← Февраль 2011 → | ||||||
8
|
13
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
18
|
||||||
21
|
||||||
28
|
За последние 60 дней 31 выпусков (3-4 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://www.blagovest-info.ru
Открыта:
10-07-2006
Статистика
-1 за неделю
Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 15/02/2011
АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО" http://www.blagovest-info.ru/ Новости за 15/02/2011 ============================================================ Митрополит Волоколамский Иларион завершил визит в США и прибыл в Чехию 15.02.2011 21:49 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=39392 ------------------------------------------------------------ Нью-Йорк, 15 февраля. Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион с 5 по 13 февраля совершал визит в США, сообщает Служба коммуникации ОВЦС. За время визита председатель ОВЦС посетил Нью-Йорк, Вашингтон и Даллас. В рамках поездки митрополит Иларион выступил с ежегодной Шмемановской лекцией в Свято-Владимирской семинарии Православной Церкви в Америке, совершил богослужение в Свято-Николаевском соборе в Нью-Йорке, встретился с рядом религиозных и политических лидеров, представителями политического руководства и интеллектуальных кругов США, выступил с докладами в Католическом университете Америки (Вашингтон) и Далласской богословской семинарии. В поездке митрополита Илариона сопровождали секретарь ОВЦС по межправославным отношениям священник Игорь Якимчук, референт председателя ОВЦС иеродиакон Иоанн (Копейкин), православные миряне. 5 февраля митрополит Иларион посетил в Нью-Йорке резиденцию Синода Русской Зарубежной Церкви. В резиденции его встречал первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион с духовенством. Председателя ОВЦС и его спутников сопровождали управляющий Патриаршими приходами в США архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан; клирик Свято-Николаевского Патриаршего собора в Нью-Йорке, представитель Всемирного русского народного собора при ООН протоиерей Игорь Выжанов. Члены делегации посетили Синодальный храм в честь Курской-Коренной иконы Божией Матери "Знамение", где молились у мощей святых мучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары и у чтимого списка чудотворного образа. Обращаясь к первоиерарху Русской Зарубежной Церкви, митрополит Иларион отметил, что еще день назад они вместе с другими иерархами участвовали в работе проходившего в Москве Архиерейского Собора, на котором был принят ряд насущных и актуальных для жизни великой и многонациональной Русской Православной Церкви решений. Глава ОВЦС сообщил, что прибыл на американскую землю по благословению Патриарха Кирилла для молитвенного общения с православными братьями - соотечественниками и американцами, для встреч с представителями других христианских конфессий, которым он будет рассказывать о православии, выступая с лекциями. В тот же день в Свято-Владимирской семинарии Православной Церкви в Америке была прочитана лекция, посвященная памяти протопресвитера Александра Шмемана. Начиная с 1984 года, для прочтения лекций памяти этого выдающегося богослова ХХ века ежегодно приглашаются известные современные богословы и церковные деятели. В их числе - декан Свято-Сергиевского богословского института в Париже протопресвитер Борис Бобринский, митрополит Георгий (Ходр, Антитохийский Патриархат), профессор Н.В.Лосский, протопресвитер Виталий Боровой, архиепископ Северо-Американский Димитрий (Константинопольский Патриархат), митрополит Диоклийский Каллист (Уэр, Константинопольский Патриархат). В 2010 году c лекцией памяти протопресвитера Александра Шмемана выступил архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс. В нынешнем году лекцию на тему "Богословие иконы в Православной Церкви" прочитал председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. В семинарском храме Трех святителей председателя ОВЦС встречали предстоятель Православной Церкви в Америке архиепископ Вашингтонский, митрополит всей Америки и Канады Иона, епископ Питтсбургский и Западно-Пенсильванский Мелхиседек, ректор Свято-Владимирской духовной семинарии протоиерей Иоанн Бэр; проректор протоиерей Чад Хатфилд, управляющий делами Православной Церкви в Америке протоиерей Александр Гарклавс, секретарь Православной Церкви в Америке протоиерей Эрик Този. Митрополита Илариона сопровождал управляющий Патриаршими приходами в США архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан. 6 февраля в Свято-Никольском соборе в Нью-Йорке общественности был представлен первый том книги митрополита Волоколамского Илариона "Православие" ("Orthodox Christianity") на английском языке. В презентации приняли участие митрополит всей Америки и Канады Иона, митрополит Волоколамский Иларион, архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан, епископ Питтсбургский и Западно-Пенсильванский Мелхиседек (Православная Церковь в Америке), преподаватели и студенты Свято-Владимирской семинарии. Издание первой части многотомного труда председателя ОВЦС осуществлено усилиями Saint Vladimir.s Press - крупнейшего православного англоязычного издательства в мире. У его истоков стояли протопресвитеры Александр Шмеман и Иоанн Мейендорф. 7 февраля в штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке состоялась встреча митрополита Волоколамского Илариона с заместителем генерального секретаря ООН по вопросам коммуникаций и общественной информации К. Акасакой. Председатель ОВЦС передал К. Акасаке текст Предложений по религиозному измерению работы Группы высокого уровня "Мир и диалог культур", который был принят в партнерстве с ЮНЕСКО на Всемирном саммите религиозных лидеров в Баку 26 апреля 2010 года. Собеседниками была выражена надежда на дальнейшее развитие сотрудничества Русской Православной Церкви с учреждениями Организации Объединенных Наций, в частности, через аккредитованное при ООН Представительство Всемирного русского народного собора. 8 февраля митрополит Волоколамский Иларион встретился с постоянным представителем Российской Федерации при ООН В.И.Чуркиным. 9 февраля в Вашингтоне председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион посетил Совет национальной безопасности США, где встретился со специальным помощником президента Соединенных Штатов Америки, старшим директором Совета национальной безопасности по вопросам России и Евразии Майклом Макфолом. Отвечая на вопрос М. Макфола о деятельности Русской Православной Церкви на постсоветском пространстве, митрополит Иларион рассказал своему собеседнику об особенностях православной церковной жизни в различных регионах. Председатель ОВЦС высказал убеждение, что диалог между христианскими конфессиями и различными мировыми религиями должен иметь большее отношение к реальной жизни людей. В тот же день председатель митрополит Иларион посетил Католический университет Америки, находящийся в столице США Вашингтоне. В кабинете ректора председателя ОВЦС и его спутников приветствовали архиепископ Вашингтонский кардинал Дональд Уэрл и президент Университета Джон Гарвей. Затем в аудитории Колдуэлл-холл митрополит Иларион выступил перед преподавателями и студентами с лекцией, посвященной теме взаимосвязи между искусством и религиозной верой. По окончании лекции слушатели имели возможность задать вопросы иерарху Русской Православной Церкви. В память о посещении председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата подарил университету образ Пресвятой Богородицы "Одигитрия". Католический университет Америки является одним из крупнейших высших учебных заведений североамериканского континента. В нем обучается более семи тысяч студентов. 10 февраля митрополит Иларион встретился с Чрезвычайным и Полномочным послом Российской Федерации в Соединенных Штатах Америки С.И. Кисляком. Встреча проходила в резиденции российского посла в Вашингтоне. Митрополит Иларион и С.И. Кисляк выразили общее понимание значимости церковного измерения российского присутствия на американском континенте. По убеждению посла, исторически российское присутствие в США всегда было связано с присутствием Православной Церкви. 