← Февраль 2011 → | ||||||
8
|
13
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
18
|
||||||
21
|
||||||
28
|
За последние 60 дней 31 выпусков (3-4 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://www.blagovest-info.ru
Открыта:
10-07-2006
Статистика
-1 за неделю
Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 12/02/2011
АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО" http://www.blagovest-info.ru/ Новости за 12/02/2011 ============================================================ Президент Египта Хосни Мубарак ушел в отставку 12.02.2011 21:06 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=39341 ------------------------------------------------------------ Каир, 12 февраля. Президент Египта Хосни Мубарак, управлявший этой страной более 29 лет, ушел в отставку. Об этом в эфире государственного телевидения заявил вице-президент Египта Омар Сулейман. Новость об уходе президента и победе революции вызвала невиданную радость на площади Тахрир, где собрались сотни тысяч людей. "Свобода! Свобода! Египет - свободен!", - кричат они. По словам вице-президента, перед уходом Мубарак поручил управлять страной Высшему совету вооруженных сил. Как ожидается, в ближайшее время представитель этого совета обратится к народу с экранов телевизоров. Противостояние между гражданами Египта и режимом Хосни Мубарака продолжалось с 25 января, когда в Каире прошла первая, не очень многочисленная демонстрация. Многие наблюдатели отмечали, что демонстрантам не удастся свалить режим, который считался одним из самых стабильных на Ближнем Востоке. Однако после трех недель беспрестанных демонстраций людям удалось добиться своего. Последним днем протестов стало 11 февраля, передает Lenta.Ru. ============================================================ Радио Ватикана исполнилось 80 лет 12.02.2011 18:37 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=39339 ------------------------------------------------------------ Рим, 12 февраля, Apic/Благовест-инфо. 80-летний юбилей отмечает сегодня Радио Ватикана. В этот день, в 1931 году, через два года после подписания Латеранских соглашений и обретения Ватиканом своего нынешнего политического статуса, состоялось открытие первой папской радиостанции. 12 февраля 1931 года на волнах новой радиостанции было передано обращение ко всем народом мира Папы пия XI. Создателем радиостанции стал один из изобретателей радио - нобелевский лауреат Гульельмо Маркони, а первым директором Радио Ватикана был физик и математик, священник-иезуит Джузеппе Джанфранчески. Таким образом, с самого начала радиостанция имела тесные связи с орденом иезуитов. Нынешний директор станции, глава папской пресс-службы священник Федерико Ломбарди, - также член этого ордена. С момента своего основания Радио Ватикана постоянно развивается, освещая важнейшие события, происходящие в Католической Церкви. В 1939 году ватиканская радиостанция впервые передавала новости с конклава, закончившегося избранием Папы Пия XII. Уже тогда вещание шло на 9 языках. Во время Второй Мировой войны Радио Ватикана дало возможность тысячам пленных получать известия о своих родных. После войны передачи радиостанции зачастую проникали даже за "железный занавес". Таким образом, Радио Ватикана стало своего рода символом религиозной свободы. В настоящее время на радиостанции работает 355 человек, 300 из которых - миряне. Каждый день Радио Ватикана передает более 60 программ на 45 языках. У радиостанции имеется свой сайт, доступный на 38 языках. Празднование юбилея папского радио началось 10 февраля с открытия в Музеях Ватикана специальной выставки, посвященной истории радиостанции. В конце апреля в Риме состоится ассамблея Союза европейских радиостанций, а в сентябре выйдет книга об истории Радио Ватикана. ============================================================ Разноцветная вера В современной Туве православие соседствует с шаманизмом и буддизмом 12.02.2011 15:30 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=24&id=39338 ------------------------------------------------------------ Если выйти из ворот Свято-Троицкой церкви Кызыла и спуститься по улице вниз, в сторону Енисея, то вскоре окажешься на пороге "избушки" старейшего шамана Тувы. Улица, по которой можно за десять минут совершить путь от шаманизма до православия и обратно, называется Комсомольская. Знакомая картина, не правда ли? Боги, ценности, идеалы - все смешалось в сознании современного человека... Кам знает все Старейший шаман Монгуш Кенин-Лопсан - человек удивительный. Одно только перечисление его титулов способно повергнуть в изумление жителя Европейской России. Доктор