Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Методика Полного Освобождения" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Скрытые резервы нашей психики
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Голос и Успех Секреты Постановки Голоса |
8 сентября Выпуск 3.
"Стремись всегда побеждать скорее всего себя, чем судьбу, и менять
скорее свои желания, чем порядок в мире" - ДЕКАРТ РЕНЕ (1596-1650
гг.) - Французский философ, математик, физик, физиолог, методолог науки.
Продолжим тему "скрытые резервы нашей психики и спорт". Я начал
эту тему с футбола по многим основаниям. Во-первых, сейчас, на мой взгляд,
предстоят крупные изменения в отечественном футболе, и мне хотелось бы,
что ранее высказанные мною мысли были услышаны. Во-вторых, спорт, где
результат, четко фиксируется, является, пожалуй, самой доказательной базой
для психологии. Мы потом увидим, что все, о чем я буду говорить, работает
и в искусстве, а также вообще в видах деятельности требующих максимального
напряжения всех сил организма, но к этому целесообразней подойти после
того, как все это будет рассмотрено на более простых и доказательных моделях,
каковым и является спорт. Прежде, чем обратиться к тому, что мною высказывались
на страницах спортивной печати еще в 1996 году, сообщу о самых последних
событиях из моей практики.
Вчера(7.09.03) Питерская команда Локомотив на своем поле обыграла команду
из города Кондопога. Это небольшой городок, расположенный в живописном
крае, находится недалеко от Петразаводска. Он знаменит своим деревообрабатывающим
комбинатом. Комбинат богатый и поэтому спонсирует городскую футбольную
команду, составленную из игроков бывших команд мастеров по разным причинам
не сумевших ассимилироваться в них. Матч был очень важный для обеих команд.
Для Локомотива победа закрепляла их лидерство в группе, для Кондопоги
- возможность выхода на третье место.
Матч был очень сложным, но мы выиграли со счетом 2:0. Выиграли не на классе,
а на психологии. Противник ничего не смог противопоставить умелой взамоподстраховке,
главному принципу в игровых видах спорта: один за всех, все за одного.
СПОРТИВНАЯ 19-26 апреля 1996
"ШИПЫ И РОЗЫ СПОРТИВНОГО УСПЕХА"
Часто видим такую картину: игрок забил гол, публика в восторге, шум, крик,
скандирование...
Эта радость понятна и целесообразна для болельщика, поскольку она, можно
сказать, - смысл его, болельщицкой, жизни. Если б не было такого взрыва
эмоций, не было бы этого удивительного феномена современной жизни. Но
когда я вижу подобную, а подчас и более бурную эмоциональную реакцию у
тренера команды, то невольно ловлю себя на мысли о слабой психологической
подготовленности наставника команды, а следовательно, и его подопечных.
За примером далеко не будем ходить. Вспомним ответный матч "Спартака"
с "Нантом". Никифоров забивает второй гол. Показывают крупным
планом лицо автора гола. Как психолог, специализировавшийся в Ленинградском
университете на отделении медицинской психологии и практиковавшийся несколько
лет в Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева, должен сказать,
что состояние Никифорова от счастья было близко к обморочному. Тут же
оператор дает крупным планом лицо бывшего наставника "Спартака",
а ныне главного тренера России - Олега Романцева. Параллели очень близкие.
А на поле такая куча-мала, такое ликование, что это даже трудно с чем-то
сопоставить. Вспомнилась Ворона из басни Крылова, у которой "от радости
в зобу дыханье сперло". Финал в обоих случаях был одинаков.
ЭТОТ ПРИМЕР очень свеж и очень характерен для советского, а ныне российского
футбола. Причины неумения преодолевать "медные трубы" не просты,
как это может показаться на первый взгляд, и мне хотелось бы остановиться
на принципиальных моментах, связанных с особенностью психологии мотивации.
