Рассылка Елены Преображенской и Александра Грайцера
ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Выпуск 51/2009-04-19
Дорогие друзья!
Поздравляю православных с праздником Пасхи!
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию, помимо книги Саша Грайцера, ещё две занимательных публикации. Первая - социологический опрос россиян: что мы празднуем в Пасху?
МОСКВА, 16 апреля 2009 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, какие религиозные предписания соблюдают наши сограждане, что, по их мнению, отмечают в Пасху, и как наши сограждане празднуют этот день.
Пасха, по мнению россиян, это праздник Воскресения Христова (44%) или просто праздник, связанный с Христом (21%). Также высказывались предположения, что это день поминовения усопших (3%), день рождения Христа или же праздник духовного единения и очищения (по 2%). По 1% наших сограждан считают, что в Пасху отмечают конец поста (разговение), начало весны.
28% россиян затрудняются ответить, что празднуют в Пасху.
Россияне отмечают Пасху, прежде всего, приготовлением специальных блюд - пасхи, куличей и т.д. (64%), еще 27% освящают пасхальные блюда. В 38% случаев наши сограждане собираются принимать гостей или отправиться в гости (чаще это жители средних городов и менее крупных населенных пунктов - 42-44%), 29% респондентов собираются в этот день поехать на кладбище. Реже собираются идти к всенощной (8%) и дарят подарки (7%). Только 12% праздновать Пасху
не собираются - чаще это москвичи и петербуржцы (20%).
Россияне, считающие себя православными, чаще других склонны готовить на Пасху специальные блюда (75%), освящать их (34%) и ходить в гости (43%).
В целом же, отвечая на вопрос, какие религиозные предписания и ритуалы они соблюдают, россияне чаще всего говорят о посещении церкви, соблюдении поста (по 14%) и праздновании религиозных праздников (11%). 5% сообщили, что придерживаются всех заповедей, по 3% - принимают таинства, живут честно,
молятся. 2% поминают усопших, 1% не работают в праздники и выходные дни. Впрочем, почти половина россиян, считающих себя верующими, никаких религиозных предписаний и ритуалов не соблюдают (47%).
Доля тех, кто посещает церковь, наиболее высока среди православных (17%). Исповедующие ислам склонны к соблюдению поста (20%), а последователи прочих религий чаще других респондентов сообщают о том, что отмечают религиозные праздники (28%).
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 11-12
апреля 2009 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. источник
Следующий материал был интересен лично для меня не столько тем, что в нём содержится рассказ о родственных связях президента США Барака Обамы, сколько так же и тем, что в нём рассказано о существовании чернокожих иудеев, которые ведут борьбу за свои права внутри религиозного сообщества. Об их существовании мне самой не было
ничего известно и было интересно познакомиться, поэтому я надеюсь, что многим читателям так же покажется интересным этот материал.
Зев Чефетс | Independent Ребе Кейперс Фьюней, афроамериканец иудейского вероисповедания, - троюродный брат Мишель Обама и собеседник, ценимый самим президентом США, сообщает The Independent. "Это харизматичный лидер, который хочет, чтобы иудаизм признал: белая кожа для иудея необязательна", - отмечает корреспондент Зев Чефетс, который пообщался с этим раввином.
Фьюней - старший раввин синагоги эфиопских иудеев Бет Шалом Б'наи Закен в Чикаго, одной из самых многочисленных общин чернокожих иудеев в США, сообщает издание. В нынешнем году в день памяти Мартина Лютера Кинга он выступил с речью в Свободной синагоге имени Стивена Уайза в Нью-Йорке,
которая относится к ветви реформаторского иудаизма. На праздник были приглашены и иудеи из четырех афроамериканских синагог. "Отличить черных иудеев от белых можно было даже с закрытыми глазами: они хлопали в такт музыке в разном ритме", - пишет автор.
Фьюней - коренастый серьезный мужчина - пришел в синагогу в темном деловом костюме и большой серой вязаной кипе. Ради посещения синагоги он и его жена не поехали в Вашингтон на ужин, который Обама устроил для родственников и ближайших помощников
накануне инаугурации. "Впрочем, для Фьюнея в тот вечер настал свой судьбоносный момент: его впервые в жизни пригласили публично выступить в центристской синагоге, посещаемой белыми", - пишет автор.
