← Январь 2023 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2
|
3
|
4
|
||||
9
|
14
|
15
|
||||
21
|
22
|
|||||
23
|
26
|
28
|
29
|
|||
За последние 60 дней 34 выпусков (4-5 раз в неделю)
Сайт рассылки:
http://www.blagovest-info.ru
Открыта:
10-07-2006
Статистика
+1 за неделю
Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 25/01/2023
АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО" http://www.blagovest-info.ru/ Новости за 25/01/2023 ============================================================ Монография о книгоиздательской деятельности доктора Гааза представлена в Москве 25.01.2023 17:22 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=102687 ------------------------------------------------------------ Москва, 25 января, Благовест-инфо. Новые грани мировоззрения и деятельности московского медика-филантропа Фридриха Йозефа (Федора Петровича) Гааза (1780–1853) раскрывает книга доктора исторических наук Ильи Семененко-Басина «Доктор Гааз и христианская книга», которая была представлена 24 января в Культурном центре «Покровские ворота». Монография посвящена книгоиздательским инициативам доктора Гааза, направленным на реализацию основной задачи тюремной благотворительности — воспитание и социализацию арестантов, обучение их грамоте, приобщение к христианской вере. На вечере прозвучали сообщения об истоках духовности «святого доктора». Автор рассказал, что отправной точкой для разработки темы стало случайное обнаружение им в архиве латиноязычного письма Гааза церковному цензору, протоиерею Феодору Голубинскому (его перевод публикуется в приложении). Сам по себе этот факт уже озадачил исследователя: почему католик Гааз пишет православному цензору? В письме речь шла об издании книжки для тюремщиков и заключенных, и с этой инициативы медика-филантропа началась работа историка над документами из пятнадцати архивных фондов, хранящихся в восьми различных российских архивохранилищах. В результате получилась реконструкция книгоиздательских начинаний Гааза, а это, в свою очередь, приоткрывает «аспекты его личностной формации», уточняет некоторые факты биографии и оценки его общественной деятельности. В частности, автору удалось раскрыть масштаб просветительской деятельности Тюремного комитета, в котором состоял Гааз: огромные суммы выделялись на закупку книг для раздачи заключенным, в их числе – не сколько изданий «А.Б.В. Азбуки христианского благонравия», «Молитва заключенного в темнице», составленная митрополитом Филаретом (Дроздовым), «Краткое христианское нравоучение» и т.д. Как отмечает автор, в своих попытках воспитать арестантов, обучить их грамоте, оказать им врачебную помощь Гааз применял методы британских благотворителей. Его деятельность была близка активному социальному служению католиков-мирян во Франции. Идеи немецкого католического Просвещения оказали на Гааза большое влияние. Особое внимание он уделял чтению произведений святого XVI века Франциска Сальского: пытался издать в России на французском языке его «Различные письма к людям, живущим в миру», хранил у себя дома частицу его мощей, использовал аргументацию от Франциска Сальского в полемике с Шеллингом. «Св. Франциск Сальский глубоко повлиял на духовность доктора Гааза и всю его жизнь», – сказал архиепископ Павел Пецци, ординарий Архиепархии Матери Божией в Москве, отметив знаменательное совпадение – именно 24 декабря, в день презентации, в Католической Церкви поминают этого святого. Архиепископ подробно рассказал о жизни св. Франциска Сальского, подчеркивая те моменты, которые, как он предполагает, были важны для Гааза: это «открытие» Франциска об активности мирян (прежде будущее католичества связывали в основном с монастырями); особое внимание святого к служению бедным и отверженным и основание им женского ордена для этого служения (что было «абсолютным новаторством для своего времени»); это мирная реакция святого на жестокие, вплоть до покушения, нападки кальвинистов («он учился побеждать любовью»); это забота о религиозном просвещении народа. Все это и даже такие детали, как использование Франциском «наг лядных пособий» для проповеди – плакатов, листовок, наверняка было глубоко усвоено Гаазом, считает архиепископ Пецци. Возможно, общим для Гааза и св. Франциска можно считать и то, что оба