Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 23/01/2023


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
http://www.blagovest-info.ru/

Новости за 23/01/2023
============================================================
Иерусалимский Патриарх недоволен действиями архиереев Элладской Церкви, служащих на Синае без его благословения

23.01.2023 21:57 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=102655
------------------------------------------------------------
Иерусалим, 23 января, Благовест-инфо. Патриарх Иерусалимский Феофил направил письмо архиепископу Афинскому Иерониму, в котором пожаловался на архиереев Элладской Православной Церкви, служащих без его благословения в монастыре св. Екатерины на горе Синай.



Монастырь св. Екатерины в течение многих веков имеет «автокефальный, автономный и независимый статус», пишет Феофил III, но в то же время принадлежат к юрисдикции Иерусалимского патриархата. Патриархат всегда уважал статус монастыря св. Екатерины и не вмешивался ни в его внутренние административные вопросы, ни в его внешнюю деятельность, – пишет Патриарх Феофил.



Однако в последние годы возникла проблема: «синайские отцы не уведомляют Иерусалимский патриархат о приглашении иерархов из других церковных юрисдикций совершать Божественную Евхаристию в обители, в особенности в праздник св. Екатерины, – говорится в письме. – Каждый год мы направляем в монастырь делегацию на этот праздник, не зная, каких иерархов других Церквей мы там встретим».



Это приводит к «каноническому беспорядку» – на последнем празднике св. Екатерины литургию возглавил митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай, который, «видимо, по недоразумению», помянул за богослужением синод Элладской Церкви и архиепископа Синайского, но не Иерусалимского Патриарха.



«Мы просим Ваше Блаженство рекомендовать архиереям Элладской Церкви каждый раз, когда они хотят совершать литургию в монастыре на Святой горе Синай, уведомлять об этом Иерусалимский патриархат, как это делают иерархи других церквей, поскольку автономия монастыря не отменяет того факта, что он находится не на некой абстрактной территории, а в юрисдикции Иерусалимского патриархата», – пишет Феофил III.



Письмо подписано 21 декабря 2022 года, на сайте Иерусалимского патриархата документ появился 20 января.


============================================================


В Греции состоялась конференция Международной православной богословской ассоциации

23.01.2023 21:33 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=102654
------------------------------------------------------------




Фото: orthodoxtimes.com



Волос, Греция, 23 января, Благовест-инфо. Вторая большая конференция Международной православной богословской ассоциации (IOTA) прошла в Богословской академии греческого города Волос. Встреча, в которой приняли участие более 400 человек из 45 стран, завершилась 15 января архиерейским богослужением и паломничеством в монастыри Метеоры.



Всего за три дня конференции прозвучало 350 докладов и выступлений. Главная тема мероприятия – «Миссия и Православная Церковь» – рассматривалась на многих пленарных сессиях с точки зрения самых разных академических дисциплин, представленных на конференции, пишет Orthodox Times. Наряду с православными богословами в конференции участвовали представители древневосточных Церквей, католические и протестантские теологи. Среди участников было восемь иерархов различных церквей, каждый день совершалась архиерейская литургия.



«IOTA – это глобальный обмен знаниями в контексте православной традиции, она позволяет разрушить стены юрисдикций, которые мы воздвигли в нашем коллективном воображении, чтобы встретить друг друга в свободе христианского ученичества, выйти за рамки академических дисциплин с тем, чтобы размышлять о самых сложных вопросах современности в контексте трансформации культуры силой Евангелия, – заявил президент ассоциации профессор Пол Гаврилюк. – Это, наконец, место, где все православные христиане и наши экуменические друзья могут почувствовать, что такое "соборность снизу”».



Следующая большая конференция IOTA состоится в 2027 году, однако, как сообщил Гаврилюк, в 2025 году ассоциация проведет еще одно мероприятие – конференцию «Никейская вера», посвященную 1700-летию Первого вселенского собора, который прошел в Никее в 325 году.



IOTA была создана в феврале 2017 года. Первая большая конференция ассоциации прошла в 2019 году в румынском городе Яссы.


============================================================


В Москве прошел круглый стол, посвященный работе Церкви с душевнобольными в молодежной среде

23.01.2023 17:56 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=102653
------------------------------------------------------------




Москва, 23 января, Благовест-инфо. Круглый стол «Попечение Церкви о душевнобольных людях: молодежь и семья» состоялся 21 января в рамках XXXI Международных Рождественских образовательных чтений.



