Однажды я был свидетелем странного
разговора. В метро встретились двое знакомых. Один читал книжку стихов.
Кажется, Давида Самойлова. Другой у него спросил: "О чем стихи?" Я не
помню, что ответил читавший. Меня поразил вопрос. Точно также, по-моему,
человека можно спросить: "О чем жизнь?"
О чем? Зачем? Для
чего?
Зачем мы читаем стихи? Для чего слушаем музыку?
"Кабы не скрипки, кабы не всхлип
виолончели, мы бы совсем оскотинились, мы б осволочели..."
Не для того
ли?
В поэзию как область литературы книга Ирины Андронати, возможно, ничего нового не внесет. Но поэзию
как область литературы воспринимают одни литературоведы и собиратели
домашних библиотек. Поэзия - область духа; все прочее, что к ней не
относится, - литература, как говорил Верлен.
Стихи Андронати искренни. В поэзии это главное: в
искренности - свобода. Свобода от рамок времени, моды, условностей и
условий быта, равнодушия, которым мы пленены.
"Милый... родной..." - бестелесно, но властно И
безвозвратно кружило вразлет Память, беспамятство, горечь и ласка И
задохнуться сорвавшимся "...вот..."
Искренность
уязвима. Человек редко когда раскрывает душу. Пожалуй, только в любви и в
стихах.
Как странно - я еще
жива, Хотя два дня тебя не вижу, Я только ростом стала ниже И
голос никнет, как трава...
Краски в книге больше темные, сумеречные, ночные.
Оттенки их сменяются от:
Все ж сиреневый, как
сон, Наступает вечер...
до:
Не видно за облачным войлоком звезд И тихо, как в кляксе
чернильной...
- проигрывая ночную гамму и окрашивая
книгу в печаль.
Которая вдруг сменяется удивлением,
ожиданием, надеждой на праздник:
Я на случай
прилета драконов Третий месяц китайский учу...
Книга кончается видимостью покоя, успокоенности, безмятежной
дороги. Но только видимостью. В коде, как и положено в конце музыкальной
пьесы, повторяется основная тема - тема прощания и любви.
А я под занавес этих своих заметок хочу попросить прощения у
автора и терпеливых читателей за отнятое драгоценное время и, может быть,
неуместный стиль. И закончить праздничной нотой, на время позаимствованной
у !
автора:
Прости, спешим: у нас сегодня
дождь. У нас и у тебя сегодня праздник...
"Круговорот" -
книга не ровная. Но сбои ее - на уровне сбоев сердца, когда устаешь
кричать и биться кулаком в стену. Намеренно выстроенная композиция
подчеркивает ее неровность. Музыкально-театральная структура "Круговорота"
- с двумя прологами, интермедией, интерлюдией, действиями-кругами, кодой,
даже антрактом - должна дать почувствовать читателю-зрителю, что здесь, в
драме, что разыгрывает перед ним автор, все имеет право на голос. И на
промахи и на удачи.
Здесь равны
величием и правом И бубенчиков веселых гроздь, И топор, и тяжкая
держава, И в ладонь вонзающийся гвоздь...
Цельность замысла этой книги равна ценности ее исполнения.
Поэзия не равна жизни, в поэзии нет притворства. Плач в поэзии равен плачу.
Горе - горю. Полет - полету. Если в стихотворении человек умирает, смерть
его реальнее, чем в реальности. "Круговор!
от" - еще одно тому подтверждение.
Молитвенные мотивы,
мотивы плачей и заговоров:
Одолень-трава,
одолень-трава Защити меня, пожалей меня
-
переходят в книге в мотивы жертвенности, потерянности, ухода:
И ты будешь искать меня - по городам, по забытым кафе и
бистро, по трамваям, автобусам, паркам, садам, даже в чертовом этом
метро...
Интернет-магазин
"оЗон" - мощная спpавочно-инфоpмационная система,
посвященная литературе и кино. Возможность заказать множество
популярных книг и фильмов. Оплата заказов почтовым переводом, наложенным
платежом, через Сбербанк, по кредитной карте, при курьерской
доставке (Санкт-Петрбург и область, Москва и область) оплата
наличными курьеру.