10 февраля 2010 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион посетил Библиотеку Конгресса США в Вашингтоне, где состоялась его встреча с директором Библиотеки доктором Джеймсом Биллингтоном и рядом специально приглашенных представителей интеллектуальной и религиозной общественности Вашингтона. Среди присутствовавших были: почетный архиепископ Вашингтонский кардинал Теодор МакКаррик; президент Джорджтаунского университета Джон ДеДжойя; президент Российско-Американского христианского института Джон Бернбаум; бывший конгрессмен, член совета программы "Открытый мир" Джеймс Саймингтон; настоятель Иоанно-Предтеченского храма в Вашингтоне протоиерей Виктор Потапов (РПЦЗ); настоятель Вашингтонского национального собора священник Сэмюэл Т. Ллойд; писатель и общественный деятель Джордж Вейгел; представитель Католической епископской конференции США священник Рональд Роберсон; заведующий отделением славистики Библиотеки Конгресса Гарольд Лейх; директор Европейского читального зала Библиотеки Конгресса США Грант Харрис. В начале встречи митрополит Иларион произнес речь, в которой поделился с собравшимися православным пониманием красоты и гармонии. Далее состоялась продолжительная беседа, в ходе которой был затронут широкий круг вопросов, касающихся современного состояния церковной жизни в России. Особое внимание было уделено роли Русской Православной Церкви в общественных процессах как в России, так и в других странах, входящих в ее каноническую территорию. По окончании встречи Дж. Биллингтон показал митрополиту Илариону и его спутникам экземпляры русской богословской литературы и церковной периодики, хранящиеся в фонде Библиотеки Конгресса. В частности, были представлены труды Патриарха Кирилла, митрополита Илариона, а также различные выпуски "Журнала Московской Патриархии", номера журналов "Церковь и время", "Фома" и других изданий. Председатель ОВЦС преподнес в дар доктору Биллингтону первый том своей книги "Православие" на английском языке. В свою очередь директор Библиотеки Конгресса подарил митрополиту Илариону свои книги на русском и английском языках. 10 февраля в Вашингтоне состоялась встреча митрополита Илариона с руководителями ряда протестантских и евангелических организаций США. Американских религиозных деятелей, представляющих консервативное крыло протестантского мира, особенно интересовало, каким образом Русская Церковь ведет работу с молодежью, в школах, в армии, как взаимодействует со средствами массовой информации, что делается ею для отстаивания традиционных нравственных ценностей. В заключение митрополит Иларион подарил собеседникам иконы Спасителя. 10 февраля в продолжение поездки по США председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прибыл в Даллас. Утром 11 февраля состоялась встреча митрополита Илариона с экс-президентом США Джорджем Бушем-младшим. Стороны обменялись мнениями по широкому кругу вопросов. В частности, председатель ОВЦС поделился своим видением перспектив межхристианского диалога, особо отметив необходимость совместной работы представителей разных христианских конфессий в деле сохранения традиционных нравственных ценностей. 11 февраля митрополит Иларион посетил Далласскую теологическую семинарию - одну из крупнейших богословских школ в США. В семинарии, а также в нескольких ее филиалах в таких городах, как Вашингтон, Хьюстон и Атланта, обучается более 2000 студентов. Митрополит Волоколамский Иларион выступил в конференц-зале семинарии с лекцией, посвященной теме "Имейте в себе соль". На лекции присутствовали ректор, члены профессорско-преподавательской корпорации, аспиранты и другие представители студенческого сообщества. 12 февраля митрополит всей Америки и Канады Иона совершил всенощное бдение в Свято-Серафимовском соборе города Далласа. За богослужением молился митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. В храме собралось множество верующих из Далласа и других городов Техаса, прибывших по случаю приезда митрополита Илариона. Утром 13 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, митрополит Иларион сослужил митрополиту Ионе за Божественной литургией в том же храме. По завершении литургии митрополит Иларион направился в пресвитерианскую церковь "Хайленд Парк", где обратился со словом к христианам из пресвитерианской, православной и католической общин Техаса. Обращение председателя ОВЦС слушали более пяти тысяч человек. В завершение своего слова митрополит Иларион преподнес в дар общине "Хайленд Парк" икону Спасителя. 14 февраля митрополит Иларион, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению митрополита Чешских земель и Словакии Христофора, прибыл в Чехию с двухдневным визитом. ============================================================ Британский министр предложил убрать слово "христиане" из резолюции Европарламента против притеснения христиан 15.02.2011 18:55 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=39391 ------------------------------------------------------------ Лондон, 15 февраля. Министр Великобритании по европейским вопросам Дэвид Лидингтон выступил против использования слова "христиане" в резолюции Европарламента, касающейся притеснения христиан, сообщает "Интерфакс-Религия"."Это печальный день для нашей страны, когда министр от консерваторов Дэвид Лидингтон выступает против каких-либо упоминаний о христианах в тексте международной резолюции, призванной защищать и поддерживать гонимое и истребляемое христианское меньшинство", - пишет интернет-портал "Protect the Pope" со ссылкой на католическую газету "The Tablet". Авторы сообщения призывают своих читателей написать Д.Лидингтону и потребовать у него объяснений по данному вопросу. Резолюция "О положении христиан в свете защиты свободы религии", осуждающая убийства и дискриминацию христиан в разных странах, была принята 20 января. Данные, преданные широкой огласке депутатами Европарламента, свидетельствуют о том, что христиане подвергаются жесточайшим гонениям в Египте, Нигерии, Па кистане, Иране, Ираке, на Филиппинах.Резолюция, адресованная правительствам и парламентам этих стран, была принята большинством голосов. За нее проголосовали представители всех политических партий, присутствующих в Европейском парламенте. ============================================================ Голландец строит точную копию Ноева ковчега 15.02.2011 18:37 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=39390 ------------------------------------------------------------ Утрехт, 15 февраля, ENI/Благовест-инфо. Голландский строитель Йохан Хейберс скоро завершит работу над проектом, которым занимается уже много лет - он строит в городе Дордрехт копию Ноева ковчега, точно соответствующую описанию в Библии. Согласно книге Бытия (6:15), Бог сообщил Ною точные размеры корабля, на котором тот должен был спастись от потока с семьей и животными. Ковчег должен был иметь 300 локтей в длину, 50 в ширину и 30 локтей в высоту. Хотя точно не известно, чему равнялся локоть в библейские времена, сегодня эта мера длины равна 50 сантиметрам. Идея воссоздать Ноев ковчег пришла к Хейберсу после того, как он увидел во сне сильное наводнение. "Я видел, как Нидерланды исчезают под огромным количеством воды, это было похоже на цунами в Юго-Восточной Азии", - вспоминает голландец. На следующий же день Хейберс купил книгу о Ноевом ковчеге и задался целью воссоздать его. Нидерланды - страна, где наводнения не редкость. Четверть территории страны находится ниже уровня моря. Одна из самых низко расположенных провинций - Северная Голландия, где живет Хейберс. Сначала голландец решил построить копию половинного размера. Он приступил к работе в 2005 году, используя современные инструменты и работая один шесть дней в неделю. Иногда ему помогал сын, приходя домой после уроков. Первой проблемой, с которой столкнулся Хейберс, был выбор материала - по книге Бытия, ковчег был сделан из дерева гофер, однако современные исследователи не знают, что это за дерево. Есть предположения, что гофер был разновидностью кипариса или кедра, впоследствии вымершей. В результате Хейберс решил использовать древесину американского кедра и норвежской сосны. Закончив работу над уменьшенной копией ковчега, Хейберс отправился в тур по рекам и каналам Нидерландов. Борта ковчега были увешаны плакатами, пропагандирующими креационизм (евангелик по вероисповеданию, Хейберс придерживается буквального понимания описанных в Библии подробностей сотворения мира). Внутри корабля находились восковые скульптуры различных животных, а небольшой кинотеатр показывал всем желающим фильм Уолта Диснея "Фантазия", рассказывающий средствами мультипликации историю Ноева ковчега. За два года ковчег посетили более 400 000 человек. В 2008 голландец приступил к строительству нового ковчега, в этот раз полностью соответствующего размерам, указанным в Библии. Внутренний объем корабля будет в 10 раз превышать объем предыдущего, и внутри Хейберс планирует разместить два кинотеатра и ресторан, а одна из палуб превратится в зоопарк с живыми животными. По другой палубе будет ездить небольшой поезд, на котором посетители смогут совершить "экскурсию" по библейской истории. Хейберс финансирует проект из средств, вырученных от продажи первого ковчега. Купивший судно Аад Петре планирует сделать ковчег частью будущего библейского развлекательного парка. Новый ковчег уже был спущен на воду, а в мае этого года должен начать принимать посетителей. В Дордрехте корабль останется до середины 2012 года, когда его создатель намеревается отправиться в мировое морское турне. Первой остановкой станет Лондон, где ковчег будет находиться во время Олимпийских игр. ============================================================ В турецком Трабзоне исламисты забросали католическую церковь бутылками с "коктейлем Молотова" 15.02.2011 16:02 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=39389 ------------------------------------------------------------ Стамбул, 15 февраля. Турецкие исламисты напали в Трабзоне на католическую церковь св. Марии, священник которой был убит 5 лет назад, сообщает "Седмица.