они родились и выросли в «пограничных областях»: Франциск в Савойе, а Гааз в Мюнстерайфеле, в Рейнской области. Такое происхождение, полагает архиепископ Пецци, имеет значение для формирования открытого характера. «Гений места», безусловно, влияет на «духовно чуткого человека», согласен игумен Петр (Мещеринов), посвятивший свое сообщение духовному становлению Фридриха Гааза. Он подчеркнул, что будущий «святой доктор» вырос на поликонфессиональной земле: при доминировании католицизма, значительном влиянии немецких мистиков XII –XIII вв., здесь укоренилось лютеранство и реформатство. «И именно для этой локации был свойственен важный феномен – нижнерейнский пиетизм с его сочетанием духовности и медицины», который, возможно, был знаком Гаазу (выступавший имеет в виду прежде всего Герхарда Терстегена). Для католических учебных заведений, где учился Гааз, были характерны «глубочайшие традиции благотворительности», а Гёттингентский университет – это очаг немецкого Просвещения, которое, в отличие от французского Просвещения, было «вполне теистическим», что не противоречило гуманистическим идеалам. Еще одно важное влияние упомянул о. Петр – это преобладание «баварского пиетизма» в среде католического духовенства в России в первой четверти XIX в. Гааз, не раз посещавший Санкт-Петербург, не мог не познакомиться с ярким его представителем о. Иоганном Госснером, настоятелем собора св. Екатерины, полагает выступавший. Он отметил, что все эти факторы, вероятно, и сформировали своего рода «протоэкуменизм» Гааза. Семененко-Басин пишет об этом так: «В книгоиздательских проектах и в деле распространения книг сказалось присущее Гаазу экуменическое чувство. Этот своеобразный протоэкуменизм обусловлен личной христианской верой Гааза, открытым мышлением ученого, воздействием Католического Просвещения, наконец, общей атмосферой александровского царствования, в которую медик-филантроп окунулся по приезде в Россию». Рисунок Е.П. Самокиш-Судковской к очерку А.Ф.Кони о докторе Гаазе. Изображение: lubelia.livejournal.com На вечере, посвященном Гаазу, закономерно возник вопрос о том, как продвигается подготовка его беатификации, епархиальная стадия которой была завершена еще в 2018 г. Архиепископ Пецци ответил, что «почти готово» досье, которое будет передано в ватиканскую конгрегацию по делам святых, а также ожидается документальное подтверждение чуда исцеления человека, обратившегося с молитвой к «святому доктору» (такое чудо является необходимым условием прославления). Юлия Зайцева ============================================================ В Ираке заново освящен доминиканский женский монастырь, разрушенный джихадистами 25.01.2023 16:22 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=102686 ------------------------------------------------------------ Багдад, 25 января, ACN/Благовест-инфо. В Ниневийской долине Ирака заново освящен женский доминиканский монастырь Св. Иосифа в Батнайе, разрушенный джихадистами ИГИЛ* во время оккупации 2014-2016 годов. Монастырь и принадлежащий ему детский сад были заново отстроены при поддержке международного католического фонда «Помощь Церкви в нужде» (Kirche in Not). До прибытия боевиков ИГИЛ* в 2014 году, Батнайя была одним из важных центров христианства в Ираке. После оккупации около 5 000 христиан покинули Батнайю, многие оказались в лагерях беженцев, другие - эмигрировали. Исламистами были осквернены и разрушены многие храмы Ниневийской долины, и хотя в 2016 боевики были изгнаны, восстановление идет очень тяжело. “…Мы должны помогать желающим вернуться в Ирак делать это”, - заявила национальный директор Kirche in Not в Великобритании Кэролайн Халл, неоднократно посещавшая Ниневийскую долину после ее освобождения от экстремистов. - После ухода ИГИЛ* Батнайя превратилась в город-призрак, и многие сомневались, что она когда-нибудь вообще оживет, но этот монастырь - знак того, что христианство снова будет процветать в Ниневийской долине”. «Присутствие сестер в этой деревне будет знаком всем остальным, что они тоже могут вернуться», - заявил во время освящения монастыря халдо-католический архиепископ Алькошский Павел Тхабет. «Мы, христиане Ирака, несем в себе глубокую рану, и она может быть исцелена только верой. Вера нужна нам для того, чтобы восстановить наш