Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Толкование Нового Завета Феофилакта


Информационный Канал Subscribe.Ru

Планируются еще несколько рассылок (в бронзовых рассылках) и возможно некоторые
из них появятся уже в ближайшие дни:

Невидимая брань.  Вы сможете узнать из этой рассылки о борьбе с пороками, какими
приемами и тактикой пользуется дьявол и узнаете подробно все секреты ведения
невидимой брани с дьяволом и пороками. Как устоять в нашей жизни, также это поможет
в отношениях с Богом и другими людьми. 
Рассылка основана по книге Никодима Святогорца и очень полезна православным,
а также любым христианам всех религиозных конфессий.

Истинное православие. Из этой рассылки вы узнаете, какое настоящее и истинное
должно быть православие, какое оно есть в наши дни и насколько в нем произошли
изменения. Это православная рассылка также основана на православной литературе
и учениях Святых Отцов православной церкви.

Беседы с сектантами. Вы подробно узнаете о том, как отвечать сектантам и как
на основании Библии и святоотеческих учений православной веры обосновать свой
ответ и защитить истинную православную веру от ересей и нападков на нее. 
 
Христианский журнал «Истинное христианство».  Планируется еженедельный выпуск,
в котором будут публиковаться проповеди, стихи религиозного содержания, очерки
и заметки верующих людей и всевозможные новости.

Мф.26:31-32 – Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо
написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада; по воскресении же Моем предварю
вас в Галилее. Как Бог Он предсказывает будущее. А чтоб ученики не соблазнились
и не вменили этого в укор себе, говорит, что так написано: поражу пастыря, и
рассеются овцы стада (Зах.13:7). Этим внушает следующее: при Мне вы были все
вместе, а Моя разлука рассеет вас. Поражение Сына приписывается Отцу в том смысле,
что иудеи распяли Господа по изволению,
то есть по допущению Отца. Он мог воспрепятствовать им, но не препятствовал,
а попустил; потому и говорится, что Он поразил. Показывает, что Иерусалим Он
оставит и пойдет к язычникам, ибо в Галилее жили язычники. 
Мф.26:33-34 – Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда
не соблазнюсь. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде
нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. По причине большой самоуверенности,
Петр один обещает не соблазниться. Посему Христос попустил ему пасть, чтоб научить
его надеяться не на себя, а на Бога, и слова Христовы почитать достовернейшими
собственного сознания. Притом слова: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда,
– отзываются высокомерием и обнаруживают
в Петре гордость и незнание собственной немощи. 
Мф.26:35-36 – Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь
от Тебя. Подобное говорили и все ученики. Потом приходит с ними Иисус на место,
называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь
там. Петр прекословит Спасителю, желая показать, что он вполне предан Ему. Освободившись
от страха предательства, он по сильной любви и чувству чести начал теперь восставать
на других и сопротивляться Христу. Впрочем, и другие ученики, не испытавши еще
искушения, по
неведению своему обещали то, чего не имели исполнить. Христос идет помолиться
в уединенное место, потому что для молитвы нужно отрешение от всего и уединение.

