Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


Информационный Канал Subscribe.Ru

Голос и Успех

Секреты Постановки Голоса
Самые последние достижения в области постановки, развития и восстановления голоса. Дистанционный курс обучения.

www.Bagratid.com - Центр Постановки Голоса

Форум Багратид

Статьи

Автор Багрунов В.П

Выпуск 7.
25 сентября 2003 г. "Ни одного великого деяния не совершено нерешительными, желающими действовать лишь наверняка" - Морисон Свет Марден "СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ".

Предыдущие 6 выпусков являлись своеобразной прелюдией к изложению основного материала рассчитанного на достаточно продолжительный срок.
По форме это будет рассуждение вслух. То есть, я постараюсь в простой форме изложить то, что, на мой взгляд, представляет практический интерес для каждого человека. Ведь речь идет о скрытых резервах нашей психики, а это будет всегда актуально. Поскольку в настоящее время моей самой сильной стороной является знания и умения в области голоса человека, то в первую очередь будет излагаться материал связанный с этой проблематикой. Однако это не значит, что другие методы не будут обсуждаться.
Мы начали с проблем спорта, частности футбола и шахмат. К спорту мы еще будем возвращаться, так как это идеальная модель для доказательств эффективности того или иного метода.
Сегодня начнем с самого начала зарождения жизни. Есть такая новая наука, находящаяся на стыке психологии и акушерства. Это перинатальная психология. Она занимается поиском методов воздействия
на психическую сферу будущего новорожденного. Несколько обстоятельств благоприятствовали моему вхождению в эту научную область.
Главным благоприятствующим фактором являлось то, что институт акушерства и гинекологии ведущее медицинское учреждение в этой области в СССР, а теперь в России находится на одной территории с Петербургским университетом. Сам институт и снаружи, а особенно изнутри вызывает чувство фундаментальности подхода к проблеме появления на свет человека. Все сделано капитально и на века. Попасть туда на роды - великая привелегия для любой роженицы. Мало кому известно, что его основатель немец Отто, чье имя и носит институт, в свое время в Германии заказал для своего детища великолепный орган, который был установлен в одном из помещений института. Слушание музыки исполняемом на этом органе, по гипотезе Д.О.Отто, являлось важнейшим фактором улучшения состояния беременной и его будущего ребенка. Это новшество приказало долго жить после смерти основателя института. Поскольку орган был лучшим по звучанию в городе, то он был передан филармонии, где до сих пор и находится.
Кроме этих факторов приведших меня в институт Д.О.Отто был интерес к этой проблеме, возникший в начале 70-х годов вызванных сенсационной статьей "Дети по Хейнсу" опубликованной в журнале "За рубежом". В ней рассказывалось, что в Южно-Африканском союзе врач-акушер Хейнс для облегчения родов применял обыкновенный пылесос и… Итак, по порядку. На последних месяцах беременности своим пациенткам с помощью пылесоса он уменьшал внутри брюшное давление. Точной технологии этой процедуры в этой популярной статье естественно не описывалось. Делалось это для облегчения родов. Упор сделан на неожиданных последствиях всего этого. Оказалось, что дети, рожденные от мам прошедших эту процедуру развивались и физически и психически непостижимо более быстрыми темпами, нежели их сверстники, рожденные без этой процедуры. По памяти тридцатилетней давности сообщу, что годовалые показывали результаты трехлетних, а трехлетки - семилетних. Тогда я придумал объяснение, которое впервые публикую.
Дело в том, что головной мозг развивающегося человеческого плода по эволюционным причинам занимает основной объем в теле матери. Возникает эволюционное противоречие между развитием новых и старых структур. Мозг -новая структура, таз - старая структура. Можно сказать, что эволюция человека в существенной мере зависит от ширины таза матери. Эту идею я подсмотрел у писателя фантаста Ефремова в его романе "Лезвие бритвы". Советую всем прочитать: много психологических находок можно там найти. Итак, эволюционно объем мозга у человека развивается быстрее, чем тазовые кости у женщины. Именно поэтому идеалом женской красоты, по Ефремову являются широкозадые женщины, а не худосочные. Именно поэтому, статистика говорит, что самые талантливые дети рождались в многодетных семьях и были в числе последних детей. На эту же гипотезу работает и статистика недоношенных детей. Рожденные на месяц раньше и не испытавшие губительного давления на мозг дети становились очень часто выдающимися людьми. Здесь яркий пример в лице Наполеона. В описываемые времена все эти идеи я укладывал в развиваемую мною теорию половых различий в психике человека, которую в 1981 году защитил, как кандидатскую диссертацию.
На проблему влияние голоса на психику новорожденного я вышел довольно неожиданно.
В декабре 1995 года я участвовал в межрегиональной конференции посвященной творческой РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ.
Как водится, после мероприятия был банкет, на котором я познакомился с профессором института Д.О.Отто Барановым. В дальнейшем он состыковал меня с зав. родильным отделением профессором В.В. Абрамченко. В.В.Абрамченко понравились мои идеи. Более десятка раз я появлялся в этом институте, но кроме нескольких занятий с роженицами ничего пробить не удалось. Выступил пару раз на конференциях и провел 10 часовой курс с тремя акушерками из Перми. После того, как я убедился в неподъемности проблемы, хотя вложений она никаких не требует (научить медсестер фразе баю-баю-баю-бай, чтобы они научили этому будущих мам), я прекратил это дело. На выходе осталось три публикации, с которыми я и хочу вас познакомить. Собственно, ради этого и было столь длинное предисловие.


