Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Методика Полного Освобождения" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Скрытые резервы нашей психики
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Голос и Успех Секреты Постановки Голоса |
15 сентября 2003 года Выпуск 5.
" Шапки прочь! - В лесу поют дрозды. Для души поют,
а не для славы". Слова С.Острового, музыка В.Шаинского
Выпуск начинаю с поздравления Питерских шахматистов Петра Свидлера и
Евгения Алексеева. Петр, став который раз чемпионом России по шахматам
еще раз оправдал закрепившуюся за ним поговорку Петр - первый, а Женя,
впервые участвуя в таком в первенстве, набрав 5,5 очков из 9, поделил
11-18 место среди 80 участников, из которых 57 были гроссмейстерами. Играли
все сильнейшие игроки России, за исключением Каспарова, Карпова и Крамника.
Такого сильного состава в первенствах России не было 10 лет.
Напомню, что Петр, участвуя в первом чемпионате России в 1992 году, стал
чемпионом в 18 лет, даже не будучи мастером. Многие сочли это за случайное
недоразумение. Но, затем в 1993 году он опять стал чемпионом России. Тогда
в одном из интервью он буквально сказал следующее: "Играю для души,
а не для славы и титулы здесь не причем". Этот краегульный принцип
высвобождения безграничный ресурсов нашей психики я проповедую, где только
можно. Следование этому принципу переводит нашу психику с механической
модели на творческую и результаты говорят сами за себя. Эта работа в 1987
была мною проведена с родственниками Петра, которому было 11 лет. До этого
в 1980 году такая же работа была проведена с папой 8-летнего Гаты Камского,
а в 1998 году с папой 12- летнего Жени Алексеева. Через 4-5 лет все дети
заиграли на порядок лучше своих сверстников, которые в те времена ни в
чем им не уступали.
Такая же картина и в футболе. Павел Садырин сразу 5 сентября 1984
года ухватил суть этих принципов и привел Зенит к чемпионству. Затем он
повторил этот результат и с ЦСКА. Также и Виталий Лебедев, в прошлом тренер
дубля Зенита и выгнанный за свои новации в футбольную школу Зенита, применяя
эти принципы, выводил свои команды из отстающих на первые позиции и в
Петербурге и в России. Сейчас весь футбольный бомонд Питера дивится: как
это так, Питерский Локомотив, в котором нет ни одного известного футболиста,
претендует на первое место в своей зоне, дающее право играть во второй
лиге!?
Ответ для меня очевидный. Вся наша педагогика стоит на механистических
принципах. За примерами далеко ходить не надо. Вчера, дальняя родственница
моей жены рассказала недавний случай призошедший с ее 7-летним внуком,
второкласником Антоном (Тошей). Он учится в шахматном классе в школе для
одаренных детей, в которую его взяли за шахматные успехи. Проблем с учебой
никогда не было. И вот недавно он испытал сильнейший стресс. Учительница
русского языка поставила ему двойку за то, что он не запомнил термина,
которое введено в правило в отличии написания З и С. Надо сказать, что
и я не запомнил этого термина и специально позвонил бабушке Тоши и она
сообщила, что этот термин называется "орфограмма". Вы чувствуете,
какой "бредятиной" занимаются наши горе-специалисты в Академии
Педагогических Наук. Им надо, чем-то выслужиться, чтобы показать, что
недаром они едят хлеб с маслом. А то, что дети будут зарабатывать неврозы
и комплексы неполноценности, то им до этого дела нет. Вот где истоки всех
дальнейших наших бед. Кто такие наши педагоги? На 99% это неувереные в
своих силах (если проще, но жестче - самые слабые) выпускники средних
школ. Давайте откровенно: кто пойдет работать за нищенскую зарплату? Поэтому
главная претензия к государству: пока педагогический труд не будет должным
образом оцениваться, света в тоннеле нам не видать. Все ресурсы государства
будут уходить на лечение пороков отсутствия воспитания в детском возрасте:
это и пьянство и наркомания, и борьба с преступностью. В который раз повторяю:
школа должна коренным образом измениться. Дети должны получать радость
от процесса обучения, а не страдать от зубрежки. Меня, как и многих, с
кем мне доводилось общаться, спасли шахматы. Давно говорят о необходимости
введения шахмат, как обязательного урока в школах. Такой опыт, дающий
прекрасные результаты давно внедрен в Голландии и Исландии, которые одни
из самых бедных в Европе в плане природных ресурсов, но при этом они являются
одними из самых процветающих стран Европы.
ПРАКТИКА
Напомю первое упражнение: звучание закрытым ртом
Надо удобно устроится в постели или в кресле. Закрыть рот и глаза и представлять,
что вы легко стонете. Почувствуте свободный ритм неглубокого дыхания (дышать
специально, т.е. прикладывать усилия, ни в коем случае не надо). Когда
мысленно поработали и установился спокойный ритм, то начинайте через нос
издавать звук. О голосе не думаем и его не контролируем. Все внимание
на расслаблении. Тренируйтесь 5-10 минут. Если два-три раза в день будете
практиковать это упражнение, то пользу вы скоро почувствуете.
Упражнение второе: звучание полузакрытым ртом
Добавляем к сказанному звучание полузакрытым ртом. Иначе: Зубы сомкнуты,
но без напряжения, губы разомкнуты. Мышцы горла и лица максимально расслаблены.
Половину времени делаем закрытым ртом, половину полузакрытым. Эти настройки
необходимы для снятия напряжения с голоса, что в свою очередь эффективно
переводит всю нашу психику с механической модели на творческую. Все внимание
на расслаблении. Тренируйтесь 5-10 минут. Если два-три раза в день будете
практиковать это упражнение, то пользу вы скоро почувствуете.
Упражнение третье (новое): звучание через рот с закрытым носом
Добавляем к сказанному звучание через рот с закрытым носом. Двумя пальцами
закрыли нос, зубы и губы разомкнуты. В мышцах лица никакого напряжения.