Курировала работу секции сотрудница Отдела внешних церковных связей Московского патриархата Маргарита Нелюбова, возглавил заседание митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, также выступивший с докладом. В своем выступлении митрополит Сергий рассказал об изменениях, которые претерпел институт семьи после событий 1917 года, о перевороте ее «нравственно-психологических оснований». В Советской России брак рассматривался как «буржуазный пережиток», расторгался просто. Внутрисемейные нестроения могут тяжело навредить детям; душевные заболевания подчас становятся неотъемлемыми для членов современной семьи.



Василий Каледа, д.м.н., председатель секции Российского общества психиатров по клинической психиатрии, религиозности и духовности, заместитель директора ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» в докладе «Психические расстройства юношеского возраста» очертил круг основных проблем, с которыми сталкиваются психиатры в своей практике. Юношеский возраст – уникальный период в жизни человека. В этом возрасте происходит становление личности, человек выбирает моральные и жизненные ценности. Думает о смерти. Иногда в этом возрасте отношения к смерти крайне легкомысленное. Это период, когда совершается много неоправданных поступков. Молодые люди стремятся осуществить задуманное, есть физические силы, не истощены морально и физически, готовы браться за новое дело. Но при этом время юности – это время кризиса. Существует дефицит механизмов торможения. В семье забывают перестроить отношения с ребенком. Психиатр указал на распространенность юношески
х депрессий, а также на аутоагрессивное поведение – до 17 % юношей наносят себе повреждения. Пубертатный период проходит, но психические заболевания остаются на всю жизнь, отметил В.Каледа.



О суицидах юношеского возраста рассказал заместитель директора по научной работе ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» Григорий Копейко. Суицид – результат социально-психологической дезаптации личности, отметил докладчик, и указал на множество факторов, приводящих к суицидальному поведению: биологические, психологические, социальной и духовной природы. Среди социальных, в частности – смерть родных, развод родителей; среди духовных – несформированность мировоззрения, искаженное представление о смерти. Г.Копейко привел данные уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Марии Львовой-Беловой: в 85 субъектах РФ число попыток самоубийств увеличилось на 13 %, 3 675 подростков покончили жизнь самоубийством, в 362 случаях имели место повторы. Россия занимает одно из первых мест по числу самоубийств среди молодежи. Он указал также на «скрытые суициды»: подрывающее здоровье поведение, рискованные мероприятия. Говоря о связи рел
игиозности и суицидального поведения, Г.Копейко отметил, что 65 % исследований на эту тему обнаруживают «обратную связь»: риск суицида снижается, если лица участвуют в религиозных практиках.



Об экзистенциальных депрессиях рассказала Ульяна Попович, к.м.н., старший научный сотрудник отдела юношеской психиатрии ФГБНУ «Научный центр психического здоровья». Суицид – вторая по частоте встречаемая причина смерти в юношеском возрасте. Отметив трудность распознавания экзистенциальных депрессий, У. Попович выделила среди них три типа: депрессии с доминированием размышлений о бессмысленности жизни, с доминированием невротической религиозности и депрессии с экзистенциальной философской трактовкой.



С докладом «Аффективные расстройства юношеского возраста» выступила старший научный сотрудник группы по изучению особых форм психической патологии ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» Анна Алексеева. Юношеский возраст оказывает особое влияние аффективные расстройства, и депрессии занимают основное место среди них. У подростков можно не увидеть классических признаков депрессии, «для них не характерна жалоба на тоску и подавленность». Одним из признаков депрессии являются когнитивные расстройства (апатия, забывчивость, раздражительность, невозможность запоминать учебный материал), а также психопатоподобные расстройства. Сами аффективные расстройства нестабильны, вариабельны. Также характерно доминирование идей недовольства своей внешностью, отсутствие интереса к окружающему. Характерны сверхценные расстройства; «увлечение абстрактными проблемами, нетрадиционными направлениями религиозных движений», ощущение «собстве
нной значимости, особой миссии». Знание клинической картины важно, чтобы «вовремя заподозрить болезненное состояние, не оставляя на самотек», подытожила докладчица.



Доклад «Несуицидальные самоповреждения лиц молодого возраста» представил Денис Тихонов, с.н.с., к.м.н., ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», выделив в них три типа по степени тяжести. Список заболеваний, связанных с нссп, широк - депрессивные состояния, расстройства личности. В России, согласно исследованиям, 10-14 % старших школьников совершали самопорезы. Автор также поставил вопрос: татуировки и пирсинг – украшение или самоповреждение? В числе социальных факторов, приводящих к самоповреждениям, автор указал следующие: повышение уровня насилия в обществе; буллинг, в том числе кибербуллинг; отсутствие адекватной эмоциональной поддержки со стороны родственников; жестокое обращение или физическое насилие в детстве; принадлежность к сексуальным меньшинствам, транссексуализм; чрезмерное использование интернета и влияние социальных сетей. Докладчик отметил, что любое повреждение – это крик о помощи. «Это глубоко неустроенные ребя
та, которые ищут тепла, понимания, но не находят; и все, что могут делать – искать среду», - заключил Д.Тихонов .