В.В.Абрамченко, В.П.Багрунов

Первый опыт применения новой психоакустической технологии беременными
с целью положительного влияния на психическую сферу будущего
новорожденного

НИИ акушерства и гинекологии им. Д.О.Отта, РАМН,
Инновационное предприятие "Багратид", г. Санкт-Петербург
Роль голоса в изменении состояния собственного организма и состояния слушателя не требует доказательств. В наибольшей степени это относится к певческому голосу. Во все времена наибольшей известностью, популярностью,доходящей до фанатического преклонения, пользовались люди, умеющие петь.Несомненно,что слушатели, стремившиеся попасть на спектакли и концерты своих кумиров, кроме эстетического,получали и мощный психотерапевтический эффект.Этот феномен был взят на вооружение психотерапией, точнее, её разделами - музыко - и вокалотерапией, которые являются не только лечебными, но и профилактическими методами современной медицины.
Вокалотерапия (пение), являясь активным методом музыкотерапии, особенно показана,по мнению одного из немногочисленных отечественных вокалотерапевтов
Брусиловского Л.С.(1979), больным с фобиями,ананкастам, депрессивным, заторможенным, эгоцентричным пациентам, лицам, страдающим функциональными расстройствами внутренних органов, бронхиальной астмой, головными болями.
Успокаивающее воздействие материнского пения на состояние новорожденного также хорошо известно. Выдающееся значение материнского пения на формирование своей психики отмечает великий русский певец Ф.И.Шаляпин. Смеем предположить, что имевшаяся в течение многих веков культура пения в России являлась своего рода эффективным профилактическим средством в поддержании здоровья нации и утеря этой певческой традиции имеет глубокие негативные последствия как для здоровья населения ,так и для нравственного климата в обществе. Именно эти соображения позволяют нам предположить, что возрождение певческой культуры общества необходимо возрождать через приобщение к ней в первую очередь будущих матерей, как кровно заинтересованных в профилактике возможных заболеваний своего будущего ребенка.Таким образом,частная проблема профилактики заболеваний и положительного влияния собственного голоса матери на психическую сферу новорожденного перерастает в глобальную общенациональную проблему духовного и физического совершенствования общества.
Вот первые наши опыты в этом направлении. С декабря 1999г. по февраль 2000г. нами проведено обучение 14 беременных со сроками 38-40 недель(4 группы по 2 человека и 2 группы по 3 человека).
Первоначально проводилось по два занятия, с перерывами между занятиями не более одной недели. Затем, убедившись в хорошем усвоении методики за одно занятие, было решено о возможности обучения за одно занятие. Таким образом, оптимальным мы считаем однократное занятие с двумя пациентками в течение 30 минут.
Занятие начинается с установления доверительной атмосферы, после чего следует изложение аргументов о важности того, чему они будут обучены для здоровья новорожденного, перспективах его психофизического развития в ближайшее и более отдаленное время и возможностей самой матери. Этот предварительный этап занимает до 5 минут. В дальнейшем в самой доходчивой форме мы знакомим с теоретическими основами методики.
