Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

[LVR] Тема на форуме: ориентирование и мобильность.

Доброго времени суток!

На форуме портала "Колесо познаний" появилось сообщение:
"Ориентироваться и передвигаться в пространстве можно и по другому - без белой
трости и собак-поводырей. При этом можно точно знать, где находится ваш дом,
или дверь, в которую нужно войти или из кторой выйти, и т.д."

Приглашаю к обсуждению на форум:
http://koleso.mostinfo.ru/forum?SectionId=32&g=posts&m=1382#1382

Для участия в форуме необходима регистрация.
Регистрация проходит легко и без графических подтверждений.

--
С уважением, Алексей Любимов
Инструктор по ориентированию и мобильности
Россия, Москва
ICQ: 495224138 Skype: instructor_oandm
mailto:alex***@l*****.su http://lyubimov.su

Ответить   Алексей Любимов Wed, 6 Aug 2008 22:23:07 +0400 (#767748)

 

Ответы:

Доброго времени суток!
Во время беседы с одним другом возник вот какой вопрос: каким образом
обучают пространственной ориентации людей, которые имеют небольшой остаток
зрения: видят цвета, различают крупные предметы и т.д.? Учат ли их
пользоваться тростью, или маршрут строится на видимых ориентирах, которые
они в состоянии заметить? Как вообще людей, имеющих хоть малейший остаток,
учат пользоваться зрением?

С Уважением,
Наталья

Ответить   Wed, 6 Aug 2008 22:01:34 +0300 (#767760)

 

Доброго времени суток!

Original Message From: "Наталья Ластухина" <chadovi***@r*****.ru>
"каким образом обучают пространственной ориентации людей, которые имеют небольшой
остаток зрения: видят цвета, различают крупные предметы и т.д.?"
Если говорить вобщем, то обучение слепого с остаточным зрением проходит по той
же схеме, что и обучение слепого без остаточного зрения. Разница заключается
лишь в том самом остаточном зрении, которое используется по мере сил и возможностей,
либо не используется из-за опасений потерять его окончательно.

"Учат ли их пользоваться тростью, или маршрут строится на видимых ориентирах,
которые они в состоянии заметить? Как вообще людей, имеющих хоть малейший остаток,
учат пользоваться зрением?"
Тут, если в общих чертах, можно выделить следующие стратегии:
Если человек имеет форменное остаточное зрение, то в зависимости от индивидуальных
особенностей, обучение проводится аналогично обучению тотально незрячего с частичным
использованием этого самого остаточного зрения. При изучении маршрутов вводится
визуальное ориентирование на большие или видимо-запоминающиеся человеку ориентиры.
Чем лучше и стабильнее форминное зрение, тем больше обращается внимание на визуальные
ориентиры.
Если человек имеет стабильное слабовиденье, то, в зависимости от заболевания
и индивидуальных особенностей, обучение проводится с использованием подтверждающих
техник или техники владения тростью такие же как и при обучении тотально слепого,
но с активным использованием остаточного зрения.
Если же остаточное зрение у человека хорошее, если можно так выразиться, но нарушено
нижнее поле зрения или зрение "обнуляется" в тёмное время суток, то обучение
проводится на основе остаточного зрения с использованием подтверждающих техник.

--
С уважением, Алексей Любимов
Инструктор по ориентированию и мобильности
Россия, Москва
ICQ: 495224138 Skype: instructor_oandm
mailto:alex***@l*****.su http://lyubimov.su

Ответить   Алексей Любимов Wed, 6 Aug 2008 23:46:59 +0400 (#767767)

 

Здравствуйте, Алексей.

Вы писали 6 августа 2008 г., 23:46:59:

той

страшная вещь, на самом то деле.
ведь формируется бессознательная установка на слепоту, вместо
поддержки и всяческого не медикоментозного развития этого самого
зрения.

частичным

визуальные

алексей, а мог бы ты опубликовать какие-нибудь методики по различению
форм слабовидения, или скинуть что-нибудь подобное на личку, нужно по
работе!

