Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За 2006-03-05

[LVR] Moderation. Пересылка.

Выпуск номер 486

Здравствуйте!

Пересылаю письмо от Светланы. К сожалению, ответ содержит излишнее цитирование,
т.е. полностью текст исходного сообщения. Светлана, пожалуйста, будьте внимательнее
при оформлении писем в лист.

Re: [LVR] Re: об увеличительных приборах
svtsv***@l*****.ru

Информация о немецких линзах,конечно, интересна, но вряд ли нам это
доступно.
в советское время и у нас кое-что проирзводилось стоющее.
Например, мы до сих пор пользуемся отвинченной от монокуляра мп8 x головкой,
причем для того, чтобы достичь нужного эффекта приходится смотреть в ее
обратную сторону, таким образом достигается увеличение крат, наверно, 30 или
даже больше. Есть также монокуляры мп12x, но неизвестно, развинчиваются ли
они и остается ли при этом та же прогрессия, т.е. не появляется ли какиъ-то
мешающих искривлений, не меняется ли резкость и на сколько значительно
увеличение. Обращение к специалистам как у нас, так и, например, в Израиле,
ничего толком не дает, так как они имеют дело с менее сильными средствами.
Так что приходится заниматься по жизни развинчиванием и разламыванием
всяческих монокуляров и биноклей и подбирать комбинации стекол.
Вобщем, тема открыта. Пишите. Всего доброго.

С глубоким уважением,
Светлана - администратор портала "ORIENTATION",
http://orientation.ioso.ru
mailto:orientati***@b*****.ru
msn:cilhant***@i*****.ru
icq:312691558

__
Золотой дискуссионный лист: "Вопросы реабилитации незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 131 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлана Медведева
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки - http://orientation.ioso.ru
Архив Листа - http://subscribe.ru/archive/psychology.orientation

   2006-03-05 20:43:58 (#523502)

[LVR] Re: об увеличительных приборах

Выпуск номер 485

Здравствуйте!

=>> Этот вопрос кадресован тем, кому в силу необходимости приходилось
=>> эксперементировать и подбирать себе кокую-то оптику для чтения. Но речь не
идет
=>> о лупах, даже если это 20-ти кратное увеличение. Доводилось ли кому-то из
вас
=>> встречать и пользоваться какими-то более серьезными средствами. Например,
частями
=>> от некоторых монокуляров. Короче, есть возможность поделиться собственным
опытом
=>> и послушать другие мнения.

Светлана, если Вы обладаете какой-либо информацией по данному поводу или хотели
бы сами поделиться знаниями, это было бы очень замечательно. Думаю, что проблема,
затронутая Вами в своём письме, актуальна для многих из наших подписчиков, кто
обладает остаточным зрением. Мне кажется, что не стоит переносить столь полезное
и познавательное обсуждение в личную переписку. На мой взгляд, среди участников
нашего дискуссионного листа найдутся те, кого это действительно заинтересует
не только с профессиональной, но и с пользовательской точки зрения. Полагаю,
что имеет смысл открыть в нашей рассылке рубрику, посвящённую тифлотехнике. И,
в частности, увеличительным приборам. Причём, как обычным лупам, телескопическим
очкам, так и прочим, более серьёзным, приспособлениям и аппаратам. Предлагаю
писать в эту рубрику под темой "ОПТИКА". У меня, к сожалению, имеется только
небольшой опыт обращения с телескопическими очками и очками сложной коррекции,
а потому я вряд ли смогу ответить на вопросы, касающиеся более серьёзных увеличительных
приборов. Однако о самых разнообразных лупах, предназначенных специально для
слабовидящих рассказать могу. Однажды в нашу школу немецкая компания Карла Цейса
привезла в нашу школу целую коллекцию специальных стёкол. И каких там только
не было! С подстветкой, имитирующих бегущую строку, со специальными подставками
и многим другим. Так что, при возникновении соответствующего спроса, могу поискать
информацию и опубликовать. Надеюсь, что моё предложение будет поддержано нашими
подписчиками.