город, и вы - свидетельство этой веры», - заявил прелат, обращаясь к сестрам св. Иосифа. Монахини вернулись в Батнайю в 2017, чтобы продолжить свое служение местной общине, однако до недавнего времени они жили в доме, предоставленном им жителем соседней деревни. Kirche in Not помогает осуществлять ряд проектов по восстановлению Батнайи, в частности, при поддержке фонда была восстановлена церковь св. Кириака, заново открывшаяся на Пасху прошлого года. * Террористическая организация, запрещенная в РФ ============================================================ В ИПБ выпустили первый перевод Библии на каракалпакском языке 25.01.2023 15:36 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=102685 ------------------------------------------------------------ Фото: ibt.org.ru Москва, 25 января. Институт перевода Библии (ИПБ) выпустил первый перевод полной Библии на каракалпакском языке, сообщает сайт ИПБ. Проект начался в середине 90-х гг., работа выполнялась ИПБ в партнерстве с международными организациями по переводу Библии – UBS и SIL. В ходе подготовки полной Библии на каракалпакском языке выпускались: Четвероевангелие (1999), Рассказы об Иисусе Христе (2001), Новый Завет (2004, аудиозапись* 2011), Библия для детей (2007, латиница, кириллица), Бытие (2009), Руфь, Эсфирь, Иона (2009, + DVD 2010). Каракалпак означает «черная шапка» (по названию мужского национального черного ворсистого головного убора). Проживают каракалпаки преимущественно в Республике Каракалпакстан, в северо-западном Узбекистане, а также в Казахстане и в России. Каракалпакский язык принадлежит к тюркской семье и тесно связан с казахским языком. Согласно данным Ethnologue (2019 г.), в Узбекистане на нем говорят 726 000 человек. Каракалпакстан находится на южном берегу Аральского моря, и местное население страдает от экологической катастрофы: каждый год ветер развеивает миллионы тонн пыли, соленого и загрязненного песка с осушенного дна Арала на самые плодородные пахотные земли региона. Традиционно каракалпаки – мусульмане-сунниты. В последние десятилетия небольшое число каракалпаков стали христианами, и в настоящее время существует несколько национальных церквей, которые активно участвовали в апробации подготавливаемого текста и много лет ожидали выхода Библии на своем языке. Каракалпакская Библия выпущена Институтом в двух графиках – на кириллице и латинице. Эта устоявшаяся практика ИПБ для изданий в странах, бывших республиках СССР, которые перешли с кириллицы на латиницу. В Узбекистане этот процесс начался в 1993 году, и предпочтения читателей разделились по возрастному принципу: молодежь пользуется латиницей, а пожилые люди – в основном кириллицей. Издание снабжено обширным научным аппаратом, который состоит из вступлений к каждой книге, глоссария, комментариев, географических карт библейских мест, таблиц мер и весов и т. д. С текстом перевода можно уже сейчас познакомиться на сайте ИПБ в разделе электронных публикаций (кириллица, латиница), а также в приложениях для Android (кириллица, латиница) и iOS (кириллица, латиница). ============================================================ Деревянная церковь горела в Кирове, никто не пострадал 25.01.2023 15:20 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=102684 ------------------------------------------------------------ Фото: kirov.bezformata.com Киров, 25 января. Пожар произошел в церкви Феодоровской иконы Божией Матери в Кирове, никто не пострадал, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на региональное ГУ МЧС в среду. Сообщение о возгорании в церкви на набережной Грина поступило в 01:38 мск. «Огонь быстро охватил деревянное здание. Площадь пожара составила более 200 квадратных метров», - говорится в сообщении. На месте пожара работали 35 человек и 12 единиц техники. В 03:17 мск пожар был локализован, в 06:00 мск полностью ликвидирован. «Погибших и травмированных нет», - говорится в сообщении. Причину пожара предстоит установить дознавателям МЧС. «Прибывшим на месту происшествия сотрудникам МЧС удалось спасти одну из святынь церкви. Как пояснили в Вятской епархии, это оказалась частица мощей святого Михаила Тихоницкого в антиминсе, которая хранилась здесь», - добавляют в ведомстве. В свою очередь губернатор Кировской области Александр