Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире


НАШИ ПРОЕКТЫ:

"Каруна: путь сострадания и любви"

"Микрокосм": духовно-образовательный проект

"Тайны мироздания": научно-популярный проект

"Записки еретика": религиозно-либеральный блог

"Внутри": творческий сайт Александра Грайцера

"Наука и религия": антифундаменталистский проект

"Мудрость": священные книги религий, этническая музыка

"Тебе принадлежит свобода": книга и музыкальный альбом Александра Грайцера с комментариями Елены Преображенской

Рассылка Елены Преображенской и Александра Грайцера

ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 45/2009-04-04

Дорогие друзья!

Сегодня мы продолжаем публикацию глав книги Александра Грайцера "Гений игры", а так же хотим предложить вам одну интересную заметку о свободе и религии. Предыдущие главы книги "Гений игры"см. на сайте "Каруна": Александр Грайцер. Гений игры.  

ЯЗЫКИ ТВОРЧЕСТВА

     Много языков у творчества. Поскольку творить можно на любом языке. На языке словесном, так называемом вербальном. Творить можно и  без слов. Математики, например, творят на языке цифр. Музыканты – на языке звуков, а танцоры на языке тела, пластики. Художники – на языке красок и линий, а фотографы, операторы просто берут готовые формы жизни, как мы их видим, и с помощью неожиданного ракурса или монтажа создают свое искусство – фотографию или кинофильм.

      Если вы собрались творить, то для начала определите для себя,  какой язык ближе и понятнее вам, на каком вы думаете, и какой язык вы понимаете. Мне, например, ближе всего язык вербальный, то есть, язык слова. С детства я читал книги, множество книг, и у меня более всего развился именно этот язык. Вполне, вероятно, что тут играют свою немаловажную роль даже гены.

      Мой отец занимался журналистикой и литературой, был членом Союза журналистов СССР. А дед, вообще, был очень талантливым журналистом, редактором газеты. Мой прадед, как рассказывал мне отец, был кантором в синагоге, то есть музыкальным работником, певцом. И как бы то ни было, я более всего в своей жизни занимаюсь именно литературой и музыкой. Хотя и в других видах творчества также пробую себя.

      А каким языком более всего пользуетесь вы? Разберитесь в этом. Для меня было настоящим шоком открытие того факта, что люди говорят на разных языках. Не в смысле иностранных -  русском, японском и т.д. А именно на разных понятийных языках. Они понимают мир различным способом. И мир говорит к ним тем языком, который они понимают.

      Так до определенного времени я был в иллюзии насчет того, что с каждым человеком можно договориться с помощью слов. И когда я увидел, что близкий мне человек, моя собственная жена, не в состоянии меня понять, и вовсе не потому, что я плохо объясняю, а потому что язык слов для нее – чужой, этот язык просто не пользуется доверием у нее, -  я что называется, чуть  не «выпал в осадок». Я даже не сразу это понял, искал причины ее  непонимания  в себе или в других факторах. А дело оказалось именно в том, что  мы с ней говорим на разных понятийных языках.

      Для меня слово – это мощный язык. Я знаю и верю, что за словом стоит реальность, что слово описывает или выражает реальность. Более того, оно в состоянии творить эту реальность. Я убежден в этом так же, как я убежден в существовании неба и земли.

      Однако моя жена говорит на другом языке. Я бы назвал его языком поступков, действий. А к языку слова  она  относиться с большим недоверием. Да и вообще слова для нее, как это ни странно, мало что значат.

       Например, когда я не прав по отношению к ней, я просто прошу прощения, извиняюсь. И для меня этого вполне достаточно. Для меня, но не для нее! В то же время, когда она не права передо мной, она не извиняется. И не просит прощения. Она выражает свое сожаление иным способом. С помощью жестов и поступков. С помощью дел. И это необходимо учитывать, если мы хотим достичь взаимопонимания. Более того, кто-то из нас должен овладеть языком другого. Мои проповеди и нравоучения никак не действуют на нее.