а на практике, разьве владение тростью не мешает использованию
визуальных ориентиров?

Ответить   meetclub Thu, 7 Aug 2008 00:04:48 +0400 (#767773)

 

Доброго времени суток!

Original Message From: "meetclub" Meetcl***@y*****.ru

"страшная вещь, на самом то деле. ведь формируется бессознательная установка
на слепоту, вместо поддержки и всяческого не медикоментозного развития этого
самого зрения."

У меня к вам два вопроса по выше процитированному тезису:

1. с чего вы взяли, что формируется безсознательная установка на слепоту?

2. почему, если мной был правильно понят ваш тезис, я, как инструктор, должен
заниматься установками на тему "немедикаментозного развития зрения" у ученика?

"алексей, а мог бы ты опубликовать какие-нибудь методики по различению форм слабовидения,
или скинуть что-нибудь подобное на личку, нужно по работе!"

Я найду у себя и опубликую классификацию Денискиной В.З.

"а на практике, разьве владение тростью не мешает использованию визуальных ориентиров?"

На практике владение тростью не мешает использовать остаточное зрение.

Вот два распространённых примера.

1. Острота зрения на оба глаза 0,1, выпадение нижнего поля зрения.

2. Острота зрения от 0,1 до 1, суженное поле зрения (до тунельного).

В первом случае использование трости поможет человеку определять наличие ступеней,
ям, преград и т.д. Человек не будет отвлекаться и постоянно смотреть себе под
ноги, сильно опуская голову, а будет осматривать окружающее пространство и т.д.

Во втором варианте трость человеку нужна в обязательном порядке в тёмное время
суток или в помещениях с недостаточной освещённостью, а также для обеспечения
собственной безопасности, т.к. при тонельном зрении человек очень многого просто
не успевает увидеть. И, кроме того, ему очень сложно ориентироваться.

В обоих случаях, помимо трости, идёт обучение эффективному использованию остаточного
зрения, а именно:

перераспределение внимания и нагрузок между зрением и тростью;

обучение технике сканирования.

--
С уважением, Алексей Любимов
Инструктор по ориентированию и мобильности
Россия, Москва
ICQ: 495224138 Skype: instructor_oandm
mailto:alex***@l*****.su http://lyubimov.su

Ответить   Алексей Любимов Thu, 7 Aug 2008 11:08:41 +0400 (#767843)

 

Здравствуйте, Алексей.

Вы писали 7 августа 2008 г., 11:08:41:

а что же тогда формируется?

в моей практике мы работали с людьми, потерявшими зрение, и имеющими
небольшой остаток.
поверте, Алексей, для большенства, тростть-это признание собственной
инвалидности и несостоятельности со всеми вытекающими последствиями.
А с подобной мотивацией достич каких-бы, то нибыло существенных
успехов невозможно!

Алексей, мой тезис сводится к несколько иному, а именно комплексному
подходу.
мое убеждение:
никакие поведенческие изменения не будут пролонгированны без
существенной психо-терапевтической практики.
поэтому у волоколамского реабилитационного центра столь
непривлекательные результаты.

в идиале, инструктор должн бы работать рука об руку с психотерапевтом
и тогда результат даст о себе знать!
надеюсь, что эта истинна в ближайшее время будет взята на вооружение
и нашими реабилитологами!

ориентиров?"

в подобном случае, правда при остроте 0,2-0,3 мне лично удалось
добится не только развития навыков пространственной ориентации, но и
расширения поля зрения!
так что при правильно организованном комплексном воздействии можно
убить сразу двух зайцев!

такого случая в моей практике не было, но думаю, и тут можно достичь
несколько большего, чем хождения с тростью!

между нашими позициями есть одна существенная разница, вы не
ориентированны на приумножение того самого остатка, а за частую это
вполне риально.

прошу не считать всё мною написанное какой-либо притензией к вашему
методу, просто мы опираемся на различные парадигмы.
удачи вам в вашей , социально необходимой , деятельности!

Петр, Московия

Ответить   meetclub Thu, 7 Aug 2008 19:38:46 +0400 (#767937)

 

Доброго времени суток!

