Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Узбекистан: Новые водительские права стали удостоверением личности



Узбекистан: Новые водительские права стали удостоверением личности
2017-06-20 09:55 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

В Узбекистане водительские удостоверения нового образца получили статус документа, удостоверяющего личность, - согласно постановлению правительства №389 от 19 июня 2017 года, сообщает Uz24.Uz.


Водительские удостоверения нового образца, лицевая и обратная стороны

Водительские права, выдача которых начнется в октябре 2017 года, аналогичны ID-картам, используемым в зарубежных странах. Они будут изготавливаться из пластика и содержать персональный идентификационный номер физического лица (ПИН ФЛ) и специальную электронную метку (NFC Смарт-карт), позволяющую проводить бесконтактный обмен данными между устройствами.

Чтобы получить новые права, водители должны будут предоставить паспорт, водительские права старого образца и талон о прохождении технического осмотра. Срок действия водительских удостоверений нового образца - 10 лет со дня выдачи.

До 1 января 2019 года замена прав будет происходить на добровольной основе, затем в течение года - в обязательном порядке. Замена техпаспортов на новые образцы произойдет поэтапно в течение 2017-2020 годов - при прохождении автомототранспортным средством обязательного технического осмотра.



УВКБ ООН: Турция стала мировым лидером по приему беженцев
2017-06-20 12:08 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Турция стала мировым лидером по приему беженцев: в 2016 году здесь нашли приют, в общей сложности, 2,9 млн человек, в основном, из Сирии. Об этом говорится в докладе «Глобальные тенденции: принудительное перемещение - 2016», подготовленном и опубликованном Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) накануне 20 июня – Всемирного дня беженцев.



На втором месте - Пакистан, принявший 1,4 миллиона человек, почти все бежали из Афганистана. В десятку мировых лидеров вошли также Ливан, Иран, Уганда, Эфиопия, Иордания, Германия, Демократическая республика Конго и Кения.

Всего по состоянию на конец 2016 года в мире были вынужденно перемещены 65,6 миллиона человек - на 300 тысяч больше, чем годом ранее.

Этих людей можно разделить на три категории. Во-первых, это беженцы, количество которых - 22,5 млн - является крупнейшим в истории. Во-вторых, это люди, перемещенные внутри стран, - 40,3 млн человек. В-третьих - люди, ищущие убежище, их насчитывается в мире 2,8 млн.

Наибольшее количество просьб о предоставлении убежища получила Германия – 722.400 заявлений. Около трети из них поступило от сирийцев, много заявок подали приезжие из Афганистана, Ирака, Ирана, Эритреи, Албании и Пакистана. Второй по величине принимающей страной стали США - 262.000 заявлений о предоставлении убежища, около половины из них подали жители стран Центральной Америки. На третьем месте – Италия: 123 тысячи заявлений, поступивших, в основном, от жителей Нигерии, Пакистана, Гамбии, Сенегала, Кот-д'Ивуара, Эритреи.

Согласно докладу, в 2016 году Казахстан принял 653 беженца, Кыргызстан - 339, Таджикистан - 2729, Туркменистан и Узбекистан - по 27 человек. Россия приняла 228.990 беженцев и вошла по этому параметру в пятерку стран Европы после Турции (2.869.421 млн человек), Германии (669.482), Франции (304.546) и Швеции (230.164).

По данным УВКБ, в 2016 году дети до 18 лет составили около половины численности беженцев, 75.000 несопровождаемых или разлученных с родителями несовершеннолетних попросили убежища в 70 странах мира.

Самым большим поставщиком беженцев в 2016 году была Сирия: в мире насчитывается 5,5 миллиона сирийских беженцев. На втором месте – Афганистан: 2,5 млн беженцев. Резко вырос поток беженцев из Южного Судана, откуда в поисках убежища бежали 1,4 млн человек. На эти три страны приходятся 55 процентов от числа всех беженцев в мире.



