Новости за 30/01/2023
============================================================
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
Мадрид, 30 января. По меньшей мере один человек погиб и еще четверо получили ранения в результате нападения мужчины, вооруженного мачете, на несколько церквей в центре испанского города Альхесирас (провинция Кадис). Об этом сообщает «Коммерсант» со ссылкой El Pais.
По данным источников в МВД и очевидцев, 25-летний марокканец вошел в церковь Сан-Исидро в центре города и начал спорить с прихожанами, заявляя им, что они должны следовать исламу. Позже он покинул церковь, однако вернулся с мачете и напал на священника. Последний получил серьезные ранения.
Затем злоумышленник направился к церкви Ла-Пальма в 200 метрах от первой, где напал на пономаря, нанеся ему смертельные травмы. Покинув вторую церковь, он пытался скрыться, но был задержан сотрудниками полиции.
Местная прокуратура будет расследовать случившееся как возможный теракт.
В храме Христа Спасителя прошла конференция "Православное краеведение и просвещение"
30.01.2023 14:27 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=102722
------------------------------------------------------------
Москва, 30 января. Ежегодная конференция «Православное краеведение и просвещение» прошла 24 января 2023 года в Красном зале кафедрального соборного храма Христа Спасителя под председательством епископа Рыбинского и Романово-Борисоглебского Вениамина. Тема форума в этом году — «Православное краеведение как часть общероссийской истории в процессе духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи», сообщает Патриархия.Ru.
Кураторами мероприятия выступили А.М. Новоторцева, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Института истории и политики Московского педагогического государственного университета, и Е.Г. Балашова, координатор секретариата XXXI Международных Рождественских образовательных чтений, ответственный секретарь направления «Жизнь Церкви и святоотеческое наследие».
В ходе конференции были представлены 12 докладов, два из них — в видеоформате. Среди докладчиков и слушателей были как постоянные участники конференции, так и вновь приглашенные — ученые, профессора и доценты кафедр, сотрудники епархий, представители духовенства, учителя общеобразовательных школ, представители общественности.
В начале работы форума после общей молитвы по сложившейся традиции епископ Вениамин обратился к собравшимся с приветственным словом. Затем профессор Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского доктор исторических наук Л.М. Архипова представила доклад «Возможности православного краеведения в преодолении «нулевой идентичности» поколений». В 2023 году отмечается 200 лет со дня рождения выдающегося педагога К.Д. Ушинского, а сам 2023 год объявлен Президентом РФ В.В. Путиным «Годом педагога и наставника».
Среди участников мероприятия — представители музеев и библиотек, активно участвующих в деле просвещения молодежи и продвижения православной краеведческой тематики. С докладами выступили: М.Б. Башмаков, кандидат исторических наук, заведующий научно-просветительским отделом Государственной публичной исторической библиотеки России (г. Москва); Л.И. Скрипкина, заведующая научно-методическим отделом Государственного исторического музея (г. Москва); И.В. Гарькавый, директор Мемориального научно-просветительского центра «Бутово», член Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской при Патриархе Московском и Всея Руси.
Борисоглебская церковь в XIX веке. Фото: andcvet.narod.ru
Санкт-Петербург, 30 января. Храм свв. Бориса и Глеба будет восстановлен на Синопской набережной в Санкт-Петербурге. Археологические раскопки на месте строительства храма начнутся в середине февраля, сообщает «Невские новости».
«Сейчас идет работа по подготовке участка к началу археологических раскопок, – рассказали в Фонде содействия восстановлению объектов истории и культуры. – Вместе с тем продолжается работа над эскизным проектом воссоздания церкви».
В Фонде напомнили, что участок на Синопской набережной РПЦ получила от города в безвозмездное пользование под строительство храма. Объект имеет важное градостроительное значение.
Храм, от которого остался только фундамент, являлся главной архитектурной доминантой набережной конца XIX–начала XX веков. Церковь в честь благоверных князей Бориса и Глеба решили построить после покушения на императора Александра II, произошедшего 4 апреля 1866 года.