исторических наук, заслуженный работник культуры, награжденный Орденом Дружбы народов и медалью "За заслуги перед Отечеством", член Союза писателей России, обладатель звания "Живое сокровище шаманизма", верховный и пожизненный президент тувинских шаманов... На крылечке его "избушки" ждут приёма посетители. Лица серьёзны, в них - озабоченность и робость. Женщины и мужчины, молодые и старые, жаждущие узнать своё будущее, чающие исцеления от болезни, ищущие ответа на всевозможные вопросы. Ехать ли завтра в Абакан? Увольняться ли с работы? Жениться или не жениться, а если жениться, то в какой месяц и день? Брать ли кредит? Как назвать ребёнка? Как исцелить мужа от запоя? Не лишне заметить: "избушка" - это одно из зданий Национального музея Республики Тува, в котором Монгуш Борахович Кенин-Лопсан - старший научный сотрудник. Настоящий учёный. Настоящий поэт. И настоящий шаман - потомственный, одержимый, могущественный. Такое сочетание качеств, пожалуй, только в Туве и возможно. Что такое шаманизм в современной Туве? Культурная традиция, уходящая корнями в глубокую древность. И непременная составляющая повседневной жизни. Кто такой шаман (кам)? Человек, обладающий способностью входить в сферы бытия, недоступные остальным людям. Что делает шаман? Вступает в контакт с духами, населяющими небесный, земной, подземный миры. Может уговорить их, может привлечь их, может побороться с ними и прогнать их. Для этого есть три способа действий: лечение, гадание, камлание. Лечение включает в себя элементы традиционной народной медицины. Гадания осуществляются на камушках, на костях, на бараньей лопатке. Камлание - сильное действие с пением, пляской, битьём в бубен, требующее полной самоотдачи и вхождения в транс, который может закончиться обмороком или даже смертью. Кто приходит к шаману? В основном тувинцы, но и русские тоже нередко. Образование, пол и возраст значения не имеют. Среди тувинцев я не знаю человека, который хоть изредка не обращался бы к шаманам, не признавал бы их действенной силы. Когда приходят к шаману? В любой неблагоприятной или непонятной жизненной ситуации. У моего знакомого умер отец. Смерть близкого человека - обязательный повод позвать шамана. Кам сказал: "Ты рождён в год чёрной собаки, тебе нельзя в этом году ходить на поминки, а то умрёшь". Надо заметить, что поминки у тувинцев продолжаются много дней и в них обязательно участвуют все родственники, даже самые дальние. Отсутствие сына покойного - случай вопиющий. Но никто не осудил его, потому что ему так сказал шаман. Ходили слухи, что главе правительства республики Тува еженедельно камлала скончавшаяся в ноябре прошлого года шаманка Ай-Чурек, которая была широко известна как в Туве, так и за её пределами. Что уж говорить о начальниках меньшего ранга. На границе миров Тува -- это страна, в которой сочетается несочетаемое. Расположена она в географическом центре Азии, между горными хребтами Саян и Танну-Ола, на границе России и Монголии. Это - граница миров: царства Владимира Красно Солнышко и царства Чингисхана. В состав государства Российского Тува вошла позже всех, в 1944 году, и до сих пор остаётся одним из самых труднодоступных и изолированных регионов нашего государства. Поэтому здесь лучше, чем где-либо на пространстве бывшей Российской империи и СССР, сохранились тысячелетние устои кочевнического образа жизни, элементы древних духовно-культурных традиций Центральной Азии. В течение двух столетий Тува находилась под властью Китайско-маньчжурской империи Цинь и испытала немалое воздействие со стороны нашего юго-восточного соседа. Вследствие своей труднодоступности, она стала на какое-то время целью переселенческого движения русских старообрядцев. В результате, современная Тува - зона контакта и взаимодействия четырёх типов религиозных умонастроений, менталитетов, духовных практик. Если просто сказать - четырёх вер. В соответствии со старинной центрально-азиатской традицией, эти четыре веры можно обозначить четырьмя цветами. "Чёрная вера" (не вкладываем ничего негативного в слово "чёрный") - шаманизм. Наследие древних духовно-культурных традиций. "Жёлтая вера" - ламаизм, тибетско-монгольский буддизм, активно насаждавшийся во времена Циньского владычества. "Белая вера" - православие, принесённое сюда русскими поселенцами в конце XIX - начале XX века. Старообрядчество, которое мы, исходя из его непокорного властям, протестного характера, назовём "красной верой". Старообоядцы ещё столетие назад отвоевали себе небольшой плацдарм, который стабильно удерживают до сих пор. Живут компактно в нескольких деревнях поближе к верховьям Большого и Малого Енисеев. Добраться