Анализ рынка просроченной задолженности населения за коммунальные услуги. Итоги 2013 года. Прогноз на 2014 год
Заголовок: Анализ рынка просроченной задолженности населения за коммунальные услуги. Итоги 2013 года. Прогноз на 2014 год
Компания: СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН
По аналитическим данным "СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН", по итогам 2013 года просроченная задолженность населения за поставленные коммунальные услуги в России достигла 259 млрд.рублей, за первый месяц текущего года данный показатель вырос еще на 3% и на 1 февраля 2014 года достиг 267,25 млрд.рублей.
За прошедший год просроченная задолженность за ЖКХ выросла на более чем 27% (01.01.2013 г.-181 млрд.рублей, 01.02.2013 г. - 182,9 млрд.рублей).
На объемы задолженности в регионах Крайнего Севера большое влияние оказывают миграционный фактор и накопленная коммунальная задолженность прошлых периодов. Эти регионы пережили и переживают серьезный отток постоянного населения в регионы с более благоприятным климатом и мегаполисы. А долги так и повисают "мертвым грузом".
Стоит также отметить, что долги граждан за коммунальные услуги занимают 2 место в "долговом" top-листе России: так на 1 месте по сумме долга находятся банковские займы (по итогам прошлого года - 440,3 млрд. рублей), на 2 месте - ЖКХ, на 3 месте - ипотечные кредиты (40,5 млрд. рублей), на 4 месте - МФО (17,6 млрд. рублей).
По данным "СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН" причиной уже традиционного роста уровня просроченной задолженности населения за коммунальные услуги стало сразу несколько совокупных факторов:
1. Низкий уровень платежной дисциплины
В отношении коммунальных услуг у россиян сформирована четкая позиция, которая руководствуется принципом: "платить в последнюю очередь или не платить вообще". Такие настроения подогреваются сохранившимися еще с советских времен лозунгами, что все ресурсы - это общее достояние, поэтому платить необязательно. Кроме того, зачастую цена и качество предоставленных услуг не сопоставима, что приводит к нежеланию потребителей их оплачивать.
2. Ежегодный рост тарифов
На протяжении последних нескольких лет тарифы за коммунальные услуги стремительно растут, в несколько раз опережая темпы роста уровня инфляции в стране.
Из графика отчетливо видно, что темпы роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги в 1,5 раза опередили инфляцию по итогам 2013 года.
3. Низкий уровень доходов граждан, безработица
Рост просроченной задолженности за коммунальные услуги в том числе связан с низким доходом населения и безработицей.
В 2013 году уровень безработицы составил 5,8%. По прогнозам Министерства экономического развития в этом году ситуация еще более ухудшится и показатель достигнет 6%, то есть это еще более 100 тысяч безработных.
Не лучшим образом складывается ситуация и с доходами населения. Реально располагаемые доходы населения по итогам 2013 года выросли всего на 3,3%, в 2012 - на 4,4%. На сегодня средняя зарплата по стране не превышает 26,6 тысяч рублей, причем на долю россиян, чьи доходы составляют не более 25 тысяч рублей, приходится 77%.
Если смотреть на данные, то из года в год именно жилищно-коммунальные платежи остаются одной из самых заметных статей расходов жителей нашей страны. К примеру, по итогам 2012 года на услуги ЖКХ приходилось больше 9% всех трат, в 2013 году - уже 11,5%.
Безусловно, отдавать столь существенную часть доходов на оплату коммунальных услуг большинству населения страны довольно тяжело, а порой нереально.
Сравнивая ситуацию в странах ближнего зарубежья с российской, важно отметить, что, например, в Белоруссии данный показатель не превышает - 3,5%, на Украине - 10%, в Казахстане - 5%.
По прогнозам аналитиков "СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН" коммунальная задолженность населения в ближайшее время будет увеличиваться. Учитывая макроэкономические показатели и финансовую ситуацию в стране (безработица, рост долга по заработной плате и т.д.), уровень задолженности по итогам года вырастет более чем на 15%.
Заместитель генерального директора по маркетингу и продажам "СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН" Елена Терехова: "Профессиональное взыскание задолженности в сегменте ЖКХ становится все более востребованным продуктом. Коллекторские агентства сегодня готовы предложить компаниям данной отрасли использовать в работе самый прогрессивный инструмент, основу которого составляет мощная программно-техническая база и квалифицированный кадровый персонал. Ведь при профессиональном взаимодействии с неплательщиком коммунальных
услуг необходимы анализ его финансового положения и причин задолженности, поддержка регулярности контактов и при необходимости корректировка долга. Эффективность работы коллекторских агентств достигает более 90% на досудебном этапе".