Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За 2008-08-07

[LVR] Re[5]: Реабилитация слабовидящих

Доброго времени суток!

Original Message From: "meetclub" <Meetcl***@y*****.ru>
"в моей практике мы работали с людьми, потерявшими зрение, и имеющими небольшой
остаток."
Пожалуйста, расскажите подробнее о вашей практике.

"поверте, Алексей, для большенства, тростть-это признание собственной инвалидности
и несостоятельности со всеми вытекающими последствиями. А с подобной мотивацией
достич каких-бы, то нибыло существенных успехов невозможно!"
Ну, я не то чтобы верю вам наслово, я знаю что это так. К сожалению, люди воспринимают
трость в своих руках как признание собственной инакости и далее по тексту.

Вот вы сказали о мотивации. Совершенно верно, мотивация реабилитанта - это очень
важный компонент работы. Но есть ещё цели и задачи.

На мой взгляд, при реабилитационной работе нужно помнить, что мы, реабилитологи
и они, реабилитанты, живут в социуме, а у этого социума есть определённые правила.
Хотим мы того или не хотим, но правила эти мы должны соблюдать.
Трость, помимо субъективного ощущения инвалидности несёт ещё пять функций и одна
из них - это сигнальная. Если человек разбивает себе лоб о стену или столб -
это его личные проблемы. Но если на дороге такого слепого сбивает машина, то
почему за глупость и амбиции инвалида должен отвечать водитель?

"Алексей, мой тезис сводится к несколько иному, а именно комплексному подходу."
Совершенно с вами согласен - подход к реабилитации должен быть комплексным.

"мое убеждение: никакие поведенческие изменения не будут пролонгированны без
существенной психо-терапевтической практики. поэтому у волоколамского реабилитационного
центра столь непривлекательные результаты."
Ну, за волоколамский и бийский РЦ я ничего говорить не буду, т.к. у меня нету
статистики, а попытки диалога с работниками РЦ ни к чему хорошему, к сожалению,
не приводят.
Что до поведенческих изменений, то обучение правильному использованию трости
я таковыми не считаю.

"в идиале, инструктор должн бы работать рука об руку с психотерапевтом и тогда
результат даст о себе знать!"
Подписываюсь под каждым словом.

"надеюсь, что эта истинна в ближайшее время будет взята на вооружение и нашими
реабилитологами!"
Я тоже на это надеюсь, но, боюсь, что это будет не так скоро, как хотелось бы.

"1. Острота зрения на оба глаза 0,1, выпадение нижнего поля зрения."
"в подобном случае, правда при остроте 0,2-0,3 мне лично удалось добится не только
развития навыков пространственной ориентации, но и
> расширения поля зрения!"
Пётр, извините меня пожалуйста, но 0,1 (10%) и 0,2-0,3 (20-30%) - это две большие
разницы. Помимо остроты зрения, я в своём примере привёл второй параметр, а именно
выпадение нижнего поля зрения. На практике это означает неработоспособность сетчатки
нижней части глаза.
Ориентироваться можно научить человека с любым остаточным зрением, а вот с мобильностью
у такого человека будут уже большие проблемы. При выпадении нижнего поля зрения
человек уже не видит ступеньки, бордюры и всё что у него под ногами.
Объясните, пожалуйста, что вы можете предложить в качестве альтернативы вместо
трости?

"так что при правильно организованном комплексном воздействии можно убить сразу
двух зайцев!"
Что такое "комплексное воздействие" и каких "зайцев" можно убить?

"2. Острота зрения от 0,1 до 1, суженное поле зрения (до тунельного)."
"такого случая в моей практике не было, но думаю, и тут можно достичь несколько
большего, чем хождения с тростью!"
Поясните, пожалуйста, как и чем вы замените человеку трость, если максимальное
поле зрения у него может составлять 15 градусов? У такого человека кроме макулы
остальная сетчатка не работает. В сумерки или ночью человек становится полностью
слепым.

"между нашими позициями есть одна существенная разница, вы не ориентированны
на приумножение того самого остатка, а за частую это вполне риально."
Я не ориентирован на приумножение потому, что профессия у меня не преумножать,
а возвращать человеку способность к свободному и независимому, эффективному и
безопасному передвижению.

"прошу не считать всё мною написанное какой-либо притензией к вашему методу,
просто мы опираемся на различные парадигмы."
Я с интересом дискутирую с вами и надеюсь на продолжение.

"удачи вам в вашей , социально необходимой , деятельности!"
Вам тоже удачи и успеха!

--
С уважением, Алексей Любимов
Инструктор по ориентированию и мобильности
Россия, Москва
ICQ: 495224138 Skype: instructor_oandm
mailto:alex***@l*****.su http://lyubimov.su

   Алексей Любимов 2008-08-07 21:10:50 (#767946)

[LVR] Re[4]: Реабилитация слабовидящих

Здравствуйте, Алексей.