Мф.26:37-39 – И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть
и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь
и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил:
Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как
Ты. Не всех берет учеников, а только тех троих, которым явил славу Свою на Фаворе,
дабы не соблазнились, видя Его молящимся и скорбящим. Но и сих троих оставляет
и, отойдя от них, начинает наедине
молиться. А скорбит Он и тоскует благопромыслительно, дабы уверовали, что Он
истинный Человек, ибо человеческой природе свойственно бояться смерти. Смерть
вошла в человеческий род не по природе, и потому природа человеческая боится
ее и бежит от нее. Скорбит вместе и для того, чтоб утаить Себя от диавола, чтоб
диавол устремился на Него как на простого человека и умертвил Его, а таким образом
был низложен. С другой стороны, если бы Господь Сам пошел на смерть, то подал
иудеям повод говорить в свое оправдание,
что они не погрешили, убив Его, так как Он сам пришел к ним на страдание и на
смерть. Отсюда понятно, что и мы не должны ввергать сами себя в опасности, но
должны молиться об избавлении от них. Для того Он и не отошел на дальнее расстояние,
а находится вблизи трех учеников, чтобы они могли слышать Его и, когда впадут
в искушения, сами молились подобно Ему. Распятие Свое Он называет чашею или по
причине успения, так как Он почил от него сном смертным, или потому, что оно
соделалось причиною нашего веселия и
спасения. Желает, да мимо идет чаша сия, или во свидетельство того, что Он, как
человек, естественно отвращается от смерти, как выше сказано, или потому, что
не желал, чтоб иудеи впали в такой тяжкий грех, за который должно было последовать
разрушение храма и гибель народа. Хочет, однако же, да будет воля Отца, дабы
и мы знали, что должно более повиноваться Богу, нежели исполнять собственную
волю, хотя бы природа влекла к противному. Или для того молился, да мимо идет
от Него чаша, чтоб не вменился иудеям грех,
подобно как и Стефан, научившись у Него, молился о побивающих его камнями, дабы
не вменилось им это в грех. 
Мф.26:40-41 – И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так
ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не
впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Поразив обличением, снова успокаивает
их, говоря: хотя дух бодр, но плоть немощна, а плотская немощь противится духу.
Не то, говорят, заповедует нам, чтоб мы были вовсе без напастей (напасти или
искушения доставляют венцы, а кто не искушен, тот и не венчается), но то, чтобы
напасть не поглотила нас, и чтоб
нам не попасть в чрево искусителя-врага, как некоего зверя, – вот о чем велит
молиться. Ибо кто побежден врагом, тот уже вошел в чрево его. 
Мф.26:42-44 – Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может
чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. И, придя, находит
их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошел опять и помолился
в третий раз, сказав то же слово. Учись, человек, непрестанно молиться в искушениях,
слыша, что и Господь многократно молился. Найдя их опять спящими, Господь, дабы
не оскорбить их, уже не стал обличать, но оставил их и пошел молиться в третий
раз, уверяя таким
образом в Своем человечестве, ибо число три есть знак истины и достоверности.