Мышцы горла и лица максимально расслаблены. Все внимание на расслаблении.
Тренируйтесь в этих трех упражнениях 5-10 минут. Если два-три раза в день
будете практиковать это упражнение, то пользу вы скоро почувствуете.
Эта настройка также необходима не только для снятия напряжения с голоса,
а также является профилактикой против гнусавости, а если она есть, то
избавляет от нее. Замечу, что когда я проводил занятия с группой питерских
логопедов, то они были приятно удивлены этому упражнению. Бороться с гнусавостью
их не смогли обучить в свое время в вузе, также, кстати, как и работе
с голосом в целом.
Упражнение четвертое (новое и главное в этой серии из 4-х упражнений.):
звучание открытым ртом (примарный тон).
Это основное из четырех упражнений. Первые три - подготовительные к нему.
Стоя, сидя или лежа на спине. Спина прямая, живот поджат. Диафрагма и
ребра отключены от дыхания. Зубы разомкнуты, на ширину в полмизинца (1-3
см) без напряжения, губы разомкнуты на эту же величину. Мышцы горла и
лица максимально расслаблены. Делаем вдох во "второй нос" (малое
дыхание), как будто нюхаем цветок или хорошие духи и в это время делаем
небольшой зевок (открываем "второй рот"). Делаем маленькую задержку
выдоха для контроля открытия "второго рта". Убедились, что он
открыт, что нет ни малейшего напряжения и отпускаем выдох. То есть, выдох
должен идти само собой и во время этого выдоха без всякого усилия испускаем
леччайший звук. Смысл этого заключительного упражнения этой серии в воссоздании
природного голоса. Ваш природный голос на данный момент - это голос лишенный
всякого усилия со стороны произвольной мышечной системы. Ученикам я всегда
внушаю, что мы занимаемся не голосом: он феноменальный и деться никуда
не может. Но, чтобы он проявился, необходимо убрать его механическую составляющую.
Цикл из четырех упражнений повторяйте по 8 раз каждое в отдельности. Серия
составит 32 упражнения. Сколько работать в день? Идеально по 10-15 минут
2-3 раза в день.
Этот цикл упражнений рассчитан на две недели самостоятельной работы.
Главный принцип обучение по этой методике "Спеши медленно".
Переписка с читателями
Письмо
Глубокоуважаемый Владимир Павлович! Здравствуйте.
Вчера, 11.09, готов был уже похвалиться: почувствовал, что можно
вытворять со звуком с помощью открытия "второго рта". Открывается
"иерихонская труба" (по крайней мере субъективно, не знаю, как
со
стороны). Однако дополнительное раскрытие "вт. рта", открывающее
путь
более низкому и сильному звуку - для меня все же не расслабление, а
действие.
Сегодня, 12.09., появилась одышка: когда увеличивается сила звука
(вроде бы, спокойно, без усилия), уменьшается ток воздуха, удлиняется
выдох. Возможно, так и должно быть, и надо делать звуки короче, а
затем заканчивать выдох? В противном случае остается упражняться
только с совсем слабым звуком. (Нельзя исключить и влияние наполовину
бессонной ночи.) Также я заметил, что сегодня после перерыва между
упражнениями прийти к правильному извлечению примарного тона удается
не сразу. Наверное, надо пореже и не долго упражняться.
Отсюда - ВОПРОС: Может ли звук замедлять ток воздуха на выдохе, или
надо "звучать" так, чтобы не мешать выдоху, и скорость его
определялась потребностями организма? (Особо актуально в моменты
физической активности).
Ответ
Здравствуйте, Г.В.Морозов!
Главный принцип: не погоня за звуком, а за его информационной
составляющей. Для этого вся механика должна быть убрана. Ничего
не должно мешать. Делать так как описано в рассылках. Не
усердствуйте. Как почувствовали неудобство - прекращайте
упражняться. Дыхание для голоса - на небольшом, удобном зевке и
ничего больше. Все остальное - следствие.
Маленький комментарий.
Механическую модель в одну неделю не поменяешь. Для этого нами должна
быть проведена длительная и достаточно монотонная работа. Но без этого
ничего не будет. Как говорится: скоро только кошки рожают. Эту проблему
мы будем атаковать с двух направлений: теоретического и практического.
Практика очень простая, но требует времени. Теория проблемы в принципе
в психологической науке не разработана. Готовых руководств нет. Мой личный
опыт и изучение биографий выдающихся людей говорит о том, что любое познание
будет стократ более эффективным, если тот, кто учит, рассказывает, как
он пришел к тем выводам, которым он обучает.
Мы начали с футбола и я рассказал, как привитие тренерам и игрокам творческой
модели поведения в жизни и на поле помогает добиваться высоких результатов.
Этот стиль изложения материала будет продолжен и далее. И это не самореклама,
а самый эффективный способ донесения истины. В психологии он назван биографическим
методом. Этот стиль обучения в последние годы своей жизни горячо пропагандировал
основатель Ленинградской психологической школы академик Борис Герасимович
Ананьев, учеником которого мне посчастливилось быть.
О НАСУЩНОМ.
ВНИМАНИЕ! Изменение в расписании проведения тренингов.
Тренинг "Голос и Успех" с 11-13 октября переносится на 20-22
сентября.
Тренинг "Голос Клеопатры" с 27-29 сентября переносится на 15-17
ноября.
Напоминаю, что начало всех тренингов в Москве всегда в 12.00. Начинаются
они презентацией, на которую вход свободен. Презентация состоит из показа
5
видеозаписей фрагментов передач на ОРТ, РТР, НТВ(2),ТНТ, демонстрации
возможностей методики на речевом и певческом материале в исполнении автора.
Ближайший 20-часовой трехдневный тренинг состоится 20-22 сентября 2003.
Это будет
"Голос и успех. Распетая речь"
Цена 250 евро первый ряд (8900 р.), 125 евро второй ряд (4450 р.)