Страшнее, чем теракты. Как выжить на дорогах Кыргызстана?
2017-06-20 13:31 ferghana@ferghana.ru (Екатерина Иващенко)

В последние годы СМИ Кыргызстана практически ежедневно сообщают о дорожно-транспортных происшествиях. «Фергана» уже писала, что после того, как в 2011 году Всемирный банк признал Кыргызстан страной с одним из самых высоких в мире показателей смертности на дорогах, в республике заговорили о необходимости реализации проекта «Безопасный город». Даже проводили тендеры, но - недобросовестно, вследствие чего по ним начались суды. В ноябре 2015 года начальник Главного штаба МВД Кыргызстана Бактыгул Абдыжалиев заявил «Фергане», что в январе 2016 года в Бишкеке будут установлены первые две видеокамеры, а взыскиваемые штрафы дадут доход порядка 5 миллионов сомов ($73 тысячи по сегодняшнему курсу), что позволит расширить систему «безопасного города» без тендеров. Но ситуация не изменилась - видеокамеры на дорогах не установлены до сих пор.

За последние десять лет число аварий в Киргизии возросло в полтора раза. Количество жертв ДТП составляет, в среднем, свыше 1000 человек в год. Смертность детей возросла на 6 процентов, число раненых удвоилось. Только за первый квартал 2017 года в Киргизии произошло 1684 ДТП, в которых погибли 144 взрослых и 11 детей. В целом, за последнее десятилетие в стране в результате ДТП погибло 11.553 человека, 958 из них - дети.

Аналитик исследовательского центра Central Asian Free Market Institute (CAFMI) Полина Котулева изучила ситуацию с ДТП в стране за последние годы. По ее словам, пик аварийности пришелся на 2013 год. Это связано с резким увеличением числа начинающих водителей, а также с возросшим импортом праворульных авто, на долю которых приходится 21 процент ДТП.


Динамика ДТП, смертности и травматичности на дорогах Киргизии

Ситуация в областях

По данным Полины Котулевой, наибольшая концентрация аварий и их последствий на дорогах наблюдается в Чуйской области, в частности, в Бишкеке, где происходит 36 процентов всех ДТП. Чуйская область также показывает самый высокий коэффициент смертности и ранений в результате ДТП.

Другим лидером по числу аварий является Ошская область, где число ДТП за три последних года возросло на 12 процентов, при этом количество смертей сократилось на 9 процентов, а пострадавших стало больше на 6 процентов.

Следующий по частоте аварий регион — Джалал-Абадская область. В Иссык-Кульском регионе уровень аварийности в течение трех последних лет остается стабильным. При этом погибших на дорогах стало на 31 процент меньше, а количество пострадавших так же, как и в Ошской области, выросло на 7 процентов. В Таласской, Нарынской и Баткенской областях автомобилей меньше, чем в других регионах страны, соответственно, дорожно-транспортные происшествия здесь происходят реже.


Количество ДТП в региональном разрезе


Количество раненых в ДТП в региональном разрезе

Детская смертность на дорогах

Помимо высоких показателей ДТП второй серьезной проблемой является высокий процент вовлеченности в аварии детей: каждый пятый участник ДТП в Киргизии - ребенок.

- Большинство аварий с детским участием происходит в Чуйской области, и здесь стоит выделить столицу, где фиксируется наибольшее количество погибших и раненых детей. Далее наиболее часто — в 26 процентах случаев — дети в ДТП попадают в Таласе. Несмотря на то, что Баткенская область входит в число регионов с наименьшим количеством аварий, в процентном соотношении здесь самая большая детская смертность на дорогах — 14,3 процента за последние три года. Наименьший показатель (6,2 процента) — в Нарынской области. Что касается Чуйской области и Бишкека, то в среднем за три года уровень смертности детей на дорогах составил 10,5 процента и 7,5 процента соответственно. То есть по количеству умерших детей Бишкек лидирует, а в процентах цифра ниже. Количество детей, получивших травмы за трехлетний период, держится в пределах 13-17 процентов по всем регионам, - рассказала Котулева.


