Самос (Греция), 12 января, Благовест-инфо. Бывший Патриарх Иерусалимский Ириней, скончавшийся 10 января в Афинах, был похоронен на следующий день на своей малой родине – острове Самос в Эгейском море.
Отпевание 83-летнего иерарха возглавил в Успенской церкви городка Хора – в прошлом столицы острова – митрополит Самосский и Икарийский Евсевий.
В полдень в среду гроб с телом покойного был предан земле на кладбище монастыря Святого Креста неподалеку от Хоры, пишет Orthodox Times. На этом же кладбище покоятся останки других Патриархов Иерусалимских – уроженцев Хоры: Кирилла II, Иерофея и Тимофея.
От Иерусалимского патриархата на похоронах присутствовали митрополит Назаретский Кириак, священник Назаретской епархии о. Симеон и экзарх Гроба Господня в Афинах архимандрит Рафаил, сообщает сайт Иерусалимского патриархата.
Проводить Патриарха Иринея в последний путь также пришли многочисленные клирики, представители местных властей и миряне.
Барнаул, 12 января. Государственная экспертиза Алтайского края рассмотрела документацию на реставрацию памятника историко-культурного наследия – католического храма, расположенного в Барнауле на проспекте Ленина, дом 44. По итогам государственной экспертизы выдано положительное заключение. Экспертная организация подключена и использует ЕЦПЭ, сообщает сайт Главгосэкспертизы.
Церковь в центре Барнаула была построена в 1913 году на средства местной католической общины, которая оформилась в городе в конце XIX века. Архитектурный проект здания – единственного в городе, выполненного в неоготическом стиле – подготовил гражданский инженер Иван Носович, он же руководил строительством. В 1930-х годах храм передали Главаптекоуправлению, после чего снесли его верхнюю остроконечную часть, сделав из величественного, устремленного вверх сооружения обычную двухэтажную постройку. На первом этаже разместили аптеку, второй сделали жилым. Также в здании долгое время располагался Совет муниципальных образований Алтайского края.
Проектными решениями, рассмотренными Государственной экспертизой Алтайского края, предусмотрена реставрация памятника историко-культурного наследия. Планируется в течение трех лет восстановить церковь, после чего она будет передана Католической Церкви.
Проектную документацию подготовила Творческая мастерская архитектора Александра Деринга «Классика».
Москва, 12 января. 14-22 января 2023 года в Московском международном Доме музыки пройдет XIII Московский Рождественский фестиваль духовной музыки. Мероприятие проходит при поддержке Департамента культуры города Москвы, сообщает Патриархия.Ru.
Московский Рождественский фестиваль духовной музыки — один из титульных проектов Дома музыки. Форум ежегодно знакомит слушателей с шедеврами христианской музыкальной культуры различных эпох, лучшими исполнителями и хоровыми коллективами со всего мира. Знаковыми событиями форума традиционно являются концерты выдающихся детских хоров и известных органистов, кульминацией становится заключительный вечер с участием художественного руководителя фестиваля народного артиста СССР Владимира Спивакова.
В XX сезоне Дома музыки Рождественский фестиваль пройдет в 13-й раз. Афишу составили пять программ, в рамках которых прозвучат духовные сочинения разных веков и стилей — от эпохи барокко и классицизма до ХХ столетия и произведений современных авторов. На сцену Светлановского зала выйдут знаменитые российские хоровые коллективы: Академический Большой хор «Мастера хорового пения», Хор Сретенского монастыря и Камерный хор Московской консерватории, а также звезды мировой оперной сцены, среди которых Надежда Гулицкая, Полина Шамаева, Игорь Морозов, Лилит Давтян, Анна Юркус и другие. Традицию выступлений детских коллективов продолжат хоры мальчиков и юношей легендарного хорового училища имени А.В. Свешникова.
Фестиваль откроется 14 января. Прозвучат Рождественская оратория митрополита Будапештского и Венгерского Илариона, а также кантата «По прочтении псалма» Сергея Танеева. На сцену Светлановского зала Дома музыки в этот вечер выйдут Академический Большой хор «Мастера хорового пения», Камерный хор Московской консерватории и Национальный филармонический оркестр России. В исполнении кантаты примут участие Надежда Гулицкая, Полина Шамаева, Игорь Морозов и Игорь Подоплелов. За дирижерский пульт в этот вечер встанут Лев Конторович и Арсентий Ткаченко.
15 января фестиваль продолжит сольный концерт российского органиста Федора Строганова, который исполнит сочинения Иоганна Себастьяна Баха. Резидент Рождественского фестиваля — хор Сретенского монастыря — выступит на фестивальной сцене 17 января с программой из богослужебных песнопений и известных народных и эстрадных песен. 21 января гостями смотра станут хоры мальчиков и юношей хорового училища имени А.В. Свешникова — участники престижных международных конкурсов и крупнейших музыкальных фестивалей. Юные хористы исполнят шедевры русской хоровой классики — от Бортнянского, Кастальского и Чеснокова до Рахманинова и Прокофьева, а также «Рождественские песни» Бриттена.
Завершится фестиваль традиционным концертом с участием Владимира Спивакова. 22 января вместе с В. Спиваковым на сцену выйдут Национальный филармонический оркестр России, Академический большой хор «Мастера хорового пения» и известные оперные певцы: сопрано Лилит Давтян, меццо-сопрано Анна Юркус и тенор Ярослав Абаимов. Прозвучит «Реквием» Вольфганга Амадея Моцарта.
Смоленск, 12 января. 11 января ординарий римско-католической Архиепархии Божией Матери в Москве архиепископ Павел Пецци посетил приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Смоленске, где братья-францисканцы, окормляющие приход, устроили рождественский вертеп в честь празднования 800-летия того первого вертепа, который святой Франциск Ассизский устроил в 1223 году в городе Греччо, небольшом городке в центре Италии.
Для святого Франциска, как говорил о нем его первый биограф Фома Челанский, было важно связать вертеп с крестом и особенно с алтарем, с евхаристией. Поэтому он просил о том, чтобы в вертепе в гроте в Греччо был поставлен алтарь и там служили мессу. И францисканцы в Смоленске каждый год делают вертеп, следуя именно этой интуиции святого Франциска, то есть вокруг алтаря. В вертепе, который занимает всю апсиду храма, есть не только исторические фигуры, но также и современные: например, в этом году появилась фигурка епископа, сообщает Информационная служба римско-католической Архиепархии Божией Матери в Москве.
Псков, 12 января. Отреставрированные иконы XVI – начала XVII веков вернулись в Псковский музей-заповедник. Специалисты Центра имени Грабаря восстанавливали их четыре года. О своих открытиях во время реставрации они рассказали корреспонденту телеканала «Культура» Анастасии Николаевой.
Быстрая, живая манера письма, выразительность образов, строгие утонченные лики святых и особая цветовая гамма с преобладанием красно-коричневых и сине-зеленых тонов. Икона Косьмы и Дамиана с двунадесятыми праздниками как образец характерных черт псковской иконописной школы. Чтобы добраться до авторской живописи, реставраторам пришлось расчистить два слоя поновлений и снять несколько слоев потемневшей олифы, впитавшей гарь и копоть свечей. Правда, почти утраченными оказались оригинальные надписи белым и изначальный фон из сусального золота. Сохранить их удалось лишь фрагментами.
«Мы стараемся сохранить тот путь бытования, который прошла икона за многие века. Для нас очень важно показать, что при внимательном рассмотрении любой человек, который интересуется, а не только специалист, может подойти ближе и увидеть: а эти надписи поздние, чуть-чуть позднее, а это еще какие-то. И вот такое внутреннее чтение древних образов, икон, для нас кажется очень важным», – сообщил заведующий отделом «Иконотека А. Н. Овчинникова» Научно-реставрационного центра им. Грабаря Александр Горматюк.
Уникален древний способ сохранения этой иконы. Русские мастера отделили пласт древесины с нанесенным изображением – тонким листом – и укрепили его на новом щите. Такое реставраторы встретили впервые. Казалось бы, всего пять шедевров живописи, но работа над ними принесла так много открытий. Эта икона отправилась на реставрацию с сюжетом «Преображения», но даже специалисты не могли предположить, что под верхним слоем поновлений XIX века скрываются целых два варианта изображения «Спаса на престоле». Они отличаются. Авторская живопись датируется XVII веком.
