Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


Информационный Канал Subscribe.Ru

Голос и Успех

Секреты Постановки Голоса
Самые последние достижения в области постановки, развития и восстановления голоса. Дистанционный курс обучения.

www.Bagratid.com - Центр Постановки Голоса

Форум Багратид

Статьи

Автор Багрунов В.П

 


Выпуск 6. 17 сентября 2003 года


"Кто может лучше всех терпеть, тот может и сделать лучше всех" - Морисон Свет Марден (из книги "СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ")

 

Предыдущую рассылку я закончил мыслью о том, что наиболее эффективным познания является биографический метод: суть его в том, что автор рассказывает, каким образом он пришел к тем или иным результатам и выводам. При таком методе изложения устанавливается живой контакт между автором и читателем и это-то и облегчает читателю прочувствовать и поэтому глубоко понять материал. Простое формальное изложение материала мало эффективно. Это и есть чисто механический подход, дающий почти нулевые результаты. Вспомните обучение иностранному языку в школе и вузе, алгебру, геометрию, тригонометрию и т.д. Много ли вы помните из всего этого?
Такая же ситуация и в психологии. Книг тьма, а пользы реальной - почти никакой. А все потому, что обучение чисто книжно-формальное. Именно поэтому возникли новые направления в науке, которые не причисляют себя к традиционной психологии. Это НЛП (психоанализ, нейро-лингвистическое программирование, коучинг и др.). Но эти направления вызванные формалистичностью современной психологии, несут потенциальную опасность для рядового гражданина, практически соприкоснувшегося со специалистами новой волны. Как правило, в эти области пошли люди не сумевшие найти себя в основной своей специальности и поэтому, их практические рекомендации мало чего стоят. Все наверно помнят начало 90-х годов, когда все кому не лень объявили себя экстрасенсами, магами чародеями и колдунами. Ситуация за это время мало изменилась. Просто эти горе-специалисты перекрасились в более пристойные цвета. Как отличить зерна от плевел? Чтобы ответить на этот вопрос, надо вначале задаться вопросом, что из себя представляет из себя тот человек, который претендует на помощь вам?
Если вы не уверены в нем, то лучше прекратить контакты. Одним из самых эффективных способов диагностики собеседника, является диагностика по голосу. Об этом будем говорить позже, так как сейчас начинает формироваться ваш вокальный слух. Под этим подразумевается слух на фальшь в голосе. Все мои ученики очень скоро слышат недостатки в голосе наших дикторов радио и телевидения, современных актеров и певцов. Поэтому занятия голосом полезны и по этой причине: вы начинаете лучше разбираться в людях. Вас будет трудно обвести вокруг пальца.
Заканчиваю это свое небольшое лирическое отступление и позволю себе ввести вас в события моей жизни, которые в дальнейшим будут в той или иной мере присутствовать при изложении довольно не простого материала связанные с раскрытием резервов нашей психики с помощью голоса.