Возможен двухдневный вариант (только речевой голос). Цена 200 евро (7120
р.)первый
ряд, 100 (3560 р.) евро второй ряд. Впервом ряду осталось три места. Оплата
в рублях.
Запись по тел. в Москве (095) 350-3090 и обязательное подтверждение у
меня
voice@bagratid.com
Голос Клеопатры" (1-я ступень) состоится 15-17 ноября. Цена 300
евро. Количество
участниц ограничено. Не более 6 человек.
В Питере занятия начались 10 сентября в ДК 1-ой Пятилетки, 7 подъезд,
3 этаж, 33
класс. Презентация методики состоялась 2 сентября. Проведена запись в
две группы
№1 18.00. - 20.00. и №2 20.00. - 22.00. Группы до 4-х человек. Есть одно
место в группе
№1 18.00. - 20.00 и два места в группе №2 20.00. - 22.00. Цена 100 евро
за 10 занятий.
Запись voice@bagratid.com
Будьте в голосе!
Владимир Багрунов
14 сентябля 2003 г. Выпуск 146
"Научись видеть, где все темно, и слышать, где все
тихо. Во тьме увидишь свет, в тишине услышишь гармонию"-
ЧЖУАН-ЦЗЫ (около 369-286 гг. до н.э.) - китайский философ.
Продолжение публикации материалов В.В.Вересаева о А.С.Пушкине
Поездка на Восток
С годами художественные интересы все теснее переплетаются у Пушкина с
историческими. Рядом с поэтом в нем вырастает исследователь, историк,
ученый путешественник.
Замысел "Капитанской дочки" возник еще в начале 1833 года. Однако,
познакомившись с архивными материалами, относящимися к пугачевщине, Пушкин
решил оставить на время роман и написать монографию. Первая редакция написана
была уже к весне 1833 года. Но ему необходимо было услы-шать на местах
впечатления народа о памятных событиях. Так родилась идея поездки по следам
восстания. В дорожные тетради легли записи встреч с жителями Казани и
Оренбурга, помнившими "государя Петра Федоровича" .
Пушкин был прекрасно осведомлен в древней и новейшей исторической литературе.
Исторический отдел его библиотеки едва ли не самый обширный после собственно
литературного. Книги Тьера, Гизо, Баранта, Тьерри, Минье, Токвиля и других
влиятельных современных историков хранят пометки его карандаша. Изучение
разнообразных направлений помогало поэту вырабатывать свой метод исторической
прозы. Пожалуй, в наибольшей степени его учителем здесь был Вольтер. Внимание
Пушкина-историка привлекают сильные личности с сюжетными биографиями:
Ермолов, Ганнибал, Петр, Пугачев. История являлась как бы лабораторией
художника и мыслителя (по свидетельству современника, кроме истории Петра,
поэт собирался создать и художественное произведение, ему посвященное).
По возвращении из Оренбурга, уже в Болдине, Пушкин принимается за обработку
собранных материалов. Они были включены в черновую рукопись, которая и
получила окончательную отделку. "История Пугачева" - первый
научный труд Пушкина и единственный доведенный им до конца. Написать такую
книгу и издать с портретом заглавного героя на фронтисписе значило грозно
напомнить всем о живой и мятежной стихии, готовой в любой момент обрушить
на головы "господ" страшное возмездие.
Наряду с Пугачевым Пушкина продолжает увлекать историческая фигура Петра
I. Долгие размышления над проблемой этого сложного и противоречивого характера
вылились в эту болдинскую осень в новую поэму - "Медный Всадник".
"Петр Великий один-целая всемирная история",-писал Пушкин незадолго
до смерти Чаадаеву. Именно в таком качестве Петр и выступает в поэме,
обобщенно раскрывающей трагедию обыкновенного человека с его частными
интересами, безжалостно растоптанного неумолимой силой. В поэме отразилась
драма современного Пушкину поколения, в ней присутствуют и глубоко скрытые
автобиографические мотивы, итоги невеселых раздумий над собственной судьбой.
Стихи этой "петербургской повести" до сих пор остаются непревзойденными
в русской поэзии.
В другой поэме, написанной там же в Болдине,- "Анджело" - в
центре образ подлого властителя. Прикрываясь личиной неумолимого стража
добродетели, он стремится гнусным путем овладеть прекрасной и невинной
Изабеллой. В основе сюжета - коллизия драмы Шекспира "Мера за меру".
Пушкин считал "Анджело" одним из лучших своих созданий - возможно,
отчасти потому, что в нем нашла полное выражение та мучительная ситуация,
в которой находился поэт с тех пор, как царь стал оказывать Наталье Николаевне
особенное внимание. Поэма была как бы заклинанием.
Здесь же, в Болдине, написана, по-видимому, и повесть "Пиковая дама",
признанный шедевр пушкинской прозы. В русской лирике памятником осеннего
уединения 1833 года навсегда останется "Осень".
Из поездки по Уралу и Поволжью Пушкин вернулся в Петербург с богатейшей
творческой жатвой.
Вот тебе подробная моя Одиссея. Ты помнишь, что от тебя уехал я в самую
бурю. Приключения мои начались у Троицкого моста.-Нева так была высока,
что мост стоял дыбом: веревка была протянута, и полиция не пускала экипажей.
Чуть было не воротился я на Черную речку. Однако переправился через Неву
выше и выехал из Петербурга. Погода была ужасная. Деревья по Царскосельскому
проспекту так и валялись, я насчитал их с пятьдесят. В лужицах была буря.
Болота волновались белыми волнами. По счастью, ветер и дождь гнали меня
в спину, и я преспокойно высидел все это время. На другой день погода
прояснилась. Мы с Соболевским шли пешком 15 верст, убивая по дороге змей,
которые обрадовались сдуру солнцу и выползли на песок. Вчера прибыли мы
благополучно в Торжок, где Соболевский свирепствовал за нечистоту белья.