Иерей Николай Устинов, клирик храма преп. Ефросинии Московской в Котловке, руководитель семейного клуба трезвости выступил с докладом «Роль семьи в профилактике аддиктивных расстройств у молодежи». Отметив, что «в семье начинается процесс опытного усвоения модели отношений», священник выделил несколько типов родителей в связи с их отношением к детям: «ответственных», «критикующих», «отстраненных», «созависимых».



С докладом «Нехимические зависимости» выступил Андрей Магай, м.н.с. группы особых форм психической патологии при «Научном центре психического здоровья». Рассказал об отличии нехимических зависимостей от химических, а также лечении и профилактике, наиболее эффективных программах, среди которых - терапевтические сообщества семейного типа.



Ольга Борисова, к.м.н., ведущий научный сотрудник группы по изучению особых форм психической патологии ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» представила доклад «Роль семьи в раннем распознавании патологической религиозности в подростково-юношеском возрасте».



С докладом «Душепастырская работа с идеализациями, лежащими в основе невротических отношений», выступил Руслан Надюк, к.псх.н., декан факультета дополнительного образования служителей, начальник отделения душепопечительства Семинарии евангельских христиан. «Под идеализацией мы подразумеваем сверхценные личностные установки, которые провоцируют дисфункциональные отношения в семье», - сказал докладчик. Эти установки человек, как правило, выносит из своей семьи. В пастырской работе приходится сталкиваться с «идеализацией позитивного характера» – ожиданием воплощения самых идеалистичных отношений в супружестве. Но есть также установки «от противного» – чего не хотят увидеть в семье. Докладчик перечислил типы невротического поведения (потребность в одобрении, потребность в руководящем партнере, потребность в четких ограничениях, невротическая потребность во власти и т.д).. Удовлетворение этих потребностей формирует неврот
ические отношения в семье. Пастырю для первой помощи нужно побудить человека признать свои идеализации, «задать вектор», опираясь на евангельскую заповедь: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».



С докладом «Роль психиатра в укреплении психического здоровья семьи» выступила психиатр Наталья Лазько, сотрудница ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России.



Аспирант Сретенской духовной семинарии Дмитрий Иванин представил подробный доклад «Молодежь и депрессия. Что может предложить Церковь? Опыт Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом ставропигиальном мужском монастыре». Говоря о терапевтическом и поддерживающем потенциале прихода, он указал на возможность исповеди, беседы у священника, наличие православного приходского психолога, консультанта-психиатра.


============================================================


Латвия: суд запретил деятельность религиозной общины, в которой скончались роженица и младенец

23.01.2023 17:37
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=102652
------------------------------------------------------------




Фото: stella-clothes.ru



Рига, 23 января. Видземский окружной суд принял решение удовлетворить требование бывшего генерального прокурора Латвии Эрика Калнмейерса о прекращении деятельности религиозной организации «Первая евангельская община Иисуса».



Решение еще не вступило в законную силу. Его можно будет обжаловать в Верховном суде.



26 августа 2022 года Видземский районный суд отклонил иск бывшего генерального прокурора Латвии Калнмейерса к религиозной организации о прекращении ее деятельности, но одновременно суд вынес общине предупреждение. Прокуратура подала протест на приговор суда первой инстанции. Бывший генпрокурор Латвии обратился в Видземский районный суд с требованием прекратить деятельность религиозной организации «Первая евангельская община Иисуса» в марте 2020 года. Генпрокуратура изучила письмо Службы госбезопасности от 17 февраля 2020 года и материалы проверки деятельности организации, в которых говорилось о причинах, побуждающих ее закрыть.



Самым веским основанием для подобного решения стали факты уголовного дела, связанного с гибелью 21-летней девушки, которая являлась членом Первой евангельской общины Иисуса, и ее новорожденного младенца в мае 2019 года. Из-за убеждений членов религиозной организации ни роженице, ни младенцу не была обеспечена квалифицированная медицинская помощь.



В материалах дела содержится много информации об ограничениях в этой религиозной организации, которые были обязательными для выполнения членами общины: запрет на посещение врачей, постановка на учет во время беременности, запрет на учебу и работу, запрет на контакт с родственниками, исключенными из общины. Члены общины проживали закрытым сообществом, все ограничения были навязаны членам общины против их воли, в результате людям приходилось действовать вопреки своим социальным и финансовым интересам.



