Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

[sbo] дискуссия о брайле

Выпуск номер 393

Привет, рассылка! Привет, Светлана! По поводу дискуссии возник такой
простой вопрос: а что ты будешь делать без брайля, если компьютер
сломается?

С уважением

Михаил, Сергиев посад

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 95 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

Ответить   Burchak Michael Sun, 5 Feb 2006 08:36:12 +0300 (#511087)

 

Ответы:

Выпуск номер 396

Здравствуйте!

Original Message Sent: Sunday, February 05, 2006 7:36 AM

делать без брайля, если

Конечно же, починю компьютер в самые сжатые сроки. Тем более, что у меня дома
он не в единственном экземпляре, и достаточно сложно
представить себе ситуацию, когда из строя выйдут все без исключения машины.

Впрочем, хочу заметить, что некоторые участники дискуссии, не смотря на мои старания,
всё же поняли меня не совсем верно. А если
быть до конца справедливой, то совсем неверно.

Дело в том, что как раз я не отношу себя к числу тех, кто полагает, будто можно
обойтись совершенно без брайля. Нет, почему же? Если
есть такая система передачи и получения информации, то почему бы её не использовать?
Другой вопрос в том, что при наличии компьютера
у меня такой необходимости абсолютно не возникает. Пожалуй, в моём случае ситуация
очень сходна с той, которую описал Анатолий. Я
владею и брайлем, и методикой Гебельта, и зрячим шрифтом, и компьютером. Однако
приоритетным всё-таки является последний в силу
того, что именно при помощи компьютера у меня есть возможность получать максимум
доступного материала, учиться, общаться и т.д. Все
остальные виды систем обмена и получения информации присутствуют в моём арсенале,
и при определённых обстоятельствах я их
обязательно применю, но суть ведь отнюдь не в этом.

Повторю то, что написала с самого начала: существуют две радикально противоположные
точки зрения на этот счёт. Ну, теперь, думаю, Вы
в правильности данного термина убедились на собственном опыте. Кроме того, в
том же первом своём сообщении я заметила, что аргументы
в пользу того и другого мнения можно приводить до бесконечности. И это также
было продемонстрировано на практике. Хотя, на мой очень
субъективный взгляд, как первые, так и вторые были достаточно слабыми.

Давайте попробуем немного повернуть разговор в другую плоскость. Если школьник
(не первогодок, а уже достаточно взрослый и имеющий в
своём распоряжении доступ к личному компьютеру) заявляет учителю, что брайль
ему не нужен, что эти знания для него бесполезны, как
должен повести себя учитель? С одной стороны, сразу возникают уже звучавшие здесь
аргументы: понижается грамотность и т.д. Однако,
осмелюсь заметить, что это не так, по-моему. Не хочу указывать на кого бы то
ни было, а потому сошлюсь на себя. На грамотность вроде
бы не жалуюсь, хотя в своей жизни прочла от силы две книги по брайлю. И то только
лишь во время школьной учёбы. Если была такая
возможность, всегда старалась читать на кассетах или (уже позже) на компьютере.
Не скажу, что идеально грамоттна. Как и любой другой
человек, наверняка, допускаю ошибки, но не в столь огромных количествах, чтобы
можно было сказать: она не читает, поэтому ошибается!
Помимо этого всплывают разного рода иные факты и замечания, которых здесь было
предостаточно. Но, с другой стороны, у школьника есть
все те же самые ответы и контраргументы, что фигурировали в нашей дискуссии.
Молодёж - народ вообще амбициозный и своенравный,
поэтому доказывать им что бы то ни было зачастую совершенно бесполезное занятие.
Опять-таки подчеркну, что я бы особо возражать и не
стала, хотя выучить брайль порекомендовала бы просто на всякий случай: а вдруг
когда-нибудь в критической ситуации пригодиться.
Впрочем, тут вспоминаются радостные и просветлённые лица наших школьных преподавателей,
когда я стала приносить им программные
сочинения, распечатанные на принтере, а не написанные по-брайлю. Кроме того,
по идее, наличие компьютера и умение им достойно
пользоваться вполне может позволить любому незрячему человеку заниматься в массовой
школе или даже сдать выпускные экзамены
экстерном. В принципе, когда-то и я рассматривала такую возможность, но в силу
того, что при этом нужно было большей частью
просиживать дома, проводя время за компьютером, от неё отказалась. Но для некоторых,
на мой взгляд, это действительно выход из
положения. При этом я могу привести столь же убедительную массу примеров обратного
действия, когда вполне неплохо видевшие девочки,
имевшие приличный остаток зрения, специально и по собственному желанию изучали
брайль, чтобы переписываться с незрячими друзьями из
других школ.