Ру" со ссылкой на агентство KIPA. По данным турецких СМИ, "группа людей собралась у церкви и, скандируя националистические лозунги, забросали церковь бутылками с "коктейлем Молотова"". В одной из бутылок полиция обнаружила записку с угрозой: "Либо вы удалите крест с крыши церкви, либо мы сделаем это сами". Камеры наблюдения зафиксировали нападавших, по пока полиции не удалось их обнаружить. Священник церкви св. Марии итальянец Андреа Санторе был убит 5 февраля 2006 г. 18-летним подростком-исламистом. ============================================================ "Мир спасет красота..." К 130-летию со дня смерти великого писателя специалист по творчеству Достоевского Татьяна Касаткина анализирует одну из самых известных его цитат 15.02.2011 15:39 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=24&id=39388 ------------------------------------------------------------ Разговор о знаменитой цитате из романа Достоевского "Идиот" мы начнем с анализа цитаты из "Братьев Карамазовых", тоже довольно известной и посвященной собственно красоте. Ведь фраза Достоевского, ставшая заглавием этой работы, в отличие от фразы Вл. Соловьева, посвящена не красоте, а спасению мира, что мы уже выяснили общими усилиями... Итак, то, что у Достоевского посвящено собственно красоте: "Красота это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая, а определить нельзя потому, что Бог задал одни загадки. Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут. Я, брат, очень необразован, но я много об этом думал. Страшно много тайн! Слишком много загадок угнетают на земле человека. Разгадывай как знаешь и вылезай сух из воды. Красота! Перенести я при том не могу, что иной, высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его и воистину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы. Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил. Черт знает что такое даже, вот что! Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. В Содоме ли красота? Верь, что в Содоме-то она и сидит для огромного большинства людей, - знал ты эту тайну иль не т? Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей. А впрочем, что у кого болит, тот о том и говорит" (14, 100). Возвращаясь к проблемам текстологии, скажу, что у Достоевского слово "Содом" всегда писалось с большой буквы, в отличие от издания Полного собрания сочинений в 30 т., что чрезвычайно важно, поскольку, как только мы начинаем писать его с маленькой буквы, так немедленно начинаем воспринимать его метафорически, в то время как у Достоевского никаких метафор, как всегда, не предполагается. Практически все русские философы, чьи высказывания на этот счет собрала Е.Г. Новикова[1], анализировавшие этот пассаж, пребывали в уверенности, что герой Достоевского говорит здесь о двух видах красоты. В недавнем исследовании, содержащемся в только что опубликованном сборнике, автор убежден в том же самом: "В этих размышлениях Дмитрий противополагает два типа красоты: идеал Мадонны и идеал содомский"[2]. Утверждалось, что Достоевский устами героя (писателю довольно часто переадресовывали это высказывание) говорит о красоте и ее имитации, подделке; о жене, облеченной в солнце, и блуднице на звере - и т.п., то есть подбирали и, в сущности, подставляли в текст для его объяснения пары (казалось бы, аналогичных) метафор. При этом и сам текст воспринимался как ряд метафор, поскольку философы поспешили начать истолковывать текст, не удостоив его настоящего прочтения, то есть филологического анализа, должного при всякой философской рефлексии над художественным текстом предшествовать анализу философскому. Они восприняли текст, как говорящий о чем-то, им уже известном. Между тем, текст этот требует точного, математического, прочтения, и, прочтя его так, мы увидим, что Достоевский устами героя говорит здесь нам о чем-то совсем ином, нежели все рассуждавшие о нем философы. Прежде всего, нужно отметить, что красота определяется здесь через свои антонимы: страшная, ужасная вещь. Дальше - в тексте отвечается на вопрос: почему страшная? - потому что неопределимая (и, кстати, определением через антонимы гениально подчеркивается именно неопределимость данной вещи). То есть по отношению к красоте, о которой идет речь, невозможна именно та операция аллегоризации (жестко определительная, заметим, операция), которую проделывали философы. Единственный соответствующий этой красоте символ, подходящий под описание героя Достоевского - это знаменитая Исида под покрывалом - страшная и ужасная, потому что нельзя определить. Итак, там - всё, в этой красоте, все противоречия вместе живут, берега сходятся, - и эта полнота бытия не определима в разделительных, в противопоставляющих друг другу части целого, терминах добра и зла. Красота страшна и ужасна тем, что это вещь другого мира, вопреки всякой вероятности присутствующая здесь, в этом данном и явленном нам мире, это вещь мира до грехопадения, мира до начала аналитической мысли и восприятия добра и зла. Но "Идеал Содомский" и "идеал Мадонны", о которых далее идет речь у Дмитрия Карамазова, все же почему-то упорно понимаются как два противопоставленных друг другу типа красоты, выделенных каким-то абсолютно неведомым образом из того, что неопределимо (т.е. буквально - не имеет предела - но следовательно и не поддается разделению), из того, что представляет собой схождение, нерасчленимое единство всех противоречий, место, где противоречия уживаются - то есть перестают быть противоречиями... Но это было бы нарушением логики, совершенно не свойственным такому строгому мыслителю, каков Достоевский - и каковы, надо заметить, и его герои: перед нами не две определенные, противостоящие друг другу, красоты, а лишь и именно способы отношения человека к единой красоте. "Идеал Мадонны" и "идеал Содомский" - это у Достоевского - и в романе тому будет множество подтверждений - способы глядеть на красоту, воспринимать красоту, желать красоту. "Идеал" находится в глазу, голове и сердце предстоящего красоте, а красота так беззащитно и самоотверженно отдается предстоящему, что позволяет ему оформлять присущую ей неопределимость в соответствии с имеющимся у него "идеалом". Позволяет видеть себя так, как предстоящий способен видеть. Думаю, это покажется неубедительным - слишком мы приучили себя к тому, что противостоят друг другу не наши способы восприятия, а именно типы красоты, например, тиражированные еще романтиками "белокурый голубоглазый ангел" и "огневзорая демоница". Но если, определяя, что же есть "идеал Содомский", мы обратимся к исходным текстам, никогда всуе не поминаемым Достоевским, то увидим, что в Содом пришли вовсе не распутники и соблазнители, не демоны: в Содом пришли ангелы, вместилища и прообразы Господни, - и это именно Их устремились содомляне "познать" всем городом. Да и Богоматерь - вспомним "Песнь песней" - "грозная, как полки со знаменами", "заступница", "нерушимая стена" - вовсе не сводима к "одному типу" красоты. Ее полнота, способность вместить в себя "все противоречия", подчеркивается обилием разных типов, изводов, сюжетов икон, отражающих разные аспекты Ее действующей в мире и преображающей мир красоты. Чрезвычайно характерно Митино: "В Содоме ли красота? Верь, что в Содоме-то она и сидит для огромного большинства людей".То есть - оно именно с точки зрения языка, используемых героем слов характерно. Красота не "обретается", не "находится" в Содоме. И Содом не "составляет" красоты. Красота в Содоме "сидит" - то есть посажена, заперта в Содом как в тюрьму, как в темницу человеческими взглядами. Именно в этой тайне, сообщаемой Митей Алеше, разгадка тяготения Достоевского к героине - святой блуднице. "Все противоречия вместе живут". Красота, заключенная в Содоме, и не может предстать в ином облике. Здесь существенно вот что: у Достоевского слово "Содом" появляется и в романе "Преступление и наказание", и в романе "Идиот" - и в характернейших местах. Мармеладов произносит, описывая место проживания своего семейства: "Содом-с, безобразнейший... гм... да" (6, 16), - ровно предваряя рассказ о превращении Сони в проститутку. Можно сказать, что началом этого превращения становится поселение семейства в Содоме. В романе "Идиот" генерал повторяет: "Это Содом, Содом!" (8, 143) - когда Настасья Филипповна чтобы доказать князю, что она его не стоит, впервые берет деньги у торгующего ее человека. Но перед этим восклицанием из слов Настасьи Филипповны обнаруживается для генерала, что и Аглая Епанчина участвует в торгах - хоть и величественно отказывается от этого в начале романа, заставив князя написать Гане в альбом: "Я в торги не вступаю". Если не ее торгуют, то с ней торгуются - и это тоже начало помещения ее в Содом: "А Аглаю-то Епанчину ты, Ганечка, просмотрел, знал ли ты это? Не торговался бы ты с ней, она непременно бы за тебя вышла! Вот так-то вы все: или с бесчестными, или с честными женщинами знаться - один выбор! А то непременно спутаешься..." (8, 143). Но если Настасья Филипповна и пытается принизить себя