Моя краткая творческая биография

Мои первые слуховые впечатления связаны с колыбельной песенкой "Баю, баюшки-баю, не ложися на краю: придет серенький волчок и ухватит за бочок", которую напевала мне мама. Было мне тогда, года два - три. У нее был прекрасный природный голос, сохранившийся до самых последних дней ее жизни, и этим голосом она настраивала меня таким образом, что тяжелое детство не отразилось в дальнейшем на моем характере. Будучи тяжело больной, и прикованной к постели последние два года ее главными утешениями были разработанные мною звуковые упражнения, которые отвлекали ее и приносили облегчение. В семилетнем возрасте я был поражен, когда тетя Ася, соседка по огромной коммуналке закричала и зарыдала таким голосом, что все соседи и я, в том числе повыскакивали из своих комнат. Оказалось, что она только что получила телеграмму с известием о смерти отца. Такого голоса в таком тщедушном теле никто, да и она сама не ожидали. Это событие глубоко запало мне в душу и явилось подсказкой для открытия, о котором речь впереди. Следующее событие произошло спустя несколько лет. В 1957 году, в 12 -и летнем возрасте услышав Марио Ланца в фильме "Великий Карузо" в кинотеатре "Совет", находившийся на углу Суворовского проспекта и 5-ой Советской улицы, я вышел потрясенный услышанным. Это было ранней весной. Я не смог сдержать эмоций и зарыдал, произнося все время одну фразу: "Я буду мировым певцом". Шахматы сыграли в школьные годы немалую роль в становлении моего характера и интеллекта. Они научили меня настраивать свою психику, что пригодилось в дальнейшей жизни.
Поступление в университет, учеба в нем были подобны сюрреалистическому сну: настолько было все неожиданно, загадочно и неправдоподобно. Событием, не поддающимся логическому объяснению, было поступление на дневное отделение по психологическому отделению философского факультета. В школе учился в основном на тройки и даже бывали двойки в четвертях по алгебре и геометрии. К тому же никогда в ни в дневной, ни в последних двух классах вечерней школы не было пятерок за сочинение. И вот на первом экзамене - сочинение, когда до конца его остается чуть более часу и большая часть абитуриентов, закончив писать, проверяет свои опусы, какая - то сила заставляет меня все предыдущее зачеркнуть и начинать писать свободную тему "А, что такое счастье?". Описал три жизненных ситуации связанные с сильнейшими переживаниями в шахматах, в музыке и в спорте. Написал с орфографической ошибкой - большенство. Получил пятерку, и она была единственная эту тему на всем потоке философского факультета. Тогда психологического факультета не было, было только маленькое отделение, на которое принимали от 5 до 10 человек. В год моего поступления конкурс был жесточайший. Проходной балл для стажников был 13. Эта пятерка, несомненно, оказала влияние на результат последующих 2 экзаменов - история и русский устный и литература. Затем событие, круто повернувшее мою жизнь, имело место на третьем курсе. Первые два курса с учебой проблем не было, за исключением французского, с которым у меня и в школе были проблемы. Чтобы разрубить этот "гордиев узел" поступил на втором курсе на четвертые государственные двухгодичные курсы иностранных языков и за год их закончил. На третьем курсе чувствую, что знаний нужных мне на нашем факультете мне не хватает и вместо "измов" (атеизм, капитализм, социализм, коммунизм) хожу на различные курсы на других факультетах. В этот перечень попала история философии, которая благодаря событиям, о которых вкратце сообщу, стала важнейшей вехой и в моей биографии и в выработке моего стиля мышления. Это событие можно обозначить, как история с историей философии. Итак, в первом семестре 3 курса в результате конфликта с преподавателем по истории философии я перевелся на заочное отделение факультета, и это стало основой получения такого научного фундамента, который позволил выполнить дипломную работу, явившуюся своеобразным допуском к попаданию на ставку младшего научного сотрудника в лабораторию инженерной психологии нашего же факультета формирования стиля мышления (пояснение: устроился на работу в один из теплоцентров университета). Вся моя работа заключалась в регистрации расхода горячей воды раз в четверо суток. Каждый из четырех работников на эту работу тратил не более 15 минут, хотя должны были бы дежурить сутками. Моя зарплата в эти три года приближалась к ленинской стипендии. Но при этом мне ни перед кем не надо было прогибаться.