Мотивация - это движущая сила в любом деле, а в спорте, особенно на мастерском
уровне, этот фактор приобретает подчас решающее значение. Давно установлено,
что чрезмерная сила мотива в сложных видах деятельности ведет к расстройству
тонких координации, нарушается мыслительная сфера, как говорится, "в
коленках дрожь, очко играет". Вспоминаю, как один из тренеров сборной
СССР по биатлону на Олимпийских играх оказал медвежью услугу своему подопечному,
сообщив тому радостную весть, что он идет на первом месте. Это было на
последнем - огневом - рубеже. Спортсмен, до этого не допустивший ни одного
промаха, на этот раз все выстрелы пустил в "молоко" и вообще
остался без медали. Я бы всем тренерам и спортсменам в этой связи порекомендовал
смотреть известный французский фильм "Плата за страх". Фабула
фильма в том, что классные водители подрядились на двух грузовиках по
тяжелому маршруту перевезти огромное количество нитроглицерина - взрывоопасного
вещества. С задачей справился один из четырех (трое погибли). И вот когда
он на седьмом небе от счастья едет на этом же грузовике, но уже без смертоносного
груза за спиной, когда сам себе показывает, какой он классный водитель,
делая восьмерку на большой скорости, то, в конце концов, эта бравада стоит
ему жизни. Подобных примеров можно привести великое множество, но наша
задача - вскрыть причины, механизмы разрушительного воздействия чрезмерного
мотива достижения, не допускать "шипов", оставив "розы".
Причины, на мой взгляд, чрезмерно глубокие, и двумя фразами здесь не обойтись.
К футболу в нашей стране, как и во всем мире, всегда было особое отношение,
и оно в первую очередь вызвано созданием особой атмосферы вокруг него.
Негласно, но это так повелось с давних времен, престиж города напрямую
связывается с наличием классной футбольной команды. В недалекие времена
эта тенденция была характерна для всех уровней иерархии руководства, вплоть
до директора завода и даже начальника цеха. Футболистом на производстве
было быть выгодно: в день игры -освобождение от работы, повышенная зарплата,
лучшие условия труда и другие льготы Если так было на нижней ступени футбольной
иерархии, то что говорить о ступени высшей, игроках и тренеpax команд
мастеров!
Тут и квартиры, и машины, и т.д и т.п. Главное - забивай, а остальное
все приложится. Существовал, и по сей день существует, культ футбола со
всеми его проявлениями: обожание болельщиков, повышенное внимание средств
массовой информации. Любая домохозяйка знает, кто такой Павел Садырин,
но вряд ли назовет двух-трех наиболее выдающихся петербургских деятелей
науки и техники. Разумеется, большинство мальчишек хотело бы стать такими
же известными людьми, и поэтому конкурсы в футбольные школы, являющиеся
главными поставщиками команд мастеров, не сравнимы ни с чем. И вот тут-то
и подстерегает большинство встающих на этот путь чрезмерная опасность.
Весь смысл жизни, вся мотивационная сфера юного футболиста определяются
только футболом - и ничем иным. Тренировки, игры из месяца в месяц, из
года в год. К 17 - 18 годам если травмы не вывели из строя, то можно при
благоприятных обстоятельствах добраться до дублирую-щего, а годика через
два - и до основного состава. Главная цель достигнута, теперь-то, казалось,
все открыто для повышения класса. Но не тут-то было! Прогресс большинства
резко замедляется. У многих класс игры остается тем же, многие потихоньку
сдают, пополняя бесконечные ряды подававших надежды. В чем же причина
этого? Почему такой низкий КПД футбольных школ? Почему в самом престижном
виде спорта, при таких людских резервах в самые ответственные моменты
наши команды, как сборные, так и клубные, уступают, терпят поражения?
Тренеры и другие футбольные специалисты ищут и находят причины материального
характера: плохие поля, на которых невозможно отрабатывать технические
приемы, несовместимость наших футбольных календарей с календарями стран
Западной Европы, низкая оплата в сравнении с зарубежными футболистами...