С глубоким уважением,
Светлана - администратор портала "ORIENTATION",
http://orientation.ioso.ru
mailto:orientati***@b*****.ru
msn:cilhant***@i*****.ru
icq:312691558

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 95 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

Ответить   Sun, 5 Feb 2006 16:51:50 +0200 (#511274)

 

Выпуск номер 398

здравствуйте, уважаемые участники листа!
не буду столь многословной, как в предыдущем письме. просто сделаю
акцент на нескольких пунктах нашей живой и горячей, каковых давно не было,
дискуссии.
Итак, считаю, что в школе, естественно, брайль должен быть обязателен к
изучению. другое дело, когда, скажем, класс этак в седьмой приходит человек,

который недавно потерял зрение. Его, бедного, извините, "насилуют" этим
несчастным брайлем, заставляют из-под палки... у нас в школе поздно
потерявших зрение обучала брайлю бабулька лет 80-ти. в общем, можете
представить... и в результате эти бедные люди и брайля толком не изучили, и
от программы отставать стали ввиду того, что приходилось им букварь читать -

ничего хорошего. к этим людям просто надо быть поснисходительнее. Если
человек, который потерял зрение, отлично владеет компьютером, помнит
плоскопечатный шрифт, так зачем же его брайлем-то убивать?
Ещё хотелось бы заметить, вернее, даже предложить: давайте воздержимся
от выяснения каких бы то ни было отношений и переходов на личности? в
некоторых листах этого было и есть... зачем уподобляться? это можно и в
личной переписке выяснить.
и, конечно, полностью согласна со светланой - компьютер - это максимум
информации, максимум возможностей, хочу поблагодарить тебя, света, за столь
интересную выбранную для дискуссии тему.
С уважением
Beauty

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 95 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

Ответить   Sun, 5 Feb 2006 19:01:38 +0300 (#511298)

 

Выпуск номер 400

Добрый день, _уважаемые_ господа!

Если я кого-то лично задел в своём предыдущем сообщении, прошу
меня простить. Это извинение можно смело приплюсовать к двум из предыдущего
письма. Готов ещё персонально извиниться перед Александром: ничего
_такого_ я в Вашем письме не находил. Мне просто _показалось_, что оно
было не лишено нескольких грамматических и орфографических ошибок
(впрочем, как, наверняка, и моё сообщение). А до этого в дискуссии
делалось утверждение: "Кто предпочитает брайль, тот грамотнее пишет".
Именно это утверждение я и пытался оспорить на Вашем примере, иными
словами -- абсолютно ничего личного.

В отличии от Володи, который оппонирует "незримому собеседнику", я
оппонирую конкретным людям -- вот и вся разница. Я довольно болезненно
воспринимаю разговоры, вроде "кто не знает брайля, тот неграмотная
личность" по той простой причине, что не считаю себя знатоком брайля,
а грамотным "считаться" хочется. :)
Следовательно, высказывание, подобное приведённому, воспринимаю как
личное оскорбление.

Итак, теперь немного по существу проблемы.

Я считаю, что в школе надо учиться, т.е. получать и перерабатывать
знания. При этом в школе обязательно надо _научиться_ получать и
перерабатывать информацию.

Заметим вскользь, что, как правило, учащиеся старших классов в определённой степени
владеют навыками письма и чтения по-брайлю. Если дальше учащийся планирует связать
свою жизнь с
математикой, то брайль ему нужен чуть больше, чем, условно говоря,
гумманитарию. Математику, объективно, со слуха
воспринимать труднее плюс существует ряд технических ограничений, которые,
правда, носят временный характер (математические тексты не
распознаются).
Соответственно, если речь идёт об учащемся "гумманитарной"
направленности, то необходимость качественного знания брайля можно довольно
безболезненно ставить под сомнение.

Практическая ценность умения бегло читать и писать по брайлю
несоизмеримо меньше умения работать на компьютере. Под "работой на
компьютере" понимается умение находить интересующую информацию и при
необходимости переводить её в доступный для обработки формат.