В1969 году я закончил заочное отделение факультета психологии Ленинградского университета и мне единственному из выпускников этого года сразу, без аспирантуры предложили ставку младшего научного сотрудника. Дело в том, что руководитель лаборатории Сергей Нерсесович Сафарян искал исполнителя заканчивающегося через год хоздоговора по закрытой тематике. Предыдущие два года не дали результатов и, просмотрев все дипломные работы, он остановил выбор на мне. Не долго думая, я согласился. Применив новый подход к решению этой непростой проблемы, мне удалось в считанные недели решить её. Какое это имеет отношение к пению - Вы сейчас узнаете.
С.Н. Сафарян сообщил мне, что эта работа достойна кандидатской диссертации и тогда я предпринял соответствующие действия: оформил соискательство и к лету сдал все кандидатские экзамены и этим же летом был участником Всесоюзной конференции по инженерной психологии в Калинине (теперь Тверь). Это был взлет, после которого на меня неожиданно обрушился шквал из различного рода придирок и уколов по самым разнообразным поводам.. Меня просто-напросто пытались выжить с факультета. Ведь я был ничей, а Сафарян сам еле держался на своем теплом месте, с которого его "ушли" через три года. Неожиданно возникла сильнейшая потребность в пении - это заговорил инстинкт самосохранения, и через два месяца он привел меня в университетский хор под управлением Григория Моисеевича Сандлера. Приход в хор можно назвать пятым событием. Скоро Г.М.Сандлер стал отмечать меня самыми лестными эпитетами. Никогда я не забуду, как он, остановив репетицию, закричал во всю мощь: "Володька! Я из тебя сделаю мирового певца!". Вскоре мы стали разучивать "Кармину Бурана" Карла Орфа, сыгравшую выдающуюся роль в моей жизни и в моем открытии, о котором идет речь. В это время я все более старался проникнуть в тайны певческого голоса и слышал от некоторых хористов мало понятные для меня термины и понятия, из чего я сделал вывод о необходимости обучения пению. Там же в университете был класс сольного пения. Вела класс Арванова, бывшая певица, которая на первом же занятии пару раз взвизгнула, показав якобы свой голос и затем стала меня учить брать дыхание. Тогда мне казалось, что, научившись брать его, так как она это делает (раздвигает ребра и раздувает живот), то - вот он путь, к мировому успеху (на меньшее был не согласен). Пошел в публичку и в подтверждении этой фикс идеи нашел книгу Алчевского, певца- тенора, создавшего специальные дыхательные таблицы для певцов. В предисловии к этим таблицам он утверждал, что одолевший эту систему может свободно брать верхнее ДО (второй октавы). Замечу, что сам Алчевский кончил свои дни в сумасшедшем доме. Тогда я еще и этого не знал, как и не знал вреда глубокого дыхания, и чуть было не поплатился здоровьем, и интуитивно прекратил упражнения по таблицам Алчевского. Арванова занималась с учениками всего минут по 15-20 и тогда я захотел серьезно заняться пением. Важнейшей вехой моей биографии было обучение пению в течении более 7 лет у Владимира Васильевича Нероды. Мне нашли педагога Владимира Васильевича Нероду, по вокальной школе внука Баттистини и поэтому с осени 1971 года покинув хор, почти семь лет, до последних дней его жизни, занимался по 2 раза в неделю только с ним. В.В.Нерода был свидетелем триумфов Шаляпина, был сокурсником и приятелем В.В.Маяковского по МХУЖВЗ, знал Луначарского, многие годы жил на даче Шостаковичей. Дома у него встречал многих консерваторцев 4-5 курсов приходивших к нему, чтобы поправить свои голоса перед выпускными экзаменами. Мною было взято 515 уроков, продолжительностью от полутора до двух часов и стоимостью 2 р.50 коп. Занимался 2 раза в неделю. При моей зарплате в начале 98 руб. и далее 120 руб. эти занятия определили мой стиль жизни в дальнейшее время: наука + искусство.
В 1972 на кафедре общей психологии, куда мне чудом удалось перейти из лаборатории инженерной психологии была предзащита докторской диссертации по психологии художественного творчества. Диссертант - доцент института культуры Владимир Львович Дранков, а в прошлом ученик академика Б.Г.Ананьева, основателя Ленинградской психологической школы, обосновывал выводы своих исследований на примере творческой системы Ф.И.Шаляпина. Для меня это было неожиданно, так как я, как и большинство соприкасающихся с пением придерживались устоявшейся точки зрения, что Шаляпин просто самородок, исключение, пел по наитию, не придерживаясь никакой системы. Познакомившись, а потом и подружившись с В.Л.Дранковым, досконально проштудировал его диссертацию, а затем и подаренную им свою книгу "Природа таланта Шаляпина". Тогда мне казалось, что теперь-то и осуществляться мои грандиозные планы. Восторг мой был таков, что во время защиты им докторской при огромном наплыве народа я выскочил на трибуну и произнес пламенную речь. Книга " Природа таланта Шаляпина" сыграла немалую роль и в творческой биографии известного Петербургского виолончелиста Сергея Ролдугина. Проводя психологическое исследование с симфоническим оркестром Ленинградской филармонии, я рассказал ему о методе Шаляпина. Его это очень заинтересовало, и он упросил дать ему на две недели эту книгу. Прошло совсем немного времени, и я узнаю, что он оказался лауреатом международного конкурса "Пражская весна". Последний раз эту книгу я выпускал из рук осенью 1982 года, когда познакомился с Владимиром Черновым, после того как он, став лауреатом VIII международного конкурса им. П.