Конечно, эти причины нельзя сбрасывать со счетов, только ведь не они главные,
и корень проблемы в другом. Вернемся к началу статьи. Ведь это пресловутое
"от радости в зобу дыханье сперло" - результат однобокого развития
личности и тренера, и соответственно - его подопечных. Любая узкая специализация
хранит в себе источник бед. Особенно это проявляется в спорте. Прежде
всего, страдает сам спортсмен. Хорошо, если в нем заложен педагогический
талант и он сможет стать тренером. Замечу, что это очень редкое сочетание,
так как хороший тренер - это не только специалист в своей области, но
главным образом - практический психолог, знающий и умеющий реализовать
потенциал своих подопечных.
Умение подобрать ключик к раскрытию способностей ученика возможно лишь
в случае, если наставник имеет авторитет, прежде всего как личность. Вспоминаю
ноябрь 1967 года, когда "Зенит" должен был встречаться с московским
"Динамо" в одной из заключительных игр первенства СССР. За день
до игры главный тренер "Динамо" К. И. Бесков посетил Дворец
культуры им. С. М. Кирова для просмотра какой-то постановки. Я, будучи
студентом четвертого курса факультета психологии ЛГУ, подрабатывал помощником
машиниста сцены. Во время антракта в комнату рядом со сценой, в которой
я по долгу службы обязан был находиться, вдруг заходит директор Дворца
и вместе с ним - очень симпатичный, подтянутый мужчина, с ними еще был
кто-то, не запомнившийся мне. Они располагаются в этой небольшой комнатке
и начинают разговор. Пристально вглядываясь в симпатичного мужчину, постоянно
державшего нити интересного разговора об искусстве, литературе, я все
время ловил себя на мысли, что это лицо мне знакомо, но не мог никак припомнить,
где я его видел. И только в конце антракта, когда директор Дворца спросил
о предстоящем матче между "Зенитом" и "Динамо", я
осознал, что это был прославленный в прошлом футболист, тогда не менее
прославленный тренер Бесков.
Мне думается, что это один из немногих примеров, когда спорт и высокая
гуманитарная образованность слились в одном лице. К сожалению, этому гуманитарному
фактору не придается должного значения ни в общеобразовательных школах,
ни тем более в футбольных (переходит из класса в класс - и ладно). А ведь
из-за этой недооценки - слабый контроль за своим состоянием и во время
игры, и между играми (нарушение спортивного режима, с чем борются постоянно
тренеры во всех командах), а главное - неумение найти себя в жизни после
окончания спортивной карьеры, когда у их сверстников жизнь только начинается.
Отсюда - разочарования, а зачастую и деградация личности, от пьянства
до преступлений, а иногда и до самоубийства. Об этом не очень приятно
читать и думать, особенно в молодые годы, когда все видится в розовом
свете. Но общечеловеческие наблюдения, выразившиеся в психологических
законах и закономерностях, на коне не объехать. "Гони природу в дверь
- она влетит в окно", - говорили древние, что в высшей степени справедливо
применительно к проблеме мотивации в спорте. Без мотива нет стремления
и, следовательно, результата - это аксиома, понятная всем. Но если мотив
однолинеен и заглушает развитие других способностей спортсмена, превращает
его в своеоб-разный флюс, уводит в сторону от гармоничного развития личности,
то тогда такое развитие мотива превращается в "шипы", которые,
если вовремя не извлечь, могут привести к самым печальным последствиям.
Владимир БАГРУНОВ.
17 - 23 мая 1996 СПОРТИВНАЯ
Как преодолеть Харибду неудачи
В статье "Шины и розы спортивного успеха" ("Спортивная"
от 19 апреля) нами была проанализирована роль психологической подготовки
в преодолении "медных труб" - одной из самых главных опасностей,
подстерегающих спортсмена и тренера, опасности головокружения от успехов
с печальными, а подчас и трагическими последствиями.
Выход прост, как правда: гармоничное развитие личности. Но по молодости
лет, когда все видится в розовом свете, на гармоничное развитие как-то
не хватает времени. А потом убеждаешься, что жизнь невозможно повернуть
назад, и еще одним пессимистом становится больше на белом свете.