Я считаю, что современная школа не выполнила свою задачу, если по её
окончании человек не может элементарно отсканировать себе
плоскопечатные книги, чтобы подготовиться к вступительным экзаменам в
ВУЗ. И меня меньше всего будет интересовать, с какой скоростью этот
конкретно выпускник умеет читать по-брайлю и сколько именно страниц в
год он прочитывает.
Брайль в реальной (а не игрушечной "слепецкой") жизни знаком
очень ограниченному кругу лиц. Количество информации, доступное по
системе Брайля, несоизмеримо мало. Соответствующим должно быть и
отношение к этой (как и к любой другой) системе записи информации.
С другой стороны, очевидно, что брайль просто ради брайля -- это глупо. Причём,
ровно в той же степени, что и компьютер просто ради компьютера (хотя
последнее может стать профессией, а вот первое -- навряд ли. Хотя,
если работать, скажем, корректором брайлевских изданий, то тоже
можно... Но количественные параметры этих профессий просто
несопоставимы.)

Общий вывод: знать брайль замечательно. Такое знание может оказаться
очень полезным в ряде случаев. Это своего рода "не совсем бесполезное
баловство", также, как, скажем, умение перемножать в столбик или в уме
трёхзначные числа или (как совершенно правильно писал Володя)
добывать огонь трением.

В то же время элементарная компьютерная грамотность и умение добывать
и делать доступной для себя информацию в "электронном" виде -- это
насущная необходимость. И мне самым искренним образом непонятны
аргументы "против", в особенности принимая во внимание способ нашей с
вами полемики.

Ответить   "Anatoliy D. Popko" Sun, 5 Feb 2006 21:16:44 -0800 (#511355)

 

Выпуск номер 402

Привет всем! Не хотите знать брайль - как хотите, мне же телефон дешевле
записать будет, а у меня несколько другой вопрос: можно ли человеку,
совершенно не владеющему навыками писания рукописных букв, этому обучиться.
Пробовала несколько раз, но ничего из этого не вышло, а очень хочется. есть
ли какие-нибудь методики обучения?
С уважением ко всем, Татьяна

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 95 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

Ответить   "Tatyana & Vadim Muhamedshin" Sun, 5 Feb 2006 20:49:51 +0200 (#511369)

 

Выпуск номер 407

Здравствуйте все и Татьяна!

а у меня несколько другой вопрос: можно ли

Я обучилась. я не особо применяю эти навыки, больше всё же пользуюсь
системой Гебальда, однако, считаю, что знания эти не лишни.
итак, обучала меня подруга, которая имеет остаток зрения. я разметила
обыкновенную брайлевскую тетрадку. сделала линейки точками 1, 4 через
строку. получилась увеличенная модель плоскопечатной тетради в линейку.
Параллельно у меня в арсенале находилось то самое пособие, о котором
говорила Анна георгиевна. обучение проходило примерно так: я смотрела, как
выглядит та или иная буква - мы шли по алфавиту с первой буквы, не пропуская

ничего. когда я поводила по букве пальцем, моя подруга пыталась мне
показать, как зрячие люди пишут эту букву, согласно тем линейкам, которые у
меня имеются, т.е. не выходя за них или, наоборот, выходя выше или ниже той
или иной линейки. а затем просто шла тренировка, а подруга моя периодически
контролировала, что за каракули я там вывела. было непросто, но, как
результат, я владею этим искусством, и когда ещё не имела факсимилье, о
котором писала вчера, расписывалась именно прописными буквами.
Вывод один: без зрячего человека рядом процесс обучения этому фактически

невозможен.
с уважением
beauty

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 95 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

Ответить   Sun, 5 Feb 2006 23:45:24 +0300 (#511423)

 

Выпуск номер 401

Доброго времени суток всем и Оксане!
Если
человек, который потерял зрение, отлично владеет компьютером, помнит
плоскопечатный шрифт, так зачем же его брайлем-то убивать?

Хотелось бы знать, как этот самый человек будет пользоваться своими
воспоминаниями о плоскопечатном шрифте?

С уважением

Вадим Мухамендшин.

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 95 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

Ответить   "Tatyana & Vadim Muhamedshin" Sun, 5 Feb 2006 20:25:38 +0200 (#511358)

 

Выпуск номер 406

Здравствуйте,уважаемые участники листа!