В общем виде выдвинутая нами в 1994 г. нейро-бронхиальная гипотеза порождения звука человеческого голоса выглядит следующим образом - звук человеческого голоса порождается в глубинах трахеобронхиального дерева. Источником звука является воздух, приводимый в колебательное состояние мембранозной частью (мембраной) бронхов и трахеи. Колебание мембраны осуществляется с помощью гладкой мышечной системы, иннервируемой вегетативной нервной системой, в свою очередь регулируемой центральной нервной системой (психикой).При этом голосовые связки(складки) осуществляют лишь частотную регуляцию звука.Таким образом, каждого из нас природа одарила своеобразным инструментом наподобие органа.
Будущие матери с интересом воспринимают этот материал, так как главными доказательствами являются факты, им хорошо знакомые, и которыми они непременно столкнутся, как только появится на свет их родное чадо. Этим бесспорным фактом является факт хорошо поставленного голоса у новорожденного. Мы объясняем причины этого феномена, связываем это с общебиологическими и эволюционными процессами, объясняем, почему и в каком возрасте этот феномен природной постановки голоса начинает пропадать и что необходимо предпринять, чтобы эта природная постановка голоса не пропала. Будущим мамам интересно узнать,что после появления на свет их дитя в течение не менее двух лет будет являться идеальным демонстратором природной постановки голоса и мать, если захочет преуспеть в деле улучшения всех характеристик своего голоса, должна подражать в звукоизвлечении своему ребенку, а затем, когда этот процесс пойдет на убыль, за счет формирования в психике физической модели громкости звука. Она должна обучить его тем же приемам звукоизвлечения, которым была обучена на наших занятиях. Эта теоретическая часть длится около 10 минут.
За почти пятилетний срок работы нашего психоакустического центра показано, что сравнительные магнитофонные записи, документально оформленные отзывы, большая статистика (более 150 обученных, ни одного отрицательного результата) свидетельствуют,что через 6-10 занятий(2 - 5 недель) у обучающихся улучшаются все характеристики голоса, наблюдалось исчезновение заикания у ученицы, многие годы страдавшей от этого недуга, наблюдалось улучшение слуха, в том числе и музыкального, экспериментально доказано улучшение самочувствия после часовых занятий (методика Спилбергера-Ханина) и, самое главное - большинство обучающихся в отзывах отмечают, что овладение методикой позволяет им осознать безграничные возможности своего голоса и понимание того, что дальнейшее развитие этих возможностей зависит только от их стремления и настойчивости.
После этого сразу приступаем к обучению. Обучение занимает не более 15 минут. Упражнения не вызывают никаких неудобств, ни в физическом, ни в психологическом плане. Заканчивается занятие закреплением навыков путем многократных повторений. По окончании практического занятия пациентки самостоятельно демонстрируют усвоение пройденного путем напевания простейшей колыбельной; но вместо текста песни пропевают:"баю-баю,баю-бай" (на мелодию "баю, баюшки-баю, не ложися на краю. Придет серенький волчок и ухватит за бочок").
Многие граждане России с чувством благоговения вспоминают эту колыбельную, так как все то, что связано с первыми годами жизни, окрашено в самые яркие цвета и хотелось бы верить, что в возрождении России не последнюю роль может сыграть возврат к традициям, среди которых важное значение принадлежит певческой культуре,которая,как известно,"впитывается с молоком матери"
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В.В.Абрамченко, В.П.Багрунов
Мать и дитя - идеальный вокальный дуэт.
НИИ акушерства и гинекологии им. Д.О.Отта, РАМН,
ООО "Багеон" г. Санкт-Петербург