перед Аглаей, то та, несмотря на желание унизить соперницу, так до конца и не поверит, что Настасья Филипповна ниже и поэтому - не соперница. В начале они обе явятся как объе кты торга - в конце как объекты выбора, и "победит" в этом состязании, где нет победивших по определению (какие победы у объектов?), вовсе не Аглая... На последних юношеских Апрельских чтениях одна докладчица характерно выразилась про Настасью Филипповну: "Она порочна, потому что ее все торгуют". Думаю, это потому что - очень точно. Женщина - носительница красоты у Достоевского - страшна - и поражает - именно своей неопределимостью. Настасья Филипповна с князем, который не торговал ее, "не такая", а с Рогожиным, торговавшим ее, подозревающим ее - "именно такая". Эти "такая - не такая" будут главными определениями, даваемыми в романе Настасье Филипповне - воплощенной красоте... и они будут зависеть исключительно от взгляда смотрящего. Заметим себе полную неопределенность и неопределимость этих так называемых определений. Красота беззащитна перед смотрящим в том смысле, что именно он оформляет ее конкретное проявление (ведь красота не является без смотрящего). Какой мужчина видит женщину, такой она и является для него. "Мужчина может оскорбить цинизмом проститутку, рублевую", - был убежден Достоевский. Свидригайлов разжигается именно целомудрием невинной Дуни. Федор Павлович испытывает похоть, увидев впервые свою последнюю жену, похожую на Мадонну: ""Меня эти невинные глазки как бритвой тогда по душе полоснули", - говаривал он потом, гадко по-своему хихикая" (14, 13). Вот, оказывается, чем страшен сохраненный идеал Мадонны, когда в душе уже торжествует содомский идеал: идеал Мадонны становится объектом сладострастного влечения по преимуществу. Но когда идеал Мадонны мешает сладострастному влечению - то он становится объектом прямого отрицания и надругательства, и в этом смысле значение огромного символа приобретает сцена, пересказанная Федором Павловичем Алеше и Ивану: "Но вот тебе Бог, Алеша, не обижал я никогда мою кликушечку! Раз только разве один, еще в первый год: молилась уж она тогда очень, особенно Богородичные праздники наблюдала и меня тогда от себя в кабинет гнала. Думаю, дай-ка выбью я из нее эту мистику! "Видишь, говорю, видишь, вот твой образ, вот он, вот я его сниму (обратим внимание - Федор Павлович говорит так, словно совлекает с Софьи в этот момент ее истинный образ, раздевает ее от ее образа... - Т.К.). Смотри же, ты его за чудотворный считаешь, а я вот сейчас на него при тебе плюну, и мне ничего за это не будет!.." Как она увидела, Господи, думаю, убьет она меня теперь, а она только вскочила, всплеснула руками, потом вдруг закрыла руками лицо (словно пытаясь заслонить оскверненный образ - Т.К.), вся затряслась и пала на пол... так и опустилась" (14, 126). Характерно, что другие обиды Федор Павлович не считает за обиды, хотя история брака его с женой Софьей - это буквально история заточения красоты в Содом. Причем здесь Достоевский показывает, как внешнее заточение становится заточением внутренним - как из надругательства вырастает болезнь, искажающая и тело, и дух носительницы красоты. "Не взяв же никакого вознаграждения, Федор Павлович с супругой не церемонился и, пользуясь тем, что она, так сказать, перед ним "виновата" и что он ее почти "с петли снял", пользуясь, кроме того, ее феноменальной безответностью, даже попрал ногами самые обыкновенные брачные приличия. В дом, тут же при жене, съезжались дурные женщины и устраивались оргии. <...> Впоследствии с несчастною, с самого детства запуганною молодою женщиной произошло вроде какой-то нервной женской болезни, встречаемой чаще всего в простонародье у деревенских баб, именуемых за эту болезнь кликушами. От этой болезни, со страшными истерическими припадками, больная врем енами даже теряла рассудок" (14, 13). Первый же припадок этой болезни, как мы видели, произошел именно при осквернении образа Мадонны... В силу описанного мы не сможем отделить это воплощение "идеала Мадонны" в романе ни от баб-кликуш, воспринимаемых как одержимые, ни от бессмысленной Лизаветы Смердящей. Мы не сможем отделить его и от Грушеньки, "царицы наглости", главной "инфернальницы" романа, когда-то рыдавшей ночами, вспоминая своего обидчика, тоненькой, шестнадцатилетней...[3] Но если история Софьи - это история заключения красоты в Содом, то история Грушеньки - это история выведения красоты из Содома! Характерна эволюция восприятия Митей Грушеньки, даваемых им ей эпитетов и определений. Все начинается с того, что она - тварь, зверь, изгиб у шельмы, инфернальница, тигр, убить мало. Дальше - момент поездки в Мокрое: милое существо, царица души моей (и вообще именования, прямо относящиеся к Мадонне). Но потом-то и вовсе появляется нечто совершенно фантастическое - "брат Грушенька". Итак, повторю: красота лежит вне области, с которой начинается разделение на добро и зло, - в красоте присутствует еще нерасколотый, цельный мир. Мир до грехопадения. Именно проявляя этот первозданный мир, тот, кто видит истинную красоту, мир спасает. Красота в высказывании Мити так же едина и всевластна и неделима, как Бог, с Которым борется дьявол, но Который Сам с дьяволом не борется... Бог пребывает, дьявол нападает. Бог творит - дьявол пытается отобрать сотворенное. Но сам он не сотворил ничего, и значит - все сотворенное - благо. Оно может лишь - как красота - быть посажено в Содом... Фраза из романа Достоевского "Идиот" - я имею в виду фразу, заглавную для данной работы - запомнилась в иной форме, той, которую придал ей Владимир Соловьев: "Красота спасет мир". И это изменение каким-то образом очень сходно с теми изменениями, что производили философы рубежа веков с фразой: "Тут дьявол с Богом борется". Как все помнят, говорилось: "Тут дьявол с Богом борются", и даже - "Тут Бог с дьяволом борется". Между тем, у Достоевского иначе: "Мир спасет красота". Возможно, самый простой путь к пониманию того, что хотел сказать Достоевский, есть сопоставление этих двух фраз и осознание того, в чем заключается их различие. Что на смысловом уровне несут нам смена семы и ремы? Во фразе Соловьева спасение мира - это свойство, присущее красоте. Красота спасительна - говорит эта фраза. Во фразе Достоевского ничего такого не сказано. Здесь, скорее, говорится о том, что мир будет спасен красотой как одним из своих, присущих ему, миру, свойств. Красоте не свойственно спасать мир, но красоте свойственно в нем неистребимо пребывать. И это неистребимое пребывание в нем красоты - есть единственная надежда мира. То есть - красота не есть нечто победно приближающееся к миру с функцией спасения, нет, но красота есть нечто, уже в нем присутствующее, и за счет этого присутствия в нем красоты мир и будет спасен. Красота, как Бог, не борется, но пребывает. Спасение миру придет от взгляда человека, разглядевшего во всех вещах красоту. Переставшего заключать, заточать ее в Содом... Татьяна Александровна Касаткина родилась в Москве в 1963 году. Окончила филологический факультет Московского государственного педагогического института (МГПИ), аспирантуру ИМЛИ им. А.М. Горького, в 2000 защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора филологических наук. С этого же года работает ведущим научным сотрудником ИМЛИ им. А. М. Горького РАН. Т. Касаткина - одна из наиболее авторитетных российских специалистов по творчеству Ф. М. Достоевского. Ее авторству принадлежат 2 монографии и более 200 научных статей. Ряд ее работ, помимо России, был опубликован в Англии, США, Швейцарии, Италии, Германии, Японии, Китае и др. В 2001 г. она создала и возглавила Комиссию по изучению творчества Ф. М. Достоевского ИМЛИ им. А. М. Горького, под грифом которой вышел ряд сборников научных трудов и монографий, посвященных творчеству Достоевского. Подготовила к изданию новое собрание сочинений Ф. М. Достоевского. [1] Новикова Е. "Мир спасет красота" Ф.М. Достоевского и русская религиозная философия конца XIX - первой трети XX вв. // Достоевский и XX век. Под ред. Т.А. Касаткиной. В 2 т. Т. 1. М.: ИМЛИ РАН, 2007. С. 97-124. [2] Романов Ю.А. Феномен красоты в интерпретации Дмитрия Карамазова // Достоевский и современность. Материалы XXIV Международных Старорусских чтений 2009 года. Великий Новгород, 2010. С. 229. [3] О подобном нерасчлененном понимании красоты у Блока пытается говорить Владимир Новиков: ""Король на площади" приходится по душе - и театру, и собравшимся на "субботу" гостям. Решают ставить, но - цензурный запрет: при всех мистических туманностях в пьесе видят политику. Та же участь постигнет потом и лирическую драму "Незнакомка", законченную одиннадцатого ноября. Ей не везет по другой причине: в имени Мария, которое выбирает для себя на Земле упавшая с неба звезда, узрят намек на Богородицу. Действительно, имя выбрано не без умысла, но оно соотносимо с Девой Марией не больше, чем с Марией Магдалиной: недаром два эпиграфа из Достоевского отсылают к портрету Настасьи Филипповны - страдающей грешницы. Весь спектр женственности имеется в виду. Потом заговорят о трансформации Прекрасной Дамы в Незнакомку в мире Блока. Как всякое общее место, это в основном верно, добавим лишь, что символ "Незнакомка" - шире. Он не только противопоставлен Прекрасной Даме, но и включает ее в се бя". Новиков В. Блок. Три фрагмента книги. Жизнь как театр (1906-1907) // Новый мир. 9. 