туда и сейчас непросто. Они не чуждаются мира и "мирских", но стараются с ними не смешиваться. Их отличительные черты - бороды у мужчин, платочки и длинные платья у женщин. Их духовная жизнь скрыта от посторонних глаз. С представителями всех прочих вер у них отношения отчуждённо-ровные. "Жёлтая вера", казалось, искоренённая в советское время, делает сейчас в Туве большие успехи. Открываются новые ламаистские молельни - хурээ, растёт число монахов-лам, построено множество субурганов - мест поклонения духам и божествам. "Чёрная вера", вобравшая в себя элементы древнеиранского митраизма, древнетюркского тенгрианства, древнетибетской религии Бон, множества архаичных местных культов - самое массовое и, в то же время, самое элитарное явление духовной жизни Центра Азии. Её истинными адептами и хранителями можно считать только самих шаманов, передающих тайное знание от учителя к ученику, из века в век. Их на всю Туву - несколько десятков. Или сотен. Точных цифр нет, потому что нет определённого критерия: кто шаман, а кто не шаман. В республике действует шесть шаманских обществ. Но есть и шаманы-одиночки. Вернее, всякий шаман по определению одиночка, так что членство в обществе - только способ облегчить и упорядочить шаманский заработок. (Первое, что видит посетитель, входящий по скрипучим ступеням на крылечко дома шаманского общества, - прейскурант. Гадание - столько-то, камлание на месте - столько-то...). Именно шаманизм привлекает к себе практически всё тувинское, а отчасти и русское население Т увы. И является основой религиозного сознания тувинцев. "Белое" меньшинство Православие - пока ещё самое слабоукоренённое растение на духовной почве Тувы. В республике, население которой превышает триста тысяч жителей, действуют всего три православных храма, служат четыре священника. Причём на весь Кызыл (столица Тувы), в котором живёт около половины населения республики, существует один-единственный приход, одна церковь - Троицкая. Маленькая, старенькая, деревянная. Характерно, что большинство её прихожан даже не знают, что она Троицкая. Просто Церковь - и всё. "Вы где живёте?" - "На горе, у церкви". Строится, правда, новый большой храм, даже купол его позолотили. Но строится он уже лет десять, и конца работам пока не видно. Православные - в основном русские. Сказать, сколько их, очень трудно. С одной стороны, для русских, являющихся в Туве национальным меньшинством (около 15 % населения республики), православие - символ единения и знак этнической самоидентификации. С другой стороны, основная масса русских религиозно необучена, дезориентирована, лишена традиций. Поэтому в самом "русском" населённом пункте Тувы, Туране, приходской храм едва сводит концы с концами. Его настоятель, молодой, бедно одетый батюшка, ездит на крохотной старенькой "Оке", да и то не столько ездит, сколько чинит эту ржавую рухлядь. Православных представителей коренной нации очень мало. Распространению православия среди тувинцев препятствуют два фактора. Первый - родовая, клановая сплочённость тувинцев. Каждый тувинец - родственник бесчисленных родственников, член родового клана. Сотни тувинцев носят, например, фамилию Оюн, и все они - потенциальная родня. Не менее распространена фамилия Салчак, а клан Салчаков состоит в родстве с Оюнами... Причём род - это не только гены. Гены как раз не очень важны, ибо тувинцы никогда не делали различия между родными детьми и приёмными, законными и внебрачными. Род - это в первую очередь обычаи, традиции, родовые праздники, культы, духи предков. Где духи, там находят своё место и шаманские обряды. Принятие православия сопряжено с разрывом родовых связей, что для большинства тувинцев немыслимо. Второй фактор - не очень-то ласковое отношение к новообращённым со стороны части прихожан. Тут, увы, действует простой критерий: разрез глаз и ширина скул. Одна тувинка, вполне обрусевшая, жаловалась мне, что в церкви её обижают приходские бабушки. Мол, что ты, узкоглазая, сюда явилась? Иди-ка к своим шаманам. Моя собеседница, наверно, сгустила краски, но, зная приходскую публику, можно ей отчасти поверить. Всем духам по серьгам Проявления православной нетерпимости особенно болезненно воспринимаются тувинцами потому, что им самим религиозная нетерпимость несвойственна. Как раз наоборот: тувинец склонен бояться и уважать любые сверхъестественные силы, ведомые и неведомые. Если где-нибудь в современном мире можно было бы поставить упомянутый апостолом Павлом алтарь "Неведомому богу", так это в Туве. На дорогах Тувы, на перевалах, нередко стоят буддийские субурганы. И обязательно - сооружение из жердей и камней, именуемое