Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


Информационный Канал Subscribe.Ru

Голос и Успех

Секреты Постановки Голоса
Самые последние достижения в области постановки, развития и восстановления голоса. Дистанционный курс обучения.

www.Bagratid.com - Центр Постановки Голоса

Форум Багратид

Статьи

Автор Багрунов В.П

 

 

29 сентября 2003 г. Выпуск 8

"Работа - лучший способ наслаждаться жизнью"-
КАНТ ИММАНУИЛ (1724-1804 г.г.)

 

Загадка. "Хочу иметь ребенка от этого тембра".О ком идет речь?

 

 

Предыдущая рассылка, посвященная влиянию голоса матери на психику новорожденного явилась своего рода указателем направления ближайших выпусков. А именно: ближайшие пять-шесть выпусков будут посвящены важнейшим проблемам использования скрытых резервов в онтогенезе человека.
Термин онтогенез, расшифровывается очень просто: онто по-латыни - один, генез (или генезис)- развитие. Если проще, то речь идет о развитии психики на протяжении всей жизни человека. В самой онтопсихологии выделяют многочисленные ее ответвления, связанные с периодизацией жизни. Перинатальная психология является тому прямым доказательством. Человеческая жизнь начинается с момента зачатия, а не с момента появления на свет. В некоторых странах возраст человека так и определяется: с момента зачатия. Это не плохо бы знать всем будущим мамам. Курящая, а тем более пьющая будущая мама - настоящая преступница не только по отношению к своему будущему ребенку, но и по отношению ко всем нам. Это из нашего кармана пойдут деньги на лечение ее ребенка. Не знаю статистики (она закрытая), но по этой причине государство теряет огромнейшие суммы.
Итак, вернемся к рассматриваемой проблеме: онтогенезу человека. Вот он появился на свет. Первое, что говорит о том, жив он или нет, - это его голос. При появлении на свет единственная психическая функция, которая дана в готовом виде - это голос. На этом необоримом факте и построена моя теория голоса. Кстати, все теоретики замалчивают этот факт. Происходит явная нестыковка: ребенка нигде не учили, а он орет сильнее, чем его мамаша, например, закончившая консерваторию. О голосе мы уже говорили и будем еще говорить, а здесь мы коснемся другой важнейшей проблемы. Когда ребенок родился, то первое, что хотят узнать родители, родственники и друзья, так это кто родился? Мальчик или девочка? Если этот вопрос так интересует всех, то спрашивается в задачнике, как любил говорить один из моих заказчиков: неужели из этого ничего не следует. Итак, мы соприкасаемся с одной из самых животрепещущих проблем современной науки и общества - проблемой психических различий полов. Самый свежий пример. Сегодня по радио услышал, что против бывшего кандидата на пост губернатора Санкт-Петербурга Сергея Беляева может быть заведено уголовное дело по причине использования половой принадлежности в своей рекламе на пост губернатора. Содержание его основной рекламы ГУБЕРНАТОР - МУЖСКАЯ РАБОТА, по мнению депутата законодательного собрания Натальи Евдокимовой, единственной женщины в нем, противоречит одной из статей конституции, где установлено равенство полов в... Точной формулировки не помню, но касается, в том числе и избирательного права. С этой проблемой я столкнулся в 1965 году, будучи студентом второго курса.
Прежде, чем коротко изложить того, каким образом мне удалось выйти на эту глобальную проблему, хочу напомнить один очень важный афоризм. Не знаю, кто первый высказал эту гениальную мысль: "Научить нельзя, можно научиться". Я под этим понимаю, прежде всего, то, что книжные знания, если они не подкреплены жизненным опытом, ничего не стоят. Статья Вигена Артаваздовича Геодакяна "Два пола, зачем и почему?" опубликованная в 4 номере журнала "Наука и жизнь" за 1965 год возможно и осталась бы просто статьей с красивыми рассуждениями, если бы эти мысли не коснулись меня лично. Мне было 20 лет и проблема пола, как и для многих моих друзей-сверстников, была животрепещущей. В это время я был страстно влюблен в свою сокурсницу Женю Бушурову, которой я помогал в учебе и науке. Не буду описывать всех перипетий несостоявшегося романа и альянса, но для меня это чуть не обернулось трагедией. Причин метаморфоз происходивших с нами я понять тогда не мог. Самое интересное, что на лекциях по психологии нам нигде не говорили о мужском и женском начале. Иначе, психология была бесполой, впрочем, как и сейчас. И в это время я читаю статью В.А.Геодакяна и понимаю, что это фундаментальнейшая научная проблема охватывающая все уровни жизни. Таким образом, главной причиной занятий этой проблемой явилось решение своих личных проблем. Когда я увидел эти проблемы в глобальном, эволюционном плане, то их острота ушла на второй план. Научные поиски оказались своего рода психотерапией. Поэтому считаю, что знание и главное понимание природы половых различий должно быть таким же знанием, как и знание законов арифметики. По отношению к себе скажу, что эти знания повернули мою жизнь в явно лучшую сторону. Думаю, что не попадись мне в 1965 году статья В.А.