В 1934 году храм закрыли, а в здании устроили завод комбикормов. Спустя 40 лет церковь полностью снесли. Здание было взорвано, но остались фотографии и оригинальные чертежи архитектора Михаила Щурупова. Предполагается, что воссоздание храма святых Бориса и Глеба займет около шести лет. По новому проекту храм воссоздадут, используя лишь 30 процентов от его исторической территории.
Борисоглебскую церковь хотят сдвинуть с того места, где она когда-то находилась, чтобы не перестраивать схему движения транспорта. Кроме того, храм развернут на 90 градусов, обратив партерную часть в сторону Александро-Невской лавры.
Москва, 30 января. В церкви на Новой Басманной улице реставраторы раскрыли живопись XVIII века, сообщает ТАСС. Живопись была найдена во время реставрации храма святых апостолов Петра и Павла.
На сайте мэра и правительства Москвы уточняется, что реставраторы полностью раскрыли живопись первой половины XVIII века в верхнем храме церкви.
«Церковь Апостолов Петра и Павла на ул. Новая Басманная – уникальный памятник архитектуры с очень богатой историей. Существует легенда, что император Петр I лично принимал участие в составлении чертежей здания. В 2021 году были закончены масштабные работы по восстановлению фасадов церкви, а сейчас в порядок приводят интерьеры. В нижнем храме церкви реставрация почти завершена, восстановлены все исторические детали, в том числе недавно на свое место вернулись изящные люстры и бра. В верхнем храме работы в самом разгаре. Впереди у мастеров сложное воссоздание живописи и реставрация декоративных лепных элементов. Все работы проходят под контролем нашего ведомства», – рассказал глава столичного департамента культурного наследия Алексей Емельянов.
Церковь признана объектом культурного наследия федерального значения. Ее построили по указу Петра I и на пожалованные им средства. Возведение начали до запрета каменного строительства в Москве – такой указ был издан в 1714 году и действовал 27 лет. Когда он вышел, Сенат все же разрешил достроить церковь из камня. Некоторые историки считают, что строительство шло под руководством знаменитого архитектора и живописца того времени Ивана Зарудного.
Нижний храм освящен в честь святого Николая Чудотворца, верхний – в честь святых апостолов Петра и Павла.
«Во время реставрации в верхнем храме специалисты бережно удалили многослойные заклейки, укрепили аварийные участки живописи, провели работы по расчистке фресок от потемневшего лака. Это позволило составить представление об иконографии собора, цикле росписей и подобрать аналоги для восстановления несохранившихся композиций. Теперь мастерам предстоит провести масштабные работы по воссозданию утраченной живописи и реставрации уцелевшей. В порядок приведут более сорока сюжетных росписей. Например, на южной стене сохранилось изображение воина, относящееся к первой половине XVIII века; частично элементы росписи этого периода можно наблюдать и на своде. Специалисты заканчивают подготовку картограмм и эскизов живописи. Работать реставраторам предстоит на строительных лесах, под куполом их высота достигает 45 м», – сообщает сайт мэра и правительства Москвы.
В 2021 году специалисты вернули былое великолепие фасадам церкви, а также отреставрировали белокаменный цоколь и позолотили кресты на куполах. Кроме того, почти завершена реставрация в нижнем храме. Там живопись хорошо сохранилась, специалисты лишь расчистили изображения от копоти и укрепили красочный слой.
Москва, 30 января, Благовест-инфо. Конференция «Христианская психология в эпоху перемен» состоялась в рамках XXXI Рождественских чтений в Российском православном университете св. Иоанна Богослова (РПУ). Участники – священнослужители и миряне – подготовили доклады как академического плана, так и практической, прикладной тематики. Послушать их собралось около двухсот участников Рождественских чтений из разных городов России.
Ведущий конференции – декан факультета психологии РПУ профессор Борис Братусь в своем вступительном слове отметил, что конференции, посвященные христианской психологии, в рамках Рождественских чтений проводятся уже без малого четверть века. Несмотря на такой солидный срок, дискуссии о соотнесении светской и христианской психологии, об особенностях и сути последней продолжаются.