ова, обиталище шаманских духов. Тувинцы, да, впрочем, и многие русские, останавливаясь на перевалах, непременно кладут конфету или бутерброд у субургана, бросают пару монет на ова, а также брызгают водки на все стороны - чтобы ни ламаистские божества, ни шаманские духи не обиделись. Моя знакомая тувинка, профессорская дочь, на вопрос о вероисповедании отвечает: "Я буддистка". Между тем, регулярно ходит к шаманам и очень уважает православное духовенство. На похоронах её мужа были и шаман, и лама, а батюшки не было только потому, что покойный никакого отношения не имел к Православной Церкви. Мой друг-тувинец, приехав на полгода в Петербург, очень скоро стал поздравлять своих питерских знакомых с православными праздниками. Причём не раз случалось так, что питерские знакомые, православные, но загруженные делами, узнавали именно от него, что сегодня Татьянин день или Сретенье. Я поинтересовался: ты же к шаманам ходишь, почему отмечаешь православные праздники? Смысл ответа был примерно таков: я на православной земле нахожусь, значит, должен чтить тех духов, которые здесь властвуют. Тем более что верховный дух, которого вы чтите, - кажется, всемогущий. Русские, долго живущие в Туве, проникаются теми же умонастроениями. Собственно говоря, это никакая не веротерпимость, а готовность - немного детская, наивная - чтить всякое проявление великой силы, управляющей миром. Шаманизм предчувствует Единого Бога. Одно из наименований самого великого духа в алгышах (песнопениях) тувинских шаманов - Корбусту. Это слово, по всей вероятности, происходит от имени древнеиранского бога-творца Хормузда, и на русский язык переводится как Всевышний. То, что делает шаман, он делает не против Бога, а... Как бы это сказать? Не ведая Бога, но предчувствуя Его. Шаман пляшет и бьёт в бубен на пороге Храма. Анджей Иконников-Галицкий ============================================================ II Молодежная Соборная Встреча Всемирного Русского Народного Собора "Центр подготовки космонавтов: создавая будущее", посвященная 50-летию полета Ю.А.Гагарина в космос. Звездный городок 16 февраля 12.02.2011 14:45 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=39337 ------------------------------------------------------------ По благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, главы Всемирного Русского Народного Собора, по инициативе Центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина и организационной поддержке Московского государственного технического университета им Н.Э.Баумана 16 февраля 2011 года в Центре подготовки космонавтов им Ю.А. Гагарина, в Звездном городке, пройдет II Молодежная Соборная Встреча ВРНС. Впервые в таком формате соберутся представители молодежных центров крупнейших университетов страны, лидеры молодежных организаций, представители Молодежного клуба ВРНС, чтобы представить свое видение места и роли в будущем Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина в развитии инновационного потенциала России. В ходе Молодежной соборной встречи участники также обсудят роль космонавтики и космических исследований в развитии России и истории российской цивилизации, об уникальном потенциале Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина в создании новых форм научно-технического творчества, образования и патриотического воспитания молодежи. Вниманию участников Молодежной Соборной Встречи будут представлены интересные факты из жизни Сергея Королева и Юрия Гагарина, характеризующие их как людей православной культуры, сохранивших верность традиционным ценностям своего народа. Встреча будет проходить с 11.00 до 18.00 в Звездном городке. Аккредитация проводится до 14.02.2010г. (до 15:00). Телефон: +7(903)740-13-17 begin_of_the_skype_highlighting +7(903)740-13-17 end_of_the_skype_highlighting, Алёна Шарова. Электронная почта: fin.rus@mail.ru. ============================================================ Пресс-конференция, посвященная Дню православной книги. Москва 16 февраля 12.02.2011 14:42 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=39336 ------------------------------------------------------------ 16 февраля в 15-00 в пресс-центре РИА-Новости состоится пресс-конференция, посвященная Дню православной книги. Решение учредить ежегодный День Православной книги было принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25 декабря 2009 года. Его дата приурочена к выпуску первой на Руси печатной книги Ивана Федорова "Апостол", вышедшей в свет 1 марта 1564 года (по старому стилю). В этом году в рамках праздника пройдут тематические занятия в московских школах, состоятся встречи с учащимися вузов, будут организованы