Количество ДТП с участием детей в региональном разрезе

По вине водителей

В чем же причина такой высокой аварийности на киргизских дорогах? Согласно проведенному Полиной Котулевой анализу, 97 процентов аварий происходит по вине водителей и всего 3 процента — по вине пешеходов. Треть аварий по вине водителей происходит из-за превышения скорости. На ДТП, случившиеся по этой причине, приходится половина всех погибших в авариях и треть пострадавших.

Более 40 процентов ДТП происходит в форме наезда на пешехода. В такого рода авариях за последние три года зафиксировано, в среднем, 34 процента от всех смертей в результате ДТП, а телесные повреждения получили 29 процентов. Каждое третье ДТП происходит по причине столкновения, они унесли жизни трети всех погибших в ДТП людей и стали причиной травм для четверти из них. Также к серьезным последствиям приводит опрокидывание автомобиля, которое имеет место в 10 процентах всех ДТП. При этом умирает каждый пятый и каждый восьмой получает ранения.
- Отсутствие системы фиксирования нарушений скоростного режима и постоянного пребывания сотрудников ДПС на постах развязывает водителям руки и приводит к трагическим последствиям. Вторая причина аварий — нарушение правил маневрирования. Каждое пятое ДТП происходит из-за неправильного управления автомобилем. На ДТП по этой причине приходится каждый шестой погибший в автоавариях и каждый пятый травмированный. Это связано с пользованием мобильным телефоном во время процесса вождения и слабой подготовкой начинающих водителей, - продолжает Котулева.

Еще одно нарушение правил дорожного движения (ПДД), приводящее к 10 процентам аварий, — выезд на встречную полосу, что стало причиной смерти каждой седьмой жертвы ДТП и ранения каждого девятого. Проблема в отсутствии на большинстве киргизских дорог разделительных полос, из-за чего водители позволяют себе выезжать на полосу встречного движения, а пешеходы - переходить дорогу в неположенном месте.

- В середине рейтинга причин ДТП находится управление транспортным средством в нетрезвом состоянии — 8 процентов дорожных происшествий, каждый 12 погибший и раненый, - отметила аналитик. - Низкая сознательность граждан создаёт риски для жизни как водителя, так и других участников движения. Как правило, в нетрезвом состоянии за руль садятся молодые водители - в возрасте от 18 до 26 лет с опытом вождения до пяти лет. В светлое время суток происходят 63 процента аварий, но большее количество жертв (71 процент) приходится именно на ночное время, что в два раза превышает «дневную» смертность.


Количество ДТП по вине водителей


Распределение количества погибших по причинам ДТП по вине водителей

В чем виноваты пешеходы

Главной причиной несчастий по вине пешеходов (3 процента от общего количества ДТП) является переход проезжей части в неустановленном месте. По этой причине происходит половина ДТП, произошедших по вине пешеходов, а гибнет и получает ранения каждый второй.

- Причина трети ДТП по вине пешеходов — неожиданный выход на проезжую часть. При этих обстоятельствах погибает каждый второй и получает ранения каждый третий участник таких ДТП. Этому способствуют припаркованные в неположенном месте автомобили, которые закрывают обзор водителю и пешеходу. Также это происходит по причине отсутствия на дорогах нормального освещения, - объяснила Котулева.


Количество ДТП по вине пешеходов

Мировая практика по снижению ДТП

- В 2010 году ООН объявила период с 2011 по 2020 годы десятилетием по обеспечению безопасности дорожного движения. В календарь действий вошло несколько сотен мероприятий в более 70 странах. Каждая страна разрабатывает собственный план действий, проводит мониторинг и оценку своих достижений в этой области. Кыргызстан тоже участвует в данной программе ООН, однако результатов пока нет, - говорит Полина Котулева.