И.Чайковского, продолжил свои занятия с Агамаляном Г.Г., о чем речь пойдет позже. Итак, я ходил по музеям, часами выстаивая перед картинами, изучал историю, литературу, философию. Все делал, казалось бы, по Шаляпину, педагог хвалил. Однако трижды пытался поступить в консерваторию и все безуспешно. Кроме занятий в Эрмитаже и Русском музее, стал активно посещать симфонические концерты в Большом и Малом залах филармонии, а также стал читателем и посетителем творческих вечеров в библиотеке филармонии. Особенно мне запомнился вечер, посвященный памяти заслуженного артиста РСФСР Михаила Ваймана, выдающегося скрипача, солиста заслуженного коллектива симфонического оркестра филармонии. От выступавшего на этом вечере альтиста, вероятно, друга знаменитого скрипача, я узнал, что Михаил Вайман был воспитанником Одесской скрипичной школы Ауэра, из которой вышли Ойстрахи, Яша Хейфиц и еще многие знаменитости. Главное отличие этой школы от традиционных - в подходе к обучению ребенка. Уже на первых занятиях по обучению извлечению элементарных звуков ребенка приучают связывать звук с образами. До сих пор помню, как рассказчик привел пример, который я постоянно цитирую при объяснении сути шаляпинского подхода не только по отношению к пению, но и музыке в целом. "Вот представь себе, что ты находишься в лесу" - говорит педагог своему юному ученику, - "Утро, сквозь листву пробивается тонкий солнечный лучик. Птички поют и щебечут. На душе радостно и легко. А теперь - говорит педагог вырази это настроение звуком". Вот так и рождается живой звук, а не мертвая нота. Когда-то приблизительно это, но по отношению к пению Шаляпин услышал от Мамонта Дальского. После этого рассказа с иллюстрацией сказанного выступил ученик Михаила Ваймана, в то время учащийся 9 класса музыкальной школы при консерватории Сергей Стадлер, а ныне выдающийся музыкант. Перед тем как исполнить произведение он рассказал о том образе, который наиболее, на его взгляд, соответствует этой музыке. Музыку я не помню, но зато помню, что опорным образом для неё являлась старушка, греющаяся около камина.
С этого момента мне захотелось попробовать поработать в этом направлении в консерватории со студентами фортепианного факультета и заодно присмотреть аккомпаниатора на случай возможных выступлений. Тогда мне казалось, что дело мое резко пойдет в гору, раз я знаю то, как работал Шаляпин. Для осуществления этих целей "выбегал" договор между факультетом психологии и кафедрой психологии консерватории. По большому счету договор остался только на бумаге. Удалось привлечь в научный кружок двух пианистов с первого курса, с одним из которых Ришардом Сварцевичем, у меня установились длительные творческие контакты. В 1979 в моей жизни происходит огромный скачек - получение собственной жилплощади 13м. в 5-комнатной квартире от Университа в Старом Петергофе, которая чудесным образом постепенно трансформируется в 3-х комнатную отдельную квартиру в сталинском доме на Канале Грибоедова в мае1998 года.
Получение комнаты позволяет закончить и защитить в окт.1981 кандидатскую диссертацию, работа над которой дала многое для понимания эволюционных механизмов голосообразования. В 1982 - 1984 обучаюсь аккомпанированию и игре на гитаре у руководителя оркестра народных инструментов Университета М.М.Дорфмана. Эти занятия дали возможность прочувствовать механизм соединения речи и пения. Время для занятий искусством было предостаточно по непредвиденным обстоятельствам. Неизвестное лицо из минвуза СССР направило в университет пятилетнюю важнейшую научно-исследовательскую тему, связанную с дальнейшей разработкой идей представленных в кандидатской диссертации. По сути дела эта была своего докторантура. Опять потянуло к пению. В 1982 году, показавшись вокальным педагогам Агамаляну Г.Г. и Липницкой И.В., понял, что голос за время моих занятий был загублен. Диагноз ими мне был поставлен жестокий, но справедливый: "удавленник". В результате занятий с Липницкой И.В., а иногда и с Г.Г.Агамаляном кое в чем стал прозревать. Многое вынес из занятий Г.Г.Агамаляна с Владимиром Черновым, ныне солистом Метрополитен-Опера и солистом Мариинского театра Сабуровым. У Агамаляна Г.Г. из первоисточников узнаю о состоянии вокального искусства как у нас в стране, так и в вокальной "Мекке" - Италии. Эти вехи в биографии были необходимы для того, чтобы показать, что и с теоретической и практической и с житейской стороны я был готов к решающему штурму в понимании тайны феномена Шаляпина. Нужен был лишь сильный внешний толчок. Но он произошел только в марте 1994 года. Но, об этом чуть позже.