На взгляд многих американских евреев, чернокожий раввин - это оксюморон или даже, ввиду богословских разногласий, еретик, и многолетние попытки Фьюнея доказать, что чернокожие иудеи - такие же, как остальные, игнорировались. "Но человека, у которого родня в Белом доме, не очень-то поигнорируешь",
- замечает издание.
Кейперс Фьюней родился в 1952 году, сообщает издание. Со своей троюродной сестрой Мишель и ее мужем он сдружился, придя на их свадьбу. Супруги Обама, как и Фьюней, активно занимались в Чикаго общественной работой. Фьюней был воспитан в традиционном христианском духе, но в студенческие годы под влиянием идей черного национализма заключил, что христианство навязано черным их белыми хозяевами-рабовладельцами. К иудаизму он пришел под влиянием ребе Роберта Дивайна, который учил, что
истинными потомками библейских евреев являются африканцы и Иисус был чернокожим, отмечает издание.
"Установить, сколько в США чернокожих иудеев, сложно: среди них есть как чернокожие дети, усыновленные белыми евреями или рожденные в смешанных браках, так и афроамериканцы, принявшие иудаизм в той или иной форме, и, наконец, евреи эфиопского происхождения, которые после репатриации в Израиль переехали в Америку", - пишет газета, отмечая, что чернокожих иудеев в Америке, видимо, не более 2%.
Еврейские родственники были у Эстона Хемингса, который считается побочным сыном Томаса Джефферсона, и госсекретаря штата Южная Каролина в начале XIX века Фрэнсиса Кардозо, но, как правило, дети из еврейско-афроамериканских семей не считали себя иудеями.
Черный иудаизм как самостоятельное религиозное течение возник в 1896 году в Канзасе: баптистский проповедник Уильям Сондерс Кроуди создал собственную церковь, где соблюдение шаббата и обрезание младенцев сочетались с почитанием Иисуса и идеей происхождения
африканцев от библейских евреев. "Из учения Кроуди следовало, что черные - богоизбранный народ. За такую идею в тогдашнем Канзасе проповедника запросто могли повесить белые", - замечает автор. Учение прижилось, и ныне церковь, основанная Кроуди, насчитывает более 50 приходов. Что касается Фьюнея, то он постепенно отошел от эклектичной теологии Дивайна, увлекся традиционным иудаизмом течения еврейских израилитов и стал раввином, хотя ни одна "центристская синагога" тогда не признавала за ним
этого статуса.
Течение еврейских израилитов было создано в 1920-е годы неким Уэнтвотом Мэтью, который называл себя выходцем из Африки и уверял, что многие белые иудеи - потомки кочевников-хазар, которые приняли иудаизм в VIII-IX веках. Многие чернокожие иудеи продолжают в это верить, хотя большинство историков считает версию хазарского происхождения европейских евреев совершенно необоснованной. Эта версия также является традиционным аргументом противников Израиля, что нервирует Фьюнея, который, как
и большинство чернокожих иудеев, поддерживает Израиль.
Наводить мосты между еврейскими израилитами и общинами белых иудеев взялся Кейперс Фьюней, отмечает издание. Его синагогу Бет Шалом в Чикаго посещает около 200 человек, причем большинство - неофиты. У Фьюнея также есть традиционное образование в области иудаики, а в 1985 году он прошел гиюр (обряд перехода в иудаизм) вторично, на сей раз удостоверенный раввинским судом консервативного течения иудаизма. Он работает в еврейских организациях Чикаго
и в 1997 году даже вошел в местный Совет раввинов, при этом не отрываясь от традиций своего течения.
По словам Фьюнея, его синагогу посещают учителя, работники городских служб и прочие представители среднего класса. "Филантропов-миллиардеров у нас нет", - замечает он. Свое нынешнее здание община приобрела у синагоги литовских евреев несколько лет назад. Раньше она занимала помещение в неблагополучном районе, в доме на стыке двух сфер влияния - банды латиноамериканцев и банды черных. Обе
банды Фьюней предупредил, что не является пацифистом и в случае чего разберется с ними своими силами. "В чужие дела я не лезу, но проявлять неуважение к нашей синагоге никому не позволю", - поясняет он.
Во время президентской предвыборной кампании Фьюней не поддерживал Обаму публично и вообще старался скрывать факт родства с ним, чтобы не испортить репутацию кандидата в глазах ортодоксов. "Я считаю, что именно они распускали слухи о том, что Барак тайный мусульманин", - сказал
он в интервью. У Обамы таких опасений не было. Более того, когда его обвиняли в недостаточно произраильской позиции, Обама попросил Фьюнея "распространить информацию, что я родственник раввина", сообщает издание.