С глубоким уважением,
Светлана - администратор портала "ORIENTATION",
http://orientation.ioso.ru
mailto:orientati***@b*****.ru
msn:cilhant***@i*****.ru
icq:312691558

__
Золотой дискуссионный лист: "Вопросы реабилитации незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 131 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлана Медведева
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки - http://orientation.ioso.ru
Архив Листа - http://subscribe.ru/archive/psychology.orientation

   2006-03-05 19:54:35 (#523480)

[LVR] об увеличительных приборах

Выпуск номер 484

Здравствуйте. Этот вопрос кадресован тем, кому в силу необходимости приходилось
эксперементировать и подбирать себе кокую-то оптику для чтения. Но речь не идет
о лупах, даже если это 20-ти кратное увеличение. Доводилось ли кому-то из вас
встречать и пользоваться какими-то более серьезными средствами. Например, частями
от некоторых монокуляров. Короче, есть возможность поделиться собственным опытом
и послушать другие мнения. Пишите: svtsv***@l*****.ru

__
Золотой дискуссионный лист: "Вопросы реабилитации незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 131 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлана Медведева
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки - http://orientation.ioso.ru
Архив Листа - http://subscribe.ru/archive/psychology.orientation

   2006-03-05 19:36:51 (#523477)

[LVR] Исследование о пространственной ориентации

Выпуск номер 483

Здравствуйте!

Данный материал лежит уже очень давно в закромах моего компьютера, однако только
теперь, по прошествии весьма продолжительного времени, у меня наконец-то дошли
руки до того, чтобы отыскать его и соответственно вычитать, а затем предложить
Вашему вниманию получившийся результат.
Это выдержки из дипломной работы наших подписчиц, которые пока что скромно отмалчиваются,
предпочитая читать и вникать, чем отвечать и давать свои советы. Речь идёт об
одесситках Надежде и Оксане Фарштей, окончивших одесский национальный университет
им. И. И. Мечникова по специальности психология. Оксане принадлежит работа о
пространственных характеристиках ориентирования, а Надежде - о временных факторах.
Сейчас хочу предложить ознакомиться с первой частью фыдержек из Оксаниного исследования.
Если это покажется интересным, то я продолжу публикацию. Возможно, на почве данного
материала возникнет дискуссия, появятся какие-то идеи у наших специалистов и
знатоков. Меня данная тематика так же интересует, поскольку и сама я занимаюсь
исследованиями в похожей области. Возможно, в дальнейшем я также осмелюсь предложить
на Ваш суд и свои работы.
ОКСАНА ФАРШТЕЙ
УКРАИНА, ОДЕССА
2004 Г.

В настоящее время в реабилитации лиц с особенными потребностями,и в частности,
лиц с нарушениями зрения, приоритетным является направление, связанное с внедрением
электронных технологий, позволяющее облегчить интеграцию таких людей в общество.
Изучение же сенсорной и психической жизни незрячих остается в тени. Однако общеизвестно,
что отсутствие зрения приводит к существенному ограничению общей способности
восприятия. Нужно учитывать, что это ограничение оказывает значительное влияние
не только на физическое равновесие, но и на сенсорную и психическую жизнь. Наиболее
ярко это влияние обнаруживается у ослепших, когда сужение психической жизни наступает
почти непосредственно вслед за слепотой.
Обучение пространственной ориентации - одна из важнейших возможностей компенсации
слепоты. Любая деятельность человека, лишенного зрения, связана с умением ориентироваться
в пространстве. Обучение пространственной ориентации - это психологический процесс,
направленный на реабилитацию человека в обществе, на то, чтобы незрячий человек
полностью адаптировался в обществе. Основная цель обучения - добиться состояния
душевного равновесия, уверенности в своих силах и своем будущем, воспитать в
нем волю и активность в преодолении трудностей.

В качестве методологической основы в исследовании мы использовали положение,
базирующееся на данных, полученных в физиологии,

психофизиологии, экспериментальной психологии, о том,что в основе ориентации
в пространстве человека лежит схема тела.

Практическое значение исследования состоит в том, что полученные данные, позволяют
разработать рекомендации для занятий по ориентации

с учетом индивидуальных особенностей лиц с нарушениями зрения.