Геодакяна, моя судьба была бы совершенно иной. Итак, в чем суть проблемы? С формальной стороны считается, что оба пола равны. Но тогда для чего существуют два пола? Если говорить, что для размножения, то это не верно. У природы есть еще два способа размножения. Первый, хорошо всем известный - почкование (все растения так размножаются), второй - менее известный - гермафродитный, который обеспечивает большую генетическую комбинаторику, чем половой способ размножения. Таким образом, традиционные объяснения не работают. В.А.Геодакян, будучи по первому образованию не биологом, а инженером, и поэтому не запудренным теорией Дарвина, предложил совершенно иное объяснение природе возникновения полов. Он теоретически доказал, (а я на психологическом материале подтвердил) что, роль мужского пола сводится к поисковой функции в самом широком смысле, а роль женского пола к сохранению результатов этого поиска. В психологическом плане это подтверждается всем опытом человечества. Например, вязание изобрели мужчины, а вяжут женщины. Все то же самое относительно любых изобретений и новаций. Вывод теории: там, где неопределенность, поиск, риск, гениальность- там несомненное преимущество мужского пола. И, напротив, все, что связано со стабильностью, покоем, средним уровнем достижений - все это прерогатива женщин. В 1981 году после защиты кандидатской диссертации на эту тему из минвуза под меня была спущена пятилетняя тема, о соотношении половых и типологических различий в психике человека. Эту тему я хотел превратить в докторскую диссертацию, но …не дали.
(Удивляюсь, как еще сумел защитить кандидатскую. Предстояло преодолеть неимоверное сопротивление. Достаточно сказать, что было три предзащиты. Очевидно, противники почувствовали, что этой борьбы им не вынести. Они же не знали благотворного влияния пения!) Суть выводов работы в том, что типологические различия существенно перевешивают половые и однозначных выводов по принадлежности к тому или иному полу в традиционных видах деятельности делать нельзя. Иначе: нет только мужских или только женских видов деятельности. Однако эволюционные тенденции полового диморфизма (научно принятый термин, олицетворяющий половые различия) доказанные теорией Геодакяна не должны игнорироваться обществом. Надо отметить, что проблема эта была поставлена еще в Древней Греции философом Ксенофонтом, который писал, что природе мужчине соответствует все то, что находится вне дома (война, охота), природе женщины все то, что находится внутри дома (семья, хозяйство). По этой традиции человечество жило до промышленной революции произошедшей в конце 19 века, и живут на Востоке до сих пор. Женщины потребовали равной оплаты за равный труд. Возникло движение за эмансипацию женщин. Одной из реакцией на эти движения явилась книга Отто Вейнингера "Пол и характер". В этой книге он показал, что нет абсолютного мужчины и женщины. Каждый из нас, будучи мужчиной или женщиной несет в себе какой-то процент противоположного пола. Многочисленными примерами он обосновывает мысль, что выдающиеся женщины, в числе которых и поборницы эмансипации, это те женщины, в которых велик процент М (мужского начала). Дополнительный резонанс этой книге дал трагический конец 24 -х летнего автора. Беспрерывно работая над книгой в течение 10 месяцев, он истощил свою нервную систему, и вскоре после выхода книги застрелился. В это же время известный французский философ и психолог А.Фулье обосновывает мысль, что человечеству грозит вырождение и самоуничтожение, если оно будет игнорировать природные особенности полов. На этой интеллектуальной волне проходила моя борьба за живучесть этой никому не нужной на факультете теме, а занятие пением способствовали моей собственной живучести. Обе составляющие позволили мне обрести духовную свободу, не знающую преград ни во времени, ни в пространстве.
Теперь чисто практические выводы из сказанного. Каких принципов придерживаться в воспитании мальчиков и девочек?
По отношению к мальчикам надо придерживаться принципа, что пусть ищут то, к чему у них лежит душа. Ни в коем случае не надо насиловать сам процесс поиска. В возрасте 4-6 лет надо сделать пробу шахматами. Если ребенок проявит интерес, то постараться не дать этому интересу погаснуть. Для этого можно найти шахматные руководства для родителей. Мальчишек не надо искусственно ограждать от контактов со сверстниками. Главная задача - чтобы мальчишка нашел себе занятие по душе в одной из трех сфер: спорт, искусство, интеллектуальные занятия. Этому отвечают три главных составляющих человека: физическое, эмоциональное, интеллектуальное начало. Сделав выбор в одном направлении, как главном, нельзя забывать, что результаты в выбранной сфере деятельности не будут высокими, если они не будут подкреплены развитием других сфер. Пример из шахмат. Добиваются высоких результатов в шахматах только те шахматисты, которые всегда находятся в отличной физической форме и эмоционально устойчивы. Выдающийся наш хоккеист Ларионов, который и в 41год не теряет своей формы, прозван профессором и у нас и в Канаде, где он уже играет более 10 лет. Его главная отличительная черта - умение мыслить.
Тоже самое можно сказать и о Владиславе Третьяке, непревзойденном хоккейном вратаре всех времен. Примеры эти можно продолжить. В этом ряду будут Пеле, Яшин, Шахлин, Тер-Ованесян, Бодров (трое последних - олимпийские чемпионы) и др. Все они были гармонически развитыми личностями. В следующем выпуске речь пойдет о путях для девочек.