книжные ярмарки, встречи с писателями. В Храме Христа Спасителя во встрече, посвященной Дню Православной книги, примет участие Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, на мероприятие будут приглашены воспитанники детских социальных учреждений, которым будет показана литературно-театральная постановка о книге. В рамках благотворительных мероприятий комплекты книг будут переданы в московские больницы, в учебные заведения Русской Православной Церкви. Совместно с Правительством Москвы Издательский Совет РПЦ проведет благотворительную акцию по сбору детской литературы "Подари книгу детям". В прошлом году в этой акции приняли участие многие москвичи, а ее итогом стала передача более десяти тысяч книг в детские дома. Также в рамках выставки "Книги России" на ВВЦ пройдут экспозиции православных издательств. Запланированные мероприятия направлены на популяризацию православной литературы и повышение интереса к чтению. В пресс-конференции примут участие Председатель Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент, заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Владимир Григорьев. Предполагается также участие представителей Правительства Москвы и известных актеров, поддержавших проведение праздника. Пресс-конференция пройдет в новом зале РИА Новости (Зубовский б-р., д.4) в зале 1. Информационная поддержка: "МедиаСоюз" Аккредитация (495) 617 3980, +7 926 593 7862 ============================================================ Пострадавший в аварии гонщик "Формулы-1" Кубица получит каплю крови Иоанна Павла II 12.02.2011 14:14 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=39335 ------------------------------------------------------------ Краков, 12 января, Apic/Благовест-инфо. Польскому гонщику "Формулы-1" Роберту Кубице, пострадавшему на ралли в Италии, будет передана святыня, связанная с Иоанном Павлом II - капля крови польского Папы. Об этом сообщил архиепископ Краковский кардинал Станислав Дзивиш. В настоящее время Кубица находится на лечении в итальянской больнице "Santa Corona", неподалеку от Генуи. Как передает агентство "Аssociated Press", гонщик, глубоко верующий католик, попросил повесить фото Иоанна Павла II рядом с больничной койкой. Имя Папы было написано у него на шлеме. Кроме того, Кубица - уроженец Кракова, архиепископом которого был в свое время Кароль Войтыла. Кардинал Дзивиш (в прошлом - секретарь Иоанна Павла II) сообщил, что гонщику будет передан медальон с каплей крови и частицей облачения польского понтифика. При этом Дзивиш напомнил, что сам Иоанн Павел II много занимался спортом и общался со спортсменами. 6 февраля Роберт Кубица получил тяжелейшие травмы, когда его автомобиль протаранил предохранительный борт во время ралли "Ronde di Andora". Он перенес семь операций и 9 февраля был переведен из реанимации в общую палату. С тех пор, как считают врачи, его состояние улучшается. Напомним, что Иоанн Павел II в скором времени будет причислен к лику блаженных. Церемония его беатификации состоится 1 мая. ============================================================ Митрополит Волоколамский Иларион встретился C Джорджем Бушем-младшим 12.02.2011 10:32 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=39340 ------------------------------------------------------------ Даллас, 12 февраля. Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион встретился вчера с с экс-президентом США Джорджем Бушем-младшим. Встреча произошла в Техасе, куда митрополит Иларион, совершающий поездку в США, прибыл накануне. Как сообщает Служба коммуникации ОВЦС, общение продолжалось около часа. Стороны обменялись мнениями по широкому кругу вопросов. В частности, председатель ОВЦС поделился своим видением перспектив межхристианского диалога, особо отметив необходимость совместной работы представителей разных христианских конфессий в деле сохранения традиционных нравственных ценностей. В память о встрече председатель ОВЦС преподнес Дж. Бушу свою книгу "Православие" на английском языке и памятную шкатулку с изображением Московского Кремля. ============================================================ Патриарх Грузии: о России, Абхазии, войне и сепаратизме Интервью Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II Русской службе BBC 12.02.2011 01:45 | Русская служба Би-Би-Си http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=39334 ------------------------------------------------------------ ============================================================ Так каким же будет Русский православный культурный центр в Париже? Своими мыслями делятся философ Татьяна Горичева и историк Валерий Байдин 12.02.2011 