Соколов сообщил, что в ближайшее время специалисты обследуют здание и примут решение о надежности несущих конструкций. ============================================================ Архиепископ Джозеф Марино, глава Папской духовной академии, уходит в отставку 25.01.2023 14:25 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=102682 ------------------------------------------------------------ Ватикан, 25 января. Папа Римский Франциск принял отставку архиепископа Джозефа Марино с поста президента Папской духовной академии – высшей школы, готовящей будущих дипломатов Ватикана, сообщает «Седмица» со ссылкой на Пресс-службу Святого Престола. Назначенный на эту должность в октябре 2019 года, архиепископ Марино пробыл на своем посту всего три года и три месяца — вдвое меньше сроков трех его предшественников. Папа Франциск принял отставку архиепископа Марино, уроженца американского штата Алабамы и бывшего апостольского нунция, в день семидесятилетия прелата, то есть в день, когда папским представителям разрешается уйти в отставку. ============================================================ Конференция, посвященная созиданию женщинами культуры межрелигиозного общения, проходит в Ватикане 25.01.2023 13:15 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=102681 ------------------------------------------------------------ Фото: sib-catholic.ru Ватикан, 25 января. В Папском Урбанианском университете в Риме с 25 по 27 января проходит международная конференция, посвященная важности созидания женщинами культуры межрелигиозного общения, сообщает «Сибирская католическая газета». Мероприятие организовано совместно Департаментом по межрелигиозному диалогу и Всемирным союзом католических женских организаций (UMOFC). Форум направлен, с одной стороны, на ознакомление с межконфессиональными инициативами, реализуемыми в разных контекстах, а с другой – на развитие глобальной сети религиозных традиций и типов духовности. Через популяризацию «культуры встречи», принципов человеческого достоинства и равенства женщины могут работать вместе для восстановления гуманистических принципов общества через дружбу, диалог и сотрудничество – так описывают цели конференции её организаторы в специальном пресс-релизе. «Культура встречи – это то, что мы с энтузиазмом встречаемся с другими, ищем точки соприкосновения, наводим мосты, создаем проект, который бы включал всех. Это становится целью и образом жизни», — цитируют организаторы слова Папы Франциска из энциклики Fratelli tutti. ============================================================ Вечер памяти протоиерея Александра Меня состоялся в Библиотеке иностранной литературы в Москве 25.01.2023 12:40 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=102680 ------------------------------------------------------------ Москва, 25 января, Благовест-инфо. В 88-ю годовщину со дня рождения протоиерея Александра Меня в Библиотеку иностранной литературы в Москве на вечер, посвященный его памяти, пришло более сотни духовных чад и почитателей священника. На вечере звучали воспоминания, цитаты из книг отца Александра, сообщения о готовящихся новых изданиях, а также посвященные ему стихи и музыкальные произведения. Встреча началась молитвенным воспоминанием об убиенном в 1990 году отце Александре. Затем был показан составленный Менем диафильм о русской иконе «Евангелие в образах», в котором звучал его голос. Он начинался словами: «Икона нашла своеобразный язык для передачи внутреннего духовного опыта и молитвы… Икона не хочет подражать натуре, она отражает внутреннюю сущность явления Духа». Ведущий вечера писатель Владимир Илюшенко поблагодарил за реконструкцию видеоряда и звука Сергея Бессмертного. Илюшенко рассказал, как его крестил отец Александр, и об их многолетней дружбе. «Я провел более 60 вечеров памяти отца Александра Меня. Однажды я сказал митрополиту Ювеналию о возможности прославить отца как мученика. Он сказал: «Молитесь». Потом я подумал: главное – Господь знает о его святости. Он служил Творцу и маловерам той мерой, какой ему было отпущено, и завершил мученическим крестом». Вечер по традиции проходил в Библиотеке иностранной литературы, где более 30 лет назад по инициативе священника Александра Меня и директора библиотеки Екатерины Гениевой был основан