Смертность на дорогах в мире, млн человек

Как отметила эксперт, по аварийности на дорогах Киргизия уступает лишь Грузии и России, находясь в числе лидеров по ДТП. Замыкают рейтинг Швеция, Мальта и Норвегия, где были пересмотрены ПДД, разметка и дорожная инфраструктура. Пионером в вопросе обеспечения дорожной безопасности была Швеция, затем Норвегия и Мальта имплементировали ее стратегию на своих дорогах. Начиная с 2000 года, Швеции удалось сократить смертность на дорогах на 50 процентов, а к 2050 году страна планирует достичь нулевой смертности.

Что делать?

По словам Полины Котулевой, получив результаты анализа, эксперты выработали следующие рекомендации по снижению количества ДТП и смертей на киргизских дорогах:

Полина Котулева
- создать отдельный орган Патрульной полиции;

- ввести принцип «отсутствия толерантности» к нарушителям ПДД и усилить ответственность за эти нарушения. Например, пожизненно лишать водительских прав по факту совершения ДТП со смертельным исходом и на один год — при вождении в нетрезвом состоянии или при нарушении ПДД три раза за один месяц; предусмотреть увеличение штрафов на основе данных с момента реализации проекта «Безопасный город». Помимо ужесточения наказания для водителей нужно также внедрить механизмы ответственности для пешеходов и велосипедистов, нарушающих ПДД;

- реструктуризовать процесс выдачи водительских удостоверений, который в настоящее время в Киргизии сильно коррумпирован;

- создать безопасную дорожную инфраструктуру, способствующую безопасности пешеходов: нанесение качественных разметок, установление знаков, пешеходных светофоров и приподнятых пешеходных переходов. Сократить расстояния между автобусными остановками и углубить территорию перед ними;

- вовлечь население в работу по снижению ДТП и смертности на дорогах, а также в процесс выявления нарушений ПДД через систему стимулов по европейской модели — монетизации предоставленной информации о нарушении ПДД посредством мобильного приложения и веб-сайта МВД.

- Несмотря на незначительное снижение смертности при ДТП в Кыргызстане, цифры остаются критическими: количество жизней, унесенных за последний год на дорогах, в два раза превосходит смертность от ВИЧ/СПИДа по стране. Такая динамика влечет за собой не только социальный, но и экономический урон - порядка $307 миллионов ежегодно: за счет потери дохода пострадавшими, получившими травмы, потери кормильцев, потери социального вклада погибшими и получившими травмы, а также траты на восстановление здоровья, - заключила Полина Котулева.

Екатерина Иващенко



Рабочая группа ООН по произвольным задержаниям требует немедленно освободить Арамаиса Авакяна
2017-06-20 14:29 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Арамаис Авакян
Рабочая группа ООН по произвольным задержаниям, изучив процесс по делу Арамаиса Авакяна, осуждённого за экстремизм и терроризм фермера из Джизакской области Узбекистана, заявила о том, что к нему были применены недопустимые меры по задержанию и аресту, включая пытки, отказ в справедливом судебном процессе, дискриминацию по этническому и религиозному признакам. Рабочая группа ООН потребовала немедленно освободить Авакяна и выплатить ему компенсацию, а также сообщила о передаче его дела Специальному докладчику ООН по пыткам и Специальному докладчику ООН по вопросу о независимости судей и адвокатов.

«Мы приветствуем решение Рабочей группы, - сказала Кейт Барт, директор по правовым вопросам международной неправительственной организации Freedom Now («Свобода сейчас»), выступающей в качестве бесплатного адвоката Арамаиса Авакяна. - Однако за 650 дней нахождения за решеткой по сфабрикованным обвинениям здоровье господина Авакяна ухудшилось и продолжает ухудшаться. Мы призываем правительство Узбекистана уважать решение Рабочей группы ООН, немедленно освободить господина Авакяна и расследовать все заявления о пытках».

Напомним, Арамаис Авакян владел рыбным хозяйством в Джизаке. В сентябре 2015 года хоким (глава администрации) города потребовал от него уступить этот бизнес и пригрозил тюрьмой в случае отказа. Спустя несколько дней после «делового» разговора Авакян и четверо его работников пропали. Лишь спустя сорок дней родственникам сообщили о том, что их близких задержали и водворили в СИЗО (следственный изолятор) города Хаваст Сырдарьинской области. Позже Авакян и его товарищи, уже в качестве подсудимых, заявляли, что в течение четырех месяцев к ним применялись жестокие пытки с целью получения признательных показаний.

