое из того, что описано как данное евреям свыше, наблюдалось так же и у их языческого окружения..."  Читать полностью статью: Библейская критика-2

"Понимание культурно-исторического контекста возникновения библейских текстов существенным образом влияет на интерпретацию Библии. Если представлять библейские тексты написанными под диктовку Святого Духа, то возникает иллюзия абсолютной непогрешимости каждой буквы и каждого слова.  Это, в свою очередь, ведёт к досадным для верующих недоразумениям, когда историческая наука раскрывает те или иные неточности или ошибки в изложении библейской истории, а естественная наука доказывает несоответствие древней библейской картины мира современной научной.  Однако если понимать, что авторами библейских текстов были всё же люди, эта проблема снимается.

Так под влияние научных открытий религиозное сознание постепенно эволюционирует…

… Критика Нового Завета и поиски исторического Иисуса приводили исследователей к самым различным заключениям. Так, Шлейермахер считал Иисуса человеком, пережившим единство с Богом. Штраус был убеждён, что вокруг личности Иисуса создан ореол мифов. Ренан считал, что в Иисусе произошло эволюционное развитие религии.  Ритчл верил, что Иисус совершил подвиг ради того, чтобы люди изменили своё отношение к Богу. Гарнак считал, что евангельский образ Иисуса является плодом субъективного восприятия его учеников. Швейцер утверждал, что все поступки Иисуса были мотивированы его субъективными ожиданиями того, что должно произойти в  будущем. Древс и мифологическая школа, насаждавшаяся впоследствии советской атеистической пропагандой, вообще отрицали историческое существование Иисуса. Однако можно выделить два главных результата всего этого разнообразия поисков исторического образа Иисуса…" Читать полностью статью: Библейская критика-3

Новости блога "Записки еретика"

Николай Митрохин. Следить будут строго

РБО и целый ряд христианских сайтов и организаций поддержали акцию «Инквизиторам – нет!»

Социологи объяснили религиозное непостоянство американцев. Нецерковная Америка

Британский священник на Пасху вместо проповеди проехал по церкви на роликовых коньках

Для фильма «Ангелы и демоны» съемки на площади св. Петра вели «фальшивые туристы»

В Саудовской Аравии резко ограничат возможности женщин посещать спортзалы

Пакистанские талибы убивают христиан за протесты против введения шариата

Британским детям расскажут об однополых браках

В Айове началась регистрация однополых браков

Звезду Болливуда засыпали угрозами после того, как она заявила о поддержке геев и лесбиянок

Геи и лесбиянки вышли на улицы Санкт-Петербурга с заклеенными ртами

Появилась пародия на социальную рекламу противников однополых браков (ВИДЕО)

"Ромео и Джульетта": история лесбийской любви

Реинкарнация - это смена одежды?

Премьер-министром Исландии стала лесбиянка. Теперь - по воле народа

Свободомыслие, вып.26

Свободомыслие, вып.27

Дорогие друзья! Я уезжаю на небольшой срок. В моё отсутствие выпуски рассылки приостановятся и будут продолжены после моего возвращения, вероятно, ближе ко второй половине мая.

До следующих виртуальных встреч!

Будьте успешны и счастливы!

Вы можете оставлять свои комментарии или вопросы на Форум

Вы можете размещать свои собственные статьи, книги, стихи, прозу, фотографии любой тематики в разделе нашего сайта Творчество наших посетителей

Вы можете написать нам по ссылке:

Ведущие рассылки Елена Преображенская и Александр Грайцер

 

 


В избранное