Мы все за Восстановление работоспособности Всероссийского общества слепых!
Ребенок-инвалид: пять правил общения с семьей
http://www.miloserdie.ru/articles/rebenok-invalid-pyat-pravil-obshheniya-s-semej
Появление в семье ребенка-инвалида меняет жизнь не только внутреннюю, часто
меняются и взаимоотношения с миром внешним. Еще вчера тебя звали в гости все
друзья и знакомые, а сегодня тебе могут сказать: <<Знаешь, я не могу тебя
принять с твоим ребенком, он будет травмировать других гостей/моих детей.
Давай встретимся как-нибудь вдвоем, в кафе...>> Нет, боюсь мы больше никогда
не
встретимся, мой ребенок мне гораздо дороже тебя, дорогой бывший друг!
С другой стороны, те кто никогда с тобой раньше близко не общался вдруг
начинают тебе активно писать, звонить и приглашать на встречи. Одна мама
ребенка с ДЦП мне как-то говорила, что воспринимала такое повышенное
внимание к своей семье после рождения сына болезненно, ей была неприятен
такой нарочитый интерес.
Когда у нас в семье появился незрячий ребенок, я также столкнулась с
неожиданными реакциями. Одна знакомая мне стала делать замечания в храме, в
который я хожу много лет, что я разговариваю на службе, хотя очевидно, что
объяснить слепому, что происходит, можно только словами. Кто-то специально и
грубо толкнул моего мальчика, когда он пошел не туда, кто-то при нем стал
громко спрашивать <<совсем он не видит или не совсем>>? <<Он совсем не
видит, -
говорила я, - но зато хорошо слышит>>. Почему-то это всегда удивляло
вопрошавших.
Как-то перед его невидящими глазками мальчишки стали размахивать руками и
смеяться от того, что он никак на это не реагировал, и мы вынуждены были
провести с ними воспитательную беседу. В другой раз в гостях к нему подошел
паренек лет 8-9 и стал спрашивать, почему у него нет зрачков. Вечером наш
сын впервые спросил, отчего он не такой, как все. <<Знаешь, - сказали мы, -
не иметь зрачков - не самая большая беда, вот не иметь мозгов - гораздо
хуже!>> Он рассмеялся.
Правила общения
Эту колонку я решила написать после того, как прочитала на страничке в
социальной сети размышления приемной мамы Татьяны Свешниковой рассказ о том,
как восприняли некоторые окружающие ее нового сына Димочку, у которого СМА
(спинальная мышечная атрофия):
<<На благотворительной ярмарке к нам подбежала знакомая.
- Это твой мальчик? Он скоро умрет?..
Я только посмотрела. Она запнулась.
- Он что, соображает?
Испугалась и убежала.
После Пасхальной службы подошла незнакомая.
- Христос воскресе!
И стала его целовать. Он был в ужасе.
Еще несколько знакомых хотят со мной видеться без него или зайти к нам,
только чтобы я ``прикрыла ему руки и ноги'', а другие предлагают массажи, и
всякие волшебные способы лечения>>.
Специально для тех, кто не знает, как вести себя с другом или знакомым, у
которого появился ребенок-инвалид, Таня Свешникова записала 5 правил
общения, которые мы не можем не процитировать.
<<Наши правила:
Не обсуждайте при нем его физические и умственные способности. А соображает
он очень даже прекрасно.
Не хватайте, не целуйте его, если вы не знакомы с ним, и у вас с ним так не
заведено. Он этого не любит!
Выходить к подъезду пообщаться (как мне предлагали), чтобы вы не видели его
тела, я не буду. Просто не хочу его оставлять скучать. А от одежды ему жарко
и тяжело дышать. Даже накинутая простынь доставляет ему неудобство. Поэтому
не прикрою.
Очень хорошие врачи и специалисты в фонде помощи хосписам <<Вера>>. Они к
нам
приходят регулярно. Скоро, Бог даст, мы попадем на клинику СМА. Нам вполне
этого достаточно.
Просто порадуйтесь за нас - мы счастливы. Мы живем весело и дружно. И мы -
семья!>>
Особые люди меняют нас
Наверное, как ни странно это звучит, усыновителю ребенка с особенностями
развития в каком-то смысле легче, чем родным родителям, у которых он
родился. Многие родители детей-инвалидов испытывают чувство вины по
отношению и к ребенку, и к обществу. Поэтому именно приемная мама смогла
сформулировать те правила общения, которые помогут окружающим адекватно
воспринимать ее сына.
А по поводу того, что особый ребенок может <<травмировать>> других людей,
мне
хотелось бы сказать следующее. Недавно мне попалась на глаза такая фраза:
<<Мы стараемся изменить жизнь особых людей, а особые люди меняют нас>>. И
это
действительно так. После появления в нашей семье незрячего ребенка мои дети
очень изменились, хотя их жизнь стала сложнее, но ведь воспитывать - это не
значит делать жизнь легче.
Как-то раз на вокзале перед электричкой мой старший ребенок увидел незрячего
мужчину, он подошел и спокойно предложил помощь, когда человек отказался, он
просто встал недалеко от слепого и наблюдал, как тот справится с посадкой в
вагон. Потом они оказались на соседних лавочках и разговорились. Общаются в
соцсети <<Фейсбук>> до сих пор. Если бы не младший брат, мой ребенок не знал
бы, как подступиться к незрячему человеку - <<не заметить>> его или,
наоборот,
схватить за руку и потащить <<куда следует>>? Теперь члены нашей большой
семьи
знают - с любым необычным человеком надо, в первую очередь, вести себя
уважительно, на равных, дружелюбно и спокойно.
Присутствие в нашей жизни особых людей делает наш мир объемным, как когда-то
писала Екатерина Мень, - <<из плоского он превращается в мир 3D>>.
Действительно, раньше мне никто не дарил поздравление с Пасхой Христовой,
написанное шрифтом Брайля. Как настоящему криптологу, мне пришлось потратить
немало времени, чтобы разобрать его. Теплые слова, написанные точками на
белом листе бумаги, были наградой.
Анастасия ОТРОЩЕНКО
*
Поделитесь со знакомыми адресом для подписки на Гласность:
psychology.oglaska-sub@subscribe.ru
*
Это сообщение доставлено 359 подписчикам.
Наши сайты:
*
www.vosoborec.livejournal.com/
*
www.invvos.blogspot.com/
*
http://sinoptik50.livejournal.com/1015.html
*
www.inv-revda.narod.ru
*
http://subscribe.ru/catalog/culture.news.drugvos
*
http://agentkomar007.blogspot.ru/
*
www.vos-revda.narod.ru