2009. ============================================================ Священник предложил грабителю покаяться Налетчик, угрожавший ножом настоятелю храма, задержан с поличным 15.02.2011 15:29 | "Комсомольская правда - Украина" http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=39387 ------------------------------------------------------------ ============================================================ В праздник Сретения Господня Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя 15.02.2011 15:11 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=39386 ------------------------------------------------------------ Москва, 15 февраля. В день праздника Сретения Господня, 15 февраля, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, сообщает пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси. Патриарху сослужили: руководитель Управления Московской патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк; председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископ Зарайский Меркурий; начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Исидор (Минаев); ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев; руководитель личного секретариата Патриарха Московского и всея Руси иеромонах Антоний (Севрюк); московское духовенство. После чтения Евангелия Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с проповедью, посвященной празднику Сретения Господня. По окончании богослужения было совершено славление, после чего предстоятель Русской Православной Церкви еще раз поздравил всех собравшихся с праздником: "Всех вас, дорогие владыки, всечестные отцы, братья и сестры, сердечно еще раз приветствую с великим двунадесятым праздником Сретения Господня. Прославляя имя Пречистой и Преблагословенной Царицы Небесной, будем помнить о Ее великом даре - даре благодати, даре, который был ответом на благочестивую жизнь Ее родителей, всех благочестивых предков рода Давидова, ответом на Ее собственное смирение, благочестие и чистоту, ответом на Ее сугубое страдание, даре молиться за всех нас, пред лицом Божиим возносить молитву о роде человеческом. Ее святыми молитвами да хранит Господь весь род человеческий, да хранит Он страну нашу, Церковь нашу и всех, с верой и любовью притекающих к Ее пречистому образу и жаждущих Ее Покрова. Аминь. С праздником". ============================================================ Ситуация в Египте глазами православного священника Интервью архимандрита Леонида (Горбачева), настоятеля храма Св. Димитрия Солунского 15.02.2011 15:06 | "Голос России" http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=39385 ------------------------------------------------------------ ============================================================ Число верующих украинцев за десятилетие увеличилось на 13% 15.02.2011 14:49 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=39384 ------------------------------------------------------------ Киев, 15 февраля. Количество украинцев, которые признают себя верующими, за последние 10 лет увеличилась на 13 процентов - с 58% до 71%, сообщает "Богослов.Ру" со ссылкой на Институт религиозной свободы. Соответственно уменьшилось число тех, кто не определился (с 23% до 12%), и неверующих (с 12% до 8%). Таковы результаты социологического опроса, проведенного Центром Разумкова в ноябре 2010 года и обнародованного 8 февраля в Киеве на заседании Круглого стола "Государственно-конфессиональные отношения в Украине, их особенности и тенденции развития". По данным исследования, самый высокий уровень религиозности проявляют жители западных регионов Украины (89%), самый низкий - на Востоке (66%). Вместе с тем наблюдается тенденция к устранению выразительного смещение центра религиозной жизни в западные области. В настоящее время условный центр охватывает два региона - западный и центральный, в которых сосредоточено 70% всей сети религиозных общин страны. При этом уровень обеспеченности общин постройками религиозного назначения остается недостаточным, сообщает корреспондент Укринформа. Как отметил директор социологической службы Центра Разумкова Андрей Быченко, представляя результаты исследования, к православным себя относят 68% украинцев, к греко-католикам - 7,6%, к евангельским хрис тианам (протестантам) - 2%. Другие вероисповедания объединяют менее процента жителей Украины.При этом почти 7% опрошенных считают себя "просто христианами", а 13% не отнесли себя к одной конфессии или религии, однако заявили, что являются верующими. Вцелом, эксперт констатировал толерантное отношение верующих к другим конфессиям, церквям и религиозным организациям.В то же время в графе ценностных ориентиров жизни украинцев религиозность оказалась в конце списка. "Количество опрошенных, которые регулярно посещают храм, то есть не менее 1 раза в неделю, составляет 15,7%, раз в месяц - 20,8%, при этом 50,4% респондентов посещают храм только на религиозные праздники", - свидетельствует опрос Центра Разумкова. Андрей Быченко добавил, что 56% опрошенных признают моральный авторитет Церкви, как общественного института. "Развитие церковно-религиозной сети будет зависеть от способности Церкви соответствовать требованиям пастырского служения в условиях современного мира в целом и в об стоятельствах общественной жизни в Украине в частности", - подчеркнул эксперт. ============================================================ Континент будущего Беседа с епископом Бурунди и Руанды Саввой (Химонеттосом) 15.02.2011 14:40 | "Православие.Ру"/"Romfea.gr" http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=39383 ------------------------------------------------------------ ============================================================ Минкульт обеспечит запрет на застройку в пределах Софии Киевской, убежден Азаров 15.02.2011 14:34 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=39382 ------------------------------------------------------------ Киев, 15 февраля. Запрет на застройку в пределах Софии Киевской сохранится, реставрация этого памятника продолжится, заявил премьер-министр Украины Николай Азаров. Об этом сообщает "Интерфакс-Религия"."Конечно будет (сохраняться запрет - "ИФ"). Министерство культуры, которое обеспечивает работу с громадным количеством музеев, заповедников, наверное, способно обеспечить такую заботу по нашей национальной святыне", - сказал он журналистам в Киеве в понедельник, отвечая на вопрос о том, сохранился ли запрет на строительство в пределах заповедника.Премьер-министр подчеркнул, что Минкульт располагает достаточным количеством специалистов, способных обеспечить продолжение реставрационных работ.Как сообщалось, кабинет министров Украины решил передать комплекс исторических сооружений "София Киевская", который является частью национального историко-архитектурного заповедника "Киево-Печерская Лавра", в сферу управления министерства культуры.Прежде София Киевская, один из самых выдающихс я памятников эпохи Древней Руси, который включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, находился в сфере управления министерства региональной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства. ============================================================ В Туле будет создан первый в России детский центр православного образования 15.02.2011 14:08 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=39381 ------------------------------------------------------------ Тула, 15 февраля. Первый в России детский центр православного образования будет создан в Тульской области, передает "Интерфакс-Религия". Об этом сообщил глава региона Вячеслав Дудка.По словам губернатора, центр будет размещаться в Туле и состоять из начальной школы Тульской православной классической гимназии и детского сада.