      Когда я начал заниматься театром, я столкнулся с той же проблемой. Театр – искусство синтетическое, он включает в себя одновременно различные искусства – литературу,  и  пластику, и музыку, и костюмы.… Иными словами, театр одновременно говорит со зрителем на нескольких языках. И когда я начал делать спектакль, актеры в нем только и делали, что говорили. И это было скучно и неинтересно, не жизненно. Как сказал бы великий Станиславский по этому поводу – «Не верю!».

Пришлось в ходе работы перестраиваться и осваивать другие языки – язык движений, язык танца, язык молчания…     

    Знаете ли вы, к примеру, о том, что актер, настоящий актер, даже если он просто находится на сцене и ничего не говорит, более того, даже если он не двигается, он все равно что-то говорит публике. На каком языке? На языке смысла – праматери всех остальных языков. Своим молчанием и неподвижностью он что-то выражает. Недаром талантливость актера определяется его умением «держать паузу». То есть, количеством  времени, которым актер способен держать интерес публики, ничего не говоря.

      Некоторые люди в совершенстве владеют языком, назовем его так, зрения. Им достаточно только увидеть ситуацию, явление, другого человека и они сразу все поймут. Что здесь произошло или происходит, какой человек перед ними, что следует от него ожидать. По каким-то, известным только им деталям, они точно понимают ситуацию. Другие в совершенстве владеют языком, назовем его так, слуха. Хорошему механику достаточно только послушать, как работает  мотор в автомобиле, чтобы определить все неполадки. Третьи сосредоточены на слове, которое говорит человек, или которое написано в книге. И если им не рассказать, не объяснить, они ничего не поймут и не увидят….

    Смысл или дух выражает себя по-разному и у каждого человек есть свой язык творчества. Язык, который он знает и понимает.  

                                               О БУКВЕ

     Буква – это элемент слова. Первичный элемент.  Из букв, как из кирпичиков, строится  слово. Слово состоит из букв точно так же, как  человек состоит из костей, мышц, связок.… Но сами по себе кости или мышцы еще не являются самостоятельными самодостаточными элементами. Они не могут жить в таком самостоятельном состоянии. 

     Так и буква – это элемент несамостоятельный, она не может полноценно существовать отдельно. В букве нет смысла. Чтобы буква обрела смысл, она должна стать Словом. Есть слова, состоящие всего лишь из одной буквы. Но это уже слова, а не буквы. С ними произошло нечто такое, что коренным образом изменило их статус. Они получили одухотворение. Например, человек воскликнул в удивлении –«О!!!». И в этом звуке выразил целую гамму эмоций и мыслей. Он сказал слово, состоящее из одной буквы. Но все-таки слово!

     Но буква «о», например, написанная на бумаге, остается всего лишь буквой. И она не выражает собой ничего, кроме того, что при определенных обстоятельствах может являться элементом какого-то слова. И чтобы увидеть в ней что-либо, например, символ пустоты, ноль, необходима мысль.

      Бывает и наоборот. Человек пишет или произносит слово, которое по своему статусу является всего лишь буквой. То есть, несамостоятельным элементом. Элементом, не говорящим ровным счетом ничего. Не несущим в себе мысли. Не наделенным смыслом.

    Пустым словом, за которым не стоит реальность. Такие слова, например, говорят попугаи.

     Попугаи просто механически повторяют звуки, которые внешне выглядят, как слова, но словами, по сути, не являются. А иные люди, обманутые внешней похожестью звуковых форм, думают, что попугай сказал что-то умное. Или вот еще пример. Читаешь порой какой-нибудь текст, и вроде бы каждое отдельное слово известно тебе и понятно, но в сочетании их вместе возникает такая абракадабра, что голову можно сломать, разбирая все это.

     Почему есть смысл говорить об этом так подробно? Потому что люди частенько путают букву со словом, и не видят различия между ними. Лично я имел привилегию общаться со многими такими людьми. Они обильно цитировали Священные Писания, бывало, наизусть говорили целые отрывки и главы. Знавал я даже человека, который вообще не говорил своими словами, и на каждый случай жизни у него была цитата из Библии. Но я вам скажу, что общаться с такими людьми практически невозможно. По причине взаимного непонимания и невозможности нахождения общего языка.  