В МИФАХ Древней Греции Сцилла и Харибда - две чудовища, пожиравшие мореплавателей,
преодолевающие узкий пролив. Искусство кормчего заключалось в том, что-бы
судно прошло ровно посредине пролива. Невольно возникает аналогия. Чрезмерные
и поэтому неуправляемые эмоции от спортивного успеха - это Сцилла, подстерегающая
каждого спортсмена. Сегодня речь об отрицатель-ных эмоциях, связанных
с поражением, - Харибдой, также чрезвычайно распространенном явлении в
отечественном спорте.
Сейчас, когда телевизионная техника позволяет пока-зать в замедленном
кадре прыжки в длину, любопытно проследить за психологическим настроем
спортсмена на прыжок, особенно после неудачной попытки, из-за заступа.
Прыжок великолепный, но чуть-чуть заступил за планку и - все насмарку.
И вот тут-то сказывается, кто есть кто. На одного спортсмена эта неудача
действует деморализующе, а другой - уйдет весь в себя, так настроится
на следующую попытку и так прыгнет, что, кажется, не было бы счастья,
да несчастье помогло. Харибду неудачи, поражения, надо научиться воспринимать
как горькое, но необходимое лекарство для излечения от самолюбования ("какие
мы непобедимые и сильные"), как сильнейший стимул к самосовершенствованию,
исправлению ошибок. Наши поражения - это наши лучшие учителя, если правильно
подойти к ним. Только умея извлекать пользу из неудач, можно научиться
выигрывать. Поэтому игроки и, главным образом, тренеры не должны отмахиваться
от поражений: "Забудьте, как будто их и не было". В этом случае
нарушается принцип обратной связи - главный принцип функционирования живых
систем, т. е. нет коррекции, обучения. Задача команды - спокойно, объективно
проанализировать ситуацию, приведшую к неудаче, и, выявив основную причину,
затем уже не давать себе потачки в деле ис-правления ее.
У нас же обычно ссылаются на необъективное судейство, плохие погодные
условия, просто невезение, короче, на что угодно, вместо вдумчивого анализа,
понимания того, что корни поражения - в нас самих. И поэтому часто нежелание
или неумение трезво взглянуть на себя, творчески подойти к этой больной
проблеме превращается в эмоциональную разборку сверху донизу. Яркое проявление
этого выражалось в вызове "на ковер" тренеров, отчислении игроков.
Вообще-то хорошо известно, что эмоции выходят на первый план тогда, когда
не хватает аргументов или же когда хотят уйти от обсуждения предмета,
заранее зная свою неправоту в этом вопросе.
Грубейшая ошибка некоторых тренеров заключается в несдержанности и невольном
нанесении психологической травмы игроку. Для отечественного спорта это
очень характерное явление, и объ-ясняется оно прежде всего низким уровнем
культуры тренера. Да и откуда ей взяться? Закончив спортивную карьеру,
кое-как окончив тренерские курсы, не претендующие на гуманитарную направленность,
бывший игрок становится своего рода богом для своих подопечных. Попробуй
- "вякни", и тут же вылетишь из команды. И игрок, фактически
не имея ничего за душой, должен молчать, вырабатывая в себе не психологию
бойца, а психологию раба и угодника.
К нашей пользе и радости, есть исключения из правил. Я, например, давно
слежу за Валерием Газзаевым, самобытнейшим ранее футболистом, а ныне тренером
чемпиона России - самобытнейшей (как и их тренер) команды "Алания".
Газзаев - один из очень немногих тренеров, имеющих, кроме футбольной специальности,
еще и гуманитарную. Он заканчивал юридический факультет МГУ и некоторое
время работал юристом. Кстати, учился и заканчивал МГУ без всяких поблажек
и при этом - играл. И как играл! Именно он забил решающий гол "Зениту"
в 1984 году в финале Кубка СССР в Москве. Тогда перед этим финальным мат-чем
московское "Динамо" ходило в аутсайдерах, а наш "Зенит"
лидировал. Пресса и телевидение прочили победу ленинградцам. Я был на
стадионе и внимательно следил за игрой. Груз ответственности так сковывал
игроков обеих команд, что их невозможно было узнать, особенно "Зенит".