В православной школе, которая откроется уже в сентябре нынешнего года, планируется обучать в пяти классах 75 детей. Помимо учебных кабинетов, здесь предусмотрены спортивный зал, душевые, столовая. Общая площадь помещений составляет 1240 кв. метров. Здание будет обеспечено централизованным водо- и электроснабжением, отоплением. Строительство начальной школы Тульской православной классической гимназии проводится при храме-памятнике Благовещения Пресвятой Богородицы в Туле. Как сообщает пресс-служба областной администрации, во время посещения строительной площадки будущего православного центра тульский губернатор уделил особое внимание вопросам пожарной безоп асности, дал поручение завершить подготовку необходимой проектно-сметной документации с тем, чтобы в марте приступить непосредственно к отделочным работам и открыть школу к началу следующего учебного года. Глава региона также осмотрел комплекс зданий на улице Благовещенской, переданных Тульской епархии, на базе которых будет создан первый в Туле православный детский сад. Комплекс зданий у самого древнего храма Тулы - Благовещения Пресвятой Богородицы - возводился на средства прихожан с конца XVII века. В начале XIX века эти сооружения, как и другие культовые здания вокруг Тульского кремля, вошли в состав архиерейского подворья. В годы советской власти в Благовещенской церкви и рядом расположенных зданиях находились различные госучреждения, склады, учебные помещения пединститута. Многие здания подворья сейчас находятся в удручающем состоянии и требуют больших вложений для возвращения им первоначального облика. В одном из зданий комплекса - в храме Благовещения Пресвятой Богор одицы - уже идут реставрационные работы. ============================================================ Латвия: расширен круг религиозных организаций, выдвигающих капелланов 15.02.2011 13:02 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=39379 ------------------------------------------------------------ Рига, 15 февраля, Благовест-инфо. Правительственный комитет Латвии принял проект правил о капелланской службе, разработанный специалистами Министерства юстиции, согласно которым будет уточнен ряд аспектов в нормативных актах. В Минюсте отметили, что по новым правилам будет расширен круг религиозных организаций, у которых будут права выдвигать на пост капеллана своих кандидатов. А именно, в дальнейшем на должность капелланов своих кандидатов смогут выдвигать: Латвийская Евангелическо-Лютеранская Церковь, Латвийская Римско-Католическая Церковь Латвии, Латвийская Православная Церковь, Центральный совет Древлеправославной Поморской Церкви Латвии, Латвийская объединенная методистская церковь, Союз баптистских общин Латвии, Объединение латвийских общин адвентистов седьмого дня, Рижская еврейская религиозная община, Союз латвийских пятидесятнических общин международной церкви Бога, а также Центральное руководство латвийских пятидесятнических общин. Согласно новым правилам, ассоциация профессиональных капелланов должна налаживать тесное сотрудничество с организациями, в которых предстоит работать капелланам. В свою очередь организация, где будет служить капеллан, имеет право потребовать от ассоциации заключение о соответствии кандидата на пост капеллана в данной сфере. В дальнейшем командование Национальных вооруженных сил Латвии, руководство Управления мест заключения, администрации аэропортов, портов и вокзалов, а также администрации лечебных учреждений и учреждений социальной опеки должны будут информировать церкви о вакантных местах на должность капеллана, при этом указав требования, которые будут предъявлены к кандидату. В проекте новых правил оговариваются также обязанности капелланов. В частности, в Национальных вооруженных силах капеллан, выполняя обязанности священника, должен посещать военнослужащих, укреплять их в вере, взбадривать, а также успокаивать и оказывать поддержку родным погибших или убитых солдат. В местах заключения капелланы должны навещать работников исправительных заведений и заключенных, проводить экуменическую духовную опеку, оказывать моральную поддержку, консультировать по вопросам религии и этики, а также проводить мероприятия по развитию и укреплению нравственности. Прежде чем новые правила вступят в силу, их рассмотрит правительство. ============================================================ В Тбилиси пройдет студенческая научная конференция, посвящённая Светицховели 15.02.2011 12:24 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=39378 ------------------------------------------------------------ Тбилиси, 15 февраля, Благовест-инфо. 19 февраля в Центре духовного и интеллектуального развития молодёжи Патриархии Грузии состоится студенческая научная конференция, посвящённая храму Светицховели во Мцхета, внесённому в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, сообщает сайт ЦДИРМ. В конференции примут участие юные исследователи из 5 грузинских университетов - ТГУ им. И.Джавахишвили, Государственного университета Ильи (святого Ильи Праведного (Чавчавадзе), Духовной семинарии, Грузинского технического университета и Государственного университета им. Ильи Чавчавадзе. ============================================================ В храмах Петропавловска-Камчатского молятся за членов экипажа судна "Аметист", пропавшего в Охотском море 15.02.2011 11:44 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=39377 ------------------------------------------------------------ Петропавловск-Камчатский, 15 февраля. Во всех четырех православных храмах Петропавловска-Камчатского в эти дни идут молебны за 23 рыбаков, находящихся на борту российского рыбопромыслового траулера "Аметист", которое пропало в Охотском море у западного побережья Камчатки. "В молебнах "О скорбных обстояниях пребывающих" священнослужители обращаются к Господу с просьбой, чтобы все рыбаки с пропавшего траулера поскорее нашлись живыми и здоровыми", - сообщил "Интерфаксу" во вторник архиепископ Петропавловский и Камчатский Игнатий. Он отметил, что в церкви краевого центра сейчас приходит много людей, чтобы вознести свои молитвы за рыбаков с пропавшего "Аметиста". Поиски траулера с 23 рыбаками на борту, прерванные из-за непогоды в понедельник, возобновились во вторник с самым рассветом. В последний раз траулер "Аметист", принадлежащий КамчатНИРО, выходил на связь 10 февраля. Судно вело в Охотском море промысел краба. На момент последней связи судно ожидало бункеровку. На борту оставалось около 12 тонн топлива при суточном расходе 3 тонны. ============================================================ Духовный лидер радикальных исламистов в Сомали призвал народ к восстанию против поддерживаемого западом правительства 15.02.2011 11:36 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=39376 ------------------------------------------------------------ Могадишо, 15 февраля. Духовный лидер радикальной сомалийской группировки "Аш-Шабаб" Шейх Джама Абдусалам призвал народ к восстанию против поддерживаемого западом переходного правительства. "Я призываю людей выйти на улицы и организовать выступления по египетскому и тунисскому сценарию, - отметил он. - А в целом, такие восстания должны охватить все страны, где власти служат интересам запада". "Мы должны последовать примеру мусульман, которые борются за свою судьбу и религию в Тунисе и Египте", - подчеркнул Абдусалам. "Аш-Шабаб" контролирует порядка 80 проц территорий в южных и центральных районах Сомали, тогда как в руках противостоящего боевикам правительства во главе с президентом Шейхом Шарифом Ахмедом находится лишь несколько кварталов Могадишо. Другой имам исламистов по имени Шейх Абдулфатах Авейс Абу Хамса призвал усилить атаки на 8-тысячную миротворческую миссию Африканского союза, выступающую на стороне властей, передает Институт религии и политики со ссылкой на ИТАР-ТАСС. "Нам нужно распространить джихад против крестоносцев, пришедших на поддержку переходному правительству", - подчеркнул он. В Сомали отсутствует централизованное правительство с 1991 года, когда был свергнут диктатор Мохамед Сиад Барре. ============================================================ В США автомобиль сбил племянника Далай Ламы во время пешего марша 15.02.2011 11:32 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=39375 ------------------------------------------------------------ Нью-Йорк, 15 февраля. В американском штате Флорида автомобиль насмерть сбил племянника Далай Ламы во время его пешего марша в в поддержку Тибета. Джигме Норбу предпринял 480-километровый пеший марш за Тибет из Сент-Огастин в Уэст Палм Бич во Флориде. Норбу не в первый раз проводил подобные акции в поддержку Тибета. Во время марша племянник Далай Ламы старался привлечь внимание к борьбе Тибета за независимость от Китая. Норбу был сыном брата находящегося в изгнании духовного лидера Тибета, передает Би-би-си. ============================================================ Генеральный прокурор Египта объявил, что теракт близ коптской церкви в Александрии организовал бывший министр внутренних дел страны 15.02.2011 11:29 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=39374 ------------------------------------------------------------ Каир, 15 февраля. Генеральный прокурор Египта Абдал Майид Махмуд заявил, что заказчиком покушения на коптскую общину в Александрии, организованного в ночь на 1 января 2011 г. и унесшего жизни 24 человека, был экс-министр внутренних дел страны Хабиб эль-Адли, сообщает "Седмица" со ссылкой на Аciprensa. Согласно информации арабского телеканала "Аль-Арабия", генпрокурор приказал начать расследование после прозвучавших в прессе обвинений в адрес Хабиба в том, что именно он подготовил теракт у коптской церкви, а к исполнению привлек радикальную исламскую группу "Джундулла". Подобные публикации, в частности, появились на коптском информационном портале christian-dogma.com. "Аль-Арабия" со ссылкой на британские дипломатические источники сообщила, что "бывший министр внутренних дел 6 лет назад создал организацию, которой управляли 22 чиновника. Она использовала бывших исламистских радикалов, торговцев наркотиками и