Сегодня проснулись в 8 часов, завтракали славно и теперь отправляюсь в
сто-рону, в Ярополец (имение И. И. Гончаровой), а Соболевского оставляю
наедине с швейцарским сыром.
ПУШКИН-Н. Н. ПУШКИНОЙ, вторая половина августа 1833 г., из Торжка.
Пишу к тебе из Павловского, между Берновым и Ма-линниками, о которых,
вероятно, я тебе много рассказывал. Вчера, своротя на проселочную дорогу
к Яропольцу, узнаю с удовольствием, что проеду мимо Вульфовых поместий,
и решился их посетить. В 8 часов вечера приехал я к доброму моему Павлу
Ивановичу, который обрадовался мне, как родному. Здесь я нашел большую
перемену. Назад тому 5 лет Павловское, Малинники и Борново наполнены были
уланами и барышнями, но уланы переведены, а барышни разъехались: из старых
моих приятельниц нашел я одну белую кобылу, на которой и съездил в Малинники;
но и та уж подо мною не пляшет, не бесится, а в Малинниках, вместо всех
Аннет, Евпраксий, Саш, Маш etc. живет управитель Парасковин Александровны
Рейхман, который нонодчивал меня шнапсом. Вельяшева, мною некогда воспетая,
живет здесь в соседстве; но я к ней не поеду, зная, что тебе было бы это
не по сердцу. Здесь объедаюсь я вареньем и проиграл три рубля в двадцать
четыре роббера в вист.
Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего
сравнить нельзя на свете, а душу твою люблю я еще более твоего лица. Прощай,
мой ангел, целую тебя крепко.
ПУШКИН-Н. Н. ПУШКИНОЙ, 23 августа 1833 г., из Павловского.
В Ярополец приехал я в среду поздно. Наталья Ивановна встретила меня,
как нельзя лучше. Я нашел ее здоровою, хотя подле нее лежала палка, без
которой далеко ходить не может. Четверг я провел у нее. Она живет очень
уединенно и тихо в своем разоренном дворце и разводит огороды над прахом
твоего прадедушки Дорошенки, к которому ходил я на поклонение. Я нашел
в доме старую библиотеку, и Нат. Ив. позволила мне выбрать нужные книги.
Я отобрал их десятка три, которые к нам и прибудут с вареньем и наливками.
Таким образом, набег мой на Ярополец был вовсе не напрасен. Из Яропольца
выехал я ночью и приехал в Москву вчера в полдень. Пишу тебе из антресолей
вашего Никитского дома.
ПУШКИН - Н. Н. ПУШКИНОЙ, 26 августа 1833 г., из Москвы.
Вчера были твои именины, сегодня твое рождение. Вчера пил я твое здоровье
у Киреевского с Шевыревым и Соболевским; сегодня буду пить у Суденки.
Еду послезавтра-прежде не будет готова моя коляска. Вчера, приехав поздно
домой, нашел я у себя на столе карточку Булгакова, отца красавиц, и приглашение
на вечер. Жена его была также имянинница. Я не поехал, за неимением бального
платья и за небритие усов, которые отращаю в дорогу. Ты видишь, что в
Москву мудрено попасть и не поплясать. Однако скучна Москва, пуста Москва,
бедна Москва. Даже извозчиков мало на ее скучных улицах. По своему обыкновению,
бродил я по книжным лавкам и ничего путного не нашел. Книги, взятые мною
в дорогу, перебились и перетерлись в сундуке. От этого я сердит сегодня.
ПУШКИН-Н. Н. ПУШКИНОЙ, 27 августа 1833 г., из Москвы,
Вот тебе отчет с самого Натальнна дня. Утром поехал я к Булгакову (московскому
почтдиректору) извиняться и благодарить, а между тем и выпросить лист
для смотрителей, которые очень мало меня уважают, несмотря на то, что
я пишу прекрасные стишки. У него застал я его дочерей и Всеволожского.
Они звали меня на вечер к Пашковым на дачу,-я не поехал, жалея своих усов,
которые только лишь ощетинились. Обедал у Суденки, моего приятеля, товарища
холостой жизни моей. Теперь н он женат, и он сделал двух ребят, и он перестал
играть;но у него 125.000 доходу, а у нас, мой ангел, это-впереди. Жена
его тихая, скромная, не-красавица. Мы отобедали втроем, и я, без церемонии,
предложил здоровье моей имянинницы, и выпили мы все, не морщась, по бокалу
шампанского. Вечер у Нащокина, да какой вечер! шампанское, лафит, зазженпый
пунш с ананасами - пью за твое здоровье, красота моя. На другой день в
книжной лавке встретил я А. Раевского.-Sacre chien, сказал он мне с нежностью:
pourquoi n'etes vous pas venu me voir?-Animal, отвечал я ему с чувством:
qu'avez vous fait de mon manuscript petit-russien? Собачий сын... почему
ты не пришел ко мне?-Скотина... что ты сделал с моей малороссийской рукописью?
(фр.).- Прим. ред.
После сего поехали мы вместе, как ни в чем не бывало, он-держа меня за
ворот всенародно, чтоб я не выскочил из коляски. Отобедали вместе глаз
на глаз (виноват: втроем с бутылкой мадеры). Потом для разнообразия жизни,
провел опять вечер у Нащокина; на другой день он задал мне прощальный
обед, со стерлядями и с жженкой, усадили меня в коляску, и я выехал на
большую дорогу.
ПУШКИН-Н. Н. ПУШКИНОЙ, 2 сентября 1833 г.,из Нижнего Новгорода.