Подсудимых признали виновными в исламском экстремизме, терроризме, намерении истреблять сотрудников МВД и СНБ, захватить военный аэродром, местную тюрьму, взорвать стратегически важные объекты и уехать в Сирию, чтобы воевать на стороне так называемого «Исламского государства» (запрещенная террористическая организация «Исламское государство Ирака и Леванта», ИГИЛ, ИГ, ISIS или IS англ., Daesh араб., ДАИШ), а также в том, что они выкапывали и продавали старые асбестовые и бетонные трубы.

Подсудимые не признавали свою вину и заявили о применении к ним пыток с целью получения признательных показаний. В частности, следы пыток были обнаружены у Арамаиса Авакяна - кровоподтеки на руках и сломанная нога.

Несмотря на заявления о пытках, все подсудимые были признаны виновными и приговорены к длительным тюремным срокам, включая Авакяна, который, к слову, является христианином армянского происхождения. Авакян получил семь лет лишения свободы.

Арамаиса Авакяна лишили правовой защиты не только во время задержания и следствия. После начала судебного процесса его первому адвокату Лайло Абдуллаевой угрожали расправой, и она была вынуждена отказаться от своего подзащитного. Его второму адвокату Одилу Кобилову не позволили довести защиту до конца, он был обвинен во взятке и тоже осужден на семь лет заключения, спустя месяц вышел на свободу. Третий адвокат Авакяна проигнорировал все заявления своего подзащитного о пытках.

Подробности по делу Арамаиса Авакяна можно узнать, пройдя по этой ссылке.

Рабочая группа ООН является независимой коллегией из пяти экспертов по правам человека со всего мира, обладает мандатом на расследование случаев произвольного задержания и других связанных с ними нарушений прав человека в соответствии с международными стандартами, сформулированными во Всеобщей декларации прав человека.



Всемирный банк: За чертой бедности в Таджикистане проживает 13 процентов населения
2017-06-20 14:38 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Около 13 процентов населения Таджикистана проживает за чертой бедности, и с 2009 года данный показатель практически не изменился, отмечает Всемирный банк (ВБ) в своем докладе, подготовленном в рамках подготовки новой стратегии сотрудничества банка с республикой. ВБ определяет порог бедности в $3,1 в день на человека. Таким образом, тот, чьи расходы в день составляют менее указанного, признается бедным, а за чертой бедности находятся те, кто тратит в день менее $1,1, передает «Озоди» (таджикская служба Радио Свобода).

Эксперты ВБ указывают, что с 2003 по 2015 годы уровень бедности в Таджикистане сократился с 73 до 31 процента, тем не менее этот уровень остается высоким, а динамика его снижения неустойчивой. При этом в сельской местности проживает 81 процент бедного населения. Существуют большие региональные различия в бедности — от 20-22 процентов в Душанбе и Согдийской области до 39 процентов в Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО).

В Статистическом агентстве Таджикистана утверждают, что количество бедных в стране сокращается из года в год. «Уровень бедности в стране ежегодно сокращается на 1 процент. Например, в прошлом году уровень бедности сократился на 0,7 процента и составляет сейчас 31,3 процента. Конечно, темпы сокращения бедности сейчас не такие, как в прежние годы», - говорит начальник управления Статагентства Таджикистана Абдували Кулов.

По оценке ВБ, до 2014 года основным источником дохода многих таджикских семей были денежные переводы трудовых мигрантов. Но с кризисом российской экономики, когда многие мигранты лишились работы и были вынуждены вернуться на родину, доходы многих домохозяйств в Таджикистане сократились. В рамках разрабатываемой стратегии сотрудничества между ВБ и Таджикистаном будет обсуждаться вопрос о том, что в сложившихся экономических условиях может стать новым источником дохода для таджикистанцев.



В избранное