     Они живут за пределами смысла в некой ирреальной, я бы даже сказал сюрреальной зоне. Чтобы научиться понимать их вы должны стать такими же, как они. Освоить этот условный язык, который выражает вовсе не человеческие понятия, но некий код. И с помощью этого кода, непонятно как связанного с реальностью (а может и вовсе не связанного с ней), научиться выражать себя.

     Религиозный фанатизм – это явление этого порядка. Когда люди, знают все буквы, из которых составляются слова, но не знают Слова. Потому как Слово нужно получить, как  Моисей получил Тору на Синае, и обязательно соотнести это Слово со своей жизнью.

     Что значит получить и соотнести?  Нужно понять и принять смысл этого Слова (если и не принять, то хотя бы понять!) Нужно извлечь этот смысл из звуковой или письменной формы, как зернышко извлекают из кожуры семечка. И это способна сделать только мыслящая личность. Знающая, что такое смысл и умеющая отличить его от бессмысленности.

       А без смысла Слово останется буквой. Одно мыслящее существо говорит другому мыслящему существу. И личность общается с личностью. Вот в чем суть диалога. И если хотя бы одна сторона в диалоге не способна мыслить, то и диалог не состоится. Людей объединяет взаимопонимание.

        И равно отсутствие взаимопонимания их разделяет. Скажу больше, разрушает. Не бывает взаимопонимания помимо смысла. Не бывает взаимопонимания помимо личности.

        Услышанное, прочитанное, увиденное, сказанное и произнесенное слово, которое не осмысленно, остается буквой. Каким бы длинным и громким оно ни было. Какая бы большая по размерам толпа его бы ни скандировала. Какие бы знаменитости его бы ни произносили.

       Слово без смысла – это буква, которая не несет в себе жизни. А значит, несет в себе смерть. Деградацию и разложение. Вот так.

Продолжение следует...

Второй материал, который хотелось бы вам предложить, - это небольшая заметка священника так называемой "катакомбной" православной церкви Якова Кротова, сделанная им некоторое время назад в его ЖЖ.

За нашу и не нашу свободу!

Хорошо на западе Европы! Всё постепенно. Сперва Лютер борется с Римом за право богословов читать и толковать Библию. Спустя несколько десятков лет уже мирянки в борьбе с мирянами отстаивают своё право… Спустя сотни лет уже атеисты в борьбе с верующими отстаивают своё право не читать и не толковать Библию. В общем, с каждым новым поколением борьба за свободу ширится, доходя до права священников жениться, а потом до права женщин быть священниками, а потом до права гомосексуалов быть священниками. Всё постепенно, не вдруг. Конечно, всё равно каждое очередное поколение в шоке, буря бурлит, ропот ропочет, толпа топочет, но шок, буря и топот носят цивилизованный характер.

Дело не в том, что на Западе люди какие-то особо цивильные. Вот Лютеру довелось быть свидетелем крестьянской войны. В сущности, ему повезло увидеть то, что в полной мере реализовалось спустя триста лет. Покойный отреагировал крайне нервно. А если бы Лютер, или английский король Генрих, отложившийся от Рима, увидели бы женщин-священников и гомосексуалов-епископов? Тут же бы удар, гроб, похороны. Одно дело от гусиного пера перейти к перу из стали, совсем другое – от гусиного пера перейти к компьютеру, минуя все промежуточные стадии.

Это как с эволюцией: всё хорошо, пока не доходит до возникновения нас, грешных сапиенсов. Тут какой-то качественный скачок, недостача звеньев, и хорошо ещё, что мы участники эволюции, а не наблюдатели. Можно понять обезьян, которые от изумления с тех пор остановились в развитии.
 

***
Восток Европы пришёл к столу демократии на готовенькое. Произошло нечто подобное прыжку Монголии из феодализма прямо в развитой социализм, минуя капитализм. Вчера ещё пределом мечтаний свободолюбивого русского человека была отмена пятого пункта в паспорте (еврей или нет) и шестого в конституции (коммунистическая партия обладает монополией на власть), а сегодня уже ему в затылок жарко дышит трансвестит, требуя и себе того же. То есть, свободы.