Ошибка за ошибкой - в обороне, нападающие не могли сделать ни одного приличного
удара. И вот уже в дополнительное время, когда игроки обеих команд еле
передвигались по полю, у динамовцев нашелся игрок, который фактически
один обыграл "Зенит". Этим игроком, как вы догадались, был Валерий
Газзаев.
Теперь яснее становятся истоки успехов "Алании", игроки которой,
чувствуя высокий уровень личности тренера, естественно, стараются подражать
ему во всем. Отсюда и высокий моральный дух команды, умение преодолевать
трудности.
К слову сказать, в том же 1984 году, в сентябре, у нас в ЛГУ была встреча
с зенитовцами. Прошла она интересно, а после нее, памятуя о печальном
финальном матче Кубка СССР, я подошел к Павлу Федоровичу Садырину, представился
и изложил вкратце суть моих выводов о психологическом настрое на игру.
Павла Федоровича это очень заинтересовало, и в дальнейшем я неоднократно
бывал на зенитовской базе в Удельной. Считаю Садырина очень талантливым
тренером, личностью в футболе. Он, как и Газзаев, умеет вселить в игроков
оптимизм даже при самых неблагоприятных условиях. Как и 12 лет назад,
считаю, что игроков надо наце-ливать на процесс игры, а не на результат.
Особенно в командных видах спорта. Только в этом случае игрок может по-настоящему
раскрыться и полностью реализовать свой потенциал.
Футбол - это игра, а не жизнь. Тот, кто забывает это или, еще хуже, не
осознает, наносит огромный ущерб футболу, лишает его зрелищности, результативности,
что приводит ко многим печальным последствиям - падению интереса и посещаемости
игр, а от-сюда - и снижение качества игры. Посмотрите на стадионы Европы,
не говоря уже про Южную Америку, а теперь еще Африку и Азию. Они заполнены
до отказа. А на миру, говорят, и смерть красна. И футболисты, прекрасно
владея жанром, в котором они выступают, все делают, чтобы удовлетворить
взыскательным требованиям публики. Они играют, они думают об игре, а не
только о голе. Отсюда - скорость, комбинации, великолепные пасы и удары
по воротам. У нас же чаще думают о результате, и в итоге - суета, бестолковость,
грубость.
Теперь самое время рассказать о методах борьбы со Сциллой и Харибдой,
но об этом - в следующий раз.
Владимир БАГРУ НОВ.
Маленький комментарий
Эти статьи писались 8 лет назад. За это время в нашем футболе улучшений никаких не произошло. Напротив. В частности, Валерий Георгиевич Газзаев, нынешний тренер ЦСКА и еще недавно сборной России растерял ту самобытность, которой он обладал как игрок и начинающий тренер. Объятия механицизма, в котором находится весь наш футбол, задушили его творческие порывы и поиски.
ПРАКТИКА
Напомю первое упражнение:звучание закрытым ртом
Надо удобно устроится в постели или в кресле. Закрыть рот и глаза и представлять,
что вы легко стонете. Почувствуте свободный ритм неглубокого дыхания (дышать
специально, т.е. прикладывать усилия, ни в коем случае не надо). Когда
мысленно поработали и установился спокойный ритм, то начинайте через нос
издавать звук. О голосе не думаем и его не контролируем. Все внимание
на расслаблении. Тренируйтесь 5-10 минут. Если два-три раза в день будете
практиковать это упражнение, то пользу вы скоро почувствуете.
Упражнение второе:звучание полузакрытым ртом
Добавляем к сказанному звучание полузакрытым ртом. Иначе: Зубы сомкнуты,
но без напряжения, губы разомкнуты. Мышцы горла и лица максимально расслаблены.