Реставрация – кропотливый и усердный труд. Каждую икону серьезно исследовали: сделали рентгенограммы, взяли пробы пигментов, затем укрепили и раскрыли изображения. Все для того, чтобы без особых вмешательств спасти и сохранить задуманное древнерусскими мастерами. «Икона – это живой памятник. Его отреставрируют – он живет какое-то количество лет, а потом опять может возникнуть проблема, поэтому реставрацию начать можно, но завершить реставрацию абсолютно невозможно. Это работа постоянная и на долгие десятилетия», – пояснила директор Псковского объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Светлана Мельникова.
Фонд икон Псковского музея-заповедника – один из богатейших в стране. Но здесь остается немало древнейших святынь, нуждающихся в восстановлении. Эта работа будет продолжена.
Москва, 12 января, Благовест-инфо. Праздничные рождественские обеды для бездомных и всех нуждающихся состоялись 7 января в Москве. Мероприятия проходили в двух московских храмах: свв. Космы и Дамиана в Шубине и Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке. Праздник устроили волонтеры благотворительной организации «Друзья общины святого Эгидия».
Такие рождественские обеды в Москве проходят уже в течение 20 лет. Подготовка к ним начинается за несколько месяцев. В это году на мероприятиях присутствовало около 400 человек.
Обед на Рождество – не разовая акция. Волонтеры регулярно приходят к бездомным людям, приносят еду, одежду, лекарства.
Традиция рождественских обедов появилась в Риме, в Общине святого Эгидия, ровно 40 лет назад, и распространилась в более чем 70 странах Европы, Африки, Азии, Северной и Южной Америки. В этом году юбилейный 40-й обед объединил свыше 500 тысяч человек по всему миру и стал знаком надежды для многих. В Москве эта традиция продолжается ежегодно начиная с 2003 года.
Москва, 12 января. В микрорайоне Потылиха на западе Москвы завершилось строительство храма в честь святой равноапостольной Марии Магдалины, сообщает «Фома». По задумке авторов проекта этот храм получил уникальное внешнее оформление.
Храм Марии Магдалины был построен по инициативе прихожан храма Святой Троицы в Троицком-Голенищеве, а возвели его в память об утраченной одноименной церкви, действовавшей в Потылихе в конце XIX – начале XX века.
В строительстве храма самое активное участие принимали его прихожане, в числе которых есть и архитекторы, и иконописцы. Был организован художественный совет храма, который на благотворительной основе вел авторский надзор, а также вносил предложения, связанные с улучшением проекта.
Один из членов худсовета – реставратор Павел Сергеев – разработал для храма Марии Магдалины проект декоративной резной кирпичной кладки, которая сегодня украшает храмовые фасады и, как отмечается, «делает его уникальным произведением русской архитектуры». Главным архитектором проекта выступил известный деятель искусства Владимир Королев.
Иконостас для храма создал еще один участник художественного совета – опытный художник-иконописец Алексей Вронский. Ранее он расписывал храмы и монастыри по всему миру, и в частности, был руководителем и автором проектов в Даниловом монастыре Москвы.
Однако на этом уникальность храма в Потылихе не ограничивается. Уже когда его возвели, на худсовете было решено отказаться от обмазки, очистить фасады от высолов и оставить в кирпиче, тем самым «была подчеркнута красота и оригинальность архитектуры».
Но и это еще не все, т.к. в дальнейшем планируется украсить фасады храма изразцами.
Что же касается внебогослужебной деятельности прихода, который существует уже несколько лет, то она самая разнообразная: действует воскресная школа для маленьких детей, молодежный хор, активно ведется сбор гуманитарной помощи для беженцев.
В планах – создание православной гимназии для девочек – в память о действовавшем в этом районе домовом храме при Московском сиротском Николаевском институте (в честь Николая I), где учились девочки-сироты. Основала институт императрица Мария Федоровна. Именно здесь, на берегу Москвы-реки, до революции построили дачу для девочек-сирот, а при ней, на средства одного купца, – домовый храм в честь равноапостольной Марии Магдалины.
Иерусалим, 12 января. Купальня Силоам — это несколько высеченных в скале бассейнов на южном склоне Вади-Хильве, расположенных за стенами Старого города Иерусалима в южной части Города Давида, «Седмица» со ссылкой на Нeritage Daily.
