Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Гласность

Гитлер мечтал о дружбе с англичанами

ГЛАВА 1

ЕСЛИ ВЫ НЕ СТАНЕТЕ ТАКИМИ, КАК АНГЛИЧАНЕ, НЕ БУДЕТ ВАМ ДАНО ЦАРСТВО

Сам Гитлер утверждал, что его политика строилась на основе английских моделей.
В 1935 г. он заявил: <Только у меня, подобно англичанам, хватит жестокости, чтобы
добиться цели>. Адольф Гитлер уверял, что образцом для его владычества на восточных
пространствах (имелась в виду Россия) служило правление Англии в ее индийских
колониях.

За несколько месяцев до того, как Адольф Гитлер начал немецким мечом обеспечивать
для немецкого плуга пространство на Востоке*, он напомнил своим <соотечественникам,
товарищам по партии и национал-социалистам>: <Я восхищаюсь английским народом.
В деле колонизации он совершил неслыханное>2. Восхищение Гитлера Англией являлось
скорее призывом учиться у Великобритании <непоколебимому стремлению к власти>,
чем завистью. Пример Британии был для Германии настолько авторитетным, что одно
только его упоминание способно было изменить общественное мнение.

Только после того, как Британия объявила войну Германии, Гитлер под аплодисменты
слушателей отметил: <Господь Бог создал мир не для одних англичан>. Гитлер требовал,
чтобы Германия заняла в мире такое же положение, как Англия. Его восхище-

* "Наша цель - не Данциг, - заявил Гитлер 23 мая 1939 года. - Наша цель - расширение
жизненного пространства на Востоке"1. И это пространство на Востоке должно было
стать "германской Индией" (прим. автора).

30

ние этой страной означало скорее не зависть, а призыв к своим сторонникам учиться
у Англии ее <всепоглощающему стремлению к власти>. Представление об Англии как
об образцовой стране настолько утвердилось в Германии, что одной только ссылки
на пример Англии было достаточно, чтобы повлиять на общественное мнение.

Еще в 1928 г. он причислял к <народным ценностям англосаксов> именно <устремленность
в пространство>. Гитлер хвалился: <С 1920 года я со всем упорством... пытался
вызвать национальное движение в пользу... союза между Германией и Англией>3.

Возможно, это было не слишком трудно. В кругах, к которым принадлежал Гитлер,
полагали - в контексте <превосходства белой расы> - что <судьба народа объясняется
его расовыми качествами... Эти качества наилучшим образом позволяют британцу
властвовать над цветными...>, ведь <главное - что он умеет "держать себя">4.
Задача, как известно, состояла в том, чтобы (и) немцы научились держать себя.
Эсэсовцы являлись элитой <новых немцев>. Один из фюреров этой организации заявил:
<Все то, что мы хотим претворить в жизнь в отношении расы, классов и образа жизни,
уже давно существует в Англии>4a. Многие немцы придерживались об Англии такого
же мнения, что и Адольф Гитлер и его предшественники, которым <еще в XIX веке
была свойственна основанная на восхищении любовь-ненависть к Англии>5. (Гитлер
якобы в 1913 г. лично побывал в Англии, по крайней мере его невестка утверждала,
что Гитлер посещал ее супруга Алоиса - единокровного брата будущего фюрера -
в Ливерпуле.) О том, что Гитлер относился к Британии как <отвергнутый поклонник>,
сообщал и аккредитованный в Берлине посол Англии. Ведь в 1934 г. Гитлер воззвал:
<Двум германским нациям следовало бы стать друзьями уже под воздействием одного
только природного инстинкта>. Во всяком случае, отмечено, что <Гитлер до самой
смерти сохранил расположенность к англичанам - за их силу и находчивость> (в
оригинале - <resourcefulness>)6. Даже втянув Германский рейх в войну на два фронта,
он оставался <уверенным, что конец войны станет началом длительной дружбы с Англией...>
По мнению Гитлера, чувство собственного превосходства у англичанина было развито
сильнее, чем у немца. А чувство собственного превосходства <присуще лишь тому,
кто имеет возможность повелевать>7. Хотя Англия в ответ на соглашение Гитлера
со Сталиным объявила войну, это не изменило убеждения Адольфа Гитлера, что <ни
один народ... по своим государственно-политическим качествам... не пригоден в
большей мере к тому, чтобы владеть империей>8.

31

Правда, в наше время Эрнст Нольте показал, что, несмотря на все свое восхищение
Англией, Гитлер не разобрался в <специфически английской ситуации>9 - что, видимо,
мог бы сделать, если бы <руководствовался настоящим английским мышлением>. Возможно,
Гитлер и не понял ситуации, но похоже, что тем лучше создатель Третьего рейха
понял суть определенной британской модели - прежде чем в самоубийственной <спешке>,
становящейся все более иррациональной и даже апокалиптической, довел эту модель
до абсурда.

