Стивен
Кинг - не просто умелый стилист, мастер захватывающего сюжета и
незаурядный фантазер. Все это само собой разумеется - человек, лишенный
таких качеств, просто-напросто никогда не возьмется за перо и уж наверняка
не достигнет подобных высот. Но, в отличие от многих других авторов
"романов ужасов", Стивен Кинг еще и великолепный психолог. Возможно, в
первую очередь психолог, а уж потом все остальное. На нескольких страницах
создать полнокровный образ, набросать целостный психологический портрет
персонажа, пусть даже самого что ни на есть проходного, и затем на
протяжении всей книги четко придерживаться заданной линии - на такое
способны не многие из его коллег. Да при этом еще вывести героя не плоским,
добиться, чтобы на каждой странице проявлялись какие-то его новые, прежде
остававшиеся в тени черты и черточки... Наверное, именно поэтому лучше
всего Кингу удаются либо психологические драмы, в которых эле!
мент сверхъестественного сведен к необходимому минимуму ("Зеленая
миля"), - либо тексты, где действие разворачивается в полностью
фантастическом мире, который и интересен-то нам становится лишь благодаря
реалистично прописанной психологии героев ("Темная
башня").
Среди текстов Стивена Кинга
хватает произведений, в которых главным героем выступает писатель - в той
или иной степени несущий, надо полагать, черты "альтер эго" своего
создателя. К числу таких вещей принадлежит и "Мешок с
костями", самая последняя по времени выхода книга мастера. Похоже,
ощущение автобиографичности нагнетается здесь вполне сознательно -
повествование от первого лица, некоторые широко известные факты,
позволяющие читателю ассоциироват!
ь автора и героя, и так далее, и тому подобное... Кинг уверенно играет
на том жадном интересе, который публика проявляет к подробностям жизни
"звезд" первой величины. Что ж, не худший способ в борьбе за души и умы
читателей. Скорее всего, на самом деле сходство это чисто внешнее,
поверхностное. Создатель "Мешка с костями" не производит впечатления
человека, раскрывающего свою душу шире, чем это необходимо для придания
образу необходимой полноты и глубины. Хотя, с другой стороны, у всех
кинговских героев-писателей действительно есть нечто общее в характерах.
Пусть Тед Бьюмонт из "Темной
половины" пишет кровавые триллеры, а Майк Нунэн,
герой-повествователь "Мешка..." - "дамские детективы", оба они остаются
братьями-близнецами, разве что не однояйцовыми. Их роднит папашино
наследство - вся эта рефлексия над собственными творениями, все эти
биографические подробности и детали личной жизни. Разница тоже имеется.
Нельзя забывать, что Тэда и Майка все-таки разделяет полтора десятилетия.
Н!
а примере этих двух персонажей очень хорошо видно, как менялся с течением
лет сам Кинг. В отличие от своего создателя Тэд и Майк куда более статичны,
неизменны. Первый - средних лет удачливый рациональный циник, второй -
немолодой преуспевающий романтик со взглядом, обращенным в прошлое.
Такими они были до начала основных событий книг, такими и
останутся для нас навеки, аминь.
Странно говорить такое
об авторах романов, для героев которых стабильное состояние сознания -
скорее исключение, чем норма, но "нормальная" жизнь, по Кингу, непременно
должна обладать такими атрибутами, как размеренность и однообразие. Стоит
попытаться что-то изменить, сломать последовательность монотонных дней -
жди беды. Даже если подобную попытку предпринимает не сам герой, а кто-то
из его близких - скажем, жена, - можно ручаться: с этого момента персонаж
забудет о спокойном сне. Именно так, к примеру, произошло с Майком Нунэном.
Собственно, именно трагическая и !
нелепая смерть любимой жены стала причиной интереса, который довольно
популярный писатель начал проявлять к прошлому - сперва ближайшему, а потом
все более отдаленному. Там, в прошлом, так легко ненароком задеть
чей-нибудь "скелет в шкафу"! А если действие разворачивается в романе Кинга
и в поселке Дерри - то, как правило, весьма резвый и зубастый скелет...
И, наконец, последнее.
Тем, кто более-менее знаком с
творчеством Кинга, не надо
объяснять, какую бурю чувств и эмоций вызывает у читателя каждый удачный
роман автора. "Мешок
с костями" в этом плане не стал исключением. Приятно осознавать,
что и на шестом десятке Король не собирается терять форму. Роман
по-кинговски хорош - хорош всем, кроме одного.
Прекрасно
осознавая всю безнравственность такого поступка (об этом впрямую и очень
убедительно говорит герой-повествователь), Кинг на протяжении книги
"убивает" двух почти идеальных женщин, спутниц жизни, о каких в реальной
жизни мужчина может только мечтать. В последнее время зверски умерщвлять
красивых, умных и преданных героинь вошло у Кинга в привычку. Вспомнить
хотя бы его предыдущий роман, "Колдун и кристалл". При всем уважении к мастеру, в этом чувствуется этакий
слабый-слабый привкус мелодрамы.
Похоже, с годами Кинга
потянуло на любовную лирику - правда, весьма круто замешанную на крови. А,
может быть, это просто внешнее проявление подспудной борьбы
рационалистической и идеалистической тенденций в творчестве автора. Это
действительно заманчиво - создать своего рода маленькую локальную утопию,
теплую и уютную. Особенно после такого количества антиутопий - как
локальных, так и самых что ни на есть глобальных (одно "Противостояние"
чего стоит!). Но, будучи сугубым реалистом во всем, что касается
человеческой психологии, Кинг осознает, что в реальном мире таких
всесторонне прекрасных женщин существовать не может. Вот и остается
последний выход - пустить очередную героиню "в расход". Например, умертвить
при помощи сердечного приступа или попросту застрелить. Не скажу, что
такой подход вызывает си!
мпатию, но автор, разумеется, вправе сам расправляться со своими героя
ми - так, как ему будет угодно. Несмотря даже на то, что существует
множество куда более чистых и честных способов вышибить из читателя слезу.
К счастью, это единственный момент, от которого остается
неприятный осадок после прочтения этой во всех смыслах весьма достойной
книги.
Посему с радостью констатирую: мы, поклонники
таланта Стивена Кинга, ждали "Мешок с костями" не зря.
Интернет-магазин
"оЗон" - мощная спpавочно-инфоpмационная система,
посвященная литературе и кино. Возможность заказать множество
популярных книг и фильмов. Оплата заказов почтовым переводом, наложенным
платежом, через Сбербанк, по кредитной карте, при курьерской
доставке (Санкт-Петрбург и область, Москва и область) оплата
наличными курьеру.