"Воспоминания" - не совсем точное слово. он просто может писать по Гебальду
(Заранее прошу прощения, если слово написано неверно, но считаю, что
написание этой фамилии должно быть именно таким).
С уважением
Beauty

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 95 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

Ответить   Sun, 5 Feb 2006 23:35:12 +0300 (#511421)

 

Выпуск номер 413

Доброго времени суток всем и Оксане!

он просто может писать по Гебальду
(Заранее прошу прощения, если слово написано неверно, но считаю, что
написание этой фамилии должно быть именно таким).

Увы! Как я уже писал, в девятнадцатом, кажется, веке жил человек по фамилии
Hebold. К сожалению, я не помню его имени, по-немецки это называется
Heboldschrift, во второй половине 80-ых в "Советском Школьнике" была статья,
в которой объяснялся этот метод. Или методика, как хотите.

С уважением

Вадим Мухамедшин.

Дискуссионный лист: "Вопросы реабилитации незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 95 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлана Медведева
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

Ответить   "Tatyana & Vadim Muhamedshin" Mon, 6 Feb 2006 10:51:53 +0200 (#511553)

 

Выпуск номер 412

Да элементарно, вот, например, как я пользуюсь: прежде чем сказать сложно построенную
фразу (это бывает необходимо в некоторых ситуациях общения) я сначала прописываю
ее в уме буквочками... А потом ее как бы читаю с гипотетической страницы в мозгу.
Далее, так как по-Английски я говорю не бегло, то там эта система у меня вообще
норма: сначала написать в уме слова, потом прочитать их в уме, потом уже произносить
в слух.

И еще: я, например, спэллинг запоминаю гораздо лучше, когда "вижу" как слово
написано плоскопечатными буквами. И, прежде всего, когда я слышу слово (не важно
на каком языке Русском или Английском), то в первую очередь конечно приходит
образ этого слова, а уже потом пишется его буквенное обозначение в уме.

От себя скажу, что брайля я почти не знаю совсем, вернее примерно представляю
и даже могу читать (одно-два слова в минуту), но ничуть от этого не страдаю...
Так же как и Владонков считаю, что Брайль - это позапрошлый век, и при наличии
компьютера/ноутбука/смартфона или, на худой конец, диктофона, с этим "артефактом"
можно легко бороться и завязать. Я им не пользуюсь совсем, не прочитал ни одной
брайлевской книги, и кое-как одолев букварь с удивлением понял: а нафига, собственно,
я занимаюсь этой ерундой? Что она мне даст? Я не музыкант и без нот смогу так
же легко прожить, как и без машины линкольн-туннель. Книги читаю компьютером,
путевые заметки делаю на диктофон, в универ раньше носил то же диктофон, а сейчас
буду бук.

В общем, резюмирую: брайль - безнадежно устарел для массового использования,
однако может быть еще актуален в специфических кружках программистов, музыкантов
и просто фанатов-маньяков. Все это мое имхо, не претендующее ни на что.

XXX___-?O
All fled, all done
So lift me on the pyre
The feast is over
And the lamps expire.
Всяких приятностей! cuthbert собака mlbox.ru

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 95 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлана Медведева
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

Ответить   "Cuthbert" Mon, 6 Feb 2006 05:32:11 +0300 (#511481)

 

Выпуск номер 399

Здравствуйте.

Тоже вставлю пять копеек, раз уж такое обсуждалово... :-)

Господа, кто из вас умеет расжигать костер трением палочки о
палочку? Ааах, неужели никто? Ну это же кошмар... Представьте, что у вас
отняли все спички и, для кучи, все увеличительные стекла... Как же вы
тогда поджарите мясо убитого мамонта?
Я уже не говорю о том, что мужик не может считаться мужиком,
если он не сможет в густом лесу ударом по голове убить медведя, а
женщина никак не может считаться женщиной, если не умеет вязать (или там
плести) лапти и не может даже самостоятельно отрубить голову курице, из
которой потом сварить вкусный супчик.

Разговоры о Брайле, по-моему, сводятся примерно к этому же.
Ужосс, куда катится мир, если человек умеет работать на компьютере, но
медленно пишет по Брайлю. Это же и не человек вовсе, а просто очкастый
ботаник.