Общее представление

о пространственной ориентации.

пространство и время являются фундаментальными категориями разума, т.е. они являются
врожденными способами восприятия мира.

Перцептивная способность - воспринимать мир трехмерным - с рождения дана человеку.

Прежде, чем перейти к рассмотрению аспектов, связанных с пространственной ориентацией
людей, имеющих функциональные нарушения зрительного анализатора,Определим само
понятие <пространственная ориентация>.

Пространственная ориентация - определение человеком своего местонахождения в
текущий момент времени, установление направления движения и возможных препятствий:
вертикальных, горизонтальных, наклоненных, расположенных правильно или перевернутых
и т.п. В феноменальной ориентации следует различать два аспекта: ориентацию объекта
относительно наблюдателя и ориентацию объекта относительно окружения.

Ориентация представляет собой процесс определения человеком своего местоположения
в пространстве при помощи какой-либо системы отсчета.

Для определения своего местоположения в пространстве необходимо локализовать
себя в определенной его точке, например, в определенном пункте местности, а также
локализовать окружающие предметы. В результате этой операции человек определяет
форму и величину окружающего пространства и его заполненность. В процессе ориентации
осуществляется восприятие пространства, сличение воспринятого с имеющимися представлениями
и определение взаиморасположения индивида и окружающих его объектов.

Из всех известных перцептивных пространств наиболее изучено зрительное пространство.
Это связано с рядом причин, к которым относятся: богатство и разнообразие получаемой
информации, возможность одновременного установления отношений между большим числом
элементов и, наконец, то, что зрение является единственным источником сенсорной
информации об удаленном пространстве. Другие виды чувствительности позволяют
охватить очень ограниченное пространство - благодаря постепенно устанавливаемой
системе отношений. Поэтому нет ничего удивительного в том, что пространство представлений
и, следовательно, система отсчета у человека имеют зрительный характер.

Нормальный испытуемый с повязкой на глазах сильно отличается от слепого: первый
соотносит слуховую и проприоцептивную информацию со зрительной системой отсчета,
что ставит его в преимущественное положение по сравнению со слепым (при выполнении
определенных задач). Эта особая роль зрительного восприятия частично объясняется
некоторыми характеристиками зрительной сенсорной системы, в частности бинокулярным
зрением.

Слуховые пространственные восприятия не так богаты и разнообразны, как зрительные.
Едва ли может идти речь о метрике слухового пространства, а воспринимаемые в
нем отношения неясны и фрагментарны. По слуху мы можем определить, да и то в
ограниченных пределах, только направление и удаленность источника звука.

Когда звук достигает нашего уха, мы поворачиваем голову в его направлении и тем
самым переводим предполагаемый источник звука в нашу медианную плоскость и, если
это возможно, фиксируем на нем взгляд. Это ориентировочное движение дает нам
два признака.

Совпадение линии взгляда с источником звука позволяет поместить его в зрительную
систему отсчета. С другой стороны, проприоцептивные ощущения дают нам информацию
о том, на какой угол повернута голова.

При отсутствии какой-либо дополнительной информации расстояние до источника звука
оценить очень трудно. Совсем иначе обстоит дело со сложными и знакомыми звуками:
шумом автомобильного мотора, свистком поезда, человеческим голосом. В Повседневной
жизни мы привыкли связывать их удаленность с определенной интенсивностью. Однако
ослабление звука не Является единственным его изменением. По данным фон Хорн
эстеля (1923), с увеличением удаленности сложный звук обедняется и его тембр
изменяется.

Низкие ноты менее всего поглощаются препятствиями и с удаленностью преобладают.
Близкие звуки кажутся более плотными, менее рассеянными, чем удаленные.

Если испытуемый неподвижен и подвешен где-нибудь в пространстве, он может определить
положение источника звука с помощью трех плоскостей.

Результаты экспериментов показали, что точность локализации короткого озвука
в различных точках сферы не одинакова: верх и низ различаются очень плохо и в
общем наблюдается тенденция локализовать высокие звуки в верхней части пространства,
а низкие в нижней.