Центр межкультурного и межрелигиозного диалога. «Нас по сей день спрашивают, как государственная библиотека уделяет такое внимание религии. И это направление укрепляется на протяжении многих лет благодаря отцу Александру, который приходил сюда, встречался с людьми, был открыт для диалога. Сейчас мы взаимодействуем с мемориальным комплексом в его честь в Семхозе, созданным священником Виктором Григоренко, скончавшимся несколько месяцев назад после продолжительной болезни. Мы будем продолжать дело отца Александра», – сказал заместитель генерального директора ВГБИЛ Мигель Паласио. Священник храма Косьмы и Дамиана в Столешниковом переулке Иоанн Гуайта в своем выступлении провел аналогии между тремя христианами, родившимися в один день с разницей в несколько лет. 22 января родились также Павел Флоренский и итальянка Кьяра Любич. «Общее у них – понятие единства как способа переживания веры», – считает священник. Отец Иоанн отметил, что в личностях Меня и Флоренского с пониманием веры сочетались и высокие научные знания. Получив биологическое и богословское образование, отец Александр воспринимал весь мир в неразрывном единстве и, по его словам, «входил в лес, как в Церковь». Итальянка Кьяра Любич, основательница католического движения «Фоколяры», много лет подвергавшаяся преследованиям за ее призывы к единству христиан, в конце концов получила признание и даже премию ЮНЕСКО, и Церковь благодаря ей «начала говорить не о том, чтобы отлучать, а стала стремиться наводить мосты», отметил отец Иоанн Гу айта. Павел Мень, брат отца Александра, рассказал о сохранении наследия священника. «Отец Александр написал десять книжек, которые к моменту его гибели были изданы за границей, но ни одна из них в то время не вышла в СССР. Сейчас у нас уже 44 издания его книг. Мы постоянно допечатываем тираж «Сына Человеческого». О самом отце Александре написано 17 книг, совсем недавно один американец написал о нем книгу «Пророк необычный». Сейчас, наконец, все выкладывается интернет, выпускаются аудиокниги. Недавно издательство «Азбука Аттикус» и Михаил Мень заключили договор и уже готовят к изданию книги отца Александра», – сообщил брат священника. Свои стихи об отце Александре Мене прочла искусствовед Ирина Языкова. Несколько пианистов исполнили на вечере произведения Рахманинова, Скрябина, а также музыкальную композицию на стихи Ольги Седаковой, посвященные отцу Александру Меню. Настоятель храма Косьмы и Дамиана протоиерей Александр Борисов подчеркнул главное в личности отца Александра Меня – «он принадлежал к высокой культуре – культуре радости жизни». Он прочел отрывок из статьи Александра Меня, где есть строки «Мир движется к высочайшему откровению Бога». «Мир всегда нуждался во Христе, всегда нуждался и всегда будет нуждаться. Христианин – это тот, кто принял Его в свое сердце, несет Его, отражает его в душе, как отражал Его в своей душе отец Александр Мень», – заключил протоиерей Александр Борисов. Елена Дорофеева ============================================================ Вечер памяти протоиерея Александра Меня состоялся в Библиотеке иностранной литературы в Москве 25.01.2023 12:40 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=102683 ------------------------------------------------------------ Москва, 25 января, Благовест-инфо. В 88-ю годовщину со дня рождения протоиерея Александра Меня в Библиотеку иностранной литературы в Москве на вечер, посвященный его памяти, пришло более сотни духовных чад и почитателей священника. На вечере звучали воспоминания, цитаты из книг отца Александра, сообщения о готовящихся новых изданиях, а также посвященные ему стихи и музыкальные произведения. Встреча началась молитвенным воспоминанием об убиенном в 1990 году отце Александре. Затем был показан составленный Менем диафильм о русской иконе «Евангелие в образах», в котором звучал его голос. Он начинался словами: «Икона нашла своеобразный язык для передачи внутреннего духовного опыта и молитвы… Икона не хочет подражать натуре, она отражает внутреннюю сущность явления Духа». Ведущий вечера писатель Владимир Илюшенко поблагодарил за реконструкцию видеоряда и звука Сергея Бессмертного. Илюшенко рассказал, как его крестил отец Александр, и об их многолетней дружбе. «Я провел более 60 вечеров памяти отца