Нащокин провожал меня шампанским, жженкой и молитвами. Каретник насилу
выдал мне коляску; нет мне счастия с каретниками. Дорога хороша, но под
Москвою нет лошадей-я повсюду ждал несколько часов н насилу дотащился
до Нижняго сегодня, т. е. в 5-е сутки. Успел только съездить в баню. Кажется,
я глупо сделал, что оставил тебя и начал опять кочевую жизнь. Живо воображаю
первое число. Тебя теребят за долги, Параша, повар, извозчик, аптекарь,
m-me Zichler etc., у тебя не хватает денег, Смирдин перед тобой извиняется,
ты беспокоишься,-сердишься на меня-и поделом. Что у нас за погода! дни
жаркие, с утра маленькие морозы-роскошь! так ли у вас?
ПУШКИН - Н. Н. ПУШКИНОЙ, 2 сентября 1833 г., из Нижнего Новгорода.
Ух, женка, страшно! теперь следует важное признание. Сказать ли тебе словечко,
утерпит ли твое сердечко? Ну, так уж и быть, узнай, что на второй станции,
где не давали мне лошадей, встретил я некоторую городничиху, едущую с
теткой из Москвы к мужу, и обижаемую на всех станциях. Она приняла меня
весьма дурно и нараспев начала меня усовещевать и уговаривать: как вам
не стыдно? на что это похоже? две тройки стоят на конюшне, а вы мне ни
одной со вчерашнего дня не даете. Право? сказал я и пошел взять эти тройки
для себя. Городничиха, видя, что я не смотритель, очень смутилась, начала
извиняться и так меня тронула, что я уступил ей одну тройку, на которую
имела она всевозможные права, а сам нанял себе другую, т. е. третью, и
уехал. Ты подумаешь: ну это еще не беда. Постой, женка, это еще не все.
Городничиха и тетка так были восхищены моим рыцарским поступком, что решились
от меня не отставать и путешествовать под моим покровительством, на что
я великодушно и согласился. Таким образом, и доехали мы почти до самого
Нижнего-они отстали за 3 или 4 станции-и я теперь свободен и одинок. Ты
спросишь, хороша ли городничиха? Вот то-то, что не хороша, ангел мой Таша,
о том-то я и горюю. Уф, кончил. Отпусти и помилуй.
ПУШКИН-Н. Н. ПУШКИНОЙ, 8 сект. 1833 г, из . Нижнего Новгорода.
Я в Казани с 5. Здесь я возился со стариками, современниками моего героя
(Пугачева), объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал,
записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту страну. Погода
стоит прекрасная, чтобы не сглазить только. Надеюсь до дождей объехать
все, что предполагал видеть, и в конце сент. быть в деревне.
ПУШКИН-Н. И. ПУШКИНОЙ, 8 сент. 1833 г., из Казани.
7-го сентября, в 9 часов утра, муж мой ездил провожать Боратынского,
видел там Пушкина, и в полчаса успел так хорошо с ним познакомиться, как
бы они уже долго жили вместе. Пушкин ехал в Оренбург собирать сведения
для истории Пугачева н по той же причине останавливался на одни сутки
в Казани. Он знал, что в Казани мой муж, как старожил, постоянно занимавшийся
исследованием здешнего края, всего более мог удовлетворить его желанию,
и потому, может быть, и желал очень с нами познакомиться. В этот же день,
поутру, Пушкин ездил, тройкою на дрожках, один к Троицкой мельнице, по
Сибирскому тракту, за десять верст от города; здесь был лагерь Пугачева,
когда он подступал к Казани. Затем, объехав Арское поле, был в крепости,
обошел ее кругом и потом возвратился домой, где оставался целое утро,
до двух часов, и писал. Обедал у Е. П. Перцова, с которым был знаком еще
в Петербурге; там обедал и муж мой.
В шесть часов вечера мне сказали о приезде к нам Пушкина. Я встретила
его в зале. Он взял дружески мою руку с следующими ласковыми словами:
"Нам не нужно с вами рекомендоваться; музы нас познакомили заочно,
а Баратынский еще более". С Карлом Федоровичем (мужем автора) они
встретились, как коротко знакомые. Мы все сели в гостиной. Я не могу похвалиться
ни ловкостью, ни любезностью, особенно при первом знакомстве, и потому
долго не могла притти в свою тарелку; да и к тому же и разговор был о
Пугачеве; мне казалось неловко в него вмешаться.
Напившись чаю, Пушкин и Карл Федорович поехали к казанскому первой гильдии
купцу Крупеникову, бывшему в плену у Пугачева, и пробыли там часа полтора;
возвратись к нам в дом, у подъезда, Пушкин благодарил моего мужа: "Как
вы добры, Карл Федорович, сказал он: как дружелюбно и приветливо принимаете
нас, путешественников!.. Для чего вы это делаете? Вы теряете вашу приветливость
понапрасну; вам из нас никто этим не заплатит; мы так не поступаем; мы
в Петербурге живем только для себя". Окончив говорить, он так сильно
сжал руку моего мужа, что несколько дней были знаки от ногтей. Пушкин
имел такие большие ногти, что мне, право, они казались не менее полувершка.
По возвращении от Крупеникова, прислали за моим мужем от одного больного:
он хотел было отказаться, но Пушкин принудил его ехать. Я осталась с моим
знаменитым гостем одна; и признаюсь, не была этим довольна. Он тотчас
заметил мое смущение и своею приветливою любезностью заставил меня с ним
говорить, как с коротким знакомым. Мы сели в моем кабинете. Он просил
показать ему стихи, писанные ко мне Баратынским, Языковым и Ознобишиным,
читал их все сам вслух, и очень хвалил стихи Языкова. Потом просил меня
непременно прочитать стихи моего сочинения. Я прочла сказку: жених., и
он слушал меня, как бы в самом деле хорошего поэта, вероятно, из любезности,
несколько раз останавливал мое чтение похвалами, а иные стихи заставлял
повторять и прочитывал сам.
После чтения он начал меня расспрашивать о нашем семействе, о том, где
я училась, кто были мои учители; рассказывал мне о Петербурге, о тамошней
рассеянной жизни, и несколько раз звал меня туда приехать: "Приезжайте,
пожалуйста, приезжайте; я познакомлю с вами жену мою; поверьте, мы будем
уметь отвечать вам за казанскую приветливость не петербургскою благодарностью".