В Германии аксиома о превосходстве англичан, безусловно, является ровесницей
Второй империи. Аргумент, что между авторитетом англоязычного мира и авторитетом
немцев существует антагонизм, был выдвинут еще Генрихом Трейчке. Он утверждал,
что <для немецкой нации жизненно важно продемонстрировать колониальный импульс>10:
только <тогда мы станем... благородным народом господ, принадлежностью к которому
будет гордиться каждый немец>. Зачинатель немецких колониальных аннексий, Карл
Петерс, предрекал это Второй, а после и Третьей империи: ведь до сих пор <немец...
путешествующий по чужим краям... [был] вынужден повиноваться; англичанин [же]
повелевает>. Ведь <по естественным причинам англичане развили в себе качества
нации господ, и поэтому английское владычество над нашей планетой неудержимо
расширяется...>11 Высказывалось мнение, что английский народ <сплошь и рядом
выступает в окружающем мире как народ господ. И английский народ причиной тому,
что не романец или монгол задают тон на земле, а именно германцы - германцы,
какими мы и сами себя ощущаем>. Ханс Гримм, лавочник из Южной Африки и пророк
империализма немцев - <народа, лишенного пространства> - объясняет действия англичан
(и их немецких подражателей) самыми что ни на есть мещанскими побуждениями:

<Они отправились за море не затем, чтобы спасать свои души, обдумывать великие
проблемы и вершить дела для общей пользы, но изо дня в день они стремились получить
какую-то скорейшую прибыль - хороший пример... без особой работы и руководствуясь
лишь настоящим английским мышлением>12.

Следующее высказывание - <В том, что касается стиля жизни, Англия... ведет за
собой и благородное общество Германии>13 - явно было сделано еще в разгар первой
мировой войны, после того как с 1871 г. восхищение политической мощью Англии
вытеснило восторг перед культурой Франции. В самой Франции Гюстав Лебон мог даже
не доказывать, что англичане превосходят французов:

32

он сразу приводил объяснения, на чем основано это <превосходство>14. Как известно,
Вильгельм II, движимый в том числе и любовью-ненавистью, пытался подражать Англии
(см., в частности, слова кайзера: <Будущее Германии - на воде>). Один немецко-кайзеровский
морской офицер у Густава Френсена* в 1904 г. восхищается: <Вон там, за высокими
меловыми скалами, живет первый народ земли - благородный, бесконечно умный, храбрый,
единый и богатый. А мы? Мы издревле обладаем единственным из их качеств - храбростью.
Понемногу мы приобретаем другое - богатство. Усвоим ли мы когда-нибудь остальные
- это для нас вопрос жизни>15. И в том же духе написана книга под названием <Англия
как воспитатель>, которая увещевает немецкий народ стать тем, чем он (еще) не
является: <Ни один народ столь непрерывно не преуспевал, как английский. Нам
бы поучиться у него>16.

Мне надоело числиться среди парий: я хотел бы принадлежать к народу господ.

Карл Петерс

...Учись у англичанина... как прирожденному властителю претворять волю к власти
в жизнь.

Эрнст фон Вольцоген

ПОТЕРЯ СТАТУСА И СТРЕМЛЕНИЕ СТАТЬ <РАСОЙ ГОСПОД> БЛАГОДАРЯ КРОВИ И РАСЕ

В конечном счете и Гитлер, и Альфред Розенберг, и Рудольф Гесс были убеждены,
что народу Англии (неприятие так называемого <западного духа> к нему не относили)
суждено принадлежать к расе господ; в свою очередь, в британской Палате лордов
в то время сверх меры были распространены прогитлеровские настроения17. Ни Альфред
Розенберг18, ни Дарре**, гитлеровский <идеолог> крови и почвы, не желали видеть
в Англии торгашеское нача-

* Еще до гордого заявления Френсена, что его "малое дело стало частью... большого
дела фюрера, что он, горячо любимый фюрер... ценит это и.,, уважает1' (прим.
автора). (Френсен Густав (1863-1945) - нем. писатель.)

** Дарре Рихард Вальтер (1895-1953) - с 1934 г. "рейхсбауэрнфюрер" (руководитель
сельского хозяйства Третьего рейха). Автор выражения "Blut und Boden" (кровь
и почва).

33

ло* (в противоположность <героическому>)19. Ведь именно английский пример делал
идею <расы господ> особенно привлекательной для <вождей по природе>, ощущавших
потерю власти в результате Германской революции 1918 г.