Александра Меня. Однажды я сказал митрополиту Ювеналию о возможности прославить отца как мученика. Он сказал: «Молитесь». Потом я подумал: главное – Господь знает о его святости. Он служил Творцу и маловерам той мерой, какой ему было отпущено, и завершил мученическим крестом». Вечер по традиции проходил в Библиотеке иностранной литературы, где более 30 лет назад по инициативе священника Александра Меня и директора библиотеки Екатерины Гениевой был основан Центр межкультурного и межрелигиозного диалога. «Нас по сей день спрашивают, как государственная библиотека уделяет такое внимание религии. И это направление укрепляется на протяжении многих лет благодаря отцу Александру, который приходил сюда, встречался с людьми, был открыт для диалога. Сейчас мы взаимодействуем с мемориальным комплексом в его честь в Семхозе, созданным священником Виктором Григоренко, скончавшимся несколько месяцев назад после продолжительной болезни. Мы будем продолжать дело отца Александра», – сказал заместитель генерального директора ВГБИЛ Мигель Паласио. Священник храма Косьмы и Дамиана в Столешниковом переулке Иоанн Гуайта в своем выступлении провел аналогии между тремя христианами, родившимися в один день с разницей в несколько лет. 22 января родились также Павел Флоренский и итальянка Кьяра Любич. «Общее у них – понятие единства как способа переживания веры», – считает священник. Отец Иоанн отметил, что в личностях Меня и Флоренского с пониманием веры сочетались и высокие научные знания. Получив биологическое и богословское образование, отец Александр воспринимал весь мир в неразрывном единстве и, по его словам, «входил в лес, как в Церковь». Итальянка Кьяра Любич, основательница католического движения «Фоколяры», много лет подвергавшаяся преследованиям за ее призывы к единству христиан, в конце концов получила признание и даже премию ЮНЕСКО, и Церковь благодаря ей «начала говорить не о том, чтобы отлучать, а стала стремиться наводить мосты», отметил отец Иоанн Гу айта. Павел Мень, брат отца Александра, рассказал о сохранении наследия священника. «Отец Александр написал десять книжек, которые к моменту его гибели были изданы за границей, но ни одна из них в то время не вышла в СССР. Сейчас у нас уже 44 издания его книг. Мы постоянно допечатываем тираж «Сына Человеческого». О самом отце Александре написано 17 книг, совсем недавно один американец написал о нем книгу «Пророк необычный». Сейчас, наконец, все выкладывается интернет, выпускаются аудиокниги. Недавно издательство «Азбука Аттикус» и Михаил Мень заключили договор и уже готовят к изданию книги отца Александра», – сообщил брат священника. Свои стихи об отце Александре Мене прочла искусствовед Ирина Языкова. Несколько пианистов исполнили на вечере произведения Рахманинова, Скрябина, а также музыкальную композицию на стихи Ольги Седаковой, посвященные отцу Александру Меню. Настоятель храма Косьмы и Дамиана протоиерей Александр Борисов подчеркнул главное в личности отца Александра Меня – «он принадлежал к высокой культуре – культуре радости жизни». Он прочел отрывок из статьи Александра Меня, где есть строки «Мир движется к высочайшему откровению Бога». «Мир всегда нуждался во Христе, всегда нуждался и всегда будет нуждаться. Христианин – это тот, кто принял Его в свое сердце, несет Его, отражает его в душе, как отражал Его в своей душе отец Александр Мень», – заключил протоиерей Александр Борисов. Елена Дорофеева ============================================================ Псковскому храму Козьмы и Дамиана с Примостья исполнится 560 лет 25.01.2023 12:02 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=102679 ------------------------------------------------------------ Фото: pskov-eparhia.ru Псков, 25 января. 