Если человек не умеет читать и писать, то это, конечно, плохо.
Но если он пишет шариковой ручкой, а не гусиным пером, и читает с экрана
корманного компьютера, а не с пергамента, то, по-моему, рыдать над
гибнущим человечеством из-за этого факта довольно глупо.

Грамотности, извините, должны обучать в школе. Кроме того, те,
кто давно пользуется синтезатором Speaking Mouse и кто не жалуется на
слух, думаю, подтвердят, что этот синтезатор великолепно воспроизводит
каждую букву в читаемом тексте и я, например, запросто слышу разницу
между словами "молоко" и "малоко". И я с полной ответственностью могу
утверждать, что чтение этим синтезатором в смысле обучения грамотности
вполне равнозначно чтению пальцами брайлевского текста.
Поэтому, не стоит свои вкусы и привычки выдавать за единственно
верное направление развития общества.

Итак...
Я считаю, что уметь читать по Брайлю должен каждый незрячий.
Точно так же, как каждый должен знать, что означают слова "умножение",
"деление", "сложение" и "вычитание". Но обязательное беглое чтение по
Брайлю ста пятидесяти страниц в день - это, извините, на любителя. Если
вам это нравится - замечательно и великолепно. А мне нравится раскрывать
неопределенности методом Лопиталя и заниматься построением
семнадцатиугольника с помощью циркуля и линейки. Каждому своё, знаете ли.

До сих пор есть любители выйти с ружьем подстрелить кабанчика
или уточку... И, наверняка, найдутся еще люди, умеющие расжечь огонь
с помощью трения... Возможно даже, что такие люди полагают, что это
должен уметь каждый современный человек, чтобы не утерять связи со своим
историческим прошлым, оставаться человеком, способным выжить в лесу,
далеко от электричества и спичек. Но согласитесь, что подавляющее
большинство цивилизованного мира расжигают огонь спичками, а в лес
выезжают пару раз в год на пикник.

P.S.
Считаю нужным заметить, что не оппонировал кому-то персонально. А текст
был обращен к некому собирательному образу человека, радикально
выступающему за внедрение Брайля в ежедневную жизнь и навязывающему свою
точку зрения ссылаясь на мифическую деградацию общества, предавшего
брайль.

Ответить   Vladimir Dovydenkov Sun, 05 Feb 2006 19:16:55 +0300 (#511304)

 

Выпуск номер 404

Добрый вечер!
Очень интересная у нас получается дискуссия. Да, я согласна с Оксаной в том,
что поздноослепшим можно и не навязывать брайль, если только человек сам
этого не захочет. Но позвольте, зачем вообще тогда нужны школы, если в них
не учить писать и читать? Почему-то многие считают разговоры о грамотности
пустыми. Но откуда тогда появляются "корманы" в письмах уважаемых людей и
серьезных, на первый взгляд, специалистов? От ошибок никто не застрахован,
но если уж человек говорит о том, что синтезатор речи позволяет ему
правильно писать и говрить, то откуда такие оплошности?
И еще совершенно непонятно, причем тут разведение костра трением и т.д. Мы
не о том, кажется, говорим. Почему-то в этот гратескный ряд не был включен
человек, обычный зрячий человек, носящий с собой вместо карманного
компьютера записную книжку и шариковую ручку... Это, по-вашему, не архаизм?
а почему же брайль - пережиток прошлого. Ей-богу, не понимаю. Мы же не про
унциало говорим, от которого люди отошли как только появилось нечто более
удобное и доступное... а почему, как вы думаете, во всем мире так сильно
развивается производство брайлевских строк? Они безумно дорогие, но это для
нас. за рубежом каждый пользователь компьютера имеет такое приспособление и
не мыслит без него своей жизни...
Всего доброго.
Альбина.

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 95 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

Ответить   Sun, 5 Feb 2006 22:39:45 +0300 (#511398)

 

Выпуск номер 408

Здравствуйте, все и Альбина!

абсолютно согласна! синтезатор речи не может "Учить говорить", он ведь порой

слова искажает так, что понять, что он говорит, может только подготовленный
человек. о какой грамотности, простите, тут может идти речь?
с уважением
beauty

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 95 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

Ответить   Sun, 5 Feb 2006 23:52:32 +0300 (#511424)

 

Выпуск номер 415

Здравствуйте!