Потом разговоры наши были гораздо откровеннее; он много говорил о духе
нынешнего времени, о его глиянии. на литературу, о наших литераторах,
о поэтах, о каждом из них сказал мне свое мнение и, наконец, прибавил:
"Смотрите, сегодняшний вечер была моя исповедь; чтобы наши разговоры
остались между нами". Пушкин, без отговорок, несмотря на то, что
располагал до света ехать, остался у нас ужинать и за столом сел подле
меня. В продолжение ужина разговор был о магнетизме. Карл Федорович не
верит ему, потому что очень учен, а я не верю, потому что ничего тут не
понимаю. Пушкин старался всевозможными доказательствами нас уверить в
истине магнетизма.
- Испытайте,-говорил он мне,-когда вы будете в большом обществе, выберите
из них одного человека, во-все вам незнакомого, который сидел бы к вам
даже спиною, устремите на него все ваши мысли, пожелайте, чтобы незнакомец
обратил на вас внимание, но пожелайте сильно, всею вашею душою, и вы увидите,
что незнакомый, как бы невольно, оборотится и будет на вас смотреть...
Я был очевидцем таких примеров, что женщина, любивши самою страстною любовью,
при такой же взаимной любви, остается добродетельною; но были случаи,
что эта же самая женщина, вовсе не любившая, как бы невольно, со страхом
исполняет все желания мужчины, даже до самоотвержения. Вот это-то и есть
сила магнетизма.
Я была очень рада, когда кончился разговор о магнетизме, хотя занял его
другой, еще менее интересный,- о посещении духов, о предсказаниях и о
многом, касающемся суеверия.
- Вам, может быть, покажется удивительным,-начал опять говорить Пушкин,-
что я верю многому невероятному и непостижимому; быть так суеверным заставил
меня один случай. Раз пошел я с Н. В. Всеволжским ходить по Невскому проспекту,
и из проказ зашли к кофейной гадальщице. Мы просили ее нам погадать и,
не говоря о прошедшем, сказать будущее. Вы,- сказала она мне,-на этих
днях встретитесь с вашим давнишним знакомым, который вам будет предлагать
хорошее по службе место; и потом, в скором времени, получите через письмо
неожиданные деньги; а третье, я должна вам сказать, что вы кончите вашу
жизнь неестественною смертью". Без сомнения, я забыл в тот же день
и о гадании, и о гадальщице. Но, спустя недели две после этого предсказания,
и опять на Невском проспекте, я действительно встретился с моим давнишним
приятелем, который служил в Варшаве при великом князе Константине Павловиче
и перешел служить в Петербург; он мне предлагал и советовал занять его
место в Варшаве, уверяя меня, что цесаревич этого желает. Вот первый раз
после гаданья, когда я вспомнил о гадальщице. Через несколько дней после
встречи с знакомым, я в самом деле получил с почты письмо с деньгами;
и мог ли я ожидать их? Эти деньги прислал мой лицейский товарищ, с которым
мы, бывши еще учениками, играли в карты, и я его обыграл. Он, получа после
умершего отца наследство, прислал мне долг, который я не только не ожидал,
но и за-был о нем. Теперь надобно сбыться третьему предсказанию, и я в
этом совершенно уверен...
Суеверие такого образованного человека меня очень тогда удивило. После
ужина Пушкин опять пошел ко мне в кабинет. Пересматривая книги, он раскрыл
сочинения одного казанского профессора; увидав в них прозу и стихи, он
опять закрыл книгу и, как бы с досадою, сказал:
"О, это проза и стихи! Как жалки те поэты, которые начинают писать
прозою; признаюсь, ежели бы я не был вынужден обстоятельствами, я бы для
прозы не обмакнул пера в чернилы..." Он просидел у нас до часу и
простился с нами, как со старыми знакомыми; несколько раз обнимал моего
мужа, и, кажется, оставил нас не с притворным сожалением, сказавши при
прощании: "Я никак не думал, чтобы минутное знакомство было причиною
такого грустного прощания, но мы в Петербурге увидимся".
А. А. ФУКС. А. С. Пушкин в Казани. Казанск. Губ. Вед., 1844, № 2. Перепеч.
в Рус. Стар.. 1899, т. 98, стр. 258- 261.
В Казани я таскался по окрестностям, по полям, по кабакам и попал на вечер
к одной blue stockings (синий чулок), сорокалетней несносной бабе, с вощеными
зубами и с ногтями в грязи (А. А. Фукс). Она развернула тетрадь и прочла
мне стихов с двести, как ни в чем не бывало. Баратынский написал ей стихи
и с удивительным бесстыдством расхвалил ее красоту и гений. Я так и ждал,
что принужден буду ей написать в альбом-но бог помиловал; однако она взяла
мой адрес и стращает меня приездом в Петербург, с чем тебя и поздравляю.
Муж ее, умный и ученый немец, в нее влюблен и в изумлении от ее гения;
однако он одолжил меня очень, и я рад, что с ним познакомился. Сегодня
еду в Симбирск, отобедаю'у губернатора, а к вечеру отправлюсь в Оренбург-последняя
цель моего путешествия.
ПУШКИН-Н. Н. ПУШКИНОЙ, 12 сентября 1833 г., из села Языкова.
Милостивая государыня Александра Андреевна! С сердечной благодарностью
посылаю вам мой адрес и надеюсь, что обещание ваше приехать в Петербург
не есть одно любезное приветствие. Примите, Милостивая Государыня, изъявление
моей глубокой признательности за ласковый прием путешественнику, которому
долго памятно будет минутное пребывание его в Казани.
ПУШКИН - А. А. ФУКС, 8 сент. 1833 г., из Казани.