Как отмечают в Генпрокуратуре, вместо квалифицированной медицинской помощи членам общины советовали молиться, их принуждали продавать недвижимость, запрещали общение с членами семьи.



Согласно закону «О религиозных организациях», деятельность общины можно запретить, если суд признает эту деятельность противоречащей Конституции ЛР и другим нормативным актам, а также если действия общины ставят под угрозу демократический порядок государства, общественный порядок, здоровье людей.


============================================================


Музей-заповедник "Кижи" в 2022 году достиг исторического максимума по посещаемости

23.01.2023 16:37
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=102650
------------------------------------------------------------




Фото: kp.ru



Санкт-Петербург, 23 января. Туристический поток музея-заповедника «Кижи» в Карелии в 2022 году достиг исторического максимума, превысив 360 тыс. человек, сообщила директор музея Елена Богданова.



«Впервые в истории более 360 тыс. [человек] посетили наш музей. Никогда такого не было, лучшие годы - это 230 тыс. максимум», - сказала она в ходе своего выступления на совещании в Санкт-Петербурге с участием замминистра культуры РФ Аллы Маниловой, посвященном музейным и туристическим маршрутам на Северо-Западе России.



По словам Богдановой, большой поток туристов в прошедшем году на Кижи прибыл из Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Эти направления будут развивать и поддерживать и в 2023 году. Директор музея-заповедника отметила тесное взаимодействие с туроператорами, а также с музеями других регионов. Продолжением сотрудничества внутри музейного сообщества станут Дни «Кижей», которые пройдут в феврале в Вологде и будут нацелены на развитие туристических связей, обмен опытом между двумя регионами.



«8-9 февраля в Вологде пройдут дни музея-заповедника «Кижи», откроется выставка «Чудо Преображения». Это будет целый проект - не только выставка, <…> мы везем туда вместе с нашим управлением по туризму Республики Карелия туроператоров, которые уже очень активно возят наших жителей в Кирилло-Белозерский монастырь, тех, кто активны, кто уже готов, поедут с нами и будут представлять республику», - сказала Елена Богданова.



Руководитель «Кижей» также добавила, что в 2023 году музей будет активно заниматься развитием туристического проекта «Серебряное ожерелье России». «Будем рассказывать больше о нашем направлении по «Серебряному ожерелью», это тоже важная составляющая для нас», - добавила Богданова.



Историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» - один из крупнейших в России музеев под открытым небом. В составе архитектурной коллекции музея 82 памятника. Основу составляет ансамбль Кижского погоста с церковью Преображения Господня, которую венчают 22 главы. Кижский погост включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, сообщает ТАСС.


============================================================


Папа Римский поздравил всех, кто отмечает Новый год по лунному календарю

23.01.2023 16:12
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=102649
------------------------------------------------------------




Фото: gettyimages.com



Ватикан, 23 января. Папа Римский Франциск поздравил отмечающих Новый год согласно лунному календарю, который в этом году выпадает на 22 января, сообщает РИА Новости.



«Сегодня я хотел бы пожелать мира и всего доброго всем тем, кто празднует лунный новый год на Дальнем Востоке и в разных уголках мира. По этому радостному поводу я не могу не выразить свою душевную близость тем, кто переживает моменты испытаний, вызванных пандемией коронавируса, в надежде, что нынешние трудности скоро будут преодолены», - сказал понтифик в традиционной воскресной проповеди, обращаясь к верующим, собравшимся на площади Святого Петра в Ватикане.



«Я надеюсь, что доброта, чуткость, солидарность и гармония, которые ощущаются в эти дни в воссоединенных семьях, всегда смогут пронизать и отразиться на наших семейных и социальных отношениях, чтобы мы могли жить мирной и счастливой жизнью», - заключил понтифик.



Традиционный Новый год, который отмечают в Китае и многих других странах Восточной Азии, приурочен к зимнему новолунию по завершении полного лунного цикла, состоявшемуся после зимнего солнцестояния. Фестивали и народные гулянья, приуроченные к этому празднику, продолжаются 15 дней.


============================================================


Умер Владимир Пореш, диссидент, сооснователь "Христианского семинара по проблемам религиозного возрождения"

23.01.2023 15:31
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=102648
------------------------------------------------------------




Фото: obtaz.com



Москва, 23 января. 21 января в возрасте 74 лет умер Владимир Юрьевич Пореш, российский филолог, общественный деятель, правозащитник, участник диссидентского движения в СССР, бывший советский политзаключенный. Он родился 6 января 1949 года в Смоленске. В 1972 году окончил филологический факультет ЛГУ. В 1974–1979 гг. младший научный сотрудник ленинградского отделения Библиотеки АН СССР, также работал переводчиком, сообщил в своем телеграм-канале филолог Н. Подосокорский.