560 лет исполняется храму Козьмы и Дамиана с Примостья, располагающемуся в Пскове, в 2023 году, рассказали Псковской Ленте Новостей в пресс-службе Псковского музея-заповедника. «Храм, стоящий у Троицкого моста, настолько важен в городской застройке Пскова, что его знают жители любого района. Церковь была закрыта в 1930-е годы. В Псковском музее-заповеднике хранится несколько предметов из этого храма, поступивших, судя по записям в документах, 1 июня 1935 года», – рассказали в музее-заповеднике. Особый интерес представляет серебряный дискос из церкви Козьмы и Дамиана с Примостья датируется самым началом XVIII века. «Сообразно величию таинства священные сосуды стараются делать из драгоценных металлов. А украшения этих блюд раскрывают смысл священнодействия и дают пищу для размышлений», – отметили сотрудники музея-заповедника. На этом дискосе изображено Распятие, а по краю расположена надпись: «Жизнь и воскресение людем Твоим есть, крест твой Господи». «Это часть текста молитвы пасхальной недели, посвященной радостному событию, которое последовало за Распятием и смертью – Воскрешению Христа. Христос умер на кресте, чтобы воскреснуть, чтобы своей смертью победить Смерть, сломать врата ада и открыть людям путь в Царствие Небесное», – рассказали в учреждении. За крестом изображена городская стена с башнями и воротами и постройки города – это Иерусалим. Христос был распят вне городских стен. Но изображение этих построек символизирует масштаб события, которое выходит за пределы одного города, и имеет не конкретно-исторический, а вселенский характер. Под крестом – небольшой холм и череп. Это «глава Адамлева», который, по преданию, был похоронен на Голгофе. Кровь Христа омыла кости Адама и сняла с него первородный грех познания зла, отметили в музее-заповеднике. Фото: пресс-служба Псковского музея-заповедника Над крестом справа и слева за грядой облаков гравированы солнце и луна. Эти изображения напоминают евангельский рассказ о космическом событии, бывшем во время распятия – тьме, разразившейся с шестого до девятого часа. Слева от Креста стоит скорбящая Богоматерь, и ангел, который собирает кровь из раны в боку Христа в сосуд. Справа – Мария Магдалина обнимает подножие Креста рукой, и самый молодой ученик Христа, Апостол Иоанн Богослов с мольбой смотрит на Крест. «Вся композиция напоминает гравюру. Скорее всего одна из множества привозимых в Россию в это время западноевропейских гравюр и послужила для художника образцом при создании дискоса. Об этом говорят многие детали изображения: поза и жест Богородицы, фигуры ангела с чашей и Марии Магдалины, которые не изображались в русской иконе, но были приняты в итальянской, а за ней во всей европейской живописи. Нимбы нарисованы в виде овалов высоко над головами святых. Фигура распятого Христа на русских иконах почти бесплотна, и его раскинутые руки словно бы обнимают все человечество, призывая к себе. Здесь же на дискосе художник хочет изобразить страдающее тело Богочеловека. Вослед западной иконографической традиции псковский серебряник показывает физические страдания Христа, его провисшее под собственно тяжестью тело», – заметили в музее-заповеднике. Дискос из церкви Козьмы и Дамиана с Примостья – памятник искусства петровского времени. Но Псков – город, который активно торговал с европейскими странами еще во время средневековья, задолго до реформ Петра I был знаком с искусством западных стран и служил для России проводником многих художественных новшеств. Поэтому не удивительно встретить здесь серебряников, знакомых с европейской гравюрой, заключили специалисты. ============================================================ Религиозная живопись Уильяма Хогарта в старейшей больнице Лондона будет отреставрирована 25.01.2023 11:27 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=102678 ------------------------------------------------------------ Фото: theguardian.com Лондон, 25 января. Две картины знаменитого английского живописца Уильяма Хогарта, находящиеся на стенах парадной лестницы в больнице Святого Варфоломея в Лондоне, будут восстановлены с помощью гранта от фонда наследия Национальной лотереи, сообщает «Седмица» со ссылкой на Тhe Guardian. Хогарт, известный как сатирик, в 1730-х годах выступил в менее типичной для него манере, когда изобразил в своих произведениях два библейских сюжета – «Купальня Вифезда» и «Добрый самаритянин». Картины будут отреставрированы в рамках проекта по сохранению и обновлению коллекций произведений искусства и исторических зданий больницы. Помещения включают северное крыло, внесенное в список памятников архитектуры I степени, с большим холлом и лестницей, украшенной работами Хогарта. Художник, родившийся в 1697 году в Бартоломью-Клоус, недалеко от больницы, пришел в ярость, узнав, что для росписи лестницы был приглашен итальянский