Вы писали 7 августа 2008 г., 11:08:41:

> У меня к вам два вопроса по выше процитированному тезису:

> 1. с чего вы взяли, что формируется безсознательная установка на слепоту?

а что же тогда формируется?

в моей практике мы работали с людьми, потерявшими зрение, и имеющими
небольшой остаток.
поверте, Алексей, для большенства, тростть-это признание собственной
инвалидности и несостоятельности со всеми вытекающими последствиями.
А с подобной мотивацией достич каких-бы, то нибыло существенных
успехов невозможно!

> 2. почему, если мной был правильно понят ваш тезис, я, как инструктор, должен
> заниматься установками на тему "немедикаментозного развития зрения" у ученика?

Алексей, мой тезис сводится к несколько иному, а именно комплексному
подходу.
мое убеждение:
никакие поведенческие изменения не будут пролонгированны без
существенной психо-терапевтической практики.
поэтому у волоколамского реабилитационного центра столь
непривлекательные результаты.

в идиале, инструктор должн бы работать рука об руку с психотерапевтом
и тогда результат даст о себе знать!
надеюсь, что эта истинна в ближайшее время будет взята на вооружение
и нашими реабилитологами!

> "а на практике, разьве владение тростью не мешает использованию визуальных
ориентиров?"

> На практике владение тростью не мешает использовать остаточное зрение.

> Вот два распространённых примера.

> 1. Острота зрения на оба глаза 0,1, выпадение нижнего поля зрения.

в подобном случае, правда при остроте 0,2-0,3 мне лично удалось
добится не только развития навыков пространственной ориентации, но и
расширения поля зрения!
так что при правильно организованном комплексном воздействии можно
убить сразу двух зайцев!

> 2. Острота зрения от 0,1 до 1, суженное поле зрения (до тунельного).

такого случая в моей практике не было, но думаю, и тут можно достичь
несколько большего, чем хождения с тростью!

> В обоих случаях, помимо трости, идёт обучение эффективному использованию остаточного
> зрения, а именно:

> перераспределение внимания и нагрузок между зрением и тростью;

> обучение технике сканирования.

между нашими позициями есть одна существенная разница, вы не
ориентированны на приумножение того самого остатка, а за частую это
вполне риально.

прошу не считать всё мною написанное какой-либо притензией к вашему
методу, просто мы опираемся на различные парадигмы.
удачи вам в вашей , социально необходимой , деятельности!

Петр, Московия

   meetclub 2008-08-07 20:19:12 (#767937)

[LVR] Классификация

Доброго времени суток!

В.З. Денискина
К вопросу о классификации детей с нарушением зрения и вторичных отклонениях в
их развитии
(из всего доклада приведена только классификация)
II всероссийские педагогические чтения
Москва, ноябрь 2007 г.

Итак, категория детей с нарушением зрения весьма разнообразна и неоднородна.
По степени нарушения зрения и зрительным возможностям она включает следующие
подкатегории:
I. Слепые дети. По остроте зрения это дети с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04
(4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. В подкатегорию <Слепые или незрячие>
входят также дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т.е. 100%), у
которых границы поля зрения сужены до 10 - 15 градусов или до точки фиксации.
Такие дети являются практически слепыми, так как в познавательной и ориентировочной
деятельности они весьма ограниченно могут использовать зрение. Таким образом,
острота зрения не является не единственным критерием слепоты.
II. Слабовидящие дети. К этой подкатегории относятся дети с остротой зрения
от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.
III. Дети с пониженным зрением или дети с пограничным зрением между слабовидением
и нормой, то есть дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем
глазу с коррекцией.
Примечание: Дети с остротой зрения 0,9 - 1,0 (90% - 100%) относятся к категории
<нормально видящи> и здесь не рассматриваются.

1) Тотально или абсолютно слепые. При абсолютной слепоте на оба глаза полностью
отсутствуют зрительные ощущения.
2) Слепые дети со светоощущением, Эти дети видят только свет, то есть отличают
свет от тьмы. При этом дети, у которых светоощущение с правильной проекцией,
могут правильно показать направление света, а дети, у которых светоощущение с
неправильной проекцией не могут указать, откуда падает свет.
3) Слепые дети, у которых имеется светоощущение и цветоощущение, то есть они
отличают не только свет от тьмы, но и различают цвета.
4) Слепые дети, у которых имеются тысячные доли от нормальной остроты зрения
(примерно от 0,005 до 0,009). При таком зрении в комфортных условиях человек
видит движения руки перед лицом, на очень близком расстоянии может различать
цвета, контуры, силуэты предметов. В медицинских картах такая острота зрения
фиксируется как 0,005 или движения руки перед лицом.
5) Слепые с форменным (предметным) остаточным зрением. К этой группе относятся
дети, острота зрения которых варьируется в пределах 0,01 - 0,04. В тифлолитературе
ранее их называли частично видящими или частично зрячими (см., например, работы
М.И. Земцовой, А.Г. Литвака, Л.И. Солнцевой). В настоящее время термин <слепые
с остаточным зрением> получает все большее распространение в тифлологии применительно
именно к рассматриваемой группе слепых детей, ибо более точно отражает их зрительные
возможности. Несмотря на то, что у этих детей имеется форменное зрение, в познавательной
и учебной деятельности (особенно связанной с письмом и чтением) ведущими для
них являются осязательное и слуховое восприятие, а зрительное восприятие является
вспомогательным способом ориентировки, контроля своих действий и получения информации.