В 1974 году вместе с А.И. Огородниковым основал религиозно-философский «Христианский семинар по проблемам религиозного Возрождения» для православной молодежи, собиравший участников из разных городов и регионов страны, участвовал в выпуске самиздатского журнала «Община». Семинар имел кружки в Москве, Смоленске, Петербурге.



Был арестован 1 августа 1979 года и осужден по ст. 70 ч. 1 - «антисоветская агитация и пропаганда» УК РСФСР к лишению свободы на 5 лет и ссылке на 3 года. Инкриминировалось составление сборника «Бюллетень»; издание, хранение и распространение журнала «Община»; написание писем «К чешским друзьям», «К молодежи Запада» и А.И. Солженицыну, открытого письма Дж. Картеру, изготовление фотокопии книги А.И. Солженицына «Бодался теленок с дубом». В обвинительном заключении говорилось также, что В. Пореш «своей целью ставил подрыв советского государственного строя».



Заключение отбывал в лагере Пермь-35. Принимал участие в правозащитных акциях заключенных: голодовках, забастовках; водворялся в ШИЗО. За день до окончания срока заключения, 30 июля 1984 года арестован и осужден по ст. 188-3 УК РСФСР - «Злостное неповиновение требованиям администрации исправительно-трудового учреждения» к 3 годам лишения свободы с присоединением неотбытых по предыдущему приговору 1 дня и 3 лет ссылки. Для отбывания заключения направлен в общеуголовный лагерь строгого режима в Кемеровскую область.



Освобожден по амнистии в феврале 1986 года. Вернувшись в Ленинград, работал в котельной. Участвовал в самиздатском религиозно-философском журнале «Аминь», основал общество «Открытое христианство» (1988). В 1991 году был реабилитирован.



Был председателем НКО Центр «Дом прав человека» в Петербурге, преподавал французский язык в Институте философии и богословия.


============================================================


В Марфо-Мариинской обители спасают от разрушения фрески Павла Корина

23.01.2023 14:33
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=102647
------------------------------------------------------------




Москва, 23 января. Специалисты спасают фрески в нижней церкви Марфо-Мариинской обители. Изображения на стенах крипты долгое время осыпались из-за повышенной влажности. Как решили эту проблему, рассказывает корреспондент телеканала «Культура» Юлия Струкова.



Щусев, Нестеров и Корин – создатели Покровского собора Марфо-Мариинской обители. Для каждого из них он стал своеобразным вызовом. Алексей Щусев стремился осуществить идею великой княгини Елизаветы Федоровны, обратиться к истокам монашеского служения. Псковско-новгородскую архитектуру он взял за основу. При этом Михаил Нестеров – автор фресок – решил сохранить свой, «нестеровский» стиль. Его ученику, юному Павлу Корину, впервые предстояло расписать часть нижнего храма.



«Крипта состоит из двух частей. С правой стороны – нижний храм-усыпальница. Предполагался для захоронения первых сестер обители», – рассказала сотрудник по научно-административной работе Дома-музея Великой княгини Елизаветы Феодоровны Анастасия Буковская.



Многие не подозревают, что в Покровском храме есть такое пространство. После возвращения обители патриархии в правой части захоронили тела нескольких сестер. Левая часть напоминает раннехристианские крипты, как в Риме, вдоль Аппиевой дороги. Монументальная живопись кисти Павла Корина – это сюжет «Путь праведников ко Господу». «Павел Корин использовал инновационные технологии: штукатурка-церезит и силикатные краски», – пояснила Анастасия Буковская.



Инновационные технологии здесь использовали и Щусев, и Нестеров, и Корин. К примеру, впервые применили бетон. Или соединяли несоединимое. «Кирпич, бетон, металл. Вот у нас над головой сводики Монье сделаны из бетона по металлическим балкам», – добавил архитектор-реставратор Николай Чернышёв.



Нестеров, создавая фрески, жаловался: стены не сохнут. Впервые написал на металлических листах. У Корина проблем с влагой тогда не возникало. Осыпаться его изображения стали позже. «В советские годы в достаточно сложных условиях, конечно, существовала эта живопись. Она и замачивалась, и температурно-влажностный режим не соответствовал требованиям к ее сохранению, и неоднократные реставрации, в том числе с применением мало испытанных технологий, привели к тому, что она пришла в аварийное состояние», – сообщил Николай Чернышёв.



Мокрые стены и плесень увидела здесь наша съемочная группа восемь лет назад. Именно тогда специалисты начали исследовать, как изменить климат в крипте, чтобы сохранить живопись. «С целью высушить конструкцию, которая находится за живописью, за этой стеной устроены отсушивающие приямки. За этой стеной теперь находится не грунт, а воздух. Благодаря этому стена находится в удовлетворительном состоянии и не мокнет», – сказал Чернышёв.