Буржуа по натуре, утратившие социальный статус после Германской революции 1918
г., - такие, как Ханс Гримм, который сформировался как торгаш в расистской Южной
Африке, - стремились компенсировать свою утрату за счет превращения в расу господ
по образцу представителей британского расового империализма. Гримм, немецкий
эпигон британских имперских визионеров, полностью признанный только в Третьем
рейхе, где его идеи чуть было не воплотили в жизнь, изрекал: <Люди не равны между
собой. И души перед Богом также не равны>. И не случайно в связи с этим он ссылался
именно на британцев: <...Когда изначальные силы вновь возьмут верх, мы снова
сможем мыслить по-английски, и немцы снова будут мыслить по-немецки>. Этот южноафриканский
торговец требовал, чтобы был найден некий <путь к новому времени... пока массовое
безумие не задушило последнего благородного человека - благородного духом и сердцем>.
Ведь <Германия должна стать страной господ, где живут подлинные господа... по

провозглашавшим тосты за такой мир, <происходит подъем <расовой> [volkische]
Германии>21. <...Не идти на Англию... а произвести окуривание и уборку в нашем
собственном доме>. Добровольческим корпусам (которые, как известно, в 1920 г.
в Берлине пытались - в тот раз тщетно - уничтожить немецкую демократию), бригаде
Эрхардта** следовало не направляться на борьбу с Англией, а попробовать, как
властителям (по мнению этого торговца), <окурить> Германию. Те же, в кого они
стреляли, то есть защитники демократии в Германии, для цитируемого нами торгаша-властителя
были <моабитским отребьем>. Для гриммовской расы господ Англия тоже являлась
крестной матерью: <Как вы пытаетесь вырастить из клетки нового англичанина в
надежде, что он наведет в Англии чистоту и английский порядок, так мы добиваемся,
чтобы немец вновь получил шанс>22 - для осуществления идеи расы господ на буржуазный
манер. Один британский офицер-по-

* В противоположность позиции Вернера Зомбарта, назвавшего выпущенный в 1915
г. труд, посвященный полемике вокруг войны, "Торговцы и герои" (прим. автора).
(Зомбарт Вернер (1863-1941) - немецкий экономист, социолог и историк.)

** Эрхардт Герман (1881-1971) - командир "морской бригады" в составе "Добровольческого
корпуса", отличавшейся крайне правыми настроениями. В начале капповского путча,
29 февраля 1920 г., эта бригада заняла Берлин.

34

бедитель произнес тост за <две белые нации, два белых народа>. В его немецком
пленнике (консуле Васмуссе) его не устраивало лишь одно: что тот не англичанин!23

Высказанная британским офицером мысль отнюдь не является уникальной: сам Адольф
Гитлер не раз сожалел, что его немцы во многих отношениях не похожи на англичан...23A
<Единственная ошибка Гитлера состоит в том, что он не был рожден англичанином>,
- заявил один из британских эсэсовцев23a. Эрнст фон Вольцоген, веривший в звезду
немцев, в заключение своих мемуаров 1922 г. привел следующий завет, обращенный
<к немцу>: <Как политик учись... у англичанина... как прирожденному властителю
претворять волю к власти в жизнь>24. Даже во времена Лиги наций англичане открыто
говорили о том, что мотивом принятия ими мандата на управление территориями в
Африке стал <инстинкт их расы>24а.

И в апогее британского империализма, когда над империей (еще) не заходило солнце,
в основе мировоззрения этой расы господ лежала именно расовая гордость. Один
из ностальгических панегириков бисмарковскому рейху (содержащий также клевету
на республиканскую Германию) так и называется - <Англия как воспитатель>. Ведь
его автор, М. В. Л. Фосс*, <учился завидовать им [англичанам] в их расовой гордости>25.
Правда, он <смог осознать, что при определенных условиях можно воспитать властителя
и из немца... То, что верно для Англии, верно и для Германии>26. Это означало,
что немцам следовало прививать свойственный англичанам расовый инстинкт - <естественное>
для англичан чувство своего расового превосходства, сознание расовой чистоты
благодаря тому, что от <цветных> их отделяет расовая дистанция (по-английски
<colour bar>**. Уже в одной из своих ранних речей (1920) Гитлер приписывал успех,
которого Англия добилась в управлении колониями, не только осознанию собственного
расового превосходства перед туземцами, но и дистанции, на которой англичане
удерживали местных жителей: по отношению к туземцам они вели себя как господа,
а не как братья. Всему этому национал-социалисты стремились научить немцев. Гитлеру
была свойственна <агрессивная... реакция на чувство неполноценности>. Ведь он
исходил из нехватки расовой гордости у немцев: <Гордости, основанной на расовой
принадлежности, немцы по сути не знали>27.

*Фосс Макс В. Л. (1850-?) - контр-адмирал, автор специальных книг по морской
технике.

** Цветной барьер (англ.).

35

Германия должна стать страной господ, где живут подлинные господа... по расе.

Ханс Гримм

Ответить   Sat, 2 Oct 2010 00:50:35 +0400 (#1228240)