художник Якопо Амигони. Хогарт вмешался, чтобы предложить свои услуги бесплатно, хотя он никогда прежде не писал картин такого масштаба. Работа «Купальня Вифезда» изображает человека, который годами не мог ходить и которого Иисус Христос чудесным образом исцелил. Картина Хогарта включает в себя написанные с большой любовью и сочувствием портреты людей, страдающих от болезней и травм. Диагнозы пациентов из больницы, такие как подагра, рахит и желтуха, легко распознаются у этих персонажей опытным глазом. Картина до сих пор используется в качестве учебного пособия. Хогарт просил никогда не покрывать холсты лаком. Но когда их чистили в 1930-х годах, с них сняли семь слоев лака. Их снова очистили в 1960-х годах. Теперь требуется специализированная очистка и консервация, чтобы устранить структурные проблемы, вызванные деревянным каркасом «носилок» за полотнами. В холле также будут проведены масштабные работы по восстановлению его былого облика, включая ремонт и укрепление деревянной лестницы и консервацию люстры XVIII века. Уилл Пэйлин, исполнительный директор благотворительной организации Barts Heritage, сказал: «Лестница Хогарта – настоящее «спрятанное сокровище» и является лишь одним из элементов нашего амбициозного проекта, объединяющего столь необходимую реставрацию одной из самых важных исторических больниц Великобритании с новаторской программой сохранения наследия и здоровья». Бартс — старейшая больница в Британии, оказывающая бесплатную медицинскую помощь на одном и том же месте уже почти 900 лет. ============================================================ Конференция "Искусство Церкви и вызовы модернизма" состоится в ПСТГУ 25.01.2023 10:36 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=102677 ------------------------------------------------------------ Фото: pstgu.ru Москва, 25 января. На факультете церковных художеств ПСТГУ 26 января состоится конференция, посвященная проблеме диалога и поиска взаимопонимания между миром церковного искусства и сообществом современных художников-новаторов, сообщает сайт ПСТГУ.. Конференция проходит в рамках XXXI Международных Рождественских образовательных чтений, посвященных теме «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». Искусство — это область, где быстрее и нагляднее выражаются противоречия, назревающие в глубине социально-политической жизни. В церковном искусстве главным вызовом, стоящим сегодня перед художниками-иконописцами, является проблема: как церковное изобразительное искусство может сохранить свою идентичность и двигаться в рамках собственной традиции? Возможно ли автономное развитие церковного искусства вне зависимости от тенденций светского художественного формализма? Современное художественное сообщество ставит в упрек церковному искусству его каноничность, сомневаясь в творческих способностях церковных художников. С нарастающей энергией модернистское направление современного искусства врезается в онтологическую картину мира Православной Церкви, требуя её «обновления». Однако известно, что Церковь пребудет на этой земле не на краткое время, но до конца времён. Правила Церкви требуют, чтобы Писание неизменно было понимаемо так, как объясняют святые отцы, а отнюдь не произвольно (как писал святитель Игнатий Брянчанинов). Это относится и к изображению Христа, Богоматери и святых. Каким же образом в этой ситуации можно и должно разговаривать с представителями актуального искусства и светской культуры, проникающими в церковную ограду? Почему художники, отказываясь от канонических изобразительных форм, выработанных тысячелетиями, непременно хотят изобретать собственные, «новые» формы, выражая с их помощью свою индивидуальность? На эти и другие вопросы попытаются ответить организаторы и участники конференции — художники и преподаватели факультета церковных художеств ПСТГУ, одного из старейших на постсоветском пространстве церковных художественных вузов, где в течение 30 лет студентам передавали не только знания и мастерство, но и навыки творчества, пронизанного православной церковной традицией. Конференция пройдет в Николо-Угрешской духовной семинарии. Ведущие – протоиерей Александр Салтыков и иеромонах Мефодий (Зинковский). ============================================================ |
В избранное | ||