Половину времени делаем закрытым ртом, половину полузакрытым. Эти настройки
необходимы для снятия напряжения с голоса, что в свою очередь эффективно
переводит всю нашу психику с механической модели на творческую. Все внимание
на расслаблении. Тренируйтесь 5-10 минут. Если два-три раза в день будете
практиковать это упражнение, то пользу вы скоро почувствуете.
Упражнение третье (новое): звучание через рот с закрытым
носом
Добавляем к сказанному звучание через рот с закрытым носом. Двумя пальцами
закрыли нос, зубы и губы разомкнуты. В мышцах лица никакого напряжения.
Мышцы горла и лица максимально расслаблены. Все внимание на расслаблении.
Тренируйтесь в этих трех упражнениях 5-10 минут. Если два-три раза в день
будете практиковать это упражнение, то пользу вы скоро почувствуете.
Эта настройка также необходима не только для снятия напряжения с голоса,
а также является профилактикой против гнусавости, а если она есть, то
избавляет от нее. Замечу, что когда я проводил занятия с группой питерских
логопедов, то они были приятно удивлены этому упражнению. Бороться с гнусавостью
их не смогли обучить в свое время в вузе, также, кстати, как и работе
с голосом в целом.
Чтобы не быть голословным приведу некоторые их отзывы.
" Я, Щербакова Элла Михайловна, 62г.,учитель-логопед ДОУ-12
ВО РОНО
прошла 5 занятий с 29.01.01.-2.02.2001 г. в группе из 21 чел. по 3 часа
5 раз в неделю по развитию речи у Багрунова В.П.
Я считаю, что в ходе занятий изменился мой голос в лучшую сторону. Голос
стал увереннее, глубже, спокойнее более модулированный, выразительнее,
темп речи не торопливый, насыщаемая окраска голоса. Большое спасибо за
полученные новые для меня знания и интересную методику.
Макшанова А.Н., учитель-логопед детского сада №52:
Голос стал спокойнее, мелодичнее, более насыщенным и глубоким. Он как
бы расширился, стал звучать более низко. Впечатление, что успокоился сам
и успокаиваешь других, т.к. общение проходит в низких и спокойных тонах.
Дыхание не такое напряженное. Рада, что имею новые знания и умения, которые
хочу передать детям, а также взрослым, с которыми я общаюсь. Очень хорошо,
что эта методика ненавязчива, что помогает людям овладеть ею.
Ергина Г.А., логопед ДОУ №46 Калининского района:
Считаю, что в моем голосе произошли значительные изменения в лучшую сторону.
Благодаря занятиям я стала более раскованна, голос стал гибче, исчезла
торопливость в речи. Занятия великолепны! Интересны! Нетрадиционны! Познавательны!
Спасибо Владимиру Павловичу Багрунову.
ДавыдоваАлександра Витальевна
Считаю, что в моем голосе произошли следующие изменения: голос стал спокойнее,
выразительнее, стал сильнее и ярче проявляться. Благодаря занятиям появилась
возможность выражать голосом оттенки.
Занятия повлияли не только на развитие голоса: у меня улучшилась осанка,
т.к. я поняла, что для красивого голоса "не подходит" сгорбленная
спина. Эти занятия - прекрасная возможность для самосовершенствования,
для регуляции психики.
Я, работая логопедом, попробовала применить некоторые приемы с детьми,
имеющими патологию речи (в частности, ринолалию, моторную алалию). В работе
по подражанию дети выдают результаты.
Выражаю благодарность Владимиру Павловичу за то, что имела возможность
работать над своим голосом.
Ланчева Анна Александровна
Считаю, что в моем голосе произошли следующие изменения: голос стал звучать
чище, приобрел яркую интонационную выразительность, увеличился диапазон.
Данная методика существенно помогает в работе с детьми: в течение дня
не устают голосовые связки.