Различение впереди-сзади осуществляется не лучше, а самое плохое различение наблюдается
тогда, когда источник звука локализован в медианной плоскости.

Слух дает точную пространственную информацию только тогда, когда источник расположен
справа или слева от медианной плоскости. Это объясняется различным расположением
ушей по отношению к источнику звука.

Бинауральный параллакс существует в слуховом восприятии, как бинокулярный в зрительном.

При ориентации в пространстве человек также использует схему тела.

Схема тела - это приобретенная структура, которая позволяет субъекту представить
себе, в любой момент и в любых условиях, положение различных частей его тела
при отсутствии всякой внешней сенсорной стимуляции. Она не только обеспечивает
осознание существования каждой части (пальца, носа, колена и т.д.), но и позволяет
ощутить принадлежность всех частей одному существу. С другой стороны, и именно
в этом состоит ее значение для восприятия пространства, схема является внутренней
системой отсчета, благодаря которой определяется взаимное расположение частей
тела. Построение этой системы предшествует построению внешней системы отсчета
и обусловливает ее.

Важность существования схемы тела и ее целостности становится особенно понятной
при ее нарушениях.

Схема тела формируется, вероятно, в течение первых шести лет жизни ребенка. Фантомные
конечности ощущения от ампутированных конечностей бывают почти у всех пациентов,
которые были прооперированы после 6 лет. Их не бывает ни у детей, которым меньше
6 лет, ни у глубоких дебилов (Несаеп, Ajuriagerra, 1952). Фантомная конечность
появляется сразу же после операции, а затем постепенно исчезает (длительность
этого процесса у разных людей различна). С другой стороны, ощущения фантомных
конечностей почти не наблюдаются у субъектов, рожденных без пальца.

К шести годам ребенок научается различать правую и левую части своего тела; однако,
безошибочно различать правую и левую стороны у другого человека ребенок может
только к 9 годам (Benton, Menefee, 1957). По-видимому, различение правой и левой
стороны связано с преобладанием одного из полушарий мозга и с преимущественным
использованием одной руки (левши и правши). Бентон (1959) провел на 100 детях
от 5 лет 6 месяцев до 6 лет 5 месяцев исследование способности различать правую
и левую стороны. Он получил в среднем 36,1 правильных ответов при 50 пробах.

Известно, что слепые прекрасно ориентируются в знакомой комнате. Столь хорошую
организацию знакомого им близкого пространства можно объяснить наличием проприоцептивной
системы отсчета: столькото шагов до стола, движение такой-то амплитуды, чтобы
достать до третьей полки шкафа, и т.д. Но некоторые слепые обнаруживают почти
такую же легкость движений и в незнакомых местах. По каким же признакам они ориентируются?

Возможны два объяснения: согласно одной гипотезе, чрезвычайная тактильная и температурная
чувствительность позволяет слепым воспринимать потоки воздуха, выдыхаемые или
приводимые ими в движение и отражаемые препятствиями; эта чувствительность особенно
значительна на уровне лба.

Согласно другой гипотезе, объекты отражают эхо шагов, а слепой использует его
в качестве признака.

Из взаимодействия представлений положения и движения у слепых возникают пространственные
представления.

Ближайшим объектом для приобретения ощущений положения и движения является собственное
тело слепого. К этим представлениям приводит различение отдельных частей тела
друг от друга и восприятие их отношения к определенным пространственным направлениям
и расстояниям. При этом отдельная часть тела действует таким образом, что другие
части ориентируются посредством нее в своем положении. В большинстве случаев
такой частью тела является голова, иногда также туловище или ноги. У зрячего
главным органом ориентации является голова - как носитель зрения, и у слепого,
по-видимому, наблюдается то же самое, так как в голове помещается еще и орган
равновесия (тонический орган), который имеет большое значение для представлений
положения и движения. У слепых, кроме того, участвуют в значительной степени
в качестве органов ориентации и другие части тела, как, например, руки и ноги.

Сложившаяся на основе условно-рефлекторной деятельности мозга единая для человека
система отсчета, благодаря которой он ориентируется, отражает трехмерность пространства
и представляет собой систему направлений от какой-либо точки отсчета, которой
может быть как собственное тело, так и любой внеположный объект. Различение направлений,
из которых слагается система отсчета,-впереди-сзади, справа-слева, сверху-снизу
и промежуточных - формируется на основе выработки двигательных дифференцировок,
связанных с показаниями органов чувств.

Система отсчета образуется в результате чувственного, практического различения
пространственных отношений, за которыми впоследствии закрепляются словесные обозначения.

Ориентацию в пространстве можно определить как процесс решения трех задач, которые
можно обозначить как <выбор направления>, <сохранение направления>, <обнаружение
цели>. Решение этих задач необходимо для ориентации в любом пространстве - для
ближней ориентации в малом пространстве, когда непосредственно воспринимаются
ориентиры, по которым определяется положение, и для дальней ориентации в большом
пространстве, когда ориентиры находятся вне зоны восприятия (видимости, слышимости,
осязания).

Процесс пространственного различения осущест вляется благодаря совокупной условно-рефлекторной
деятельности всех анализаторов, и нарушение функций одного из них не может лишить
человека возможности различать пространство. Но несмотря на то, что анализаторов,
специализирующихся на восприятии пространства, не существует, все же нарушение
зрительных функций существенно ограничивает и затрудняет ориентацию в пространстве.

В зарубежной тифлопсихологии нарушения ориентации при слепоте объяснялись с позиций
рецепторной теории, рассматривавшей пространственное различение как функцию симультанного
зрения и отрицавшей возможность представления пространства на основе сукцессивного
осязательного восприятия.

Симультанное восприятие - отнесение воспринимаемого предмета к некоторому классу
в результате одномоментного - мгновенно-спонтанного решения.

Сукцессивное восприятие - отнесение воспринимаемого предмета к некоторому классу
в результате развернутого - постепенного и последовательного - анализа его признаков.

Концепция Штейнберга, Крогиуса и др. о несимультанности и <ненаглядности> пространственных
представлений слепых, основанная на противопоставлении зрения и осязания, оказалась
несостоятельной. Правда, некоторые авторы допускали возможность целостного и
одномоментного восприятия пространственных свойств и отношений осязательно, но
ограничивали отражаемое пространство зоной действия кистей рук, что вело по сути
дела к отрицанию возможности самостоятельной ориентации в большом пространстве.

Однако действительная причина трудностей, испытываемых слепыми в ориентировочной
деятельности, заключается не в том, что осязание и другие сохранные виды восприятия
якобы неспособны отразить пространственные признаки и отношения внешнего мира,
а в том, что при слепоте, во-первых, сужается круг и снижается точность и дифференцированность
восприятия пространства, и, соответственно, пространственных представлений, а
во-вторых, значительно ограничивается возможность воспринимать мир дистантно.
Указанные причины затрудняют формирование навыков пространственной ориентации,
делают невозможной в ряде случаев ее автоматизацию. Действительно, по сравнению
со зрячими, определяющими свое местоположение, оценивающими обстановку, преодолевающими
препятствия во многих случаях автоматически, слепые производят аналогичные операции
под непрерывным контролем сознания. Самое незначительное препятствие - выбоина
на тротуаре, лужа, любое изменение даже в хорошо знакомой местности, - которое
зрячий преодолевает, не задумываясь, требует от слепого большого внимания и наблюдательности.

Это, разумеется, не означает, что ориентировочные навыки слепых не автоматизируются
вовсе. <В ориентации слепых, как и в ориентации зрячих, имеется некоторая часть
действий, сенсомоторные регуляции которых вследствие частой повторяемости становятся
привычными, и совершаются без видимого участия сознания, автоматически. Например,
рабочий, посылающий под штамп пресса однородные детали, или совершающий иные
стереотипные рабочие движения, так же, как человек, спокойно идущий по хорошо
знакомой местности, способен вести беседу или обдумывать сложные вопросы> .