Original Message Sent: Sunday, February 05, 2006 10:52 PM

он ведь порой

Мне кажется, что все мы немного путаем и смешиваем несколько направлений дискуссии.
В частности, насколько помню, изначально речь
шла не столько о грамотности, сколько о проблеме необходимости или бесполезности
изучения брайля. Как уже неоднократно говорилось,
знание брайля и умение читать по-брайлю не является критерием грамотности человека.
Возможно, мнение это ошибочно. Как верно
подметила Альбина, никто не застрахован от ошибок. И, тем не менее, на мой взгляд,
данная точка зрения более близка к истинному
положению вещей. Я встречала очень разных людей в своей жизни: как знавших брайль
и прекрасно им владевших, но при этом совершенно
безграмотных, так и таких, которые брайля не знали абсолютно, но при этом писали
с завидной грамотностью.
По собственному опыту могу сказать, что знание брайля и чтение книг руками не
есть обязательный залог грамотности. Сколько себя
помню, всегда предпочитала воспринимать любую информацию на слух. С трёх лет,
не смотря на то, что к тому времени уже училась читать
по-зрячему, все книжки слушала на кассетах. И в последствие та же тенденция продолжалась.
Я не помню ни единой книги, прочитанной
глазами. Они стёрлись из памяти почти мгновенно после того, как я перелистнула
последнюю страницу. Зато книги, прослушанные на
магнитофоне, даже в семи-восьмилетнем возрасте, всё ещё сохраняются в памяти.
Думаю, что Алексей наиболее верно подметил, с чем это связано. В одном случае
у человека формируется доминирующий канал восприятия,
заменяющий зрение, - тактильный, а в другом - слуховой. И, по моему субъективному
убеждению, оба эти канала восприятия совершенно
равноправны.
Владимир совершенно прав со своей точки зрения, говоря, что синтезатор речи достаточно
чётко проговаривает слова, чтобы можно было в
них заметить ошибку или опечатку, а потому вполне может заменить чтение книг
по-брайлю, восстанавливая грамотность. Должна с ним
здесь согласиться, поскольку сама абсолютно свободно воспринимаю речь синтезатора,
и даже когда он произносит текст на значительной
скорости, бегло выявляю допущенные ошибки и опечатки. Впрочем, это не универсальное
решение, конечно. Для новичка в компьютерном
деле, без сомнения, будет проблематично научиться этому сразу. Однако я ещё не
встречала ни одного незрячего, который рано или
поздно не научился бы на скорости, при чтении текста, распознавать, что и насколько
чётко произносит синтезатор. Да, сначала
работают медленно, привыкая к специфическому голосу и манере произношения, но
потом осваиваются и уже не удовлетворяются скоростью
речи даже в 325 единиц.
Кроме того, речь не шла в данном случае о том, что синтезатор будет учить "говорить".
Скорее, он должен научить писать. Слова же он
коверкает разве что в исполнении "Digalo" и других подобных движков. За программами
"MyMouse" или "Speaking Mouse" НИЧЕГО ПОХОЖЕГО
ЗАМЕЧЕНО НЕ БЫЛО. По крайней мере, в русском языке. На мой взгляд, они вполне
способны поддерживать достойный уровень грамотности
того человека, который их использует при работе на компьютере.

С глубоким уважением,
Светлана - администратор портала "ORIENTATION",
http://orientation.ioso.ru
mailto:orientati***@b*****.ru
msn:cilhant***@i*****.ru
icq:312691558

Дискуссионный лист: "Вопросы реабилитации незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 95 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлана Медведева
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

Ответить   Mon, 6 Feb 2006 14:08:53 +0200 (#511661)

 

Выпуск номер 421

Привет, Светлана!

Вы писали 6 февраля 2006 г., 14:08:53:

Синтезаторы расстанавливающие ударения, очень помогают правильно писать, если
вы сделали ошибку слово сразу произносится непонятно, ведь в базе ударений нет
такого слова.
Синтезатор с ударениями это сразу же и проверка правописания.
Напишите малако или гратеск и не напрягаясь Вы услышите , что сделанна ошибка.
Хотя есть и обратная сторона медали ошибки в расстановке ударений, есть слова,
которые в зависимости от контекста имеют разное ударение:
нет воды, минеральные воды
Машина машина
И т.д.
Но, в целом больше пользы чем вреда.

Ответить   Олег Кутищев Tue, 7 Feb 2006 06:09:36 +0200 (#511885)