Подошел к концу золотой период, когда в научном плане я был предоставлен полностью самому себе. Пятилетняя министерская тема заканчивалась. К концу 1985 года работа была выполнена и была новым словом в психологии. В отчете был представлен уникальный материал - архив лаборатории генетики высшей нервной деятельности за 30 лет работы большого научного коллектива. Руководитель лаборатории Виктор Константинович Федоров предоставил такую счастливую возможность, когда я еще был студентом 4 курса. Несколько лет я ездил в Колтуши и переписал, а затем на ЭВМ обработал огромный массив данных. Часть материала вошла в дипломную работу, за что и был принят на работу на факультет. Основной материал добывался в течение последующих лет. Однако мой материал забраковали на кафедре и в министерство "суют грамоту другую". Был сильнейший конфликт, о котором не хочется вспоминать. В результате этого конфликта мне удается перейти с бюджетной ставки, выделенной Москвой и "приказавшей долго жить" по причине окончания темы, на хоздоговорную. Взял меня к себе мой друг детства Виктор Никандров, которого я протежировал в 1980 году на свое место зам. декана по административной работе. К удивлению всех он параллельно занялся психологией и через три года защитил кандидатскую диссертацию и стал руководителем крупной прикладной темы по космической психологии. Работа над этой темой привела меня в обсерваторию АН СССР, что располагается в Армении. Там произошло два события имевших огромное влияние на мое самосознание. Мне удалось заглянуть в самый мощный в мире, по тому времени, телескоп и увидеть звезду находившуюся в 3,5 миллиардов световых лет от земли. Это было соприкосновение с вечностью. Но главное меня поджидало в конце двухнедельного пребывания в Бюрокане при знакомстве с руководителем обсерватории и президентом АН Армении Виктором Амазасповичем Амбарцумяном. Он меня принял, так как узнал, что я научный сотрудник ленинградского университета, а он прошлом был его проректором по науке. Когда он прочитал фамилию на моей визитной карточке, то сказал, что в моей фамилии имеются армянские корни (Багратуни - царствующая династия, перешедшая в Грузию, как Багратионы). Приехав в Ленинград, я занялся своей родословной и выяснил, что Багруны, которые потом стали Багруновыми, выходцы из Шумиловского района Витебской области Белорусии, откуда родом моя мать, дед (отец матери) и остальные предки. Все архивы Белоруссии во время войны были уничтожены немцами и поэтому мои размышления на этот счет не более чем гипотезы, хотя достаточно достоверные. Фамилии просто так в 19 веке не давались, а если давались, то либо по признаку географической привязки (место жительства), либо по корню какого-либо слова из славянских языков, как правило, белорусского, русского, украинского или польского. Фамилия Багрун ни под одну из названных категорий не подпадает. Остается еще один редкий вариант. Незаконнорожденным детям княжеских кровей оставляли в фамилии корень слова, а суффикс или предлог убирался. Выяснилось, что генерал Петр Иванович Багратион был по сути дела по принуждению Павла I женат на графине Cкавронской, которая вскоре после брака покинула Россию и проживала в Австрии. Багратион постоянно участвовал в военных кампаниях, кроме годового периода, когда он был отлучен от дел за самостоятельность проявленную им во время Молдавской кампании. Это было с середины 1811 года по начало Отечественной войны 1812 года. Это время он проводил в своих имениях в Витебской губернии, которые ему незадолго до этого за боевые заслуги были пожалованы царем Александром I. В то время ему было 46 лет и вполне вероятно нашлась миловидная девушка, которая не смогла устоять перед известным своим страстным, безудержным характером генералом. Как известно во время Бородинского сражения 7 сентября 1812 года Багратион был ранен в ногу и вскоре умер от гангрены. Из общения с историками мне удалось узнать многие подробности, о которых нигде не написано и которые ставят новые вопросы в судьбе выдающегося генерала. Более на этой теме не будем заострять внимание. Подведем итоги гипотезе. Самое вероятное предположение, что от князя Багратиона мог родиться ребенок, которому дали фамилию Багрун, которая несет в себе 80% от фамилии оригинала. Эту гипотеза усиливается при сравнении наших фотографий: Багратионовская сделана с известного портрета Д.Доу, моя - специально в том же ракурсе в сентябре 1986 года. Портретное сходство поразительно. Сделанное наложение изображений на одну фотографию ещё более усиливает эффект сходства. Это мое открытие имело для меня много важных следствий, к главному, из которых мы ещё вернемся.