агентов безопасности для того, чтобы осуществлять акты саботажа по всей стране в то время, когда режим испытывает трудности". По сообщению прокуратуры, один из чиновников МВД вошел в контакт с Ахмедом Мухаммедом Халедом, который только что вышел из тюрьмы после 11-летнего заключения. Чиновник приказал Халеду, объединившись с террористической группировкой "Джундулла", приготовить покушение на коптскую церковь. Эта организация также должна была доставить взрывчатку из Сектора Газы. Для теракта один из лидеров "Джундуллы" Мухаммед Абдельхади завербовал Абдельрамана Ахмеда Али, чтобы тот привез в автомобиле взрывчатку и поставил машину напротив церкви. Автомобиль взорвали с помощью дистанционного управления, но раньше, чем террорист успел уйти от церкви. После теракта чиновник, который контактировал с Халедом, попросил его приехать вместе с Абдельхади в квартиру в Александрии, чтобы оценить "успех" покушения. В это самое время их взяли и отвезли в МВД. 23 января министр внутренних дел Хабиб Адли объявил об аресте исламистов и о причастности к теракту у коптской церкви "Аль-Каиды". Тогда же Хосни Мубарак заявил, что задержание стало новой победой над терроризмом и над теми, кто стремится разделить страну. Однако Халед и Абдельхади 28 января в разгар кризиса совершили побег и явились в посольство Великобритании, где и рассказали свою историю. ============================================================ В Сербской Православной Церкви учреждена новая епархия с центром в г. Крушевац 15.02.2011 11:24 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=39373 ------------------------------------------------------------ Белград, 15 февраля. 13 февраля согласно решению Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви образована новая епархия с центром в г. Крушевац, сообщает "Седмица" со ссылкой на официальный сайт СПЦ. Епископ Шумадийский Иоанн будет осуществлять временное административное управление этой епархий до весеннего заседания Архиерейского собора СПЦ, на котором на новую кафедру будет избран отдельный епископ. Новая епархия состоит из пяти наместничеств (благочиний): Крушевацкого, Трстеникского, Жупского, Чичевацкого и Темникского, и объединяет 88 приходов. Кафедральным собором новой епархии стал собор во имя вмч. Георгия Победоносца в г. Крушевац. ============================================================ Православные празднуют Сретение Господне 15.02.2011 11:12 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=39372 ------------------------------------------------------------ Москва, 15 февраля. 15 (2) февраля Православная Церковь отмечает один из главных (двунадесятых) праздников - Сретение, передает Regions.Ru. Само это слово по-славянски значит "встреча": праздник установлен в память о том, как Богоматерь с Младенцем встретили в Иерусалимском храме старца Симеона и пророчицу Анну. Вот как описано Сретение в Евангелии от Луки: "Принесли Его (младенца Христа) в Иерусалим, чтобы представить пред Господа (т.е. в Иерусалимский храм), как предписано в законе Господнем... Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева (т.е. прихода Мессии); и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля". Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец. Тут была также Анна пророчица..., вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме". ============================================================ Поджигатели американских церквей получили новые сроки 15.02.2011 10:45 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=39371 ------------------------------------------------------------ Нью-Йорк, 15 февраля. В американском штате Техас в пятницу, 11 февраля, вынесен новый приговор двум молодым людям, совершившим серию поджогов церквей и ранее приговоренным к пожизненному заключению. Как сообщает Lenta.Ru со ссылкой на газету The Tyler Morning Telegraph, 21-летний Дэниэл Макаллистер (Daniel McAllister) признал себя виновным по еще одному эпизоду поджога и получил еще один пожизненный срок. 19-летний Джейсон Бурк (Jason Bourque) признался в двух новых эпизодах и получил, соответственно, еще два пожизненных срока. В общей сложности подсудимые подожгли 10 церквей. Преступления были совершены в период с 1 января по 8 февраля 2010 года. В поисках поджигателей, помимо полиции, принимали участие волонтеры из местных жителей. Кроме того, прихожане ряда техасских церквей охраняли их от возможного поджога, пока преступники не были пойманы. The Tyler Morning Telegraph пишет, что Макаллистер и Бурк дружили с детства: мальчики познакомились в церкви, в которую ходили. Позднее, однако, Бурк разочаровался в религии и стал ее ярым противником. Причиной этого, как считается, стала смерть его матери от рака. ============================================================ Круглый стол "Межнациональные отношения в современной России: от "неразумных хазар" до Манежной площади". Москва 17 февраля 15.02.2011 10:15 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=39370 ------------------------------------------------------------ РИА Новости 14:00 17/02/2011 Зал 2 Круглый стол на тему: "Межнациональные отношения в современной России: от "неразумных хазар" до Манежной площади". Представители научных и деловых кругов выскажут свое мнение о возможных способах предотвращения вспышек нетерпимости в российском обществе в отношении представителей различных национальностей, культур и религий. Пути бесконфликтного взаимодействия народов в многонациональном государстве будут рассмотрены также на историческом примере хазарского каганата. Эту тему представят авторы сборника "Хазары: миф и история", подготовленного Институтом востоковедения РАН и Фондом "Взаимодействие Цивилизаций". Феномен Хазарии позволяет лучше понять природу многих исторических процессов, а теория цикличности истории дает нам возможность "перебросить мост" ко многим процессам, протекающим сегодня в многонациональных государствах. Участники круглого стола: - директор Института востоковедения РАН, доктор исторических наук Виталий НАУМКИН; - ведущий научный сотрудник Института славяноведения, доктор исторических наук Владимир ПЕТРУХИН; - президент Фонда "Взаимодействие цивилизаций", руководитель группы Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук Рахамим ЭМАНУИЛОВ; - профессор Российско-американского учебно-научного Центра Библеистики и Иудаики РГГУ Леонид КАЦИС; - член Общественной палаты Российской Федерации, директор Научно-просветительского центра "Аль-Васатыйя" Фарид АСАДУЛЛИН; - председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод ЧАПЛИН; - главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии, доктор исторических наук Виктор ШНИРЕЛЬМАН; - зам. директора Института этнологии и антропологии РАН Владимир ЗОРИН; - директор Института региональных проблем Дмитрий ЖУРАВЛЕВ; - модератор круглого стола - обозреватель "Эхо Москвы" Виталий ДЫМАРСКИЙ. ============================================================ В Москве создается Институт Библии 15.02.2011 10:08 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=39369 ------------------------------------------------------------ Москва, 15 февраля, Благовест-инфо. Новое творческое объединение - "Институт Библии" -- будет создано в Москве на базе Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им.Рудомино (ВГБИЛ). Задачи новой организации, которую возглавит в качестве президента известный московский священник, протоиерей Александр Борисов, заключаются в популяризации достижении библеистики, создании разветвленной сети научного общения специалистов-библеистов, изучении влияния Библии на отечественную и мировую культуру и т.д. Об этом 14 февраля сообщила директор ВГБИЛ Екатерина Гениева, открывая научную конференцию "Библия в традициях отечественной культуры", которая стала первым мероприятием "Института Библии". Организатором конференции, помимо ВГБИЛ, стал приход московского храма свв. бессребреников Космы и Дамиана в Шубине, настоятелем которого является о. Александр Борисов. Форум был посвящен известным исследователям Библии, священникам Александру Меню (1935-1990) и Георгию Чистякову (1953-2007), имена которых неразрывно связаны с общиной космодамианского храма. Екатерина Гениева пояснила, что Институт Библии мыслится как общественная организация, как "проектное творческое объединение", где единомышленники будут работать на общественных началах. Коснувшись роли известных библейских организаций: Института перевода Библии (РБО) и Российского библейского общества (РБО), Е.Гениева отметила, что их важнейшей задачей является перевод, издание и распространение текста Библии. По ее словам, Институт Библии должен сосредоточиться на научной и просветительской работе, поскольку российское общество "дорого платит за недостаток знаний о Библии". "У нас нет никакого желания ни от кого отделяться. Наоборот, мы хотим соединить усилия и посмотреть, что мы можем вместе", -- сказала директор ВГБИЛ. Протоиерей Александр Борисов, который два десятилетия возглавлял РБО, одобрил инициативу Центра религиозной литературы и директора ВГБИЛ, подчеркнув, что библиотеки в современной России могут взять на себя роль культурных и просветительских центров. Он напомнил о "замечательных плодах" деятельности РБО, возрожденного о.