Роль голоса в изменении состояния собственного организма и состояния слушателя не требует доказательств. Этот феномен был взят на вооружение психотерапией, точнее, её разделами - музыко - и вокалотерапией, которые являются не только лечебными, но и профилактическими методами современной медицины.
Успокаивающее воздействие материнского пения на состояние новорожденного и организма, находящегося в пренатальном состоянии также хорошо известно. Выдающееся значение материнского пения на формирование своей психики отмечает великий русский певец Ф.И.Шаляпин. Смеем предположить, что имевшаяся в течение многих веков культура пения в России являлась своего рода эффективным профилактическим средством в поддержании здоровья нации, и утеря этой певческой традиции имеет глубокие негативные последствия, как для здоровья населения, так и для нравственного климата в обществе. Именно эти соображения позволяют нам предположить, что возрождение певческой культуры общества необходимо возрождать через приобщение к ней в первую очередь будущих матерей, как кровно заинтересованных в профилактике возможных заболеваний своего будущего ребенка. Таким образом, частная проблема профилактики заболеваний и положительного влияния собственного голоса матери на психическую сферу новорожденного перерастает в глобальную общенациональную проблему духовного и физического совершенствования общества. Это предположение основывается на многолетних исследованиях природы голоса одного из авторов и практической деятельности центра развития голоса инновационного предприятия "Багратид" на протяжении последних семи лет. В общем, виде выдвинутая нами в 1994 г. нейро-бронхиальная гипотеза порождения звука человеческого голоса выглядит следующим образом Звук человеческого голоса порождается бронхиальной системой человека (как и во всем животном мире). Источником звука является воздух, приводимый в колебательное состояние мембранозной частью (мембраной) бронхов и трахеи. Колебание мембраны осуществляется с помощью гладкой мышечной системы, иннервируемой вегетативной нервной системой, в свою очередь регулируемой центральной нервной системой (психикой). При этом голосовые связки (складки) осуществляют лишь частотную регуляцию звука. Таким образом, каждого из нас природа одарила своеобразным инструментом наподобие органа.
Заметим, что гениальный А.С.Пушкин, умевший одним словом выразить суть явления, называл человеческий голос - органом (ударение на первом слоге). Возможно, это название им дано и по ассоциации звучания хорошо поставленного голоса с органом (музыкальном инструментом). Известно, что голоса выдающихся драматических актеров (К.Варламов, В.Давыдов) и певцов (М.Баттистини, Ф.Шаляпин) называли "голос - оркестр".
Вот первые наши опыты в этом направлении. С декабря 1999г. по февраль 2000г. нами проведено обучение 14 беременных со сроками 38-40 недель(4 группы по 2 человека и 2 группы по 3 человека).
Первоначально проводилось по два занятия, с перерывами между занятиями не более одной недели. Затем, убедившись в хорошем усвоении методики за одно занятие, было решено о возможности обучения за одно занятие. Таким образом, оптимальным мы считаем однократное занятие с двумя пациентками в течение 30 минут.
Занятие начинается с установления доверительной атмосферы, после чего следует изложение аргументов о важности того, чему они будут обучены: 1.для облегчения родов, 2. здоровья новорожденного, 3.перспективах его психофизического развития и 4.возможностей методики для улучшения психофизиологического состояния самой матери. Этот предварительный этап занимает от 5 до 10 минут. В дальнейшем в самой доходчивой форме мы знакомим с теоретическими основами методики. Будущим мамам мы объясняем, что причина потери многих ценных свойств голоса в особенностях психики ребенка. С трехлетнего возраста начинается формирование физической модели громкости звука. Когда ребенок рождается, то произвольная поперечно-полосатая мускулатура еще не действует, и поэтому звук новорожденного, не испытывающий препятствий, такой громкий. Подрастая, ребенок постигает окружающий мир и в том числе усваивает прямую связь между соприкосновением физических тел и громкостью, ими порождаемой. Сильнее ударил в ладошки - звук громче, тоже самое, если ударить по мячу и т.п. Эта проекция с физических явлений переносится в мир психики, в данном случае идет перенос на артикуляционные системы во время усиления звука при речи (крике) и пении. Природа звучания живых организмов, включая и человека, является совсем иной. Как мы доказываем и теоретически, и практикой по новой системе довольно большого числа наших последователей, произвольная мускулатура, активно включаемая в процесс звукообразования (глубокое дыхание, активная артикуляция) ухудшает все параметры нашего голоса. И, наоборот, снятие напряжения с этих систем позволяет нашему голосу обрести такие свойства, о которых мы никогда не подозревали.
Будущие матери с интересом воспринимают этот материал, так как главными доказательствами являются факты, им хорошо знакомые, и которыми они непременно столкнутся, как только появится на свет их родное чадо. Этим бесспорным фактом является факт хорошо поставленного голоса у новорожденного, а это не что иное, как природная постановка голоса, к сохранению которой необходимо стремиться. Мы объясняем причины этого феномена, связываем это с общебиологическими и эволюционными процессами, объясняем, почему и в каком возрасте этот феномен природной постановки голоса начинает исчезать и что необходимо предпринять, чтобы эта природная постановка голоса не пропала. Приятным откровением для будущих мам является осознание того, что после появления на свет их дитя в течение не менее двух лет будет являться идеальным демонстратором природной постановки голоса. Чтобы эта природная постановка голоса не пропала мать, путем звукоподражания должна первые три года учиться звукоизвлечению у своего ребенка. Это полезно, во-первых потому, что она сама улучшит все характеристики своего голоса, а во-вторых, когда природная постановка пойдет на убыль (за счет формирования в психике физической модели громкости звука) она должна остановить этот негативный процесс путем обучения его тем приемам звукоизвлечения, которым была обучена на наших занятиях. Таким образом, мать и дитя в течение приблизительно 3-х лет будут являть собой идеальный вокальный дуэт. Это позволит ребенку сохранить природную постановку голоса, иначе дать полноценное функционирование органа, положительные свойства которого все более и более обнаруживают себя.