Итак, это был сентябрь 1986 года, как оказалось впоследствии последней моей командировки на юг.
Вскоре началась перестройка, и бес безудержной инициативы вселился в самую активную часть населения страны, города и университета.
В университете я был одним из первых, кто стал искать новые пути. Первое с чего я начал, это переписывание в марте 1987 года положений о кооперативах, которые были опубликованы в Известиях. Выбор пал на шахматы, так как шахматная кухня мне была хорошо знакома, поскольку пять лет(1956 - 1960) варился в ней и вел даже кое- какую научную и консультационную работу ( под моим руководством был выполнен договор между факультетом психологии и Ленинградским Дворцом Пионеров в 1980-81 по подготовке шахматной сборной школьников к Всесоюзной спартакиаде, где много внимания и времени уделялось лидерам команды - кандидатам в мастера Александру Халифману и Владимиру Епишину, в этот же период консультировал Рустама Камского, отца Гаты Камского, которому в то время не было еще восьми лет. Несколько позже консультировал отца и родного дядю Петра Свидлера, с которым занимались у одного и того же педагога - Владимира Григорьевича Зака. Чтобы уже не возвращаться к этой теме сообщу, что зимой, и, весной1990, года, вел, психологическую, работу с гроссмейстером Валерием Саловым, который показал свой наивысший результат: занял первое место в гроссмейстерском супер-турнире в Линаресе, обойдя Каспарова и Карпова, находившихся в пике спортивной формы. Мне думалось, что, организовав шахматный кооператив, удастся воплотить в жизнь многочисленные задумки, основанные на мощнейшем теоретическом фундаменте, который за долгие годы научной работы и спортивной практики сформировался в моем сознании. Ведь шахматы, как я тогда полагал, в отличие, скажем от футбола, менее зависят от разного рода чертовщины. Так 5 сент.1984 года, "Зенит" приехал к нам в университет, после чего я консультировал и в письменной и в устной форме главного тренера П.Ф.Садырина плоть до самого окончания сезона, который, как известно, стал чемпионским для команды. Тогда мне казалось, что это неплохой старт для дальнейшего претворения моих принципов в жизнь. Однако этого не случилось. В Крыму, в Судаке я был около месяца в научной командировке аналогичной Бюроканской и связанной с космической психологией. Об этом говорю в связи с тем, что снимал комнату у родной тети Валерия Гергиева, которая за мои психологические консультации хотела меня познакомить со своим племянником, но тогда я думал, что к пению уже не вернусь и поэтому не воспользовался этим счастливым случаем.
Моя наука, которая поддерживала мое существование все годы после окончания университета, в 1991 году в одночасье рухнула. Чтобы не быть безработным, 22 октября 1991 года зарегистрировал индивидуальное частное инновационное предприятие Багрунова "Багратид". Название предприятию дал, после того как в музее русско-грузинской дружбы, что в Москве на Большой Грузинской от директора музея Вайшишишвили узнал, что род Багратидов в настоящее время самый древний в мире и берет начало от 4 ребенка родившегося от легендарного царя Давида и Вирсавии. Эта информация, сыграла еще большую роль в становлении моего самосознания. Теперь я прекрасно понимаю восточную традицию закрепления и такого бережного отношения к своей родословной
Бизнес привел к кардинальной перемене в моей личной жизни. Один из моих благодетелей по бизнесу, Геннадий Григорьевич Колбасов в сентябре 1991 года познакомил со своей будущей женой, свадьбу с которой сыграли 3 января 1992 года в ресторане "Невский".
"Багратид" сподобил меня на новый виток предпринимательства, но уже в 1993 году волна успеха резко пошла на убыль, а напряжение стало увеличиваться при явном падении доходов. Именно в этот момент меня и потянуло на пение.
Судьба круто свернула 17 ноября1993. По одному из коммерческих дел ожидал клиента в вестибюле станции метро "Пионерская".
Неожиданно взгляд падает на афишу, где крупными буквами написано, что 5 и 7 декабря 1993 года в Большом зале филармонии хор Санкт-Петербургского университета под руководством Григория Сандлера совместо с симфоническим оркестром филармонии исполняет Кармина Бурана К.Орфа. Почему-то мне ужасно захотелось спеть это произведение и в ближайший репетиционный день, во вторник я предстал пред очи Григория Моисеевича. Я сообщил о себе, высказал свое желание спеть в Кармина Бурана и через несколько секунд находился среди поредевших за эти годы теноров. Оба концерта прошли с огромным успехом. Вскоре выяснилось, что хор в апреле должен ехать в Париж, побывать в котором являлось моей сокровенной мечтой. Естественно я остался в хоре и с колоссальной скоростью стал разучивать репертуар хора. Два события в хоре потрясли меня и явились детонатором открытия, которое я для себя сделал в апреле 1994 года, на основе которого и написан самоучитель. Первое произошло 30 декабря 1993 года перед самым окончанием репетиции. Неожиданно Григорий Моисеевич обращается ко мне: "Володя! Ты наша надежда!". В ночь на новый год великий хормейстер заснул вечным сном. Второе событие, пробудившее во мне неимоверную творческую энергию произошло в конце марта за несколько дней до отъезда хора во Францию. На моих глазах директор студенческого клуба Олег Иванович Виноградов порвал мою анкету для поездки. Таким образом, он отомстил мне за историю 12 -летней давности, когда я не дал ему провести сомнительную операцию с ремонтом рояля "Бехштейн" купленным студентами факультета психологии на заработанные ими на стройке деньги. 25 апреля 2001 года после выступления с докладом на конференции "Санкт-Петербург: из будущего в настоящее", где я выступил с докладом "Потенциальные возможности голоса человека-источник возрождения нации" в коридоре главного здания мне неожиданно удалось увидать Олега Ивановича. Теперь это был совершенно не похожий на себя человек. Я обратился к нему и спросил узнает ли он меня. Он ответил, что да. Я хотел, было, ему сказать, что он является по сути дела соавтором крупного научного открытия и хотел дать ему свою визитную карточку. Но он, будто бы испугавшись меня, что-то, пробормотав, резко пошел вперед. Догонять я его не стал. Семь лет назад картина была иной. Тогда, когда он рвал анкету, и я не верил своим глазам, во мне что-то перевернулось. Волна сложных эмоций захлестнула меня. На этой волне я окончательно прозрел всю порочность традиционных методов обучению пению и предпринял очередной штурм проблемы природы голоса и господь внял всем предыдущим моим поискам и лишениям.
И как это не удивительно, все самое главное о природе голоса было зафиксировано на Бородино, на котором я до описанного события неоднократно бывал в связи со своими Багратионовскими корнями (отсюда и название фирмы и психоакустического центра "Багратид"). Итак, неделю спустя после эмоционального взрыва в кандидатской диссертации Киселева А.Н. выискивается факт звучания мертвой трахеи открытый на Бородино русским ученым Ильей Грузиновым. Тут же меня осеняет, тут же в минуты создается новая теория природы голоса, а через неделю начинается моя профессиональная работа по восстановлению природной постановки голоса. Первым моим гонораром было 7 банок сгущенки. Но перед тем как заработать этот первый гонорар по настройке голоса была проделана работа, общий итог временных затрат которой составляет более 100000 часов.
Это почти 12 лет по 24 часа в день работы за 40 летний период жизни (1955-1994).