Плесень снята, осыпающиеся места укреплены, живопись законсервирована, аварийных участков нет. Сейчас сюда практически никого не пускают, чтобы не нарушать температурно-влажностный режим. В стены вставлены логеры – приборы, фиксирующие влажность по всей глубине стены. Данные мониторинга нужны для установки постоянной автоматической климат-системы.



«Эти фрески уникальны. Они имеют огромную историко-культурную ценность не только для Москвы, Марфо-Мариинской обители, но и для всей страны в целом. Я рада тому, что они находятся сейчас в противоаварийном консервационном состоянии, что такие работы были проведены», – заявила председатель совета Московского областного отделения ВООПИиК Алла Громинова.



Климатологи, реставраторы, архитекторы, конструкторы – консилиум из нескольких десятков специалистов продолжает наблюдать за сложным и необычным пациентом. «Путь праведников ко Господу» Павла Корина считают последней храмовой росписью, выполненной в дореволюционной Москве.


============================================================


Казанская церковь в Дмитрове

23.01.2023 13:15 | "Подмосковье сегодня"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=102646
------------------------------------------------------------

============================================================


После 250-летнего перерыва вновь открылась Школа ремесел в Ватикане

23.01.2023 12:40
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=102645
------------------------------------------------------------




Фото: vaticannews.va



Ватикан, 23 января. В Зале капитула Ватиканской базилики 16 января состоялось торжественное открытие Школы искусств и ремесел Фабрики святого Петра при поддержке фонда Fratelli tutti. Школу представил президент этих двух ватиканских учреждений кардинал Мауро Гамбетти, сообщает Vatican News.



В школе будут обучаться специально отобранные каменотесы, мраморщики, мастера лепных работ и деревообработчики. Преподаватели – сотрудники технического отдела Фабрики св. Петра, профессора итальянских и зарубежных вузов и опытные мастера.



Цель создания Школы искусств и ремесел – не только профессиональный, но и общечеловеческий рост молодых мастеров. Обучение включает историко-художественные аспекты, изучение материалов и технических навыков. Программа предусматривает не только лекции и семинары, но и экскурсии и учебные выезды по Италии.



Учебные курсы с обязательным посещением продлятся полгода; ученикам предоставляется общежитие при конгрегации священников Святейшего Сердца Иисуса. За учебный процесс группы студентов отвечает куратор, особое внимание также уделяется созданию братских отношений и атмосферы взаимного принятия.



Школа искусств и ремесел в Ватикане стала продолжением традиции, восходящей к концу XVIII столетия, когда Фабрика св. Петра организовала Папскую мастерскую искусств для молодых ремесленников. Как свидетельствуют архивные документы, школа была бесплатной, в ней занимались по вечерам и в праздничные дни, чтобы не отрывать учащихся от работы. Сегодняшняя Школа искусств и ремесел также не взимает плату за обучение и ставит своей целью не только изучение ремесел с учетом новых технологий, но и преодоление растущего профессионального индивидуализма. Открывая школу, кардинал Гамбетти пояснил, что она призвана «помочь посеять семя в почву продвижения человека посредством обучения, направленного на служение культуре, людям нашей эпохи и Церкви». Общинная жизнь играет в этом процессе значительную роль.



В этом году в школу поступили двадцать человек – двенадцать юношей и восемь девушек из Италии, Перу, Германии и Белоруссии. У всех студентов есть не только диплом об общем образовании, но и художественно-техническая подготовка, как предусмотрено отборочным конкурсом. Самые молодые из учеников только что окончили среднюю школу и решили выбрать Школу искусств и ремесел прежде, чем приобщиться к миру труда; некоторые – студенты университетов, которые пришли по совету своих преподавателей.



На отборочный конкурс поступило равное число заявок от юношей и девушек. Это также не расходится с традицией: с XVI столетия в мастерских Фабрики св. Петра постоянно обучались и работали женщины, что подтверждается архивными документами. В соборе трудились женщины-мастера по обработке дерева, камня и металлов, по лепным работам; они также выполняли и тяжелые работы по перемещению повозок с материалами. Уже в те времена оплата их труда была приблизительно такой же, как у мужчин, и они пользовались не меньшим уважением.



При отборе учащихся особенно учитывалась их личная мотивация: кандидаты выразили желание обучиться старинным ремеслам, которые сегодня почти не интересуют их сверстников. Школа уже принимает заявки на следующий отборочный конкурс.