--
С уважением, Алексей Любимов
Инструктор по ориентированию и мобильности
Россия, Москва
ICQ: 495224138 Skype: instructor_oandm
mailto:alex***@l*****.su http://lyubimov.su

   Алексей Любимов 2008-08-07 11:57:32 (#767845)

[LVR] Re[3]: Реабилитация слабовидящих

Доброго времени суток!

Original Message From: "meetclub" Meetcl***@y*****.ru

"страшная вещь, на самом то деле. ведь формируется бессознательная установка
на слепоту, вместо поддержки и всяческого не медикоментозного развития этого
самого зрения."

У меня к вам два вопроса по выше процитированному тезису:

1. с чего вы взяли, что формируется безсознательная установка на слепоту?

2. почему, если мной был правильно понят ваш тезис, я, как инструктор, должен
заниматься установками на тему "немедикаментозного развития зрения" у ученика?

"алексей, а мог бы ты опубликовать какие-нибудь методики по различению форм слабовидения,
или скинуть что-нибудь подобное на личку, нужно по работе!"

Я найду у себя и опубликую классификацию Денискиной В.З.

"а на практике, разьве владение тростью не мешает использованию визуальных ориентиров?"

На практике владение тростью не мешает использовать остаточное зрение.

Вот два распространённых примера.

1. Острота зрения на оба глаза 0,1, выпадение нижнего поля зрения.

2. Острота зрения от 0,1 до 1, суженное поле зрения (до тунельного).

В первом случае использование трости поможет человеку определять наличие ступеней,
ям, преград и т.д. Человек не будет отвлекаться и постоянно смотреть себе под
ноги, сильно опуская голову, а будет осматривать окружающее пространство и т.д.

Во втором варианте трость человеку нужна в обязательном порядке в тёмное время
суток или в помещениях с недостаточной освещённостью, а также для обеспечения
собственной безопасности, т.к. при тонельном зрении человек очень многого просто
не успевает увидеть. И, кроме того, ему очень сложно ориентироваться.

В обоих случаях, помимо трости, идёт обучение эффективному использованию остаточного
зрения, а именно:

перераспределение внимания и нагрузок между зрением и тростью;

обучение технике сканирования.

--
С уважением, Алексей Любимов
Инструктор по ориентированию и мобильности
Россия, Москва
ICQ: 495224138 Skype: instructor_oandm
mailto:alex***@l*****.su http://lyubimov.su

   Алексей Любимов 2008-08-07 11:10:50 (#767843)

[LVR] Re[2]: Реабилитация слабовидящих

Здравствуйте, Алексей.

Вы писали 6 августа 2008 г., 23:46:59:

> Если говорить вобщем, то обучение слепого с остаточным зрением проходит по
той
> же схеме, что и обучение слепого без остаточного зрения. Разница заключается
> лишь в том самом остаточном зрении, которое используется по мере сил и возможностей,
> либо не используется из-за опасений потерять его окончательно.

страшная вещь, на самом то деле.
ведь формируется бессознательная установка на слепоту, вместо
поддержки и всяческого не медикоментозного развития этого самого
зрения.

> Тут, если в общих чертах, можно выделить следующие стратегии:
> Если человек имеет форменное остаточное зрение, то в зависимости от индивидуальных
> особенностей, обучение проводится аналогично обучению тотально незрячего с
частичным
> использованием этого самого остаточного зрения. При изучении маршрутов вводится
> визуальное ориентирование на большие или видимо-запоминающиеся человеку ориентиры.

> Чем лучше и стабильнее форминное зрение, тем больше обращается внимание на
визуальные
> ориентиры.

алексей, а мог бы ты опубликовать какие-нибудь методики по различению
форм слабовидения, или скинуть что-нибудь подобное на личку, нужно по
работе!

> Если человек имеет стабильное слабовиденье, то, в зависимости от заболевания
> и индивидуальных особенностей, обучение проводится с использованием подтверждающих
> техник или техники владения тростью такие же как и при обучении тотально слепого,
> но с активным использованием остаточного зрения.

а на практике, разьве владение тростью не мешает использованию
визуальных ориентиров?

   meetclub 2008-08-07 00:23:28 (#767773)