Однако, несмотря на широкие возможности в формировании адекватных пространственных
представлений, находящих свое практическое применение в пространственной ориентации,
несмотря на возможность выработки в ряде случаев совершенных ориентировочных
навыков, нельзя забывать о том, <что в области пространственной ориентировки,
в широком смысле этого понятия, как бы высоко ни были развиты способности и умения
слепого, его возможности всегда останутся чрезвычайно ограниченными, а во многом
и несоразмеримыми с возможностями зрячего> .

Выпадение или нарушение функций зрения, играющего в пространственной ориентации
нормально видящих ведущую роль, выдвигает у слепых на первый план другие анализаторы.
Однако при решении этого вопроса, т.е. вопроса о ведущем анализаторе, необходимо
учитывать не только пространственно-различительные возможности того или иного
анализатора, но и характер отражаемого пространства (его величину, заполненность
и т.д.).

В отличие от старой тифлопсихологии, рассматривавшей ориентацию слепых как акт
мономодального (либо слухового, либо осязательного) восприятия, отечественная
тифлопсихология исходила из положения, утверждающего, что в восприятии пространства
участвует вся система сохранных анализаторов. В зависимости от характера объекта,
то один, то другой анализатор, функционируя совместно с остальными, может выдвигаться
на первый план.

Пространство, в котором приходится ориентироваться слепым, обычно различается
по протяженности, заполненности и т.п., что и определяет ведущую роль того или
иного анализатора.

Для удобства анализа процесса ориентации слепых В. С. Сверловым разработана классификация
ориентировки по характеру пространства, в котором она совершается. В. С. Сверлов
выделяет следующие виды ориентации слепых:

<1. Ориентировка в предметопознавательном пространстве, к которой относятся:

а) ориентация в малом пространстве, недоступном осязанию даже одним пальцем.
В этом случае ведущим является инструментальное осязание при помощи иглы, ногтя
и т.п.. Иногда используется язык (вдевание нитки в иголку, обследование внутреннего
строения цветка и пр.);

б) ориентировка в пространстве, умещающемся под одним или несколькими осязающими
пальцами;

в) ориентировка в пространстве, ограниченном зоной одновременного охвата кистей
рук. В двух последних видах ведущим является активное осязание.

2. Ориентировка в рабочем пространстве. Здесь выделяется:

а) ориентировка в пространстве, ограниченном зоной действия рук (ориентировка
в бытовых, учебных, производственных операциях);

б) ориентировка в пространстве, несколько превышающем зону действия рук, и совершающаяся
благодаря стереотипным перемещениям тела (ориентировка в пространстве, непосредственно
примыкающем к рабочему месту). Эти виды ориентации осуществляются главным образом
на основе активного осязания.

3. Ориентировка в большом пространстве. Сюда входят:

а) ориентация в закрытых помещениях, где ведущими в зависимости от ряда условий
(характер помещения, цели ориентировки и т.д.) могут выступать как двигательная,
так и слуховая чувствительность;

б) ориентировка в открытом пространстве или ориентировка на местности, осуществляющаяся
при помощи слуха>.

А. Г. Литвак отмечает, что в приведенной классификации не учитывается роль остаточного
зрения, о котором не следует забывать и которое в некоторых случаях может выступать
как ведущий вид чувствительности, особенно при ориентации в большом пространстве.

Ориентация в пространстве является процессом практического применения пространственных
представлений, среди которых для ориентации в большом пространстве наиболее важную
роль играют исследованные и описанные Ф. Н. Шемякиным топографические представления.

Топографические представления - это представления о местности, возникающие на
основе восприятия и локализации объектов в пространстве. Топографические представления
являются сложной совокупностью образов памяти; в них отражается форма, величина,
удаленность объектов и направления, в которых они расположены по отношению к
какой-либо точке отсчета.

Формирование топографических представлений, так же как и пространственных представлений
вообще, происходит в результате отражательной, условно-рефлекторной деятельности
мозга. В совокупной, интегративной деятельности многих анализаторных систем при
восприятии пространства ведущая роль принадлежит двигательному анализатору.