Литвиненко Анна Григорьевна
Считаю, что в моем голосе произошли следующие изменения: увеличился диапазон,
изменился тембр, стали выразительнее интонации. При использовании данной
методики в разговорной речи не устают голосовые связки. Попробовав данную
методику в работе с детьми, я заметила, что детям-дизартрикам стало гораздо
легче произносить отработанные звуки во фразовой речи, улучшилась выразительность
речи. Дети стали следить за темпом речи и силой голоса, т.е. улучшился
самоконтроль.
В следующем выпуске мы приступим к основному упражнению, которое является
ключом для открытия голоса и переводу психики с механической модели на
творческую, а, следовательно, обращеием к резервам нашей психики. Сейчас
же хочу ввести термины и понятия, которые необходимо знать, чтобы мы могли
понимать дальнейший ход наших практических занятий.
Настройка (голоса) - термин, который более точно определяет суть
методики. Мы работаем не с голосом - он у каждого человека индивидуальный
и обладает безграничными возможностями, - а с настройкой голоса. Голос,
который дала природа не надо изменять, ставить и производить другие насильственные
над ним действия. Его необходимо восстановить с помощью тонкой настройки,
подобно тому как настраивают все музыкальные инструменты.
Гладкая мышечная система (гладкие мышцы, непроизвольная мышечная
система) - эволюционно более древняя мышечная система (возникает на 500
млн. лет раньше поперечно-полосатой мышечной системы), регулирует деятельность
внутренних органов, в том числе и дыхательную систему, и непосредственно
связана со звукообразованием. Автоматически, независимо от сознания управляется
вегетативной нервной системой, в основание деятельности которой лежит
механизм непрерывного действия (аналоговый принцип). Сила сжатия - доли
грамма. В тысячи раз более медленная и более тонкая по управлению, нежели
поперечно-полосатая мышечная система.
Мембранозная часть трахеи - соединительная ткань, состоящая из
гладких мышц и плёнки (мембраны) и соединяющая кольца трахеи. Является
источником звука.
Поперечно-полосатая мышечная система (произвольная мышечная система)
- эволюционно новая мышечная система, обеспечивающая быстроту и мощность
в борьбе за существование, чего не хватало древним мягкотелым животным.
Управление происходит при помощи центральной нервной системы, в основе
функционирования которой лежит механизм прерывистого действия (дискретный
принцип).
Бронхиальное дерево - верхние дыхательные пути, своим видом напоминающие
дерево, источник возникновения голоса, своего рода многотрубчатый орган
или духовой оркестр.
Трахея (дыхательное горло), ствол бронхиального дерева, - соединяющая
гортань и бронхи хрящевая трубка - источник низких звуков.
Главные бронхи - две главные ветви бронхиального дерева (бронхи
1-го порядка) - источник средних звуков. Бронхи 2-го и 3-го порядка -
источник верхних звуков.
Диафрагма - мышечная перегородка, разделяющая дыхательную и пищеварительную
систему. Воздействие диафрагмы на дыхательную систему при речи и пении
приводит к ненужному увеличению давления в бронхиальной системе и подсвязочного
давления воздуха (утечка воздуха), что губительно сказывается на голосе.
Вдох (придыхание) - легкий, точнее легчайший, вдох в голову и верхушки
легких (поверхностное дыхание), как будто вы вдыхаете нежнейший запах.
Выдох - полное отсутствие внешних мышечных воздействий на дыхательную
систему. Диафрагма стоит на месте.
Челюсть - костная основа центрального и нижнего отделов лица у
человека. Подвижной является только нижняя челюсть.
Рот - полость между верхней и нижней челюстями, снаружи закрытая
губами.
Нёбо - верхняя стенка ротовой полости. Выделяют твердое нёбо (передняя
костная часть) и мягкое нёбо (нёбная занавеска, задняя мышечная часть).
Маленький язычок - конечная часть нёбной занавески, служит для
открытия и закрытия воздушного пути в носовые и головные резонаторы.
Глотка - участок пищеварительного канала, соединяющий полость рта
с пищеводом.