00:05 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=24&id=39333 ------------------------------------------------------------ В газете "Известия" недавно было опубликовано мнение одного из членов жюри конкурса проектов Русского православного церковного-культурного центра в Париже, посла России во Франции А. Орлова: "одним из фаворитов на сегодня является работа Общества архитекторов и девелоперов Мануэля Яновского и Московского архитектурного бюро "Арчгрупп": легкая, воздушная конструкция, доминантой которой является пятиглавый собор - его купола также выполнены из стекла и стали. Стеклянные стены создают объем, а стеклянный навес покрывает сад, окружающий собор". Речь идёт о проекте, условно названном "Церковь-волна". Отбросим в сторону его эстетические оценки и споры о сомнительной новизне авторских вариаций в стиле надоевшего за тридцать лет, изначально анонимного и бездуховного "хай-тека". Удивляет странная символика предложенного авторами архитектурного образа: огромная волна захлёстывает собор по самые купола и застывает вокруг него стеклянным саркофагом. Что же мы видим: некую "мумифицированную", уже почти бесплотную церковь? "храм из зазеркалья"? "парижское эхо Чернобыля"? Полированные стекла, которые безвольно отражают мимотекущую жизнь и скрывают церковные фасады - пластическая метафора полной безликости, столь чуждой православной архитектуре. Если традиционные позолоченные купола символизируют мистическую полноту Церкви, то стеклянные прозрачные купола должны бы означать зияющее ничто... Сверху, с такой близкой Эйфелевой башни, этот храм-символ нынешней православной России будет казаться безжизненным, словно "утонувшим" в во дах времени, с пустыми главками призрачных куполов... Вряд ли авторы предполагали такое смысловое прочтение, но именно оно напрашивается в первую очередь. Для чего нужна эта странная, эпатирующая и сбивающая с толку постмодернистская экзотика? Условия конкурса, с которыми, увы, так непросто познакомиться, сформулированы предельно ясно: его участники обязаны найти "достойное решение для русской православной церкви, сохраняя традиции и канонические принципы, свойственные лучшим образцам русской церковной архитектуры, церковь не должна быть ни карикатурной, ни нарочито несовременной" (стр.2), "церковь должна предусматривать традиционные православные формы", "принципиальная форма православной церкви не может быть изменена и должна соответствовать типу русской православной церкви, наилучшим образом сочетаясь с традиционной архитектурой Парижа и данного места" (стр. 4). Ничего подобного и в помине нет в проекте, загодя уже поддержанном одним из влиятельных членов жюри. Двумя месяцами раньше другой член жюри, архиепископ Егорьевский Марк, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, категорически заявил: "Исключительно традиционный подход к архитектуре храма вряд ли победит. Храм православный, но парижанам хочется, чтобы он стал достопримечательностью города и не был похож на сотни других православных храмов. Поэтому предпочтение может быть отдано проекту, где будет синтез традиций и облика современного Парижа, русский храм, "причесанный" на французский манер". Это высказывание вызывает множество недоумений. Трудно представить, чтобы безвестные "сотни других православных храмов" были бы похожи друг на друга. Непонятно, на что же должен походить православный храм? Должен ли он быть подобен современным французским церквям? Но общеизвестно, что эта область архитектуры во Франции находится в глубоком упадке. Вряд ли такое "подобострастие" (в изначальном смысле этого слова) досточтимого владыки оценят в стране, где слишком развито уважение к культурному многообразию и стремление к подлинному диалогу культур. Скорее, созданный по сиюминутной европейской моде православный храм будет вызывать смех, как и вид "причёсанного на французский манер" русского епископа. Да и нужно ли "причёсывать" храм "под автовокзал", "под торгово-развлекательный центр" или "под дорожный ресторан"? При всём уважении к профессионализму франко-русского коллектива архитекторов "Sade - Arch Group", следует отметить полное отсутствие у них опыта возведения каких-либо зданий религиозного назначения. И если данный проект будет всё-таки одобрен жюри, будущим хозяевам Центра - "места встречи русской общины" и "знакомства французов с русской культурой и православной службой" - придётся долго и замысловато объяснять своим гостям смысл диковинного сооружения, имеющего так мало общего с тысячелетней верой и культурой России. Ещё два отобранных проекта явно привлекают внимание, оба откровенно традиционны по характеру. Архитекторы