Нефть в следующем году вырастет на 5 - 10 баксов
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Оксана ДМИТРИЕВА, депутат Госдумы:
- Бюджет представляет собой трясину, в которую страна затянута вследствие
целого ряда совершенно непродуманных ошибочных действий. Ошибка в том, что
экономическая
политика в прежние годы строилась в условиях лавинообразного роста цен на
нефть, а такого больше не будет. По нашим прогнозам, нефть в следующем году
вырастет
на 5, максимум на 10 долларов за баррель.
Раньше дополнительные доходы были способны покрыть любые ошибки. Теперь
таких доходов нет, а ошибки - есть. Но исправлять их правительство не
собирается.
Например, огромный дефицит Пенсионного фонда. На его дотирование федеральный
бюджет потратит около 5 трлн рублей. При этом социальные налоги повышаются
с 26 до 34,5% от фонда оплаты труда, бизнес задавливается. И пенсии
относительно зарплат снова пошли вниз, то есть коэффициент замещения
снижается. Как
можно было умудриться сделать, чтобы и налоги повысить, и дыру в бюджете
сохранить, и коэффициент замещения снизить?
Никаких ресурсов для продолжения бездумной политики нет. Нужно принимать
кардинальные решения: отказываться от накопительной пенсионной системы,
отказываться
от суперрегрессивной шкалы налогообложения по социальным взносам, которая,
конечно, не дает и не может дать необходимых доходов.
По налогам. В этом году видно, что примерно на 1 трлн больше получили, чем
было заложено в законе о бюджете-2010, но исключительно за счет
дополнительных
нефтегазовых доходов. Прочие виды доходов, наоборот, снизились даже по
сравнению с 2009, кризисным годом. Это означает, что экономика не вышла из
кризиса,
за исключением нефтегазового сектора. Того же следует ожидать в 2011-м.
В самом бюджете нет никаких программ, ориентированных на инновационное
развитие. Есть некоторое увеличение финансирования по науке и по инновациям,
по фундаментальным
исследованиям рост на 10%. Но это фактически покрытие расходов по инфляции и
эффект низкой базы по отношению к 2010 году.
Что касается социальных отраслей. Индексация заработной платы бюджетников
заложена с 1 июня на 6,5%, притом что ее не было с декабря 2008 года. Если
мы
просто сопоставим эту цифру с официальной инфляцией (в 2008 году - 8,8%, в
2009-м - 11%, в 2010-м - 6,5%), то будет очевидно, что за два с половиной
года
зарплаты бюджетников существенно обесценились.
Игорь НИКОЛАЕВ, директор департамента стратегического анализа ФБК:
- Я думаю, что последующее увеличение социальной составляющей бюджета
возможно. Но это не значит, что доходы позволят ее увеличить. В 2011 и в
2012 годах
будут выборы, а также то, что в тяжелый кризисный год страна взяла на себя
завышенные социальные обязательства, которые порождают дальнейшие ожидания
населения.
Все это - благодатная почва для того, чтобы, несмотря на такой дефицит
(около 1,8 трлн), немного увеличить социальные расходы. Откуда будем брать
деньги?
В конце концов, будем как-нибудь реструктурироваться, занимать и т.д.
Бюджет исходит из того, что кризис в стране закончился. И макроэкономическая
и бюджетная политика строится так, будто все страшное уже в прошлом, дефицит
будет постепенно сокращаться и через несколько лет у нас все будет совсем
замечательно.
Как известно, бюджет исходит из цены $75 за баррель. Я все-таки думаю, что
это завышенная оценка. По моим прогнозам, нефть будет стоить $60-66 за
баррель.
Восстановление мировой экономики явно не будет быстрым и динамичным. Значит,
спрос на нефтепродукты со стороны реального сектора экономики тоже не будет
высоким. С другой стороны, спекулянты тоже стали выходить из нефти. О
спекулятивности нефтяного рынка свидетельствовало, что нефть у нас хранилась
в нефтяных
танкерах, с тем чтобы ее перепродавать. Сейчас же наблюдается обратный
процесс. Но самым важным фактором является, конечно, то, что экономическое
восстановление
замедляется в первую очередь в стране N1 по части спроса на нефть - в США.
Для России это пока не критично.
Если речь идет о 2011 годе, то останется еще загашник в виде резервного
фонда, и это время мы переживем. Основное же беспокойство должно возникать
по поводу
2013 года. К тому времени уже иссякнут резервы и серьезно возрастет долговая
нагрузка - давать в долг нам будут под все большие проценты.
В целом этот бюджет мне не понравился уже давно. Я отношусь к нему спокойно,
но на выходе из кризиса он должен быть активным. А у нас этот инструмент уже
был сформирован тем, что мы делали раньше. Мы имеем дело с бюджетом ранее
взятых обязательств. Это плохо, это неправильно. Значит, он не может быть
активным
инструментом, раз он следует по руслу тех решений, которые были приняты в
прошлом.
"Новая газета" N 115
15.10.2010