Слепые адекватно отражают пространственные свойства и отношения предметов и широко
распространенное в тифлопсихологии мнение о принципиальном различии зрительных
симультанных и осязательных сукцессивных пространственных образов на практике
не подтвердилось.

Опыт пространственной ориентации слепых и экспериментальные исследования Ф. Н.
Шемякина показали, что у них <...есть топографические представления и что, следовательно,
эти представления могут существовать без зрительных образов>. Разумеется, эти
представления слепых и нормально видящих имеют существенные различия, но они,
как показал Ф. Н. Шемякин, сводятся к характеру и степени участия в топографических
представлениях двигательных образов памяти, которые у слепых <реализуются в тонкой
и точной игре пальцев, а у зрячих - в общих и грубых перемещениях тела и руки>.
Таким образом, старое представление о том, что слепые имеют дело с <двигательным>,
а зрячие с <чисто зрительным> пространством, окончательно опровергается.

Топографические представления выступают в двух видах, различающихся по уровню
обобщенности.

Ф. Н. Шемякин выделил представления типа <карта-путь> и <карта-обозрение>. Для
топографических представлений типа <карта-путь> характерны конкретность и постепенность
прослеживания пространственных отношений. Ориентация в пространстве на основе
этих представлений имеет сукцессивный характер: в ходе ориентации воспроизводятся
и сравниваются с данными восприятия представления о всех ориентирах, находящихся
между отправным и конечным пунктами. Представления такого рода являются первичными,
развиваясь раньше, чем представления типа <карта-обозрение>.

При слепоте конкретное, сукцессивное прослеживание пространственных отношений
является наиболее распространенным способом ориентации. Именно с этим связана
ограниченность автоматизма в ориентации без участия зрения.

Представления второго типа - <карта-обозрение> характеризуются одномоментностью
мысленного охвата пространственных отношений, свойственных тому или иному замкнутому
пространству. При ориентации, основанной на представлениях типа <карта-обозрение>,
одномоментно, симультанно воспроизводится вся совокупность пространственных отношений
в виде плана определенной местности. Представления этого типа формируются на
основе представлений типа <карта-путь> в результате их обобщения, а также выделения
в виде схемы основного направления, расстояния и наиболее важных ориентиров.
В связи с тем, что слепые, активно передвигаясь по местности, получают правильные
представления о направленности, расстоянии и других пространственных характеристиках,
которые затем детально вербализируются, Ф. Н. Шемякиным было сделано предположение
о наличии у них представлений типа <карта-обозрение>.

В исследованиях было подтверждено, что <у слепых формируются топографические
представления, в которых слепые поднимаются до симультанного обозрения местности,
недоступного им в восприятии>.

Симультанность обозрения местности осуществляется благодаря аналитико-синтетической
деятельности мышления, на базе речи.

Существование у слепых тех же типов топографических представлений, что и у зрячих,
еще раз показывает, что в основе ориентации в пространстве лежит работа не одного
зрительного анализатора, а активное практическое отражение пространственных отношений
в результате интегративной деятельности всех анализаторных систем.

Возможность формирования у слепых топографических представлений типа <карта-обозрение>
подтверждает неправомерность противопоставления зрительного, симультанного -
осязательному, сукцессивному восприятию и свидетельствует о том, что <сукцессивность
и симультанность пространственных восприятий и представлений следует относить
не за счет различия между их двигательными и зрительными компонентами, нельзя
рассматривать как проявление уровней их развития>.

Сенсорное развитие, как в норме, так и при патологии органов зрения, идет в одном
направлении и подчиняется общим закономерностям. Различие заключается лишь в
том, что в процессе деятельности у лиц с нарушенными функциями зрения участие
зрительного анализатора определяется степенью патологических изменений в нем
и характером производимых операций.