Однажды спросили Пушкина, как он находит даму,
с которою он долго говорил,-умна ли она? Поэт отве-ал: "не знаю,
ведь я говорил с нею по-французски".
П. И. МЕЛЬНИКОВ-ПЕЧЕРСКИП со слов казанского проф. Гр. С. Суровцова, встречавшегося
с Пушкиным в его поездку 1833 г. Ист. Вестн., 1884, № 9, 505.
В 1833 г. я жила с моим отцом в Симбирске, где тогда губернатором был
Александр Михайлович Загряжский;
у А. М. Загряжского была только одна дочь, с которою я в числе прочих
городских барышень училась у них в доме танцевать. Однажды осенью (1833
г., между 8- 14 сент.) во время урока танцев по зале пронесся слух, что
приехал сочинитель А. С. Пушкин; мы все взволновались от ожидания увидеть
его, и вдруг входит в залу господин небольшого роста, в черном фраке,
курчавый, шатен, с бледным или скорее мулатским рябоватым лицом:мне тогда
он показался очень некрасивым... Мы все уже сидели по стульям и при его
общем нам поклоне сделали ему реверанс; через несколько минут мы все с
ним познакомились и стали просить его потанцевать с нами; он немедленно
же согласился, подошел к окну, вынул из бокового кармана пистолет и, положив
его на подоконник, протанцевал с каждой из нас по нескольку туров вальса
под звуки двух скрипок, сидевших в углу.
И. КОРОТКОВА. А. С. Пушкин и симбирские старожи-лы. Моск. Ведом., 1901,
№'242.
Пишу тебе из деревни поэта Языкова, к которому заехал и не нашел дома.
Меня очень беспокоят твои обстоятельства, денег у тебя слишком мало. Того
и гляди сделаешь новые долги, не расплатясь со старыми. Я путешествую,
кажется, с пользою, но еще не на месте и ничего не написал. Я сплю и вижу
приехать в Болдино и там запереться.
ПУШКИН-Н. Н. ПУШКИНОЙ, 12 сент. 1833 г., из села Языкова.
(Дом языковской усадьбы). Из прихожей посетители входят в довольно обширный
зал, и направо из соседней комнаты дверь ведет в комнату, где останавливался
Пушкин. Она средней величины, с одним большим окном в сад, обставлена
мебелью красного дерева, черною, деревянною кроватью и в углу типичным
украшением ка-мина в форме усеченной колонны... По сохранившемуся в доме
и семье Языковых рассказу, Пушкин, не застав в первый раз своего посещения
Николая Михайловича дома, вырезал ему алмазным перстнем на память на одном
из стекол окна свое имя.
В. Н. ПОЛИВАНОВ. Село Языкове. Ист. Вести., 1896, № 12, стр. 988. Фотографии
с языковского дома- Ист. Вестн., 1889, № 8, в статье того же автора "Пушкин
в Симбирске".
Опять я в Симбирске. Третьего дня, выехав ночью, Отправился я к Оренбургу.
Только выехал на большую дорогу, заяц перебежал мне ее. Черт его побери,
дорого бы дал я, чтобы его затравить. На третьей станции стали закладывать
мне лошадей-гляжу: нет ямщиков-один слеп, другой пьян и спрятался. Пошумев
изо всей мочи, решился я возвратиться и ехать другой дорогой; по этой
на станциях везде по 6 лошадей, а почта ходит четыре раза в неделю. Повезли
меня обратно-я заснул-просыпаюсь утром-что же? не отъехал я и пяти верст.
Гора-лошади не везут-около меня человек 20 мужиков. Черт знает, как бог
помог-наконец взъехали мы, и я воротился в Симбирск. Дорого бы дал oя,
чтобы быть борзой собакой; уж этого зайца я бы отыскал. Теперь еду опять
другим трактом. Авось без приключений.
ПУШКИН-Н. Н. ПУШКИНОЙ, 14 сент. 1833 г., из Симбирска.
Творчество и Новации Учеников
Недавно получил письмо от своего ученика, проходившего у меня индивидуальный курс летом прошлого года. Привожу ту часть письма, которая может быть интересной для подписчиков. Напомню, что Максим оканчивает медицинский институт в Ижевске.
" 1. например, я начинаю и заканчиваю занятия гипнотическими трансами
нацеленными на приведение человека в состояние расслабления и
высвобождение более ярких образов, что очень хорошо способствует
работе. т.е. я параллелю сознательный уровень работы и бессознательный.
2. кроме того в НЛП и DHE существует огромное количество наработок по
восстановлению и созданию позитивных ресурсных состояний и работа с
образами там нахоидтся на более высоком уровне чем в других
направлениях психологии.
3. часто приходят люди с проблемой: "не могу громко говорить. т.к.
в
детстве постоянно приказывали - не кричать. теперь какой-то ком в
груди сразу появляется. и не могу отстаивать свою позицию"
тут я пошел по принципу провокативной психотерапии и предложил им
публично (по вашей схеме работы с текстом) работать с текстами из
книги Афанасьева Даля "Заветные русские сказки" (это сказки
с
матершинными словами - часть русской традиции) т.к. запрет на
нецензурные слова в публичных местах очень силен - его проработка дает
классное освобождение голоса, т.е. по сути люди возвращают себе ПРАВО
ГОЛОСА. целью, конечно, не является научится ругаться, но скорее
ощутить то напряжение, которое вызывают внутренние запреты...
из новинок прямо для системы:
1. делать упражнения (любые или все) в наушниках под громкую приятную
музыку. Основано это на том, что человек себя не слышит а только
чувствует - как следствие он больше внимания уделяет расслаблению.
кроме того, у начинающих есть желание получить хороший звук
немедленно и они стараются и добавляют напряжение. Когда они не
слышат свой звук им проще не гнаться за ним, а следить за ощущениями
резонанса.