Наталья Инина, старший преподаватель факультета психологии РПУ, посвятила доклад этой теме. По ее словам, в условиях нынешней «экстраординарной психической нагрузки» обнаруживается «резкий разворот» светской психологии «в сторону духовных аспектов человеческого бытия». Значит ли это, что у светских и христианских психологов теперь общие задачи? С одной стороны, оба направления призваны помогать человеку «не расчеловечиться», уберечь его от примитивизации, сводимой лишь к задачам выживания. С другой стороны, кризисная ситуация может подтолкнуть человека «к трансцендентности, к выходу за рамки эго» – но куда? И это ключевой вопрос: по словам Ининой, позитивистская светская психология менее всего задается этим вопросом, ее антропоцентризм диктует сосредоточение на проблеме «откуда». При этом речь может заходить о некоей собирательной «духовности» («трансвитальность», «личн
ая вселенная», «традиционные ценности» и т.д.), но она понимается скорее как «очередной психологический инструмент, продукт человеческой активности». «В материалистической науке небо духовное заменяется небом психологическим», – отметила докладчица.
В этом она видит «основное противоречие и одновременно основной ресурс встречи» светской и христианской психологии. Признавая достижения светской науки, христианская психология стремится «помочь человеку воссоздать связь между ним и духовной реальностью, в центре которой – Тот, кто порождает личность человека». «Личности нет, если нет ничего выше ее», – привела Инина выражение Бердяева, которым можно описать подход христианской психологии.
В этом же ключе представлял свою тему «Аддиктология на распутье и вызов христианства» игумен Иона (Займовский), руководитель программы «Метанойя». Речь шла об особенностях христианской аддиктологии, которую нельзя назвать «просто конфессионально окрашенным приложением к науке об излечении зависимостей». По словам о. Ионы, классическая аддиктология считает зависимость заболеванием (признана таковым ВОЗ в 1953 г.), причем ведущим к смерти, а фундаментом выздоровления – полное воздержание от психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков и т.д.). В современной западной аддиктологии преобладает политика «снижения вреда» (замещение тяжелых наркотиков легкими, допущение алкоголя «под контролем»), что постепенно делает зависимость более социально приемлемой – «аддикция смешивается с нормой». Однако с точки зрения христианской антропологии недопустимо смешение воздержания и «умеренного употребления
»: адепты последнего подхода «хотят для зависимого комфортной жизни, не предлагая ему нравственного выбора». Христианская же аддиктология, во-первых, утверждает, что болезнь зависимости ведет к смерти, ее не победить «непроблемным употреблением»; а во-вторых – «предлагает больному инструмент для радикального изменения своей души», говоря об исцелении как об обретении цельности, о возвращении к «первоначальному идеалу трезвой жизни с Богом». О том, что это возможно, свидетельствует опыт выздоровления многих и многих зависимых по всему миру и более чем тридцатилетний опыт – в России.
«Аксиология высших смыслов» – такую тему выбрала Надежда Храмова, доцент факультета психологии РПУ. Говоря об опасности трансгуманизма, угрозе отмены христианских ценностей, она противопоставила этим тенденциям анализ «априорных, не соотносимых с личностью» высших трансцендетных смыслов, прослеживая диалог Бога с человеком на примере патриархов и пророков Ветхого Завета и представив в виде графика преемственность и развитие заповедей Декалога и Заповедей блаженств.
Два доклада были посвящены анализу концепций зарубежных мыслителей. Илья Якунин, доцент факультета психологии РПУ, воодушевлен философией Э. Левинаса – он обратился к исследованию этического аспекта семейных отношений в концепции этого французского мыслителя, отметив смысловое сходство многих положений с текстами советского академика и тайного епископа Алексея Ухтомского. По Левинасу, семья – не биологический феномен, а «чудо и основа этики», отметил Якунин.