Хорошо было в 1989-м выступать за свободу благовоспитанным литовцам и натуральным эстонцам. В 2008-м плохо: в заступничестве нуждаются и нефтяной миллионер, и оборванный самиздатчик, и учёный из военно-промышленного комплекса, и кришнаит, и гей, и лесбиянка.

Одно дело – митинговать за выдвижение академика Сахарова в депутаты. Помитинговал – и вроде бы ты сам великий физик, вроде бы ты сам героически жил в ссылке и ради любимой женщины голодал и терпел принудительное кормление, которое куда хуже голода.

Совсем другое дело, когда ты митингуешь за свободу, а рядом транссексуал подскакивает и тоже просит свободы. Начинаешь сам себя чувствовать транссексуалом, кришнаитом, лесбиянкой и ещё кое-кем, о ком в приличном обществе не говорят.

Вот уже и раздались – причём из вполне демократических уст, иначе бы и внимания обращать не стоило – заявления и призывы как-то отмежёвываться, не сливаться и где-то в чём-то противостоять. Чтобы не дискредитировать демократическое движение в глазах большинства, в которых оное движение и так уже дискредитировано. Да что демократы! Даже антиклерикалы стараются отмежеваться от движения за права сексуальных меньшинств, во всяком случае, следят, чтобы его представители не слишком звучали в борьбе за свободы совести. Впрочем, во времена господства атеистов-антиклерикалов голубых и розовых вообще держали в чёрном теле.

Беда в том, что начать отмежёвываться нетрудно, а остановиться невозможно. Демократическое движение в России и раньше-то было не слишком смелым, и за тех же сайентологов с кришнаитами не вступалось, а то и прямо над ними подсмеивалось.

Не обязательно демонстрировать вместе с нацистами и коммунистами, но обязательно видеть разницу между нацистами и коммунистами – и геями, лесбиянками, инаковерующими и кого там ещё власть изволит зачищать. Да, с непривычки тяжело, боязно (а вдруг сам геем стану!) – так привыкайте, друзья, и поскорее. Никто ещё от борьбы за свободу геев не стал геем, как от борьбы за свободу миллионера никто не станет миллионером. Если же начать цыкать на гомосексуалов и сайентологов – пусть, мол, подождут своей очереди – тогда мы, цыкающие, становимся неотличимы от нацистов и коммунистов. Любовь к свободе тем и отличается от любви к женщине, что жену надо любить свою, и ради этого можно и от чужой отстраниться, свободу же надо любить чужую, и ради этого можно свою попридержать.

Прихожая священника Якова Кротова

Новости блога "Записки еретика" (после прошлого выпуска рассылки)

Год Индии в России омрачается высказываниями некоторых православных иерархов

Женщина-священник Епископальной Церкви США отказалась отречься от ислама

В Швеции узаконены однополые браки

Вопреки позиции Ватикана многие американские католики не осуждают гомосексуальные отношения

Актриса из сериала "The L Word" совершила камин-аут

Африканский вояж Бенедикта XVI показал, что Ватикан отстает от действительности

Александр Брод: Все правозащитники в России под угрозой

В Санкт-Петербурге проходила акция против призыва в армию

ФЕОР обеспокоено случаями проявления ксенофобии и антисемитизма в учебных пособиях ВУЗов России

Ватиканский официоз поддержал врачей, сделавших аборт девятилетней девочке

Почему вегетарианство набирает популярность в нашей стране

В Саратове состоялся показ фильма “Рассвет/Закат. Далай-лама 14”

До следующих виртуальных встреч!

Будьте успешны и счастливы!

Вы можете оставлять свои комментарии или вопросы на Форум

Вы можете размещать свои собственные статьи, книги, стихи, прозу, фотографии любой тематики в разделе нашего сайта Творчество наших посетителей

Вы можете написать нам по ссылке:

Ведущие рассылки Елена Преображенская и Александр Грайцер

 

 


В избранное