Александром Менем после полуторавекового перерыва. "Через 20 лет необходим новый этап библейской работы - не просто издания и переводы, а углубленное изучение текстов в контексте культуры современной России", -- сказал о.Александр. В числе первоочередных задач он назвал создание подробного комментария к Ветхому завету, что необходимо не только для изучения и преподавания Библии, но и для лучшего осознания верующими структуры богослужения, для работы миссионерских, катехизаторских и евангельских групп при приходах и т.д. При этом президент Института Библии подчеркнул, что главные надежды в реализации этого замысла он возлагает не на ученое духовенство ("время уч еных монахов еще не наступило"), а на плеяду светских ученых, которые являются членами Церкви. Известный библеист и переводчик Михаил Селезнев в своем докладе связал тему истории русских библейских переводов с недавними событиями в жизни РБО. Как известно, в сентябре минувшего года в РБО произошла радикальная смена руководства : свои посты вынуждены были оставить президент РБО прот. Александр Борисов, главный редактор РБО и руководитель переводческой группы Михаил Селезнев, многие члены правления. "Того РБО, которое связано с именами о.Александра Меня, Сергея Сергеевича Аверинцева, о.Георгия Чистякова, Натальи Леонидовны Трауберг, больше нет. Под той же вывеской существует сегодня организация, которая имеет совершенно другую направленность. В этом РБО считают, что работа над переводом Священного Писания закончена и теперь остается только коммерчески использовать то, что есть", -- не без горечи констатировал М.Селезнев. Главной болью для него является решение нового руководства РБО издать "под одной обложкой" два несовместимых, с точки зрения выступавшего, перевода: Но вого Завета, выполненного В.Н.Кузнецовой ("Радостная весть"), и Ветхого Завета, подготовленного группой под руководством самого Селезнева. Высоко оценивая перевод Кузнецовой как "опыт первопроходчика", он, в то же время, в корне не согласен с ее переводческими принципами. Такое совмещение переводов в одном издании не только антинаучно; оно является "предательством по отношению к Библии", подчеркнул докладчик. М.Селезнев возлагает большие надежды на современный русский перевод Библии, который будет создан по инициативе Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, о чем сообщалось в недавно опубликованном документе "Отношение Церкви к существующим разнообразным переводам библейских книг". Проект подготовлен комиссией Присутствия по вопросам богословии и представлен для широкого обсуждения. В тексте документа высоко оценивается работа переводческой группы РБО (под руководством М.Селезнева) и сообщается о решении начать работу над общецерковным переводом Библии. "Надеюсь, что наша двадцатилетняя работа не пропала", -- заключил библеист. Тематика докладов, которые читались и оживленно обсуждались на конференции, дает представление о разных направлениях деятельности Института Библии: "Библия в красках: к истории русской иконописи" (И.Языкова), "Старая Москва: библейские издания" (Е.Сморгунова), "Народы Восточной Европы в средневековой еврейской экзегезе" (Б.Рашковский), "Библейские предпосылки научной мысли Нового времени" (Н.Кузнецова) и другие. Юлия Зайцева ============================================================ Адвокат архитекторов соборной мечети Москвы просит мэра и прокурора города вмешаться в ситуацию с ее возведением 15.02.2011 09:47 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=39368 ------------------------------------------------------------ Москва, 14 февраля. Адвокат Дагир Хасавов призвал мэра Москвы Сергея Собянина и прокурора столицы Юрия Семина помочь нормализовать процесс возведения московской соборной мечети. "Прошу изучить правовую ситуацию, сложившуюся со строительством комплекса соборной мечети, с целью недопущения угрозы жизни людей в результате возведения этого объекта с массовыми нарушениями законодательства Российской Федерации", - говорится в заявлении Д.Хасавова в адрес мэра и прокурора, текст которого был передан в понедельник в "Интерфакс-Религия". Он призвал вернуть ситуацию "в правовое русло" с тем, чтобы продолжить строительство "столь важного и значимого объекта" под контролем авторов проекта Игоря Тажиева и Алексея Колентеева, "успокоить общественность и дать веру мусульманам не только в России, но и других стран, что объект будет построен без угрозы жизни людей России, а выделенные спонсорские и другие пожертвования будут использованы по назначению". Как отметил Д.Хасавов, в процессе изучения им материалов проектирования и строительства мечети (в рамках оказания юридической помощи авторам проекта - архитекторам А.Колентееву и И.Тажиеву) обнаружены "серьезные нарушения" Градостроительного и Гражданского кодексов РФ, других строительных и технических регламентов, проектной документации, государственных стандартов в этой области, "что создает реальную угрозу безопасного посещения гражданами" этой мечети. В заявлении утверждается, что заказчик объекта - Духовное управление мусульман европейской части России во главе с муфтием Равилем Гайнутдином "без юридических обоснований, исходя из личных мотивов", отстранил авторов этого проекта от осуществления ими авторских прав на свою интеллектуальную собственность. Кроме того, А.Колентееву не были оплачены выполненные и сданные проектные работы, что послужило основанием для возбуждения арбитражного дела. "Автор проекта наблюдает ряд изменений, в том числе и визуального характера, в уже построенной части мечети, а сам факт строительства не по проекту, прошедшему экспертизу и соответствующие согласования, делает это строительство незаконным, а точнее - относит его в разряд "самостроя", - сказано в документе. В нем сообщается, что первым генподрядчиком возведения мечети была компания "Инжтрансстрой", которая впоследствии "по неизвестным причинам" была отстранена от строительства. Ее сменило ООО "Бектрио", представители которого "смогли получить аванс в размере около 48 млн. рублей, но отчитались только примерно за 25 млн. рублей, с большими замечаниями, но, неплохо заработав, бросили объект". По словам Д.Хасавова, выяснилось, что эта компания "не имеет никаких финансовых, технических и инженерных ресурсов, а также опыта работы для возведения столь значимого и сложного объекта", а ее учредители, граждане Турции, "находились в России по туристической визе к моменту начала работ, что делает их неуязвимыми при желании исчезнуть с полученными деньгами в собственной стране". Согласно заявлению, данная компания вела работы без разрешения на строительство, "которого нет до сего времени", при этом не устранила брак предыдущего подрядчика. Более того, архитектурные проработки претерпели ряд изменений "и влекут за собой как изменения, так и неучтенные ранее нагрузки на каркас", разрушение которого началось еще в июле 2010 года. Как отметил адвокат, в конце сентября бывший инженер технического надзора за строительством мечети Юрий Ярославцев обратился с заявлением на имя главы Мосгорстройнадзора Анатолия Зайко, указав на "вопиющие факты нарушений строительных норм и правил, а также наличие угрозы безопасности и жизни людей на этом объекте, однако никакой ответ не получил". ============================================================ В праздник Сретения Господня Патриарх Кирилл совершит литургию храме Христа Спасителя 15.02.2011 09:31 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=39367 ------------------------------------------------------------ Москва, 15 февраля. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит в кафедральном храме Христа Спасителя литургию в честь праздника Сретенья Господня. Этот праздник напоминает о великом евангельском событии, когда младенец Иисус был принесен в Иерусалимский храм, где его встретили праведные Симеон и Анна. По сей день слова старца звучат на каждом вечернем богослужении: "Ныне отпускаешь раба твоего, владыко". Эта встреча - символ судьбы каждого человека, задумывающегося о вечной жизни, - встретить Бога в своей душе еще здесь, на Земле, и с радостью и облегчением предаться воле Божией в Царстве Небесном. В некоторых российских храмах возрождается традиция совершать древний чин освящения свечей. Ранее был такой обычай - устраивать в день Сретения по городу шествие с зажженными светильниками наподобие крестного хода. В молитвах на освящение свечей в Сретение возносится Богу просьба о том, чтобы подобно тому, как зажженные свечи своим светом разгоняют ночной мрак, так и души были просвещены Духом Святым. В Москве чин освящения свечей пройдет в Татьянинском храме МГУ. По новой традиции современной России, в праздник Сретенья Господня отмечается также День православной молодежи, передают "Вести" со ссылкой на ИТАР-ТАСС. ============================================================ |
В избранное | ||