2. упражнение со звуком "закипающего кофе": это абсолютно
расслабленный звук как будто в легких лопаются мелкие пузырьки -
так балуются дети. Звук очень хорошо регулируется по частоте
лопания пузырьков - от больших и редких до множества частых.
далее добавляется поиск двух границ - переход звука в тишину и
тишины в звук при одинаковом расслаблении и переход этого "кипения"
в цельный льющийся звук. Тут, на мой взгляд, несколько позитивных
моментов:1. происходит расслаблений спазмированных в результате
стресса (некоторых) ответвлений бронхиального дерева 2. поиск
границы звука дает более полное представление о природе его
формирования.
3. предлагаю клиентам делать упражнения в разных позах, чтобы ощущить
разные качества в теле, начиная от лежачего положения: лежа без
подушки, лежа с подушкой, сидя, сидя с запрокинутой головой, стоя,
в движении. Это позволяет связать голос с самими разными
состояниями (поза как изветсно является мощным ключем к состоянию)
т.е. предлагаю найти такое положение, которое дает максимальный
комфорт и дискомфорт.
4. в качестве первой рабочей песни своим клиентам предлагаю песню из
мелодичных, но только ту, - которая их очень сильно берет за душу и
сама постоянно звучит в голове. Мне кажется, это облегчает включение
эмоциональной составляющей, а оно в системе имеет решающее
значение.
Буду рад, если что-то из моих идей покажется вам интересным и полезным
для ваших учеников.
Немного расскажу, чем я занимаюсь помимо голоса:
1. Нейро-Лингвистическое программирование - наука о функционировании
нервной системы и психики.
2. Эриксоновский гипноз - недирективный косвенный метафорический
гипноз, который позволяет высвобождать ресурсы из бессознательного.
3. Design Human Enginiring - дизайн человеческих состояний
4. коуч-консультирование - консультирование нацеленное на повышение
эффективности в конекретной области
5. телесно-ориентированная и процессуальная психотерапия
Все эти методики я применяю как в индивидуальной работе, так и в
групповой, основным родом занятий на данный момент является
бизнес-консультирование ( консультирование организаций с целью
повышения эффективности работы).
P.S. Владимир Павлович, иногда в рассылках встречаются упоминания о
певцах и певицах, которых вы рекомендуете слушать, т.к. объем рассылок
очень большой, запомнить или позже отыскать их достаточно трудно. Было
бы очень интересно "огласить весь список" на данный момент,
или даже
создать подраздел на сайте, чтобы можно было осуществлять "гигиену
слушания" т.к. чтобы правильно петь (как и играть на инструменте)
нужно слушать тех, кто это правильно делает
С уважением, Максим
Пользуюсь случаем еще раз оглашаю список певцов, которых, на мой взгляд,
полезно слушать.
Главным критерием в этом списке является способность к идеальному соединению
речи с пением.
Речь идет о певцах и певицах поющих на русском языке. Чтобы получать максимальную
пользу от слушания, надо понимать смысл каждого слова. Оперное пение.
Идеальный голос и идеальное соединение речи с пением.
ГИГИЕНА СЛУШАНИЯ
1.Шаляпин 2. Собинов.
Эстрада. Идеальное соединение речи с пением.
1. Леонид Утесов 2. Марк Бернес 3.Алла Пугачева. 4. Анна Герман. Для понимающих
французскую речь, полезно слушать Джо Дассена
Авторы-исполнители. 1.Булат Окуджава 2.Владимир Высоцкий. Приоритет отдан
Б.Окуджаве по той причине, что он был пионером этого жанра.
Вне всяких жанров. Перуанская певица Има Сумак, обладающая диапазаном
в 4 с половиной октавы (от контральто до высочайшего колоратурного сопрано).
Заметьте, что никто из названных имен, за исключением Собинова, не заканчивал
вокальных заведений. Известно, что исключение подтверждает правило.
О НАСУЩНОМ
ВНИМАНИЕ! Изменение в расписании проведения тренингов.
Тренинг "Голос и Успех" с 11-13 октября переносится на 20-22
сентября.
Тренинг "Голос Клеопатры" с 27-29 сентября переносится на 15-17
ноября.
Напоминаю, что начало всех тренингов в Москве всегда в 12.00. Начинаются они презентацией, на которую вход свободен. Презентация состоит из показа 5 видеозаписей фрагментов передач на ОРТ, РТР, НТВ(2),ТНТ, демонстрации возможностей методики на речевом и певческом материале в исполнении автора.
Ближайший 20-часовой трехдневный тренинг состоится 20-22 сентября 2003. Это будет "Голос и успех. Распетая речь"
Цена 250 евро первый ряд (8900 р.), 125 евро второй ряд (4450 р.)
Возможен двухдневный вариант (только речевой голос). Цена 200 евро (7120
р.)первый ряд, 100 (3560 р.) евро второй ряд. Впервом ряду осталось три
места. Оплата в рублях.
Запись по тел. в Москве (095) 350-3090 и обязательное подтверждение у
меня voice@bagratid.com
Голос Клеопатры" (1-я ступень) состоится 15-17 ноября. Цена 300 евро. Количество участниц ограничено. Не более 6 человек.
В Питере занятия начались 10 сентября в ДК 1-ой Пятилетки, 7 подъезд,
3 этаж, 33 класс. Презентация методики состоялась 2 сентября. Проведена
запись в две группы №1 18.00. - 20.00. и №2 20.00. - 22.00. Группы до
4-х человек. Есть одно место в группе №1 18.00. - 20.00 и два места в
группе №2 20.00. - 22.00. Цена 100 евро за 10 занятий. Запись voice@bagratid.com
Будьте в голосе!
Владимир Багрунов
-
Почтовый ящик проекта: voice@bagratid.com
Copyright (с) Международная психоакустическая шаляпинская школа Багратид,
2001-2003 г
Полная и частичная перепечатка материалов рассылки разрешается
только с разрешения автора и указанием адреса сайта www.bagratid.com.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru | Отписаться |
В избранное | ||