ПРАКТИКА


Цикл 2 Интонирование (суть голоса)
В этих упражнениях мы должны сделать следующий шаг в формировании психоакустической модели извлечения звука. Именно теперь, когда мы разобрались в самом главном - в том, что звук не связан с физическими усилиями, - мы должны сделать важный шаг в развитии своего голоса. Это произойдет, если мы научимся поднимать тон также без физических усилий, как это мы делали при выработке примарного тона. Еще раз напоминаю о главном: во время упражнений мы думаем не о голосе, пускай он будет еле-еле слышным, а об открытии " второго рта", о расслаблении произвольной мускулатуры тела - и о малом, поверхностном дыхании. Только это поможет сформировать правильную, психоакустическую модель голоса. В дальнейшем голос будет вас слушаться и откликаться на любой ваш приказ: быть громоподобным или нежнейшим, как пушинка, и не теряющим тембральных красок.
Прежде чем начать упражнения по выработке навыка интонирования, напомню 3 положения органов речи (два подготовительных и одно основное).
1-е подготовительное положение: рот закрыт." Второй рот" открыт (опущена гортань). Одна рука на груди, вторая рука (ладонь) на голове. При этом положении происходит идеальное соединение грудного и головного резонаторов. Дыхание (придыхание) - во "второй нос".
2-е подготовительное положение', рот полузакрыт (зубы сомкнуты, губы разомкнуты и активны, голос звучит сквозь зубы). "Второй рот" открыт (опущена гортань). Дыхание (придыхание) - во "второй нос". В этом случае голос очень близок к естественному. Внимание сосредоточено на недопущении физического напряжения во всём теле.
3-е основное положение', рот открыт (губы разомкнуты, зубы разомкнуты, но так, что мизинцу не пролезть), "второй рот" открыт (опущена гортань). Дыхание (придыхание) - во "второй нос". Рука на груди. Во всех трёх положениях попытайтесь почувствовать разницу в вибрационных ощущениях в груди.
Урок начинаем с упражнений по открытию "второго рта" -1-2 мин. Затем выполняем упражнения по установлению примарного тона - 2-3 мин. После этого приступаем к третьему уроку.
Упражнения в интонировании. Минимальное время выполнения каждого упражнения - 1 минута.
Напоминаю, что все упражнения начинаются с легкого вдоха во "второй нос" и делаются всегда в трех положениях рта в указанной последовательности: закрытый, полузакрытый, открытый. Для того чтобы эффект от упражнений этого и последующих уроков был наибольшим, необходимо включить наше воображение. Надо представить себе, что вы находитесь в клинике, в больничной палате, и ваша челюсть забинтована так, что вы можете издавать только звуки. Всё ваше тело расслаблено. Вы хотите пить, и вам надо подозвать медсестру.
Общие правила при выполнении этих упражнений: ,
темп упражнений - удобный для вас. Постепенно увеличивайте продолжительность звука. Это очень полезно во многих отношениях. Во-первых, лучше закрепляется навык, во-вторых, вам самим будет приятно ощущать вибрации в груди, а затем и во всем теле и, в-третьих, это полезно для здоровья.
начинаем все упражнения с примарного тона, с фундамента голоса. Примерно половина времени уходит на примарный тон, другая половина на упражнение. Запустили примарный тон, удостоверились, что нет напряжений, все идет легко и только после этого начали выпонять основное упражнение. Делается это для того, чтобы сохранялась преемственность от усвоенного к новому.
Упражнение 1. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта. Одиночный сигнал. Стон-просьба (звук, похожий на нечто среднее между "а-а" и "о-о"): одна рука на груди, другая выполняет жест, смысл которого: "Подойдите!".