ПРАКТИКА

Предлагаемый цикл из 4-х упражнений - фундамет голоса. Пока оно не будет идеально получаться, о продвижении вперед говорить не приходится. Приступать к следующему циклу будем 25 сентября.


Напомю первое упражнение: звучание закрытым ртом
Надо удобно устроится в постели или в кресле. Закрыть рот и глаза и представлять, что вы легко стонете. Почувствуте свободный ритм неглубокого дыхания (дышать специально, т.е. прикладывать усилия, ни в коем случае не надо). Когда мысленно поработали и установился спокойный ритм, то начинайте через нос издавать звук. О голосе не думаем и его не контролируем. Все внимание на расслаблении. Тренируйтесь 5-10 минут. Если два-три раза в день будете практиковать это упражнение, то пользу вы скоро почувствуете.

Упражнение второе: звучание полузакрытым ртом
Добавляем к сказанному звучание полузакрытым ртом. Иначе: Зубы сомкнуты, но без напряжения, губы разомкнуты. Мышцы горла и лица максимально расслаблены. Половину времени делаем закрытым ртом, половину полузакрытым. Эти настройки необходимы для снятия напряжения с голоса, что в свою очередь эффективно переводит всю нашу психику с механической модели на творческую. Все внимание на расслаблении. Тренируйтесь 5-10 минут. Если два-три раза в день будете практиковать это упражнение, то пользу вы скоро почувствуете.


Упражнение третье: звучание через рот с закрытым носом
Добавляем к сказанному звучание через рот с закрытым носом. Двумя пальцами закрыли нос, зубы и губы разомкнуты. В мышцах лица никакого напряжения. Мышцы горла и лица максимально расслаблены. Все внимание на расслаблении. Тренируйтесь в этих трех упражнениях 5-10 минут. Если два-три раза в день будете практиковать это упражнение, то пользу вы скоро почувствуете.