============================================================


Книга Сергея Аверинцева "Слово Божие и слово человеческое. Римские речи" представлена в Москве

23.01.2023 11:54 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=102642
------------------------------------------------------------




С.С. Аверинцев (1937–2004). Фото: acathist.ru



Москва, 23 января, Благовест-инфо. Презентация книги Сергея Аверинцева «Слово Божие и слово человеческое. Римские речи» состоялась 20 января в Доме русского зарубежья имени А.И. Солженицына (ДРЗ). Этот сборник выпущен в декабре 2022 года к 85-летию автора в издательстве «Никея» при участии издательства «Студия Икона» и Академии Sapientia et Scientia (Рим).



В сборник вошли как просветительские выступления академика Сергея Сергеевича Аверинцева, посвященные русской православной культуре и ее особой ценности в мировом контексте, так и социально-политические очерки о состоянии христианской культуры в современном секулярном мире. В этих богословских размышлениях автор раскрывается как яркий и оригинальный христианский мыслитель, который созидает пространство диалога, встречи и общего дела, сообщает аннотация нового издания.



Участников презентации приветствовали директор ДРЗ Виктор Москвин, который вспоминал о давнем знакомстве и общении с Аверинцевым, и Игорь Лапшин, гендиректор «Студии Икона», принимавший участие в первом двуязычном русско-итальянском издании этого сборника, вышедшем в свет в 2013 году благодаря сотрудничеству издательства Московской патриархии и Академии «Sapientia et Scientia». Как пояснил Лапшин, это первое издание не распространялось в России, оно предназначалось в основном для Италии. Тем ценнее, что издательство «Никея» выпустило эту книгу для широкого круга русскоязычных читателей.







Ведущий презентации нового издания историк и телеведущий Алексей Юдин предложил участникам вспомнить о своих встречах с автором книги и поделиться впечатлениями от его выступлений и текстов.



Пьерлука Адзаро, профессор Миланского католического университета Святого Сердца, – составитель сборника «Римские речи». Он принимал участие в первом издании этой книги и в организации ряда конференций в Италии, на которых выступал Аверинцев. Подключившись к презентации онлайн, Адзаро вспоминал о многочисленных встречах с русским ученым, о его особых качествах: «Он был очень смиренным, кротким, наполненным любовью, деликатным. С каким благоговением он входил в древние римские храмы!» Но Адзаро случалось видеть Аверинцева и разгневанным – «когда истины веры ставились под сомнение». «В нем я обрел некое оживотворение собственной веры. Он – великий свидетель того, что вера – источник нашей жизни», – сказал профессор об Аверинцеве.







Особое внимание Адзаро уделил проекту «Ad fontes!» (лат. «К истокам!»), инициированному Аверинцевым и направленному на осознание христианских корней Европы и глубинного единства двух ее частей – Востока и Запада. Концепция трех источников этого единства – Афины (мудрость, разум), Иерусалим (вера) и Рим (право), из гармонии которых рождается в христианстве понятие «личность», – была очень близка размышлениям кардинала Ратцингера, с которым Аверинцев говорил на одном языке, «у них была сопоставимая интеллектуальная мощь». Как свидетельствовал Адзаро, Аверинцев обладал даром «видеть в вечном актуальное и в актуальном – вечное», и будущий понтифик во время встречи с ним в 2001 году оценил проект «Ad fontes!» как «прекрасную актуальную программу на будущее».



Алессандро Салаконе, представитель Общины св. Эгидия в Москве, познакомился с Аверинцевым в Италии, будучи студентом. Ему запомнились «крайняя вежливость» и «особый интерес ко всему, и особенно – к Другому, что свойственно подлинному христианину». По словам Салаконе, Аверинцев помог ему лично и всей Общине св. Эгидия «понять глубину русской души, которая в своей основе – христианская», и осознать единство веры и подлинной культуры.



Выступавший называет русского академика «человеком диалога – между религиями и историческими эпохами»; «он учил нас вести диалог с нерелигиозными людьми», что оказалось особенно важным. Салаконе прочитал цитату из новой книги: «Диалог между христианами различных конфессий не является изобретением на идеологической основе нашей экуменистической эпохи: такой диалог был необходим в любую эпоху, поскольку обмен духовным опытом способствует плодотворной теологической деятельности ума». «Его тексты стали основой наших размышлений… его мысли абсолютно созвучны с нашим мировоззрением», – сказал Салаконе о том, как воспринимают Аверинцева в Общине св. Эгидия.







