[sbo] дискуссия о брайле
Выпуск номер 393
Привет, рассылка! Привет, Светлана! По поводу дискуссии возник такой
простой вопрос: а что ты будешь делать без брайля, если компьютер
сломается?
С уважением
Михаил, Сергиев посад
Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 95 человек
Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru
Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru
Выпуск номер 396
Здравствуйте!
Original Message Sent: Sunday, February 05, 2006 7:36 AM
делать без брайля, если
Конечно же, починю компьютер в самые сжатые сроки. Тем более, что у меня дома
он не в единственном экземпляре, и достаточно сложно
представить себе ситуацию, когда из строя выйдут все без исключения машины.
Впрочем, хочу заметить, что некоторые участники дискуссии, не смотря на мои старания,
всё же поняли меня не совсем верно. А если
быть до конца справедливой, то совсем неверно.
Дело в том, что как раз я не отношу себя к числу тех, кто полагает, будто можно
обойтись совершенно без брайля. Нет, почему же? Если
есть такая система передачи и получения информации, то почему бы её не использовать?
Другой вопрос в том, что при наличии компьютера
у меня такой необходимости абсолютно не возникает. Пожалуй, в моём случае ситуация
очень сходна с той, которую описал Анатолий. Я
владею и брайлем, и методикой Гебельта, и зрячим шрифтом, и компьютером. Однако
приоритетным всё-таки является последний в силу
того, что именно при помощи компьютера у меня есть возможность получать максимум
доступного материала, учиться, общаться и т.д. Все
остальные виды систем обмена и получения информации присутствуют в моём арсенале,
и при определённых обстоятельствах я их
обязательно применю, но суть ведь отнюдь не в этом.
Повторю то, что написала с самого начала: существуют две радикально противоположные
точки зрения на этот счёт. Ну, теперь, думаю, Вы
в правильности данного термина убедились на собственном опыте. Кроме того, в
том же первом своём сообщении я заметила, что аргументы
в пользу того и другого мнения можно приводить до бесконечности. И это также
было продемонстрировано на практике. Хотя, на мой очень
субъективный взгляд, как первые, так и вторые были достаточно слабыми.
Давайте попробуем немного повернуть разговор в другую плоскость. Если школьник
(не первогодок, а уже достаточно взрослый и имеющий в
своём распоряжении доступ к личному компьютеру) заявляет учителю, что брайль
ему не нужен, что эти знания для него бесполезны, как
должен повести себя учитель? С одной стороны, сразу возникают уже звучавшие здесь
аргументы: понижается грамотность и т.д. Однако,
осмелюсь заметить, что это не так, по-моему. Не хочу указывать на кого бы то
ни было, а потому сошлюсь на себя. На грамотность вроде
бы не жалуюсь, хотя в своей жизни прочла от силы две книги по брайлю. И то только
лишь во время школьной учёбы. Если была такая
возможность, всегда старалась читать на кассетах или (уже позже) на компьютере.
Не скажу, что идеально грамоттна. Как и любой другой
человек, наверняка, допускаю ошибки, но не в столь огромных количествах, чтобы
можно было сказать: она не читает, поэтому ошибается!
Помимо этого всплывают разного рода иные факты и замечания, которых здесь было
предостаточно. Но, с другой стороны, у школьника есть
все те же самые ответы и контраргументы, что фигурировали в нашей дискуссии.
Молодёж - народ вообще амбициозный и своенравный,
поэтому доказывать им что бы то ни было зачастую совершенно бесполезное занятие.
Опять-таки подчеркну, что я бы особо возражать и не
стала, хотя выучить брайль порекомендовала бы просто на всякий случай: а вдруг
когда-нибудь в критической ситуации пригодиться.
Впрочем, тут вспоминаются радостные и просветлённые лица наших школьных преподавателей,
когда я стала приносить им программные
сочинения, распечатанные на принтере, а не написанные по-брайлю. Кроме того,
по идее, наличие компьютера и умение им достойно
пользоваться вполне может позволить любому незрячему человеку заниматься в массовой
школе или даже сдать выпускные экзамены
экстерном. В принципе, когда-то и я рассматривала такую возможность, но в силу
того, что при этом нужно было большей частью
просиживать дома, проводя время за компьютером, от неё отказалась. Но для некоторых,
на мой взгляд, это действительно выход из
положения. При этом я могу привести столь же убедительную массу примеров обратного
действия, когда вполне неплохо видевшие девочки,
имевшие приличный остаток зрения, специально и по собственному желанию изучали
брайль, чтобы переписываться с незрячими друзьями из
других школ.
С глубоким уважением,
Светлана - администратор портала "ORIENTATION",
http://orientation.ioso.ru
mailto:orientati***@b*****.ru
msn:cilhant***@i*****.ru
icq:312691558
Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 95 человек
Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru
Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru