информационно-психологические войны
22 сентября 2010 года в Российском государственном социальном университете
в рамках Федеральной целевой программы <Научные и научно-педагогические кадры
инновационной России> завершил свою работу ряд научных школ. Часть форумов, проводившихся
в РГСУ, была посвящена информационным войнам, идущим в России, целью которых
является разрушение основ нашего государства. Группа молодых ученых, призванных
противостоять этой угрозе в течение 3-х месяцев готовилась в соответствии с положениями
современной инновационной учебной программы, созданной силами лучших специалистов
из числа преподавателей РГСУ и других ВУЗов.
21-22 сентября слушатели и лекторы съехались в РГСУ, чтобы подвести итоги
тяжелой и кропотливой работы. С 10 часов утра и до 8 вечера для молодых ученых
проводились лекции, практические занятия и круглые столы. В качестве лекторов
были приглашены ведущие ученые и исследователи, компетентные в данной тематике.
Результаты их деятельности будут рассматриваться на Ученом совете РГСУ, причем
авторы наиболее перспективных проектов будут награждены сертификатами Российского
государственного социального университета, а их работы опубликованы в таких научных
журналах, как <Ученые записки РГСУ>, <Социальная политика и социология> и <Человеческий
капитал>.
Актуальность подготовки молодых специалистов в области информационно-психологических
войн не может быть поставлена под сомнение: именно эта область оборонного знания
до сих пор является самой уязвимой для внешних противников России и методично
подвергается массированной атаке с привлечением лучших сил Запада и новейших
технологий, находящихся в его распоряжении.
Одним из наиболее интересных начинаний, призванных противодействовать этой
угрозе является комплекс материалов <Информационно-психологическая война против
России: понятие, тенденции развития и направления противодействия>, подготовленный
Галиной Авциновой, доктором философских наук, профессором, заведующей кафедрой
политологии и социальной политики РГСУ.
Важным тезисом г-жи Авциновой является констатация дефицита эффективной
государственной информационной политики, в условиях отсутствия которой Россия
не может не только осуществлять информационные атаки против других держав, но
и даже противостоять аналогичным действиям. Кроме того, имперская миссия России
может быть поставлена под вопрос самым радикальным образом, в случае если мы
не повысим уровень информационного воздействия и противодействия. Ведь именно
этим уровнем обосновываются презентации и отстаивание странами своих геополитических
интересов. Именно он привел к созданию новых империй, влияющих на формирование
ценностных ориентаций граждан своих и иных государств в выгодном империям векторе
развития.
А между тем, отсутствие оборонных и наступательных информационных инициатив
в российском арсенале совершенно не означает, что аналогичный вакуум присутствует
и у наших вероятных противников. Совсем наоборот: ежедневно Россия подвергается
целенаправленному изменению жизненных стилей, принципов, стандартов и моделей
потребления и поведения населения, особенно молодежи, с помощью информационных
технологий. Целый комплекс подобных мероприятий направлен на подрыв государства
изнутри. И основная опасность заключается в том, что не всегда и не сразу эти
акции воспринимаются в качестве информационной агрессии, что увеличивает их опасность
для страны.
<Информационная война идет везде и всегда: на полосах газет, в эфире радио
и телевидения, на сайтах и порталах сети Интернет>, - постулирует г-жа Авцинова.
Более 300 научно-исследовательских центров на Западе разрабатывают технологии
ведения информационных диверсий (сначала против СССР, а теперь и России). Согласно
ее наблюдениям, чем активнее развивается информационная среда, тем больше экономическая,
техническая, технологическая, оборонная и иные составляющие национальной безопасности
государства зависят от безопасности информационной, а значит, проблема приобретает
еще большую актуальность в условиях заявленной президентом России модернизации.
Следовательно, информационная безопасность должна стать одним из приоритетных
проектов современной российской власти.
Но для того, чтобы предпринимать конкретные шаги необходимо сначала определиться
с понятиями, осознать, с чем мы имеем дело. Информационно-психологическая война,
определение которой мы с трудом можем отыскать на страницах современной справочной
литературы, является комплексом мероприятий по навязыванию противнику своих ценностей,
стиля и образа жизни, а в конечном итоге - изменении всей социально-политической
системы. А это, в свою очередь, означает, что информационная безопасность является
важной (а в условиях модернизации - важнейшей) составляющей национальной безопасности
всей страны. В конечном итоге, корректная расшифровка понятия информационной
войны, адекватная оценка масштабов тех действий, которые ежедневно совершаются
с целью подорвать суверенитет и стабильность положения России, должны стимулировать
создание российской властью мощной системы сдерживания информационных атак и
нанесения информационных контрударов на перманентной основе.
Таким образом, ключевыми аспектами современного уровня ведения информационно-психологических
войн, согласно тезисам г-жи Авциновой, являются ее принципиальная повседневность
и обыденность для развитых и даже развивающихся стран, неуклонный рост противоречивости
воздействия информации на общество и личность. При этом, планируя действия по
предотвращению и блокированию информационной агрессии, следует учитывать и тот
факт, что инновационные технологии и новые методы работы в информационном поле
не всегда являются самыми эффективными. Зачастую, такие <архаичные> методы борьбы,
как поддержание высокого духовного и нравственного уровня развития социума, перманентная
пропаганда традиционных ценностей и родной культуры эффективнее новейших технологий
выполняют задачи информационной обороны.
Наконец, г-жой Авциновой был внесен ряд конкретных предложений, целью которых
является повышение обороноспособности страны, путем активизации действий России
в информационном пространстве. Среди них:
- Внедрение концепции информационно-психологического обеспечения действий
Президента РФ, которая должна стать органичной частью доктрины информационно-психологической
противоборства российского общества и всей информационной политики;
- Совершенствование законодательства, регулирующего отношения в информационной
сфере, совершенствование правоохранительной и судебной деятельности в области
обеспечения безопасности интересов граждан, общества и государства в информационной
сфере;
- Регулярные президентские радио и теле обращения к россиянам, официальные
правительственные заявления для печати;
- Учитывая активизацию противника по дискредитации российской истории в
целом, вклада России в разгром фашизма и освобождение Европы в частности, на
государственном уровне необходимо объединить усилия различных ведомств, представителей
науки, экспертов по противодействию попыткам фальсификации истории и нанесению,
тем самым, ущерба национальным интересам страны;
- Необходимо создать специальные информационные войска, которые будут работать
на внешнюю и внутреннюю аудиторию. В их состав могут войти военные СМИ, эксперты,
журналисты, дипломаты, писатели, публицисты, переводчики, хакеры, сотрудники
связи, ВЭБ-дизайнеры и др.
Страна остро нуждается в специалистах подобного профиля. Следует расширить
подготовку в области прикладной журналистики, военной печати, стратегического
анализа и прогноза, международной, политической журналистики и др.
Реализация этого комплекса мероприятий, по мнению г-жи Авциновой, радикально
повысит степень информационной обороноспособности Российской Федерации, а значит,
и уровень национальной безопасности в целом.
Алексей Сидоренко
источник сегодня