Профессор Свято-Филаретовского института (СФИ) Александр Копировский многократно общался с Аверинцевым еще с 1970-х годов и наблюдал разные грани его деятельности: как выдающийся просветитель и лектор он обладал способностью тонко и точно доносить суть и «разрушать стереотипы»; как член редколлегии журнала «Православная община» «не терпел поверхностности»; как один из попечителей СФИ встал на защиту этого одного из первых в России христианских учебных заведений для мирян; как делегат съезда народных депутатов СССР проявил мужество, не поддерживая, вместе с Андреем Сахаровым и Юрием Власовым, стремление большинства возродить прежние советские порядки. Копировский считает Аверинцева «настоящим исповедником веры» – он привел несколько цитат из новой книги, в том числе – об иконах, которые в музеях советского времени, как писал Аверинцев, «осуществляли свой «тайный апостолат» в секуляризирующем контекст
е». Можно сказать, что и ему удавалось через свои лекции и книги об античной культуре, византийской поэтике, литературе Серебряного века доносить до советских людей, воспитанных в атеизме, весть о Христе, и в этом смысле это тоже был «тайный апостолат».



О своих встречах с Аверинцевым и, в частности, об общении академика в Москве с тайной католической монахиней Екатериной Рубашовой, о его научной точности вспоминал также Иван Лупандин, кандидат философских наук.



В завершение вечера, который прошел под девизом «Ad fontes!», участники согласились с утверждением Салаконе: «Надеюсь, что Сергей Сергеевич Аверинцев сам будет fons (источником) для многих».



Юлия Зайцева


============================================================


Организация OPEN DOORS опубликовала доклад о преследованиях христиан в 2022 году

23.01.2023 11:00
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=102641
------------------------------------------------------------




Фото: opendoors.org



Рим, 23 января. Список World Watch List, опубликованный международной христианской организацией Open Doors 18 января, сообщает, что в целом число христиан, столкнувшихся с преследованиями во всем мире, в 2022 году составило примерно 360 млн человек, сообщает Global Orthodox со ссылкой на Catholic News Agency.



В списке 50 стран с наибольшим количеством преследований на первое место в 2022 году вернулась Северная Корея. Годом ранее первое место занял Афганистан после того, как талибы захватили власть в стране.



Другие страны, которые в этом году классифицируются как «имеющие крайний уровень преследования христиан», – Сомали, Йемен, Эритрея, Ливия, Нигерия, Пакистан, Иран, Судан и Индия. В докладе говорится, что в странах Африки к югу от Сахары антихристианское насилие достигло «беспрецедентной интенсивности».



Нигерия продолжает оставаться эпицентром массовых убийств: в 2022 году с этой стране было убито 5014 христиан, что составляет почти 90% от общего числа христиан, убитых во всем мире — 5621 человек. С тех пор, как северные штаты Нигерии объявили о своей приверженности шариату (исламскому закону) в 1999 году, насильственная исламизация в стране набрала обороты. С 2015 года количество нападений со стороны группировок исламских боевиков постоянно увеличивается. Правительству не удалось предотвратить рост насилия, от которого страдают все нигерийцы, но особенно христиане. Похищения людей в Нигерии превратились в «бизнес», особенно часто нападениям подвергаются священники и прихожане храмов, сообщает Catholic News Agency.



Папа Римский попросил помолиться за преследуемых христиан после своей еженедельной публичной аудиенции 18 января. Он сказал, что молится за католического священника Айзака Ачи, который погиб на прошлой неделе после того, как бандиты подожгли его приходской дом на севере Нигерии.


============================================================


В музее-заповеднике "Коломенское" открылась выставка икон русских святых

23.01.2023 10:17
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=102640
------------------------------------------------------------




Фото: mgomz.ru



Москва, 23 января. В музее-заповеднике «Коломенское» 18 января открылся выставочный проект «Святые земли Русской». В течение года в Думной палате Дворца царя Алексея Михайловича по очереди будут представлены 24 памятника иконописи из собрания «Коломенского». Произведения будут меняться раз в две недели, а порядок экспонирования приближен к почитанию святых в церковном календаре, сообщает пресс-службе Музея-заповедника.



«На иконах запечатлены образы святых, особо почитаемых Русской Церковью. Это князья-воины — защитники отечества, великие святители, церковные писатели и проповедники, основатели монастырей, юродивые Христа ради. Все они принимали активное участие в становлении и укреплении государства: мирили князей, благословляли воинов на победу, строили храмы, несли православное вероучение многим народам, населявшим русские земли», – рассказали сотрудники «Коломенского».



Представленные на выставке иконы поступили в собрание Коломенского в 1920–1930-е годы, когда повсеместно закрывались для богослужения храмы и монастыри, а памятникам церковного искусства грозило физическое уничтожение. Благодаря усилиям музейных сотрудников эти произведения были спасены, отреставрированы и вошли в сокровищницу отечественной и мировой культуры.


============================================================

В избранное