Original Message From: "meetclub" <Meetcl***@y*****.ru>
"в моей практике мы работали с людьми, потерявшими зрение, и имеющими небольшой
остаток."
Пожалуйста, расскажите подробнее о вашей практике.

"поверте, Алексей, для большенства, тростть-это признание собственной инвалидности
и несостоятельности со всеми вытекающими последствиями. А с подобной мотивацией
достич каких-бы, то нибыло существенных успехов невозможно!"
Ну, я не то чтобы верю вам наслово, я знаю что это так. К сожалению, люди воспринимают
трость в своих руках как признание собственной инакости и далее по тексту.

Вот вы сказали о мотивации. Совершенно верно, мотивация реабилитанта - это очень
важный компонент работы. Но есть ещё цели и задачи.

На мой взгляд, при реабилитационной работе нужно помнить, что мы, реабилитологи
и они, реабилитанты, живут в социуме, а у этого социума есть определённые правила.
Хотим мы того или не хотим, но правила эти мы должны соблюдать.
Трость, помимо субъективного ощущения инвалидности несёт ещё пять функций и одна
из них - это сигнальная. Если человек разбивает себе лоб о стену или столб -
это его личные проблемы. Но если на дороге такого слепого сбивает машина, то
почему за глупость и амбиции инвалида должен отвечать водитель?

"Алексей, мой тезис сводится к несколько иному, а именно комплексному подходу."
Совершенно с вами согласен - подход к реабилитации должен быть комплексным.

"мое убеждение: никакие поведенческие изменения не будут пролонгированны без
существенной психо-терапевтической практики. поэтому у волоколамского реабилитационного
центра столь непривлекательные результаты."
Ну, за волоколамский и бийский РЦ я ничего говорить не буду, т.к. у меня нету
статистики, а попытки диалога с работниками РЦ ни к чему хорошему, к сожалению,
не приводят.
Что до поведенческих изменений, то обучение правильному использованию трости
я таковыми не считаю.

"в идиале, инструктор должн бы работать рука об руку с психотерапевтом и тогда
результат даст о себе знать!"
Подписываюсь под каждым словом.

"надеюсь, что эта истинна в ближайшее время будет взята на вооружение и нашими
реабилитологами!"
Я тоже на это надеюсь, но, боюсь, что это будет не так скоро, как хотелось бы.

"1. Острота зрения на оба глаза 0,1, выпадение нижнего поля зрения."
"в подобном случае, правда при остроте 0,2-0,3 мне лично удалось добится не только
развития навыков пространственной ориентации, но и

Пётр, извините меня пожалуйста, но 0,1 (10%) и 0,2-0,3 (20-30%) - это две большие
разницы. Помимо остроты зрения, я в своём примере привёл второй параметр, а именно
выпадение нижнего поля зрения. На практике это означает неработоспособность сетчатки
нижней части глаза.
Ориентироваться можно научить человека с любым остаточным зрением, а вот с мобильностью
у такого человека будут уже большие проблемы. При выпадении нижнего поля зрения
человек уже не видит ступеньки, бордюры и всё что у него под ногами.
Объясните, пожалуйста, что вы можете предложить в качестве альтернативы вместо
трости?

"так что при правильно организованном комплексном воздействии можно убить сразу
двух зайцев!"
Что такое "комплексное воздействие" и каких "зайцев" можно убить?

"2. Острота зрения от 0,1 до 1, суженное поле зрения (до тунельного)."
"такого случая в моей практике не было, но думаю, и тут можно достичь несколько
большего, чем хождения с тростью!"
Поясните, пожалуйста, как и чем вы замените человеку трость, если максимальное
поле зрения у него может составлять 15 градусов? У такого человека кроме макулы
остальная сетчатка не работает. В сумерки или ночью человек становится полностью
слепым.

"между нашими позициями есть одна существенная разница, вы не ориентированны
на приумножение того самого остатка, а за частую это вполне риально."
Я не ориентирован на приумножение потому, что профессия у меня не преумножать,
а возвращать человеку способность к свободному и независимому, эффективному и
безопасному передвижению.