То есть при каждом поднятии тона свободной рукой вы делаете мягкий подзывающий жест и тем самым увеличиваете выразительность интонации за счёт игры воображения.
Тон голоса вначале идет немного вверх, а затем опускается до удобного низкого уровня (ниже примарного тона). Начинаем упражнение с примарного тона,
Упражнение 2. Двойной сигнал. Интонация несогласия. Представьте, что вам вместо сока принесли молоко и вы выражаете несогласие (двойной звуковой сигнал для передачи слов "не то, не то", похожий на "э-а"). Голос идет вверх и вниз в удобном диапазоне и темпе. Темп постепенно замедляется, а звуковысотный диапазон увеличивается. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта. Начинаем упражнение с примарного тона,

Упражнение 3. Двойной сигнал с противоположным смыслом. Интонация согласия. Представьте, что вам принесли сок и вы своей интонацией даёте понять медсестре, что на этот раз она правильно поняла вашу просьбу (двойной звуковой сигнал для передачи слов "да-да", похожий на "ага"). Голос образуется так же, как и при несогласии, но интонация (смысловое значение) противоположная. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта. Начинаем упражнение с примарного тона.

О НАСУЩНОМ

 

Внимание! Вводится новое правило участия в московских тренингах Гарантируется участие только тем, кто не позднее, чем за десять дней до проведения тренинга, сделает аванс в 2500 рублей. По желанию участника для получения аванса из Центра выезжает курьер.

Расписание проведения тренингов в Москве в ноябре 2003 года


Тренинг "Голос Клеопатры" состоится 15-17 ноября
В нем могут принять участие дамы прошедшие речевой тренинг. Для них этот тренинг будет проходить 16 ноября с 16.00. до 20.00. и
17 ноября с 12.00. до 20.00. Это будет работа только с новым текстом. Соответственно цена уменьшается в 2 раза и составит 150 евро. Две участницы сентябрьского тренинга дали предварительное согласие на участие в ноябрьском тренинге. Поэтому если они во время сделают 50% процентную предоплату, то останется только одно место.
На основной 3-х дневный тренинг "Голос Клеопатры" остается два места.
Тренинг "Голос и Успех" состоится 29-30 ноября - 1 декабря 2003 г.

Поступило предложение о проведении 7-8 дневного тренинга в декабре с.г.
Пока все это неопределенно, но идея здравая. Если заниматься по 5-7 часов в день (разумеется, с 3-х -5-и часовым перерывом), то это составит 35 до 56 часов работы с голосом. Результаты могут быть самые фантастичные. Одна участница готова прилететь куда угодно, для реализации своих честолюбивых певческих планов. Для того чтобы приступить к дальнейшему обсуждению этого плана необходимо еще 2-3 участника. На вскидку: провести подобный тренинг можно в Египте или в близких по климату странах.
С предложениями обращаться ко мне voice@bagratid.com

Мое выступление "Голос - логос жизни" на факультете психологии СПбГУ с демонстрацией переносится на 2 октября. Уточнение по телефону психологического общества 305-06-42


В Питере занятия проходят в ДК 1-ой Пятилетки, 7 подъезд, 3 этаж, 33 класс. Презентация методики состоялась 2 сентября. Первое занятие 10 сентября. Занятия проходят с 18.00. до 20.00. Участвуют 4 человека. Окончание занятий 12 ноября.
Следующая группа из 4-х человек начнет занятия после презентации, которая состоится 19 или 20 ноября. Цена занятий определится на презентации.
Запись voice@bagratid.com

Будьте в голосе!

Владимир Багрунов

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почтовый ящик проекта: voice@bagratid.com

Copyright (с) Международная психоакустическая шаляпинская школа Багратид, 2001-2003 г

Полная и частичная перепечатка материалов рассылки разрешается
только с разрешения автора и указанием адреса сайта www.bagratid.com.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться

В избранное