ПРАКТИКА
Повторение упражнений из выпуска 7.

 


Цикл 2 Интонирование (суть голоса)


В этих упражнениях мы должны сделать следующий шаг в формировании психоакустической модели извлечения звука. Именно теперь, когда мы разобрались в самом главном - в том, что звук не связан с физическими усилиями, - мы должны сделать важный шаг в развитии своего голоса. Это произойдет, если мы научимся поднимать тон также без физических усилий, как это мы делали при выработке примарного тона. Еще раз напоминаю о главном: во время упражнений мы думаем не о голосе, пускай он будет еле-еле слышным, а об открытии " второго рта", о расслаблении произвольной мускулатуры тела - и о малом, поверхностном дыхании. Только это поможет сформировать правильную, психоакустическую модель голоса. В дальнейшем голос будет вас слушаться и откликаться на любой ваш приказ: быть громоподобным или нежнейшим, как пушинка, и не теряющим тембральных красок.
Прежде чем начать упражнения по выработке навыка интонирования, напомню 3 положения органов речи (два подготовительных и одно основное).
1-е подготовительное положение: рот закрыт." Второй рот" открыт (опущена гортань). Одна рука на груди, вторая рука (ладонь) на голове. При этом положении происходит идеальное соединение грудного и головного резонаторов. Дыхание (придыхание) - во "второй нос".
2-е подготовительное положение', рот полузакрыт (зубы сомкнуты, губы разомкнуты и активны, голос звучит сквозь зубы). "Второй рот" открыт (опущена гортань). Дыхание (придыхание) - во "второй нос". В этом случае голос очень близок к естественному. Внимание сосредоточено на недопущении физического напряжения во всём теле.
3-е основное положение', рот открыт (губы разомкнуты, зубы разомкнуты, но так, что мизинцу не пролезть), "второй рот" открыт (опущена гортань). Дыхание (придыхание) - во "второй нос". Рука на груди. Во всех трёх положениях попытайтесь почувствовать разницу в вибрационных ощущениях в груди.
Урок начинаем с упражнений по открытию "второго рта" -1-2 мин. Затем выполняем упражнения по установлению примарного тона - 2-3 мин. После этого приступаем к третьему уроку.
Упражнения в интонировании. Минимальное время выполнения каждого упражнения - 1 минута.
Напоминаю, что все упражнения начинаются с легкого вдоха во "второй нос" и делаются всегда в трех положениях рта в указанной последовательности: закрытый, полузакрытый, открытый. Для того чтобы эффект от упражнений этого и последующих уроков был наибольшим, необходимо включить наше воображение. Надо представить себе, что вы находитесь в клинике, в больничной палате, и ваша челюсть забинтована так, что вы можете издавать только звуки. Всё ваше тело расслаблено. Вы хотите пить, и вам надо подозвать медсестру.
Общие правила при выполнении этих упражнений: ,
темп упражнений - удобный для вас. Постепенно увеличивайте продолжительность звука. Это очень полезно во многих отношениях. Во-первых, лучше закрепляется навык, во-вторых, вам самим будет приятно ощущать вибрации в груди, а затем и во всем теле и, в-третьих, это полезно для здоровья.
начинаем все упражнения с примарного тона, с фундамента голоса. Примерно половина времени уходит на примарный тон, другая половина на упражнение. Запустили примарный тон, удостоверились, что нет напряжений, все идет легко и только после этого начали выпонять основное упражнение. Делается это для того, чтобы сохранялась преемственность от усвоенного к новому.
Упражнение 1. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта. Одиночный сигнал. Стон-просьба (звук, похожий на нечто среднее между "а-а" и "о-о"): одна рука на груди, другая выполняет жест, смысл которого: "Подойдите!".