Согласно тексту Библии, купальня Силоам была построена во время правления Езекии (715–687/6 гг. до н.э.), тринадцатого царя Иудеи. Вода поступала из источника Гихон, который проходил по Силоамскому туннелю, также известному как туннель царя Езекии, снабжавшего жителей города постоянным запасом питьевой воды, особенно во время осады.
Бассейны были реконструированы в период Второго Храма (516 г. до н.э. – 70 г. н.э.) и, вероятно, служили миквой, ритуальной купальней для тысяч паломников, которые собирались здесь, прежде чем подняться через Город Давида в Храм.
В Евангелии от Иоанна описывается, как «Иисус послал слепого от рождения человека в купальню, чтобы завершить его исцеление».
С годами вокруг Силоамской купальни сложилось множество традиций, а с конца XIX века она стала центром археологических экспедиций со всего мира.
В 1890-х годах группа британо-американских археологов во главе с Ф. Дж. Блиссом и А. С. Дикки обнаружила некоторые ступени бассейна, а в 1960-х британский археолог К. Кеньон провела раскопки на этом месте.
В 2004 году археологи вновь обнаружили каменные ступени периода Второго Храма, что также подтвердило, что бассейн был шириной 69 м и что ступени существовали по крайней мере с трех сторон бассейна.
Управление древностей Израиля объявило, что будет предпринят новый проект, чтобы полностью раскрыть купальню Силоам. На первом этапе посетители смогут наблюдать за археологическими раскопками, а в ближайшие месяцы купальня станет доступна как часть туристического маршрута, который начнется в самой южной точке Города Давида и завершится у Западной стены.
Мэр Иерусалима Моше Лев сказал: «Купальня Силоам в национальном парке «Город Давида» в Иерусалиме имеет историческое, национальное и международное значение. После многих лет ожидания мы скоро начнем открывать это важное место и сделаем его доступным для миллионов посетителей и туристов, которые приезжают в Иерусалим каждый год».
Лондон, 12 января. Церковь Англии опубликовала результаты исторического исследования о связях ее структур с трансатлантической работорговлей и объявила о выделении более 0 млн в течение девяти лет для исправления «ошибок прошлого», сообщает ТАСС. Об этом пишет газета Financial Times со ссылкой на официальные заявления религиозной организации.
«Я глубоко сожалею об этих связях», – заявил архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби. Предполагается, что большая часть выделенных средств будет направлена в новый инвестиционный фонд, призванный обеспечить «более справедливое будущее» для «сообществ, в прошлом пострадавших от рабства». Кроме того, Церковь Англии профинансирует продолжение исследований об истории работорговли и проведение тематических выставок, а также пообещала активнее бороться с рабством и нарушениями прав человека в современном мире.
Церковь Англии впервые признала свои исторические связи с работорговлей в 2020 году. Тогда она принесла извинения за то, что в прошлом некоторые из ее приходских священников и епископов владели плантациями, на которых работали невольники. В новом отчете речь идет преимущественно об организованной во времена королевы Анны (годы правления – 1702–1714) схеме, в рамках которой доходы от работорговли направлялись на помощь бедным клирикам.
Тема ответственности современных европейцев за колониальное прошлое, в частности рабовладение, широко обсуждается на Западе. В декабре прошлого года премьер-министр Нидерландов Марк Рютте принес извинения от имени государства за историческую роль страны в работорговле. Тогда же сообщалось, что власти Барбадоса могут потребовать репарации от британцев, владевших в прошлом рабами на островном государстве.
Вологда, 12 января. Электронный «Указатель церквей» появился на сайте Государственного архива Вологодской области, сообщает «Культура в Вологодской области».
Уникальность электронного ресурса заключается в возможности поиска по наименованиям населенных пунктов приходов. Пользователь может набирать название населенного пункта, находившегося на территории Белозерского, Кирилловского, Устюженского, Череповецкого уездов Новгородской губернии, Вытегорского уезда Олонецкой губернии и всех уездов Вологодской губернии. Как результат поиска, выйдет список церковных приходов, в которых числится указанный населенный пункт.
Пользователь может зайти в карточку церковного прихода, ознакомиться с другими населенными пунктами, подборкой заголовков документов, воспользоваться функцией их сортировки.
Ресурс доступен пользователям на портале Архивной службы Вологодской области только после авторизации в личном кабинете через сервис «Госуслуг».
Сообщается, что сотрудники архива планируют и далее пополнять указатель церквей новыми сведениями и карточками документов.