Зев - отверстие, соединяющее полость рта с глоткой.
Гортань - орган, расположенный в верхней части трахеи и состоящий из нескольких
хрящей, - надставная труба.
Горло - общее название зева, глотки и гортани.
Кадык - небольшой выступ впереди на шее, более выраженный у мужчин
(утолщение щитовидного хряща гортани, где располагаются голосовые связки).
Голосовые связки (складки) - волокна сложной структуры, осуществляющие
закрытие и открытие голосовой щели, что обеспечивает изменение частотной
характеристики звука, но не порождение самого звука (при удалении гортани
и, соответственно, голосовых связок полной потери голоса не происходит).
Новые (рабочие) термины и понятия
"Второй рот" - пространство между корнем языка и стенкой
гортани. Цель открытия "второго рта" - включить грудной резонатор,
иначе говоря, создать инструмент для полноценного звукоизвлечения.
"Второй нос" - пространство в глубине носа, так называемые
в гайморовы пазухи. Цель открытия "второго носа" - подключить
головной резонатор. Это позволяет облагородить звучание "инструмента".
Для этого необходимо сосредоточить внимание в глубине носа (в гайморовых
паузах). Этому может способствовать легкий, точнее легчайший вдох, как
будто вы вдыхаете нежнейший запах, а также раздувание ноздрей при вдохе
- прием, к которому часто обращался молодой Шаляпин. Напоминаем, что при
открытии "второго рта" происходит включение грудного резонатора.
При открытии "второго носа" происходит включение головного резонатора.
При одновременном открытии "второго рта" и "второго носа"
грудной и головной резонаторы соединяются и работают как одно целое. Поэтому
качество звука целиком зависит от того, насколько вы преуспеете в овладении
этими новыми для себя навыками.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ФАЗА ДЛЯ ВСЕХ УПРАЖНЕНИЙ
Для достижения успеха в занятиях очень важен соответствующий психологический
настрой. При выработке нового навыка необходимо отвлечься от текущих забот
и желательно несколько раз мысленно произнести: "Мой голос становится
благозвучным и каждым своим звуком оказывает благотворное воздействие
на весь мой организм.
О НАСУЩНОМ.
Напоминаю, что начало всех тренингов в Москве всегда в 12.00. Начинаются
они презентацией, на которую вход свободен. Презентация состоит из показа
5
видеозаписей фрагментов передач на ОРТ, РТР, НТВ(2),ТНТ, демонстрации
возможностей методики на речевом и певческом материале в исполнении автора.
Ближайший 20-часовой трехдневный тренинг состоится 27-29 сентября 2003. Это будет "Голос Клеопатры" (1-я ступень). Цена 300 евро. Количество участниц ограничено. Не более 6 человек. Осталось одно место.
Следующий 20-часовой трехдневный тренинг "Голос и успех. Распетая
речь" в Москве состоится 11-13 октября с.г.
Цена 250 евро первый ряд, 125 евро второй ряд.
Возможен двухдневный вариант (только речевой голос). Цена 200 евро первый
ряд, 100 евро второй ряд.
Запись по тел. в Москве (095) 350-3090 и обязательное подтверждение у
меня
voice@bagratid.com
В Питере занятия начнутся 10 сентября в ДК 1-ой Пятилетки, 7 подъезд,
3 этаж, 38 класс. Презентация методики состоялась 2 сентября.Проведена
запись в две группы №1 18.00. - 20.00. и №2 20.00. - 22.00. Группы до
4-х человек. Есть по одному месту в каждой группе. Цена 100 евро за 10
занятий. Запись voice@bagratid.com
Будьте в голосе!
Владимир Багрунов
-
Почтовый ящик проекта: voice@bagratid.com
Copyright (с) Международная психоакустическая шаляпинская школа Багратид,
2001-2003 г
Полная и частичная перепечатка материалов рассылки разрешается
только с разрешения автора и указанием адреса сайта www.bagratid.com.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru | Отписаться |
В избранное | ||