Фьюней возглавляет организацию Pan-African Jewish Alliance, которая способствует переходу африканцев в иудаизм и их интеграции в массовые еврейские общины, сообщает издание. Для него это способ воплотить на практике свою убежденность в том, что многие африканцы ведут свой род от
ветхозаветных евреев. Так полагают, например, южноафриканское племя лемба и нигерийское айбо. "В Нигерию Фьюней ездит регулярно и фактически является ее верховным раввином", - пишет автор.
"В молодости меня возмущало, что над нами, чернокожими евреями, смеются либо игнорируют нас. Иногда я шел на кошерный рынок, придвигался поближе к какому-нибудь ортодоксальному раввину и орал: "Я сроду белых иудеев не видел!" Но теперь у меня другие мысли, - заметил Фьюней в интервью. -
Кричать не нужно. Люди готовы к диалогу: готовы говорить и слушать". Источник: Independent
Наконец, предлагаю вашему вниманию, как обычно по выходным, очередные главы из книги Александра Грайцера "Гений игры". Предыдущие главы см: Александр
Грайцер. Гений игры.
О СВОБОДЕ
Свобода – это возможность выбора. Противоположностью свободы является рабство, зависимость, подчиненность, которые такой выбор отнимают.
Творчество, игра немыслимы без свободы, потому как творец, игрок всегда оказывается перед выбором. Какие средства выражения избрать? Как лучше построить фразу в предложении? Какие цвета и в каком сочетании использовать для лучшей выразительности?
Мальчишка, гоняющий мяч на футбольном поле, упоен свободой – огромным количеством вариантов возможных действий, из которых он выбирает одни, отвергая другие. Если человек свободен, у него всегда есть выбор. Свобода дает человеку крылья, способствует раскрытию в нем огромного потенциала и возможностей.
С другой стороны, выбор всегда связан с принятием решения и ответственностью за последствия выбора. Поэтому свобода и ответственность – это две стороны одной медали, или две чаши одних весов, которые уравновешивают друг друга. Творец всегда несет ответственность за свое творение. Человек ответственен за свои поступки.
Если человек ответственен, он будет стремиться к лучшему выбору, к наиболее полной свободе. Понимая это, он может быть весьма требователен к себе. Лев Толстой по множеству раз переписывал свои произведения, в попытке придать ему совершенную форму. Один мой знакомый по этой причине боялся браться за перо, поскольку понимал, что совершенства ему не достичь, а производить
на свет несовершенные произведения он не желал.
Требовательность может сослужить добрую службу, но излишняя требовательность можетпохоронить в вас творца.
По этой причине многие люди бояться свободы. Им она не нужна, она мешает им жить, поскольку всегда напоминает о личной ответственности. Они бояться принять неверное решение и совершить непоправимую ошибку.
Поэтому они не умеют принимать решения и избегают этого. Они отдают свою свободу в чужие руки. Легче подчиняться, чем решать самому. Но если человека лишить свободы и связанной с нею ответственности, из него можно сделать животное, зверя. Гитлер говорил своему народу – «Я лишаю вас этой химеры, которую называют совестью».
Без свободы невозможно ничего создать. Несвободный человек всегда будет житьчужим умом и петь с чужого голоса. Ему не знакома сладость свободы и ощущение парения над бездной. Тот, кто боится упасть, никогда не взлетит. И не поймет, и не осуществится!
Лишь истинный творец знает, что совершенство недостижимо. Что это – лишь маяк, к которому нужно держать свой путь. Потому как достижение совершенства равносильно утере свободы. Ведь свобода – это выбор, не правда ли? Это возможность двигаться дальше. А совершенство – это конец пути. Придя к нему, уже некуда двигаться дальше.
Свобода зовет человека к совершенству. Не нужно бояться стремиться к совершенству. Нужно бояться считать себя совершенным. Не нужно бояться свободы, нужно бояться рабства. Не нужно бояться творить, нужно бояться остаться бесплодным.
Свобода – это огненный столп, который выводит евреевиз рабства в Землю Обетованную. Поэтому человек, любящий истину и идущий к ней, неизбежно приходит к свободе.