Мф.26:45-46 – Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите
и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников;
встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня. Показывая, что не имеет нужды
в их помощи, когда намерен был предаться. 
Мф.26:47-50 – И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел,
и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин
народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите
Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус
же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса,
и взяли Его. Посему бойся и ты, человек, чтоб не ослабеть и не отпасть, хотя
бы и был ты из ближайших к Иисусу!
Иуда подает знак отчасти потому, что была ночь, и они не могли распознать Иисуса;
особенно же потому, что пришедших взять Иисуса было не столько из простого народа,
сколько из числа слуг архиерейских, которые, может быть, и вовсе не знали Иисуса.
Ученик указывает им Учителя целованием. Зная человеколюбие Господа, он без зазрения
целует Его. И Господь терпит до самого последнего часа, желая привести его к
покаянию Своим долготерпением. Когда же он и этим не вразумился, тогда Господь
творит то, что они, как говорит
Иоанн, пали на землю, дабы хотя чрез падение познали силу Его. Но, безумные,
и после этого не уразумели Его. Тогда Он предал Себя им. Иуду называет Господь
другом в смысле укоризны за то, что он как будто друг дает Ему лобзание. Таким
образом изобличает его как льстеца.
Мф.26:51-54 – И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой
и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати
меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что
Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать
легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть? Извлекший нож
был Петр, как говорит Иоанн (Ин.18:10). А имел он при себе нож потому, что незадолго
пред сим закалал агнца, которого
ели на вечери. Мы не осуждаем Петра, потому что он поступил так, ревнуя не о
себе, а об Учителе. Впрочем, Господь, приучая его к Евангельской жизни, дает
наставление не употреблять меча, хотя бы и за Бога кто думал совершать мщение.
Отсечением уха Петр показывает, что иудеи болели непослушанием. Потом Господь
приводит изречение закона, что убийца, в возмездие, сам должен быть убит, ибо
закон говорит: кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека:
ибо человек создан по образу Божию – Быт.
9:6. А указывает этим на то, что иудеи, поднявшие на Него меч, будут истреблены
от меча римлян. Далее, не сказал – могу представить двенадцать легионов Ангелов,
но – могу умолить Отца Моего; так говорит, как человек, по Своей благопромыслительности,
ради немощи учеников. После того, как Он показал тогда в Себе много человеческого,
например: пот, страх, моление – Он не уверил бы, если бы сказал: Я сам могу представить
легионы Ангелов. Вместо двенадцати учеников Мне представил бы Отец, говорит Он,
двенадцать
полков Ангелов, если бы Я захотел (легион есть самый больший полк, состоящий
из шести тысяч всадников). Но всему этому надлежит быть, чтоб исполнились Писания,
предвозвестившие все сие. Впрочем, иудеи не потому злы, что предвозвестили о
сем Писания, но так как иудеи имели все это совершить по собственной злой воле,
то в Писаниях и изложено так пророками по внушению Духа Святого. 
[И.Л. – Господь останавливает Петра, несмотря на то, что он взялся за меч для
того, чтобы защитить самое великое, самое святое, что может быть в жизни человека
– Бога (читай «веру, церковь»). Но Христос его останавливает, угрожая и за это
возмездием. Иоанн Златоуст, толкуя это место Евангелия от Матфея, говорит, что
этими словами Христос запрещает войны, кровопролития, убийства. Но, чем дальше,
тем Церковь всё более откровенно благословляла войну, и в XIX веке митр. Филарет
Московский прямо говорит: «…бей врагов
Отечества». Между тем, христиане первых веков, а следовательно и Апостолы, относились
совсем не так, как современные православные патриоты. Так, во втором веке перешедший
в христианство философ Татиан считает убийство на войне так же недопусти¬мым
для христиан, как всякое убийство, а по¬тому почётный воинский венок считает
непри¬стойным для христианина. В том же столетии Афинагор Афинский говорит, что
христиане не только сами никогда не убивают, но и избегают присутствовать при
убийствах. В третьем сто¬летии
Климент Александрийский противопос¬тавляет языческим “воинственным” народам мирное
племя христиан. Но всего яснее выра¬зил отвращение христиан к войне знаменитый
Ориген. Прилагая к Христианам слова Исаии, что придёт время, когда люди перекуют
мечи на плуги, копья на серпы, он совершенно оп¬ределённо говорит: “Мы не поднимаем
оружия ни против какого народа, мы не учимся искус¬ству воевать, – ибо через
Иисуса Христа мы сде¬лались детьми мира”. Отвечая на обвинение Цельсом христиан
в том, что они уклоняются от
военной службы (так, по мнению Цельса, если только Римская империя сделается
хрис¬тианской, она погибнет), Ориген говорит, что христиане больше других сражаются
за благо императора, – сражаются за него добрыми дела¬ми, молитвой и добрым влиянием
на людей. Что же касается борьбы оружием, то совершен¬но справедливо говорит
Ориген, что христиане не сражаются вместе с императорскими войс¬ками и не пошли
бы даже в том случае, если бы император их к этому принуждал. Так же решительно
высказывается и Тертуллиан о
невозможности христианина быть воен¬ным. “Не подобает служить знаку Христа и
знаку дьявола”, – говорит он про военную службу, “крепости света и крепости тьмы.
Не может одна душа служить двум господам. Да и как воевать без меча, который
отнял Сам Господь? Неуже¬ли можно упражняться с мечом, когда Господь сказал,
что каждый взявшийся за меч от меча и погибнет. И как будет участвовать в сражении
сын мира”. “Безумствует мир во взаимном кровопроли¬тии, – говорит знаменитый
Киприан, – и убий¬ство, считаемое преступлением,
когда люди со¬вершают его поодиночке, и именуется доброде¬телью, если делается
в массе. Преступникам приобретает безнаказанность умножение ярос¬ти”. В четвертом
веке Лактанций говорит то же: “Не должно быть никакого исключения в запо¬веди
Божией, что убить человека всегда грех. Носить оружие недозволено, ибо их оружие
– только истина”. Если воин идет на войну с желанием убить, то он отлучается
наравне с умышленными убийцами на 20 лет (8 правило Василия Великого). Но уже