Философ Алексей Лызлов, доцент РГГУ, в сообщении «Онтологическое понимание скуки в дизайн-аналитической психотерапии и христианской психологии» рассказал о том, как Хайдеггер трактует феномен скуки (не ситуативной, а «тотальной») и как, в конечном счете, предлагает с ней справляться: не избегать разными способами, а «взять на себя скуку, тревогу, тесноту существования как задачу и возможность», что откроет путь к новым творческим шагам.
Подобный подход – «не избегать, а двигаться навстречу» тому, что мы обычно хотим отринуть, предложил Аркадий Харьковский, преподаватель факультета психологии РПУ. В докладе «Болезнь и выздоровление как время изменений личности (психологический взгляд на проблему)» он размышлял о роли личностного начала в восприятии болезни не только как физиологического процесса, но и как «события» в «нравственном пространстве», которое дает шанс «задействовать верхние этажи лестницы смыслов».
Два завершающих доклада были посвящены психологическим аспектам педагогики. Татьяна Климова, старший преподаватель МГПУ, рассказала о возможностях театральной педагогики и режиссуры образовательной среды. На примере трех успешных образовательных проектов для младших школьников и подростков докладчица показала, как использование театральных (в широком смысле) методик, создание «событийной общности» позволяют развивать мотивацию к обучению, воображение, инициативу, «формировать личностные смыслы».
Протоиерей Константин Зелинский, кандидат педагогических наук, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Урюпинской епархии представил доклад «Воспитание сердца человеческого: психологические и педагогические основания». Опираясь на труды выдающегося педагога Юга России и подвижника православной веры Федора Кашменского (это незаслуженно забытое имя было недавно открыто о. Константином), он говорил о необходимости интегрирования богословских, психологических и педагогических подходов в воспитании «жизневолящего» человека, способного к «познанию, приятию, созиданию, сбережению, преображению жизни».
«Наша конференция, разнообразие докладов, представленных на ней, показывают, что христианская психология – есть, что у нее множество задач, что она тесно связана с другими науками. Но мы не решаем проблем человечества, а помогаем конкретному человеку стать собой, и без христианской психологии это сделать очень трудно», – этими словами профессор Братусь завершил заседание психологической секции Рождественских чтений.
Псков, 30 января. В Псково-Печерском монастыре восстанавливают Большую звонницу. Точная дата строительства этого сооружения до сих пор не установлена. Прояснить историю памятника, возможно, удастся в ходе реставрации, сообщает «Смотрим».
На Большой звоннице – одном из самых загадочных и мало изученных архитектурных сооружений Псково-Печерского монастыря – устанавливают леса. Известно, что она построена при игумене Корнилии, предположительно в 1523 году, на месте деревянной. Примыкает к Успенскому собору, как сказано в летописи, «ископанному в горе среди леса дикого и вишневого».
«Звонница примыкает к склону и, раскрывая стены внизу, у основания, мы ждем, что ещё раз увидим подтверждение подвижки грунтов. Там стены трескаются и разрушаются. Нам необходимо их усиливать и восстанавливать», – сказал генеральный директор АНО «Возрождение объектов культурного наследия Пскова и Псковской области» Денис Василенко.
Звонница Псково-Печерского монастыря – одно из крупнейших архитектурных сооружений подобного типа. Собрание колоколов (их более тридцати) – в числе самых значительных на Северо-Западе России. Благочинный Псково-Печерского монастыря иеромонах Прохор, изучая переписные книги монастыря, пытается установить периоды строительства, смену архитектурного контура и исторического назначения помещений звонницы.
«В переписных книгах XVII века фигурирует звонница придельной церкви Антония и Феодосия Киево-Печерских. Долго я изучал по монастырским документам, где бы эта звонница могла находиться», – рассказал иеромонах Прохор.
Есть версия, что на втором ярусе звонницы была церковь св. Варлаама Хутынского и святителя Павла Константинопольского, которая упоминается в переписной книге 1639 года. Ярусы надстраивались в течение столетий. Сейчас на звоннице – шесть основных пролетов и седьмой, пристроенный позднее. Глобальные реставрационные работы в монастыре продолжатся и в 2023-м, в год 550-летия обители. А в 2024-м, после работ на звоннице, реставраторы начнут заниматься Успенским собором.