Нарушения деятельности зрительного анализатора приводят к перестройке у слепых
и слабовидящих взаимоотношений анализаторов, образованию новых межанализаторных
связей, относительному или полному (при тотальной слепоте) доминированию иных,
чем у нормально видящих, чувственных систем. В свою очередь относительное преобладание
слуха или осязания над зрением у некоторой части частичнозрячих (при наиболее
низкой остроте остаточного зрения) и их абсолютное доминирование у незрячих приводит
не только к перестройке межанализаторных связей, но и к образованию нового, иного
по сравнению с нормой, ядра сенсорной организации. В процессе деятельности у
слепых складывается тактильно-кинестезически-слуховое ядро сенсорной организации.
Аналогичным образом в оптико-вестибулярной установке происходит замена зрительного
компонента двигательным.

В.С. Сверлов пишет: <Хорошо ориентироваться в большом пространстве человек может
только тогда, когда он достаточно ясно представляет себе план данного пространства,
данной местности и в любой момент может определить место, в котором он находится
на этом плане. Во всяком другом случае человек, все равно, слепой он или зрячий,
будет блуждать по местности, если не захочет или не сможет прибегнуть к посторонней
помощи, и блуждания его будут продолжаться до тех пор, пока он не встретит надежный
ориентир, который поможет ему определить его место на плане.

Для слепого очень важна роль звука для представления о плане местности. Для зрячего
опорными пунктами на местности служат предметы, выделяющиеся среди других и хорошо
видимые издали. Для слепых такими ориентирами могут служить только звуки, всегда
возникающие в одних и тех же местах. При этом вовсе не обязательно, чтобы звуковой
ориентир действовал непрерывно во все время ориентации. К таким периодически
действующим ориентирам можно отнести, например, входы в учреждения или магазины,
часто посещаемые людьми: двери их открываются и закрываются, издавая звук, обычно
характерный для каждой данной двери.

<Весьма существенное значение для ориентации имеет тот сложный шум, который постоянно
наполняет атмосферу и входит в понятие тишины, не воспринимается как осознанный
шум, но в то же время экранируемый и отражаемый окружающими постройками, насаждениями
и т.п., позволяет судить о наполнении пространства, дает возможность отличить
широкий простор от пространства, заполненного постройками, определить начало
и конец свободного пространства (наличие улицы или переулка, обширной поляны
среди леса и т.п.). Наличие такого шума трудно установить, и не все верят даже
в его существование, однако, иногда не воспринимаемый сознанием шум становится
вполне ощутимым и доказательным>.

Тактильно-кинестезические признаки и ощущение силы тяжести также играют значительную
роль в пространственной ориентации.

Тактильно-кинестезические данные поступают от сенсоров (рецепторов, находящихся
в коже, мышцах, сухожилиях, суставах и во внутреннем ухе). Хотя поверхность,
на которой находятся эти рецепторы, очень велика, они дают значительно менее
точную информацию о внешнем мире по сравнению со зрением. Однако эта информация
имеет важное значение; это показано в опытах с сенсорной депривацией, а также
в опытах, где создавались условия, при которых различные органы чувств давали
противоречивую информацию.

Из всех тактильнокинестезических данных, информирующих нас о нашем положении
в физическом пространстве, наиболее важными являются кинестезические и лабиринтные
данные; среди тактильных наиболее важными являются данные о давлении. Мышечные
рецепторы сообщают о том, насколько сокращены или расслаблены мышцы: тонус позволяет
сохранять наше тело и органы в определенном положении. Сокращения мышц синергистов
и антагонистов позволяют очень точно управлять движениями. Рецепторы суставов
несут информацию о взаимном расположении различных элементов скелета. Расположенный
во внутреннем ухе лабиринт обеспечивает равновесие тела, другими словами, не
позволяет нам упасть. Мы падаем только тогда, когда вес различных частей тела
плохо распределен по отношению к многоугольнику опоры. Таким образом, проприоцепция
обеспечивает согласование сокращений мышц с действием земного притяжения.

С глубоким уважением,
Светлана - администратор портала "ORIENTATION",
http://orientation.ioso.ru
mailto:orientati***@b*****.ru
msn:cilhant***@i*****.ru
icq:312691558

__
Золотой дискуссионный лист: "Вопросы реабилитации незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 128 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлана Медведева
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки - http://orientation.ioso.ru
Архив Листа - http://subscribe.ru/archive/psychology.orientation

   2006-03-05 12:31:40 (#523348)