в четвертом веке ситуация меняется коренным
образом  – когда христианство стало государственной религией, то церковь оказалась
в неудобном положении: царь без убийства людей не может управлять государством,
а отлучая царя от причащения, можно испортить с ним отношения и лишиться покровительства,
– поэтому «поборникам целомудрия и благочестия» только робко советуется три года
не причащаться Христовых таин (13 правило Василия Великого), но и это правило
никогда не исполнялось, а войны стали прямо благословляться. Появляются должности
полковых священников,
а перед бойней служатся молебны; причем то же «благочиние» соблюдается и при
войне между собой христианских государств и княжеств. Убийство стало «благословенным»,
если убийца воюет на «правильной» стороне. Оставалась последняя преграда: воевать
строжайше запрещалось священникам и монахам (83 апостольское правило, 12 правило
I вселенского собора, 7 правило IV вселенского собора). Но со времен прп. Сергия
Радонежского стали говорить, что и монахам можно воевать «за Россию»; потому
что он, якобы, благословил
Пересвета и Ослябя воевать. Но, во-первых, нет ни одного исторического источника,
подтверждающего, что он их благословил воевать, а, во-вторых, если он даже и
благословил, то он подпадает под анафемы апостольских правил и вселенских соборов,
не говоря уже о Евангелии. И к XX веку православная церковь пришла уже к тому,
что стала благословлять убивать на войне «за Родину», несмотря на то, что ею
правит безбожная, людоедская советская власть, уничтожающая христианство. Итак,
мы видим, как далеко ушла в этом вопросе
православная церковь от Евангелия за двадцать столетий.]
Мф.26:55-56 – В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы
с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы
не брали Меня. Сие же всё было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики,
оставив Его, бежали. Показывает им безумное их предприятие и то, что взять Его
зависело не от их усилия. Когда Я был с вами в храме, говорит Он, вы хотели взять
Меня, но так как Я не попускал, то вы не могли удержать Меня. 
Мф.26:57-58 – А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались
книжники и старейшины. Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова;
и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец. Прочие ученики разбежались,
а Петр, при более горячем усердии к Учителю, издали шел за Ним. Хотя и Иоанн
шел же за Ним, но не как ученик, а как знакомый архиерея. 
Мф.26:59-60 – Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства
против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей
приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля. Отводят Иисуса к Каиафе,
так как он был архиереем в том году. Пробыли там целую ночь и прочие, не евши
пасхи, но дожидаясь, чтоб убить Господа, хотя и преступали закон тем, что не
ели пасхи. Тогда как Господь ел пасху в узаконенное время, – они пренебрегли
и законом, чтобы только убить
Господа. 
Мф.26:61-64 – И сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать
его. И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они
против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю
Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты
сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную
силы и грядущего на облаках небесных. Поистине, это были лжесвидетели! Ибо Христос
не говорил – могу разорить, но –
разрушьте; не сказал при том – церковь Божию, но – храм сей, то есть, тело Мое.
Опять, не говорил – созижду, но – воздвигну. И так явно, что это лжесвидетели,
приписывавшие Иисусу то, чего Он не говорил. Посему Христос, видя беззаконный
суд их, молчал, ибо тех, для коих неубедительны были знамения, как могли убедить
оправдания? Но архиерей, желая вовлечь Его в богохульство, продолжает спрашивать
льстиво, дабы осудить Его, как богохульника, если Он скажет: Я Сын Божий,  –
или же иметь Его свидетелем против Себя
Самого, если Он отречется от того. «Вот, с облаками небесными шел как бы Сын
человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему» (Дан.7:13). Так как
обвинители считали Его прелестником, принявшим на себя смиренный образ, то Господь
говорит им: увидите Меня тогда грядущим с силою и сидящим вместе с Отцом (силою
называет здесь силу Отца), грядущим не от земли, а с небес. 
Мф.26:65-66 – Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует!
на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! как вам кажется?
Они же сказали в ответ: повинен смерти. У иудеев был обычай раздирать одежду,
когда случалось что-либо невыносимое. Так и Каиафа, как будто бы по причине богохульства,
делал это в обольщение народа, чтобы показать, что Христос произнес страшное
богохульство, и этим заставить народ провозгласить Его повинным смерти. Впрочем
надобно знать, что
Каиафино раздрание одежды было знаком раздрания ветхозаветного архиерейства.

Мф.26:67-68 – Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по
ланитам и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя? Когда осудили Его,
тогда начали оказывать Ему всякого рода озлобления, и ругались над Ним, закрывая
лицо Его одеждою, как говорит другой Евангелист (Мрк. 14:65). Поелику Он признаваем
был за пророка, то поэтому враги так и ругаются над Ним. Слова – заушали Его,
значат: ударяли руками с пригнутыми пальцами или, проще, били кулаками. 
Мф.26:69-75 – Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала:
и ты был с Иисусом Галилеянином. Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю,
что ты говоришь. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит
бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. И он опять отрекся с клятвою, что
не знает Сего Человека. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру:
точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться,
что не знает Сего Человека. И вдруг
запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет
петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько. Одержимый чрезмерным
страхом, Петр забыл о своих обещаниях Учителю и покорился человеческой немощи,
как бы умерши от страха и не зная, что говорит. Пока он находился во дворе ослепленного
ума, то не плакал, потому что не имел чувства, но как скоро вышел из него, то
пришел в чувство.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.4133
Отписаться

В избранное