Эта настройка также необходима не только для снятия напряжения с голоса, а также является профилактикой против гнусавости, а если она есть, то избавляет от нее. Замечу, что когда я проводил занятия с группой питерских логопедов, то они были приятно удивлены этому упражнению. Бороться с гнусавостью их не смогли обучить в свое время в вузе, также, кстати, как и работе с голосом в целом.
Упражнение четвертое (главное в этой серии из 4-х упражнений.): звучание открытым ртом (примарный тон).
Это основное из четырех упражнений. Первые три - подготовительные к нему.
Стоя, сидя или лежа на спине. Спина прямая, живот поджат. Диафрагма и ребра отключены от дыхания. Зубы разомкнуты, на ширину в полмизинца (1-3 см) без напряжения, губы разомкнуты на эту же величину. Мышцы горла и лица максимально расслаблены. Делаем вдох во "второй нос" (малое дыхание), как будто нюхаем цветок или хорошие духи и в это время делаем небольшой зевок (открываем "второй рот"). Делаем маленькую задержку выдоха для контроля открытия "второго рта". Убедились, что он открыт, что нет ни малейшего напряжения и отпускаем выдох. То есть, выдох должен идти само собой и во время этого выдоха без всякого усилия испускаем леччайший звук. Смысл этого заключительного упражнения этой серии в воссоздании природного голоса. Ваш природный голос на данный момент - это голос лишенный всякого усилия со стороны произвольной мышечной системы. Ученикам я всегда внушаю, что мы занимаемся не голосом: он феноменальный и деться никуда не может. Но, чтобы он проявился, необходимо убрать его механическую составляющую.
Цикл из четырех упражнений повторяйте по 8 раз каждое в отдельности. Серия составит 32 упражнения. Сколько работать в день? Идеально по 10-15 минут 2-3 раза в день.
Основное внимание на отсутствии какого-либо воздействия на воздушную струю при выдохе. Можно тренироваться в этом и без голоса.

Из творчества учеников
Это письмо написано учеником прошедшим двойной курс обучения и получивший преподавательский сертификат.

Добрый день.
Хочу похвастаться. 13-го числа провел первый корпоративный тренинг
по "Распетой речи". Точнее первый его день. 12 участников. К чести
темы и Вашей методики стоить отметить, что если в начале настроение
у аудитории было в основном скептическое, то буквально через час оно
переменилось кардинально. Люди как-будто взглянули на жизнь с еще
одной стороны. Большое Вам спасибо от меня и всех нас.

С интересом прочил выдержки из письма Вашего ученика Максима. С
наушниками и "кипением" очень актуально - обязательно буду
использовать.

От себя могу внести в общую копилку следующее упражнение: в конце
первого дня, как завершение работы со словами, проговорить по
старндарту методики (по нескольку раз в "закрытом", "полуоткрытом" и
"открытом" положениях) имена участников тренинга. Если есть
участники с одинаковыми именами - использовать уменьшительный и
официальный варианты (например, Саша и Александр). В соответствующей
аудитории - с отчеством и придыханием.
Как известно из того же НЛП, имя человека один из самых сильных
способов воздействия на него. Правильное, интонированное
произнесение своего имени при знакомстве - мощнейший способ
запечатлеть свой образ у партнера.
С уважением, Антон.

 

О НАСУЩНОМ.

ВНИМАНИЕ! Изменение в расписании проведения тренингов.
Тренинг "Голос и Успех" с 11-13 октября переносится на 20-22 сентября.
Тренинг "Голос Клеопатры" с 27-29 сентября переносится на 15-17 ноября.

Напоминаю, что начало всех тренингов в Москве всегда в 12.00. Начинаются они презентацией, на которую вход свободен. Презентация состоит из показа 5
видеозаписей фрагментов передач на ОРТ, РТР, НТВ(2),ТНТ, демонстрации
возможностей методики на речевом и певческом материале в исполнении автора.

Ближайший 20-часовой трехдневный тренинг состоится 20-22 сентября 2003. Это будет
"Голос и успех. Распетая речь"

Цена 250 евро первый ряд (8900 р.), 125 евро второй ряд (4450 р.)
Возможен двухдневный вариант (только речевой голос). Цена 200 евро (7120 р.)первый
ряд, 100 (3560 р.) евро второй ряд. Впервом ряду осталось три места. Оплата в рублях.
Запись по тел. в Москве (095) 350-3090 и обязательное подтверждение у меня
voice@bagratid.com

Голос Клеопатры" (1-я ступень) состоится 15-17 ноября. Цена 300 евро. Количество
участниц ограничено. Не более 6 человек.


В Питере занятия начались 10 сентября в ДК 1-ой Пятилетки, 7 подъезд, 3 этаж, 33 класс. Презентация методики состоялась 2 сентября. Проведена запись в две группы
№1 18.00. - 20.00. и №2 20.00. - 22.00. Группы до 4-х человек. Есть одно место в группе
№1 18.00. - 20.00 и два места в группе №2 20.00. - 22.00. Цена 100 евро за 10 занятий.
Запись voice@bagratid.com

Будьте в голосе!

Владимир Багрунов


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почтовый ящик проекта: voice@bagratid.com

Copyright (с) Международная психоакустическая шаляпинская школа Багратид, 2001-2003 г

Полная и частичная перепечатка материалов рассылки разрешается
только с разрешения автора и указанием адреса сайта www.bagratid.com.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться

В избранное