Результаты московского тренинга 20-22 сентября 2003 г.

Участвовало 4 человека: 3 дамы (возраст 29 ,36,44 года) и мужчина 62 лет.
Отзывы: Считаю, что в моем голосе произошли следующие изменения:
1.Оксана Л.: голос стал сильнее, объемнее, спокойней, исчез свист во многих буквах.
Появилась представительность, прочность. Впечатление, что в меня вмонтировали оргaн в область груди. Маленький, но сильный.
Спасибо за прекрасное начало. Подпись.
2.Татьяна З.:голос стал увереннее, более размеренный, чуть объемнее. Подпись
3.Ирина Б. Голос стал глубже и объемней, обрел более размеренные интонации. Подпись
4Александр К.: улучшилась дикция, речь стала более уверенной, медленней, появилось внутреннее звучание, стало больше выразительности, плавности, объема.
В пении: до занятий нельзя назвать даже пародией (очень плохо!!!).
После занятий, по крайне мере стал попадать в музыку. Улучшение явное. Спасибо. Подпись

Первый отзыв принадлежит украинке, проживающей в Стамбуле (Турция), которая для осуществления своих певческих планов собирается продолжить занятия.
Предварительно она дала согласие на участие в 40-часовом 8-и дневном тренинге, который, надеюсь, состоится в конце декабря с.г. в Египте.
В тренинге будет участвовать не более 8 человек. Режим работы: 2 часа в первой половине дня и три - во второй.
Главным критерием отбора кандидатур на этот тренинг будет дата получения заявки на мой эл. адрес: voice@bagratid.com (предложения начали поступать)
Стоимость тренинга будет обсуждена в рабочем порядке.


О НАСУЩНОМ

 

Внимание! Вводится новое правило участия в московских тренингах Гарантируется участие только тем, кто не позднее, чем за десять дней до проведения тренинга, сделает аванс в 2500 рублей. По желанию участника для получения аванса из Центра выезжает курьер.

Расписание проведения тренингов в Москве в ноябре 2003 года

Тренинг "Голос Клеопатры" состоится 15-17 ноября с.г.
В нем могут принять участие дамы прошедшие речевой тренинг. Для них этот тренинг
будет проходить 16 ноября с 16.00. до 20.00. и
17 ноября с 12.00. до 20.00. Это будет работа только с новым текстом. Соответственно цена уменьшается в 2 раза и составит 150 евро. Две участницы сентябрьского тренинга дали предварительное согласие на участие в ноябрьском тренинге. Поэтому если они во время сделают 50% процентную предоплату, то останется только одно место.

На основной 3-х дневный тренинг "Голос Клеопатры" остается два места.
Тренинг "Голос и Успех. Распетая речь" состоится 29-30 ноября - 1 декабря с.г.

Тренинг "В Новый год с новым голосом!" Египет, середина или конец декабря 2003 г.40-часовой 8-и дневный тренинг. В тренинге будет участвовать не более 8 человек.

Режим работы: 2 часа в первой половине дня и три - во второй.
Главным критерием отбора кандидатур на этот тренинг будет дата получения заявки на мой эл. адрес: voice@bagratid.com (предложения начали поступать)
Стоимость тренинга будет обсуждена в рабочем порядке.

Мое выступление "Голос - логос жизни" на факультете психологии СПбГУ с
демонстрацией переносится на 2 октября. Уточнение по телефону психологического общества

305-06-42


В Питере занятия проходят в ДК 1-ой Пятилетки, 7 подъезд, 3 этаж, 33 класс.
Участвуют 4 человека.
Следующая группа из 4-х человек начнет занятия в конце ноября. Цена занятий
определится на презентации.
Запись voice@bagratid.com

Будьте в голосе!

Владимир Багрунов


 

Почтовый ящик проекта: voice@bagratid.com

Copyright (с) Международная психоакустическая шаляпинская школа Багратид, 2001-2003 г

Полная и частичная перепечатка материалов рассылки разрешается
только с разрешения автора и указанием адреса сайта www.bagratid.com.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться

В избранное