Михаил Филиппов (Россия) и Владимир Митрофанов (Франция) предложили эскиз храма в стиле русского классицизма. Поднятый будто на холм славы, с восходящими лестницами, четырьмя портиками, колоннами и высоким позолоченным центральным куполом этот миниатюрный собор упрямо тянется ввысь у подножия Эйфелевой башни. Он кажется случайным в этом месте, но его вертикальная доминанта украсила бы любой провинциальный русский город. Архитектурная группа под руководством Елены Ленок (Россия) избрала прообразами знаменитые соборы Московского Кремля, но снабдила свой проект резными белокаменными фасадами, будто взятыми напрокат у владимиро-суздальских церквей XII столетия и "пятериком" слегка грузных, "дутых" куполов, более характерных для никоновской эстетики XVII века. Пропорции храма хотелось бы слегка изменить: верхние объёмы кажутся дробными, а апсиды алтарной части слишком низкими, кроме того, обильная "варварская" позолота чересчур агрессивна для сдержанной цветовой гаммы Парижа. Авторы предусмотрели даже закладные камни, освящённые и привезённые в дар собору из разных святых мест России. Этот проект имеет немало достоинств, но должен быть, несомненно, доработан, если жюри остановится именно на нём. Здесь упомянуты лишь три проекта из десяти, вызывающие наибольший интерес. При взгляде на них становится очевидно, что будущему принадлежит именно культурная подлинность, органичность, а вовсе не броские и недолговечные "постмодернистские" эксперименты. Чтобы лучше понять это, попробуем вернуться на столетие назад. Замечательный успех Русского павильона на Парижской всемирной выставке 1900 года был связан с созданием архитектурного ансамбля в ярком стиле "русского модерна", великолепно соединявшим новаторство с древними традициями церковного зодчества. Тогда власти Парижа предоставили архитекторам и художникам из России полную свободу творчества и не пожалели. Появление на берегах Сены, невдалеке от Эйфелевой башни, знаменитой "Русской деревни" стало триумфальным началом русско-французского культурного сближения. Через несколько лет "Русские Сезоны в Париже" получили всемирную известность и составили славу Франции и России. Что мешает нашим странам попытаться повторить этот блестящий пример плодотворного союза двух взаимно тяготеющих культур? К сожалению, пока организаторы конкурса идут по иному пути. Культурная элита России и Франции по сути отстранена от обсуждения проектов Русского православного центра. Лишь мимоходом в течение двух дней, они были выставлены в резиденции посла России - "представлены парижской общественности". Устроенное работниками российского посольства анонимное голосование в пользу того или иного проекта-финалиста лишь сбивает с толку и больше похоже на голосование зрителей во время телешоу или соревнование групп поддержки конкурирующих авторов. Непонятно и другое: почему этот важнейший конкурс проводится в такой бессмысленной спешке? Центр, воздвигаемый на десятилетия, необходимо было спроектировать за сорок дней! Всего месяц был отведён для второго этапа. И уже через неделю после его завершения, 14 марта 2011 года, жюри должно назвать победителя конкурса. Разумеется, в таких условиях его члены смогут принимать решения лишь негласно и в самом узком кругу. Однако в данном случае спешить с окончательным выбором никак нельзя. До начала строительства в 2012 году, когда освобождается заранее купленный участок земли, есть время, чтобы обеспечить участие в дополнительном этапе конкурса (судя по всему, совершенно необходимом!) всех желающих архитекторов, чей опыт возведения современных православных храмов успешно подтверждён в России или за рубежом. Из всего сказанного следует, что необходимо обсуждение финальных проектов не только в среде русской эмиграции или в интернет-сообществах, но и на страницах "Русской мысли", в российской и французской прессе, нужно, пока не поздно, привлечь к нему широкую общественность двух стран. Речь идёт о престиже России, о достойном завершении весьма амбициозного и дорогостоящего национального проекта начала XXI века. Его осуществлению на всех этапах должна быть обеспечена полная прозрачность и активная профессиональная поддержка во избежание всевозможных, пусть несправедливых, обвинений в "групповщине", "вкусовщине", "некомпетентности" и пр. В противном случае эта важнейшая культурно-религиозная инициатива может превратиться в плачевную и дорогостоящую авантюру. Валерий Байдин, доктор русской филологии, историк культуры (Нормандия), Татьяна Горичева, писатель, философ (Париж) 11 февраля 2011 ============================================================ |
В избранное | ||