"прошу не считать всё мною написанное какой-либо притензией к вашему методу,
просто мы опираемся на различные парадигмы."
Я с интересом дискутирую с вами и надеюсь на продолжение.

"удачи вам в вашей , социально необходимой , деятельности!"
Вам тоже удачи и успеха!

--
С уважением, Алексей Любимов
Инструктор по ориентированию и мобильности
Россия, Москва
ICQ: 495224138 Skype: instructor_oandm
mailto:alex***@l*****.su http://lyubimov.su

Ответить   Алексей Любимов Thu, 7 Aug 2008 21:09:48 +0400 (#767946)

 

Здравствуйте, уважаемые подписчики.

Мне хотелось бы вставить несколько комментариев по поводу
обучения людей с остаточным зрением ориентированию и
мобильности.

Во-первых, зрение никак не ухудшается и не теряется от
того, что его активно используют. Термин "охрана зрения",
используемый для классов, куда входят дети с остаточным
зрением, никак не подразумевает НЕиспользование зрения.
Наоброт, на практике доказано, что занятия по развитию
зрительных навыков улучшают зрительное функционирование
ученика. Подчеркну, что улучшается не само зрение, а
именно его использование. Поэтому обучение ипользованию
зрения очень важно при наличии остаточного зрения.

Во-вторых, обучение слабовидящего человека ориентированию
и мобильности отличается от обучения тотально незрячего
человека, хотя использование той же длинной белой трости
часто бывает полезным и иногда просто необходимым даже при
остаточном зрении. Я бы не сказала, что при обучении людей
слабовидящих (а это - основная категория моих учеников в
настоящее время), просто добавляется зрение. На самом
деле, меняется многое: выбор ориентиров, техники с тростью
и т.д. Причем, отличия не только в обучении слабовидящих и
незрячих, но и в обучении разных категорий слабовидящих
людей. В программе подготовки инструкторов по
ориентированию и мобильности в Новосибирском
государственном университете этому вопросу посвящен целый
курс.

В-третьих, при правильном обучении использование трости не
мешает использованию визуальных ориентиров и наоборот. На
примере моих учеников могу сказать, что научившись
правильно владеть тростью и использовать визуальное
сканирование, они могут определить помехи на пути и
ориентиры с более дальнего расстояния, чем раньше.

В-четвертых, по поводу форм слабовидения хочется сказать,
что остаточное зрение может быть таким разным, и
инструктор, работающий со слабовидящим учеником, должен
хорошо знать и понимать нарушение зрения своего ученика.
Если говорить в общих чертах, то с функциональной точки
зрения можно выделить:
1. Снижение остроты зрения.
2. Нарушение поля зрения:
2а) нарушение центрального поля зрения
2б) нарушение периферического поля зрения.

Причем эти нарушения часто сочетаются между собой, к ним
еще можно добавить такие параметры, как цветоощущение,
стереоскопия, чувствительность к контрасту и т.д.

Так что вопрос о специфике обучения людей с остаточным
зрением ориентированию и мобильности достаточно большой и
одним сообщением на него ответить невозможно. Так и
просятся комментарии :)

Всего доброго.

Яна Балашова
Инструктор по ориентированию и мобильности
Эл.почта: oan***@n*****.ru

Ответить   Wed, 13 Aug 2008 05:43:23 +0700 (#768831)

 

Здравствуйте, Наталья.

Вы писали 6 августа 2008 г., 23:01:34:

наталья, а это смотря кто учит!

я пересекался в своей работе с Н.ВЗахарченко,
суть его метода, максимальное использование скрытых потенциалов.
что в свою очаредь ведёт к расширению этих потенциалов.
принцип зоны ближайшего развития.

про эффективность в серьёзных случаях судить не возьмусь, но для себя
я многое там нашел и несколько поправил собственное зрительное
восприятие!

Ответить   meetclub Wed, 6 Aug 2008 23:51:41 +0400 (#767768)