О ВЕРЕ
Вера и творчество - это также два не просто связанных друг с другом понятия, но и их существование невозможно друг без друга. Конечно, я говорю не столько о религиозной вере, точнее, тому, что мы привыкли понимать под ней. А говорю о вере, как о проводнике творца в творчестве. Часто люди путают эти понятия, понимая под верой вовсе не саму веру в ее чистом выражении, а лишь
знание различных догм, доктрин, законов и духовных практик. Но чистая, истинная вера - это нечто другое. Что же?
Ранее я рассказал о своей встрече с Богом. Впоследствии я много думал о ней. Почему же Бог не предстал пред моими физическими глазами? Почему не позволил Себя увидеть? И вот к каким выводам я пришел.
Видите-ли, если бы я увидел Его своими обычными глазами, то я просто бы сказал вам, - я знаю Бога, я видел Его! Я бы нарисовал Его портрет и повесил бы его на стенку в своей комнате. Появилась бы еще одна икона (плохая или хорошая, не о том речь). Видимо, знание о чем-то, пусть даже и о Боге, - предположил я, - имеет какой-то изъян, которого не имеет вера. Что вера чем-то превосходит
знание, хотя, конечно же, вовсе не исключает его. В чем же состоит это отличие и превосходство веры над знанием?
Я обратил внимание на то, что люди часто подменяют эти понятия – вера и знание – и, как следствие, путают их. Например, говорят – православная вера, католическая вера или иудейская вера.… Но чем они отличаются друг от друга? Набором догм и доктрин, традиций и обрядов, религиозных практик и своим административным аппаратом. Иными словами они отличаются только тем, что составляет
предмет ЗНАНИЯ. Люди по-разному знают о Боге и называют это знание верой. Потому и получается много вер или многоверие. А от него уже рукой подать и до многобожия.
Именно в этой подмене веры – знанием и происходят, по моему мнению, разделения и конфликты на религиозной почве. Ведь наше знание неполно и несовершенно.
Тогда, при встрече с Богом в моей комнате, я понял одну вещь о вере. Что веру невозможно унаследовать от предков или научиться ей от учителей. Вера возникает от личного соприкосновения с Богом, в результате личной встречи с Ним. Когда я читал о Боге в книгах, это рождало во мне знание о Нем. Но когда я пережил Богоявление лично, во мне родилась вера. Вера – это дар
Божий, который передается человеку Богом без посредников!
Итак, получается, что вера – это личная связь человека с Богом. И в этом смысле, вера – одна. Нельзя верить по-католически, по-православному, по-иудейски ... . Знание неизбежно ограничено способностью человеческого ума к восприятию. И поэтому разделяет. Вера же способна выводить человека за пределы его знаний, пониманий, за пределы его самого. Поднимать его к единству с Богом.
Вера вводит человека в так называемое «святое незнание», духовную нищету и помогает человеку «любить ни за что», «верить, не взирая ни на что», «надеяться, когда уже не остается ничего другого». Иными словами, вера - это инструмент пути, то, что позволяет человеку, точнее требует от человека отправиться в путь за результатом. Тогда как знание - это уже достигнутый результат.
Знающий не будет говорить о себе, что он не знает. О том, что он не знает будет говорить лишь верующий, который понимает, что то, что он знает - ничто по сравнению с тем, чего он не знает. Сократ, утверждающий, что он знает, что ничего не знает был именно верующим человеком. Именно вера сделала его мудрецом, но отнюдь не знание. Человек, считающий себя знающим, просто не мудр.
Так и творчество без этого выхода за пределы знаний, за пределы ума, собственно, и не является творчеством. Истинное творчество обязательно содержит в себе элемент новизны. «Вот, Я творю все новое» - говорит Бог. И человек также следует этому закону. И еще веру объединяет с творчеством элемент личностного восприятия. Как и вера, творчество невозможно без личности, без субъективизма,
без личного восприятия. Знание может быть отчуждено от личности и представлено в виде общих формул и доктрин, одинаковых для всех. Но веру и творчество так представить невозможно. Да и не нужно. Даже готовое произведение искусства или творчества также нуждается в личностном восприятии и по-разному воспринимается и понимается зрителем. Каждый зритель воспринимает «Монну Лизу» по-своему и это правильно. Каждый читающий Льва Толстого по-разному воспринимает его. Каждый слушающий Баха, чувствует его по-своему. Так
и должно быть. Так и вера у каждого – индивидуальная, своя. Но при всем личностном многообразии, она все равно приводит к единству, а не останавливается на разделениях. Единство, проявляющееся в многообразии. На том и стоим.